Роман о дьяволеАвтор: Булгаков М.А.
Все, ребята! Отплясались
На балу у Сатаны.
У чертей на сковородке
Вы будете как караси
Лихо вжаривать чечетку
За предательство Руси!
Сатана гулять устал —
Гаснут свечи, кончен бал…
Игорь Тальков
Нынешняя слава романа Булгакова “Мастер и Маргарита” безмерно велика. Безмерно трудным было и его рождение. Работу над ним писатель начал предположительно в 1928 году. Но вскоре рукопись была предана огню.
“И лично я, своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе”, — писал Михаил Булгаков в марте 1930 года.
В знаменательном для писателя 1932 году (в этом году Булгаков заключил брак с Еленой Сергеевной Шиловской) работа над романом возобновилась. В 1937 году, когда книга была окончена, она получила название “Мастер и Маргарита”.
Роман представляется грандиозным сооружением, опорами которого служат Евангелие, средневековые немецкие баллады и народные легенды о Фаусте, трагедия 'Фауст" Гете, повести Гофмана и рассказ о Понтий Пилате Анатоля Франса, рассказы Александра Грина. Мотивы литературы прошлого, вошедшие в роман Булгакова и переосмысленные в нем, сделали его произведением неординарным.
Действие романа охватывает время от античности до начала XX столетия. Оно разворачивается на огромном пространстве — от древней Иудеи, минуя европейские скалистые вершины, до Москвы. Порой книга Булгакова напоминает лабиринт, в котором долго идешь к конечному смыслу, протягивая ариаднину нить, чтобы не заблудиться, все время сопоставляя его образы. Вот тащат на крест Голгофы бродягу, а вот Воланд творит зрелище сценических переодеваний. Вот идет представление в московском театре «Варьете». И вдруг мы вместе с черными всадниками мчимся по воздуху! А чего стоят чудеса в ресторане МАССОЛИТА, в подвале, в квартире Лиходеева?! Так что, как говорил Шекспир, «весь мир — театр».
Но все-таки можно выделить три плана этого произведения: исторический, реальный и фантастический. Они примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами.
С первым планом связана история Понтия Пилата и Иешуа. Рассказывая о том, что произошло две тысячи лет тому назад, развертывая действие среди пейзажей древней Иудеи, Булгаков как бы вводит читателя в живое тело Истории. “В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую коллонаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат”. Даже когда перечитываешь роман, это вступление второй главы поражает магией слова. Создается ощущение живого присутствия. Кажется, что чувствуешь на себе движение воздуха от движения плаща прокуратора.
Перед нами Пилат, грозный властитель, наместник могучего Рима, прокуратор Иудеи, — человек, наделенной огромной властью. К нему приводят бродягу. На миг появляется представление, что перед великим владыкой стоит ничтожный и жалкий человечишко, что-то из мира низменного. К тому же он на базаре «подговаривал народ разрушить ершалаимский храм». Но это обманчивое чувство приходит только на миг, потому что вскоре выясняется, что в тщедушном теле нищего живет личность мудреца, философа, человека высокого духа.
Иешуа уверен, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Возникает спор о том, что же есть жизнь, вера в добро, истина. Иешуа — прообраз Иисуса Христа, пришедшего возвестить миру высокие истины, научить добру и милосердию. Не случайно вся эта историческая часть романа возникает тогда, когда Воланд прошептал Бездомному и Берлиозу, что «Иисус существовал». У булгаковского пророка, как и у Христа, есть свои ученики и последователи, например, Левий Матвей. Следуя за сюжетом романа, мы оказываемся свидетелями Голгофы. Тут начинает свой новый отсчет времени сама История.
Сильной стороной романа является тема бессмертия. На каменной вершине две тысячи лет сидит в своем каменном кресле Понтий Пилат, обреченный на бесконечную мучительную жизнь в лунном свете и тягостную славу за низменность своего поступка — трусливую казнь пророка. Напротив, жизнь Иешуа прерывается на двадцать седьмом году, но в памяти людской живет возвышенность его мысли, мечты и смерти. Он обретает подлинное бессмертие.
Автор ставит в романе проблему столкновения тиранической власти и личности. Булгаков подталкивает нас к осознанию множества исторических аналогий, повторяющихся через века: Наполеон и Гюго, Николай 1 и Пушкин, Сталин и Булгаков, Жданов и Ахматова, Семичастный и Пастернак, Брежнев и Солженицын. Тем самым снова мы выходим на просторы исторические.
Самой увлекательной темой романа, безусловно, является история любви Мастера и Маргариты. “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!” Так начинает писатель главу “Маргарита”. Здесь трудно что-либо добавить и прокомментировать.
