Министерствосельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Курскаягосударственная сельскохозяйственная академия им. проф. И. И. Иванова»
Факультетэкономики и права
Кафедра мировойэкономики
Курсовая работа
По дисциплине:международные экономические отношения
Тема: «Международныеэкономические организации: классификация, основные функции»
Автор: Лукьянчикова А.В.
Специальность: «Мироваяэкономика»
3 группа / 3 курс
Руководитель: доцент
Соломатин Э.Г.
Курск – 2010
Содержание
Введение. 3
1. Теоретические и методические основы сущностимеждународных экономических организаций. 5
1.1 Понятие и сущность международных экономическихорганизаций. 5
1.2 Классификация международных экономических организаций. 8
2. Характеристика международных экономических организаций иих функций 11
2.1 Универсальные международные экономические организации. 11
2.2 Специализированные организации. 21
2.3 Международные финансовые организации. 25
3. Перспективы развития международных экономическихорганизаций и их связей с Россией. 32
3.1 Взаимоотношения с Россией. 32
3.2 Общемировые перспективы развития международныхэкономических организаций 35
Заключение. 38
Список использованной литературы… 40
Введение
Международные экономические, финансовые и валютныепроблемы занимают сегодня центральное место в экономической жизни. Конечно, втой или иной степени они всегда присутствовали в ней.
Международные организации весьма многочисленны. Редкая изних не воздействует на экономическую и общественную жизнь. Некоторыеорганизации располагают собственными полномочиями или значительными средствамии вследствие этого имеют возможность оказывать влияние как на международное,так и национальное экономическое и финансовое развитие. Другие представляютсобой в первую очередь форумы, где правительства могут выражать спою точкузрения, где вырабатываются единство подхода и соответствующие рекомендации попроведению политики в отдельных странах. Некоторые международные организацииобеспечивают в основном сбор информации и публикацию статистических данных. Новсе они так или иначе вносят свой вклад в развитие связей и сотрудничествамежду странами.
Международные организации – это наднациональныеинституты, целью деятельности которых является регулирование и мониторингважнейших процессов международной экономики. В настоящее время насчитываетсяуже более ста международных организаций, различных по составу, размерам,функциям и влиянию на международную экономику. Функции, выполняемыемеждународными организациями, многочисленны и зависят от того, какие задачивозлагают на них участвующие страны.
В настоящее время в период быстрого развитиянаучно-технического прогресса невозможно существование государств без ихвзаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через экономические,так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международныхорганизаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международныеорганизации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаютрешения по глобальным вопросам современности.
Объектом исследования являются международныеэкономические организации. Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятиямеждународных экономических организаций, дать их классификацию и обозначитьфункции, которые они выполняют.
В соответствии с целью исследования можно выделитьследующие задачи курсовой работы:
— изучить понятие международных экономическихорганизаций, дать их классификацию;
— рассмотреть некоторые международные экономическиеорганизации и их функции;
— проследить перспективы развития основных международныхэкономических организаций и их связи с Российской Федерацией.
При написании данной курсовой работы использовалисьучебники по международным экономическим отношениям и по мировой экономике подредакцией таких ученых, как Авдокушин Е.Ф., Ломакин В.К., Булатова А.С. идругих. Также использовались Интернет-ресурсы: сайты международныхэкономических организаций.
В данной курсовой работе использовались статистический,аналитический, графический методы исследования.
1. Теоретические и методическиеосновы сущности международных экономических организаций
1.1 Понятие и сущностьмеждународных экономических организаций
Международные экономические организации – системаобразований различного вида, создаваемых на основе договоров междуправительствами или государственными органами, хозяйственными организациямизаинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперированияили совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенныхобластях экономики, науки и техники.
В современных международных отношениях международныеорганизации играют существенную роль как форма сотрудничества государств имногосторонней дипломатии.
Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссиинавигации по Рейну международные организации наделяются собственнойкомпетенцией и полномочиями.
Для современных международных организаций характерныдальнейшие расширение их компетенции и усложнение структуры.
Международные организации создаются государствами.Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятиеучредительного документа, создание материальной структуры организации, созывглавных органов.
Первый шаг предполагает созыв международной конференциидля выработки и принятия текста договора. Его наименование может бытьразличным, например, статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция(ВПС, ВОИС).
Второй этап предполагает создание материальной структурыорганизации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленныеорганы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органоворганизации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся созданияштаб-квартиры и др.
Созыв главных органов завершает мероприятия по созданиюмеждународной организации.
Чаще всего ликвидация организации осуществляется путемподписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. Участники Варшавского Договора подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе от14 марта 1955 г. Таким же образом был ликвидирован СЭВ.
