Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тульский Государственный Педагогический Университет
Имени Л.Н.Толстого
Кафедра литературы.
Курсовая работа на тему:
Образы моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова
Выполнила: студентка факультета
русской филологии
3 курса группы Г
Махонина Е.Н.
Научный руководитель: ст. преп. Миронова Г.С.
Тула2007
Содержание
Введение
Глава 1. Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова
1.1 Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.
1.2 Образы моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
1.3 Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18321841 гг.
1.4 Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
Глава 2. Образы моря и паруса в прозе М.Ю.Лермонтова
2.1 Образы моря и паруса в романах М.Ю.Лермонтова «Вадим» и «Княгиня Лиговская»
2.2 Образы моря и паруса в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Творчество М.Ю.Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В наследии великого поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, что-то соответствующее душевному состоянию читателя. Творчество М.Ю.Лермонтова исследовалось многими литературоведами и историками литературы.
Целью данной курсовой работы является изучение того, каковы место и роль образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, каково их символическое значение. Целью определяются следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме.
2) Проанализировать, какое значение образы-символы моря и паруса имеют в прозе М.Ю.Лермонтова.
3) Рассмотреть, как реализуются эти образы в лирике поэта.
Исследование творчества великого поэта и писателя актуально как в настоящее время, так будет актуально и в будущем. По каким же причинам? Во-первых, наследие М.Ю.Лермонтова достаточно широко изучается в школе, поэтому каждое исследование, вносящее что-нибудь новое в наше знание о творчестве М.Ю.Лермонтова, духовно обогащает поколения, идущие нам на смену.
Во-вторых, романтические мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова сходны с мотивами современной поэзии, следовательно, изучение творчества этого великого человека помогает нам понять современное состояние литературы.
В-третьих, творчество М.Ю.Лермонтова наиболее сильно воспринимается подростками и молодыми парнями и девушками, находит сильнейший отклик в их сердцах, значит, изучая поэзию и прозу этого великого литератора, мы сможем понять, чем живет современная молодежь.
Новизна данного исследования заключается в том, что образы моря и паруса в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова в целом не исследовались. Анализировалось стихотворение «Парус», но в большинстве случаев это был анализ морского пейзажа, либо анализ композиции стихотворения. Образы моря исследовались не в связи с образом паруса, а в связи с образом волн, либо в связи с женскими образами.
Основой большинства работ, посвященных анализу лермонтовских произведений, является исследование социальных, гражданских мотивов в творчестве М.Ю.Лермонтова, истории создания произведений, художественного метода произведений, художественных средств, которые использовал поэт и писатель, тем поэта и поэзии, любви. В то же время все эти работы нельзя недооценивать, большинство их авторов внесло огромный, неоценимый вклад как в пополнение наших знаний о М.Ю.Лермонтове и его творчестве, так и в литературоведение в целом. Авторы подобных работ просто не ставили себе задачу исследовать образы моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, однако в большинстве работ эта тема так или иначе затрагивалась их авторами.
В.Г.Белинский был одним из первых, кто заметил поэтический, а затем и писательский талант М.Ю.Лермонтова, о котором он написал две статьи: о стихотворениях поэта и о его знаменитом романе «Герой нашего времени». Статьи В.Г.Белинского отражают особенности многих созданных М.Ю.Лермонтовым образов, большое внимание уделяется теме поэта и поэзии, гражданским мотивам, исследуются и художественные средства, используемые поэтом и писателем. Работы В.Г.Белинского написаны простым, каждому понятным языком, поэтому пользоваться ими может и литературовед, и обыкновений школьник.
В статье Б.А.Нахапетова «Образ морской волны в поэзии М.Ю.Лермонтова» рассматривается не столько образ в целом, сколько морской пейзаж, в том числе и образ моря и паруса.
Э.Ф.Володин в своей статье «Парус» М.Ю.Лермонтова. Текст и контекст в анализе художественного произведения" не только подробно анализирует стихотворение «Парус», но и прослеживает предпосылки появления этого стихотворения в написанных ранее произведениях.
Статья «Женщина и море» Е.Отрощенко отражает взаимосвязь в лирике М.Ю.Лермонтова женских образов и образа моря. Следует отметить также, что Е.Отрощенко исследует не только образ моря, но и реки, волн, воды в целом. Можно ли сделать вывод, что образ моря иногда возникает из образов воды и волн? Да, но не всегда. В данном случае следует исходить из контекста или истории создания рассматриваемого произведения, чтобы определить: перед нами образ моря или образ реки, а затем, исходя из контекста, анализировать и все произведение.
Достаточно подробно творчество М.Ю.Лермонтова исследовал В.И.Коровин в книге «Творческий путь М.Ю.Лермонтова», в которой можно найти как анализ произведений поэта и писателя, так и историю их создания. В.И.Коровин изучал лирику и поэмы М.Ю.Лермонтова.
Анализ стихотворения «Парус» и других лирических произведений поэта можно обнаружить в книге В.Т.Удодова «М.Ю.Лермонтов», в ней же очень подробно рассмотрен роман «Герой нашего времени». Здесь же мы можем найти историю написания многих произведений поэта и писателя.
В книге Д.И.Максимова «Поэзия Лермонтова» рассматриваются и анализируются особенности лермонтовских стихотворений и поэм. В совокупности описанные выше книги могут помочь нам при изучении и исследовании образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Произведения о жизненном пути М.Ю.Лермонтова, воспоминания о поэте и писателе его современников погружают нас в особенности окружения этой яркой, талантливой личности, отражают социальную среду, в которой жил М.Ю.Лермонтов, что способствует нашему пониманию своеобразия лермонтовского творчества, а так же отражают предысторию многих произведений поэта и писателя. В этих же книгах мы находим объяснение появлению многих мотивов, пронизывающих творчество М.Ю.Лермонтова.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается поэзия М.Ю.Лермонтова. Во второй главе – проза писателя. Первая глава в свою очередь подразделяется на четыре пункта, отдельно рассматривается лирика 19281932 годов и лирика 18321841 годов, особо рассматривается стихотворение «Парус»; в последнем пункте анализируются поэмы. Вторая глава разделена на два пункта, в первом исследуется роль образов моря и паруса в романах «Вадим» и «Княгиня Лиговская», во втором – в романе «Герой нашего времени».
В творчестве М.Ю.Лермонтова сочетаются два художественных метода: реализм и романтизм. Юношеские произведения поэта и писателя тяготеют к романтизму.
Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII века – первой половины XIX века. Пафос романтизма связан с полной свободой личности, эта личность окружена враждебной действительности.
Романтизм в России зародился под влиянием подъема национального сознания после победы в Отечественной войне 1812 года, появлением революционности некоторых представителей дворянского сословия. Творчество русских поэтов-романтиков пронизано пафосом гражданского служения, свободолюбия и борьбы.
В творчестве М.Ю.Лермонтова сочетаются два художественных метода: реализм и романтизм. Юношеские произведения поэта и писателя тяготеют к романтизму.
Море – часть пейзажа. «Пейзаж в литературе ( от франц. рaysage, от pays – страна, местность), один из содержат. и композиц. компонентов худож. произв.: описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира» [Литературный энциклопедический словарь, 1987, 272].
В художественном произведении пейзаж может раскрывать характер и внутренний мир героя, может отражать его мировоззрения, пейзаж может быть созвучен с настроением героя или контрастен ему. Иногда в пейзаже раскрывается авторская позиция, его отношение к персонажам. Часто пейзаж создает эмоциональный фон, на котором происходят события. Пейзаж может выступать как часть социальной или национальной действительности, отражать особенности быта народа, национальное своеобразие в изображении природы. Иногда природа изображается как живое существо, способное помнить, мыслить, страдать, сопереживать, взаимодействовать с людьми. Природа является одним из средств развития сюжета. Иногда пейзаж контрастирует с событиями, происходящими в мире людей. Пейзаж может играть обрамляющую роль в композиции.
Природа воспроизводится в словах, звуках, красках, художественных образах. Пейзаж может быть сельским, городским, описывающим горы и степи, моря и реки. Пейзаж способствует раскрытию основной мысли произведения, углубляет его идейное содержание, обостряет эмоциональный фон произведения.
Пейзаж в произведение может являться символом. Для творчества поэтов и писателей, придерживающихся романтического направления в литературе, характерно использование образов-символов.
«Символ есть образ, взятый в объекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа» [Литературный энциклопедический словарь, 1987, 238]. Символ неотделим от структуры образа. В более узком значении символ понимается как вид иносказания. Иногда символом является все произведение, это происходит в тех случаях, когда иносказание запрятано глубоко в подтекст.
Образы моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова являются символами. В последующих главах мы рассмотрим, как эти образы реализуют себя и какое значение приобретают в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова.--PAGE_BREAK--
Глава 1. Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова
1.1 Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.
«Считают, что морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, … тяготеет к условно романтической символике» [Нахапетов, 1999, 16]. М.Ю.Лермонтов увидел море лишь в августе 1832 года, и море разочаровало его.
