Реферат по предмету "Философия"


Периодизация общественно-исторического развития

Содержание
 
1. Периодизацияобщественно-исторического развития. Системный, цивилизационный и формационныйподходы к ее решению
2. Общественное сознание иобщественное бытие, их структура
3. Экономическая, социальная иполитическая подсистемы общества
4. Теория индустриального общества
Литература

1. Периодизацияобщественно-исторического развития. Системный, цивилизационных и формационныйподходы к ее решению
Человеческое обществопостоянно изменяется. На заре человечества возникло общество охотниковисобирателей. Позднее его сменило рабовладельческое,феодальное, капиталистическое, социалистическое. Сегодня стоит вопросглобализации общества.
Существует несколькоподходов к периодизации общественно-исторического развития.
Формационная модельвсемирной истории разработана К. Марксом. Согласно ей, человечество от однойстадии, по марксисткой терминологии – формации, движется к другой, болеевысокой и, таким образом, как бы поднимается по лестнице прогресса.Общественно-экономическая формация – это совокупность всех сторон жизниобщества на соответствующей ступени развития.
К Маркс выделял триобщественно-экономические формации: первичную (первобытную, архаическую);вторичную (экономическую, основанную на частной собственности); третичную(коммунистическую). Историческое развитие предстает как последовательная сменаобщественно-экономических формаций.
Решающую роль в развитииобщества, согласно марксистской теории, играют производственные (экономические)отношения. Они выступают базисом формации, определяющим надстройку общества,т.е. господствующие идеи и взгляды и соответствующие им организации. Переход отодной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способепроизводства: развившиеся производительные силы требуют изменений в сложившихсяэкономических отношениях, а затем и во всей надстройке. Это противоречие вобществе, основанном на частной собственности, принимает форму классовойборьбы, высшей формой которой является социальная революция.
Формационный подход, ещенедавно рассматривавшийся в отечественном обществознании как единственноверный, сегодня воспринимается многими критически. Прежде всего, подвергаетсясомнению его универсальность, применимость ко всем странам и эпохам. Далеко невсе исторические факты «укладываются» в формационную схему. Например,одновременно с рабовладельческими государствами Средиземноморья существовалиплемена, находившиеся на стадии первобытного, архаического строя, в такжеобщества восточного типа. Теоретически рабовладельческий строй представляетсобой следующую за родовым строем ступень развития, в реальной же истории обаони существовали в одну историческую эпоху. При этом гибель рабовладельческимгосударствам принесли народы и племена, находившиеся на более примитивнойступени развития.
Критикуя марксистскуютеорию формации, ряд исследователей, тем не менее поддерживает саму идеювыделения стадий в мировом историческом процессе. По мнению О. Тоффлера, 10тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовалаплемена кочевников в оседлых крестьян. Эта аграрная революция положила началоцивилизационному этапу человеческой истории. Таким образом, первой стадиеймировой цивилизации стало аграрное, или традиционное, общество. Затем,приблизительно 300 лет назад, в Западной Европе началась промышленнаяреволюция. Ее результатом явилось превращение аграрного общества виндустриальное. Сегодня мы наблюдаем третью волну изменений, которая не менееглубока, чем промышленная революция, но протекает значительно быстрее — мирвступает в постиндустриальное информационное общество.
Похожую схемуобщественно-исторического развития предложил американский социолог У. Ростоу.Он выделяет пять стадий развития, две из которых являются своего родапромежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития:
1. Традиционное общество.Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельскогохозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупныхземельных собственников.
2. Переходное общество.На этом этапе развития происходят довольно бурные изменения в общественнойжизни: растет сельскохозяйственное производство, появляется новый виддеятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый типпредприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливаетсянациональное самосознание.
3. Стадия «сдвига» спромышленными революциями и следующими за ними социально-экономическими иполитическими преобразованиями.
4. Стадия «зрелости»,связанная с развитием научно-технической революции, ростом значения городов ичисленности городского населения.
5. Эра «высокогомассового потребления». Ее важнейшая черта – значительный рост сферы услуг,производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.
