Реферат по предмету "Психология"


Я-концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы

Контрольнаяработа
Я — концепцияличности: сущность, структура, принципы и механизмы

Содержание
Введение
Я — концепция личности: сущность,структура, принципы и механизмы формирования
Заключение
Список литературы

Введение
Как научное понятие Я — концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, можетбыть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой еготрактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я — концепция- понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания.Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входиткак собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств,так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личностьвнешних факторов.
Я — концепция возникаету человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегдауникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в тоже время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическоеприобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненныепроявления человека — с самого детства до глубокой старости. Первоначальнаязависимость Я — концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем онаиграет самостоятельную роль в жизни каждого человека.
В данной контрольнойработе мы подробно остановимся на феномене Я — концепции, рассмотрим еесущность, структуру, принципы и механизмы формирования. Теоретической базой нампослужат работы Кона, Бернса, Чесноковой и др. исследователей.

Я — концепция личности: сущность,структура, принципы и механизмы формирования
Проблематикусамосознания исследовали многие отечественные и зарубежные психологи. Вотечественной психологической школе исследования в основном концентрировались вокругдвух групп вопросов, первая из которых – изучение общетеоретических иметодологических аспектов становления самосознания в контексте более общейпроблемы становления и развития личности; вторая – более специальные вопросы,прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценкамиокружающих. Этим вопросам уделили свое внимание такие исследователи, как Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин, В.В. Столин,С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и др. Отдельно следует выделить работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, общепсихологические,социально-психологические и историко-культурные аспекты проблематики изучениясамосознания, и которые открыли новые сферы этой, пожалуй, одной из старейшихобластей исследования психологической науки. Зарубежная литература по этойпроблематике также чрезвычайно богата и разнообразна – эти вопросы так илииначе затрагивают в своих работах Р. Бернс, У. Джеймс, К. Роджерс, В. Франкл,З. Фрейд, Э. Эриксон и т.д.
В сущности, какутверждает один из наиболее известных исследователей феномена Р. Бернс, всеисследования Я — концепции так или иначе опираются на теоретические положения,сводимые к 4 основным источникам:
1. Основополагающиеподходы У. Джеймса.
2. Символическийинтеракционизм Ч. Кули и Дж. Мида.
3. Представленияоб идентичности, развитые Э. Эриксоном.
4. Феноменалистическаяпсихология К. Роджерса.
Проблема Я — концепции,естественно, обсуждалась и в других работах, но именно эти концептуальныеподходы позволили создать наиболее продуктивные системы понятий. Рассмотрим ихболее подробно.
Одним из первыхпроблематику Я — концепции начал разрабатывать У. Джеймс. Целостное«Я» он расчленил на взаимодействующие составляющие — «Я»-осознающее и «Я»-как-объект, — первое из которыхпредставляет собой чистый опыт, чистое сознание, второе – содержание этогоопыта. «Я»-как-объект Джеймс в свою очередь разделил на духовное Я,материальное Я, социальное Я и физическое Я. Очевидно, что невозможнопредставить себе как чистое сознание, лишенное какого-либо опыта, так исодержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания, и поэтомуконструкция У. Джеймса скорее гипотетическая, но ей следует отдать должное: онапослужила точкой отсчета исследований в интересующей нас области. К тому жеименно У. Джеймсу принадлежат первые мысли о столь значимых, в пониманиисовременной нам психологии, структурах Я — концепции, как самооценка и уровеньпритязаний. И именно он описал знаменитую формулу «Самооценка = успех /притязания».[8, с.121]
Спустя некоторое времяпосле работ У. Джеймса, в первые десятилетия нашего века, изучение Я — концепциивременно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии.Главными теоретиками здесь стали Ч. Кули и Дж. Мид – представителисимволического интеракционизма. Символический интеракционизм – здесь надоотметить – опирается на три основные посылки. Во-первых, люди реагируют наокружающую среду в зависимости от того значения, которое они придают элементамсвоего окружения. Во-вторых, это значение является продуктом социальноговзаимодействия. И, наконец, в-третьих, — эти социокультурные значенияподвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такоговзаимодействия. «Я» и «Другие» образуют единое целое,поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих егочленов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида.
На основании работ,проведенных в рамках этой концепции, было доказано, что главным ориентиром дляпредставлений человека о самом себе, т.е. для Я-концепции, является Я другогочеловека, т.е. представление индивида о том, что о нем думают другие. Ч. Кулипервым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи,получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я,выдвинув в 1912 году теорию «зеркального Я». Эта идея была развитаДж. Мидом, который, вкратце говоря, детально показал, каким образом именно наосновании социального взаимодействия происходит формирование того, что У.Джеймс называл «Я-как-объект». Механизмом была названа интериоризацияустановок, т.е. смыслов и ценностей, принадлежащим «Другим». [8, 157]
Следующий существенныйвклад в формирование современной нам теории Я-концепции был сделан Э.Эриксоном. Подход Эриксона по сути являлся развитием концепции Фрейда, ипроблематика Я-концепции рассматривалась Эриксоном сквозь призму т.н.эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продуктопределенной культуры. Во многом механизм формирования эго-идентичности,описываемый Э. Эриксоном, схож с описанным у Кули и Мида, но при этом Эриксонсчитает, что этот процесс происходит в основном в сфере бессознательного икритикует статичность модели Я — концепции. В контексте проводимогоисследования нельзя обойти стороной и т.н. феноменологический подход кпониманию Я — концепции. Иногда этот подход называют перцептивным илигуманистическим, а основан он на положении о том, что поведением человекауправляет его восприятие и осмысление окружающего его мира. Не явление само посебе, но уникальное восприятие индивидом этого явления рассматриваетсягуманистическими психологами как подлинная реальность. [7, с.48] Очевидно, чтоисследования Я — концепции должны являться одним из наиболее значимыхнаправлений в этой психологической школе.
Современное понимание Я- концепции в гуманистической психологии основывается преимущественно наработах К. Роджерса. Если говорить вкратце, то суть воззрений К. Роджерса на Я — концепцию заключается в следующем: личностное Я представляет собой внутренниймеханизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульноговоздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируютсяоценочные и аффективные установки, придавая ему качество «хорошего»или «плохого». Интериоризация этих оценочных моментов осуществляетсяпод воздействием культуры, других людей, а также и самого Я.
Выше была вкратцеописана история развития исследований феномена Я — концепции и основныенаправления этих исследований. Очевидно, что во многих психологических теорияхЯ — концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем – и это легкообъяснить из показанного выше – до сих пор не существует ни ее универсальногоопределения, ни единства в терминологии. Ясность в эту ситуацию удалось внестиодному из наиболее известных современных авторов в области Я — концепции Р.Бернсу. Схему Я — концепции, разработанную этим исследователем, мы приводимниже в работе (см. Рис. 1.1. работы). Эта схема на сегодняшний день являетсяпрактически общепринятой.
Р. Бернс определяет Я — концепцию как «совокупность всех представлений человека о самом себе,сопряженную с их оценкой». [2, с.334] В этом определении несложно видеть,что Я — концепция включает в себя описательную и оценочную составляющие, аобраз и оценка своего Я располагают индивида к определенному поведению; а этонаводит на мысль о сходстве Я — концепции с установкой, структура которой, какизвестно, также включает когнитивную и эмоционально-оценочную составляющие.
Именно поэтому рядисследователей, в том числе и Р. Бернс, рассматривают Я — концепцию какдинамическую систему установок личности, направленных, в данном случае, насебя. [1, с.59]