«Морской пейзаж, как и все вообще пейзажи у Лермонтова, пустынен, малонаселен. Лишь изредка попадаются объекты разрушительной деятельности морской стихии: одинокий корабль, несущийся на всех парусах „по синим волнам океана“, неверный, дощатый, волной кидаемый и ею же расшибленный челнок „с полусгнившей скамьей“, мачта, которая „гнется и скрипит“, „парус, серый и косматый, /Ознакомленный с грозой“. Еще реже встречаются люди: „трепетный пловец“, „красавица-дева“, сидящая над морем, царевич, купающий в море коня» [Нахапетов, 1999, 16].
Образ моря возникает у М.Ю.Лермонтова гораздо чаще, чем образ паруса, и не зависит от него. Впервые, читая лирику поэта, мы сталкиваемся с образом моря в стихотворении «Наполеон» (1829 год). Это первое обращение поэта к наполеоновской теме.
Где бьет волна о брег высокой,
Где дикий камень положен,
В сырой земле и в яме не глубокой –
Там спит герой, друзья! – Наполеон!..
Вещают так: и камень одинокой,
И дуб возвышенный, и волн прибрежных стон!..
Образ моря создается из образов волн. Море символизирует полную побед и поражений жизнь Наполеона, ему как символ вечного покоя противопоставлен остров.
В стихотворении «Баллада», написанном в 1829 году, тоже встречается образ моря. «В этом произведении три равноправных героя: „красавица дева“, море и юноша» [Отрощенко, 2003, 28].
Сюжет стихотворения таков: сидящая на берегу моря дева просит влюбленного в нее юношу достать со дна моря сначала ожерелье, а потом «коралл дорогой», юноша гибнет в пучине. Каким рисует море М.Ю.Лермонтов? Это «пенная бездна», «пучина». «Из стихотворения понятно, что для „красавицы-девы“ море совсем не является чем-то враждебным, скорее наоборот. „Деву“ совсем не пугают те опасности, которые таятся в „пучине“ для „милого“, в то время как для юноши море явно враждебно. Юноша борется со стихией и в конце концов гибнет» [Отрощенко,2003, 28].
С душой безнадежной младой удалец
Прыгнул, чтоб найти иль коралл, иль конец.
Из бездны перловые брызги летят,
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют,
Но милого друга они не несут.
Море является символом борьбы юноши с судьбой. В то же время нельзя не согласиться с Е.Отрощенко, который пишет о том, «что море здесь является чем-то вроде символа любви, страсти, в которую бросается мужчина» [Отрощенко, 2003, 28].
В стихотворении «Еврейская мелодия», написанном в 1830 году под впечатлением стихотворения Дж.Байрона "Sun of the Sleepless" ( «Солнце тех, кто не спит» ), образ моря создается из образов волны, отражения звезд «в зеркальном заливе». Море здесь – символ недосягаемости, обманчивости:
Обманчивы луч и волна.
Дума «Наполеон» (написано в 1830 году) – одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова, посвященных Наполеону Бонапарту, в этом цикле Наполеон изображен как высокий, трагический герой. Перед нами предстает образ тени Наполеона, тоскующей по Франции. Образ Наполеона связан в представлении М.Ю.Лермонтова с образом моря (это проявляется и в последующих стихотворениях наполеоновского цикла). Призрак Наполеона стоит на берегу:
Пред ним лепечут волны и бегут,
И вновь приходят, и о скалы бьют;
Как легкие ветрилы, облака
Над морем носятся издалека.
А умершему остается лишь «сей малый остров, брошенный в морях». Море в думе – символ жизни, которая бурлит и движется; море – мир живых людей. Остров – это корабль, лишенный парусов, вынужденный стоять на месте без движения. Противопоставление моря и острова – это противопоставление жизни и смерти.
В стихотворении «Желание», датированном автором «Середниково. Вечер на бельведере. 29 июля», образ моря разделяет лирического героя и Шотландию, страну его мечты:
Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.
Меж мной холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.
Море становится символом разлуки, противоречия между реальностью и мечтой. «Волны морей» показывают величину расстояния между местом, в котором находится лирический герой, и страной, куда он страмится. Данное стихотворение навеяно семейной легендой о шотландских предках поэта. В самой Шотландии известно предание о певце-предсказателе по имени Томас Лермонт, который в сочиненных им песнях предсказывал будущее.
«Св. Елена» – еще одно стихотворение наполеоновского цикла, связывающее Наполеона с морем. Поэт вновь возвращается к образу «изгнанника» на «острове одиноком», Наполеон – «сын моря» и «средь морей» его могила. В романтическом восприятии Наполеон – загадочный боец за свободу. Называя этого великого человека «сыном морей», М.Ю.Лермонтов показывает нам, что море – это еще и символ свободы. Образ моря подчеркивает силу и величие личности Наполеона.
«К Л.» – (Подражание Байрону) – бесспорно, стихотворение о любви, но и здесь мы находим образ моря:
Корабль умчит меня от ней
В безвестную страну,
И повторит волна морей:
Люблю, люблю одну.
Образ моря в этом стихотворении одновременно и символ разлуки двух любящих, и символ их вечных воспоминаний о любви друг к другу. Многие исследователи предполагают, что стихотворение посвящено В.А.Лопухиной, которую поэт любил почти всю жизнь. В этом случае образ моря становится символом вечной любви, которую никакая разлука не в силах погасить. Недаром поэт наделяет «волну морей» способностью говорить, олицетворяя ее с мыслящим существом, М.Ю.Лермонтов принуждает волну сказать о чувствах лирического героя.
Стихотворение «Волны и люди» отражает сходство людей и волн: «уподобляя волны людям, Лермонтов наделяет волны душой: „И в море каждая волна/ Была душой одарена“. Но на самом деле волны, как неразрывная часть моря, холодного и безжалостного, бесчувственны и способны лишь к деструкции, они стремятся к тому, чтобы разрушить все» [Нахапетов,1999, 17]. Люди не лучше волн, «души в них холодней!» Море, покрытое волнами, – символ человеческого общества.
В стихотворении «К***» («Не ты, но судьба виновата была…») образ моря – лишь сравнение с впечатлениями женского сердца, «как в море широком следы челнока». Море является символом мимолетности впечатления.
В стихотворении «Время сердцу быть в покое…» М.Ю.Лермонтов использует образ моря, чтобы отразить душевное состояние лирического героя, волнения его сердца:
Но пускай оно трепещет –
То безумной страсти след:
Так все бурно море плещет,
Хоть над ним уж бури нет!..
Трепет сердца сравнивается волнением моря после бури. Море становится символом страсти, душевной борьбы, тревоги.
В «Сонете» (1832 год) образ моря противопоставлен образу «мраморного кумира», как страсть и бесчувственность:
Так мраморный кумир на берегу морском
Стоит, – у ног его волна кипит, клокочет,
А он, бесчувственным исполнен божеством,
Не внемлет, хоть ее отталкивать не хочет.
Образ моря в этом «Сонете» – символ яростной, кипучей страсти. Кипящая, клокочущая волна будоражится как душа влюбленного человека.
В стихотворении «Желание» («Отворите мне темницу…») во второй строфе помимо образа моря впервые возникает образ паруса:
Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.
Я тогда пущуся в море
Беззаботен и один
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С дикой прихотью пучин.
«В этой строфе воплощается главная идея стихотворения – жажда воли и свободы, готовность к испытаниям» [Володин,1998, 17]. Лирический герой стремится к жизни, к движению и в то же время к одиночеству. «Парус серый и косматый» пока еще не символ человека, его души. Он лишь средство, которое человек использует для путешествия по морю бытия. Эпитеты «серый и косматый» нельзя употребить по отношению к человеку, не изменив семантики этих слов. В то же время строка «ознакомленный грозой» доказывает, что парус обладает «жизненным опытом», этого знания жизни нет у лирического героя. Но на этом «дощатом» челноке, под этим парусом плавал кто-то еще. Если исходить из этого, то можно сделать вывод, что парус – символ связи между поколениями. Море в данном стихотворении – символ жизни и свободы. Оно своевольно, но лирический герой готов с ним бороться. Его не пугают «дикие прихоти пучин». Лирический герой пока еще настроен оптимистично, он еще полон надежд и желаний. продолжение
--PAGE_BREAK--
«Два великана» (1832 год) можно отнести к наполеоновскому циклу, поэт приурочил его к двадцатилетней годовщине Отечественной войны 1812 года. В стихотворении описывается борьба двух витязей-великанов, русского и иноземного. Поэт иносказательно отразил победу русского народа над Наполеоном:
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Образ моря намекает нам на реальное место гибели Наполеона (остров Св. Елены). М.Ю.Лермонтов вырисовывает перед нами враждебную человеку стихию, своевольную и свободную.
В августе 1832 года М.Ю.Лермонтов приехал в Петербург. Город показался ему красивым, но безжизненным. Юному поэту хотелось увидеть море, которое он знал по стихотворениям Жуковского и других поэтов-романтиков. М.Ю.Лермонтову море представлялось как нечто величественное, внушающее вдохновение. Но море разочаровало его. В стихотворении «Примите дивное посланье…» М.Ю.Лермонтов пишет:
И, наконец, я видел море,
Но кто поэта обманул?..
