Реферат по предмету "Литература"


Ключевые слова в повести Пелевина Жёлтая стрела

Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова
факультет журналистики
кафедра русского языка и стилистики
Курсовая работа
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В ПОВЕСТИ ПЕЛЕВИНА «ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА»
студентки в/о 204 группы
Басиной Марии Викторовны
Преподаватель
Гаврилова Евгения Николаевна
Москва, 2004 год
Содержание
Вступление
Сюжет и основные моменты в повести «Жёлтая стрела»
Ключевые слова и словосочетания в повести «Жёлтая стрела»
Анализ ключевых слов в повести
Заключение
Приложение. Словосочетания и предложения, в которых присутствуют ключевые слова или дается ссылка на них
Вступление
Ключевые слова – это слова, на которых строится произведение. Задача данной работы – показать, что, анализируя ключевые слова в произведении, можно полнее понять его идейное содержание. Разобраться в том, какие слова являются ключевыми, помогает название произведения, обозначающее его тему. В данной работе рассматривается повесть Виктора Пелевина «Жёлтая стрела», она интересна своей неоднозначностью и глубиной. Повесть о жизни, о том, что можно открыть себя лишь выйдя за пределы обычного, того, что принято считать аксиомой: можно «сойти с поезда, на котором ты едешь». Основная идея автора скрыта в многочисленных метафорах и аллюзиях, которые, трансформируясь, повторяются на протяжении всей повести. Благодаря анализу языка автора удалось проследить некоторые цепочки метафор, раскрывающие смысл произведения. Подробно об этом в основной части работы.
Ещё одной задачей данного исследования является попытка опровергнуть бытующее мнение, что критики оценивают литературные произведения с чисто субъективной точки зрения, выдвигая необоснованные предположения. На самом деле анализ языка действительно помогает найти скрытые пружины в произведении и увидеть, как развивается мысль автора.
Сюжет и основные моменты в повести «Жёлтая стрела»
Поезд, идущий в никуда и в никогда, — место действия повести «Жёлтая стрела». Этот поезд — единственное живое пространство, в котором существуют её персонажи.
Главный герой повести, Андрей, мечтает сойти с поезда живым. Однако все знают, что «Жёлтая стрела» никогда не останавливается. Помогает ему в этом Хан, вселяя надежду, что с поезда действительно можно сойти и что были люди, которые смогли это сделать.
Начинается произведение с обычного утра. Андрея будят разговоры в туалетной очереди и музыка, звучащая по радио, которую, казалось Андрею, «переливали в эфир из какой-то огромной общепитовской кастрюли».
Андрей умылся и пошёл в вагон-ресторан, где солнечные лучи, падающие на грязную скатерть, навели его на философские размышления о жизни. После завтрака, Андрей направился к Хану, к которому «имелось какое-то смутное дело». Андрей говорит Хану, что он себя очень странно чувствовал, «словно есть разница, в каком вагоне ехать. Словно у всего происходящего появилось бы больше смысла, если бы скатерть в ресторане была чистой». Однако это лишь иллюзия, чистая скатерть или нет, поезд всё равно едет в никуда, к своей гибели – будешь ты богат или беден, всё равно не удастся избежать смерти. Люди, едущие в «Жёлтой стреле», — это мы, живущие в мире. Хан отвечает Андрею: «Ты просто на время стал пассажиром». Пассажирами Хан называет тех людей, которые не могут и не хотят выйти за рамки принятого, которым «никогда не придёт в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них ничего, кроме поезда, просто нет». «Для нас тоже нет ничего, кроме поезда», – мрачно отвечает Андрей. «А есть ли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то, что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда можно сойти. В этом вся разница. Но если ты попытаешься объяснить эту разницу кому-нибудь из пассажиров, тебя вряд ли поймут». Хан заставляет Андрея вспомнить, что такое жёлтая стрела. Андрей долго не мог вспомнить, что «Жёлтая стрела» — это поезд, который идёт к разрушенному мосту.
В вагоне, где живёт Андрей, умер Соскин (персонаж, не упоминавшийся ранее и о котором ничего не говорится, кроме того, что он умер). Андрей видит, как умершего выбрасывают из окна и, по традиции, выкидывают вслед за ним подушку и полотенце.
В вагоне-ресторане Андрей встречает своего школьного приятеля, Гришу Струпина, который занимается нелегальным бизнесом: ворует алюминий, из которого сделаны чайные ложки, и латунь, которую используют в подстаканниках. После непродолжительной беседы с Гришей и его партнёром по бизнесу Иваном, Андрей прощается и уходит.
Хан показывает Андрею письмо от тех, кто сумел сойти с поезда. Андрей говорит себе, что хочет сойти с поезда живым.
Андрей читает статью из газеты «Путь» о том, как звучат колёса в разных странах мира. В России колёса стучат — «там-там».
В соседнем вагоне умер Бадасов (ещё один персонаж, о котором известно только то, что он умер). Андрей слышит разговор матери с девочкой, которая спрашивает, что находится за окном. Мать говорит, что там живут боги и духи, а люди, если и есть, то едут в поезде.
