Реферат по предмету "Международное публичное право"


Международные преступления и преступления международного характера

В международном праве принято выделять международныепреступления и преступления международного характера.
Обычно под международными уголовнымипреступлениями понимаются деяния отдельных лиц, «прямо связанные смеждународными преступлениями государств»[1]. При этом различие междумеждународными преступлениями государств и физических лиц происходит по ихсубъектам. В первом случае в этом качестве выступают государства как таковые,во втором — физические лица, т.е. лица, которые направляют и осуществляютгосударственную политику, выражающуюся в международном преступлениисоответствующего государства и ответственные за нее. Вопрос о возможностипривлечения к ответственности государств является спорным. Впервые он возник после первоймировой войны, когда в международных отношениях стала укрепляться идеяпреступности агрессивной войны.  Эта идея, пройдя через рядмеждународно-правовых актов, постепенно превратилась в действующий и ужедостаточно действенный принцип международного права.  Первые попытки егоустановления связываются с созданием после первой мировой войны Лигинаций.  В преамбуле к статуту этой организации подчеркиваетсянеобходимость принять некоторые обязательства по предотвращению войны и «строгособлюдать предписания международного права, признаваемого отныне действительнымправилом поведения правительств».  В Статуте отмечалось такжеобязательство членов Лиги «уважать и охранять против всякого внешнего нападениятерриториальную целостность и существующую политическую независимость всехчленов Лиги».
В числе первых наиболее значимыхмеждународно-правовых, положивших начало разработке института международнойответственности, стала Декларация об ответственности гитлеровцев за совершенныезверства, принятая на Московской конференции министров иностранных дел СССР,США и Великобритании в октябре 1943 года.  После этого по итогам Крымскойконференции (февраль 1945 года) руководители трех держав, выражая своеотношение к будущему Германии, заявили: «нашей непреклонной целью являетсяуничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, чтоГермания никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира».
Наконец, 1 октября 1946 года былвынесен Приговор Международного военного трибунала, который в декабре того жегода получил признание в Организации Объединенных Наций.  В Резолюции поэтому поводу отмечалось, что Генеральная Ассамблея ООН подтверждает принципымеждународного права, выработанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшиеотражение в его приговоре; ныне эти принципы имеют универсальное значение.
Так был создан первый прецедентпривлечения государства, совершившего международное преступление, кмеждународно-правовой ответственности.  Однако темпы развития  этогоинститута оказались не столь высокими, как ожидалось, — слишком уж труднымявляется нахождение решений, удовлетворяющих необходимое большинство странмира.
В дальнейшем, после Нюрнбергского иТокийского процессов, в вопросах ответственности государств за агрессию,преступления против мира и человечности главную роль стал играть СоветБезопасности ООН – один из основных постоянно действующих органов ООН.  Всоответствии с Уставом ООН Совет Безопасности наделен широкими полномочиями вделе мирного урегулирования международных споров, недопущения военныхстолкновений между государствами и других нарушений мира.
При квалификации поведения государств необходимо учи­тыватьобстоятельства, наличие которых освобождает государства  отответственности.  Они могут быть двух видов — исключающие возникновениеответственности и исключающие реализацию ответственности.  Первыепредставляют собой ситуации, при которых поведение государства, квалифицируемоев нормальных условиях как правонарушение, признается правомерным и не порождаетответственности.  Вторые – это фактические ситуации, при которыхпорожденная правонарушением ответственность фактически не осуществляется.
Отличие между поведением государствапри обстоятельствах, освобождающих от ответственности, и поведением, смежным справонарушениями, состоит в том, что первое формально содержит все признакисостава, тогда как второе лишь внешне похоже на правонарушение, но не содержитвсех его признаков.
Вместе с тем российская наукамеждународного права отвергает уголовную ответственность государства каксубъекта международного права и саму возможность применения к нему нормуголовного права.
Получила международное признание июридическое закрепление уголовная ответственность физических лиц замеждународные преступления с неприменимостью срока давности к такимпреступлениям.  Ответственность наступает, если деяния отдельных лицсвязаны с преступной деятельностью государства и государственных органов. 
