Реферат по предмету "Математика"


Методология ценообразования

--PAGE_BREAK--
Метод определения цены с ориентацией на конкуренцию
состоит в определении цены с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке.

Методы установления цены с ориентацией на конкуренцию можно подразделить на:

·                     метод следования за рыночными ценами;

·                     метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке;

·                     метод определения цены на основе привычных, приня­тых в практике данного рынка цен;

·                     метод определения престижных цен;

·                     состязательный метод.

Метод следования за рыночными ценами предусматрива­ет, что каждый продавец, продающий данный товар на рынке или предлагающий соответствующую услугу, устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложив­шийся на рынке, исходя из реально существующего уровня рыночных цен и при этом, существенно не нарушая его. Если данная фирма усиливает дифференциацию своих товаров и услуг по отношению к товарам и услугам фирм-конкурентов, то она вправе установить цены на несколько более высоком уровне по сравнению с обычными.

Устанавливаемая таким способом цена должна опреде­ляться в специальной ценовой зоне каждой фирмой самосто­ятельно. Если же между фирмами будет заключена догово­ренность по согласованию уровня цен в особых рамках, то это будет рассматриваться как нарушение антимонопольного за­кона.

Метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке оз­начает, что фирма негласно определяет свои цены исходя из уровня цен фирмы-лидера, обладающей самой большой ры­ночной долей, т. е. занимающей в данной отрасли лидирую­щее положение по масштабам производства и продаж, уров­ню технологии, престижности и т. д. Таким образом, фирма, занимающая лидирующее положение на соответствующем рынке, так как у нее самая высокая степень доверия среди предполагаемых покупателей, находится в преимуществен­ном положении для проявления своего лидерства в области издержек производства и диктата уровня цен. Она распола­гает широкими возможностями устанавливать на рынке цены на более выгодном для себя уровне, чем другие, и может довольно свободно определять цены с учетом конкурентной ситуации.

Обычно фирмы, следующие в формировании своей цено­вой политики за лидером, весьма слабы и по степени извест­ности, и по степени признания покупателями их торговой марки. Поэтому им ничего не остается, как держать цены на свою продукцию на уровне цен, установленном фирмой-ли­дером. В результате, хотя фирмы и не заключают между со­бой какого-либо соглашения по ценам, на практике получа­ется, что товары или услуги продаются ими по ценам, нахо­дящимся на определенном, как бы согласованном уровне, т. е. происходит усреднение рыночных цен.

В действительности не устанавливается какая-либо одна цена, а определяется несколько уровней цен в зависимости от положения данной фирмы на рынке, ее способности и степе­ни дифференциации товара или услуг по отношению к това­рам и услугам фирмы-лидера. В большинстве случаев наблю­дается такая ситуация, когда цены каждой фирмы оказыва­ются ограниченными определенными рамками и при этом бывают не выше соответствующих цен фирмы-лидера.

Прежде чем перейти к методу ценообразования на осно­ве привычных, «принятых в практике данного рынка цен, не­обходимо дать определение термину «привычные цены».

Привычные цены — это цены, которые сохраняются на уста­новленном и ставшем обычным уровне в отношении опреде­ленных товаров в течение длительного срока на довольно широком рыночном пространстве. Особенностью таких цен является следующее: независимо от того, мала или велика рыночная доля, занимаемая данной фирмой на рынке, даже при незначительном повышении цены происходит резкое со­кращение продаж соответствующих товаров и услуг, и, на­оборот, при незначительном ее снижении можно ожидать резкого увеличения сбыта. Данная сфера ценообразования является весьма трудной для реализации политики измене­ния цен в сторону повышения, так как в течение длитель­ного времени сохраняется ставший для покупателей и про­давцов привычным определенный уровень цен. Конечно, и такое положение не исключает ситуации, создающей возмож­ность повышения цен.

Как правило, чтобы разрушить привычные цены и про­извести их повышение, предпринимается коренное улучше­ние качества товара, его функциональных свойств, упаковки, стиля, дизайна, значения, т. е. ему придают большую привле­кательность и таким образом адаптируют его к целевому рын­ку прогнозируемых покупателей, обеспечивая тем самым но­вое место товара на рынке. Без этого успешно осуществить изменение привычной цены не удается.

