Курсовая работа
по дисциплине: Целевая аудитория в PR
на тему: Понятие, разновидности, принципы и формы взаимодействия сцелевой аудиторией в PR-деятельности
Уфа-2009
Введение
Всовременном информационном веке теория и практика паблик рилейшнз приобретаютвсе большую значимость. В обществе циркулирует огромный поток информационныхсообщений. Однако не всегда информация доходит до «нужной» аудитории. Она можетзатеряться в среди многочисленных данных. Так же есть риск, что сообщение подвоздействием объективных или субъективных факторов исказится и потеряет своюэффективность.
ЗадачейПаблик рилейшнз является информацию в изначальном виде до публики, которой онапредназначена. Установить двусторонний контакт с аудиторией и оказать на нее определенноевлияние.
Актуальностьданной работы поизучению целевой аудитории PRсостоитв том, что понятие целевая аудитория является одним из центральных вПР-деятельности. Цель любой PR-кампании–оказатьвлияние на мнение аудитории о каких-либо событиях, проблемах или организациях, ихтоварах и услугах.
Правильноевыделение целевой аудитории обеспечивает эффективность кампании при наименьшихзатратах средств и времени.
Необходимочетко знать свою аудиторию и понимать ее потребности, чтобы определить направленияPR-действий. Ведь для привлечениявнимания той или иной группы нужно иметь представление о том, чего ожидают людиот данной организации.
В зависимостиот факторов, формулирующих характер целевой аудитории, выбираются приемыпередачи и каналы коммуникации сообщения. Например, целевой группе женщинсредних лет и целевой аудитории, которую составляют подростки, требуютсяразличные формы сообщения и его источников.
Не стоитзабывать так же о важности социального статуса, географического положения иценностных ориентирах группы и каждого индивида в отдельности.
Использованиетакой полной разносторонней информации о целевой аудитории, на которуюнаправлена ПР- деятельность, увеличивает шансы на получение желаемогорезультата
В даннойработе содержится определение термина целевая аудитория, ее характеристика иособенности. Представлены так же критерии отбора целевой группы и существующиетеории типологизации.
Объектомработы является PR как средство воздействия на целевуюаудиторию.
Предмет– целевая аудитория. Целью даннойработы является раскрытие понятия целевая аудитория в Пр-деятельности..
Былипоставлены задачи:
1) Дать определениетермина целевая аудитория.
2) Выяснитьспецифику целевой аудитории.
3) Рассмотретькритерии определения целевой аудитории.
4) Выявитьособенности взаимодействия с целевой аудиторией.
Практическимприменением даннойработы может быть использование в качестве вспомогательного информационногоматериала при определении целевой аудитории и взаимодействии с ней.
Глава 1. Понятие целевой аудитории в PR
§1. Целевая аудитория в ПР
«Publicrelations» часто переводится как «связи с общественностью». И это вполнекорректный перевод. Поскольку самой основной целью ПР- деятельности является установлениеконтакта с общественностью. Деятельность специалистов по связям собщественностью представляет собой комплекс координированных действий повоздействию на состояние общественного мнения. Большинство акций проводятся сцелями: 1) убедить людей изменить свое мнение по какому-либо вопросу, продуктуили организации, 2) сформировать общественное мнение, когда его нет, 3) усилитьсуществующее мнение общественности.
Проблемав том, что при слове «общественность» ассоциации поднимаются исключительноаморфные и неясные: некая неопределенная толпа, масса людей.
Массовая аудиторияпо определению Б.А. Грушина[1],имеет четыре важные особенности.
Статистическая общностьмассовой аудиториинаходит выражение в совпадении ее с множеством отдельно взятых характеристик ееличностей, не образующих никакой самостоятельной целостной организации (это –не союз, не общественное движение, не митинг, не собрание, не группа). Всехарактеристики статистической общности – суть характеристики ее представителей.
Случайный характерформирования массовой аудитории выражается в непостоянстве ее состава, в необязательности вхождения внее, присутствия в нем каких-то представителей публики. Границы массовой аудитории,поэтому всегда открыты, прозрачны, что делает состав аудитории неопределеннымпо численности, случайным по составу.
Ситуативный характербольших аудиторийподтверждается их связью с событиями массовой деятельности, с какими-токонкретными формами этой массовой деятельности. (Например, отношение сельскойаудитории к только что разрешенной властями продаже дачных (земельных)участков, отношение рабочих к забастовке шахтеров и т.п.)
Разнородность массовойаудитории (ее гетерогенность), т.е. ее межгрупповая природа,разрушает все существующие в обществе барьеры и границы (этнические,социально-политические, религиозные, образовательные и пр.)
Исходя из данных особенностеймассы, очевидно, что с большой разнородной общностью взаимодействоватьдостаточно сложно.
Социологические исоциально-психологические исследованияпоказывают, что коммуникативные процессы наиболееуспешно налаживаются с малыми группами, с четко сегментированными по интересам,ожиданиям и предпочтениям аудиториями.
Френк Джефкинс[2]подчеркивает, что ПР-деятельность не направлена на общую публику, онанаправлена на «тщательно отобранные группы людей, которые являютсясоставными частями большой общей публики»
Одной изглавных задач специалистов по связям с общественностью является правильноеопределение «своей» общественности, то есть целевой аудитории, иустановление ее общественного мнения, что является непременным условием успехалюбой коммерческой фирмы.
Часть ПР деятельностинаправлена на целевые аудитории по-разному; другими словами, здесь нет,например, трансляции сообщений, нацеленных на массовый рынок в целом, с помощьюСМИ, как это часто бывает в рекламе. Паблик рилейшнз применяется болееизбирательно и, что часто подразумевается, менее расточительно и более успешнодля передачи только определенных типов сообщений.
В современной теории ипрактике связей с общественностью существуют различные трактовки понятияцелевой аудитории.
Поопределению М. Блюма и Н.В. Молоткова,[3] целевая аудиторияпредставляет собой конкретный сегмент массы текущих и потенциальныхпотребителей с выделением специфических признаков (демографических,психологических, социальных), которому адресовано PR-обращение.
Вследующем определении под целевой аудиторией понимается совокупность людей,однородная по каким либо параметрам — социально — демографическим,психографическим, и т.д. Это те люди, которые потенциально могут отдать своепредпочтение в пользу идеи, мысли, товара, кандидата и т.д.
В сферерекламы и маркетинга целевая аудитория определяется как термин, используемыйдля обозначения группы людей, объединенных общими признаками, или определеннаяради какой-либо цели или задачи; группу лиц, на которую направлено рекламноесообщение и рекламные мероприятия. Основная и наиболее важная для рекламодателякатегория получателей рекламного обращения.
Подобщими признаками могут пониматься любые характеристики, требуемыеорганизаторам (например, работающие замужние женщины от 25 до 35 лет, носящиеочки); Подавляющее большинство целевой группы или аудитории — потенциальныепокупатели рекламируемого товара;
Такимобразом, PR-деятельность не направлена наширокий круг общественности. Для каждой кампании существует своя аудитория. Подцелевой аудиторией понимается группа активной общественности, которая представляетинтерес для ПР-деятельности.
Именноданная публика и является мишенью ПР-воздействия.
§2. Характеристика целевой аудитории
Целеваяаудитория формируется на основе признания некоей проблемы, способной навредитьобщему интересу определенного круга людей. Однако без общения между собойгруппировка людей может остаться бесформенной тенью, чем-то таким, чтосудорожно ищет себя, сосредоточиваясь на химерах, а не на сути дела.
Американскийисследователь Джеймс Груниг обратил внимание на три фактора, которые благодаря коммуникациии общению людей между собой превращают скрытую общественность в активнуюаудиторию. Среди этих факторов он называет:
1. Осознаниепроблемы. Это фактор, показывающий, в какой мере люди ощущают изменения в ситуации,осознавая потребность в информации.
2. Осознаниеограничений. Это фактор, свидетельствующий, в какой мере люди ощущают себяущемленными воздействием внешних факторов и ищут пути выхода из конкретнойсложившейся проблемной ситуации. Если люди считают, что могут что-то изменитьили повлиять на проблемную ситуацию, они будут искать дополнительную информациюдля составления плана действий.
3. Уровеньвключенности. Это фактор, показывающий, до какой степени люди видят себявтянутыми в проблемную ситуацию и ощущают ее влияние на себе. Другими словами,чем более они связывают себя с ситуацией, тем активнее будут общаться,отыскивая новую информацию по этому поводу.
Потребности целевойаудитории четко определяют ее границы, ее отличия от других малых групп.
Фундаментальныепотребности человека, ставшие общей основой теории и практики рекламы, а такжеПаблик Рилейшнз, входят в качестве базиса в характеристику и целевой аудитории.Обычно, вслед за А.Х. Маслоу, исследователи перечисляют такие потребности, как:
· физиологические (голод, жажда);
· потребности в самосохранении(безопасность, здоровье);
· потребности в любви (привязанность,духовная близость, отождествление себя с другими);
· потребности в уважении (чувствособственного достоинства, престиж, одобрение со стороны общества);
· потребности в самоутверждении(самореализация, самовыражение).[4]
Структура целевойаудитории не отличаетсяжестким единообразием: в ней нет ничего от военного подразделения, четковыполняющего команды своего командира. Западные PR-специалисты неизменносоветуют товаропроизводителям выделять в целевые аудитории более конкретныеподгруппы:
1. Постоянныйпокупатель – основаданного целевого сегмента потребительского рынка. Он существует в окружениидругих категорий публики, посещающей места продажи товаров.
2. Покупательслучайный, приобретающийтовар из неизвестных продавцу побуждений.
3. Покупательпотенциальный известенфирме в самых общих чертах, задача и фирмы, и PR-агентства «перевесить» егосомнения и колебания достойным их внимания предложением.
4. Неудовлетворенныепокупатели – они готовыбыли приобрести товар, но их не устраивают в данный момент какие-тохарактеристики изделия. Их ценность для фирмы в том, что они сознательнообратились к фирме, знают ее торговую марку, доверяют ее репутации.
5. «Модный»покупатель способенприобрести вещь в угоду общим веяниям моды, настроениям, из подражания«законодателям» стиля потребления и образа жизни.
6. Разносчикипроизведенного товара (перекупщики) способствуют широкой распродаже нового товара, их числопостоянно колеблется (как и их собственный заработок).
7. Посредники илиоптовые покупатели; ихнемного, но они приобретают большие партии товара. Их спрос зависит отглубинных конъюнктурных тенденций рынка.
8. Покупатели изчисла акционеров фирмы,пользующиеся определенными льготами приобретения товаров (скидка, кредит ипр.).
9. Большой бизнес, выступающий в качестве покупателя,строит свои отношения с фирмой на основах длительного и взаимовыгодноговзаимодействия в рамках общих программ.
10. Малый бизнес исходит в отношениях с фирмой издругих принципов, рассчитывая на поддержку их инициатив со стороны фирмы, нальготы и т.п.
Ключевыми параметрами,характеризующими целевую аудиторию, являются такие понятия какзаинтересованность покупателя в товаре (услуге), готовность потенциальногопокупателя изменить свои предпочтения под маркетинговым давлением,заинтересованность продавца в реализации товара данной аудитории и возможностьтакой реализации. При этом все параметры должны присутствовать одновременно.
Комплекс всех этих (идругих!) характеристик дает в итоге более или менее конкретные представления о целевойаудитории, вселяет надежду на успех своего дела в этом целевом сегменте рынка.
Глава 2. Разновидности целевой аудитории
В теориии практике связей с общественностью важное значение имеет проблемагруппирования и идентификации общественности или «активной аудитории». Подход,используемый этой наукой для определения групп общественности, во многомсозвучен тому, которым пользуются социология и социальная психология. В то жевремя нетрудно заметить и ряд существенных отличий.
Квопросу группирования целевых аудиторий специалисты по паблик рилейшнз подходятисключительно с прагматических позиций, выделяя в ней те группы, которые тотили иной институт (корпорация, государственное учреждение,общественно-политическая организация или просто отдельное лицо) считает«своими». То есть речь идет о тех аудиториях, на которые оказывает влияние таили иная организация и от отношения которых к организации зависит успех илинеудача ее деятельности.
§1. Критерии типологизации целевой аудитории
Дляопределения целевой аудитории для ПР-деятельности существует широкий спектрразличных критериев. Применение данных критериев дает наиболее четкоепредставление о публике. Учитывая, что каждая группа людей и каждый отдельныйиндивид могут одновременно подходить по множеству параметров, можно разработатьэффективную стратегию воздействия на целевую аудиторию.
1. Географический—природные или административно-территориальные границы, то есть он указывает,где искать людей. Он удобен, когда нужно выбрать средства информации, распределитьресурсы для выполнения программы с учетом степени плотности населения. Важнымисоставляющими информации тут выступают почтовые индексы, телефонные коды, чертагорода, района и т.д.
