--PAGE_BREAK-- (Безудержность).
Существительные, мотивированные прилагательными с этим суффиксом, имеют значение “предмет, явление, характеризующееся признаком, названным мотивирующим словом”:
Допотопство-
иначе сказать не могу-
допотопство.
(Допотопство).
Кроме того, есть существительные, которые мотивированы существительными, они относятся к следующей подгруппе. Данная категория обозначает свойство или занятие лица, названного мотивирующим словом:
… и у этого нашего допотопства
дух жилой полубарства
и полухолопства.
(Допотопство)
Эти слова образованы с помощью элемента полу- по высокопродуктивным моделям. Имеется ввиду “половина от того, что есть”. Полубарство — “половина этого барства”.
Свободно образуются “по заказу” речевой ситуации существительные с так называемыми суффиксами субъективной оценки: например, уменьшительно ласкательными, увеличительными. Если речь идет о более мягком, незначительном предмете, употребляются суффиксы –ишк, -инк, -оньк и др. Например, во многих художественных произведениях часто встречаются слова с суффиксами –инк(а) от именных основ, это является средств, которое создает экспрессивность. Например: сумашедшенка(А.Толстой), чудинка (М.Шолохов). Д.Н.Шмелев говорит об этих словах, что в них “психологическая ассоциация с моделью чаинка ощущается достаточно явно, а стилическая “отмеченность” образований голубинка заставляет в них видеть скорее потенциально возможные, чем реально закрепившиеся слова языка.(А.Г. Лыков, 1976, с.64) Также и у Е.Евтушенко:
Мне бы – только клевера сладинку
на губах застывших уберечь.
Мне бы – только малую слабинку –
Все-таки совсем не умереть.
(Зашумит ли клеверное поле…)
И я, словно сивуч,
хватаясь хоть за маленькую
надеждинку выжить,
подыхаю ползком,
готовый попасться
на любую заманинку –
лишь бы поманили пальчиком,
глазком.
(А на командорах)
Желая подчеркнуть огромные размеры предмета, о котором идет речь, обычно используется суффикс -ищ -: магазинище, лампища. Причём родовая характеристика мотивирующего слова сохраняется. Слова женского рода относятся к женской разновидности Ⅰ-го склонения, имеют окончание –а; мужского и среднего рода –к мужско- средний разновидности с флексией –е в Именительном падеже единственного числа. У Евтушенко:
Прет толпища пребольшая
к равнодушием удушенному,
Вновь любовью удушая.
(Безудержность)
Даже на развалинах,
грязный и разодранный, как Зорба,
празднуя позорище, пляши.
(Спасибо)
К потенциальным словам относятся и слова на -ние. Они всегда обозначают действие как процесс и мотивируются глаголами: снимание, экспонирование, осчастливливание:
Я вспоминаю вечерние
ещё сегодняшнего дня,
и медленное воцарение
Дыханья около меня.
(В вагоне шаркают и шамкают)
Также потенциальные слова образуются и префиксальным способом. Например, существительные с префиксом не-. Они обозначают отсутствие того или противоположность тому, что названо мотивирующим словом:
И у меня на лбу такие складки,
Жестокие, за все со мной сочлись,
И у меня в душе в неравной схватке
Немолодость и молодость сошлись.
(Сквер величаво листья осыпал)
Ни в воскресенье, ни в субботу
Покою дать мне не хотят.
За собственную несвободу
Моею несвободой летят.
(Стихи по заказу)
Этот тип является высокопродуктивным. Только в отличие канонических слов (неурожай, неудача) эти слова отличаются небольшой степенью необычности, какой-то новизны и свежести.
Стоит обратить внимание и на префиксально-суффиксальные существительные. В поэзии Е.Евтушенко основную массу слов образованных префиксально-суффиксальным способом, составляют образования, мотивированные существительными. Ярким тому подтверждение является слова с префиксом без- и суффиксом –j-(орфографически слова на -ье). Данная категория слов обозначает явление, состояние, характеризующееся отсутствием того, что названо мотивирующим словом:
Когда есть друг, то безлюбовье
не страшно нам,
хотя и дразнит бог легонько
по временам.
(Упала капля и пропала)
Бездружье пропастью не станет,
когда любовь
стеной перед обрывом ставит
свою ладонь.
(Упала капля и пропала)
Можно сказать: “безлюбовье – это когда нет любви”, бездружье – это когда нет дружбы”.
Свободно образуются сложные существительные с первым компонентом само-, обозначающее действие, направленное на того, кто его производит или испытывает. Вот несколько примеров из газет: самоборьба, самодопрос, самоутешение. У Евгения Александровича:
Быть поэтом не самораскрытие,
а самовскрытие,
и поэт –
это самохирург.