Престижное ценообразование имеет по своей сути харак­тер, очень схожий с методом привычных цен. Примерами то­варов такого типа могут служить драгоценности, легковые автомобили, норковые шубы, черная икра, услуги роскошных ресторанов, гостиниц и т. д. Эти товары и услуги обладают специфическими характеристиками люксового уровня каче­ства и огромным демонстрационным эффектом. Если подоб­ные товары будут продаваться по более низким ценам, и каждый потребитель сможет приобрести их, т. е. они станут лег­кодоступными, то данные товары потеряют свою основную товарную ценность и привлекательность для целевого рынка престижных покупателей. Поэтому продавать их по низким ценам не представляется возможным.

Под престижным ценообразованием, как одной из его раз­новидностей, понимается также установление цен на прода­ваемые товары на высоком уровне по сравнению с товарами конкурирующих фирм, с использованием престижа товарной марки и высокого имиджа фирмы.

Состязательный методопределения цен (тендерный ме­тод) применяется главным образом на различных торгах (оп­товые рынки, биржи ценных бумаг, конкурентные торги и т. д.).

Методика ценообразования на торгах предполагает си­туацию, когда большое количество покупателей стремится купить товар у одного или ограниченного, малого числа про­давцов или, наоборот, когда большое число продавцов стре­мится продать товар одному или ограниченному, малому числу покупателей, а цена на товар определяется за один раз и в присутствии обеих сторон. В этом случае цену, кото­рую считают для себя приемлемой покупатель или прода­вец, записывают на листе бумаги, запечатывают в конверт, затем все конверты собирают и в присутствии участвующих в такого рода торгах вскрывают. Если торги организовыва­ли продавцы и состязание ведется между покупателями, то выигрывает тот покупатель, который написал самую высо­кую цену; если торги проводят покупатели и состязание ведется между продавцами, то выигрывает тот продавец, который назначил наименьшую цену.

Аукционный метод определения цены подразделяется на две разновидности:

1)                повышающий метод ведения аукциона, когда вначале называется самая низкая цена, а затем идет ее повышение, и в итоге товар достается тому, кто назвал самую высокую цену;

2)                понижающие, или голландский, метод ведения аукци­она, когда вначале называется самая высокая цена, и если покупатель по такой цене не находится, то идет снижение цены. В этом случае право на заключение сделки купли-про­дажи на данный товар получает тот покупатель, который пер­вым принимает цену продавца и тем самым соглашается на самую, высокую цену по сравнению с остальными участника­ми аукциона.

В условиях сильной конкуренции реакция фирмы на из­менение цен конкурентами должна быть оперативной. Для этих целей у фирмы должна быть заранее подготовлена про­грамма, способствующая принятию контрстратегии по отно­шению к ценовой ситуации, созданной конкурентом.

Определение цены посредством конкурентных торговприменяется в случа­ях борьбы фирм за подряды. Предприятие отталкивается от ожидаемых ценовых предложений конкурентов. А поскольку оно ставит целью за­получить контракт, то предприятие для этого запрашивает цену ниже, чем у других.

Конкурентные торги могут быть закрытыми или договорными. Процедура проведения закрытыхторговпредполагает, что они происходят в определенное время, и победителем становится тот участник, который предложит на этот момент самую низкую цену. Конкурент не узнает оцене других, пока не назовет свою.

При договорныхторгах переговоры обычно проводятся с теми участниками, которые предлагают низкую цену, чтобы добиться снижения ко­нечной цены торгов. Сами участники при определении своей цены ориентируются на цены конкурентов, но при этом цена предложения должна быть не ниже их собственных затрат, полных или предельных в зависи­мости от ситуации, сложившейся на предприятие

Процедура определения цен через договорные торги более характерна для частных корпораций, нежели, для государственных.

К рыночным методам формирования цены относится так­же метод определения цен, ориентированный на нахожде­ние равновесия между издержками производства и состоя­нием рынка.

Его алгоритм может быть представлен следую­щим образом:

1.                 Исходя из мощности фирмы, определяется план по объему продаж, в соответствии с которым рассчитываются издержки производства.

Для принятия правильного решения по ценам следует определить как можно подробнее структуру издержек (посто­янных и переменных), поскольку эта информация может быть использована для калькулирования на базе переменных из­держек, которые являются важным инструментом при при­нятии решения по уровню цены.

2.                 На основе изучения спроса, уровня и соотношения цен на выпускаемые фирмой и конкурентами аналогичные виды продукции определяется планируемая цена и соответствую­щая ей прибыль, которая начнет поступать только после воз­мещения постоянных издержек.

3.                 На основе функции спроса прорабатываются различ­ные тактики продаж путем анализа различных комбинаций «цена — объем продаж» и выбирается та из них, которая обеспечивает маржинальную прибыль (разницу между выручкой и переменными издержками). При этом надо быть уверенным, что намечаемые объемы продаж при различных ценах будут соответствовать реальным условиям. На этой стадии выбор цены является предварительным, так как при расчете объемов продаж надо принимать во внимание дей­ствие конкурентов и реальную емкость рынка.

4.                 Производится оценка прочности позиций товара и ре­путации фирмы на рынке в сравнении с конкурентами, а так­же оценка конкурентоспособности данной продукции по тех­нико-экономическим параметрам изделия с помощью пара­метрических методов (см. ниже) и определяется, насколько уровень цены, исчисленной на базе издержек производства, вписывается в шкалу рыночных цен на аналогичные изделия (выше или ниже с учетом реальных параметров).

5.                 Определяется так называемая безразличная цена, т. е. цена, при которой покупателю будет безразлично, какой то­вар приобрести: данный или товар-конкурент. Это осуществ­ляется с помощью установленного уровня надбавки (или скидки) к цене, которая будет точно соответствовать разни­це в оценке параметров данного изделия по сравнению с кон­курентными моделями.

6.                 Установленную с учетом описанного алгоритма цену следует скорректировать в соответствии с требованиями по обеспечению заданного уровня прибыли и сложившейся си­туации на рынке. Возможно, придется проработать различные комбинации «цена — объем продаж», но обязательно с учетом конкурентных факторов, выявленных на предыдущих этапах. После этого выбирается комбинация, вписывающаяся в шка­лу рыночных цен, соответствующая положению фирмы на рынке и обеспечивающая максимальную в данных условиях прибыль. При этом следует уделить особое внимание ответу на вопрос о возможных действиях конкурентов.

Одновременно надо иметь в виду, что производитель дол­жен обеспечить определенное соотношение цен не только по отношению к продукции конкурентов, но и к другим изделиям данной фирмы. Необходимо на каждую из моделей ассор­тимента установить свою цену с учетом того, что покупатели подразделяются на группы в зависимости от уровня их тре­бований, и каждый сегмент рынка имеет свою уникальную эластичность спроса.

Таким образом, при установлении цен в рамках товарно­го ассортимента необходимо произвести определение ценовых линий, связанных с продажей товара в диапазоне цен, где каждая цена отражает определенный уровень качества раз­личных моделей одного и того же вида и назначения изделия. Многие виды изделий традиционно имеют шкалы цен, к ко­торым приспосабливаются производители и продавцы. При разработке нового товара предприятие должно решить, к ка­кой категории будет принадлежать товар-новинка.

При разработке ценовой линии следует учитывать следу­ющие правила:

F               цены должны быть достаточно отделены друг от друга, чтобы потребители осознавали качественные различия между моделями, в противном случае нижнее значение цены они будут воспринимать как самое подходящее для себя и исходить из того, что между моделями нет разли­чий;

F               в верхнем диапазоне цен должна быть большая дифферен­циация, поскольку потребительский спрос при высокой цене менее эластичен;

F               соотношение цен между разновидностями товара должно сохраняться при изменении издержек для того, чтобы со­хранялись установленные различия.

Ценовые линии создают преимущества как для произво­дителей, участников каналов товародвижения, так и для по­требителей. Продавцы могут предлагать набор товаров, при­влекая различные сегменты рынка, предлагать потребителям более дорогие модели в рамках сложившегося диапазона цен, контролировать запасы с помощью цен, нейтрализовывать поведение конкурентов, предлагая модели по всему диапазону цен, и увеличивать общий объем реализации. Потребите­ли при этом получают ассортимент товаров, из которого они могут выбирать нужные изделия, сравнивая определенные модели в пределах желательного диапазона цен.

При принятии решения об окончательном уровне цены необходимо учитывать возможную реакцию потребителя нанее.

Руководители фирм, применяющие метод определения цен с ориентацией на конкуренцию, считают, что он наибо­лее безопасен для них, чем другие методы. Например, если у конкурента цена 10 000 руб., то у данной фирмы она может быть 9600 руб., и в таком случае можно сохранить или даже увеличить долю рынка и прибыль фирмы.

При данном методе цена не меняется и при изменении затрат или уровня спроса только потому, что конкуренты тоже не меняют свои цены. В то же время, как только конку­ренты изменили цены, фирма меняет цены на свой товар, хотя затраты и спрос остались без изменения.

Этот метод предпочитают фирмы, которые затрудняются определить свои собственные издержки и считают действую­щие цены базой для определения цен на свои товары. Это позволяет избежать риска, связанного с установлением соб­ственной цены.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ)
Фирмы часто испытывают необходимость в проектирова­нии и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.

Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных машин, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.

Анализ производственных затрат позволяет установить, что нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, как правило, изменяются при изменении технико-экономических параметров.

В связи с этим создается возможность распространить эту зависимость и на ценностные соотношения.

Существует ряд методов построения цен на новую про­дукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такие методы получили название нормативно-параметрических. К их числу относят следующие методы: удельных показателей, регрессионного анализа, балловый, агрегатный.

Метод удельных показателей используется для опреде­ления и анализа цен небольших групп продукции, характе­ризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчиты­вается удельная цена Цуд:



гдеЦб— цена базисного изделия;


Пб— величина параметра базисного изделия.

Затем рассчитывается цена нового изделия:



где Пн— значение основного параметра нового изделия в со­ответствующих единицах измерения.

Этот метод можно применять для обоснования уровня и соотношений цен небольших параметрических групп продук­ции, имеющих несложную конструкцию и характеризующих­ся одним параметром. Он крайне несовершенен, поскольку игнорирует все другие потребительские свойства изделия, не учитывает альтернативные способы использования продук­ции, а также полностью игнорирует спрос и предложение.

Метод регрессионного анализа применяется для опреде­ления зависимости изменения цены от изменения технико-эко­номических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений.

Ц = f(Х1 Х2,… Хп),


где X1,2,..n— параметры изделия.

Количественная зависимость между изменениями ре­зультативного (Ц) и факторных (Xi) признаков находится на основе метода регрессионного анализа. При этом могут быть получены различные уравнения регрессии: линей­ное  степенное  параболическое

и т. д.

Если цены на уже включенные в параметрический ряд изделия были получены таким же методом, то мы занима­емся самообманом, поскольку грубо нарушается одно из условий применения регрессионного анализа, а именно — усло­вие независимости наблюдений. Тем не менее, данный метод может весьма успешно применяться в рыночной экономике. Предположим, фирма, производящая автомобили, разрабо­тала новую модель легкового автомобиля. Перед тем как за­пустить эту модель в производство, фирма желает опреде­лить будущую прибыль. Для этого фирма должна опреде­лить будущую цену своего автомобиля, которую «примет» рынок. Допустим, в данный момент на рынке реализуются 30 моделей автомобилей. Используя данные по этим моде­лям, можно построить уравнение регрессии, характеризую­щее зависимость цены от основных потребительских пара­метров (мощность двигателя, расход топлива, максимальная скорость, размер салона и т. д.). Полученную регрессию фирма может использовать для прогноза цены на свою но­вую модель и для определения прибыльности ее производ­ства. Более того, фирма может использовать это уравнение регрессии при установлении первоначальной, «пробной» цены на свою новую модель. Возможно, эта цена окажется завышенной и объем продаж окажется ниже того, что пла­нировался фирмой. В этом случае фирма может несколько понизить цену, либо улучшить модель при неизменной цене, либо увеличить расходы на рекламу, либо снять модель с производства. Первоначальная цена может оказаться зани­женной, и возникнет дефицит автомобилей новой модели. В этом случае фирма может повысить цену.

Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число бал­лов, суммирование которых дает своего рода оценку техни­ко-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается так:

1)                определяется цена одного балла

2)                определяется цена нового изделия

где Цб— цена базового изделия-эталона; Б6i— балловая оцен­ка i-го параметра базового изделия; Бнi— балловая оценка i-roпараметра нового изделия; Ц' — цена одного балла; Vi— весо­мость параметра.

Данный метод применяется при обосновании цен на парфюмерно-косметические изделия, вина, сыры, животные мас­ла и т. д., т. е. в том случае, когда важно оценить надежность работы, внешний вид товара и т. п.

Применение данного метода связано с большим количе­ством субъективизма.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Метод агрегатный заключается в суммировании (вычи­тании) цен отдельных конструктивных частей изделий, вхо­дящих в параметрический ряд, с добавлением (вычитанием) стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и норматив­ной прибыли.

Предположим, что выпускаемое изделие стоило 18 тыс. руб. Затем к нему добавили еще один узел, стоимость изго­товления которого и монтирование на выпускаемом изделии 2 тыс. руб. Тогда при рентабельности 15% к себестоимости цена нового изделия должна быть равна:

18 + 2 х 1,15 = 20,3 тыс. руб.

Цель всех методик состоит в сужении диапазона цен, в рамках которого и будет выбрана окончательная цена товара. При установлении окончательной цены необходимо учитывать всю совокупность влияющих фак­торов: государственное регулирование, психологию ценовосприятия, возможность воздействия с помощью различных методов конкуренции — ценовой и неценовой, законной и незаконной.
ТЕМАГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН



1. Объективная необходимость государственного регулирования цен в условиях рыночного хозяйства и сущность государственной политики цен

2. Формы и методы прямого воздействия государства на цены

3. Методы косвенного воздействия государства на цены

4. Правовая основа государственного регулирования цен в РФ

5. Органы государственного регулирования ценами в  РФ

6. Государственное регулирование цен на продукцию монополий

7. Ответственность за нарушения в области ценообразования
1. Объективная необходимость государственного регулирования цен в условиях рыночного хозяйства и сущность государственной политики цен

Если бы рынки обладали только одними достоинствами и у них не было бы серьезных недостатков, то не было бы и необходимости их регулирования со стороны государства. Между тем рынок не обязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, не­обходимых для нормального функционирования современно­го общества, — вот далеко не полный перечень основных мо­тивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия.

В условиях рынка цены являются свободными, т.е. формируют­ся под воздействием спроса и предложения в условиях конкурен­ции между субъектами рыночной экономики. Государство напря­мую не вмешивается в этот стихийный процесс ценообразования, так как конкурентная борьба между производителями способна удовлетворять спрос наилучшим способом путем рационального использования ресурсов.

Однако наряду с рынками, где главенствует конкурентная борь­ба, как уже упоминалось, в любой экономике присутствуют моно­полизированные отрасли. Ценообразование на продукцию моно­полий складывается уже не под воздействием конкуренции, и, следовательно, цены уже не могут отражать справедливую плату за производимую продукцию. Возникает необходимость государст­венного регулирования цен и прежде всего, на продукцию естест­венных монополий.

Регламентация цен на продукцию естественных монополий преследует цели:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

F               защиты прав потребителей;

F               недопущения извлечения необоснованно высоких доходов.

Государственная политика цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъек­тов ценообразования, направленные на осуществление регу­лирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг, и контроль за их соблюдением. По своей сути государственная политика цен представляет совокупность исходных принципов и мето­дов достижения поставленных и декларируемых государством задач в области формирования и установления цен.

Для осуществления государственной политики цен про­водится квалифицированный анализ практики их формирования и действия, регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. Это позволяет своевремен­но предвидеть и вводить меры по ограничению негативных последствий монополистической деятельности, опираясь при этом на действующее законодательство.