В купе Пётр Сергеевич, сосед Андрея, ругает бандитов. Вдруг стучит Гриша, Андрей открывает и видит, что лицо Гриши в крови, а пиджак испачкан: на Гришу напали в переходе между вагонами, обокрали и избили. Между Гришей и Петром Сергеевичем завязывается разговор о том, из чего сделаны замки на дверях. Пётр Сергеевич соглашается сотрудничать с Гришей.
Наступило новое утро. Как всегда, Андрея разбудило радио. Пётр Сергеевич спал всю ночь в костюме, чтобы не опоздать на встречу с Гришей, и, как только проснулся, вскочил и, торопливо причесавшись, выскочил в коридор. По радио вкрадчивый и гнусавый голос рассказывал о новом фильме Куросавы «Додеска-дзэн» о сумасшедшем, вообразившем себя водителем невидимого поезда, бегающем взад-вперёд по коридору и кричащему «Додеска-дзэн!» (что является японской имитацией стука колёс). Куросава стремится показать, что каждый из нормальных героев тоже, в сущности, едет по реальному вагону в своём собственном маленьком иллюзорном поезде.
Андрей входит в туалет и запирает его, втиснув клин между дверью и рычагом замка; забирается на крышу вагона. Через пять минут появляется Хан. Он говорил Андрею, что подниматься на крышу не только бесполезно, но и вредно, потому что там ты только дальше от возможности по-настоящему покинуть поезд. Но они продолжали лазить на крышу просто для того, «чтобы хоть на время покинуть осточертевшее пространство всеобщей жизни и смерти». На крыше они встречают старика, курящего трубку, компанию в рясах, которые с тех пор, как их помнит Андрей, сидят в кружке и изучают непонятную геометрическую фигуру, компанию из четырёх человек, играющих никому не слышную из-за стука колёс музыку. Потом Андрей заметил странного человека с широкой соломенной шляпой. Вдруг человек оттолкнулся от крыши вагона и прыгнул в озеро. Через несколько секунд он вынырнул из воды и поплыл к берегу. Хан восхищённо покачал головой, все с изумлением смотрели туда, где исчез незнакомец.
Андрей разговаривает с Антоном (до этого в повести это имя не упоминалось), который расписывает пивные банки. Андрей читает ему отрывки из «Путеводителя по железным дорогам Индии», где автор осуждает пассажиров и верит, что поезд когда-нибудь остановится. Антону не нравится «Путеводитель», и Андрей удивлённо спрашивает, почему, ведь на пивных банках Антон старательно выводит «Остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон». Антон объясняет, что он не смешивает жизнь и творчество, что вагоны он останавливает только на пивных банках, потому что думает о своём ребёнке, который будет ехать дальше в этом поезде. Андрей спрашивает у Антона, не слышит ли тот что-нибудь (подразумевая стук колёс), и Антон отвечает отрицательно.
Андрей ищет Хана и не находит его. Незнакомая женщина, которую переселили в купе, где раньше жил Хан, передаёт ему письмо.
Пётр Сергеевич был пьян и весел, он стал сотрудничать с Гришей. Рядом были развёрнуты чертежи и синьки, на одной из которых Андрей заметил сильно увеличенную ручку дверного замка. Андрей спрашивает Петра Сергеевича, не задумывался ли тот когда-нибудь о том, куда они едут. Пётр Сергеевич предложил ему выпить и посоветовал не забивать голову всякой ерундой.
Наступил новый день. Когда Андрей проснулся, Петра Сергеевича в купе уже не было. Андрей сел на стол и стал смотреть в окно. В нескольких метрах за окном неслась бесконечная стена деревьев. Он видел пивные бутылки, следы недавних похорон (полотенца, подушки, одеяла и наволочки), полуразложившиеся трупы, черепа, презервативы и прочее. В конце дня Андрей наконец распечатал письмо Хана. В нём говорилось о том, что нужен ключ, который находится у Андрея в руках, но только как он его найдёт и кому предъявит? Андрей перечитал письмо, лёг на диван, погасил лампочку и повернулся к стене. Во сне он ещё раз перечитал письмо и заметил постскриптум, которого раньше не заметил: «Всё дело в том, что мы постоянно отправляемся в путешествие, которое закончилось за секунду до того, как мы успели выехать». Андрей проснулся, перечитал письмо — постскриптума не было. Вдруг он заметил, что вокруг стоит оглушительная тишина. Колёса больше не стучали. Андрей вышел в коридор и увидел проводника со стаканом чая в руке — внутри стакана неподвижно висел кусок рафинада, над которым поднималась цепь таких же неподвижных пузырьков. Андрей сунул руку в боковой карман кителя проводника и вынул оттуда ключ. Как только Андрей спрыгнул на насыпь, поезд тронулся и стал медленно набирать ход. Громыхание колёс постепенно стихло, и Андрей впервые в жизни услышал шум ветра и звук собственных шагов.