2. Демографический— пол, доход, возраст, семейное положение, образование — наиболее частоиспользуемые индивидуальные характеристики. Однако они не позволяютокончательно понять, почему или каким образом люди включаются в проблемнуюситуацию или же подпадают под ее воздействие. Демографические и географическиеданные предоставляют возможность сделать первый «срез», однако бездополнительной информации (как именно люди включаются в проблему илиоказываются под влиянием этой проблемы или ситуации) они, как правило, малопомогают при разработке стратегии и тактики.
3. Психографический— характеристики психологические и образа жизни (перекрестно-ситуативные). Личностные особенности людей, ихэмоциональное состояние, ценностные ориентации, особенности поведения, стиляжизни и пр.
4. Критерийскрытой власти, при котором во внимание принимаются люди, не обязательнонаходящиеся на вершине пирамиды власти, однако оказывающие существенное, внешненезаметное экономическое и политическое влияние на мнения и решения других. Дляидентификации таких людей необходимо комбинированное, тщательное и длительноенаблюдение, интервьюирование причастных к проблемной ситуации людей, анализдокументов, фиксирующих или отслеживающих скрытую власть.
5.Критерий статуса. Внимание обращается на официальное положение индивида, а нена атрибутику его индивидуальности.
Вомногих ситуациях люди признаются важными благодаря той роли, которую ихположение играет в определенных условиях. Занимаемые ими должности делают ихважными «игроками», если речь идет об усилиях по достижению программных задач ицелей пиэрменов.
6.Критерий репутации —критерий определяющий «осведомленных» и «влиятельных»индивидов, исходя из соображений и мнений о них других людей. К таким группамобщественности относятся «лидеры общественного мнения», влиятельные лица,которых признают таковыми другие заинтересованные и причастные к ситуации люди.Их не следует путать с группами, пользующимися скрытой властью, или с теми,кого, по определению сторонних наблюдателей ситуации, считают лидерами мнения.
7. Критерийчленства — критерий, при котором учитывается место человека в официальномштатном расписании, списке, его партийная принадлежность как показателипричастности к конкретной проблемной ситуации. Членство в профессиональнойассоциации или в группе специального интереса свидетельствует скорее овключенности в определенную ситуацию данной личности, а не какого-топостороннего лица. Члены организации, например, могут пользоватьсяпринадлежащими ей средствами информации.
8. Критерий роли впроцессе принятия решения. Предусматривается наблюдение за процессом принятиярешений, уточнение того, кто и какую именно роль играет в принятии решений в конкретныхобстоятельствах. Это помогает выявить самых активных среди активных групп, людей,действительно принимающих решения, реально действующих и общающихся.
При этом знание однихтолько личных качеств индивидов опять-таки может оказаться менее важным, чемзнание того, как они ведут себя в процессе принятия решения, связанного спроблемной ситуацией. Причинами для типологизации групп общественности являютсяследующие:
· определение всехгрупп людей, имеющих отношение к конкретной PR-программе;
· установлениеприоритетов в рамках заданного бюджета и выделенных ресурсов
· выбор медиа иметодов их использования;
· подготовкасообщений в приемлемой и эффективной форме.
§2. Ситуативный подход к типологизации целевой аудитории
В рамках ситуативногоподхода под понятием активная или целевая аудитория понимают любую группулюдей, при определенных обстоятельствах, так или иначе сплотившихся вокругконкретных общих интересов или переживаний.
Наиболее распространеннымявляется деление общественности на две группы: внешнююи внутреннюю.Внешнюю общественность составляют группы людей, непосредственно не связанные сорганизацией: пресса, государственные органы, работники сферы образования,клиенты, жители ближайшей к организации местности, поставщики и др. Внутренняяобщественность — группы людей, входящие в состав собственно организации:рабочие, инженерно-технические работники, руководители, акционеры, советдиректоров и т.д. Это самая общая типологизация, которая является основой длядругих делений общественности на целевые группы.
Впрактике ПР под понятием «внутренняя общественность» иногда подразумеваютисключительно работающих по найму. Но такой подход имеет существенныйнедостаток с точки зрения социальных функций института паблик рилейшнз,поскольку вместо того, чтобы рассматривать всех работающих в организации какединую команду, он жестко размежевывает их на руководителей и подчиненных. Этоможет приводить к возникновению проблемы коммуникации внутри организации,особенно если на основании такого противопоставления профсоюз рабочих,например, начинает конфликтовать с руководством компании.
В целом,положительно оценивая разделение общественности на внешнюю и внутреннюю,следует заметить, что это слишком общий подход, малополезный для практикипаблик рилейшнз.
Болееплодотворной считается типологизация общественности, предложенная американскимисследователем Джерри Гендриксом. Для целенаправленной, коммуникативной работывсякой организации он рекомендует выделять такие главные группы общественности:
1) работникисредств массовой информации (местные, общенациональные, специальные каналы);
2) общественностьсобственно организации, в том числе руководящий и обслуживающий персоналцентрального офиса, главные избранные и назначенные специалисты разногопрофиля, заслуженные и почетные члены организации, производственный персоналразных уровней, обслуживающий персонал на производстве, члены профсоюза идругие;
3) местныежители, их средства информации, лидеры групп и руководители местныхполитических, общественных, деловых, религиозных, культурных и другихорганизаций;
4) инвесторы,в том числе реальные и потенциальные, пресса по финансовым вопросам,статистическая служба, сети финансовой и экономической информации, страховыеорганизации и д.т.;
5) государственныеорганы, включая представителей законодательной, исполнительной и судебнойвласти центрального и местного уровней, органы местного самоуправления и пр.;
6) потребители,в том числе персонал собственно организации, различные группы потребительскойобщественности, активисты защиты прав потребителей, издательства дляпотребителей, местные средства массовой информации, лидеры местного значения;
7) общественностьгрупп особенных интересов, их каналы информации, лидеры, руководителиорганизаций и т.д.
В развернутом видеГендрикс различает около 150 разнообразных групп общественности.
Точкизрения весомости аудитории для организации могут выделяются такие ее группы:
1. Главная,второстепенная и маргинальная. Главная — та, что может оказать наибольшуюпомощь или принести наибольший вред усилиям организации. Второстепеннаяобщественность — та, что имеет определенное значение для организации, а маргинальная— наименее существенная для нее. К примеру, руководство налоговой инспекции,контролирующее налоговые дела, может на какое-то время стать самой главной целевойаудиторией для коммерческих организации, ожидающих конкретных правил иинструкций по вопросам подачи информации о прибылях, тогда как законодатели ився остальная общественность страны могут переместиться в разрядвторостепенных.