Государственная ценовая политика является частью об­щей экономической политики государства, и в условиях ры­ночных отношений она содействует их развитию, служит средством защиты всех форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономи­ческих и социальных последствий. В то же время она способ­ствует развитию конкуренции, свободному перемещению то­варов, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Проводниками государственной политики во многих странах с рыночной экономикой являются соответствующие органы ценообразования: в Японии — Департамент цен Управ­ления экономического планирования; в Испании — Высший совет по ценам; в Швейцарии — Федеральное ведомство по контролю за ценами, в США — различные комиссии по ценам федерального значения и управления штатов; в Швеции — Национальный совет по ценам; в Австрии — Межведомствен­ная комиссия по ценам; в Норвегии — Директорат по ценам и Государственная инспекция по ценам; в Китае — комитеты (отделы) цен различного уровня (государства, провинции, городов и т. д.); в Греции — Межминистерский комитет по ценам и т. д. Создание и действия перечисленных государ­ственных структур объективно обусловлены: только на осно­ве сбалансирования спроса и предложения нельзя построить цены, с помощью которых можно решать экономические, социальные и политические задачи.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71) основы ценовой политики находятся в ведении Рос­сийской Федерации. Это означает, что важнейшие вопросы ценообразования решает Президент и Правительство РФ.

Сохраняющиеся структурные диспропорции в экономике, слабая конкурентная среда актуализируют необходимость со­вершенствования ценовой и тарифной политики. Ценовое и тарифное регулирование субъектов естественных монополий оставалось основным инструментом реализации ценовой и та­рифной политики в 2004 году.

Функционально различаются два основных метода регули­рования цен экономическое и админис­тративное регулирование цен.

Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджет­ную политику (регламентирование состава затрат; рекомендации по ценообразованию и др.).

Административное регулирование цен выражается в уста­новлении следующих показателей:

F               фиксированных цен и тарифов;

F               предельных цен и тарифов;

F               предельных коэффициентов изменения цен;

F               предельного уровня рентабельности.

F               замораживание цен;

F                уровня торговой над­бавки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Цены можно разделить на две большие группы — рыночные и

регулируемые.

Рыночныецены товаров — это цены, складывающиеся на рын­ке в результате конкуренции.

В зависимости от условий формирования цен их можно разде­лить на:

F               цены свободной конкуренции;

F               монопольные цены;

F               демпинговые цены.

Цены, формирующиеся в условиях свободной конкуренции, — эторыночные цены, стихийно складывающиеся под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Монопольные цены— это рыночные цены, которые сложились в результате доминирующего положения одной или нескольких ор­ганизаций на монопольном рынке.

Демпинговые цены— это цены, искусственно заниженные по сравнению с ценами, действующими на аналогичные товары на данном рынке, с целью захвата товарной ниши.

Регулируемые
цены— это цены, которые формируются под влиянием колебаний спроса и предложения, но ограничиваются государственными органами ценообразования в той или иной степени,

К таким ценам относятся:

F               предельные (пороговые, лимитные) — самые высокие цены, по которым можно продавать продукцию;

F               гарантированные — единые для всех производителей цены, по которым закупается продукция;

F               рекомендуемые — цены, которые предлагается устанавливать на тот или иной вид продукции, однако рекомендация не но­сит обязательный характер.
2. Формы и методы прямого воздействия государства на цены
Прямое,или административное, вмешательство государ­ства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отрас­лям народного хозяйства.

Государствовлицесвоих органов управления определяетпорядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными  нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

Прямоевмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогнозируемые уровни цен предусматривались на 2004 год — 10% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2002 году рост цен составил 115Д%, в 2003 году — 112%).                                                                                                                                                                                                                                                                             Главной целью ценовой политики, денежно-кредитной по­литики в  2004 году и в среднесрочной перспективе было последовательное снижение инфляции.

Решение о необходимости регулирования цен принима­ется на основе анализа деятельности субъектов ценообра­зования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее. 

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрез­вычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.

Например, вместо того, чтобы ежеквартально менять та­рифы на электроэнергию, их можно заморозить сроком на один год. По мнению экспертов, это вносит стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твёрдо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управ­ления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обес­печат отдельным предприятиям (независимо от форм соб­ственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксирован­ных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрак­тов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта и обладает определенной сте­пенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении кон­тракта. Предварительная фиксация цены предполагает огра­ниченный контроль за затратами в ходе выполнения контрак­та со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и приобрета­ет широкие возможности получения дополнительной прибы­ли за счет экономии затрат.