Я в роковом его просторе
Великих дум не почерпнул;
Нет! как оно, я не был волен;
Болезнью жизни, скукой болен
(На зло былым и новым дням),
Я не завидовал, как прежде,
Его серебряной одежде,
Его бунтующим волнам.
М.Ю.Лермонтов с иронией называет море «роковым простором», поэт больше не видит в нем символа независимости, что было характерно для романтического мировоззрения. Лирический герой сравнивает свою личную несвободу с несвободой моря. Образ моря становится символом несвободы, бесполезности борьбы, бунта.
В стихотворении «Челнок» мы видим последствия борьбы с морем:
По произволу дивной власти
Я выкинут из царства страсти,
Как после бури на песок
Волной расшибленный челнок.
Пускай прилив его ласкает,–
В обман не вдастся инвалид;
Свое бессилие он знает
И притворяется, что спит;
Никто ему не вверит боле
Себя иль ноши дорогой;
Он не годится – и на воле!
Погиб – и дан ему покой!
«Выкинутый на берег челн обретает покой, противоположности примиряются. Поэт ассоциируется с челноком, а море – с мятежным миром чувств и переживаний» [Володин, 1998, 17]. Если в стихотворении «Желание» челнок был оснащен парусом и являлся символом надежд, то в данном стихотворении разбитый челнок символизирует крушение мечтаний. А море осталось где-то в стороне, лишь иногда, в прилив, оно дарит иллюзии, в которые челнок-инвалид уже не верит. Душевное состояние лирического героя напрямую сравнивается с разбитым челноком. Образ моря в данном стихотворении – символ уходящей жизни, к которой уже не вернуться.
Стихотворение «Для чего я не родился…» было написано под впечатлением наводнения в Петербурге, произошедшего 27 августа 1832 года. В этом стихотворении образ воды создается из образа волны, и не говорится о чем именно писал поэт: о реке или о море. Исходя из навеявшего это стихотворение события мы можем сделать вывод, что М.Ю.Лермонтов писал о бушующих водах вышедшей из берегов Невы.
В период с 1828 по 1832 годы образ моря постоянно присутствует в лирике поэта. Наиболее часто море символизирует человеческую жизнь и страсть. Образ паруса пока не приобрел символического значения «личность».
1.2 Образы моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
«Парус» – одно из самых знаменитых стихотворений М.Ю.Лермонтова, именно в нем образы моря и паруса выведены с такой яркостью, как ни до, ни после. «Парус» связан с предшествующим творчеством поэта и в то же время самостоятелен и внутренне завершен" [Володин, 1998, 18]. «Недаром „Парус“ в нашем представлении олицетворяет и самого Лермонтова и его мятежную поэзию».[Удодов, 1973, 175]. В стихотворении «Парус» поднимается вопрос о личном счастье человека. В.О.Ключевский считал, что «поэзия Лермонтова подходила к этому вопросу с обратной его стороны, с изнанки, если можно так выразиться: она пыталась указать, в чем не следует искать счастья и как можно без него обойтись…» [Влащенко, 2000, 17]. Об этом и стихотворение «Парус».
Впервые этот текст появился в письме поэта к М.А.Лопухиной 2 сентября 1832 года. Но замысел возник у М.Ю.Лермонтова, видимо, гораздо раньше, и не в стихотворениях, а в живописи. «Так, уже в 1825 г. одиннадцатилетний Лермонтов создает по-детски наивный акварельный пейзаж, который изображает озеро, окруженное горами, с отчетливо белеющим парусом посередине. Акварель в значительной мере являлась результатом впечатлений будущего поэта от его пребывания с бабушкой в Горячеводске (так тогда именовали Пятигорск), от поразивших воображение мальчика кавказских гор. К ним детская фантазия добавила озеро и одинокий парус, который, очевидно, уже в то время что-то говорил душе подростка» [Удодов, 1973, 175].
В стихотворении «Парус» перед нами вырисовывается морской пейзаж, то спокойный, статичный, то наполненный движением. «Морские дали подчеркивают одиночество затерявшегося в них паруса; одинокий парус усиливает впечатление безбрежности открывающегося пространства» [Удодов, 1973, 174]. Каждую строфу стихотворения можно разделить на две части: в первых двух стихах перед нами пейзажная зарисовка, в двух последних – переживания лирического героя.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
О чем же это стихотворение? «Здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека. Противоречие между „морем“ и „парусом“ символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан. „Парус“ постоянно противопоставляет „морю“ личную волю, контрастную с состоянием стихии. Однако его бытие, „закон“ его странствия достаточно устойчив – не движение и не покой, не желание счастия и не отказ от него. Переживание, реального чувства, единого в противоречиях и не существующего вне этих противоречий, вне внутренне неразрешенной коллизии, объясняет природу одиночества человека, брошенного в море жизни, вечно мятущегося и не знающего счастья ни в покое, ни в буре, ибо буря чревата покоем, а покой – бурей. Человек оказывается вечно неудовлетворенным, внутренне не застывшем. Он не может, подобно природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии – покоя или бури. Закон его жизни – мятеж. Это единственная реальность, которую он чувствует. Все остальное однозначно – определенные состояния неведомы для него. Внутренняя непримиренность противоречивых чувств порождает и внешнюю противоречивость» [Коровин, 1973, 46].
Подтверждает предположение о том, что речь идет о человеке и тот факт, что «в стихотворении слово „парус“ встречается один раз – в первой строке, во всех остальных употребляется местоимение „он“ [Храмцова, 2005, 42].
И что же говорит нам М.Ю.Лермонтов о „парусе“? Он „ищет“, „кинул“, „просит“, „бежит“, то есть все, что может делать лишь живое, разумное существо – человек. А какой он, „парус“? „Одинокий“ и „мятежный“. Такое можно сказать лишь о человеке. „Парус“ становится символом … человека, его души» [Храмцова, 2005,42].
А каким мы видим «море»? Сначала это лишь туман, в котором ничего не видно, затем буря: «Играют волны – ветер свищет», и следом «Струя светлей лазури…» Изменчивое и в то же время предсказуемое, как сама человеческая жизнь. Море становится символом жизни, судьбы человека в мире других людей.
«Неразрешимость конфликта „паруса“ и „моря“ бросает свет на конфликт между человеком и жизнью» [Коровин, 1973,47]. Объединив образы моря и паруса в одном стихотворении, М.Ю.Лермонтов создал символ одиночества человека в мире, отделенного от других людей. Каждый человек – одинокий парус, брошенный в море жизни, где-то, наверное, есть другие паруса, но они далеко, отделены безграничным простором, и если даже они приблизятся друг к другу, то любой каприз стихии может разбить их друг о друга или отбросить в разные стороны. Парус пытается бунтовать, но стихия глуха к его мятежу. Образы паруса и моря в совокупности становятся символом борьбы между индивидом и судьбой.
1.3 Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18321841 гг.
«1832 год завершает юношеский, во многом ученический период творчества. После него писательская активность Лермонтова заметно ослабела. Кризис был преодолен в 1836 году, а начиная с 1837 года Лермонтов отдает свои произведения в печать» [Коровин, 1973, 13]. Некоторые мотивы юношеской лирики М.Ю.Лермонтова проявляются и в зрелом возрасте, усложняясь и углубляясь. Образы моря и паруса мы можем видеть в ряде стихотворений.
В стихотворении «Я не хочу, чтоб свет узнал…» мы видим строки: продолжение
--PAGE_BREAK--
Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит;
Пускай шумит волна морей,
Утес гранитный не повалит…
Образ шумевшего моря иносказательно намекает нам на людскую молву. Пересуды, ложные слухи, передаваемые шепотом за спиной того, о ком говорят, М.Ю.Лермонтов уподобляет шуму волн. Метафора «Пускай шумит волна морей» создает перед читателем образ толпы, лицемерно негодующей и укоряющей того, кто выше их.
Стихотворение «Дары Терека» навеяно казачьим фольклором. Перед читателями предстает диалог реки Терек и моря Каспий, и Терек предлагает Каспию разные подарки: «стадо … валунов», «с поля битвы кабардинец» и «труп казачки молодой». Море предстает перед нами старцем, который чаще «дремлет и молчит», но способен и на страстные порывы:
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.
Образ моря в «Дарах Терека» – типично фольклорный. Каспий – это некая сила природы, одушевленная и наделенная свойственными исключительно человеку чертами.
Стихотворение «Памяти А.И.Одоевского» посвящено Александру Ивановичу Одоевскому, поэту-декабристу, другу М.Ю.Лермонтову. Образ моря связан с образом А.И.Одоевского. «Любил ты моря шум», – обращается к декабристу М.Ю.Лермонтов. В этом стихотворении поэт возвращается к своим юношеским, исключительно романтическим представлениям о море:
И мрачных гор зубчатые хребты…
И, вкруг твоей могилы неизвестной,
Все, чем при жизни радовался ты,
Судьба соединила так чудесно:
Немая степь синеет, и венцом
Серебряный Кавказ ее объемлет;
Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,
Как великан, склонившись над щитом,
Рассказам волн клокочущих внимая,
А море Черное шумит, не умолкая.
