Реферат по предмету "Разное"


«Об ос­новных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Засижьевская муниципальная средняя (полная) общеобразовательная школа Ярцевского района Смоленской областиПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ«Права ребёнка – права человека»Автор: Гавриленко Марина Викторовна, учитель истории и обществознания2009 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: пропаганда ценностей прав и свобод человека, распространение знаний о правах ребёнка и механизмах их защиты; формирование правовой культуры, развитие интереса к вопросам, связанным с реализацией и защитой прав и свобод; воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ; овладение умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.Литература: Декларация прав ребёнка; Конвенция о правах ребёнка; Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об ос­новных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Истории. Обществознание. 5-11 кл.: внеклассные мероприятия \ авт.-сост. Л.Л.Кочергина.- Волгоград: Учитель,2009; Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы.5-9 кл.-М.: ВАКО,2006^ ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем конференц-зале, где сегодня проводится пресс-конференция на тему: «Права ребёнка – права человека» Сегодня у нас в гостях: Уполномоченный по правам человека…(гость 1- подготовленный ученик), Полномочный представитель президента РФ в ЦФО по Ярцевскому району…(гость 2- подготовленный ученик) Инспектор по охране прав несовершеннолетних… (гость 3-подготовленный ученик) Каждый ребенок должен знать свои права, обя­занности, чтобы с легкостью ими пользоваться в нужной для не­го ситуации. Ребенок – это человек, но еще не взрослый человек, поэтому ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и защите. Право должно не только учитывать эту особен­ность несовершеннолетних, но и защищать от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Дети и подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреп­лены в действующих правовых актах за ними. О том, как возникли правовые акты, касающиеся защиты и благополучия детей нам расскажет наш гость – уполномоченный по правам человека… Гость 1: Благополучие детей и их права всегда обращали на себя пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принци­пы, касающиеся защиты и благополучия детей. Однако время и положение детей - будущего всего человечества - потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979 по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, подготовила текст Конвенции о правах ребёнка. Конвенция – соглашение по какому-либо вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Права ребенка отражены в Конвенции, принятой 20 ноября 1989 года на засе­дании Генеральной Ассамблеи ООН. Этот документ должны знать все дети мира. Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают — из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуган­ный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ре­бенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох - вступает в жизнь. Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка являются документами высокого международного стандарта. Они провозглашают ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Определяя права де­тей, которые отражают весь комплекс гражданских, политиче­ских, экономических, культурных прав человека, Конвенция о правах ребенка устанавливает и правовые нормы ответственно­сти государства. Они призывают и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в ос­нове которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Одновременно происходит формирование у подрастающего поколения осознания законов и прав других людей, уважительного отношения к ним. Основная идея Конвенции за­ключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Поло­жения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Ведущий: Согласно Конституции РФ президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Я обращаюсь к полномочному представителю президента РФ в ЦФО … Разъясните пожалуйста, какова законодательная база для реализации основных требований Конвенции о правах ребёнка на территории РФ. Гость 2: 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребенка вступила в силу для Российской Федерации. Ребенком, согласно статье 1-й Конвенции, является лицо, не достигшее 18-летнего возраста, если по национальному законо­дательству оно не достигает совершеннолетия ранее. Специаль­ная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечи­ваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлены тем, что ребенок пребывает в состоянии физиче­ской и умственной незрелости. Основным документом в нашей стране явля­ется Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об ос­новных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобрен­ный Советом Федерации 9 июля 1998 года. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономи­ческих условий для реализации прав и законных интересов ре­бенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспита­ния в них высоких нравственных качеств, патриотизма и граж­данственности». Права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ. Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп: К первой группе можно отнести такие права ребенка, какправо на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении другихправ и т. п. Ко второй группе относится право ребенка на семейноеблагополучие. К третьей группе относится право ребенка на свободное развитие его личности. Четвертая группа права призвана обеспечить здоровьедетей. Пятая группа прав ориентирована на образование детей иих культурное развитие (право на образование, на отдых и до­суг, право участвовать в играх и развлекательных мероприяти­ях, право свободно участвовать в культурной жизни и зани­маться искусством). И шестая группа прав направлена на защиту детей отэкономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческогосодержания и обращения с детьми в местах лишения свободы. При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Одни из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного про­живания людей, другие - нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные иму­щественные и имущественные отношения между членами се­мьи: супругами, родителями и детьми, другими родственника­ми, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Отношения, возникающие между родителями и детьми в се­мье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в се­мье, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ре­бенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Ведущий: Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родивше­гося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину де­тей, которые были в тягость, родители продавали нищим. Об этом писал В.Гюго в романе «Человек, который смеется». Продажа детей с целью заработка. В Санкт-Петербурге в XIX веке по­явилось много приютов для младенцев, которых бедные роди­тели подбрасывали добрым людям». О бесправном положении детей и подростков писали и русские классики Некрасов, Короленко, Куприн. А как обстоят дела с правами детей в современной России? На этот вопрос я попрошу ответить Инспектора по охране прав несовершеннолетних… Гость 3: В России пробле­ма защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономиче­ский кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившееся число бедных семей в стране; постоянное увеличение числа правонарушений и преступлений, совершае­мых несовершеннолетними; рост числа детей, оставшихся без родителей; рост числа несовершеннолетних, убегающих из до­ма, и другое. Российские дети, по данным официальной ста­тистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10 % из них погибают. 60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты, 348 тысяч потенциально безнадеж­ных детей из 148 тыс. семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Никогда в России, даже в военные годы, не было таких страшных цифр: треть всех детей, попадающих в дома ребенка, «отказники». Матери отказываются от родно­го дитя своего из-за нищеты или пьянства. Дети голодают, по­бираются, увеличивается число ребят, не посещающих школу из-за отсутствия одежды, обуви, школьных принадлежностей. В стране от двух до четырех миллионов (по разным данным) беспризорных, 1,5 миллиона ребят школьного возраста негра­мотны. Больше половины этих детей больны, многие истощены. Вы спросите, почему так происходит? Причины этого – низкий уровень правовой грамотности детей, подростков и всего населения в целом, отсутствие социальной рекламы со стороны государства, ведь за частую дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию просто не имеют представления, куда можно обратиться за помощью. Вопрос : Куда же можно обратиться ребёнку, попавшему в трудную жизненную ситуацию? Гость 3: К важнейшим личным правам ребенка отно­сится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Пра­во ребенку на защиту своих прав и законных интересов – это обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей. В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родите­лей (иди лиц, их замещающих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, обра­зованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполни­лось 14 лет, то в суд. Вопрос: Очень часто в Конвенции о правах ребёнка звучит слово «свобода», а свобода – это независимость. Какие права ребёнка на свободу записаны в Конвенции? Гость 2: У каждого ребёнка есть право иметь собственное мнение и право говорить то, что он думает. Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ре­бенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любо­го вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслу­шанным в ходе любого судебного или административного раз­бирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интере­сам ребенка. Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достиг­шего возраста десять лет. Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении родительских прав. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса. Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решения вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производ­стве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усынов­ления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью. Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достиг­шее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия). Вопрос: У меня очень трудная проблема, которую сам я не в силах разрешить. Ко мне обратился одиннадцатилетний мальчик, я не называю его фамилию и школу по его же просьбе. Родители этого ребенка являются членами секты ад­вентистов седьмого дня. Мальчика заставляют насильно ходить на собрания секты, хотя он и сопротивляется. За непослуша­ние его наказывают. В порыве отчаяния он рассказал мне о своем горе, так как в классе со сверстниками и учителями он боится об этом говорить. Прошу вас помочь нам разобраться в дан­ном вопросе с точки зрения Конвенции, а мы, в свою очередь, попытаемся объяснить это подростку. Какие права ребенка по существующей Конвенции нарушают родители? А может быть, родители правы? Гость 1: В ст.14 Конвенции закреплено право ребенка на свободу мысли, совести и религии., в ст.28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, согласно п.2 Ст.30 Конституции РФ никто не может заставить человека всту­пить в какую-то организацию, если он этого не хочет, ст.21 Конституции РФ запрещает насилие, а также жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Таким образом, делаем вывод: в данной ситуации родители не правы. Если ребенок оказался жертвой плохого отношения к нему, физической, сексуальной или эмоциональной жесто­кости, то он должен знать, что на его стороне статья Конвен­ции: «Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать». Если ребенок оказался жертвой жестокости со стороны родителей, то помощь он может получить со стороны социальной службы. В России существу­ет «горячая телефонная линия» для жертв насилия — телефон доверия. Вопрос: Какими имущественными правами обладают дети? Гость 3: Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а по­следние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолет­них детей. В случае, если родители не предоставляют содержание сво­им несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке. Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, по­лученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретен­ное на средства ребенка. Вопрос: Многие дети по разным причинам становятся сиротами. Кто и как осуществляет защиту прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? Гость 1: Та­кие дети всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания та­ких детей в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспита­ние сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов, в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создания приёмной семьи предоставляется и бездетным родителям. Вместе с тем семьи, в которых отсутствует один из родителей (непол­ные), не могут создавать приемную семью. Приемная семья - это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают заработную плату. Родители-воспитатели, желающие взять детей в свою семью, должны заключить договор с органами опеки и попечительства. Этот договор должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью, условия содержания этого ре­бенка, условия воспитания и образования ребенка, права и обя­занности родителей, обязанности по отношению к приемной се­мье органа опеки и попечительства, а также основание и послед­ствия прекращений такого договора. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, забо­титься о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить ребенка к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед обществом. Именно они являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы. За ребенком сохраняется также право собст­венности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жи­лищным законодательством. Контроль за использованием и сохранностью имущества (в том числе и жилого помещения) ребенка должны обеспечивать органы опеки и попечительства. Пока в России немного приемных семей. Однако можно предположить, что их количество будет увеличиваться по мере создания государством условий для их нормальной жизнедея­тельности, которые предполагают и наличие определенных льгот, предоставляемых государством, местными органами вла­сти таким семьям. Вопрос: Мы сегодня много говорили о правах ре­бенка. А умеют ли дети пользоваться своими правами? Совсем недавно я была у своей подруги в гостях. У нее сыновья-двой­няшки, ученики 6-го класса. На уроках обществознания они как раз изучали свои права, и вот подруга стала мне на них жаловать­ся: «Мои дети стали слишком грамотные». В доме звучат такие диалоги: - Сходи за хлебом в булочную! - Не имеешь права эксплуатировать ребенка, - Вымой посуду! - Не имеешь права использовать детский труд. - Помой руки! - Это насилие над личностью! - Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя накажу. - Это проявление жестокости. Гость 3: Юные граждане не всегда умеют правильно пользоваться своими правами. Наличие определённых прав у ребёнка, подразумевает также существование и обязанностей. Родителям следует напоминать детям о том, что у них, как и у взрослых помимо прав есть ещё и обязанности. А есть права, которые одновременно являются и обязанностями. Например, Право гражданина на образование, закреп­ленное в ст. 43 Конституции РФ, является его обязанностью. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, госу­дарства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся установленных государством об­разовательных уровней. Го­сударство гарантирует общедоступность и бесплатность дошко­льного, основного общего и среднего профессионального обра­зования в государственных или муниципальных образователь­ных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Вопрос: Считаете ли вы, что права ребёнка в нашей стране соблюдаются? Гость 1: Ребёнок – человек, пребывающий в состоянии физиче­ской и умственной незрелости. Признание прав и свобод человека, а значит признание прав и свобод ребёнка высшей ценностью особенно актуальны для современной России, только начинающей строить правовое государство. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. В нашей стране, к сожалению, гражданское общество развито недостаточно. Не все граждане занимают активную нравственную позицию и глубоко осознают свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, к своим соотечественникам, национальным ценностям и культуре. Между тем, неукоснительное соблюдение норм права – это священный долг и обязанность каждого гражданина России. Поэтому государству необходимо осуществлять образование своих граждан в области прав человека, как важнейшего элемента утверждения общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития человека. Образование ребёнка в области прав человека способствует формированию гражданского самосознания, активной жизненной позиции, выработке чётких нравственно-правовых ориентиров, правильному представлению о законах и их требованиях. Ведущий: Юным гражданам России предстоит жить в третьем тысячелетии. И от того, какими они вырастут, во что будут верить, что будут принимать за основной устав в жизни, зависит судьба нашего Отечества. Начатое отцами и дедами великое дело возрождения России завтра будет в руках юных граждан России. Хочется надеяться, что подрастающее поколение сделает мир лучше, добрее, разумнее. Правовое воспитание помогает развитию активности, инициативности, осознанию приоритета прав человека – тех качеств, без которых невозможно формирование гражданина новой России – носителя великой культуры, великого народа. Наша встреча подошла к концу. Спасибо за внимание. До новых встреч.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.