Ключевые слова и словосочетания в повести «Жёлтая стрела»
Ключевые слова неоднократно повторяются и связаны с основной идеей произведения, они создают образы-символы. В рассказе «Желтая стрела» удалось найти следующие ключевые слова:
1. жёлтый
2. жёлтая стрела
3. поезд
4. пассажиры
5. стук колёс
6. остановка поезда, сойти с поезда
Эти слова и словосочетания обретают в «Жёлтой стреле» свой особый смысл, они несут на себе не только смысловую, но и эмоциональную нагрузку. Некоторые вещи можно понять только потому, что другими словами даётся отсылка к какому-то ключевому слову. Например, фразу «тишина была похожа на пшёнку» можно понять, только если знаешь, что пшёнка жёлтая, а жёлтый цвет в произведении символизирует своего рода прозрение или просветление.
Таким образом, Пелевин говорит о тишине как о просветлении, что подтверждается тем, что главный герой лишь в настоящей тишине, свободной от стука колёс, смог услышать «тихий звук СОБСТВЕННЫХ шагов», то есть услышать себя. Всё произведение посвящено поиску самого себя, на это косвенно указывает и то, что фраза «тишина была похожа на пшёнку» звучит в начале произведения, а «тихий звук собственных шагов» Андрей (главный герой) слышит в конце рассказа, именно этими словами Пелевин завершает «Жёлтую стрелу».--PAGE_BREAK--
Анализ ключевых слов и словосочетаний в повести
ЖЁЛТЫЙ
Жёлтый цвет у Пелевина имеет три основных значения:
1. Жёлтый цвет символизирует прозрение или просветление, он помогает увидеть вещи под необычным углом.
— Солнечные лучи превращают напёрсточника в жреца забытой религии: «Косые жёлтые лучи иногда касались приподнимающейся лысины напёрсточника, клочковатые остатки седых волос на его голове на миг превращались в сияющий нимб, и его манипуляции над листом картона начинали казаться священнодействием какой-то забытой религии».
— Пшёнку (как известно, жёлтого цвета) и «растаявший кусок масла, похожий на маленькое солнце» Пелевин сравнивает с тем единственным, что позволит Андрею услышать шум ветра и собственные шаги: «Тишина была похожа на пшёнку».
— На человеке, который сумел сойти с поезда, была жёлтая соломенная шляпа: "…человек с соломенной шляпой на шнурке сильно оттолкнулся от крыши, оторвался от вагона и перелетел над ограждением моста".
2. Жёлтый может быть иллюзией, подделкой под настоящее.
— Автор «Путеводителя», который мечтает выйти из поезда, говорит, что: «я … никогда не смогу принять этот грохочущий на стыках рельсов жёлтый катафалк за что-то другое». То есть жёлтый цвет, цвет солнца и жизни, не обманывает автора. «Жёлтая стрела» лишь покрыта жёлтой краской, сам поезд сделан из железа и едет в никуда.
— Люди, стремящиеся покинуть «пространство всеобщей жизни и смерти», забираются на крышу вагона, примечательно, что они оказываются «на ребристой и непривычно широкой крыше вагона, покрытой облупившейся жёлтой краской». То есть на крыше иллюзорность «жёлтости» поезда становится более очевидной.
— Животных тоже не обманывает цвет, в который выкрашена «Жёлтая стрела»: «звери покрупнее боялись подходить к грохочущей жёлтой стене».
3. В одном из ключевых моментов повести жёлтый является символом быстротечности, тщеты жизни.
—Хан показывает Андрею надпись на стене, которую оставили те, кто сумел сойти с поезда, начинается надпись со следующих слов:
ТОТ, КТО ОТБРОСИЛ МИР,
СРАВНИЛ ЕГО С ЖЁЛТОЙ ПЫЛЬЮ
Очевидно, что под жёлтой пылью подразумевается что-то эфемерное, скорее всего, это песок, который очень часто используется для того, чтобы подчеркнуть быстротечность жизни: песочные часы наполнены жёлтой пылью, она стремительно движется вниз, из песка невозможно построить что-то долговечное, он рассыпается и течёт.
ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА
Жёлтые стрелы – это лучи солнца, и «Жёлтая стрела» — это поезд, на котором едут все персонажи повести. В обоих случаях жёлтые стрелы символизируют человека.
1. Главный герой думает, что для лучей огромная трагедия пронестись через космос только для того, чтобы угаснуть на «отвратительных останках вчерашнего супа», он сравнивает жёлтые стрелы с людьми: «А ведь вполне могло быть, что эти косо падающие из окна жёлтые стрелы обладали сознанием, надеждой на лучшее и пониманием беспочвенности этой надежды – то есть, как и человек, имели в своём распоряжении все необходимые для страдания ингредиенты. „Может быть, я и сам кажусь кому-то такой же точно жёлтой стрелой, упавшей на скатерть. А жизнь – это просто грязное стекло, сквозь которое я лечу…“».
2. Никто не знает, зачем рождаются люди и зачем умирают, кто создал человека и с какой целью: «Андрей отошёл на несколько метров в сторону и посмотрел на „Жёлтую стрелу“. Со стороны она действительно походила на сияющую электрическими огнями стрелу, пущенную неизвестно кем неизвестно куда».