3. Установление предельных цен или коэффициентов пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита так как не контролируемый рост свободных цен сделает их недоступными для ряда потребителей и, в конечном счете, приведет к сокращению производства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Внастоящее время Правительство России предлагает установить верхний лимит цены на продукцию естественных монополий.

Предельный уровень цены может быть надежной га­рантией населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних преде­лов цен на товары первой необходимости, в частности на про­дукты питания. И теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство с 1996 года ведет практику регулирования предельных мини­мальных цен на продукцию ликероводочной отрасли про­мышленности. С учетом изменения норм и правил произ­водства и оборота алкогольной продукции периодически ут­верждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутрен­нем рынке. Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможен­ную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию   предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Чаще всего предельные уровни, рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может, быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.                                                                                                                                                  

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабель­ность превышает установленный уровень, должны пересматри­ваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реа­лизация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприя­тия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти  на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых  надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть веден предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрес­сивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен. По решению органов исполни­тельной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применя­емых цен для заявительной: регистрации.

Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регист­рации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потреби­телями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукций. Такая практика имеет место в некоторых  странах, например, в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации това­ров по ценам, превышающим рекомендованные.
3. Методы косвенного воздействия государства на цены

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

F               во-первых, с помощью мёр, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;

F               во-вторых, путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;

F               в-третьих, путем использования и применения совокуп­ности разных способов и средств, способствующих расши­рению товарного предложения на рынке;

F               в-четвертых, путем регулирования налогов как на произ­водимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

Путем льготного кредитования, субсидирования и доти­рования из бюджета, государственного финансирования НИР на разработку и создание новых видов продукции снижают­ся затраты на производство, что является основой стабили­зации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — важное условие поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на ста­билизацию уровня цен на товары первой необходимости.

Субсидирование цен широко используется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.

Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низ­корентабельные и убыточные производства, важные для эко­номики в целом. Широко распространены дотации сель­скохозяйственному производству, интервенции по закупке зерна, имевшие место в связи с высоким урожаем на зерно в 2001 и 2002 годах, когда возник переизбыток зерна и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство провело государственные интервенции по закуп­ке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтоваропро­изводителей, скупить у хозяйств их зерно, сдерживая цены от дальнейшего падения. Правительством было выделено 6 млрд. руб. на эти цели. В результате этих действий цены на зерно поднялись на 14%. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотации государства товаропроизводителям зерна. Все за­купленное государством зерно было заложено на хранение, застраховано и в любой момент могло быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.

Органы государственной власти могут заключать с юри­дическим или физическим лицом договоры о введений фик­сированных цен на реализуемую ими продукцию или услу­ги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части при­нятия производителями продукции односторонних обяза­тельств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.

Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективно­сти производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно проводить ана­лиз обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприяти­ями естественных монополий.

 Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюд­жетных ассигнований, ипотечного кредита.

Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

 Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стра­не дефицит или она предназначена для социально неза­щищенных групп населения.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухучет основных средств
Реферат Расчёт одноступенчатого цилиндрического редуктора
Реферат Ризы кожаны и брачные одежды О маленьком человеке
Реферат William Blakes Relevance To The Modern World
Реферат Значение, содержание и форма обвинительного заключения
Реферат Фиброзно-каверзный туберкулез легких
Реферат Appropriate Punishment Essay Research Paper Educational Psychology91399Appropriate
Реферат Поступление основных средств
Реферат Внешнеэкономические сделки: правовое регулирование и коллизии
Реферат Микроконтроллеры семейства AVR фирмы Atmel
Реферат Viii-я Международная научная конференция «Актуальные вопросы современной экономической науки»
Реферат Пословицы и поговорки в речи
Реферат Показатели экологической эффективности
Реферат Война и мир. Нравственные и философские искания Л.Н. Толстого
Реферат «Разработка системы контроллинга ООО «Валео»