В основе правовой природы международных экономическихорганизаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов, причемсущественным является то, что ее цели имеют согласованную договорную основу. Внастоящее время широко признается положение, что государства, создаваямеждународные организации, наделяют их определенной правовой дееспособностью.Этим признанием государства создают новый субъект международного права. Однакоэто не означает их приравнивание к государствам. [5]
15 июня 1993 г. Было заключено Соглашение междуПравительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенногопредставительства ООН и ее органов
Международные организации пользуются привилегиями ииммунитетами.
Они несут ответственность за правонарушения и нанесенияущерба своей деятельностью. Международные организации наделяются также правомнабирать персонал на контрактной основе.
Каждая международная организация имеет финансовыесредства, которые расходуются в ее интересах.
Международные организации действуют также со всемиправами юридического лица по внутреннему праву государств.
Под функциями следует понимать внешние проявленияпроцессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этоморганизация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной заней компетенции. [8]
В понятие органов международной организации входитследующее: это составная часть международной организации, ее структурное звено;орган создается на основании учредительного или иных актов международнойорганизации; он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями; онобладает внутренней структурой и имеет определенный состав; разработан порядокпринятия им решений; в учредительном или иных актах закреплен его правовойстатус.
Исходя из характера членства можно выделить органымежправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц вличном качестве, с участием представителей различных социальных групп.
Наиболее важными являются межправительственные органы,которые состоят из представителей государств-членов.
Межпарламентские органы характерны для ЕвропейскогоСоюза. Они состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численностинаселения. Одним из органов Совета Европы является Парламентская ассамблея.
Административные органы состоят из международныхдолжностных лиц, находящихся на службе в международной организации иответственных только перед ней. [6]
Довольно существенную роль играют органы, состоящие излиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитетыэкспертов).
Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов:пленарные, состоящие из всех государств-членов и органы ограниченного состава.
Решения международных организаций принимается ееорганами. Решение можно определить как волеизъявление государств-членов вкомпетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями уставаданной организации.
Процесс формирования решения начинается с проявленияинициативы. Оно может исходить от государства, группы государств, от органовили должностных лиц.
Следующий этап создания решения – внесение проблемы вповестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООНпредварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очереднойсессии.
После внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждаетсянепосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специальносоздаваемых комиссий.
Решающим этапом принятия решения является голосование. Вподавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегацияимеет один голос.
Решения могут приниматься единогласно, простым иликвалифицированным большинством. В некоторых случаях решения могут приниматьсябез голосования, путем аккламации или без возражений.
В практике деятельности международных организаций всебольшее распространение находит процедура принятия решения на основеконсенсуса. Согласованный текст решения объявляется председателем органа безпроведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения вцелом. [7]
1.2 Классификация международныхэкономических организаций
В настоящее время насчитывается более 4 тысячмеждународных организаций, из них более 300 – межправительственные. В центре ихнаходится ООН.
По характеру членства международные организации делятсяна межгосударственные и неправительственные.
Для межгосударственной организации характерны следующиепризнаки: членство государств; наличие учредительного международного договора;постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов.
С учетом этих признаков можно констатировать, чтомеждународная межправительственная организация – это объединение государств,учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей,имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств-членов приуважении их суверенитета.
Главным признаком неправительственных международныхорганизаций является то, что они созданы не на основе межгосударственногодоговора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ КрасногоКреста и др.).
По кругу участников международные организацииподразделяются на универсальные (ООН, ее специализированные учреждения) ирегиональные (Организация африканского единства, Организация американскихгосударств).
Классификация по характеру полномочий позволяет выделитьмежгосударственные и надгосударственные организации. К первой группе относитсяподавляющее большинство международных организаций. Целью надгосударственныхорганизаций является интеграция. Например, Европейский Союз. С точки зренияпорядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любоегосударство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием ссогласия учредителей). [3]
Также существует иная классификация международныхэкономических организаций: в зависимости от направлений деятельности они делятсяна универсальные и специализированные.