По — иному видят развитиеобщества сторонники теории локальных цивилизаций Н. Данилевский, А. Тойнби. Помнению последнего, неповторимый облик каждой цивилизации складывается подвлиянием многих факторов, в том числе и особенностей географической среды.Каждая цивилизация – это единый организм, имеющий свою систему ценностей,высшими из которых являются религиозные. Цивилизациям присущ замкнутый циклисторического существования.
У цивилизационногоподхода есть и свои недостатки. Так, стадиально-цивилизационный подходсхематичен, слабо учитывает особенности развития отдельных стран и регионов. Прилокально-цивилизационном подходе преувеличивается момент взаимной изоляциицивилизаций.
А теперь рассмотримсистемный подход. Системность – это качественная определенность объективносуществующего и развивающегося человеческого общества. Системные представленияоб обществе можно обнаружить в учениях древних мыслителей, но только в ХIХ-ХХвв. были разработаны системные теории общества с использованием категориальногоаппарата социальной философии, обширного массива гуманитарного знания идостижений системно-исторического метода.
Рассматривая общество какразвивающуюся систему, исходят из следующего: 1) общество есть определенноеединство, целостность; 2) наличие у общества составных частей (элементов,компонентов); 3) развитие, определенная направленность общества как системы; 4)существование интегративного, системного качества общества в отличие от свойстви качеств образующих его элементов; 5) по отношению к Вселенной, природе,общество есть подсистема, качественное отличие которой составляет то, чтопреобразующая человеческая деятельность является способом существования иразвития исторической действительности.
общественныйисторический развитие ростоу
2. Общественноесознание и общественное бытие, их структура
Общественное сознание иобщественное бытие – две стороны, материальная и духовная, жизни общества,находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии.
Категория бытияотражает реальность такой, какой она предстает человеку в практическойдеятельности. Невозможно понять сущность бытия без таких понятий, какпространство, время, качество, необходимость, действительность, содержание имногих других.
Следует различать видыбытия – объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия –актуальное и потенциальное бытие, формы бытия – природное и социальное бытие.Объективная реальность охватывает все то, что существует вне и независимоот сознания: звездные системы и элементарные частицы, атомы и микротела, птицыи млекопитающие, т.е. все то, что составляет неживую и живую природу, инаконец, сам человек и общество образуют объективно реальное бытие.
Субъективная реальность –это не что иное, как сознание, мышление, духовный мир человека. Она находитсвое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Этидва вида бытия не полярные противоположности. Субъективная реальность являетсяпродуктом отражения объективной реальности и оказывает влияние на нее.
Следует различатьактуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие– это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале; все, чтосуществует в данный момент. Это природное бытие индивидуализированных объектови их состояний, которое иногда называют первой природой в отличие от второй(рукотворной) природы искусственных вещей и процессов, созданных человеком.
Сознание индивида и общественноесознание (группы, класса, нации, человечества в целом) образуют противоречивоеединство. В индивидуальном сознании отражается личностное бытие человека вобщественном – социальное бытие людей.
Общественное сознаниеобладает сложной внутренней структурой. В самом общем виде в структуреобщественного сознания выделяют его уровни и формы. Уровнями общественногосознания являются общественная психология и идеология.
Идеология – совокупностьтеоретически оформленных воззрений, обеспечивающих конкретному социальномусубъекту обоснование своих целей в сохранении или изменении наличныхобщественных отношений.
Общественная психология– образование, которое воспроизводится непосредственно и стихийно в жизнилюдей как их чувственно-практическое отражение и переживание социального бытия.Сферу общественной психологии составляют как динамично меняющиеся духовныепроцессы (общественные настроения и мнения), так и сравнительно консервативныефеномены сознания (обычаи, традиции, черты национального характера). В практикеповседневной жизни людей (в сфере обыденного сознания) элементы идеологии иобщественной психологии предстают в их недифференциальном единстве какрегуляторы многоаспектной социальной деятельности.
Наряду с общественнойпсихологией и идеологией в общественном сознании выделяют еще ряд его форм.Формы общественного сознания различаются по объекту отражения и социальнымфункциям. Так, политическое сознание касается сферы классовых, национальных,межгосударственных отношений. Оно объединяет людей в борьбе за коренныеинтересы соответствующей им общности (класса, партии, государства и пр.).Правосознание выражает волю общества (класса) по обеспечению приемлемых длянего норм социальной жизни. Нравственное сознаниерегулирует поведениечеловека в отношениях с другими людьми. Свои важные функции выполняют и другиеформы общественного сознания – эстетика, наука, философия.
Многообразиевзаимодействующих друг с другом феноменов сознания, его различных структур,уровней и состояний образует специфическое качество человеческой жизни –пространство социальных субъективный реалий, мир ее духовности.
3. Экономическая,социальная и политическая подсистемы общества
Существует множествомнений относительно общества. Ноникто не отрицает, что обществоесть сложное образование. Оно, например, включает материальное производство,государство, духовную жизнь. Также его составляющими являются семья,коллективы, нации, классы. Выяснение элементов общества можно продолжать, новажно заметить, что все элементы общества находятся во взаимосвязи.Влюбом случае общество – это целостная система, которую можно изучать сразличных сторон. Ее подсистемами являются: экономическая, социальная иполитическая.
Экономическая подсистема.Экономика определяет степень адаптации общества к окружающей физической среде,степень выживания людей. Первичным является обеспечение людей пищей и жильем.Технология в таком случае — это социально организованный способ активноговоздействия на объекты физической природной среды с целью удовлетворения желанийи потребностей. Экономическая подсистема служит для включения технологическихпроцедур в социальную подсистему, а также для контроля за ними в интересахобщества. Важным (интегрирующим) элементом здесь являются институтысобственности, договорных отношений и регулирования условий занятости. Этопредполагает управление со стороны государства.
Экономика стремитсяослабить влияние политической подсистемы и системы поддержания ценностных(этнокультурных) образцов.
Социальная подсистема.Люди взаимодействуют друг с другом, и, хотя процесс социальных отношенийсвязан с личностными характеристиками взаимодействующих индивидов и сэтническими образцами (стереотипами поведения), он образует социальнуюподсистему. При ее анализе на первый план выступает процесс интеграции(солидарности), столь необходимый социальным отношениям из-за внутреннейрасположенности к конфликту и дезорганизации.
Социальная подсистема — это система отношений индивидов. Ядром общества как системы являетсяструктурированный (особо организованный) нормативный порядок. С его помощьюорганизуется коллективная жизнь людей.
Единый коллектив,деятельность которого основана на подчиненности структурированному нормативномупорядку, а также некоторому набору статусов, прав, обязанностей его членов,называется социетальным сообществом.
Заметим, что коллектив,составляющий этнос, объединен на уровне подсознания (свой — чужой). Коллектив,образующий социетальное сообщество, — это объединение людей (входящих,возможно, более чем в один этнос или даже суперэтнос), сплоченных на основесознательно принимаемого нормативного порядка.
Многие из этих норм,«навязанных» коллективу, предполагают контроль за их соблюдением, например,через полицейские функции и различные репрессивные и другие санкции.
Основная функция «социетальногосообщества» — интеграция людей. Интеграция — это процесс объединения, сцепленияразнородных элементов в единое целое. Она предполагает организацию устойчивоститакого сцепления. Это осуществляется через поддерживающие устойчивостьсцепления охранные и контролирующие факторы.
По мере развитиясообщества происходит видимое разделение, разобщение людей через общественноеразделение труда. Однако, как показал Дюркгейм, специализируясь, разобщаясь посферам узкой трудовой деятельности, люди все более нуждаются в особойинтеграции, названной Дюркгеймом органической солидарностью. Эта солидарностьорганизуется посредством кооперативного, или реститутивного права. Последнеевключает следующие права: собственности, семейное, договорное, коммерческое,процессуальное, административное и конституционное. Естественно, предполагаютсясоответствующие реститутивные санкции, то есть меры по восстановлению прежнегоправового, имущественного и других состояний.
Политическая система.Онасостоит из государства, политических партий и (политических) общественныхорганизаций, лоббизма, политической элиты и политической культуры.