Международные преступления какпреступления физических лиц получили современное наименование как преступленияпротив мира и безопасности человечества. Источником норм об ответственности заэти преступления является Устав Международного военного трибунала(Нюрнбергского), созданного для процесса по делу главных военных (немецких)преступников, виновных в развязывании второй мировой войны. В нем былисформулированы как основания уголовной ответственности за преступления противмира и человечности и военные преступления, так и конкретное содержаниеуказанных трех разновидностей уголовно-правовых запретов (ст. 6). На первоеместо среди этих преступлений были поставлены преступления против мира, то естьпланирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войныв нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие вобщем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеуказанныхдействий. К военным преступлениям были отнесены деяния, являющиеся нарушениемзаконов и обычаев войны, выражающиеся в убийствах, истязаниях или уводе врабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории,в убийствах или истязаниях военнопленных или лиц, находящихся на море, вубийствах заложников, грабеже общественной или частной собственности;бессмысленном разрушении городов или деревень; разорении, не оправданномвоенной необходимостью, и других преступлениях. Устав трибунала для Югославиидополняет и конкретизирует этот перечень, включая в него биологическиеэксперименты, принуждение военнопленного или гражданского лица служить ввооруженных силах неприятеля, взятие гражданских лиц в качестве заложников идаже лишение военнопленного или гражданского лица прав на нормальноесудопроизводство. Все это взято из Женевских конвенций о защите жертв войны1949г. Запрещен также захват, разрушение или умышленное повреждение культурных,благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, историческихпамятников, художественных и научных произведений.
 Преступления против человечности —это убийства, истребление, порабощение, ссылки и другие жестокости, совершенныев отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования пополитическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связис любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того,являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они былисовершены [2]. Указанная классификация былавоспроизведена и в Уставе Токийского международного военного трибунала (1946г.).
После Нюрнбергского и Токийского процессов в рамках ООНпродолжалась работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы спреступлениями против мира и человечества. В этих целях еще в 1947 году вРезолюции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного правасформулировать принципы международного права, признанные в Уставе Нюрнбергскоготрибунала (а также и в его приговоре) и составить проект Кодекса опреступлениях против мира и безопасности человечества. К вопросу о работе надэтим проектом Генеральная Ассамблея возвращаласьнеоднократно. В 1991 году на своей XLIII сессии Комиссия международного права впредварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса (см.:Организация Объединенных Нации. Генеральная Ассамблея. Комиссия международногоправа. XLV сессия. 3 мая — 23 июля 1993 г. Комментарии и замечания правительствв отношении проекта Кодекса преступлений против мира и безопасностичеловечества, принятого в первом чтении Комиссией международного права на ееXLIII сессии, с. 3—15). Однако судя по обсуждению этого проекта и работеКомиссии по его доработке, его принятие — дело не близкого будущего.
Основные преступления против мира и безопасностичеловечества (включая военные преступления, геноцид и преступления противчеловечности, а кроме того, перечень был дополнен уставами трибуналов дляЮгославии и Руанды включением в него таких преступлений как пытки, заключение втюрьму, изнасилование, а также терроризм) вошли в юрисдикцию Международноготрибунала, учрежденного Резолюцией Совета Безопасности ООН от 22 февраля 1993г. для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушениямеждународного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии,а также Международного трибунала по Руанде, учрежденного Резолюцией Совета БезопасностиООН от 8 ноября 1994 г. для судебного преследования лиц, ответственных загеноцид и другие серьезные нарушения международного права, совершенные натерритории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за такие преступления,совершенные на территории соседних государств. Кроме того, 17 июля 1998 г. наРимской дипломатической конференции ООН по учреждению Международного уголовногосуда был принят Статут Международного уголовного суда как постоянного судебногооргана, призванного осуществлять правосудие в отношении таких преступленийпротив мира и безопасности человечества, как геноцид, преступления противчеловечности, военные преступления и преступление агрессии.