3. В одном случае жёлтая стрела не символизирует человека или его судьбу, в том самом месте, где жёлтый означает тщету и быстротечность, жёлтая стрела тоже меняет своё значение. Окончание надписи на стене:
ВЕСЬ ЭТОТ МИР – ПОПАВШАЯ В ТЕБЯ ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА
ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА, ПОЕЗД, НА КОТОРОМ ТЫ ЕДЕШЬ
К РАЗРУШЕННОМУ МОСТУ
Что этим отрывком хотел сказать автор? Возможно, он имел в виду, что весь этот мир – захватившая тебя иллюзия. Тогда получается, что в этом отрывке жёлтая стрела несёт на себе значение иллюзорности, призрачности. Этот мир – иллюзия, и поезд, на котором ты едешь к разрушенному мосту – тоже всего лишь иллюзия. И, раз поезд всего лишь иллюзия, то можно с него сойти1.
ПОЕЗД
1. Поезд – это окружающий мир.
— Хан говорит Андрею, что обычным людям, пассажирам, не приходит в голову, что можно жить по-другому, что можно вырваться из привычного мира: «Им никогда не придёт в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них ничего, кроме поезда, просто нет».
— Андрей говорит, что для них тоже нет ничего, кроме поезда. Хан отвечает, что это не важно: «А есть ли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то, что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда действительно можно сойти. В этом вся разница. Но если ты попытаешься объяснить эту разницу кому-нибудь из пассажиров, тебя вряд ли поймут».
— Хан добавляет, что самое сложное – это жить в этом мире, но не быть его заложником: «Ехать в поезде и не быть его пассажиром».
— Андрея мучает тот же вопрос, что и всех философов, – откуда этот мир, как он появился: «откуда мы едем? Откуда идёт этот поезд?» Хан отвечает, что ему не особо интересно, откуда он едет, гораздо интереснее – это как с него сойти. Он предлагает Андрею задать его вопрос проводникам, однако Андрей с безнадёжностью отвечает: «Да, они объяснят, это точно».
2. Поезд несёт негативную коннотацию.
«оглушительная жёлтая стена»
«осточертевшее пространство всеобщей жизни и смерти»
«жёлтый катафалк»
ПАССАЖИРЫ
Пассажиры – это обычные люди, которые не задумываются над тем, зачем они живут и есть ли что-то ещё, кроме их привычного мира.
— Ни один обыватель никогда не рассматривает себя в качестве обывателя. Когда Андрей сказал Хану, что он тоже пассажир, Хан возразил ему: «Нормальный пассажир никогда не рассматривает себя в качестве пассажира. Поэтому, если ты это знаешь, ты уже не пассажир. Им никогда не придёт в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них ничего, кроме поезда, просто нет».
— Люди не думают о том, что воспринимаемый ими мир лишь часть чего-то неизмеримо большего: «они не понимают даже того, что едут в поезде».
— Андрей с удивлением спрашивает Хана о том, как пассажиры могут не понимать, что они едут в поезде. Хан отвечает: «Но ведь они и правда этого не понимают. Как они могут понять то, что и так отлично знают? Они даже стук колёс перестали слышать».
— Люди верят в Бога, чтобы не сойти с ума от бессмысленности проживаемой жизни, чтобы забыть о том, что двигаются лишь к смерти. В «Путеводителе» об этом сказано следующим образом: «Им всё известно про эту жизнь, но они идут дальше по коридору, из сортира в купе и из тамбура в ресторан, понемногу превращая сегодня в очередное вчера, и думают, что есть такой Бог, который их за это вознаградит или накажет».
— В «Путеводителе» Андрей прочитал в том числе и следующее: «Я просто вижу жизнь такой, как она есть, трезво и точно, и никогда не смогу принять этот грохочущий на стыках рельсов жёлтый катафалк за что-то другое. Мне нравится Индия, и поэтому сейчас я еду по Индии. А они просто сумасшедшие, пассажиры сумасшедшего поезда, и во всём, что они говорят, я слышу только стук колёс. И оттого, что их много, а я почти один, не меняется ничего…»
В заключение рассмотрим эпизод, который является важным для понимания мира пассажиров. Девочка (Д.) и её мать (М.) стоят у окна:
Д.: Мама, а что там?
М.: Где там?
Д.: Там, – сказала девочка и ткнула кулаком в окно.
М.: Там-там.
Д.: А кто там живёт?
М.: Там животные.
Д.: А ещё кто там?
М.: Ещё там боги и духи, но их там никто не видел.
Д.: А люди там не живут?
М.: Нет, люди там не живут. Люди там едут в поезде.
Д.: А где лучше, в поезде или там?
М.: Не знаю, там я не была
Д.: Я хочу туда, – сказала девочка и постучала пальцем по стеклу окна.
М.: Подожди, – горько вздохнула мать, – ещё попадёшь.