Это ее элементы, но дляуспеха моделирования политической системы нам надо охарактеризоватьполитическую систему через ее отношения с другими системами: социетальнымсообществом, системой поддержания этнических образцов, экономической подсистемой.
Государство — этоуправляющая, контролирующая, карающая (полицейская) функция любой политическойсистемы. Оно осуществляет управление обществом посредством политической элиты.Политическая элита общества — люди; они образуют органы власти, или составляютоппозицию. Это меньшинство общества, обладающее монополией на власть.
Политическая системаобособляется от социетального сообщества в силу того, что необходимоинституализировать, придать особый статус таким параметрам услуг, которые можетпредложить системе личность, как ответственность за координацию коллективныхдействий (лидерство, авторитет личности), компетентность и профессионализм.
Действия элиты в большойстепени определяются политической культурой общества. Политическая культура — социально-исторический опыт людей, влияющий на формирование ценностей и на ихполитическое поведение (взаимоотношения субъектов политического процесса друг сдругом, с политической системой в целом).
4. Теорияиндустриального общества
В XX в.материалистическая теория общественной жизни была дополнена. Р. Арон, Д. Белл,У. Ростоу и другие выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального ипостиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие вобществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники,хозяйственной деятельности людей. Теория индустриального общества (Р. Арон)описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталогоаграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральноехозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому«индустриальному» обществу. Основные признаки индустриального общества:
а) широкоепроизводство товаров массового потребления, сочетающееся с системой разделениятруда среди членов общества;
б) механизация иавтоматизация производства и управления;
в)научно-техническая революция;
г) высокий уровеньразвития средств связи и транспорта;
д) высокая степеньурбанизации;
е) высокий уровеньсоциальной мобильности.
С точки зрениясторонников данной теории, именно эти характеристики крупной промышленности — индустрии — и обусловливают процессы во всех иных сферах общественной жизни.
Данная теория былапопулярна в 60-е гг. XX в. В 70-е гг. она получила дальнейшее развитие вовзглядах американских социологов и политологов Д. Белла, 3. Бжезинского, А.Тоффлера. Они считали, что любое общество проходит в своем развитии три стадии:
1-я стадия — доиндустриальная (аграрная);
2-я стадия — индустриальная;
3-я стадия — постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или жетехнологическая (З. Бжезинский).
На первой стадииосновной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, навторой — промышленность, на третьей — сфера услуг.
Хотя эти теории,как уже указывалось, находились в рамках материалистического пониманияпроцессов общественного развития, они имели существенное отличие от взглядовМаркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от однойобщественно-экономической формации к другой осуществлялся на основе социальнойреволюции, под которой понимался коренной качественный переворот во всейсистеме общественной жизни. Что же касается теорий индустриального ипостиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемогосоциальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящиев экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественнойжизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.

Литература
 
1. Канке В.А. Философия. Учебник длявузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Логос», 2000.
2. Мир философии. Книга для чтения.Ч. 1 и 2. – М.,1983.
3. Радугин А.А. Философия: курслекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1999.
4. Спиркин А.Г. Философия. –М.: Гардарики, 2005.
5. Философия. Под общей ред.Ю.А.Харина. – Минск: ТетраСистема, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Herrick Vs Marvell Essay Research Paper Herrick
Реферат Внешняя политика СССР в Хиджазе в 20-ые гг. ХХ века
Реферат Пути повышения уровня автоматизции и индустриализации в торговле
Реферат Автоматизация продажи и учета лекарственных средств
Реферат Создание и деятельность товариществ собственников жилья 2
Реферат Acid Test Essay Research Paper 1 Title
Реферат Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников
Реферат The Theme Of Goodness In To Kill
Реферат Влияние патриотического воспитания на формирование всесторонне развитой личности на уроках истории, кубановедения и во внеурочное время
Реферат Попит та пропозиція на ринку праці в Україні
Реферат Summary Table Voluntary Product Accessibility Template
Реферат Небанковская кредитная организация (НКО)
Реферат Чернобыльская авария (Доклад)
Реферат Nazi Essay Research Paper John Mendes 83000Critical
Реферат Штраус, Натан