/>
Рисунок 1.1 Структура Я- концепции
Из приведенной схемывидно, что Я — концепцию Р. Бернс представляет в виде иерархической структуры,на вершине которой располагается глобальная Я — концепция, включающаявсевозможные грани индивидуального самосознания, и представляющая собой«поток сознания» (У. Джеймс), или чувство собственной преемственностии неповторимости.
Описательнойсоставляющей глобальной Я — концепции является т.н. «Образ Я».«Образ Я» в свою очередь имеет три т.н. модальности:
1. РеальноеЯ.
2. ЗеркальноеЯ.
3. СоциальноеЯ. [1, с.81]
Реальным Я называютсистему установок, связанных с представлениями индивида о том, каков он есть насамом деле в настоящем времени.
Зеркальное Я (иногдаего называют также Социальным Я) – представления человека о том, каким еговидят другие.
Идеальное Я –установки, связанные с представлениями человека о том, каким он хотел бы стать.По сути это некоторая совокупность качеств, которые бы человек хотел иметь усебя, либо социальных ролей, которые он бы хотел исполнять.
Некоторые исследователивыделяют еще и такую структуру, как Конструктивное Я, которое отличается отИдеального тем, что оно более действенно: в Конструктивное Я трансформируютсяте элементы, которые личность понимает как достижимую реальность и ставит передсобой как достижимую цель. [1, с.187]
Из приведенной схемыочевидно, что каждая модальность также расчленяется в свою очередь на несколькосамоустановок: физическую, социальную, умственную и эмоциональную.
Таким образом в общимчертах выглядит структура описательной составляющей глобальной Я — концепции.Отметим, что нельзя забывать о том, что таковая структуризация возможна лишь втеории: в реальности все описанные компоненты личности взаимодействуют ивзаимосвязаны. Обратимся к описанию аффективной составляющей Я — концепции. Еероль, в сущности, исполняет самооценка. Основана оценка индивидом самого себя,как утверждает В.В. Столин, на оценке достижения актуальных для индивида на томили ином этапе развития целей. Если, по представлению субъекта, его особенностии качества благоприятствуют достижению цели, то Я приобретает позитивнуюоценку, если же нет – негативную. Первичным инструментом формированиясамооценки является идентификация себя с другими людьми, затем индивидстановится способен оперировать и оценкой себя. Очевидно, что в самооценкеприсутствуют те же модальности, что и в образе Я. [8, с.95]
Подведем итогсказанному выше. Я — концепция представляет собой динамическую системусамоустановок. Эта система самоустановок сама имеет структуру установки и,соответственно, имеет когнитивный, аффективный и деятельностный компоненты,взаимосвязанные и взаимообусловленные. Когнитивная и аффективная компонентысостоят из 3 модальностей: представление о себе реальном, представление о себежелательном, и представление о себе глазами других людей. Каждая из этихмодальностей в свою очередь имеет 4 стороны: физическую, умственную,эмоциональную и социальную. Взаимодействие названных структур обусловливаетповедение индивида, влияющее, в свою очередь, на актуальное их состояние. Функционированиевсей этой структуры в целом обусловливает самоосознание индивида.