К универсальным международным экономическим организациямотносятся:
Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС)
Всемирная торговая организация (ВТО)
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
другие универсальные экономические организации
К специализированным международным экономическиморганизациям относятся организации, в сферу деятельности которых входитопределенный более узкий круг экономических отношений. Примерами такихорганизаций являются:
Всемирная организация интеллектуальной собственности
Международная ассоциация воздушного транспорта
Всемирная туристическая организация
Международный союз газовиков
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Международный институт статистики
другие специализированные экономические организации
В особую группу международных экономических организацийможно выделить международные финансовые организации:
Международный валютный фонд (МВФ)
Группа Всемирного банка
Европейский банк реконструкции и развития
Азиатский банк развития
Арабский валютный фонд
Евразийский банк развития
другие международные финансовые организации
2. Характеристика международныхэкономических организаций и их функций
2.1 Универсальные международныеэкономические организации
Всемирная торговая организация – международнаяорганизация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговлии регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО являетсяпреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функциимеждународной организации.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговыхсоглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений,подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТОстроит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 годах в рамкахУругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждение проблем ипринятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективамдальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговыхпереговоров (раундов). Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийсяс 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. Страны-участницы достигли согласия отом, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговлятоварами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со всевозрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей вмировой торговле (на начало XXI века – около 20%) принято Генеральноесоглашение о торговле услугами (ГАТС), регулирующее эту область внешнейторговли. Также было принято Соглашение по торговым аспектам правинтеллектуальной собственности (ТРИПС), регулирующее торговые вопросы прав нарезультаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частьюправового фундамента ВТО.
К настоящему времени проведено 8 раундов такихпереговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе,Катар.
Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.
Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами.
На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Каждая из нихобязана предоставлять другим членам организации режим наибольшегоблагоприятствования в торговле.
Официальным высшим органом организации являетсяМинистерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в двагода. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций,практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороныпротивников глобализации. Текущие задачи организации между конференциями возложенына Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве. Вподчинении Совета состоит специальная комиссия по наблюдению за торговойполитикой стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своихобязательств в рамках ВТО.
Одним из важнейших инструментов урегулированиявозникающих между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия поурегулированию споров (DSB) – квазисудебный орган, призванный беспристрастно ибыстро разрешать разногласия между сторонами.
Основную часть торговых споров в рамках ВТО составляютспоры между крупнейшими субъектами международной торговли – Европейским союзоми США. Так, например, получил широкую огласку конфликт относительно введенныхСША в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с цельюподдержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это какзапрещенную нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию,которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО.США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.
Главные задачи ВТО – либерализация международнойторговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствованиеэкономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решаютэти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведенияторговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО,а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальнойэкономической политики государств.
Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшегоблагоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национальногорежима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговлипреимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ииных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговыхспоров путем консультаций и переговоров.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль завыполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций междузаинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторингнациональной торговой политики стран-членов; техническое содействиеразвивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;сотрудничество с международными специализированными организациями.
По данным ВТО лидером среди стран-экспортеров являетсяГермания. В 2008 г. величина экспорта Германии составила 1661,9 млрд. долл. Зане следует Китай с 1428,3 млрд. долл. Тройку лидеров замыкает США. Величина ихэкспорта в 2008 г. составила 1287,4 млрд. долл.
/>
Рисунок 1 – Крупнейшие страны-экспортеры и объем ихтоварного экспорта в 2005-2008 годах, млрд. долл. США
В развитых странах Европы, США, Канаде, Китае, Японии,Республике Корея, Сингапуре и др. основными товарами на экспорт являютсяавтомобили и самолеты, машины и оборудование, вычислительная техника и другаяэлектроника, сложная бытовая техника, одежда.
/>
Рисунок 2 – Основные страны-импортеры китайской продукциии их доля в общем объеме экспорта Китая в 2008 г., %
Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) – один изглавных органов Организации Объединенных Наций, который координируетсотрудничество в экономической, социальной областях ООН и ее специализированныхучреждений.
ЭКОСОС учрежден Уставом Организации Объединенных Наций вкачестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальнойи другой соответствующей деятельности 14 специализированных учреждений ООН,девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий. Совет такжеполучает доклады от 11 фондов и программ ООН. Экономический и Социальный Совет(ЭКОСОС) служит центральным форумом для обсуждения международных экономическихи социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики длягосударств-членов и системы Организации Объединенных Наций. Он отвечает за:
— содействие повышению уровня жизни, полной занятостинаселения и экономическому и социальному прогрессу;
— выявление способов разрешения международных проблем вэкономической и социальной областях и в области здравоохранения;
— содействие международному сотрудничеству в областикультуры и образования;
— поощрение всеобщего уважения прав человека и основныхсвобод.
Он уполномочен проводить или организовывать исследованияи составлять доклады по этим вопросам. Он также имеет полномочия оказыватьсодействие в подготовке и организации крупных международных конференций поэкономическим и социальным проблемам и связанным с ними вопросам, а такжеспособствовать осуществлению согласованных дальнейших действий по итогам такихконференций. В соответствии с его широким мандатом в распоряжении Советанаходится более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.
ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых ГенеральнойАссамблеей сроком на три года. Нет ограничений на переизбрание: выбывающий членЭКОСОС может быть переизбран немедленно. Каждый член ЭКОСОС имеет один голос.Решения принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих вголосовании членов ЭКОСОС. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2847 от 20декабря 1971 года (A/RES/2847(XXVI)) установила следующий порядок распределениямест в ЭКОСОС:
Таблица 1 – Порядок распределения мест в ЭКОСОСРегиональная группа Количество мест Азия 11 Африка 14 Восточная Европа 6 Западная Европа и другие государства 13 Латинская Америка и Карибский бассейн 10
Организация экономического сотрудничества и развития(ОЭСР) – международная экономическая организация развитых стран, признающихпринципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
Создана в 1948 под названием Организация европейскогоэкономического сотрудничества для координации проектов экономическойреконструкции Европы в рамках плана Маршалла.
Штаб-квартира в Париже.
Генеральный секретарь (с 2006) – Хосе Анхель ГурриаТревиньо (Мексика).
Руководящим органом ОЭСР является совет представителейстран-членов организации. Все решения в нем принимаются на основе консенсуса.
В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились,и сейчас в организацию входят 32 государства, в том числе большинствогосударств-членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правахотдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза).
На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60%мирового ВВП.
Предметом обсуждений, проводимых правительствамистран-членов ОЭСР, служит информация и аналитические обзоры исходящие отСекретариата ОЭСР, размещающегося в Париже. Соответствующие отделы Секретариатазанимаются сбором данных, отслеживанием тенденций, анализом и прогнозамиэкономических процессов, изучением социальных сдвигов, структуры торговыхсвязей, окружающей среды, сельского хозяйства, технологий, налогообложения, ит.д. Большинство исследовательских и аналитических материалов ОЭСР публикуютсяв открытой печати.
За долгие годы существования Организации фокус ееаналитической работы постепенно смещался от собственно государств-членов канализу развития стран – в настоящее время практически всех, входящих в мировоесообщество – исповедующих принципы рыночной экономики. К примеру, Организацияпредлагает весь накопленный ею опыт к услугам государств, занятых строительствомрыночной экономики, в особенности тех, что осуществляют переход отцентрализованной плановой экономики к капиталистической системе. ОЭСР такжевовлечена во все более конкретный диалог по вопросам экономической политики сдинамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки.
Однако профиль работы ОЭСР расширяется не только вгеографическом плане. От анализа развития конкретных областей экономической исоциальной политики в конкретных государствах-членах ОЭСР переходит к изучениюих взаимодействия, причем не только в рамках собственно Организации, но и вмировом масштабе. В область интересов Организации вошли такие проблемы, как,например, влияние проводимой социальной политики на функционирование экономики,или влияние на экономику отдельных стран процессов глобализации, которые могуткак открыть новые перспективы роста, так и спровоцировать защитную реакцию,выражающуюся в усилении протекционизма.
По мере того, как ОЭСР все более расширяет свои контактыпо всему миру, расширяется и сфера ее интересов. Целью ОЭСР в наступающей постиндустриальнойэре является тесное переплетение экономических связей стран-членов с будущейпроцветающей мировой экономикой, основанной на научных принципах.
Размер годового бюджета, в настоящее время равногопримерно 300 млн. долл., и план работы ОЭСР на год определяютсягосударствами-членами на заседаниях Совета.
Крупнейшей, и, пожалуй, наиболее известной структурнойединицей ОЭСР является ее Директорат по вопросам экономики, работающий, подруководством главного экономиста ОЭСР, над мониторингом и анализоммакроэкономических показателей, наряду со структурными, или микроэкономическимивопросами. Дважды в год, в июне и декабре, Директорат публикует «Перспективыэкономики», в которых дается оценка тенденций, проявившихся в прошлом году, атак же прогноз экономического развития на очередной двухлетний период.Директорат по статистике работает по сбору статистических данных остранах-членах ОЭСР. Данные собираются в стандартизированных формах,позволяющие проводить их сравнение в международном масштабе и публикуются как вобычном, так и электронном формате.
Торговля является двигателем экономического развития,который в эпоху глобализации заработает на полную мощность. Директорат поторговле разрабатывает многосторонние правила и международную дисциплинуторговой деятельности, которые станут необходимы для поддержания мировоготоргового порядка в связи с развитием и расширением торговли в этой новой эре.Уругвайский раунд переговоров, проведенный в рамках Генерального соглашения потарифам и торговле решил многие вопросы в этой области. Тем не менее,Директорат по торговле ОЭСР, как и ранее, будет вовлечен в анализ и подготовкуновых торговых переговоров, которые затронут совершенно новые категорииторговых правил, связанные с вопросами охраны окружающей среды, политики вобласти конкуренции, промышленной и технологической политики.