Море в этом стихотворении – идеальное обрамление для могилы поэта-романтика; именно море будет петь ему колыбельные песни. Через пейзаж лирический герой выражает тоску по умершему другу. В описываемом пейзаже соединились образы, присущие творчеству поэтов-романтиков.
Однако мы видим в этом стихотворении и лермонтовское восприятие моря как символа жизни: «И сердце бросил в море жизни шумной…» Волнения моря сравниваются с течением и суетой человеческого существования.
Стихотворение «Воздушный корабль» входит в наполеоновский цикл. Образ моря в этом стихотворении сменяется образом океана, что символизирует большую отдаленность Наполеона от его родины, нежели в предыдущих стихотворениях, причем отдаленность следует воспринимать не как реальное расстояние, а как мировоззренческое, как разницу в идеалах покойного Наполеона и населения Франции.
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Мы вновь сталкиваемся с образом паруса. Парус способен дать мертвецу возможность двигаться, но лишь раз в год, и лишь на берег Франции. Образ корабля, несущегося «на всех парусах», символизирует суетность, цикличность жизни людей. В данном стихотворении парус – не символ мятежной души, а один из ее мучителей.
В стихотворении «Последние новоселье» мы вновь сталкиваемся с образом Наполеона. М.Ю.Лермонтов бросает упрек обществу Франции, сначала изменившему Наполеону «как женщина», а затем возвратившему на Родину его прах. Поэт рисует нам судьбу великого изгнанника, сначала победы, потом поражения, а потом:
И на чужой скале, за синими морями,
Забытый, он угас один…
М.Ю.Лермонтова возмущает, что дух изгнанника может вознегодовать, увидев новую гробницу. Таким образом, если раньше море в наполеоновском цикле символизировало жизнь, от которой был отделен Наполеон, то в «Последнем новоселье» образ моря становится символом границы, которая отгородила Наполеона от предавших его.
В стихотворении "" лирический герой в первой строфе говорит о своем отношении к любимой. В данном произведении во второй строфе мы вновь встречаем образ моря:
Так две волны несутся дружно
Случайной, вольную четой
В пустыне моря голубой…
Образ моря символизирует человеческую жизнь, в которой случайно встречаются и расстаются люди.
В стихотворении «Листок» соре вновь является символом человеческой жизни, по которой блуждает одинокий «дубовый листок», оторванный «от ветки родимой», пригнанный бурей из степей. Листок «пылен и желт», и цветущая чинара, к которой благоволит судьба и «корни … умывает холодное море», отказывается принять странника.
«Морская царевна» – стихотворение, в котором в последний раз возникает образ моря. Море – среда обитания Морской царевны, из которой она была вырвана и из-за этого обречена на смерть. В этом стихотворении царевич посягнул на стихию, этого ему уже не забыть. В «Морской царевне» море – символ жизни, с которой впервые пытался бороться человек. Море также может являться символом волшебного. «В „Морской царевне“ (1841) чудо манит человека в свою стихию. Оно не желает ему зла, напротив… „Синие очи любовью горят…“ Но человек знает, чем грозит ему это страшное счастье» [Наровчатов, 1964, 104]. Море – это иной мир, в котором своя жизнь, свои законы. Этому миру противопоставлен мир людей.
В 18321841 годах образы моря и паруса в лирике поэта встречаются значительно реже, нежели в юношеском периоде творчества. Это можно объяснить постепенным уходом М.Ю.Лермонтова от романтизма к реализму, однако романтические мотивы пронизывают все творчество поэта.
1.4 Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
«Поэмы занимают в творчестве Лермонтова не меньшее по сравнению с лирикой место. Всего Лермонтовым было написано 30 поэм. Некоторые из них не окончены, мотивы других переселились в новые произведения. Наиболее интенсивно разработка жанра поэмы осуществлялась в раннем творчестве, но подлинные удачи пришли к Лермонтову позднее. Лермонтовская поэма имеет глубокие связи с декабристской и байронической поэмой, с пушкинской шутливо-иронической поэмой, на лермонтовской поэме лежит отпечаток новых, реалистических тенденций, сказывающихся в тяготении к повествовательному стилю, к повести или роману в стихах» [Коровин, 1973, 149]. Как и в лирике М.Ю.Лермонтова, в его поэмах образы моря и паруса занимают важное место.
Уже в созданной в 1828 году под впечатлением пушкинских «Братьевразбойников» поэме «Корсар» мы находим образы моря и паруса. Казалось бы, в поэме, посвященной пирату, море должно быть лишь фоном, на котором происходят события, пейзажем, а паруса лишь снасти корабля, но у М.Ю.Лермонтова это не так.
После смерти брата, единственного близкого человека, главный герой бежит из родного края. И куда? В Грецию.
Уж море синее, блестя
Под солнцем пламенным Востока,
Как шум нагорного потока,
Обрадовало вдруг меня…
Но как спастися нам от рока!
Я здесь нашел, здесь погубил
Почти все то, что я любил.
Море становится символом жизни, освещенное солнцем, оно дарит надежду. Но море здесь также символ рока, от которого не уйти. Море – арена, на которой разыгрываются страсти. Будущий корсар пока не знает, что его ждет. Море для него – символ предстоящих радостей, именно поэтому оно видится главному герою блестящим «под солнцем».
Где Геллеспонт седой, широкий,
Плеская волнами, шумит
Покрытый лесом, одинокий,
Афос задумчивый стоит.
Венчанный грозными скалами,
Как неприступными стенами
Он окружен. Ни быстрых волн,
Ни свиста ветров не боится.
Беда тому, чей бренный челн
Порывом их к нему домчится.
Его высокое чело
Травой и мохом заросло.
Между стремнин, между кустами,
Изрезан узкими тропами,
С востока ряд зубчатых гор
К подошве тянутся Афоса, продолжение
--PAGE_BREAK--
И башни гордого Лемоса
Встречает удивлений взор…
Порою корабли водами
На быстрых белых парусах
Летали между островами,
Как бы на лебедя крылах.
Геллеспонт – это древнегреческое название Дарданелльского пролива, но М.Ю.Лермонтов назвал этим словом северную часть Эгейского моря. Эпитет «седой» показывает нам, что волны покрыты пеной. Афос (гора Афон) противопоставлен морю и кораблям как жизнь и смерть. Афос способен погубить «бренный бренный челн», но «корабли … на быстрых белых парусах» презирают опасность; море для них – жизнь. Образ паруса здесь – символ человека, идущего по жизни легко, способного всего добиться. Помимо символического значения пейзаж осуществляет свою эстетическую функцию, воспроизводит природу в художественных образах, в словах, красках.
Влиться в жизнь мечтает главный герой поэмы, он хочет «плыть в морях широких», желал «Пленить, рубить, в морях летать…» Ведь для «шайки удалой» море – союзник, который всегда поможет убежать: «Барка … была готова для побега». Пытаясь окунуться в жизнь, полную страстей, главный герой уходит с корсарами в море. Жизнь опьяняет его.
Как весело водам предаться,
Друзья мои, в морях летать…
Но и разочаровывает. Благоволение судьбы уже не радует корсара.
Потом мы часто в корабли
Опять садились, в быстры волны
С отважной дерзостью текли,
Какой-то гордостью полны.
Мы правы были: дом царей
Не так велик, как зыбь морей.
Образ моря сравнивается с царским жилищем, причем «зыбь морей» несравненно больше. Существование пиратов сравнимо с волнениями моря, такое же стремительное, шумное Корсары и волны становятся как бы одной стихией. Но человек не должен быть холодной волной. Море-жизнь не может всегда быть благосклонным. И начинается буря.
Надулись волны, море плещет
И молния во мраке блещет.
Но наших храбрых удальцов
Ничто б тогда не испугало,
И море синее стонало
От резких корабля следов.
Шипящей пенною белеет
Корабль. Вдруг рвется к небесам
Волна, качается, чернеет
И возвращается волнам.
Нам в оном ужасе казалось,
Что море в ярости своей
С пределами небес сражалось…
Морской пейзаж усиливает эмоциональное звучание поэмы. Конфликт в природе предсказывает будущий конфликт внутри корсара. Бушующее море – символ надвигающейся страсти. Корсары спасают терпящих бедствие людей, среди которых «гречанка молодая». С тех пор, как главный герой ее увидел, он, «как выброшенный на берег корабль», «омертвел», «окаменел». Море привело его к опустошению. Пиратам казалось, что море борется с небом, что символизирует борьбу человека с самим собой. Помимо способности сражаться море наделено и другими свойствами людей: стонать, быть в ярости. Образ моря выступает в поэме как действующее лицо, сопровождает человека и взаимодействует с ним.
В поэме «Джюлио» (1830 год), которую автор назвал повестью, уже в первой строфе мы сталкиваемся с образом паруса. «Бегущий белый парус рыбака» почти не виден с высоты скал. Свободный парус противопоставлен руднику, в котором Джюлио как бы похоронил себя заживо, спрятавшись от жизни.
Затем перед нами предстает судьба главного героя:
…Где любят моря синие валы
Баюкать тень береговой скалы…
Вблизи Неаполя мой пышный дом
Белеется на берегу морском…
Пейзаж вырисовывает перед читателем Родину главного героя. Море – символ жизни, тихой любви; дом, а, значит, и место Джюлио были там. Но Джюлио этого было мало. Он уходит от любящей его Лоры, из родного города в поисках новых ощущений. Главный герой приезжает в Венецию, стоящую на воде, где вечный карнавал. Карнавал – символ лицемерия. Огни города, веселье, всю жизнь людей здесь отражает море. Образ моря – образ зеркала, в которое общество не хочет взглянуть. Но вот Джюлио встречает Мелину. Вспыхивает любовь:
…Далеко в море, светлая волна,
Играющим лучом пробуждена…
Образ моря – символ любви, новой и страстной. Эту любовь пробуждает солнечный луч. Но и любовь предает Джюлио. Поэтому он и бежит от жизни, от моря.
Поэма «Исповедь» предположительно написана во второй половине 1831 года. В ней повествуется о молодом человеке, приговоренном к казни. Пришедшему к нему монаху он пытается «душу … рассказать». Юноша пытается отстоять свое право на любовь. И как только возникает образ страсти, появляется и образ моря:
Когда над бездною морской
Свирепой бури слышен вой
И гром гремит по небесам,
Вели не трогаться волнам
И сердцу бурному вели
Не слушать голоса любви!..
Образ моря в этой поэме – символ страсти, как не возможно остановить волны, так не мыслимо остановить порывы сердца. Параллелизм образа моря и образа любви показывает их родственную природу.
В поэме «Последний сын вольности» (вторая половина 1830 – первая половина 1831 года) мы уже во второй строке читаем:
…Летучий парус рыбака
Над волнами славянских рек!
Образ паруса – символ свободного человека, символ вольности, которую потеряли славяне. «Кривичи, славяне, весь и чудь» когда-то отправили «послов за море синее», чтобы позвать «князей варяжских стран». Море в «Песне Ингелота» символизирует различие между варяжской и славянской культурами. Князья обещают не вести за собой дружины.
Но с зарей блеснуло множество
Острых копий, белых парусов
Сквозь синеющий туман морской!..
Используя метонимию, М.Ю.Лермонтов переносит по смежности значение «люди» на паруса, под которыми эти люди плывут. Образ белых парусов – образ свободных индивидов, порабощающих других людей. Но не все приняли порабощение, некоторые решили уйти:
Сегодня с этих берегов
В ладью вступило семь бойцов:
Один старик, шесть молодых!
Вадим отважный был меж них.
И белый парус понесло
Порывом ветра, и весло
Ударилось о синий вал.
И в той ладье Вадим стоял
Между изгнанников-друзей,
Подобный призраку морей!
И море, и парус выступают здесь символами свободы, вольности. Изгнанники отдались в руки судьбы, как парус «порыву ветра». Пейзаж помогает читателям понять душевное состояние «семи бойцов», неспокойное море отражает тревогу изгнанников.
Но в сердце Вадима «любви есть место». И образ моря соотносится с образом любви. Море – символ страстной любви.
Как моря вид, как вид степей,
Любовь дика в стране моей…
Сравнивая любовь Вадима с морем, М.Ю.Лермонтов показывает не только масштабы этого чувства, но и его силу, порывистость.
Леда, возлюбленная Вадима, была обесчещена Руриком и погибла. Вернувшийся на Родину Вадим находит ее мертвое тело. Для сурового и дикого славянина было все потеряно. Он вызывает Рурика на бой:
Кипя, с оружием своим,
На князя кинулся Вадим;
Так над пучиной бурных вод
На легкий челн бежит волна – продолжение
--PAGE_BREAK--
И сразу лодку разобьет
Или сама раздроблена.
М.Ю.Лермонтов сравнивает битву двух витязей с вечной борьбой волны и лодки, вечной борьбой индивида и его судьбы. Последний сын вольности гибнет в битве, «пучина бурных вод» побеждает.
Образ паруса в «Последнем сыне вольности» дважды употребляется с эпитетом «белый», один раз – с эпитетом «летучий».
Поэма «Ангел смерти» (1831 год) отнесена автором к жанру повести. Главный герой повести, юный Зораим, жил в пещере, находившейся на высоком холме, который «вдался в море». Холм – символ статичности среди движения, образ моря – символ бурлящей жизни. Море и холм противопоставлены друг другу как движение и неподвижность. С Зораимом была его возлюбленная, Ада. Девушка погибла, но Ангел смерти, пожалев юношу, вселился в ее тело. У влюбленных друг в друга молодых людей все было хорошо, но Зораима более не удовлетворяла спокойная жизнь:
Однажды на скале прибрежной,
Внимая плеск волны морской,
Задумчив, рядом с Адой нежной,
Сидел изгнанник молодой.
Лучи вечерние златили
Широкий синий океан
И видно было сквозь туман,
Как паруса вдали бродили.
Пейзаж отражает состояние главного героя. Отгородившейся от жизни Зораим видит проявления этой жизни и стремится к ней. Вновь мы видим образ паруса. Далекий парус символизирует здесь свободную личность, способную на подвиги; именно таким хочет быть Зораим. Море – символ бурлящей жизни, куда стремится юноша. Зораим идет за мечтой, бросив Аду, и погибает.
В написанной в 1832 году поэме «ИзмаилБей» образ моря встречается три Раза, несмотря на то, что действие происходит в горах. Первый – в восемнадцатой строфе второй части:
Так, древле, в море кинул царь алмаз,
Но гордый камень в свой урочный час
Ему обратно отдан был волнами!"
Образ моря является в этом фрагменте символом судьбы, которой в равной степени подчинены и древний царь, и ИзмаилБей. В этой же строфе море становится «морем бед». В первой строфе третьей части образ моря рисуется как подтверждение могущества славянских народов:
«Какие степи, горы и моря
Оружию славян сопротивлялись?
Здесь, несомненно, метонимия: имеются ввиду не сами „степи, горы и моря“, а народы, живущие там. Образ моря в этих строках символизирует покоренный народ. В третий раз образ моря возникает в конце последней части. Лицо Измаила сравнивается с „глубиной морей“, куда никто не проникнет. Море – символ тайны.
В поэме „Хаджи Арбек“ (18331834 годы) облако сопоставляется с парусом розовым. Подобное сравнение показывает не только сходство формы облака с формой паруса, но и похожесть неба с морем:
В ущелье облако проснулось,
Как парус розовый, надулось
И понеслось по вышине.
Эпитет „розовый“ в творчестве М.Ю.Лермонтова необычен в сочетании с образом паруса.
В поэме „Боярин Орша“ (18351836 года) образ моря мы встречаем лишь однажды, когда в рассказываемой Соколом сказке царь велит свою дочь и конюха засмолить в бочку „И в сине море укатить…“ Образ моря становится символом неминуемой смерти.
В поэме „Демон“, над которой М.Ю.Лермонтов работал много лет, в последней варианте встречается образ „поврежденной“ ладьи „без парусов и без руля“, которая „плывет, не зная назначения“. Демон сравнивает себя с этой ладьей. Образ паруса в данном случае – символ жизненных и моральных принципов и нравственных ценностей, которых лишен падший ангел.
В другой редакции „Демона“, датированной 1831 годом образ моря встречается гораздо чаще. М.Ю.Лермонтов переносит действие на побережье:
Однажды, вечером, меж скал
И над седой равниной моря,
Без дум, без радости, без горя,
Беглец Эдема пролетал…
Море символизирует страсть демона к молодой монахине. Сначала девушка была чиста мыслями. В ее песне возникает образ паруса:
Как парус над бездной морской,
Как под вечер златая звезда,
Явился мне ангел святой –
Не забуду его никогда.
Образ паруса в этой песне символизирует мимолетность. Парус сравнивается с явлением ангела. Но образ моря в „Демоне“ не только символ страсти „беглеца Эдема“, но и символ окруживших молодую монахиню мук, искушений и страстей:
И море пенится и злится,
И сильно плещет и шумит,
Когда волнами устремится
Обнять береговой гранит:
Он вдался в море одиноко,
На нем чернеет крест высокий.
Всегда скалой отражена,
Покрыта пылью белоснежной,
Теснится у волны волна,
И слышен ропот их мятежный,
И удаляются толпой,
Другим предоставляя бой.
Так М.Ю.Лермонтов изображает могилу девушки. Даже погибнув, монахиня не обрела покоя. Пейзаж отражает душевное состояние героини. По сути, молодая монахиня боролась с самой собой: часть ее души стремилась к ангельскому, часть – к демоническому. „Береговой гранит“, отождествляющийся с нравственными убеждениями монахини, противопоставлен морю страстей, которое „пенится и злится“, „сильно плещет и шумит“; одна за другой волны волныискушения атакуют скалу; поэтому душа девушки никогда не обретет покоя.