Мать, пассажирка, знает, что туда попадают только после смерти. Она отвечает на вопросы дочери так, как, наверное, её мать отвечала ей. Девочка, ещё не успевшая стать пассажиркой, хочет «туда», её манит неизвестность. Ограниченность мира матери сквозит во фразе «люди там едут в поезде», т. е. она не может себе даже представить существование, отличное от её жизни и жизни окружающих её людей. Поэтому люди у неё не живут, а едут в поезде.
Мать, заметив, что Андрей смотрит на девочку, подняла глаза и чуть выгнула брови, «как бы приглашая на вершину годов, прожитых неким абстрактным Вахтангом Кикабидзе, чтобы снисходительно улыбнуться оттуда трогательной детской наивности». Однако Андрей не оправдал её ожиданий: «Чего это вы на меня так смотрите, – сказал он, – я, может, тоже туда хочу».
Итак, устами младенца глаголет истина, интуитивно девочка была ближе к истине (к тому, что можно сойти с поезда живым), чем её мать. Значит, пассажирами не рождаются, пассажирами становятся!    продолжение
--PAGE_BREAK--
СТУК КОЛЁС
Стук колёс – это один из очевидных атрибутов любого поезда, не только «Жёлтой стрелы». Однако Пелевин вкладывает в стук колёс нечто большее.
1. Возможность слышать стук колёс имеет основное значение для тех, кто хочет сойти с поезда
— Одна из самых ярких характеристик, отличающих пассажиров от ищущих людей, – это то, что пассажиры не слышат стук колёс: «Они даже стук колёс перестали слышать», «Запомни, когда человек перестаёт слышать стук колёс и согласен ехать дальше, он становится пассажиром», – говорит Хан Андрею.
— На протяжении всей повести Хан помогает Андрею понять вещи, которые помогут ему в дальнейшем сойти с поезда, Хан оправдывает свою кличку «Стоп-кран». В самом начале повести он заставляет Андрея вновь услышать стук колёс: «Андрей … недоумённо наморщился и вдруг понял, что слышит ритмично повторяющийся стук стали о сталь, стук, который и до этого раздавался всё время, но не доходил до сознания».
— Именно то, что Андрей слышал стук колёс помогло ему узнать, что поезд остановился: «Андрей поднялся с дивана, помотал головой и вдруг понял, что вокруг стоит оглушительная тишина. Колёса больше не стучали».
— Стук колёс не даёт услышать собственные шаги. Лишь сойдя с поезда можно обрести себя: «Громыхание колёс за спиной постепенно стихало, и вскоре он стал ясно слышать то, чего не слышал никогда раньше: сухой стрёкот в траве, шум ветра и тихий звук собственных шагов».
2. Пелевин вкладывает в стук колёс нечто философское.
— Андрей читает статью о том, как стучат колёса в разных странах мира «В Японии – „додеска-дзэн“». Как известно, дзэн (дзэн-буддизм) – основное религиозное течение Японии.
— «В Мексике (особенно у индейцев уитчотль) – „тональ-нагваль“». Самым популярным автором о верованиях мексиканских индейцев является Кастанеда, из его обширных трудов можно узнать, что тональ и нагваль — одни из основных понятий религии индейцев.
— «Но, конечно, красивее, задушевнее и нежнее всего колёса стучат в России – „там-там“. Так и кажется, что их стук указывает в какую-то светлую лазоревую даль – там она, там, ненаглядная…» В менталитете русского человека вера во что-то туманное, далёкое и ослепительное, очень сильна. Любовь ко всему грандиозному, что ведёт к светлому будущему, к великим прожектам – характерная черта России. Возможно, что это в какой-то мере обусловлено верой христиан в рай.
3. В одном эпизоде стук колёс имеет явную негативную коннотацию.
— В «Путеводителе» Андрей читает: «А они просто сумасшедшие, пассажиры сумасшедшего поезда, и во всём, что они говорят, я слышу только стук колёс».
ОСТАНОВКА ПОЕЗДА, СОЙТИ С ПОЕЗДА
В повести слова сойти с поезда или остановка поезда означают выход за пределы известного мира. Пелевин показывает, как к этому относятся разные люди.
1. Хан и Андрей действительно мечтают сойти с поезда, и им это в итоге удаётся.
— Хан убеждает Андрея, что сойти с поезда возможно, он разрушает его стереотипы, рассказывает о людях, которым удалось покинуть поезд: «ОНИ сошли. Однажды ночью, когда поезд остановился, ОНИ открыли дверь и сошли». Андрей не может в это поверить: "«Жёлтая стрела» не останавливается никогда. Это все знают". Хан объясняет Андрею, что пассажиры «даже не знают, что они пассажиры. Что они вообще могут знать?» Этим он показывает Андрею, что не нужно оглядываться на остальных, нужно добиваться цели и верить в неё: «А есть ли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то, что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда действительно можно сойти».
