Произведения Аркадия и Бориса Стругацких и нравственность
Фантастика — это самостоятельный жанр литературы. Однако это утверждение для некоторых покажется достаточно опровержимым. Некоторые вообще не признают фантастику самостоятельным жанром литературы. Причина этому в количестве фантастической литературы низкого качества, которая наводнила прилавки книжных магазинов. Большинство фантастических произведений содержат минимум новизны, или просто слегка измененную версию чужой идеи. Но, тем не менее, нельзя ставить такую литературу на один уровень с произведениями настоящих фантастов, для чьих книг характерна и богатая фантазия, и отличное владение языком. В России много хороших фантастов. Братья Стругацкие входят по праву в число лучших фантастов не только России, но и всего мира. Ценность их повестей и романов состоит в том, что в них авторы рассматривают и пытаются решить невероятно сложные нравственные проблемы, на которые иногда нет однозначного ответа. Проблемы нравственного выбора, цена прогресса, соответствие высоких идей используемым для их достижения средствам, — вот что является основной тематикой их произведений. Основные атрибуты фантастики (инопланетяне, чужие планеты, пришельцы, мутанты, роботы, разумные существа, межзвездные корабли и пространства) являются просто художественными средствами для передачи замысла автора, красивой формой, в которую заключена идея. Фактически речь идет о взаимоотношениях между людьми. Для Стругацких характерны великолепные диалоги между персонажами, неожиданный юмор даже в грустных ситуациях, и, конечно же, совершенно непредсказуемые повороты сюжета.
Нравственный выбор братьев Стругацких
Сюжеты большинства фантастических произведений предполагают контакт между различными цивилизациями. И здесь возможны некоторые вариации. Если пришельцы прилетели с целью захвата, то становится очевидным, что местные жители должны бороться за жизнь и защитить свою планету. “Война миров” великого фантаста Герберта Уэллса может служить примером такого развития сюжета. Эта книга уже стала классикой жанра фантастики, однако, вопросы нравственного выбора в ней практически не рассматриваются. Другой вариант развития событий — у пришельцев мирные цели. Если обе цивилизации находятся на одном этапе развития, то контакт окажется взаимно полезным. Скорей всего это будет обмен технологиями. Если же пришельцы заметно опережают в развитии местную цивилизацию, то открытого контакта, очевидно, не получится. Местные жители поймут мирных целей инопланетян, и будет вполне логичным, что они откажутся от помощи подозрительных пришельцев.
Здесь мы и сталкиваемся с проблемой нравственного выбора. Если пришельцы все-таки хотят, чтобы менее развитая цивилизация не повторила их ошибок, прошла более легкий путь развития, то возникает два способа поведения относительно новой планеты. В первом случае можно продолжать наблюдение за планетой, но не вмешиваться в чужие дела за исключением чрезвычайных ситуаций. Во втором случае можно тайком высадить на планету своих людей, чтобы они смешались с местным населением и способствовали прогрессу.
Безнравственным выглядит первый вариант прогрессорства. Представители развитой цивилизации не смогут равнодушно наблюдать без вмешательства страдания жителей отсталой планеты. Примером может служить образ Рудольфа Сикорски, известного по роману “Обитаемый остров”. Он убивает человека только потому, что опасается прогрессорства Странников над землянами. Он пытается убедить себя, что Странники хотят причинить вред Земле, хотя сам прекрасно понимает, что если бы Странники хотела это сделать, то они давно бы это сделали. Они могли бы уничтожить Землю, когда сочтут нужным, безо всяких хитростей, так как давно опередили Землю в уровне технического развития. Сикорски сам все отлично понимает и потому не хочет спрашивать разрешение совета Земли. Он заранее знает, что его не поддержат. В итоге Сикорски совершает умышленное убийство. Но раз человек, который занимается прогрессорством на чужой планете, не хочет, чтобы кто-либо прогрессорствовал на его собственной планете, то идея прогрессорства в корне неверна. Получается, что прогрессорство аморально. Из этого следует, что развитая цивилизация в принципе не должна вмешиваться в дела менее развитой. Именно так поступала сверхцивилизация Странников. В повести “Жук в муравейнике” Стругацкие дают еще одно доказательство аморальности прогрессорства.
Второй вариант — это высадка на планету прогрессоров, цель которых помогать прогрессу на обитаемой планете. В одном из своих ранних произведений “Трудно быть Богом” Стругацкие описывают вариант активного вмешательства в дела чужой планеты. На планете, где процветает феодализм, тайно работают несколько сотен так называемых прогрессоров с Земли. Они действуют искренне и с большим энтузиазмом. Но в итоге, несмотря на их старания, к власти приходит один из самых реакционных кланов, причем его лидер сам догадывается о присутствии людей с другой планеты и, используя их, захватывает власть. В результате этого пролилась кровь многих людей, а прогресс надолго остановился. Итак, земляне потерпели неудачу, а ситуация на планете стала гораздо хуже, чем была.