Позднее М.Ю.Лермонтов изменил концовку поэмы, в окончательном варианте Тамара обрела вечный покой в раю. Образ моря не мыслился поэтом сопоставимым со спокойствием, поэтому данный эпизод не был включен в окончательный вариант.
Образы моря и паруса наиболее часто встречаются в ранних поэмах М.Ю.Лермонтова, а в более поздних – их практически нет. Образ моря поэт часто изображает бушующим, во многих поэмах море соотносится с эпитетом „синий“, характерным для фольклора.
Образ моря в поэзии М.Ю.Лермонтова встречается очень часто, особенно в ранний период его творчества. В стихотворениях поэта, написанных как в ранний, юношеский период, так ив более зрелой лирике образ моря символизирует жизнь, судьбу, как, например, в „Желании“ (»Отворите мне темницу…") или «Памяти А.И. Достоевского », иногда эта уже уходящая жизнь, как в «Челноке», в некоторых стихотворениях это борьба с судьбой. Во многих стихотворениях любовной тематики море является символом страсти, например, в «Балладе», «Сонете» и многих других. Иногда образ моря – символ человеческого общества, как в стихотворении «Люди волны», думе «Наполеон». В лирике М.Ю.Лермонтова море одновременно является и символом свободы («Желание») и несвободы («Примите дивное посланье…»).
Образ паруса появляется в лирике М.Ю.Лермонтова гораздо реже, чем образ моря. Парус символизирует индивида в море жизни («Парус»). Образ паруса может отражать и суетность человеческого бытия («Воздушный корабль»). Парус может символизировать не самого индивида, а лишь его возможность пуститься в путешествие по морю жизни («Желание»). В стихотворении «Парус» образы моря и паруса символизируют борьбу индивида с судьбой.
В поэмах М.Ю.Лермонтова образы моря и паруса имеют похожее значение. Образ моря, к которому поэт обращался гораздо чаще, чем к образу паруса, является символом судьбы человека в поэмах «Корсар», «ИзмаилБей», имеет значение «жизнь» в «Ангеле смерти» и «Джюлио», символизирует свободу и страсть в «Последнем сыне вольности», Является символом смерти и страсти в «Демоне».
Образ паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова символизирует мимолетность, свободу, даже самого человека.
Следовательно, к образам-символам моря и паруса М.Ю.Лермонтов обращался в течение всего своего поэтического пути. Роль этих романтических образов велика, их символическое значение разнообразно, но чаще образ моря – символ бытия, а образ паруса – символ индивида. Наиболее ярко мотив борьбы моря и паруса проявился в стихотворении «Парус».
Глава 2. Образы моря и паруса
в прозе М.Ю.Лермонтова
2.1 Образы моря и паруса в романах М.Ю.Лермонтова «Вадим» и «Княгиня Лиговская»
Не только лирике М.Ю.Лермонтова были присущи образы моря и паруса. Встречаем мы их и в романах писателя, как неоконченных, юношеских, так и в венце прозаического творчества М.Ю.Лермонтова – романе «Герой нашего времени».
В прозе М.Ю.Лермонтова тесно переплелись романтические мотивы и реализм. Образы моря и паруса более тяготеют к романтизму. «Романтизм М.Ю.Лермонтова звал людей „вперед и выше“, раскрывал красоту и величие мира, искал гармонии, не достававшей обществу, в „гармонии вселенной, в симфонии стихийных сил мироздания, в музыке сфер, утверждал причастность человека жизни, природы. Взгляд романтика устремлен поверх всего будничного, обыденного, повседневного в заоблачные дали, к звездному небу. Он погружает взор в глубины моря, ловит отражения неба – в море и моря – в небе ( Жуковский, Тютчев), измеряет неведомые дали и недоступные горизонты, возносится в к выси гор“ [Уманская, 1971,118]. продолжение
--PAGE_BREAK--
Образы моря и паруса мы замечаем на страницах неоконченного юношеского романа «Вадим». «Работа над „Вадимом“ датируется довольно широко и неопределенно: 18321834 гг.» [Удодов, 1973, 156]. Следовательно, М.Ю.Лермонтов уже видел море своими глазами, и знал не только по произведениям поэтов-романтиков, но в «Вадиме» образ моря еще является романтическим символом. Это подтверждает и тот факт, что действие романа разворачивается в Пензенской губернии, где нет реального, настоящего моря, образ этой стихии появляется вместе с одним из героев.
«Рукопись незаконченного юношеского романа „Вадим“ представляет собою, вероятнее всего, черновой вариант, так и не доведенный поэтом до завершения. Роман писался, чувствуется, по довольно тщательно разработанному плану, детализировавшемуся, но не подвергавшемуся сколько-нибудь значительным изменениям в процессе написания. Поэт не стремился тут к окончательной стилистической завершенности текста. Тем характернее его настойчивая работа над точностью и выразительностью языка» [Удодов, 1973,156]. Значит, малейшее упоминания моря или паруса не случайны. Рассмотрим их и выясним, каково их символическое значение.
Образ паруса в романе «Вадим» встречается лишь однажды, в пятой главе: "… сидя за работой, Ольга часто забывала свое шитье и наблюдала синие странствующие воды и барки с белыми парусами и разноцветными флюгерами. Там люди вольны, счастливы!"
«Белые паруса» становятся символом свободы, которой, по сути, была лишена Ольга. Девушка завидует людям, которые «каждый день видят новый берег – и новые надежды!» Для Ольги «белые паруса» олицетворяли свободу жить, как хочется, любить, надеяться, абсолютную свободу личности.
«Парус» сочетается с эпитетом «белый», что было характерно и для поэзии М.Ю.Лермонтова. Помимо символического, парус имеет и прямое значение «снасть корабля». Пейзаж помогает лучше понять личность Ольги, отражает ее стремления к свободе и счастью.
Образ моря встречается в романе «Вадим» значительно чаще. Именно морю главный герой уподобляет свою душу. Он говорит Ольге: "… Перед тобой я могу обнажить странную душу мою: ты не слабый челнок, не способный переплыть это море, волны и бури его тебя не испугают; ты рождена посреди этой стихии; ты не утонешь в ее бесконечности!.."
Бунтующая, демоническая душа Вадима действительно подобна волнующемуся морю; порывы души главного героя родственны морским волнам в бурю, а глубина чувств Вадима может быть равна морским глубинам, «бесконечности» морской стихии. Главный герой романа был полон ненависти, как море воды. Желание отомстить за отца вызывало в его душе бурю. Ольга – кровная сестра Вадима, и он считал душу девушки родственной себе. В этом фрагменте романа море – символ бунтующей души.
Образ моря подчеркивает и «непоколебимую» железную волю Вадима: «Так неугомонная волна день и ночь без устали хлещет и лижет гранитный берег: то старается вспрыгнуть на него, то снизу подмыть и опрокинуть; долго она трудится напрасно, каждый раз отброшена в дальнее море … но ничто ее не может успокоить: и вот проходят годы, и подмытая скала срывается с берега и с гулом погружается в бездну, и радостные волны пляшут и шумят над ее могилой».
Так и Вадим был готов идти к своей цели без остановок, преодолевая преграды, падая и вновь поднимаясь, не боясь, что «слишком дорого купит победу». Образ моря в этом эпизоде имеет не прямое значение, а переносное, он используется писателем, чтобы лучше раскрыть образ Вадима. Море является символом железной воли.
Соприкосновение с душой Вадима отравляет все чистое и светлое: "… цветы не растут посреди бунтующего моря; где есть демон, там нет бога…" Море и цветы противопоставлены друг другу как извечно противоположны демон и бог. И в этой антитезе цветы – символ ангельского, а море – демонического.
С морем в «Вадиме» М.Ю.Лермонтов сравнивает толпу: «Перед Вадимом было волнующееся море голов…» Движение людей смотрящему сверху Вадиму напомнило, видимо, морские волны, значение переносится по сходству.
И еще один пример: «Вдруг толпа раздалась, расхлынулась, как некогда море, тронутое жезлом Моисея…» В библейском мифе Моисей заставил воды расступиться. Толпа раздвинулась, давая дорогу Вадиму, как волны по желанию Моисея. Толпа напрямую сравнивается с морем. В данных фрагментах море – символ толпы.
С морем сравнивает писатель человеческое равнодушие: "… что такое две страсти в целом море равнодушия?" Мера этой эмоции равна по количеству морю. Значение переносится по сходству признаков «очень много».
В романе «Вадим» образ моря не реализует своего прямого значения «пейзаж». Море, сочетаясь с другими компонентами, входит в состав сравнения и метафоры. Образ моря также является символом.
В переносном же значении М.Ю.Лермонтов упоминает море в незаконченном романе «Княгиня Лиговская», в котором писатель хотел изобразить жизнь петербургского общества 1830х годов. В этом романе наблюдаются предпосылки более зрелого романа «Герой нашего времени», в который перекочевали некоторые герои «Княгини Лиговской».