(Нет событий важнее людей)
Слова самораскрытие, самовскрытие характеризуются наличием того действия, которое названо опорной основой существительного и конкретизировано в первой основе (основе местоименного прилагательного сам). Слово самохирург обозначает одушевленный предмет, имеется в виду понятие “сам себе хирург”.
Особое место занимаю потенциальные прилагательные. Представляют интерес составные прилагательные. Это сложные слова создаваемые путем соединения основ двух и более различных прилагательных. Возможности такого соединения поистине неисчерпаемы. В художественной и публицистической литературе встречаются масса сложных прилагательных этого типа (беззаботно-насмешливый и др.). Такие слова обозначают единый признак, разные стороны которого обозначены составляющими прилагательными. Ни один писатель не обходится без “естественного новаторства” в создании таких слов. В поэзии Евтушенко:
Слушай, девочка
Ты извини за перонно-базарный стиль
обращенья такого …
(Прощание)
Но избегайте приторно-святочной
благотворительности,
как блуда.
(Фуку!)
Словообразовательные ряды подобных прилагательных, — пишет А.Г.Лыков, — практически ничем не ограничены, кроме как “здравым cмыслом”, логикой вещей и “заказом” самой действительности (В.В.Лопатин, 1973, с.77)
Ещё есть у Евтушенко прилагательные с суффиксами субъективной оценки. Таковыми являются прилагательные с суффиксом –оньк- (орфографически обычно –еньк-). Они выражают некоторое усиление признака с оттенком ласкательности. В роли мотивирующих выступают качественные прилагательные. Этот тип особенно продуктивен в разговорной и художественной речи, что подтверждается примерами:
Под одинокой елкой с лампочками тускленькими,
посвечивая беленькими туфельками,
сидела женщина,
как женщина строга.
(Золушка)
…и, в частности
от злобненькой несчастности
всех тех, чья тайна,
что – они ничто.
(Страх гласности)
Порою в нем
под скоморошным скотством
малюсенький талант…
(Портрет)
Данная группа совмещает объективное обозначение степени обнаружения признака с его индивидуальной оценкой поэтом.
Теперь стоит обратиться к словообразованию по высокопродуктивным образам глаголов и их особой форме – причастию.
В системе глагольной префиксации высокопродуктивны словообразовательные типы со следующими префиксами.
Одним из таких является префикс от- со значением завершения действия: “перестать что-нибудь делать”. Этот префикс соединяется с глаголами разнообразной семантики:
Сколько наша братва отстрадала,
оттерпела от дома вдали,
но чтоб эта девчушка рыдала,
мы уже потерпеть не могли.
(Итальянские слезы)
Имеется в виду отстрадать – “кончить страдать”
Это же значение имеют и причастия, образованные от глаголов с такими префиксами, имеющими вышеуказанное значение:
Любойотловивший рыбак
Становится тоже уловом
(Соленый гамак)
Продуктивным также является префикс на-. Однако здесь значения глаголов можно дифференцировать
Сюда следует отнести глаголы со значением “направить на поверхность чего-нибудь действие, названное мотивирующим глаголом; поместить на чем-нибудь”:
…ведь если так полы наслежены,
кому-то надо же их мыть.
(Золушка)
В данном примере потенциальным словом является краткое страдательное причастие, образованное от глагола совершенного вида наследить в значении “испачкать, оставить, поместить следы на чем-либо”.
Следующее значение: “совершить (довести до результата), действие, названное мотивирующим глаголом”:
Покуда падчерица пачкается,
чумаза,
словно нетопырь,
наманикюренные пальчики
девицы сушат врастопыр.
(Золушка)
В данном случае употреблено причастие полное страдательное, образованное от глагола наманикюрить – “совершить, довести до результата действие по глаголу маникюрить”.
Другой способ префисально-постфиксальный. Однако здесь префикс на- имеет значение “действие, названное мотивирующим глаголом, совершить в достаточной степени или в избытке; дойти до пресыщения в результате длительного или интенсивного совершения этого действия.
Запутаться –
это не менее страшно,
чем вовсе погаснуть,
а я ещё не насветился,
а я еще не досветил.
(Цицинателы)
Постфикс ся- возвратного глагола имеет в данном случае косвенно-возвратное значение: называется действие, совершаемое субъектом в своих интересах. Здесь –ся приравнивается к себе для себя. Ещё не насветил себе (для себя).
Встречается один вид – полные страдательные причастия (особая форма глагола) с префиксом за-. Он имеет значение “покрыть(ся), закрыть(ся) чем-либо с помощью действия, названного мотивирующим глаголом.” Как например глаголы: зацвести – “цветя, покрыться чем-нибудь”, закапать – “катая, покрыть чем-нибудь.”