— Андрей не отличается от других пассажиров особым знанием, уверенностью, что с поезда можно сойти. Он не знает, что ждёт его вне поезда, но для него выбраться из поезда – единственная вещь, которую стоит желать: «Я хочу сойти с этого поезда живым. Я знаю, что это невозможно, но я этого хочу, потому что хотеть чего-нибудь другого просто сумасшествие. И я знаю, что это фраза – „я хочу сойти с поезда живым“ – имеет смысл, хотя слова, из которых она состоит, смысла не имеют».
2. Остановка поезда – довольно избитая тема в жизни персонажей, населяющих «Жёлтую стрелу». Она звучит вполне открыто даже в рекламе пива: «Остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон». Однако люди не воспринимают это серьёзно. Антон, приятель Андрея, который придумал этот слоган и выводит его на пивных бутылках, говорит, что «есть жизнь, и есть там искусство, творчество…Я их уже давно с жизнью не путаю… Так что вагоны я только на пивных банках останавливаю, опять-таки потому, что о ребёнке думаю, который вот в этом настоящем вагоне будет дальше ехать».
3. Стремление сойти с поезда – естественное желание человека. Это Пелевин показывает в эпизоде, где девочка разговаривает с матерью о том, что находится вне поезда и говорит: «Я хочу туда». Девочка хочет этого не так, как хочет Андрей или Хан, но она и не боится, как её мать.
Заключение
Мы рассмотрели ключевые слова в повести Пелевина «Жёлтая стрела» и убедились, что они помогают лучше понять идейное содержание произведения. Одной из задач данного анализа была попытка доказать, что можно анализировать литературное произведение объективно. Автор не считает, что ему удалось справиться с поставленной задачей. Проделанная работа убедила в том, что, хотя анализ языка действительно помогает найти скрытые пружины в произведении и увидеть, как развивается мысль автора, однако любой анализ субъективен: критик может увидеть лишь то, что он готов увидеть, заметить отсылки на те произведения или понятия, с которыми он знаком. В следствие того, что писатель и критик имеют разный литературный и жизненный багаж, критик не может утверждать, что понял досконально то, что действительно хотел сказать автор. Утверждения аналитика относительно произведения могут быть в той или иной степени достоверны, однако не могут сравниться с математическим выводом, где ответ (или ответы) точен и определён и других ответов быть не может.
Приложение
Словосочетания и предложения, в которых присутствуют ключевые слова или даётся ссылка на них
ЖЁЛТЫЙ
пусть ваш сегодняшний день будет лёгким, радостным и пронизанным лучами солнечного света (пожелание певицы по радио)
день был и правда солнечный
косые жёлтые лучи касались приподнимающейся лысины напёрсточника
Андрей, щурясь от солнца, поглядел
для миллионов лучей это настоящая трагедия – начать свой путь на поверхности солнца, пронестись сквозь бесконечную пустоту космоса, пробить многокилометровое небо – и всё только для того, чтобы угаснуть на отвратительных останках вчерашнего супа
пшёнка и растаявший кусок масла, похожий на маленькое солнце
тишина была похожа на пшёнку
на лицах людей дрожали пятна солнечного света
Андрей остановился у двери из желтоватого ластика с цифрой "XV" и царапиной, похожей на обращённую вверх стрелу
скатерть была грязная, и на неё свет падал
отодвигаясь от жёлтой стены вагона, голова несколько раз дёрнулась и стала медленно клониться вниз
ТОТ, КТО ОТБРОСИЛ МИР,
СРАВНИЛ ЕГО С ЖЁЛТОЙ ПЫЛЬЮ (надпись на стене)
он уже был наверху, на ребристой и непривычно широкой крыше вагона, покрытой облупившейся жёлтой краской
увидел странного человека с широкой соломенной шляпой за плечами
человек с соломенной шляпой на шнурке сильно оттолкнулся от крыши, оторвался от вагона и перелетел над ограждением моста
покачивалась похожая на огромную кувшинку соломенная шляпа
я … никогда не смогу принять этот грохочущий на стыках рельсов жёлтый катафалк за что-то другое
милость беспредельна, и я точно знаю, что, когда поезд остановится, за его жёлтой дверью меня будет ждать белый слон, на котором я продолжу своё вечное возвращение к Неименуемому
Андрей повернулся на спину и некоторое время изучал тусклый жёлтый плафон на потолке
мраморную плиту… к которой золотыми цепями была приделана бедная Изида, уже порядком распухшая на жаре
звери покрупнее боялись подходить к грохочущей жёлтой стене
ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА
А ведь вполне могло быть, что эти косо падающие из окна жёлтые стрелы обладали сознанием, надеждой на лучшее и пониманием беспочвенности этой надежды – то есть, как и человек, имели в своём распоряжении все необходимые для страдания ингредиенты. «Может быть, я и сам кажусь кому-то такой же точно жёлтой стрелой, упавшей на скатерть. А жизнь – это просто грязное стекло, сквозь которое я лечу…» (мысли Андрея)
что такое «Жёлтая стрела»? (вопрос Хана)
Я сегодня в ресторане как раз думал о жёлтых стрелах. Точнее, не о жёлтых стрелах, а так. О жизни. Знаешь, так скатерть была грязная, и на нее свет падал. Я подумал… (Андрей)
«Жёлтая стрела» — это поезд, который идёт к разрушенному мосту. Поезд, в котором мы едем (Андрей)
«Жёлтая стрела не останавливается никогда. Это все знают.