2. Традиционнаяи будущая. Например, служащие организации, ее нынешние постоянные клиентыявляются традиционными группами, тогда как студенты и потенциальные клиентыпредставляют собой аудиторию организации в перспективе. Ни одна организация неможет удовлетвориться отношениями со своими целевыми аудиториями, которыепостоянно изменяются. Сегодня публика организации, скажем, представленамногочисленными социальными группами, начиная с женщин, национальных меньшинстви заканчивая престарелыми гражданами, инвалидами и др. Но каждая из нихпотенциально может стать главной для жизнедеятельности организации в будущем.
3. Сторонники,оппоненты и безразличные. Такая типологизация важна с практической точкизрения. Ведь вполне понятно, что организация или учреждение должны по-разномуотноситься к тем, кто поддерживает их, или к тем, кто выступает против.Например, по отношению к сторонникам организация должна налаживатькоммуникации, которые укрепляли бы их доверие к ней. Что касается скептиков, тодля того, чтобы изменить их мнение в свою пользу, организация должна скорееприбегать к аргументированию и убеждению. Решающее значение, особенно вполитической сфере, имеет безразличная аудитория. Многочисленные избирательныеи другие кампании были выиграны именно потому, что некоторые политическиедеятели сумели лучше своих конкурентов привлечь на свою сторону избирателей, неопределившихся или равнодушных к политике. Изучив «ситуативную теорию»общественности на материале целого ряда проблемных ситуаций, другойамериканский социолог Дж. Груниг сделал вывод, что аудитории, образовавшиеся врезультате совпадения характера коммуникационного поведения, например,экологические группы общественности, как правило, имеют уникальную динамику исущественно отличаются от других групп, формирующихся по демографическим иликаким-либо другим признакам и установкам. На основании этого он предлагаетвыделять следующие четыре группы публики:
1. Непублика,реагирующая на все проблемы, то есть, которая проявляет активность по любомувопросу. Это люди, не оказывающиеся в проблемной ситуации, не втянутые в нее,либо те, на кого не воздействуют организация или другие люди. Уровень ихвключенности настолько незначителен, что они не оказывают никакого воздействияна организацию, и организация в свою очередь заметно не влияет на них.
2. Латентнаяпублика, то есть индифферентная, не проявляющая активности ни по какимпроблемам. Она охватывает объективно причастных к проблемной ситуации людей,которые еще просто не осознают своей причастности к другим людям илиорганизации в данном вопросе или проблемной ситуации
3. Осознающаяпублика, то есть активная по поводу одного или ограниченного числавзаимосвязанных вопросов (к примеру, защита животных). Люди, осознавшие, что наних определенным образом влияет проблемная ситуация, либо они вместе втянуты внее, но еще не обменивались мнениями (не общались) между собой по этому поводу.
4. Активнаяпублика. Эта общественность начинает активно действовать после того, какблагодаря средствам массовой информации проблема уже известна практически всеми стала предметом широкого обсуждения в обществе (например, падение рождаемостив стране).
Ситуативный подход кгруппированию общественности и предложенные определения групп в конкретныхобстоятельствах отличаются уникальностью, неповторимостью. Поэтому при иныхспецифических обстоятельствах они могут быть использованы нечасто.
общественностьцелевой аудитория контакт
§3. Психографический подход к типологизации целевой аудитории
Всовременной теории и практике паблик рилейшнз все большее значение притипологизации групп общественности приобретает психографический подход кособенностям людей, прежде всего, учет их эмоционального состояния, ценностныхориентации, особенностей поведения, стиля жизни и пр. Данный подход, как ибольшинство ПР-подходов к группированию общественности, дает возможностьпреодолевать жесткие и обобщенные классически-социологические требования,построенные с учетом социально-демографических, социально-экономическиххарактеристик населения, и выделять те или иные группы общественности, которыеносят транссоциалъный характер. Это имеет особое значение для пабликрилейшнз, поскольку типологизация групп общественности, с учетом их интересов,установок, убеждений, повседневных предпочтений и привычек, оказываетсядовольно эффективной при решении конкретных задач организации, скажем, в сферерекламы или маркетинга. Такой подход широко используется и для решения рядаполитических задач, особенно во время проведения избирательных кампанийполитическими партиями или отдельными кандидатами.
Уже болеедесяти лет лидирует в психографическом подходе к типологизации потребительскойобщественности «Сеть типологии потребителей»(VALS2). Данный подход к типологии потребителей основан наконцепции, получившей название «самоориентации индивида», а также на особомпонимании их ресурсов.
Концепциясамоориентации базируется на том, что потребители ищут и приобретают товары,услуги или вырабатывают навыки, вызывающие у них удовлетворение, наполняющие ихарактеризующие их индивидуальность. Каждый сегмент потребителей,типологизированных на основе особенностей ценностных ориентации и стиля жизни,существенно отличается от других своей самоориентацией.
Подресурсами понимают набор психологических, физических, материальных идемографических возможностей, имеющихся в распоряжении потребителей. Сюдавключаются показатели уровня образования, доходов, самоуверенности, состоянияздоровья, интеллектуального уровня и энергичности потребителей, желания делатьпокупки. Объем таких ресурсов ранжируется от минимальных до максимальных
Типология выделяет восемь сегментовпотребителей, отличающихся между собой ценностными ориентациями, образцамиповедения и принятия решений.
На самомверху классификации находятся реализаторы. Это процветающие, проверенныена деле люди, которые берут на себя ответственность, имеют чувство собственногодостоинства и обладают значительными ресурсами. Они заинтересованы всобственной карьере, стремятся разными путями развивать, испытывать и выражатьсебя, Для реализаторов очень важен имидж, однако не для того, чтобызасвидетельствовать свой статус или власть, а чтобы продемонстрировать свойвкус, принадлежность к сословию, характер. Реализаторы — это те, кто стал илистремится стать лидером в предпринимательстве, государственной деятельности,продолжая при этом испытывать себя. У них достаточно широкие интересы, ониобеспокоены социальными проблемами и готовы к переменам. Их жизнь богата иразнообразна
Принадлежащаяим собственность и их досуг отличаются изысканностью и утонченным вкусом.
Далеерасположены три равнозначные группы, имеющие внутреннее иерархичное построение.
Перваягруппа.
Ориентированныена принципы:1. Реализовавшие себя.
