Образы помещиков в поэме Гоголя Мертвые души 1
В 1841 году вышел первый том поэмы «Мертвые души». Произведение потрясло всю Россию. Основной идеей его явилось состояние и права господствующего класса, взятого в «его частной жизни». В поэме Гоголя центральное место занимают пять портретных групп, в которых даны характеристики ряда помещиков.
Первое знакомство происходит у нас с помещиком Маниловым. «На взгляд он был человек видный, черты лица его были не лишены приятности», и на фоне обитателей города и поместий он казался весьма «обходительным и учтивым помещиком». Однако пристальней всматриваясь в мир Манилова, мы замечаем, что, оторванный от всякого дела, не знающий труда, он способен лишь строить «воздушные замки», мечтая о совершенно невозможного и ненужном. Живое, человеческое в Манилове пропадает. Он «ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Седифан». Настоящая мысль и дело у него утопают в бессвязно-расплывчатых рассуждениях. Условия и привычки превратили доброго, даже далеко неглупого человека в «мертвую душу». Другой «разновидностью» «мертвых, душ» является Коробочка. Обитательница захолустного старосветского поместья обладает другими отвратительными свойствами: страстью к деньгам, стремлением к наживе. В отношениях с людьми ею движет только корысть. Сама обстановка в доме Коробочки, принадлежащие ей вещи характеризуют ее, старосветские привычки, вкусы. С едкой иронией рассказывает Гоголь о мешочках, каждый из которых имеет специальное название и назначение: «в одном — целковые, в другом — полтинники, в третьем — четвертаки».
Следующая ступень пустоты — Ноздрев, полная противоположность Манилову и Коробочке. Он стремится показаться значительней и богаче, чем есть на самом деле. Он буян, враль, «рыцарь кутежа», мошенник, всегда готов ехать куда угодно. Такое поведение приводит его к разорению.
Крепки и устойчивы помещики-хозяйственники, вызывающие в писателе еще большее отвращение. К таким персонажам относится Собакевич. Страсть к наживе — его главная черта. Подобная страсть была непременным атрибутом условий жизни того времени. Она уродовала и разлагала человеческую душу, топтала человека и толкала его на плутовство, превращала в «мертвую душу». Вот как писал Гоголь о Собакевиче: «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
Пределом одичалости является Плюшкин. Если жажда наживы, которая охватывала Собакевича, получила свое отражение в характере твердом и практическом, то совсем по-другому эта же жажда преломляется в Плюшкине. Он уже смутно представляет себе человеческое общение, безудержно стремясь не столько уже к обогащению, сколько к бессмысленному, самоценному накопительству и в конце концов теряет представление о действительной ценности вещей. Знаменитая куча хлама, содержащая выжатый лимон, отломанную ручку кресла, кусочек тряпки, красноречиво говорят об их владельце. У Плюшкина уже отсутствуют любые человеческие чувства, даже отцовские. Хозяйство его пришло в упадок, крестьяне «мрут как мухи», десятки их находятся в бегах.
«И до какой ничтожности, мелочности, гадостности мог дойти человек», — восклицает Гоголь.
Давая блистательную характеристику облика каждого помещика, писатель показывает сущность грязной и безобразной жизни помещичьей России. Картины жизни крепостной России, развернутые Гоголем, прозвучали как грозное обвинение в адрес царского правительства и правящих классов той эпохи. Поэма Гоголя явилась ярчайшим обвинительным актом против всего существовавшего в России жизненного уклада, разоблачением не отдельных пороков и недостатков того общества, а всего феодально-крепостнического строя.