Реферат по предмету "Культура и искусство"


Теория творчества

1. Определение творчества
Творчество - вид деятельности, порождающий нечто качественно
новое, никогда ранее не существовавшее.
Творчество - как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.
Творчество - процесс создания нового. Творческая деятельность
- как правило многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, - результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового.
Техническое творчество. Существует две формы получения твор-
ческого результата (решения):
- изобретение;
- рационализация.
Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.
К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.
2. Категории новизны.
Результат деятельности может характеризоваться с различных
точек зрения. Различают:
- принципиально новое (качественно);
- новое во времени.
Принципиально новое - это результат творческой деятельности, который создается или возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов в предыдущем.
Новое во времени - это результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность - наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного.
3. Понятие новизны.
Новизна - это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности).
По отношению к "творцу", новизна клиссифицируется:
1. Индивидульная новизна. Результат деятельности "творца" для общества не является новым. Такое новое является субъективным, индивидульным, психолигически новым.
2. Локально-новая (групповая) новизна. Результат творческой
деятельности является новым для группы или коллектива людей.
3. Регионально-новое. Новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона.
4. Объективно-новая (всемирная) новизна. Новизна определена
для всего сообщества, человечества, всего мира.
4. Фазы творческого процесса.
Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы:
1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состо-
яние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.
2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей
идеи (работа на уровне подсознания).
3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.
4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформле-
ние идеи.
В основу выделения фаз Понамарев закладывает:
- переход от сознательного поиска к интуитивному решению;

- эволюция интуитивного решения в логически завершенное.
Для решения творческой задачи можно выделить следующие фазы: 1. Фаза логического анализа.

2. Фаза интуитивного решения.
3. Фаза вербализации интуитивного решения.
4. Фаза формализации вербализованного решения.
На фазе 1 для решения творческой задачи используются знания, которыми обладает Решатель. Решатель должен быть компетентным и интеллектуальным.
На фазе 2 определяется интуитивный, неосознанный способ разрешения противоречия. На этой фазе осознанным является необходимый или требуемый результат.
На фазе 3 осознанным является не только требуемый результат, но и процесс получения этого результата - алгоритм решения творческой задачи.
На фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация результата решения, предание найденному результату окончательной, логически завершенной формы.
5. Многоуровневость творчества

(Спектр творческих задач)
Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу механизма творчества. Целесообразно говорить о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче противоречий между творцом и проблемной ситуацией.
Творческие задачи можно разделить на два класса:
ТЗ1 - задачи, которые могут быть решены посредством планомер-
ного использования осознаваемых способов, приемов.
ТЗ2 - решаются в результате "развязывания" противоречий неосознаваемых в начале решения. Обязательным признаком задач ТЗ2 является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совокупность всех этапов, в результате реализации которых получается творческий результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творчеству, изобретательству.
-----------------------¬
¦ Логический анализ ¦ _¬

L---------T------------- ¦ ¦ ¦ _ ¦
-----------------------¬ ¦ --

Литература:
Основы теории творчества.
1. Автоматизация поискового конструирования. Под ред. Половин-
кина А.И. - М.: Радио и связь, 1981.
2. Акоф Р. Искусство решения проблем. - М.: Мир, 1982.
3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Радио и связь,
1973.
4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: теория решения
изобретательских задач. - М.: Советское радио, 1979.
5. Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. - М.:Радио и связь,
1982.
6. Амосов И.М. и др. Моделирование творческой личности.
7. Бирюков Б.В., Гудчин И.Б. Машина и творчество. - М.: Радио и
связь, 1982.
8. Буш Г.Я. Методы технического творчества. - Рига: Лиесма,
1972.
9. Буш Г.Я. Методологические основы научного направления изо-
бретательством. - Рига: Лиесма, 1974.
10. Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. - Рига: Лиесма, 1976.
11. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. - Рига: Лиесма, 1979.
12. Джонс Д.К. Инженерное и ходожественное конструирование. - М.: Мир, 1976.
13. Джонс Д.К. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986.
14. Диксон. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. - М.: Мир, 1969.
15. Райнов Т.И. Теория творчества. - Харьков, 1914.
16. Уилсон А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем. - М.: Советское радио, 1976.
17. Энгельмейер П.К. Теория творчества. - С.Петербург, 1910.
Технология творчества.
18. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. - М.: Радио и связь, 1989.
19. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - 1976. 20. Повелейко Р.П. Инженерное творчество. - М.: Знание, 1977. 21. Лук А.Н. Мышление и творчество.
22. Рибо Т. Творческое воображение.
23. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека.
24. Библер В.С. Мышление как творчество.
25. Поспелов Г.С., Баришковец, Новиков. Программно-целевое планирование и управление созданием комплексов военной техники. - М.:... ,1990.
26. Клир Дж. Системология. стр 402-...


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация коммерческой деятельности на предприятии Ижтрейдинг
Реферат Математическое моделирование динамики обмена многокомпонентных смесей разнозарядных ионов
Реферат Biology Essay Research Paper Living things make
Реферат Манифест 1905 года
Реферат Закони збереження в механіці
Реферат Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста
Реферат Ранкин Джон Уильям Маккуорн
Реферат Текущие вопросы планирования кадровой работы
Реферат Совершенствование видов и форм стимулирования труда
Реферат Инфляция понятие, виды и последствия
Реферат Место территориальных финансов в национальной финансовой системе
Реферат Происхождение названия “теория относительности”
Реферат Проблемы психологии управления коллективом
Реферат Упраление персоналом
Реферат Липецкий край прародина великого поэта АС Пушкина