Зрелые, удовлетворенные, обеспеченныеи мыслящие люди, которые ценят порядок, знания и ответственность. Большинствоих хорошо образовано, они находятся в предпенсионном возрасте или только чтовышли на пенсию после высококвалифицированной работы. Это люди, удовлетворенныесвоей карьерой, семьей и положением, их отдых ориентирован на семейный очаг.Реализовавшие себя трезво относятся к существующему статусу, институтам властии социальному этикету. Они склонны принимать решения, руководствуясь твердымипринципами, поэтому чувствуют себя спокойно и уверенно. Несмотря на то, что ихдостаток предполагает широкий выбор, реализовавшие себя остаются консервативными,особенно в сфере потребления; делая покупки, они отдают предпочтениефункциональным свойствам, ценностям и возможности длительного пользованиятоваром./>
2. Верующие
Обычныеконсервативные люди, с конкретными убеждениями, базирующимися на традиционных,устойчивых кодексах: семьи, церкви, общины и нации. Многие верующиепридерживаются глубоко укоренившихся моральных ценностей. Они отстаиваютустойчивые порядки, окружающие их дома, семьи, общественные и религиозные организации,к которым принадлежат. Как потребители верующие консервативны и предсказуемы,предпочитают отечественные товары и известные марки. Их образование, доходы иэнергичность умерены, но достаточны для удовлетворения собственныхпотребностей.
Вторая группапотребителей.
Ориентированные настатус:1. Исполнители
Люди,ориентированные на работу и делающие успешную карьеру; они не только стремятсяконтролировать свою жизнь, но и, как правило, контролируют ее. В противовесриску они предпочитают устойчивые структуры, предсказуемость и стабильность,любят интимность и самооткрытия. Это глубоко преданные своей работе и семьелюди. Работа для них связана с чувством долга, материальным вознаграждением ипрестижем. Их социальная жизнь концентрируется вокруг семьи, церкви и работы.Исполнители ведут умеренный образ жизнь, политически консервативны, уважаютвласть и статус-кво. Для них важен имидж. Как потребители они отдаютпредпочтение традиционным товарам и услугам, демонстрирующим их успех средиравных себе./>
2. Старательные
Люди, которые в своей мотивации исамооценке ищут одобрения со стороны окружающих. Они хотят найти безопасноеместо в жизни. Будучи неуверенными в себе, обладая незначительнымиэкономическими, социальными и психологическими ресурсами, старательные глубокозаинтересованы в чужом мнении и ищут поддержки у других. Деньги длястарательных выступают мерилом успеха, но поскольку их не хватает, они частоуверены, что жизнь у них не сложилась. Старательные импульсивны, легко впадаютв гнев. Многие из них стремятся шиковать. Они пытаются перещеголять тех, ктоимеет большие возможности, однако то, к чему они стремятся, выше ихвозможностей.
Третья группа.
Ориентированные надействие:1. Испытатели
Молодые,энергичные, полные энтузиазма, импульсивные и бунтующие люди. Они ищутразнообразия и соблазнов, смакуют новое, идут против течения и рискуют.Находясь в состоянии формирования жизненных ценностей и образцов поведения, онибыстро зажигаются новыми планами и так же быстро остывают. На этом этапе своейжизни — это политически неграмотные, неосведомленные и крайне амбивалентные посвоим убеждениям люди. Испытатели объединяют абстрактное презрение кконформизму и власти с аутсайдерским благоговением перед богатством, престижеми силой других Их энергия находит выход в спортивных занятиях, досуге вне домаи социальной активности. Испытатели — ненасытные потребители, почти все своисредства тратящие на одежду, музыку, кино и видео.
2. Мастера
Практичные люди, владеющие мастерствомконструирования и ценящие самостоятельность. Они замыкаются в рамкахтрадиционных проблем семьи, практических занятий, физического отдыха и малоинтересуются происходящим за пределами этого. Мастера познают мир,совершенствуя его, — строят дома, воспитывают детей, ремонтируют автомобили,консервируют овощи. При этом обладают достаточным мастерством, имеют доход инаделены энергией для претворения в жизнь своих планов. Мастера — политическиконсервативны, подозрительно относятся к новым идеям, уважают государственнуювласть, организованный труд, с негодованием отвергая посягательства государствана права собственности. Они не увлекаются материальными ценностями, исключениеделают лишь для того, что имеет практическое и функциональное назначение(например, инструменты, грузовики, рыболовные снасти и др.).
Есливверху этой системы стоят реализаторы, то самую нижнюю ступень иерархиипотребителей занимают борцы.
Жизньборцов ограничена. Хронически бедные, малообразованные, низкоквалифицированные,без прочных социальных связей, стареющие, озабоченные своим здоровьем, онипассивны, зачастую находятся на грани отчаяния. Как люди ограниченные, они непроявляют склонности к самоориентации, сосредоточены на преодолении повседневныхпроблем. Главные их заботы — безопасность и осторожность. Борцы — осторожныепотребители. Они представляют собой достаточно скромный рынок для большинстватоваров и услуг, однако лояльно относятся к любимым маркам товаров.
Следующую типологию аудиториипредложил в пятидесятые годы американский исследователь Дэвид Рисмен. Онвыделил три основных типа, которые затем были использованы в политическоммаркетинге: традиционно-ориентированный, внутренне-ориентированный ивнешне-ориентированный типы.
Первыйтип находится подвлиянием норм своей культуры. Второй тип (воспользуемся метафорой) имеетвстроенный в детстве «родителями» гироскоп и выверяет свои действияпо нему. Третий — имеет как бы радар. Он сориентирован на более широкийкруг сверстников. В этом плане схожи первый и третий типы, поскольку оба они непредусматривают возможности осуществлять самостоятельное поведение.
Основной заслугой ДэвидаРисмена стало то, что он увидел изменение в системе западной цивилизации, когдав центр внимания сместились не лидеры производства, как было ранее, а лидерыпотребления, профессионалы сферы досуга, а не труда. В чем-то это оказалосьсвязано с тем, что в мире резко возросла неопределенность, и людям труднеестало ориентироваться на долговременные цели. Им приходится быть не внутренне-,а внешне-ориентированными.
Наосновании изложенного можно утверждать, что главная особенность подходаспециалистов по паблик рилейшнз к определению целевой аудитории заключается втом, чтобы установить, как определенные группы людей включаются в ситуацию икак ситуация влияет на них. Это дает возможность пиэрменам разрабатывать иэффективно реализовывать программы вмешательства в проблемные ситуации.
Именнопоэтому в практике паблик рилейшнз существенное значение придают ранжированиювесомости той или иной группы общественности в жизнедеятельности конкретнойорганизации в отдельный отрезок времени. В зависимости от этого при некоторыхобстоятельствах (проблемных ситуациях) может определяться приоритетная, то естьцелевая группа общественности, которая перемещается в фокус ПР-усилийорганизации.