Эти деяния рассматриваются какпреступные независимо от того, были ли они совершены во время войны или посленее. Вместе с тем, уставы послевоенных трибуналов установили существенноеограничение, состоящее в том, что такого рода деяния рассматриваются какпреступления против человечности только в том случае, если они совершены сцелью осуществления или в связи с преступлениями против мира или военнымипреступлениями. Таким образом, эти преступления, будучи совершенными не в связис войной, не подпадают под определение преступлений против человечности.
Уставы Нюрнбергского и Токийскоготрибуналов имели в виду лишь преступления, совершенные  в связи смежгосударственным конфликтом. В отличие от этого уставы новых трибуналоврассматривают соответствующие деяния преступлениями против человечности «когдаони совершаются в ходе вооруженного конфликта, будь он международного иливнутреннего характера».
Вышеперечисленные преступленияпредставляют собой собственно международные преступления, а именно преступленияпо международному праву, точнее, по общему международному праву. В силу того,что преступность соответствующих деяний определяется общим международнымправом, их действие распространяется на любых лиц, где бы они не находились,независимо от того, отражен ли состав таких преступлений в законах страны, гдеони совершены. Это принципиальное положение было зафиксировано уже в УставеНюрнбергского трибунала, в котором говорилось о подлежащих его юрисдикциипреступлениях «независимо от того, являлись ли эти действия нарушениемвнутреннего права страны, где они были совершены, или нет» (п. «с» ст. 6).
Второй вид преступлений помеждународному праву представляют собой конвенционные преступления. Их составпредусмотрен конвенциями, обязывающими участвующие государства ввестисоответствующие нормы в свое уголовное право в целях обеспечения юрисдикции. Традиционноиспользуется следующая формулировка: «Каждое Договаривающееся Государствопринимает такие меры, какие могут оказаться необходимыми, чтобы установить своююрисдикцию над преступлением» (ст. 5 Конвенции о борьбе с незаконными актами,направленными против безопасности гражданской авиации 1971г.).
Обычно конвенции содержатпостановления, обязывающие государства в соответствии с международным инациональным правом принимать все практически осуществимые меры с цельюпредотвращения соответствующих преступлений.
В случае совершения конвенционныхпреступлений приговор выносится на основании норм национального права. В случаес международными преступлениями международный трибунал выносит приговорнепосредственно на основе международного права, а национальные суды могут этоделать как на основе международного, так и внутреннего права.
На региональном уровнеустанавливаются и другие конвенционные преступления. В связи с широкимраспространением взяточничества при заключении контрактов в 1996г. страныЛатинской Америки подписали конвенцию о сотрудничестве в искоренении грязногоправительственного бизнеса.
В отличие от преступлений против мира и безопасностичеловечества преступления международного характера (также являющиесяразновидностью международных преступлений) не находятся в непосредственнойсвязи с действиями государств[3]. К ним относятся преступления,предусмотренные, например, ст.ст. 205, 206, 227, 228, 231, 252 УК РФ. В этихнормах налицо переплетение международно-правовых интересов с внутренней(национальной) юрисдикцией соответствующих государств. Для такого (совместного)способа охраны общества от преступных посягательств запрещаются не любыеобщественно опасные деяния, а только те, которые совершаются на территории неодного государства (переходят национальные границы), однако не только потому,что могут быть совершены гражданином одного государства на территории другогогосударства, но и в связи с тем, что они (эти преступления) посягают нанормальные отношения между государствами, наносят ущерб мирному сотрудничествув различных областях межгосударственных отношений (экономических,социально-культурных, имущественных), а также организациям и гражданам.Типичными (характерными) преступлениями такого вида можно назвать такиепреступления, как фальшивомонетничество, угон воздушного судна, незаконныеоперации с наркотическими средствами. Совершение этих преступлений приобретаетвсе более организованный характер, и они во многом становятся проявлениеммеждународной организованной преступности.