Заключение
Подведем итогсказанному выше. Я — концепция представляет собой динамическую системусамоустановок. Эта система самоустановок сама имеет структуру установки и,соответственно, имеет когнитивный, аффективный и деятельностный компоненты,взаимосвязанные и взаимообусловленные. Когнитивная и аффективная компонентысостоят из 3 модальностей: представление о себе реальном, представление о себежелательном, и представление о себе глазами других людей. Каждая из этихмодальностей в свою очередь имеет 4 стороны: физическую, умственную,эмоциональную и социальную. Взаимодействие названных структур обусловливаетповедение индивида, влияющее, в свою очередь, на актуальное их состояние.Функционирование всей этой структуры в целом обусловливает самоосознаниеиндивида.
Формирование Я — концепции складывается на основе индивидуальныхособенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. />Но на первых порах практически любые социальные контактыоказывают на него формирующее воздействие. />Однако с моментасвоего зарождения Я — концепция сама становится активным началом, важнымфактором в интерпретации опыта. />Таким образом, Я-концепцияиграет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутреннейсогласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источникоможиданий.

Список литературы
1. БернсР. Развитие Я — концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
2. БернсР. Что такое Я — концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я.Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2003. — С.333-393.
3. КонИ.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М., 1984. — 335 с.
4. КонИ.С. Открытие «Я». — М., 1978. — 367 с.
5. Самосознаниеи защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М,2000. — 656 с.
6. Самосознаниекак объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева,В.В. Столина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — С.245-268.
7. СпиркинА.Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.
8. СтолинВ.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 284 с.
9. ЧесноковаИ.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977. — 142 с.
10. ШороховаЕ.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. — М., 1966.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ маркетингового плана ООО "Баркас"
Реферат Сущность и содержание психологии продаж
Реферат Влияние решений европейского суда на арбитражные суды Российской Федерации
Реферат Акушерство (заболевания сердечно-сосудистой системы у беременных)
Реферат Значки и другая сувенирная продукция как элемент имиджевой рекламы и Public relations
Реферат Транспортная задача с ограничениями возможных транспортных средств
Реферат Жизненный путь и деятельность В.С Сухомлинского
Реферат Этика милосердия в произведениях русских философов
Реферат Учет операций по расчетным счетам
Реферат Фигуры речи
Реферат Организация и проведение маркетинговых исследований упаковки
Реферат Общеуголовная полиция в конце XIX - начале ХХ веков
Реферат Основные направления тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики
Реферат АП Чехов Рассказы Человек в футляре Крыжовник Дама с собачкой комедия Вишневый сад
Реферат Уголовная ответственность за вред, причиненный в ходе проведения спортивных соревнований