Глава 3. Принципы и формы взаимодействия с целевой аудиториейв PR
§1. Принципыуспешного взаимодействия с целевыми аудиториями
Дляуспешной организации PR-деятельностине достаточно только определить целевую аудиторию и ее характеристики.Необходимо с учетом специфики каждой аудитории разработать стратегиювзаимодействия. Во время ПР-коммуникации важна каждая деталь. Все действиядолжны быть направлены на создание положительного отношения целевых групп.
Чтобыиметь четкое представление о позиции приоритетных аудиторий, пиэрмен обязанвыработать в себе чуткость по отношению каждой из них, уметь войти в ихположение и спросить себя: если бы я принадлежал к данной группе, как бы ядействовал в подобных обстоятельствах? Выработав у себя такую привычку, этикуотношения к целевой группе, пиэрмен имеет больше шансов не только выстроитьплан работы с ней в быстро изменяющихся обстоятельствах, но и точно выбратьнаиболее эффективные каналы коммуникации с ее представителями. Вместе с темвсегда необходимо помнить — иерархия целевых групп общественности всякойорганизации никогда не остается постоянной. Она может существенно изменяться взависимости от обстоятельств.
Практикипаблик рилейшнз, особенно представители организаций (корпораций, фирм,политических и общественных формирований), постоянно и тщательно уточняютсписки целевой аудитории, определяя те их группы, которые могут иметь исключительныйвес для реализации той или иной конкретной программы. Отслеживаются и группы,не являющиеся приоритетными, но на которые также может повлиять реализацияпрограммы организации. При наличии полной и точной информации о каждой из нихорганизация может своевременно нейтрализовать нежелательные последствия длятаких периферийных групп.
Причинами для выделениягрупп общественности являются следующие:
- определение всехгрупп людей, имеющих отношение к конкретной PR-программе;
- установлениеприоритетов в рамках заданного бюджета и выделенных ресурсов;
- выбор медиа иметодов их использования;
- подготовкасообщений в приемлемой и эффективной форме.
Существуют некоторыепоследствия, если целевая группа общественности не выделена (не определена).
- в стремлениипривлечь внимание слишком большого числа групп общественности усилия и фондымогут распределяться беспорядочно.
- одно и то жесообщение может направляться разным категориям общественности без учета того,насколько оно подходит к каждой из них.
- работа не регламентирована,в результате невозможно добиться наиболее эффективного использования рабочеговремени, материалов и оборудования.
- цели могут бытьне достигнуты.
- руководство (иликлиент) может быть не удовлетворено отсутствием результатов, что вполне оправданно,поскольку полученные результаты являются неосязаемыми или, что еще хуже,свидетельствуют о растрате денег или о том, что PRO некомпетентен; такой специалист потеряет работу, аесли речь идет о внешнем консультанте, то – и будущие заказы.
Когда целевые группыидентифицированы и их характерные черты изучены, целесообразно разделить эти аудиториипо принципу заинтересованности-на: а) основную группу, на которую направленаPR-акция и ради которой она совершается; б) промежуточную группу, которая имеетнепосредственные контакты с основной и может предоставить информацию, а такжеимеет собственное мнение об этой информации и отношение к ней; в)способствующую группу, которая разделяет заинтересованность в проведении PR-кампаниии может оказать реальную помощь; Затемнеобходимо выявить степень информированности целевых групп. Специалисту по ПРнеобходимо знать:
— уровеньинформированности каждой группы об организации, ее товарах и услугах; — оценкуимиджа организации; — прошлое и настоящее поведение целевых групп по отношениюк организации.
Формированиемнения целевой аудитории может быть успешным только при созданиидоброжелательной атмосферы рыночного взаимодействия. Ключевым элементом даннойатмосферы является доверие, без которого невозможно деловое сотрудничество,основанное на взаимопонимании и общности интересов. В качестве основныхсоставляющих доверия выступают: конструктивное сотрудничество,взаимовыгодность, этика свободы поведения и ответственность, искренность,открытость и согласие.
§2. Формы установленияконтакта с целевой аудиторией
Во время проведенияПР-мероприятия для достижения желаемого результата, используются все способыпривлечения внимания публики. Эффективного воздействия можно добиться, толькоесли активно применять все существующие коммуникационные возможности.
Внимание целевойаудитории начинает действовать с момента появления PR-обращения. Удержатьвнимание – значит, преодолеть барьер психологической защиты, барьербезразличия, барьер незнания (невежества). Удержание внимания достигаетсяумелым использованием факторов его привлечения:
- неожиданность (парадоксальность) слогана, основнойидеи, аргументации обращения, иллюстрации (с намеками на скандальностьситуации, репутации и т. п.);
- новизна (технические новинки, достижениянауки, оригинальное сочетание известных вещей в модернистскую конструкцию и т.п.);
- юмор в виде острот, шуток, анекдотов,карикатур, шаржей, коллажей;
- мнениезнаменитостей и «звезд»массовой культуры, классического искусства;
- контрасты дизайна (нетрадиционные сочетания цветов,красок, композиционных и оформительских элементов);
- подключениеаудиовизуальных эффектов(музыки, звучащего слова, шумов, видеоряда).
Понимание PR-обращениякак следующей стадии после того, как «сработало» внимание, возможно, еслицелевая аудитория легко воспринимает язык, стиль, образную и логическую системутекста. Образ жизни, стиль жизненных отношений, должны быть едиными укоммуникатора и аудитории, чтобы можно было рассчитывать на взаимопонимание. Нарушениеэтого условия, неумение PR-специалиста приспособиться к образу жизни целевойаудитории ведет к непониманию, к «включению» жесткого фильтра усвоенияинформации.
Если публичноевыступление помогает обратить на себя внимание аудитории, заинтересовать ее, тодальнейшее непосредственное общение, создает у людей ощущение причастности кпроблеме.
Формами общения саудиторией могут выступать различные ПР-мероприятия.
В Паблик рилейшнзразличают:1)естественные события – события, происходящие в жизни каждойорганизации могут рассматриваться как инструмент ПР и могут служить поводом длявыхода на ключевые группы общественности или на проведение на их основеспециализированных событий.2)специально-организованные или особые событияпозволяют усилить действие всех инструментов и технологий ПР. Действиеспециальных событий усиливается за счет оттенка сенсационности, оригинальности.Специально-организованные события различаются по видам, поводам и нормам. Поводоммогут быть сенсация, предвыборная кампания, открытие изобретения, реформы ит.д.