почему наш поезд называется „Жёлтая стрела“? (Хан)
Может быть ночью, когда все его окна горят, он со стороны похож на летящую стрелу. Но тогда должен быть кто-то, кто увидел его со стороны, а потом вернулся назад. (Андрей)
Он похож на стрелу не только со стороны (Хан)
ВЕСЬ ЭТОТ МИР –ПОПАВШАЯ В ТЕБЯ ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА
ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА, ПОЕЗД, НА КОТОРОМ ТЫ ЕДЕШЬ
К РАЗРУШЕННОМУ МОСТУ (надпись на стене)
10. Андрей отошёл на несколько метров в сторону и посмотрел на „Жёлтую стрелу“. Со стороны она действительно походила на сияющую электрическими огнями стрелу, пущенную неизвестно кем неизвестно куда.    продолжение
--PAGE_BREAK--
ПОЕЗД
1. им никогда не придёт в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них ничего, кроме поезда, просто нет (Хан)
2. для нас тоже нет ничего, кроме поезда
3. А есть ли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то, что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда действительно можно сойти. В этом вся разница. Но если ты попытаешься объяснить эту разницу кому-нибудь из пассажиров, тебя вряд ли поймут.
4. Самое сложное ехать в поезде и не быть его пассажиром (Хан)
5. Пассажиры не знают, как называется поезд, в котором они едут. Они даже не знают, что они пассажиры. Что они вообще могут знать? (Хан)
6. (пьяные пели гребенщиковскую) «Поезд в огне», пели «этого поезд в огне и нам некуда больше жить» вместо «некуда больше бежать»
7. почему наш поезд называется «Жёлтая стрела»? (Хан)
8. так почему наш поезд так называется? (Хан)
откуда мы едем? Откуда идёт этот поезд? (Андрей)
я хочу сойти с этого поезда живым (Андрей)
– А люди там не живут? (девочка)
– Нет, люди там едут в поезде (мама)
… молодой человек воображает себя водителем невидимого маленького поезда – по-японски «трамвая», – который ездит взад-вперёд по реальному вагону (о фильме «Додеска-дзен»)
– Надо сказать, что герои фильма занимаются делами, которые с полным правом можно назвать важными и серьёзными, – это мелкооптовая торговля, медленное умирание с голоду, воровство, деторождение и так далее. И вот, проводя параллель между жизнью этих людей и действиями «трамвайного сумасшедшего», который взад-вперёд бегает по коридору вагона и кричит: «Додеска-дзен! Додеска-дзен!», имитируя стук существующих только в его сознании колёс отдельного маленького поезда, Куросава как бы стремится показать, что каждый из социально адекватных героев тоже, в сущности, едет по реальному вагону в своём собственном маленьком иллюзорном «трамвае». Но, однако, Куросава не намечает никаких путей выхода из показанного им бесприютного мира.
А они просто сумасшедшие, пассажиры сумасшедшего поезда, и во всём, что они говорят, я слышу только стук колёс («Путеводитель»)
Нет никакой Индии, никакого поезда, никакого окна. Есть только сознание, а всё остальное, в том числе и мы сами, существует только постольку, поскольку попадает в его сферу («Путеводитель»)
17. А ЧТОБЫ СОЙТИ С ПОЕЗДА, НУЖЕН БИЛЕТ.
ТЫ ДЕРЖИШЬ ЕГО В РУКАХ,
НО КОМУ ТЫ ЕГО ПРЕДЪЯВИШЬ? (письмо Хана)
ПАССАЖИРЫ
Ты просто стал на время пассажиром (Хан)
Я и сейчас пассажир (Андрей)
Нормальный пассажир никогда не рассматривает себя в качестве пассажира. Поэтому, если ты это знаешь, ты уже не пассажир. Им никогда не придёт в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них ничего, кроме поезда, просто нет.
А есть ли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то, что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда действительно можно сойти. В этом вся разница. Но если ты попытаешься объяснить эту разницу кому-нибудь из пассажиров, тебя вряд ли поймут.
Пробовал. Они не понимают даже того, что едут в поезде (Хан)
Но ведь они и правда этого не понимают. Как они могут понять то, что и так отлично знают? Они даже стук колёс перестали слышать. (Хан)
Запомни, когда человек перестаёт слышать стук колёс и согласен ехать дальше, он становится пассажиром.