Фигура Мастера в романе озарена светом возвышенного. Как литературный герой он соотносится с великим Фаустом. Ему тоже свойственна жажда познания, поиск истины, он тоже ищет то мгновение, которое можно назвать прекрасным. Это он проникает в толщи истории, чтобы разобраться в вечном. Так же, как и Фауст, он ведом Сатаной и влюбляется в Маргариту.
Мастер близок и самому Булгакову. Он весь живет во власти творчества, его занимают вечные общечеловеческие проблемы, которыми он мучается. Не зря его имя Мастер пишется с большой буквы. Не случайно судьба его в романе становится трагической. Мастер сжигает свою рукопись. Он отрекается от своего творения, от любви, от самого себя. Лишь после того как он услышал от мессира фразу “Рукописи не горят”, он понял, что за свои произведения надо бороться, что настоящее искусство не исчезнет бесследно. Главное — надеяться и верить.
Маргарита является сильной натурой в отличие от Мастера. Она — носительница поэтической и вдохновенной любви. И чем более непривлекательным, «скучным, кривым» является переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, «вспыхнувшее молнией». Маргарита способна и на преданность, и на подвиг верности. Кроме того, она способна бороться за своего Мастера. И вот эта женщина-птица, родственная другим «крылатым» героям русской классики, взмывает в воздух, обращается в ведьму и начинает парить в небесах, совершая свой гордый полет.
Героиня Булгакова способна взглянуть на мир чуть ли не с высоты облаков и звезд. Посетив Великий Бал полнолуния, она возвращает Мастера. Ради спасения любимого она становится ведьмой и продает душу дьяволу. И в этом ее выбор. Любовь служит ей опорой в таком решении. Вместе с со своим Мастером — под раскаты грозы, которые являются признаком космической катастрофы, — Маргарита переходит в мир иной.
В центре фантастического плана — фигура Воланда. С гётевским великим Мефистофелем он связан узами явного родства. Образ Воланда является ключом к философии романа Булгакова. Недаром рукопись романа называлась самим автором романом о дьяволе.
Воланд появляется в первой главе книги и уходит в вечность вместе с главными героями в самом ее конце. Это настоящий Князь Тьмы, он никогда и ни в чем не терпит поражения, он всесилен. Недаром его называют также Князем Мира Сего. Этот герой булгаковской книги обнаруживает свое присутствие уже в эпиграфе, где слова от имени Мефистофеля можно отнести и к нему.
У Воланда широкие полномочия: он вершит судьбы, решает вопросы жизни и смерти… По его воле совершается ряд мелких апокалипсисов. Именно он стоит во главе той силы, которая осуществляет мотив возмездия — суда. А этот мотив является главным мотивом всего произведения.
Автор не акцентирует внимание на том, что Воланд и есть Сатана. Воланд называет себя этим именем только несколько раз. Знаменательна глава “Бал у Сатаны”. На бал съезжаются убийцы и палачи, висельники, отравительницы. Все они — лишь посредники между злом и людьми. Это чиновники, служащие “темной канцелярии”, имеющие право на искушение человека злом. Но выбор всегда за человеком! И это один из важнейших выводов романа.
Но, к сожалению, чаще всего человек поддается на соблазны. Воланд осуществляет одну большую компрометацию Москвы. Он искушает советских “новых” людей деньгами и ширпотребом на сеансе черной магии. Он показывает, что зло лишь спит в людях. Свита Воланда разоблачает всех и вся.
Коровьев, Азазелло и кот Бегемот карают своими могущественными средствами обывательскую пошлость, стяжательство, невежество. Поле их деятельности — мир будничный, заземленный, низменный. Тут и Михаил Берлиоз, способный «сообщить куда следует» и упрятать в сумасшедший дом талантливого писателя. Романтическое звучание фамилии французского композитора подчеркивает тупую прозаичность булгаковского героя, который явно зарвался на должности председателя МАССОЛИТа. Тут и хапуга Поплавский, и Варенуха, лгун и хам; и свинообразный Николай Иванович, по заслугам превращенный в борова, роющего землю; и барон Майгель, старательный доноситель; и групповой образ посетителей «Варьете» с их жадностью до денег.
Таким образом, функции Воланда не ограничиваются обычным “репертуаром” чертей и темной силы. Покарав зло, весь этот мир убогого московского быта, Воланд и его свита взмывают вверх над «грустной вечерней землей» и устремляются в небеса.
Итак, перед нами вырисовывается главная тема “Мастера и Маргариты” — тема нравственного выбора. Здесь человек свободен, ибо выбор всегда за ним. Мастер и Маргарита выбрали свой путь: они покинули этот бренный мир и обрели вечный покой. Но главная мысль Михаила Булгакова заключается в том, что сделать правильный выбор невозможно без веры. Поэтому нам решать, с кем мы? Добро и Зло, Тьма и Свет — вот те вечные сакральные темы, к которым подступился Михаил Булгаков в своей последней и главной книге.