В первом случае образ моря соотносится с женскими эмоциями: «По временам она еще всхлипывала, и грудь ее подымалась высоко, но это были последние волны, забытые на гладком море пролетавшим ураганом». Не мог же такой писатель как М.Ю.Лермонтов сравнить с морем лишь колебания женской груди?! Нет, здесь смысл глубже, буря на море сравнивается с бурей в душе Веры, где «досада, радость, бессильная ненависть, бессильная любовь…» В этой фразе происходит двойное уподобление, с морскими волнами одновременно сравниваются и внешние, и внутренние переживания молодой женщины.
Во втором случае образ моря возникает в составе фразеологического оборота. Станислав Красинский говорит матери:
– Матушка, вы хотите, чтобы я пожертвовал для вас даже характером; пожалуй, после всех жертв, которые я принес вам, – это будет капля воды в море.
Обычно этот фразеологизм означает ничтожно малое количество по сравнению с тем, что необходимо, но у М.Ю.Лермонтова он приобретает оттенок значения «бесполезность». Следовательно, образ моря использовался писателем не только как самостоятельный элемент, но и как компонент фразеологического оборота.
2.2 Образы моря и паруса в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» – самый знаменитый роман М. Ю. Лермонтова. Писатель работал над ним в 18351839 годах. Много споров велось о том, каков художественный метод романа: реализм или романтизм? Безусловно, черты двух этих методов причудливо, но гармонично переплетены в «Герое нашего времени». Мы видим, что "… пейзажи «Героя нашего времени генетически связаны с эстетической традицией романтизма» [Уманская, 1974, 132].
«Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России», – записал в своем журнале Печорин; «Тамань» – самая романтическая часть «Героя нашего времени» – считают многие исследователи. «Тамань» – еще один особый мир, в который пытается заглянуть Печорин" [Удодов, 1973, 494]. При этом «Тамань» написана М. Ю. Лермонтовым под впечатлением реальных событий: подобное приключилось с самим писателем во время пребывания его в этом приморском городке.
«Повесть эта отличается каким-то особым колоритом: несмотря на прозаическую действительность ее содержания, все в ней таинственно, лица – какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца» [Белинский, 1983, 113].
Эта часть существенно выделяется из всего романа. Мы видим не горный пейзаж, а морской. Море – особый мир, где вся жизнь идет по другим законам. И в этот мир попадает Печорин. Сначала лермонтовского героя заселяют в хату «на самом берегу моря», где совсем близко «почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны».
Романтическое и реалистическое сочетаются в описаниях природы: «Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона. „Суда в пристани есть, – подумал я, – завтра отправляюсь в Геленджик“». Близкое романтикам описание морского пейзажа, озаренного луной, резко контрастирует с прозаическими мыслями Печорина. А.А.Мельникова считает, что эта фраза подчеркивает естественность пейзажа, но на наш взгляд, подобный контраст между внутреннем настроем главного героя и окружающей его природы свидетельствует о чуждости Печорина этому миру. М.Ю.Лермонтов подчеркивает, что море покорно луне, находящейся на небе. В данном случае нет антитезы «небо» – «море», наоборот, писатель показывает подвластность человеческой жизни, символом которой является море, воле небес. Таким образом, уже в «Тамани» мы видим предпосылки повести «Фаталист», замыкающей роман.
В этом жилище обитают странные люди: слепой мальчик, старуха, девушка
«ундина». Мальчик и ундина тесно связаны с морем. Эта стихия опасна, но не для них. Слепой не боится идти рядом с бушующим морем: «он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет», но море не причиняет ему вреда (позже его обидят его же друзья, но не море). Девушка тоже после неудачной попытки утопить Печорина выходит из воды целой и невредимой. Обитатели бедной хижины на морском берегу – почти что одно целое с водной стихией. Подвижность, живость «ундины» – напоминают движения волн в море.
Море благосклонно к контрабандистам, мирные корабли оно готово уничтожить: «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить». Морская стихия опасна, но ее угрозы не всегда приносят горе, уверенный в себе, сильный и мужественный может избежать беды и добиться своего.
В «Тамани» есть человек, покоривший стихию, – это Янко (возлюбленный «ундины»). Он не боится выходить в море во время бури: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены…»
Ему «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Морской пейзаж помимо описания местности, где разворачивается действие «Тамани», способствует раскрытию образа отважного контрабандиста. Перед нами предстает храбрая, решительная личность, живущая, как и море, по своим собственным законам.
Море не только часть пейзажа. Море – это как бы окно в другой мир, мир контрабандистов, в котором можно найти «идеал вольной исполненной „тревог и битв“ человеческой жизни» [Удодов, 1973, 494]. Поэтому-то море и не враждебно нарушителям закона. К лермонтовскому герою оно не столь благосклонно, оно почти губит его, так как Печорин чужд этому морю.
Морем убегают Янко и «ундина» из Тамани: «Янко сел в лодку, ветер дул от берега, они подняли маленький парус и быстро понеслись. Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдания: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго …» Перед нами предстает образ паруса. Но в «Тамани» он не противопоставлен образу моря. «Маленький белый парус», как и водная стихия, помогает беглецам. Подобное сочетание моря и паруса, не враждующих друг с другом, не было характерно для лирики М.Ю.Лермонтова. Образ моря в «Тамани» – символ мира людей, но людей, не настроенных пессимистично, вольных, любящих жизнь и готовых за нее бороться, таких, как Янко и «ундина». И образ паруса уже не символ одинокой, мятежной личности. Парус поднимают над своей лодкой двое влюбленных, парус помогает им нестись по «темным волнам». И мы приходим к парадоксальному выводу: в «Тамани» образ паруса символизирует любовь и свободу! продолжение
--PAGE_BREAK--
Мы вновь замечаем, что к образу паруса М.Ю.Лермонтов присоединяет эпитет «белый». Такой парус особенно четко выделяется на фоне «темных волн», но несмотря на этот цветовой контраст море и парус действуют заодно.
Отдельно следует рассмотреть песню, которую пела «ундина». В песне море проявляется как фольклорный образ. Девушка соотносит море с чем-то живым, способным поддаться на мольбу, ее обращение к морю напоминает заговор:
Стану морю кланяться
Я низехонько:
«Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку…»
Но девушка вовсе не считает море «злым», этот эпитет скорее означает «буйное». И это море девушка просит не губить ее возлюбленного.
В это же время в сознании «ундины» море является символом свободы:
Как по вольной волюшке–
По зелену морю,
Ходят все кораблики
Белопарусники.
Попытка девушки заговорить море еще раз доказывает ее родство этой буйной стихии. С морем сочетается эпитет «зелено», в то время как в поэмах это был эпитет «синее». Троп «зелено» по отношению к морю в фольклоре упоминается реже, чем «синее», но по стилю «зелено» близко к народному творчеству. И вновь мы видим образ белых парусов, плавающих по морю. Паруса и водная стихия несут в себе значение свободы.
В тот же момент и Печорин созерцает море, но воспринимает он эту стихию совсем не так, как девушка: «Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; предо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу». Ход мыслей Печорина прозаичен, он не умеет воспринимать море-жизнь как нечто волшебное, он насквозь отравлен скептицизмом, воспринимая жизнь как нечто «однообразное», лермонтовский герой не мог в ней не разочароваться. Воспоминание о Петербурге тоже говорит не в пользу Печорина. Море северной столицы когда-то разочаровало М.Ю.Лермонтова своей несвободой, своей серостью, закованной в гранит. Это море символизирует жизнь, которой жил Печорин, однообразно и скучно.
Во время ночного свидания с «ундиной» Печорин чуть не погиб. Перед тем, как сесть в лодку, лермонтовский герой наблюдал следующий пейзаж: «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем своде. Тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподымая одинокую лодку, причаленную к берегу». Мирная, спокойная картина природы резко контрастирует с событиями, которые должны вот-вот произойти в мире людей. Море противопоставлено небу, в море можно погибнуть, небо же, напротив, зажигает спасительные маяки, надеясь кого-нибудь спасти.
В повести «Тамань» мы выясняем, что Печорин не умеет плавать. Случайно ли это? И если нет, то что же обозначает данная черта? «Неумение плавать говорит о детской беспомощности и беззащитности Печорина перед водной стихией, одной из основных стихий мироздания. Если в бытовом мире … он всех побеждает, испытывая наслаждения в самой победе … то в мире бытия Печорин – ребенок, не умеющий плавать…» [Влащенко, 2000, 2].
Как же объяснить подобный парадокс? «Море – это символ жизни. Печорин в конкретной ситуации добрался до берега на лодке с помощью одного весла, но в „море жизни“ без „веры в Бога“ он, не умеющий „плавать“, обречен на духовную гибель. Для него нет света, нет надежды, а вся жизнь оказывается „темной ночью“ и „бунтующим морем“, бездной, грозящей неизбежной смертью. И он не способен противостоять внутреннему злу, своим эгоистическим чувствам и страстям, среди которых доминирует страсть власти» [Влащенко, 2000, 2].
«Княжна Мери» – центральная часть «Журнала Печорина». В ней отразилось современное М.Ю.Лермонтову общество, царящие в нем нравы. Действие разворачивается на Кавказе, в Пятигорске и Кисловодске, там, где аристократическое общество собиралось для «лечения минеральными водами». Для «Княжны Мери» характерно яркое описание пейзажей, но это изображение гор. Однако в конце этой части М.Ю.Лермонтов возвращается к давно знакомому образу и заставляет своего героя записать в его дневнике: «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу оделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…»
Как точно отражено душевное состояние Печорина! «Лишенный возможности посвятить себя какой-либо одной цели, он тем не менее настойчиво и дерзко испытывает судьбу» [Удодов, 1973,456]. Разочарование в жизни, в людях, скука позволяют Печорину сравнить себя с выброшенным на берег корсаром. Индивидуализм лермонтовского героя, его неудовлетворенность окружающей действительностью заставляют Печорина думать, что он отброшен от жизни. Именно поэтому он пытается взять от жизни как можно больше. Он жадно вглядывается в жизнь, как матрос в море, он стремится к желанному парусу. И невольно мы задумываемся, а не о Печорине написал Лермонтов-поэт:
…А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Личность Печорина соотносима с образом паруса из одноименного стихотворения.
В последних строках «Княжны Мери» парус символизирует независимую и сильную личность, ее одиночество и неустанные поиски цели и смысла жизни. Парус может олицетворять мятежность человеческого духа в целом, его вечную неудовлетворенность и вечное стремление вперед. Образ моря же символизирует в данном случае не реальную человеческую жизнь, где каждый одинок, как в «Парусе», а, напротив, ту жизнь, к которой стремится главный герой, жизнь, полную бурь и борьбы, движения, шансов обрести свое счастье, которой противопоставлено одиночество на берегу. При этом Печорин совершенно забывает, что не умеет плавать.
Описывая этот пейзаж, Печорин не видел его реально, главному герою лермонтовского романа его рисовало воображение. Морской пейзаж реализует функцию раскрытия характера главного героя.
Исходя из выше сказанного, мы можем заключить, что в романах «Вадим» и «Княгиня Лиговская» образ моря служит для раскрытия внутреннего мира геров, для передачи их чувств и переживаний. Образ моря в данных произведениях – образ-троп, М.Ю.Лермонтов сравнивает с морской стихией души своих героев. Этот образ становится символом человеческой души – кипящей, мятежной у Вадима, взбудораженной от смятения чувств у Веры Лиговской. Писатель переносит по сходству значение образа моря на образ толпы, движения, порывы и колебания которой напоминают волнения морской стихии.
В «Вадиме» образ паруса имеет символическое значение. В сознании одной из героинь парус ассоциируется со свободой.
В романе «Герой нашего времени» образ моря встречается в двух повестях. В «Тамани» море – часть пейзажа. Описание природы воссоздает местность, в которой происходит действие романа. Морской пейзаж способствует раскрытию характеров действующих лиц, через призму восприятия природы героями отражается их мировоззрение. Помимо этого, образ моря является образом-символом. Морская стихия означает жизнь.
В «Тамани» образ паруса, поднятого над лодкой Янко и «ундины» символизирует свободу жить и любить.
В «Княжне Мери» морской пейзаж предстает лишь перед внутренним взором Печорина, способствуя раскрытию душевных порывов и стремлений лермонтовского героя. Образ моря в «Княжне Мери» символизирует бытие, в котором главный герой не умеет «плавать». Образ паруса в этой повести выступает как символ индивида, ищущего смысл жизни.
В целом в прозаических произведениях М.Ю.Лермонтова образы моря и паруса встречаются значительно реже, чем в поэзии, они вносят в творения писателя романтические мотивы.
Заключение
Образы моря и паруса встречаются во всем творчестве М.Ю.Лермонтова. Об их роли в наследии великого поэта и писателя написано немного. О творчестве М.Ю.Лермонтова рассуждали много, начиная с его современников и заканчивая исследователями наших дней; творчество гениального поэта и писателя подвергалось подробному анализу со стороны литературоведов. Все они внесли огромный вклад в изучение наследия М.Ю.Лермонтова. Образ моря в творчестве поэта и писателя более изучен, нежели образ паруса, об образе моря чаще упоминается в работах исследователей.
Образ моря в лирике М.Ю.Лермонтова в раннего периода его творчества довольно-таки востребован поэтом, морская стихия воспринимается юным поэтом как романтический идеал, но и в более позднем творчестве морской пейзаж близок поэту. В стихотворениях поэта образ моря выступает как символ. Значение этого образа разнообразно. В стихотворениях о любви море является символом страсти, показывает глубину и силу этого чувства. Во многих лирических произведениях эта буйная стихия символизирует человеческую жизнь, подчиненную року, судьбе, которую индивид либо воспринимает как должное, либо борется с ней. С образом моря сравнивается мир людей, человеческое общество. В лирике М.Ю.Лермонтова море может выступать как символ свободы.
В лирике поэта морской пейзаж передается субъективно. Описания природы помогают раскрыть внутренние переживания лирического героя.
В поэмах М.Ю.Лермонтова образ моря символизирует жизнь и свободу, смерть и страсть, человеческую судьбу. Морской пейзаж в поэмах не только изображает место действия, но и создает эмоциональный фон произведения.
В прозе М.Ю.Лермонтова морской пейзаж помимо реализации эстетической функции способствует раскрытию внутреннего мира героя, может быть контрастным событиям в мире людей. Морской пейзаж может лишь рисоваться воображением героя. В рассмотренных нами романах образ моря символизирует жизнь и свободу, с морской стихией сравнивается человеческая душа.
Образу моря М.Ю.Лермонтов нередко уподобляет другие явления действительности. Это может быть прямое сравнение, а может быть и перенос по сходству каких-либо признаков. В поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова образ моря часто характеризуется эпитетом " синее".
В творчестве М.Ю.Лермонтова образу моря, символизирующему жизнь и движение, нередко противопоставляется образ статичного, неподвижного острова, гранитной скалы; подобная антитеза символизирует извечное противостояние жизни и смерти.
К образу паруса М.Ю.Лермонтова обращается реже. В наследии М.Ю.Лермонтова образ паруса может символизировать индивида в море бытия, суетность человеческой жизни, свободу. В романах и поэмах писателя к образу паруса часто присоединяется эпитет «белый».
В стихотворении «Парус» образ паруса противопоставлен образу моря, что символизирует противостояние индивида и жизни. В «Тамани», напротив, море и парус, под которым уплывают беглецы, не враждуют, а действуют заодно. В «Княжне Мери» парус тоже свободно движется по воде. Таким образом, мы понимаем, что море и парус в творчестве М.Ю.Лермонтова не всегда противостоят друг другу.
Итак, мы в своей работе изучили место и роль образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, выявили их основные значения этих образов-символов в поэзии и прозе этого великого писателя.
Список использованной литературы
1. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах./ Сост. и комм. И. С. Чистовой. – М., 1990.
2. Андроников И. Лермонтов. Новые разыскания. «Советский писатель, 1948.
3. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. – М., „Просвещение“, 1973. – 272 с.
4. Влащенко В. Лермонтов в русской критике.// Приложение „Литература“ – 2000 – №2 – с. 16–20.
5. Влащенко В. Почему Печорин не умеет плавать.// Приложение „Литература“ – 2002 – №11 –с. 2–3.
6. Володин Э.Ф. „Парус“ М.Ю.Лермонтова. Текст и контекст в анализе художественного произведения.// Литература в школе – 2000 – №2 – с. 16–20.
7. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. – М., „Просвещение“, 1973.
8. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.
9. М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. „Художественная литература“, 1964.
10. Максимов Д.И. Поэзия Лермонтова. МоскваЛенинград, 1936.
11. Мельникова А.А. Пейзаж в художественном произведении: урок по роману М.Ю.Лермонтова „Герой нашего времени“// Литература в школе – 1995 – №2 – с. 78–79.
12. Наровчатов С. Лирика Лермонтова (заметки поэта), „Художественная литература“, –М, 1964.
13. Нахапетов Б.А. Образ морской волны в поэзии М.Ю.Лермонтова// Литература в школе – 1999 – №7 – с. 16–20.
14. Овчинникова О. Романтизм и реализм в идейнохудожественном мире романа М.Ю.Лермонтова „Герой нашего времени“/ О.Овчинникова// Приложение „Литература“ – 2006 –№13 – с. 30–37.
15. Отрощенко Е. Женщина и море: образ женщин в лирических стихотворениях Лермонтова.// Литература в школе – 1999 – №7 – с. 27–28.
16. Ревякин А.И. История русской литературы XIX в.: Первая половина. – М., 1985.
17. Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в. – М., 2004.
18. Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. – Воронеж, 1973.
19. Уманская М.М. Лермонтов и романтизм его времени. – Ярославль, 1971.
20. Храмцова Р.А. Лекция №3. Анализ лирики М.Ю.Лермонтова (5 – 7 класс)/ Р.А.Храмцова// Приложение „Литература“ – 2005 – №19 – с. 41–47.
21. Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта… – М.: Знание, 1991. – 256 с.
22. Щеблыкин И.П. Мир символов, пророчества и грез: „Этюды о Лермонтове“// Литература в школе – 2000 – №4 – с. 30–37.
23. Эйхенбаум Б.М. М.Ю.Лермонтов. – МоскваЛенинград, 1936.