Виды специальных событийвключают: спортивное-событие, зрелище, конкурсы, праздничные события, историческиесобытия и другое.
Формы проведения данныхсобытий, зависят от характера и состава целевой группы. Это могут быть как официальныеторжественные мероприятия, например, приемы, презентации, фуршет, так инеформальные встречи с публикой в непринужденной обстановке.
Взаимодействие саудиторией осуществляется при помощи методов прямого и косвенного воздействия.Прямое воздействие подразумевает непосредственное информирование людей. Прикосвенном дается информация о продукте и репутации распространяетсяаналитиками, инвесторами, банкирами и СМИ, авторитарными людьми, мнению которыхдоверяют.
Так же большое значениеимеет выбор каналов распространения информации.
При выборе средствканалов для ПР-коммуникаций должны учитываться следующие требования:
1)информация/коммуникациядолжна доставляться целевой аудитории самым коротким путем.
2)каналы должныохватывать всю или большую часть целевой аудитории.
3)каналы информациидолжны дополнять друг друга.
4)каналы должны бытьавторитетными для соответствующих общественных групп и не вызывать негативногоотношения.
Взаимодействие с целевойаудиторией предполагает обязательное наличие обратной связи.
Благодаря ей становитсявозможным для основных участников ПР получить комплексную информацию о реакциицелевой аудитории на поступившие сигналы с учетом совокупности всех факторовобщего фона социальной обстановки. социальная среда. предполагает наличиеразличных помех в виде информационных барьеров, препятствующих гладкомупрохождению информации. Полученная информация может повлиять на общественноемнение. Мнение аудитории изучается контент-анализом, который позволяет выявить скрытыезначения и определить настрой того или иного сегмента.
Наиболее часто используютформу опроса, который бывает двух видов:. 1)анкетирование; 2)интервьюирование. Анкетапредставляет собой определенное количество вопросов, объединенных одной целью.Анкетные вопросы классифицируются по содержанию и заданной конструкции. Интервьюированиетак же осуществляется в различных формах.
Формы взаимодействияаудитории выбираются ПР-специалистами после тщательного изучения «своей»целевой аудитории и ее специфики. А так же учитывая цели проведенияПР-мероприятия.
Заключение
Паблик рилейшнз никогдане работает с «абстрактной» общественностью. Любую общественность следует первымделом разделить на группы и решить, в каких группах общественности кампаниязаинтересована, а потом подыскивать адекватные методы воздействия.
Исследования и практикапоказывают, что наибольшей эффективностью обладают информация, рассчитанная наопределенную целевую аудиторию.
С этого начинается любаяПР-кампания.
Общественностьможно делить практически до бесконечности, выделяя все более мелкие целевыегруппы. Пассажиры поезда, вкладчики «Мост-банка», покупатели йогуртов, депутатыГосударственной думы, уличные продавцы газет, жители Заводского района,преподаватели университета – все эти люди представляют собой различные группыцелевой аудитории.
Такимобразом, для конкретной организации каждую группу будут составлять совершенноразличные люди.
В даннойработе было рассмотрено понятие целевой аудитории в ПР. Целевая аудитория определенакак часть широкой аудитории общественности, которая наиболее интересна дляконкретной ПР-деятельности.
Основнымихарактеристиками целевой аудитории являются: пол, возраст и размер дохода. Вдальнейшем, целевая аудитория может определяться и по социальному положению,образу жизни, привычкам, медиапредпочтениям и другим факторам, количество ивиды которых зависит от специфики избирательного округа.
Определение своегосегмента аудитории является одной из основных целей ПР-деятельности. Правильноевыделение целевой аудитории–гарант эффективности мероприятия.
Список используемой литературы
1. Азбука рекламы.Том 2. www.ProDesing.ru
2. Алешина И.М. Паблик рилейшнз дляменеджеров и маркетологов.М.1997.
3. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. М.,1994.
4. Блюм М.А., Молоткова Н.В.PR технологии в коммерческойдеятельности.Уч.пособие.Тамбов.ТГТУ.2004,104 стр.
5. Грушин Б.А.Массовое сознание М.1987.
6. Джон Дьюи Общество и егопроблемы.М.: Идея-пресс,2002,160стр.
7. Евстафьев В.А.Введение в медиапланированиеМ. Рип Холдинг. 2001.
8. Королько В.Г.Основы паблик рилейшнз.М.: Рефл-бук, 2001,528 с.
9. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз или какуспешно управлять общественным мнением.М.: Ценрт,1998,352 стр.
10. Почепцов Г.Г. PR для профессионалов.М.: 1999, стр.
11. Синяева И.М. Паблик рилейшнз вкоммерческой деятельности.М.: «Юнити»,1998.,288 с.
12. Фрэнк Джефкинс, Дэниэл Ядин.Пабликрилейшнз.Уч.пособие для ВУЗов.Пер.с англ.Б.Л.Еремина.М.: Юнити-Дана,2003.
13. Фрэйзэр Сайтэл Современные пабликрилейшнз.М.: Инфра-М Имидж-контакт,2002,592 стр.
14. Ч. Сэндидж,В. Фрайбургер, К. Ротцолл.Реклама: теория и практика. М., 1989, с. 192.
15. Чумиков А.Н. Связи с общественностью.М.: «Дело», 2000. 272 с.
16. www.sostav.ru
17. www.advertology.ru
18. www.rwr.ru
19. www.lib.socio.ru
20. www.manager.ru
Приложение
Практическая часть
Определениеи поиск целевой аудитории товара — один из основных вопросов бизнеса.Правильный ответ на него гарантирует предприятию успешность и прибыльность.Если есть точное представление, кто является потребителем продукции или услуг,определены его характер, привычки, то проблем с подбором ассортимента,стратегией развития предприятия не будет.Рассмотрим примеры взаимодействия с целевой аудиториейнекоторых компаний.1. Как Nestle нашла новый сегмент целевой аудитории
КомпанияNestle в целях сегментирования рынка легких закусок опросила более двух тысячреспондентов. В результате были выделены 30 тысяч «возможных поводовперекусить», на основе которых и были найдены точные целевые аудиторииразличных продуктов.
Вчастности, исследования показали, что у дорогих коробок шоколадных конфет,которые принято продвигать как подарочные, есть такая целевая аудитория как«депрессивные любительницы шоколада» (по терминологии Nestle). Это молодыеженщины, которые любят шоколад и покупают его, чтобы развеяться, когдаиспытывают депрессию или скучают по вечерам дома. Вкус и качество шоколада дляних очень важны, поэтому они выбирают конфеты в дорогих коробках.