Существует немало и другихпреступлений международного характера. К ним относятся торговля рабами иобращение в рабство; торговля людьми и эксплуатация проституции третьимилицами; изготовление и сбыт порнографических изданий; подделка денежных знаков;незаконная торговля наркотиками; незаконные ввоз, вывоз и передача правасобственности на культурные ценности.
Принятым Комиссией международногоправа ООН проектом устава международного уголовного суда предусмотрен еще один,смешанный вид международных преступлений. В нем говорится, что к юрисдикциисуда относятся также «преступления, установленные договорными постановлениямиили в соответствии с договорными постановлениями, перечисленными в Приложении,которые с учетом вменяемого лицам поведения представляют исключительно серьезноепреступление международного характера» (ст. 20).
Таким образом, ссылка идет не наконвенции, а на их конкретные постановления. В Приложении числятсяпостановления о незаконном обороте наркотиков, о пытках, об апартеиде. Ноосновную массу составляют постановления конвенций, которые можноохарактеризовать как антитеррористические. Это постановления о незаконномзахвате самолетов, о противоправных действиях в отношении безопасностигражданской авиации, о преступлениях против лиц, находящихся под международнойзащитой, о захвате заложников.
В Европейской конвенции по борьбе стерроризмом, принятой Советом Европы в 1977г. эти положения подтверждаются тем,что на первое место поставлены именно перечисленные конвенции. Переченьдополнен правонарушениями, связанными с использованием бомб, гранат, ракет,автоматического оружия, посылок с опасными вложениями.
Это связано с тем, что в последнеевремя терроризм становится все более опасным и распространенным явлением.Зачастую он опирается на зарубежные силы. Поэтому сотрудничество государств вборьбе с ним приобрело большую актуальность. Европейская конвенция даетпредставление о квалификации данного преступления. Она квалифицирует какпреступление и попытку совершения террористического акта или участие в качествесообщника лица, которое совершает или пытается совершить подобное преступление.
В большинстве случаев терроризмслужит политическим целям. Поэтому в Европейской конвенции специальнооговорено, что для обеспечения выдачи преступника никакое преступление такогорода не будет рассматриваться как политическое. Терроризм в политических целяхне менее преступен, чем в любых других случаях.

2. Международный трибунал поЮгославии: его создание, формирование и деятельность.
Прежде чем говорить о международном трибуналепо Югославии, необходимо сказать несколько слов о событиях, приведших к егосозданию. Итак, 1991 год — символ войны — стертый сербской армией с лица землихорватский город Вуковар. 1992-й — сербские концлагеря для боснийскихмусульман, возрождение памяти второй мировой войны. Прицельный расстрел Сараевои неприцельный — мусульманского анклава Сребреница. 1999-й — сербская армияочищает Косово от этнических албанцев — изгнано 740 тысяч человек. 22 мая 99-гогода Международный трибунал по расследованию военных преступлений, совершенныхв ходе войны на территории бывшей Югославии, предъявил Милошевичу обвинение впреступлениях против человечности, совершенных в Косово. Президент ЮгославииСлободан Милошевич стал первым действующим руководителем государства, на аресткоторого международная судебная инстанция выписала ордер — за преступленияпротив человечности.
Прошло полвека после учрежденияпослевоенных трибуналов, прежде чем государства решили вновь создать уголовныетрибуналы. И опять-таки ограничили их юрисдикцию во времени и в пространстве.Решением Совета Безопасности ООН 22 февраля 1993 г. учрежден «международныйтрибунал для преследования лиц, виновных в серьезных нарушениях международногогуманитарного права, совершенных на территории бывшей Югославии, начиная с1991г.».
Следовательно, четко обозначенаюрисдикция личная, территориальная, временная.
Совет обосновал решение ссылкой наглаву VII Устава ООН, в которой идет речь оего полномочиях в случае угрозы миру и актов агрессии. Однако все его полномочияотносятся к государствам, а не к индивидам. Поскольку никто не может передатьправ больше, чем сам имеет, то учреждение трибуналов основано на широкомтолковании Устава. Наиболее убедительное обоснование из числа выдвинутыхГенеральным Секретарем ООН состоит, пожалуй, в том, что иного пути не было.Нормальный путь, путь заключения договора потребовал бы значительного временидля его разработки и ратификации. В результате трибуналы утратили бы смысл. Вюридическом плане существенное значение имела легитимизация действий Совета врезультате их молчаливого признания членами ООН.
Устав трибунала для Югославииустановил юрисдикцию в отношении «серьезных нарушений международногогуманитарного права». К ним отнесены нарушения общепризнанных норм о защитежертв войны, как они отражены в Женевских конвенциях 1949г. («право Женевы»), атакже правил ведения войны, как они отражены в Гаагских конвенциях 1907г. иприложениях к ним («право Гааги»), а также геноцид и преступления противчеловечности.
Официальное положение обвиняемого,будь то глава государства или правительства, не освобождает его от уголовнойответственности. Они несут ответственность и за то, что не предотвратилисовершение преступлений своими подчиненными.
Учреждение международных трибуналовне должно препятствовать деятельности национальных судов в отношениисоответствующих преступлений. Трибуналы не в состоянии справиться со всеймассой преступников. Поэтому деятельность национальных судов в этой областидолжно поощряться. Однако в случае возбуждения преследования по одному и томуже делу, приоритет принадлежит международному трибуналу.
Трибунал состоит из камер – двесудебные и одна апелляционная; из прокурора и секретаря. Каждая судебная камерасостоит из трех судей, а апелляционная из пяти (всего 11). В целях экономиисредств апелляционная камера трибунала для Югославии служит также камеройтрибунала для Руанды.
Кандидаты в судьи предлагаютсягосударствами и по представлению Совета Безопасности избираются ГенеральнойАссамблеей сроком на пять лет; они могут быть переизбраны на новый срок.Кандидаты в судьи должны обладать необходимым опытом и знаниями в областиуголовного права, международного права, включая гуманитарное право и правачеловека, не говоря уже о знании одного из рабочих языков, которыми являютсяанглийский и французский. Судьи сами принимают правила процедуры, то есть посуществу – процессуальный кодекс.
Прокурор действует независимо, каксамостоятельный орган трибунала. По представлению Генерального секретаря ООН онназначается Советом Безопасности на четыре года. Прокурор для Югославииявляется также прокурором для Руанды. Он вправе начинать расследование пособственной инициативе или на основании информации, полученной от правительств,органов ООН, межправительственных и даже неправительственных организаций. Припроведении расследования государства обязаны оказывать прокурору необходимоесодействие. Обвинительное заключение утверждается судебной камерой. После этогоиздается ордер на арест или приказ о заключении под стражу.
Обвиняемому обеспечиваются права всоответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах.Трибунал предпринимает меры для защиты пострадавших и свидетелей. Единственноймерой наказания является тюремное заключение. Может быть также принято решениео конфискации имущества и возвращении законным владельцам собственности,добытой преступным путем. Тюремное заключение отбывается в государстве,определяемом трибуналом на основании списка государств, давших на это согласие.
Функционирование международныхтрибуналов невозможно без активного содействия государств. Уставы трибуналовобязывают государства оказывать помощь, включая розыск и опознание, снятиепоказаний и выявление доказательств, арест и задержание, передачу обвиняемоготрибуналу. Все это требует внесения соответствующих положений в уголовное иуголовно-процессуальное право государств.
Литература:
1.Вестник МосковскогоГосударственного Университета. – Серия 11. Право. – 2000 №4 – с. 90-99.
2.Международное право: Учебник. Отв.Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М. Международные отношения. 2000.
3.Российская юридическаяэнциклопедия. – М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 1999. – Х, 1110 с.
4.Научно-практический комментарий кУголовному кодексу РФ. – М., 1999г.
5.И. Фисенко Ответственность государств замеждународные преступления – Белорусский журнал международного права имеждународных отношений, 1998, №3
6. Лукашук И.И. Международное право. Особеннаячасть. Учебник. – М., 1997г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.