Реферат по предмету "Литература"


Образ Софьи в пьесе Александра Грибоедова Горе от ума

Образ Софьи в пьесе Александра Грибоедова Горе от ума

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является одним из выдающихся произведений первой половины XIX века.

Все герои пьесы являют собой типичные образы, обладают неповторимыми индивидуальными чертами характера. Грибоедов стремится изобразить своих героев такими же сложными, каким сложными бывают реальные люди.

Представителем наиболее противоречивых характеров в пьесе «Горе от ума» является Софья. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» очень хорошо говорит о смешении в Софье «хороших инстинктов с ложью», «живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения», что она «загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Автор обнаружил в ней «задатки недюжинной натуры», потому-то «недаром ее любил и Чацкий».

От природы Софья наделена хорошими качествами: сильным умом, независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Эта девушка получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Представления о людях она черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Поэтому она не — случайно обратила внимание на Молчалина, своими чертами и своим поведением напоминавшего ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что Софья ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять. Для отца Софьи в книгах — все зло. А Софья воспитывалась на них. Скорее всего, именно на тех, которые были доступны и «уездной барышне», пушкинской Татьяне — Ричардсон, Руссо, де Сталь. По ним-то, скорее всего, Софья и сконструировала тот идеальный образ, который ей видится в Молчалине.

Героиня грибоедовской пьесы, по сути, получает лишь первый жесткий урок. Она изображена в начале тех испытаний, которые выпадают ей на долю. Поэтому Софья — характер, который может быть еще развит и раскрыт «до конца» только в будущем. Уже первые явления пьесы рисуют натуру живую, увлекающуюся, своевольную, обещающую своим поведением бурное развитие событий. Вспомним гончаровские слова о том, что в ее «физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Грибоедову было необходимо наметить эти качества героини уже в первых явлениях пьесы, до того как в действие включится главный герой. Это было важно именно потому, что в контактах с ним Софья все же замыкается в себе, ускользает, и для зрителей может остаться не до конца ясной внутренняя мотивировка ее поступков.

Любовь Чацкого к героине помогает нам понять одну истину: характер Софьи в чем-то главном под стать самому Чацкому. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Об этом говорит такая реплика Софьи: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Чацкий это понимает и свои речи адресует, прежде всего, Софье. Именно Софью он считает своей единомышленницей. Он привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры не поколебали в нем «ни даль», «ни развлечения, ни перемена мест». Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидев, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Софья также очень переживает, но уже из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника совсем с другой стороны. Она понимает, что нужна была ему только для того, чтобы, улучив момент, воспользоваться ее влиянием и получить повыше чин. Софья получает первый жестокий урок.

Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно, но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужамальчика, мужаслуги. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Однако она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. Но, по замечанию того же Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье.

Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, задуманный и выполненный, очень близкий Чацкому. Критики Н. К. Писарев и И. А. Гончаров сопоставляют Софью Фамусову с Татьяной Лариной. Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что «громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее…»

Чрезвычайно важен для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души и своеобразную программу действий. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончаров. Сон Софьи знаменателен для постижения ее характера, как и сон Татьяны Лариной — для постижения характера пушкинской героини.

Совершенно справедливо Н. К. Писарев отмечал, что «драма, переживаемая Софьей Фамусовой в финале четвертого акта, является в русской литературе… первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни женщины. Драма Татьяны Лариной создана позже».

В своеобразную борьбу с Чацким Софья постепенно втягивается и в какой-то момент утрачивает возможность чувствовать грань, отделяющую колкие, раздраженные от поступка явно бесчестного действия. Но видимо, именно потому-то ее можно отнести к одному из самых живых и деятельных персонажей комедии. Софья — яркая индивидуальность, а не только определенный социальный тип и определенная нравственная модель.

А. С. Грибоедов в своей комедии сумел показать не только жизнь современников, но и создал ряд незабываемых образов, не менее интересных современному читателю и зрителю. Как говорил Гончаров, именно поэтому «Горе от ума» «держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Moscou /Франц./
Реферат Ответственность за должностные преступления
Реферат Антраценпохідні сполуки та їхні глікозиди Лікарські рослини та лікарська сировина які містять антраценпохідні
Реферат Проектирование технологии печатных процессов переиздания книги
Реферат Многочленные матрицы
Реферат Специальная теория относительности первый шаг физики к изучению природы пространства и времени
Реферат Почему И. С. Тургенев назвал Базарова лицом трагическим 3
Реферат Абу Али Ибн Сина
Реферат Recon 2 Essay Research Paper RECONSTUCTION PAPER
Реферат Риси характеру народу мають вплив І на його історичну долю. Національний характер став предметом вивчення у всіх культурних націй
Реферат Образ Юлии в романе Ж.Ж. Руссо "Юлия, или новая Элоиза"
Реферат Проектная деятельность в условиях информационной среды
Реферат Налоговая система в Республике Казахстан
Реферат The Affects Of Sin On Man In
Реферат Определение темперамента с помощью методик тестирования Методика тестирования на выявление темперамента