У Евтушенко в причастиях используются мотивирующие их глаголы, которые имеют данное значение, а именно:
… я верю где-нибудь у свалки,
что на заплеванном заборе
однажды вырастут фиалки
(Фиалки)
“Мы с этой актрисой
немало сыграли на пару
на сценах подмокших подвалов
и запаутиненных чердаков”
(Цицинателы)
Итак, в данных примерах потенциальные слова – причастия, имеющие следующие значения – “заплеванном” – “заплевать, покрыть плевками забор”, “запаутиненных” – “ покрывшихся паутиной чердаков”. Таким образом, можно сказать, что в данном случае семантика “покрытия, закрытия” целиком и полностью выражается мотивирующей основой глагола. Точно также, ка и в глаголах: заасфальтировать, заштукатурить.
Теперь целесообразно обратиться к другой части речи – наречиям. Как известно, к потенциальным словам принадлежат и наречия с суффиксами –о, постоянно возникающие в речи. В основном они образованы от прилагательных. Наречия с суффиксом –о обозначают признак, названный мотивирующим прилагательным. Наречия, мотивированные суффиксальными прилагательными со значением отношения к предмету, явлению, обычно семантически мотивируются следующим образом: “так свойственно тому, что названо мотивирующей основой прилагательного”. Очень часто такие наречия используются в художественной речи поэтами и писателями. У исследуемого поэта:
Сквер величаво листья осыпал.
Светало. Было холодно и трезво.
(Сквер величаво листья осыпал…)
На каждой лыже белая ложбинка, как Млечный Путь.
Опасность хрустко бродит по морозу.
Все хрупко – от сосулек и до нас,
И лыжи словно чувствуя угрозу,
На звезды заострясь.
(Две пары лыж)
И важный лоб сановно морща,
сошел с них некто,
грузный, рослый
(Мед)
Данные наречия воспринимаются достаточно необычно.
Заключение
В результате проделанной работы по анализу потенциальных слов в поэзии Е.А.Евтушенко можно сделать следующий вывод:
Слова данной категории относятся к самостоятельным частям речи, а именно: существительному, прилагательному, глаголу и его формам(особенно причастие), наречию.
1. Однако больше всего в его творчестве потенциальных слов, относящихся к имени существительном, образованных главным образом при помощи суффиксации и сложения
a) Путем суффиксации образованы существительные, мотивированные прилагательными и глаголами частотными суффиксами являются –ость-, -ство-,-инк-,-нщ (суффиксы субъективной оценки), -ние, а –j-( в данном случае это префиксально-суффиксальный способ, т.к. слово образуется и при помощи префикса без-).
b) Также часто встречаются сложные существительные с сочинительным отношением основ: в большинстве используются элементы полу-, само-.
2. Следующая группа – прилагательные, образованные сложением и при помощи суффикса –оньк- (субъективной оценки). Однако по частотности они значительно уступают существительным
3. Глаголы образуются префиксальным способом. Основные префиксы: от-, на-, за-. Причем префикс на — имеет разные значения и при всех значениях модели высокопродуктивные. Даже большую группу составляют причастия ( в основном страдательные полные), образованные от глаголов.
4. Большую группу составляют наречия, образованные от прилагательных(относительных) при помощи суффикса –о. Они обозначают признак действия, свойственный мотивирующему их прилагательному.
Поэтичная речь известного и уважаемого поэта изобилует таким средством выразительности, как потенциальные слова. Они вносят в его стихотворения яркость, красочность, свежесть, стилистическую новизну, вносят экспрессию, служат более точному, лаконичному наименованию различных явлений, действий, признаков.
Эти слова по-моему мнению, необходимы в художественной публицистической речи для создания особого колорита в творчестве поэтов и писателей. Мне бы очень хотелось, чтобы эти слова использовали также и поэты ⅩⅩⅠ века.
Литература
1. Бакина М.А. Словотворчество – В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературы. Поэзия. М., 1977
2. Брагина А.Л.Рец. на книгу: Лопатин В.В. Рождение слова Неологизмы и окказиональн. обр-я. М.,1973- Рус.язык в шк.,1974, №3
3. Введенская А.А. и др. Современный рус.лит-ра, Ростов-на-Дону,1968
4. Винокур Г.О. Маяковский – новатор языка – В кн. О языке худ-ой литературы. М.,1991
5. Рабижская О.А. Типология причин словотворчества. Издат-во Воронежского университета,1981
6. ЗемскаяЕ.А. Современный Русский язык. Словобразование. М, “Просвещение”,1973
7. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., Высш. Шк., 1989.
8. Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образ-я. М., 1973
9. ЛыковА.Г. Современная русская лексикология(рус.окказ.слово). М.,1976
10. Грамматика современного русского литературного яз