Образ России в лирике Есенина
Стихи Есенина… Они не подвластны времени и всегда современны. Каких бы проблем нашей жизни мы ни коснулись, все они нашли свое отражение в поэзии Есенина. Конечно, не он один задумывался над будущим родины. Многие поэты — предшественники и преемники Есенина — задумывались о том, какой быть России. А. С. Пушкин, подводя итог прожитых лет в стихотворении «Памятник », писал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Ему многое пришлось претерпеть за свою недолгую жизнь, но он навсегда остался пророком, голосом России. Тяжела и трагична судьба М. Ю. Лермонтова. Он был «всегда один», не найдя себе места среди бесчисленных «масок», обвиняя свое поколение в бездействии. Поэт-демократ Н. А. Некрасов всю свою жизнь и творчество по святил России, ее народу. Он обвинял самодержавие и желал видеть русский народ счастливым, борясь в своих стихах против пороков русского общества.
А. Блок не просто любил свою страну, природу, народ — он пытался разгадать ее душу, оценить ее настоящее и определить будущее. С. Есенин — это предельно русский поэт, который до боли любил свою родину:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску…
Все его стихи о родине наполнены таким глубоким чувством, что трудно выделить одно, лучшее. Это потому, что чуть ли не в каждом своем произведении Есенин говорит о любви к родине: Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
В своих ранних стихах Есенин не пытается проникнуть в социальные конфликты времени. Русь кажется ему «покойным уголком»:
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Но затем в творчестве поэта начинают возникать и трагические мотивы. Он начинает осознавать, что нелегка жизнь людей в России:
Сердце гложет плакучая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.
Есенину дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно, он не может не сожалеть об отсталости и дикости, существующих на Руси. В его творчестве как бы происходит борьба двух чувств — понимания необходимости и неизбежности перемен и сожаления о том, что уходит в прошлое то, что ему очень дорого. Во время Первой мировой войны и Октябрьской революции в своих стихах Есенин передает боль и тревогу за судьбу родины, за жизнь односельчан, вовлеченных в круговорот войны. Есенин называет себя «последним поэтом деревни» и пишет: «Неживые, чужие ладони, этим песням при вас не жить!» Он горюет, что «стальная конница победила живых коней». Поэт воспевал старую, патриархальную Россию. На его глазах она умирала. И у него, естественно, возникал вопрос: что ждет Россию в будущем? Раздумья поэта тревожны, но все-таки наполнены светлой надеждой и верой в будущее России, ее людей. В стихотворении «О Русь, взмахни крылами…» возникает образ возрожденной, воспрянувшей духом России:
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
Есенин все больше верит в будущее страны:
Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Поэзия Есенина остается для нас очень близкой, волнующей, животрепещущей, вливает нам «в грудь теплым», учит по-новому видеть родное и любить его. Никакие запреты и гонения на творчество Есенина в темные сталинские времена не смогли заставить забыть его, так как в глазах его «прозрений дивный свет». Мне очень хочется, чтобы в нашей жизни было меньше лжи, лицемерия, жестокости, а больше добра. Я думаю, поэзия С. Есенина, которая очищает души людей своей чистотой, своей искренностью, духовностью, совестью и нравственностью, поможет нам в этом. Тогда надежды Есенина и других поэтов на обновление общества оправдаются.