Остаётся самое сложное в жизни. Ехать в поезде и не быть его пассажиром
Пассажиры не знают, как называется поезд, в котором они едут. Они даже не знают, что они пассажиры. Что они вообще могут знать? (Хан)
Куда они все едут? Зачем? Разве они никогда не слышат стука колёс или не видят голых равнин за окнами? Им всё известно про эту жизнь, но они идут дальше по коридору, из сортира в купе и из тамбура в ресторан, понемногу превращая сегодня в очередное вчера, и думают, что есть такой Бог, который их за это вознаградит или накажет. Но если они не сходят с ума, значит, все они знают какой-то секрет. Или это я знаю секрет, которого лучше не знать никому. Нечто такое, из-за чего я уже никогда в жизни не смогу вот так невинно и бессмысленно, белея глазными белками, идти себе по чуть покачивающемуся коридору и думать о том же, о чём думают они все. Но я ведь не знаю никакого секрета. Я просто вижу жизнь такой, как она есть, трезво и точно, и никогда не смогу принять этот грохочущий на стыках рельсов жёлтый катафалк за что-то другое. Мне нравится Индия, и поэтому сейчас я еду по Индии. А они просто сумасшедшие, пассажиры сумасшедшего поезда, и во всём, что они говорят, я слышу только стук колёс. И оттого, что их много, а я почти один, не меняется ничего…" («Путеводитель»)
СТУК КОЛЁС
Они даже стук колёс перестали слышать (Хан)
Запомни, когда человек перестаёт слышать стук колёс и согласен ехать дальше, он становится пассажиром (Хан)
Андрей … недоумённо наморщился и вдруг понял, что слышит ритмично повторяющийся стук стали о сталь, стук, который и до этого раздавался всё время, но не доходил до сознания.
Стук колёс, сопровождающий каждого из нас с момента рождения до смерти, – это, конечно, самый привычный для нас звук (статья)
В Японии – «додеска-дзэн» (статья)
В Мексике (особенно у индейцев уитчотль) – «тональ-нагваль» (статья)
Но, конечно, красивее, задушевнее и нежнее всего колёса стучат в России – «там-там». Так и кажется, что их стук указывает в какую-то светлую лазоревую даль – там она, там, ненаглядная… (статья)
«Под стук невидимых колёс» (название новеллы, по которой был поставлен фильм «Додеска-дзэн»)
Разве они никогда не слышат стука колёс или не видят голых равнин за окнами? («Путеводитель»)
А они просто сумасшедшие, пассажиры сумасшедшего поезда, и во всём, что они говорят, я слышу только стук колёс («Путеводитель»)
Андрей поднялся с дивана, помотал головой и вдруг понял, что вокруг стоит оглушительная тишина. Колёса больше не стучали.
Громыхание колёс за спиной постепенно стихало, и вскоре он стал ясно слышать то, чего не слышал никогда раньше: сухой стрёкот в траве, шум ветра и тихий звук собственных шагов.
ОСТАНОВКА ПОЕЗДА, СОЙТИ С ПОЕЗДА
А есть ли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то, что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда действительно можно сойти (Хан)
ОНИ сошли. Однажды ночью, когда поезд остановился, ОНИ открыли дверь и сошли (Хан)
«Жёлтая стрела» не останавливается никогда. Это все знают (Андрей)
мне интересно узнать, как с него сойти (Хан)
Я хочу сойти с этого поезда живым. Я знаю, что это невозможно, но я этого хочу, потому что хотеть чего-нибудь другого просто сумасшествие. И я знаю, что это фраза – «я хочу сойти с поезда живым» – имеет смысл, хотя слова, из которых она состоит, смысла не имеют (Андрей)
позже Хан сказал, что подниматься на крышу не только бесполезно, но, скорее, даже вредно, потому что там человек оказывается только дальше от возможности по-настоящему покинуть поезд, – но всё равно они продолжали сюда лазить просто для того, чтобы хоть на время покинуть осточертевшее пространство всеобщей жизни и смерти
я хочу туда, – сказала девочка и постучала пальцем по стеклу окна.
Я хочу туда-а, – пропела девочка несуществующий мотив, – там-там, там-там…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон (цит. из рекламы на пивных банках)
10. Есть жизнь, а есть там искусство, творчество… Так что вагоны я только на пивных банках останавливаю, опять-таки потому, что о ребёнке думаю, который вот в этом настоящем вагоне будет дальше ехать (Антон)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Актуальні проблеми підготовки військових фахівців у контексті європейської інтеграції системи вищої освіти Постановка проблеми
Реферат Значение сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка дошкольного возраста
Реферат Протокол Киото и новая энергетическая политика
Реферат Академія праці І соціальних відносин федерації професійних спілок україни на правах рукопису любченко дмитро іванович
Реферат Назначение сетевого оборудования компьютерных сетей рабочей станции, сервера, модема, сетевого
Реферат История болезни - Неврология (правосторонний центральный гемипарез)
Реферат Правове регулювання працевлаштування за законодавством України
Реферат Представление данных в памяти персонального компьютера (числа, символы, графика, звук)
Реферат Влияние родительского отношения на уровень тревожности у часто болеющего ребенка дошкольного
Реферат The King Of Shannara Essay Research Paper
Реферат Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом
Реферат Оцінка ділової активності та ефективності господарювання на підприємстві ВАТ Сокирянське газове господарство
Реферат Имидж руководителя государственного учреждения и негосударственных структур
Реферат Место налогов в экономической системе эволюция взглядов на природу налогообложения
Реферат Hate And Love Essay Research Paper love