Реферат по предмету "Литература"


Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 4

Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».Автор: Горький М.

Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека и общих человеческих ценностей. Не исключение и Горький.
Творчество Горького открывается серией романтических произведений, в которых писатель раскрывает свои представления об идеальном человеке: человеке свободном, гордом, человеке с большой буквы. Мне кажется, что цель писателя — показать человеку, как прекрасен он может быть.
В пьесе “На дне” люди дна прежде всего теряют свое имя. Все обитатели ночлежки имели его когда-то, об этом мы узнаем из списка действующих лиц. “Без имени нет человека”, — говорит Актер. Смерть Анны — тоже потеря имени. Все, кто потерял имя, — мертвы. Для Горького важно, как относится к потере имени герой, и в том, что Актеру “обидно потерять имя”, — это предвосхищение его трагического конца.
В судьбах героев пьесы есть что-то недосказанное. Васька Пепел — в тюрьме, приговор нам неизвестен. Наташа — пропала без вести. Василиса — вывернется, наверное, но неизвестно. Клещ — живет в ночлежке шесть лет и вряд ли воскреснет на седьмой. В то же время конец пьесы — примирение “бывшего человека” с судьбой. Из ночлежки ушли Пепел, Актер и Анна, а на их место пришли Клещ, Медведь и Татарин. Как и во всех произведениях Горького, в пьесе “На дне” возрастает роль слова. Большинство слов и понятий для героев пьесы однозначны. К примеру, утро для Анны — надежда еще пожить; для Сатина — желание выпить; для Наташи — прощание с роковой любовью; для Клеща— начало еще одного бесцельного дня. Слово определяет внутренний мир человека. У Барона есть любимое слово: “Дальше!” — слово человека, вся жизнь которого осталась в прошлом. Он как бы знает уже все и ждет чего-то нового, что никак не приходит. Актер весь начинен цитатами, он даже напился “как сорок тысяч пьяниц”. Речевая характеристика героя помогает глубже понять его сущность, авторское отношение к нему.
Считаю, что в пьесе нет главного героя и уж тем более героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Центр пьесы постоянно перемещается: то внимание приковывается к Пеплу, то к Клещу, то к Сатину. Это говорит о том, что Горький не ставит крест даже на самых неприятных ему героях, и все герои — носители правды, и он оценивает правду каждого, и жизнь отображается писателем с предельной правдивостью. Все действующие лица пьесы совсем не похожи на свободных людей. Они — худшие из рабов и худшие из хозяев. Ленивые рабы и жестокие хозяева. Неудачники. Они — те, кто слаб душой, и те, кто живет чужими соками. А про таких Сатин говорит, что им ложь нужна, что одних она поддерживает, а другие прикрываются ею. “А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?” — говорит Сатин. Но в пьесе нет никого, кто мог бы претендовать на то, что он сам себе хозяин. Независимый, гордый, страшный Пепел, и тот кругом опутан хитрой Василисой. “Человека не надо утешать жалостью, — далее утверждает Сатин. — Человека лучше уважать”. Но что такое для него человек? “Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… В одном!.. Это — огромно! В этом все начала и концы… Все в человеке, все для человека”.
Получается, по словам Сатина, что человека надо уважать не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал еще и не проявил себя, за потенциал, в нем заключенный, за то, что он еще может принести всем нам пользу, если сами же люди ему не помешают.
Но финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, а жизнь устроена таким образом, что свободным человек в таком мире быть не может. В тюрьме Васька, Наташа пропала без вести, повесился Актер. До тех пор, пока люди не найдут правду, мир обречен.
Пьеса “На дне” — неограниченный материал для исследования общечеловеческих ценностей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет при реорганизации деятельности предприятия методом разделения и выделения
Реферат Этиология, диагностика, профилактика и лечение гипоавитаминозов норок
Реферат Самоценность личности и цена победы. По страницам военной прозы Ю.Бондарева и В.Быкова
Реферат Расцвет БЛВС
Реферат Вещи как объекты гражданских прав (Контрольная)
Реферат Французские заимствования в испанском языке
Реферат А. В. Голубев Предложена методика, позволяющая делать расчеты денежных потоков инвестиционных проектов исходя из предполагаемых объемов реализации, значения валовой рентабельности продаж и доли зарплаты в переменны
Реферат Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистики
Реферат Дезертирство Ухилення від військової служби шляхом самокалічення або іншим способом
Реферат MY HERO Essay Research Paper TO ME
Реферат Список ныне царствующих монархов
Реферат «феномен криоглобулинемии, прогностическая и функциональная значимость криоглобулинов при ишемическом инсульте» 14. 00. 36 аллергология и иммунология
Реферат Порядок действий аудитора в соответствии с правилами стандартами аудиторской деятельности
Реферат Логопедическая работа по развитию голосовых возможностей у детей среднего дошкольного возраста имеющих
Реферат Голодомор 1932—1933 годов