Случайность ли это? В романе “Трудно быть Богом” этот вопрос остается открытым.
В другом произведении Стругацких, написанном уже после “Трудно быть Богом”, на этот вопрос напрашивается отрицательный ответ. Главный герой “Обитаемого острова” Максим Каммерер. Из далекого будущего он из-за катастрофы своего космического корабля попадает на планету Саракш, которая находится примерно на той же стадии развития, что и современная Земля. За свою жизнь на планете Максиму пришлось попробовать себя в различных ролях. Он был и гвардейцем, и каторжником, и террористом. Каммерер наблюдал тяжелую жизнь окружающих его людей и хотел им помочь. На планете существовал искусственный центр излучения, который большинство жителей страны делал тупыми, а остальным причинял физическую боль. В конце концов, он в одиночку сумел разрушить его, однако последствия взрыва были ужасны: теперь страдать от боли стала почти вся страна. На Саракше много лет работал один из ведущих прогрессоров Земли, Рудольф Сикорски. Он достиг одного из высших постов страны, однако ничего не смог сделать, чтоб помочь жителям планеты. Сикорски был свидетелем строительства башен-излучателей, но ничем не смог этому помешать. Таким образом, прогрессорство снова потерпело крах. Видимо, это вполне закономерно, так как даже самая лучшая цель не может достигаться путем аморальных средств. Смысл заключается в том, что прогрессоры, даже желая блага, идут к цели обманным путем и лишают местных жителей свободы выбора. Поэтому их благородной цели либо не удается достичь, либо ее достижение приводит к печальным результатам. Во всяком случае, ход событий в романах “Трудно быть Богом” и “Обитаемый остров” подтверждает такой вывод.
Для многих героев братьев Стругацких моральные вопросы являются главными. Хорошим примером этому утверждению является роман “За миллиард лет до кона света”. По рассказу следует, что с точки зрения мирового равновесия по закону природы заложено, что людям нельзя знать слишком много. Когда люди начинают проникать в тайны мироздания, слишком глубоко, чем нужно, то их исследования должны быть остановлены любой ценой. Ведущие ученые сталкиваются с этим выбором, и выбор этот для них очень сложен. В результате давления извне все герои, кроме одного, соглашаются прекратить работу. Их выбор практически нельзя осудить. Но выбор, который сделал единственный человек, явно более привлекателен: он решает продолжать и свою работу, и брошенные работы других. У него нет семьи, и ему нечем рисковать. С одной стороны, его выбор достоин уважения, если бы таких людей не было, то общество не развивалось бы. Поэтому такие люди должны быть. Но с другой стороны, если бы таких людей было слишком много, то произошла бы катастрофа.
В романе “Малыш” земляне пытаются контактировать с высокоразвитой, но негуманоидной цивилизацией. При этом единственным средством связи оказывается мальчик с Земли, которому спасли жизнь негуманоиды. Почти все члены исследовательской группы готовы использовать Малыша в своих целях. И лишь один человек не согласен с тем, что все пренебрегают интересами мальчика.
Итак, прогрессорство аморально, если достигается сомнительными средствами. Такой прогресс для братьев Стругацких безнравственен и не несет желаемого результата. Подтверждением этому может служить роман “Улитка на склоне”. Авторы показывают лес на своеобразной и довольно отсталой планете. Изучением этого леса занимается большое Управление (прогрессоры). Фактически Управление занимается самим собой, а лес живет своей жизнью. В лесу происходят изменения: на смену отсталым и заторможенным племенам приходит более развитое племя. Новое племя состоит только из женщин, поэтому для увеличения своей численности они воруют женщин из старого племени. Кроме того, новое племя живет в озерах, поэтому они заливают водой деревни, где не осталось женщин. Конечно, женщины не убивают оставшихся мужчин собственноручно, но когда почти все будет затоплено водой, мужчинам будет сложно выжить. К тому же старые племена практически не размножаются, так что они обречены на гибель. Такой прогресс нельзя назвать прогрессом, если он достигается агрессией и умерщвлением старого. Ведь новое племя когда-то было частью старых племен. Такой “прогресс” в дальнейшем не несет ничего хорошего, и о судьбе планеты можно только догадываться.
В повести “Волны гасят ветер” показан другой вариант прогресса. Дело происходит на Земле в далеком будущем. Очень маленький процент людей выходит на принципиально новую стадию развития. При этом сверхлюди долго скрывают свое существование, дабы не огорчать людей, а основная масса сверхлюдей покидает Землю, которая становится для них неинтересной. Спор вызывает лишь стремление сверхлюдей скрыть происходящее от остальных. Обман по Стругацким аморален, но, с другой стороны, вряд ли обычному человеку приятно знать, что рядом есть сверхлюди, а он сильно отличается от них. Кстати, этот роман, который является продолжением “Жука в муравейнике”, окончательно доказывает, что Сикорски был не прав, опасаясь Странников, которые, перейдя на высокую стадию развития, наверняка перестали интересоваться чужими делами (как и сверхлюди).