Крометого, для них это способ самоутверждения и повышения самооценки. Ориентациярекламного продвижения на данную целевую аудиторию существенно увеличила сбытдорогих коробок шоколадных конфет. Пример показывает необходимость точногопредставления характера потребителя. Также он показывает, что не нужно бояться«заузить» целевую аудиторию товара. Напротив, чем уже сегмент, тем четче можнопостроить стратегию продвижения. Соответственно, расходы на продвижениезначительно снизятся, а сбыт возрастет.
2. Предположим, вы строите концепциюпозиционирования для фирмы, занимающейся продажей авиабилетов. Целеваяаудитория такой компании делится на три части, соответственно на эти три частии будет ориентироваться кампания: • Студенты лет 18-25, которые покупаютдешевые билеты. Это «нижняя часть» четвертой, массовой аудитории. Им важно,чтобы было дешево, весело и модно. Короче говоря, развлеклись, а заодно идолетели. Их вдохновит использование образа фигуристой стюардессы, раздача пивабез ограничений, модная музыка в наушниках, боевое кино на экране ижизнерадостная тусовка с массой интересных ребят и девушек на сиденьях рядом. •Бизнесмены лет 40-50 — летают задорого бизнес-классом по делам. Это перваяаудитория с высокими и супервысокими заработками, хотя, возможно, среди этойаудитории встречаются и лица из третьей категории. Так или иначе, этим людямважен широкий выбор напитков и меню, отдельное помещение за занавесочкой,возможность для работы: розетка для подключения компьютера, удобный столик. Какделовые люди, они считают рентабельность полета и смотрят на соотношениецена\качество и покупают партнерство с транспортной компанией в транспортировкесебя в нужное место за правильные деньги. • Пенсионеры за 60, летают к детям заграницу «задешево в гости». Это тоже «нижняя часть» четвертой, массовойаудитории, однако следует уточнить: ее требования к продукту и услугам компанииразительно отличаются от требований студентов. Пенсионерам важно лететь просто(чтобы легко было ориентироваться во времени и пространстве, никаких переносоврейсов, все просто и не требует усилий), удобно (пледик, большое расстояниемежду креслами, чтобы можно было ноги вытянуть, удобное кресло и пр.) иглавное, тихо. Их полет-мечта – это дешевый нетряский полет в переднейнекурящей части салона под теплым пледом в эргономичном кресле, заботливаястюардесса в форме медсестры и диетический обед. И все эти люди, заметьте, будутлететь в одном самолете. Как вы понимаете, они покупают не билет, а ощущенияпри перелете. Для этих трех категорий очевидно нужно делать три разных образафирмы.
Таким образом, выделениецелевой аудитории и сегментирование рынка позволяет более эффективно общаться спредставителями разных сегментов. Одновременно с этим можно выяснить, какпозиционировать новый или существующий товар, как лучше «донести» его допотребителей, придерживающихся определенного стиля жизни (вероятно,эффективность здесь выше, чем при использовании одних лишь демографическихпоказателей). Основная идея метода — заглянуть за рамки стандартных переменных,представить товар в соответствии с действиями, надеждами, страхами и мечтамицелевой аудитории.
3.В избирательных ПР, Целевая аудитория-это те избиратели,которые потенциально могут отдать свое предпочтение кандидату во время выборов.И у которых есть возможность их «купить», что тоже не маловажно…Кандидат не может понравиться всем избирателям, если бы такое была на практике,то кандидаты набирали по 100%, чего не происходит. Практически все базовыеоперации политического маркетинга привязаны именно к целевой аудитории — разработка имиджа кандидата, позиционирование, агитационные материалы, весь комплекспродвижения кандидата – от стадии выдвижения кандидата, до даты выборов. Вседелается для целевой аудитории, для «наших избирателей». Исоответственно электоральный успех или провал тоже определяется по параметрам(узнаваемость, избираемость) именно в целевой аудитории. Что и подтверждаетдень выборов.
Перед планированиемизбирательной кампании, одной из самых важных задач является определениецелевой аудитории, написание «портрета» избирателя. Практикапоказывает, что наибольшей эффективностью обладают агитационные материалы,рассчитанные на определенную целевую аудиторию. Точный «адрес» позволяетизбирателю быстрее выделить интересующую его информацию из ряда всех кандидатови сориентироваться в многочисленных политических объявлениях
Объектомприложения усилий являются не все избиратели, а только те, кого можно убедитьотдать свой голос кандидату. Опросы общественного мнения помогут определитьконтингент потенциальных сторонников. Не стоит тратить впустую силы, пытаясьвоздействовать на таких избирателей, которые почти наверняка не поддержаткандидата.
Делов том, что большая часть избирателей — и те, кого можно убедить голосовать закандидата, и те, кого нельзя, — устали от политики и уже не обращают на неевнимания. Очень часто их раздражает одно упоминание о политиках, политическихкампаниях и партиях. В любом аргументе они готовы видеть преувеличения, клеветуи ложь. О кандидате они в лучшем случае слышали краем уха. Они могут не любитьего уже только за то, что он — политик, и обвинять его в том, чего он никогдане делал. Сегодня без преувеличения можно сказать, что многие избирателициничны, разочарованны и с трудом поддаются убеждению. Колеблющиеся избиратели
Колеблющиесяизбиратели — именно та часть электората, которая определяет исходвыборов. Обычно они принимают окончательное решение непосредственно перед или всамый день голосования. Число таких избирателей составляет от 15 до 30процентов, и на них нужно сосредоточить свои основные усилия. Прежде чем начинатьагитационную кампанию, необходимо осуществить тщательное «прицеливание».Стабильный электорат
Стабильныйэлекторат, который также называют «постоянными избирателями», голосует взависимости от партийной принадлежности и от позиций кандидата по каким-либо вопросами, таким образом, принимает окончательное решение уже на раннем этапе кампании.Здесь цель — сохранять у этих людей интерес к кампании, поддерживать в нихчувство удовлетворения принятым им решением и создать для них стимул явиться вдень выборов на избирательные участки.
Конечно же, свойстабильный электорат есть и у конкурентов. Не надо тратить силы зря, пытаясьубедить «чужих» избирателей. Но поскольку сторонники данного кандидата исторонники других партий живут рядом, то усилия, которые предпринимаются, чтобывоздействовать на своих избирателей, могут косвенно затронуть и стабильныйэлекторат соперника. Главное — максимально сократить траты ресурсов не поназначению и строить кампанию таким образом, чтобы в день голосования наизбирательные участки «нужных» избирателей пришло больше.