1
Витебский государственный ордена Дружбы народов
медицинский университет
Фармацевтический факультет
Заочное отделение
РЕФЕРАТ
По фармацевтической этике
На тему:
Провизор в роли врача-парапрофессионала: анализ проблемы.
Подготовила:
студентка третьего курса четвертой группы:
Касьянова Ирина Николаевна
Шифр:488
Минск
2006
ПЛАН :
1. Введение.
2. Анализ проблемы: провизор - врач-парапрофессионал.
3. Фармацевтическая этика провизора.
4. Заключение.
5. Список используемых публикаций.
Введение.
В современной медицине произошли и происходят значительные изменения. Провизорам сейчас приходиться выполнять новые функции, которые налагают дополнительную ответственность на работников фармацевтической отрасли, что оказывает влияние на вопросы о подготовке специалистов, соответствующих новым требованиям.
Анализ проблемы: провизор - врач парапрофессионал.
Изначально функции провизора были заключены в приготовлении лекарств в аптеках или в осуществлении их закупа с последующим отпуском населению, а также лечебно-профилактическим учреждениям. Однако сейчас наблюдается неуклонный рост лекарственных средств, выпускаемых в готовом виде, и провизоры в аптеках занимаются уже не приготовлением (конечно, этот вид деятельности еще остался, однако встречается гораздо реже, чем…), а продажей лекарственных препаратов и предметов медицинского назначения. То есть современному провизору чаще приходиться выступать не в роли аптечного технолога, а в качестве консультанта по выбору лекарственного средства, его наиболее приемлемой лекарственной формы, времени и режима его приема с целью достижения максимально эффективной и безопасной фармакотерапии. Особенно важна эта функция при безрецептурном отпуске лекарств.
За последнее время увеличилось количество лекарственных средств, что вызвало рост обращений к врачу и к работникам аптечной сети. Сейчас провизор рассматривается как творчески мыслящий специалист, умеющий не только высококачественно выполнять свои обязанности, но и хорошо ориентироваться в сложной ситуации, реагировать на изменения, прогнозировать последствия своей деятельности.
Таким образом, требования к провизору в настоящее время изменились, сейчас преобладает консультационная деятельность провизора (выбор и применение лекарственных средств, клиническая фармация, фармакология). Фармацевты теперь являются консультантами на трех уровнях: для больных, врачей, общественности (просвещение населения по вопросам здравоохранения).
Необходимость выполнения провизором функций врача- парапрофессионала связана с разрабатываемой в республике концепцией ответственного самолечения (КОС), где важная роль отводится фармацевту, по причине, как уже упоминалось ранее, широкого ассортимента лекарственных препаратов отечественного и зарубежного производства и свободным доступом к различным медицинским препаратам. Эффективность, качество и безопасность лекарственной терапии зависят от правильно подобранного лекарственного средства безрецептурного отпуска фармацевтическим работником, от определения его дозы, режима рационального применения, от возможности предвидеть неблагоприятные эффекты.
Именно поэтому в условиях рынка так важен инструктаж населения, распространение специальной литературы, информированность провизоров и потребителей о новых лекарствах. В условиях безрецептурного отпуска ответственность за результаты лечения или профилактику того или иного заболевания перекладывается на пациента и работника аптеки.
Большое влияние на выбор препаратов посетителем аптеки оказывает провизор. По этой причине в качестве врача- парапрофессионала у провизора появляются следующие обязанности:
1. подробное информирование клиента о выбранном препарате безрецептурного отпуска (оптимальная разовая, суточная дозы, курс лечения, способы и сроки хранения);
2. на основании жалоб пациента на недомогание, компетентно определить проблему и убедить клиента в правильности выбора лекарственных средств;
3. настоятельно убедить посетителя посетить врача специалиста.
В связи с расширенным списком требований к провизору, необходимо:
· прохождение будущим специалистом курса клинической фармакологии, позволяющей рационально использовать фармакотерапию в клинической практике; умение компетентно использовать фармацевтический продукт, то есть всю необходимую информацию о часто встречающихся заболеваниях при обращении клиента в аптеку за помощью;
· прохождение курса этико-психологической подготовки провизора, ориентированной на успешное взаимодействие с клиентами.
Фармацевтическая этика провизора.
Вопросы этико-деонтологического характера рассматриваются в фармацевтической этике провизора. Фармацевтическая этика - часть общей этики, это наука о моральной ценности поступков фармацевтических работников всех звеньев, их поведении в сфере своей деятельности. У фармацевтической этики есть много общего с врачебной этикой, но есть и значительные отличия: фармацевт не лечит больного, не делает назначений; однако он должен хорошо владеть навыками психотерапии, т.е. вселять в больного веру в выздоровление, в эффективность лекарственного препарата. Поэтому будущий провизор должен обладать определенными профессиональными и нравственными качествами, уметь регулировать свои взаимоотношения с посетителями аптеки, использовать психологическое воздействие на больного.
Новые функции, которые добавляются к основной деятельности провизора, вызывают новые морально-этические и психологические проблемы в диадах: «провизор-врач», «провизор-клиент»; в триаде - «провизор-клиент-врач». Эти и многие другие вопросы успешно решаются в курсе «Фармацевтическая этика», подготовленном в Витебском медицинском университете.
Заключение.
В данной работе были рассмотрены вопросы касательно проблемы смещения акцентов в деятельности провизора, добавления новых функций к уже привычной фармацевтической деятельности.
Можно сделать вывод, что провизор в качестве врача парапрофессионала, это реальная необходимость теперешней действительности, и есть программы, которые направлены на оптимальное решение этого вопроса.
Использовались публикации:
1. «Теория и практика медицины». Выпуск 1.Минск, 1999
Коноплева А.В. Витебский государственный медицинский университет.
2. «Научные труды». Этико-деонтологические аспекты профессиональной фармацевтической деятельности.
Н.Ю.Калмыкова, Ю.Б.Войтехович.
3. «Научные труды». Клинический провизор: быть или не быть?
Воронов Г.Г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |