Содержание:
Введение
Сущность закупочной логистики
Планирование закупок
Служба закупок.
Анализ, определение потребностей и расчет закупаемых материалов.
Определение метода закупок
Оформление и получение заказа.
3.1 Выбор поставщика.
3.2 Основные требования, предъявляемые к поставщику
3.3 Документальное оформление заказа
3.4 Получение и кодирование поставляемой продукции.
3.5 Проверка качества и количества полученной продукции
4. Государственные закупки
4.1 Государственный заказ: понятие, признаки, функции
4.2 Принципы формирования и формы размещения государственного заказа.
Заключение
Введение
Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей предприятия с предельно возможной экономической эффективностью. Для достижения этой цели следует соблюдать такие условия, как:
1) выдержевание обоснованных сроков закупки ресурсов
2) обеспечение верного соответствия между количеством поставок и потребностями в них
3) соблюдение требований производства по качеству закупаемых ресурсов.
В данной работе рассматривается сущность и задачи закупочной логистики, где более подробно говорится о двух основных задачах. Во первых это задача «сделать или купить», а так же задача выбора поставщика. Так как закупочная логистика исследует материальный поток в целом, учитывая транспортировку материала, то так же следует рассмотреть способы доставки материала — это система «Точно в срок» и «Канбан». Так же важным элементом или частицей является правовая сторона закупок, то есть документальное оформление заказа. И наконец в заключительной части рассматривается понятие и функции государственного заказа, а так же принципы его формирования и формы размещения.
1. Сущность закупочной логистики
Закупочная логистика – процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранение, выдача, производство.
Любое предприятие, где существуют материальные потоки, имеет в своем составе службу, производящую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и др. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
· элементом микрологистической системы (обеспечивает реализацию целей этого предприятия);
· элементом макрологистической системы (обеспечивающим реализацию целей и связей системы, в которую входит предприятие);
· самостоятельной системой, имеющей структуру, элементы и собственные цели.
Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней:
1. Служба снабжения, как элемент организовавшего ее предприятия, должна идеально вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение-производство-сбыт. Обеспечение высокой степени гармонии действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные концепции организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых подразделений на предприятии с учетом постоянных изменений в масштабе реального времени.
Цепь снабжение-производство-сбыт обязана строиться на базе современной концепции маркетинга, другими словами в начале должна разрабатываться стратегия сбыта, следом исходя из нее, стратегия развития производства, и уже после этого — стратегия снабжения производства. Необходимо подчеркнуть, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не выработал способов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при исследовании рынка сбыта. Маркетинг не предполагает также и способов системной организации всех участников процесса движения материалов от первичного источника сырья до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, разрешающие реализовывать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.
2. Как элемент макрологистической системы служба закупок вводит хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая экономические, технико-технологические, и методологические вопросы, связанные с поставкой ресурсов. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает введение предприятия в макрологистическую систему. Смысл логистики в получении дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, от персонала службы закупок реализации целей собственного предприятия не как отдельного объекта, а как части всей логистической системы.
Логистическое интегрирование с поставщиками достигается благодаря комплексу мер экономического, технического, технологического и методологического характера. В основе этого объединения должна лежать ориентация на хорошие партнерские отношения, ориентация на готовность сделать встречный шаг даже в том случае, если это не принесет прибыли. Отношения с поставщиками в логистике должны строиться на следующих принципах:
— Следует знакомить поставщика со своими задачами, а так же быть в курсе его деловых операций
— Обращаться с поставщиками как с клиентами фирмы
— Выражать готовность помочь в случае возникновения сложностей у поставщика
— Учитывать в работе интересы поставщика
— Строго придерживаться принятых на себя обязательств
3.Результативность работы службы закупок, возможность осуществления перечисленных целей, как на уровне макрологистики, так и на уровне предприятия, в значительной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.
2. Планирование закупок
2.1 Служба закупок.
В соответствии с компетенцией логистики, в ходе обеспечения предприятия предметами труда, должны проводиться мероприятия по применению системного подхода к управлению материальными потоками в рамках самой службы снабжения.
Для обеспечения предприятия предметами труда ставятся следующие задачи:
• определение предмета (структуры) закупок;
• определение объема закупок;
• выбор поставщика;
• определение условий закупок.
Задача определения предмета закупок решается с целью выявления потребности в сырье и материалах, их качественных и эксплуатационных характеристик, параметров спецификации.
Объем закупок согласуется с другими отделами предприятия (финансовым, бухгалтерией, производственным, складским). Определяется нужное количество материальных ресурсов, проверяется наличие данного товара на складе.
Выбор поставщика требует подробного анализа рынка интересующей фирму продукции, потенциальных и существующих поставщиков, и предпочтений наиболее перспективных и эффективных из них.
Условия закупок согласуются с поставщиками, уже предложившими свои варианты. Оговариваются такие вопросы, как цена, качество поставляемых ресурсов, сроки поставки, условия оплаты, доставка ресурсов и т.п.
Кроме того, необходимо выполнить работы:
— Заключить договор;
— Проконтролировать исполнение договора;
— Организовать доставку;
— Организовать складирование
Существует два основных варианта осуществления закупки, принципиально отличающихся друг от друга путями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия ресурсами.
Генеральный директор
/>/>
1.Дирекция по производству
2.Дирекция по закупкам.
/>/>/>
Управление закупками
Производственные подразделения
Управление по материальным ресурсам
/>/>
Решение задач: Решение задач:
что закупить; — у кого закупить;
сколько закупить. — на каких условиях закупить.
Выполнение работ: Выполнение работ:
организация складирования — заключение договоров;
закупленных ресурсов. — контроль за исполнением
договоров;
— организация доставки
Рис. 2.1
На рисунке 2.1 продемонстрирован вариант организационной структуры предприятия с разделением задач между разными функциональными подразделениями:
1. Дирекция по производству решает задачи: что закупать и сколько закупать, так же здесь выполняются работы по складированию закупаемых ресурсов.
2. Дирекция по закупкам определяет: у кого закупать и на каких условиях, здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, т.е. заключаются договоры, контролируется их исполнение.
В результате управление материальными потоками в процессе снабжения предприятия ресурсами разделено между различными подразделениями, что ведет к снижению эффективности.
Другой вариант, представленный на рисунке 2,2 подразумевает сосредоточение всех функций снабжения в одних руках, что ведет к широким возможностям логистической оптимизации материального потока на стадии закупок.
Генеральный директор.
/>
/>
Дирекция по производству
Дирекция по материально-техническому снабжению
/>/>/>/>
Основное производство
Управление запасами
закупки
Склады.
/>/>/>
Решение задач: Решение задач: Выполнение работ:
что купить; — у кого закупать — организация
сколько купить .- на каких условиях закупать складирования Выполнение работ: закупленных
— заключение договоров предметов
— контроль за исполнением труда.
договоров
— организация доставки товаров
Рис. 2.2
2.2 Анализ, определение потребностей и расчет закупаемых материалов.
Закупочная логистика, является началом логистической системы, представляющей собой процесс движения материальных ресурсов с рынка закупок до складов предприятия.
Для эффективной работы закупочной логистики следует знать, какие материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающих слаженность работы всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих снабженческих задач:
— Определение потребностей и расчет количества нужного ресурса;
— Определение метода закупок;
— Согласование цены и заключение договора;
— Установления контроля за количеством, качеством и сроками поставок;
— Организация размещения товара на складе.
Правильное планирование и информационное обслуживание закупочной логистики позволяет также уравновесить противоречия между необходимостью постоянного снабжения производства и минимизацией запасов на складе.
В процессе планирования закупок следует определить:
— Какие ресурсы требуются;
— Количество ресурсов, которое понадобится для производства продукта;
— Время, когда они понадобятся;
— Возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;
— Требуемые площади складских помещений;
— Издержки на закупки;
— Возможность организации производства некоторых деталей на своем предприятии;
Существует огромное количество методов определения того, сколько нужно закупать ресурсов для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков, но все они требуют информацию о том, как использовались аналогичные ресурсы в прошлом.
Самым распространенным является закон Парето, который известен так же, как анализ ABC: при закупке менее 20 % товара расходуется более 80 % средств.
Расчет расхода сырья производится помесячно и поквартально. Расход проверяется в соответствии с контрольными данными о запасе материальных ресурсов. Эти расчеты соотносятся с тенденцией цены и прогнозами наличия сырья, которое планируется закупить, после чего разрабатывается план покупки. Если по прогнозам предполагается большая поставка сырья и возможное уменьшение цен, то, скорее всего, политика в области закупок будет заключаться в снижении запаса до самого низкого уровня. С другой стороны, если по прогнозам планируется небольшой объем поставок и имеется тенденция к росту цены, политика в области осуществления закупок будет обеспечивать адекватный объем имеющегося запаса в соответствии с контрактом.
За последнее время разработаны новые логистические системы, нацеленные на планирование потребностей ресурсов, такие как: JIT, KANBAN MRP-1/MRP-2 SDP, LP, LRP, DDT и др.
Система «JIT» (поставки «точно в срок») основной целью ставит максимальную интеграцию всех логистических функций предприятия для минимизации уровня запасов материальных ресурсов в интегрированной логистической системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей. Доставка грузов «точно в срок» позволяет в два раза сократить время выполнения заказа потребителя, на 50 % снизить уровень запасов и на 50-70 % уменьшить продолжительность выполнения заказа на предприятии, изготовляющем продукцию.
Система KANBAN предусматривает, что на все производственные участки строго по графику поставляется именно то количество материальных ресурсов, которое действительно необходимо для выпуска только запланированного количества продукции. Анализ деятельности более 80 фирм Германии показал, что при применении логистической системы KANBAN производственные запасы снижаются на 50 %, готовой продукции — на 80, производительность труда повышается на 20-50 %.
Система MRP-1 — одна из наиболее популярных в мире, основанная на логистической концепции «планирования потребности в материалах ». Эта системы располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в режиме реального времени. Основные цели этой системы — удовлетворение потребности в материальных ресурсах для планирования производства и доставки потребителям, поддержание низкого уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции, планирование производственных операций, графиков доставки, закупочных операций.
Система MRP-II — система планирования потребности в матереалах второго поколения, представляет собой интегрированную микрологистическую систему, в которой объединены финансовое планирование и логистические операции. Данная система является эффективным инструментом планирования для реализации стратегических целей предприятия в логистике, маркетинге, производстве, финансах, планировании и управлении организационными ресурсами предприятия с целью достижения минимального уровня запасов в процессе контроля над всеми стадиями производственного процесса. Преимущество систем MRP-2 перед системами MRP-1: более полное удовлетворение потребительского спроса, достигаемое путем сокращения продолжительности производственных циклов, уменьшения запасов, лучшей организации поставок, быстрой реакции на изменения спроса, большей гибкости планирования, что способствует уменьшению логистических издержек по управлению запасами.
Система SDP — это усовершенствованная система «точно в срок» — представляет систему планирования потребностей в материалах для упорядочения организации материалов и прогнозирования их количества.
Система LP («плоского/стройного производства») по существу также является развитием концепции «точно в срок» и включает элементы KANBAN и «планирования потребности в материалах». Сущность данной системы: она требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство (меньше запасов, времени на производство единицы продукции), вызывает меньшие потери от брака и т. д. Основные ее цели — высокие стандарты качества продукции, низкие производственные издержки, быстрое реагирование на потребительский спрос, малое время переналадки оборудования.
Система DD Т (реагирование на спрос) — модификация концепции планирования потребности в материалах. Наиболее известны четыре варианта концепции: «точка заказа (перезаказа)», «быстрого реагирования», «непрерывного пополнения запасов» и «автоматического пополнения запасов».
2.3 Определение метода закупок.
Определение метода закупок зависит от сложности конечного продукта и от состава его комплектующих.
Существуют три основных метода закупки:
— Регулярной закупки мелкими партиями;
— Оптовой закупки;
— Закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов.
У каждого метода есть свои плюсы и минусы, которые следует учитывать, чтобы сократить издержки и сберечь время.
1. Регулярные закупки мелкими партиями. Суть этого метода заключается в том, что покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течении определенного периода.
Преимущества: товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий, тем самым ускоряется оборачиваемость капитала; происходит экономия складских помещений; т.к. оформляется только заказ на всю поставку, уменьшаются затраты на документирование поставки. Недостатки: необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе; вероятность заказа избыточного количества.
2. Закупка товара одной партией. В этом случае за один раз производится поставка товаров большой партией (оптовые закупки). Преимущества этого метода заключаются в простоте оформления документов, гарантии поставки всей партии, а также наличии повышенной торговой скидки. Недостатками являются: замедление оборачиваемости капитала и большая потребность в складских помещениях..
3. Ежемесячные (ежедневные) закупки по котировочным ведомостям. Этот метод закупки применяется там, где закупаются быстро используемые и дешевые товары.
Котировочные ведомости составляются ежемесячно (ежедневно) и содержат следующие сведения:
Полный перечень товаров;
Количество товара, имеющегося на складе;
Требуемое количество товара.
Преимущество этого метода: своевременность поставок; ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение.
1) Получение товара по мере необходимости. Этот метод схож с методом регулярной поставки товаров, но имеет следующие особенности:
Количество поставки определяется приблизительно;
Поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
Оплата производится только за поставленное количество товара;
По истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
Преимущества: ускорение оборота капитала; отсутствие твердых обязательств по покупки определенного количества; минимум работы по оформлению документов.
2) Закупка товара с немедленной сдачей. Этот метод применяется, когда производится покупка редко используемых товаров, а также когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается в момент потребности, и вывозится со складов поставщиков.
Недостатком этого метода является рост издержек, из-за необходимости детального оформления документации при каждом заказе, так же измельченностью заказов и множеством поставщиков.
3. Оформление и получение заказа.
3.1 Выбор поставщика.
При работе с поставщиками процедура получения и оценки предложений может быть организована по-разному. Наиболее часто используемые и эффективные это: конкурсные торги и письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
Конкурсные торги или тендеры – это конкурентная форма выбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия… Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить на большую денежную сумму или предполагается наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем.
Проведение тендера состоит из следующих этапов:
Реклама.
Разработка тендерной документации.
Публикация тендерной документации.
Приемка и вскрытие тендерных предложений.
Оценка тендерных предложений.
Подтверждение квалификации участников торгов.
Предложение и присуждение контракта.
Организация Конкурсных торгов – является очень сложной и многоплановой работой.
Альтернативным вариантом процедуры получения предложения от потенциального поставщика могут быть переговоры в письменной форме между поставщиком и потребителем.
При процедуре письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано двумя способами. Первый – когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции оферты (свои предложения). Оферты могут иметь различную форму и содержание, в отличие от конкурсных торгов, где формы предложений строго установлены. Оферты должны содержать следующие реквизиты: наименование товара, качество и количество товара, условия и срок поставки, цену, платежные условия, характеристику упаковки и тары, а так же порядок приемки-сдачи.
Твердая оферта отправляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, на протяжении которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа равноценно отказу покупателя от поставки.
В свободной оферте не указываются никакие обязательства продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных покупателей и включать как рекламно-информационные материалы, так и перечисленные выше реквизиты.
Второй способ организации письменных переговоров, когда инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам запрос или коммерческое письмо, целью которого является получения оферты. Запрос должен содержать все необходимые реквизиты, за исключением цены, которая будет указана в ответном предложении.
Существует несколько способов оценки предложений, поступивших к потенциальному потребителю. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурсных торгов, или более свободная процедура.
3.2 Основные требования, предъявляемые к поставщику.
Оценка поставщиков производится по множеству факторов:
— надежность поставки
— гарантии качества
— цены
— местоположение
— тех. потенциал
— финансовое положение
— возможность компромиссов
— наличие информационной системы связи и обработки заказов
— послепродажный сервис
— репутация и роль в своей отрасли
— деловая инициативность
— управление и организация
— контроль процессов
— имидж
— оформление товара (упаковка)
— трудовые отношения
— деловой опыт и история взаимоотношений
— взаимность выгод и интересов
Однако имеется два основных критерия выбора поставщиков, это стоимость приобретения продукции или услуги и качество обслуживания.
Стоимость приобретения содержит в себе цену продукции или услуги, а тка же прочую стоимость, не имеющую денежного выражения.
Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания подразумевается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков поставки и т.д., надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя.
Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников информации. Ими могут быть например:
— каталоги и прайс-листы
— торговые журналы
— интернет-сайты
— рекламные материалы: фирменные каталоги, объявления в СМИ
— банки и финансовые институты официальных органов
— выставки и ярмарки
— торги и аукционы
— торговые директории («Желтые страницы»)
— торговые представительства
— собственные исследования
— переписка и личные контакты с возможными поставщиками
— конкуренты потенциального поставщика
— торговые ассоциации и др.
При выборе источников информации следует руководствоваться правилами:
Нельзя ограничиваться одним источником информации, в независимости от объема и глубины предоставляемой им информации.
Как минимум один из используемых источников должен быть независимым.
Окончательный выбор поставщиков производится лицом, принимающим решение, и может быть полностью формализован.
3.3 Документальное оформление заказа.
В условиях сложившейся рыночной экономики очень важно использование документации, которая удовлетворяет все современные требования. При ведении документации по закупкам следует разработать стандартные бланки, которые должны включать:
Название документа.
Для того, что бы бланк заказа выделялся на ряду с другими документами необходимо обозначить его словами “Заказ” или “заказ на поставку”.
Порядковый номер.
Порядковый номер используется в документах, прилагаемых к копии заказа, а так же номер необходим для оперативного поиска нужного документа.
Название и адрес компании.
Эти сведения сообщают поставщику о том, с кем ему предстоит взаимодействовать, куда поставлять товар и кому отправлять счет.
Ответственность за заказ.
В бланке заказа указывается должностное лицо, с которым поставщик может выяснить все интересующие его вопросы, связанные с заказом.
Дату, наименование и адрес поставщика.
Сроки поставки и количество поставляемых товаров.
Описание товаров.
Адрес поставки.
В том случае, если адрес поставки отличается от основного адреса фирмы, указаного в бланке заказа.
Цену.
Расчетный счет.
Зарубежные фирмы, как правило, используют 4 экземпляра заказа, окрашенные в разные цвета, что очень облегчает работу.
Первый экземпляр (белый) – отправляется поставщику.
Второй экземпляр (розовый) — отправляется в финансовый отдел, подтверждает передачу заказа и является основанием для оплаты счета.
Третий экземпляр (голубой) – оправляется в отдел МТС. По нему отдел проверяет соответствие количества и качества товара, означенных в бланке заказов и транспортной накладной, и уведомляет отдел закупок и финансовый отдел о совершившейся поставке.
Четвертый экземпляр (зеленый) – отправляется для контроля и используется при необходимости разрешения конфликтных ситуаций с поставщиками.
После того как отдел МТС подтвердил получение товаров, зеленый экземпляр сдается в архив.
3.4 Получение и кодирование поставляемой продукции.
Особое значение в реализации плана закупок имеют получение продукции, документальное оформление поставок, проверка качества товара.
Получение продукции. Прежде всего необходимо убедиться, что принят товар: нужного качества, в нужном количестве, от своего поставщика, в оговоренные сроки.
С целью экономии времени, усилий и денег надлежит подумать о том, чтобы складские помещения, места приемки товара находились максимально близко друг к другу, а так же не далеко от производственных помещений.
Во избежание скопления транспорта на территории предприятия или у ворот склада составляют график поставок, согласованный со всеми поставщиками. Такие меры дозволяют не отрывать рабочих основного производства для разгрузки внезапно прибывшего транспорта.
Документальное оформление поставок.
Для правильного выполнения операций, связанных с поставками товаров, необходима грамотная работа с документами, их отражающими.
Копия заказов должна быть отправлена в подразделение-потребитель для ревизии на соответствие уведомлениям о поставке товара. При ревизии используются описание товара (спецификации).
Уведомление об отгрузке направляет поставщик после подготовки продукции к отправке.
Поставленную партию товара должно сопровождать обязательное сопроводительное письмо, оно подтверждает, что эти товары предназначены именно для этой фирмы.
Документ поставщика применяется, в том случае, когда поставщик пользуется транспортными услугами другой фирмы.
Подтверждение получения поставки применяют для информирования подразделений-потребителей о фактической доставке товаров и для контроля в бухгалтерии корреспонденции уведомления об отгрузке товара и копий заказа и счета.
В книге регистрации товаров пишется: номер сопроводительного письма, дата поставки, отправитель, способ транспортировки, а так же краткое описание товара.
3.5 Проверка качества и количества полученной продукции.
Качество поставляемых товаров должно удовлетворять предъявляемым требованиям. В связи с отсутствием должного контроля качества закупок могут сформироваться следующие издержки:
— Дополнительные расходы, в связи с возвратом бракованных и некачественных товаров;
— Остановка производства например, в случае, если вся партия продукции оказалась недоброкачественной и подлежит возврату;
— Утрата доверия потребителей своей продукции из-за поставок некачественных материалов;
— Судебные иски.
Применяемые на практике меры по контролю качества используемых товаров могут быть систематизированы следующим образом:
Методы приемки парий
Методы приемочного контроля
А. Полный контроль
Б. Выборочный контроль
приемочный выборочный контроль партий по качественным признакам
непрерывный выборочный контроль по качественным признакам.
Приемочный выборочный контроль по качественным признакам.
Приемочный выборочный контроль по качественным признакам с пропуском партии.
Ревизионный выборочный контроль.
А. Апробация установленной поставщиком системы методов и операций по обеспечению качества.
Б. Апробация применяемой поставщиком методики контроля качества закупаемых товаров.
В. Учет и определение улучшения качества показателей продукции данного поставщика.
Г. Сравнительная оценка качества продукции возможных поставщиков.
4. Государственные закупки
4.1 Государственный заказ: понятие, признаки, функции
Большим рычагом воздействия государства на экономику является система государственных закупок
Государственные закупки – это совокупность разнообразных функций и операций, которые направлены на увеличение централизованной управляемости, снижение расходов государственного бюджета, контроль над материальными потоками и предоставление нужд государственных учреждений.
Органы государственного управления путем закупок осуществляют размещение государственного заказа.
Государственный заказ — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Государственный заказ служит для удовлетворения конкретных государственных нужд.
Под государственными нуждами подразумевают обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Соответственно государственные нужды – это потребности двух уровней:
нужды федерации и нужды субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ГК РФ, заявляя о государственном заказчике, государственных нуждах, государственных заказах, необходимо одинаково понимать как федеральные заказы, так и заказы субъектов федерации. Они имеют различные финансовые источники, однако их объединяет понятие “государственные нужды”. Муниципальные нужды не являются “государственными” и, следовательно, муниципальные заказчики так же не являются государственными.
Государственным заказчиком является орган государственного управления или государственное учреждение, которое осуществляет формирование и размещение государственного заказа.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Государственными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации на размещение заказов, бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Государственный заказчик должен заниматься формированием государственного заказа (это определение перечня закупаемых товаров, работ и услуг, объемы закупки и сроки поставки), а так же размещением государственного заказа (то есть определять поставщиков и исполнителей, которые должны будут предоставлять необходимые товары, выполнять работы и оказывать услуги). Размещение государственного заказа объединено с заключением государственного контракта на поставку товаров, выполнение подрядных работ или оказание услуг.
Отличие государственного заказа преимущественно в том, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, собранных в надлежащих бюджетах и внебюджетных фондах. Это и есть так называемая позиция «источника средств». При том абсолютно неважно, кто является непосредственным получателем продукции — тот, кто ее приобретает или ее конечный потребитель. К примеру, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки. Но в том или ином случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие «государственный заказ». Под понятие государственного заказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти (федеральные министерства, службы, агентства и т.д.; например Минобороны России, Госкомстат России), так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, Правительство Москвы или Администрация Костромской области). Потребности органов местного самоуправления под эту категорию не попадают.
Государственный заказ как часть экономической деятельности государства осуществляет множество функций, важнейшими из которых являются:
— воспроизводственная функция, состоящая в удовлетворении государственных нужд в товарах, работах и услугах для предоставления стабильных воспроизводственных экономических связей с непосредственным участием государства и для реализации свойственных государству функций;
— стимулирующая функция, расширение государственных закупок является фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей, регулирования отраслевой и региональной структуры экономики;
— функция ценового регулирования, с помощью государственных заказов оказывается косвенное влияние на динамику цен по установленным видам товаров, работ и услуг;
— социальная, нацеленная на содействие реализации социально-экономической политики государства, в том числе привлечение социально уязвимых групп населения в трудовой процесс;
— инновационная функция, состоящая в становлении экономических предпосылок для разработки принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг).
4.2 Принципы формирования и формы размещения государственного заказа.
Государственные заказы осуществятся на различных уровнях государственного рынка: федеральном (центральном), региональном, муниципальном.
Государственные закупки реализовываются как в виде прямых закупок товаров и услуг на рынке, так и в виде предварительных заказов. Прямыми закупками приобретают товары, имеющиеся на массовом рынке. С помощью предварительных заказов – приобретается уникальная (например военная) продукция.
Ключевые принципы создания государственных заказов:
— конкуренция в получении государственного заказа,
— эффективность,
— экономичность,
— подотчётность при проведении тендеров (открытых торгов).
Именно на тендерах государство реализует свои заказы среди фирм-участников торгов на принципах конкуренции. Эта система, адекватная самой сути рыночного хозяйствования, обеспечивает и наиболее выгодные экономические условия, и решение поставленных задач при выполнении заказов. Открытость торгов определяется широким распространением информации и рекламы среди предприятий.
Размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд – это действия заказчиков, уполномоченных органов по нахождению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) с целью заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, а так же с целью заключения с ними прочих гражданско-правовых договоров в любой форме.
Заказ считается размещенным со дня заключения государственного контракта, или со дня заключения прочих гражданско-правовых договоров.
Размещение заказа может осуществляться:
1) Путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
— конкурс (победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта, заявке на участие которого присвоен первый номер);
— аукцион (победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта).
И конкурс, и аукцион могут проводиться в открытой и закрытой форме.
2) Без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
— запрос котировок (размещение заказа, при котором информация о потребностях учреждения (организации) сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок; победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта);
— у единственного поставщика (размещение заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику);
— на товарных биржах (в Закон введена глава по размещению заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах на сумму, превышающую 5 000 000 руб.; порядок размещения заказов устанавливается Правительством Российской Федерации).
Выбор способа размещения заказа осуществляется заказчиком в соответствии с п.24-31 «Положения об организации закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд», утвержденного Указом Президента РФ от 08.04.97 года №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд», по согласованию с Комитетом экономики и промышленной политики и зависит от вида закупаемой продукции, суммы средств, выделенных на закупку и ряда особых условий, предусмотренных законодательством.
Открытый конкурс – самаяя предпочтительная форма размещения заказов на закупку продукции. В среднем минимальный срок проведения открытого конкурса составляет два с половиной месяца.
Двухэтапный конкурс проводится в случаях, когда:
а) заказчик не может составить детальные технические спецификации товаров и работ, установить характеристики услуг в целях максимально полного удовлетворения потребности в закупках. Для этого ему следует привлечь заявки, оферты или предложения и провести переговоры с поставщиками;
б) заказчик собирается заключить государственный контракт ради проведения научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок;
в) существуют обстоятельства, разрешающие заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс), если заказчиком определено, что избранный способ является наилучшим;
г) поставщики не представили заявки на участие в торгах (конкурсе), либо все указанные заявки отклонены заказчиком, если при этом проведение новых торгов (конкурса) не приведет, по мнению заказчика, к заключению государственного контракта.
Длительность проведения двухэтапного конкурса превосходит длительность проведения открытого конкурса.
Закрытый конкурс может быть проведен в следующих случаях:
а) цена государственного контракта составляет менее 2500 введенных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, а так же, когда время и затраты, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок на участие в торгах (конкурсе), значительны по сравнению со стоимостью закупаемой продукции;
б) продукция в связи с уровнем технической сложности или специального характера может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков.
Закрытый конкурс чаще всего проводится в такие же сроки, как и открытый конкурс.
Специализированные закрытые конкурсы могут проводиться только тогда, когда государственный контракт заключается на приобретение продукции для потребностей национальной обороны или для снабжения национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Метод запроса котировок используется при закупках продукции, имеющейся в наличии, которая производится или предоставляется не по конкретным заявкам заказчика и для которой имеется сложившийся рынок, при условии, что цена государственного контракта не превышает 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда. Продолжительность этой процедуры в среднем составляет около двух недель.
Размещение заказа на закупки продукции для государственных нужд у единственного источника осуществляется по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом в следующих случаях:
— если в связи с чрезвычайными обстоятельствами возникла срочная надобность в определенной продукции;
— если продукция может быть получена лишь от одного поставщика или единственный поставщик располагает исключительными правами в отношении данной продукции, ее равноценная замена не существует;
— при существовании срочной потребности в продукции, в связи с чем проведение торгов (конкурса) или использование другого способа размещения заказов нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, возбудившие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились следствием медлительности действий заказчика;
— в случае, если заказчик постановил, что проведение закупок из единственного источника является наилучшим способом закупок.
Размещение заказа на закупку продукции у единственного источника обычно занимает также не менее двух недель.
Внутренние торги (внутренний конкурс) проводится когда:
а) в закупках в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают участие только российские поставщики;
б) заказчик считает, что в участии в торгах (конкурсе) будут заинтересованы только российские поставщики.
Особенно важным этапом осуществления государственных закупок является планирование.
При составлении плана закупок вначале подробно расписываются характеристики предмета закупки, затем устраивается круг ответственных должностных лиц, которые непосредственно будут осуществлять процедуру проведения конкурса или заниматься внеконкурсным размещением заказа. Также определяется конкурсная комиссия, которая будет принимать решения по выбору победителей конкурсов, разрабатывается регламент работы этой комиссии.
Далее идет планирование конкурсных процедур. При планировании самой конкурсной процедуры следует решить такие вопросы, как: определение круга возможных поставщиков, выявление квалификационных требований к ним, определение критериев выбора победителя, определение количества и состав лотов, разработка форм контракта.
Так же надлежит учитывать, что планирование закупочной деятельности приведет к желаемому эффекту – росту эффективности использования бюджетных средств – только в тогда, когда каждый участник этого процесса вовремя выполнит возложенные на него функции.
Заключение
В заключении следует вывод о том, что закупочная логистика по своей экономической природе является процессом обеспечения предприятий материальными ресурсами, а так же процессом размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения, выдачи, производства.
Закупочная логистика способствует разрешению важнейших задач для обеспечения предприятия предметами труда: определение предмета (структуры) закупок; определение объема закупок; выбор поставщика; определение условий закупок.
Определение метода закупок зависит от сложности конечного продукта и от состава его комплектующих. Имеются три основных метода закупки: метод регулярной закупки мелкими партиями; метод оптовой закупки; метод закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов.
Проанализированные выше компоненты и взгляды закупочной логистики показывают, что данное направление захватывает одно из основных мест в работе предприятия.