Высокий уровень безработицы, нестабильные и низкиезаработки, нищета, недостаточный уровень образования разрывают социальную тканьобщества и грозят разрушением экономики. Директорат по образованию, занятости,трудовым и социальным вопросам контролирует работу во многих взаимосвязанныхобластях социально-экономической политики, направленной на предотвращениеисключения определенных групп населения из социальной жизни общества.Директорат ведет мониторинг динамики структур занятости и заработной платы,предлагая анализ ключевых тенденций и основных направлений политики на рынкетруда. В круг интересов Директората входит также изучение эффективности здравоохраненияи программ социального обеспечения, роль женщин в составе рабочей силы ивлияние технологических факторов на положение работников. Через отдельнуюгруппу, Центр по исследованиям и новым разработкам в области образования,Директорат проводит изучение новых методик преподавания и учебы.
Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество(АТЭС) – крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходитсясвыше 57% мирового ВВП и 42% объема мировой торговли (по данным на 2007 год).
Образовано в 1989 году в Канберре по инициативепремьер-министров Австралии и Новой Зеландии.
АТЭС образован как свободный консультативный форум безкакой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократическогоаппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемныхсотрудников.
Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодныесовещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационнойдеятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеровстран АТЭС, в ходу которых принимаются декларации, подводящие общий итогдеятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности.С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.
Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационныйсовет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономическийкомитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслямэкономики.
В АТЭС входит 19 стран Азиатско-тихоокеанского региона(АТР) и две территории – Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань,поэтому официально его участники называются не странами – членами АТЭС, аэкономиками АТЭС.
В 1998 году, одновременно с приемом в АТЭС трех новыхчленов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшеерасширение состава членов Форума. Заявление на вступление в АТЭС подали Индия иМонголия.
Главные цели организации – обеспечение режима свободнойоткрытой торговли и укрепление регионального сотрудничества.
Россия заинтересована в участии в интеграционных проектахАзиатско-тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь иДальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Онимогут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемогоТихоокеанского кольца и Европой.
В ноябре 2012 года планируется проведение саммита АТЭС вРоссии. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском.
Таблица 2 – Основные внешнеторговые показатели АТЭС, трлн.долл. СШАГод Суммарный ВВП Экспорт Импорт 2006 27,4 4,2 3,5 2007 28,3 4,4 3,8 2008 16,0 2,1 1,6
В 2008 году из-за нестабильной экономической и финансовойситуации в мире объем ВВП стран АТЭС резко сократился с 28,3 трлн. долл. до16,0 трлн. долл. Объемы экспорта и импорта уменьшились более чем в два раза.
Таблица 3 – Торговые квоты АТЭС в 2006 – 2008 гг.Год Экспортная квота, % Импортная квота, % Внешнеторговое сальдо, трлн. долл. США Внешнеторговая квота, % 2006 15,3 12,8 0,7 28,1 2007 15,5 13,4 0,6 29,0 2008 13,1 10,0 0,5 23,1
В 2008 г. наблюдается тенденция к уменьшению торговыхквот. Так экспортная квота стран АТЭС снизилась на 2,4% по сравнению спредыдущим годом, а импортная квота – на 3,4%. Таким образом, из-за финансовогокризиса внешнеторговый оборот уменьшился на 5,8%.
2.2 Специализированныеорганизации
Всемирная организация интеллектуальной собственности(ВОИС) является наиболее крупной международной организацией, в число функцийкоторой входит весьма широкий спектр вопросов, связанных с охраной ииспользованием результатов интеллектуальной деятельности.
26 апреля – Международный день интеллектуальнойсобственности. Именно в этот день в 1970 году вступила в силу конвенция осоздании Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В 1974году ВОИС получила статус специализированного учреждения ОрганизацииОбъединенных Наций. Историческими предпосылками создания этой организации,уходящими корнями к концу XIX в., явились процессы слияния структур,образованных в свое время для административного руководства Парижской конвенциипо охране промышленной собственности 1883 г. и Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г.
В настоящее время ВОИС является одним из 16-тиспециализированных учреждений, входящих в систему Организации ОбъединенныхНаций (ООН). ВОИС в рамках компетенции ООН осуществляет свою деятельность всоответствии с основополагающими документами, договорами и соглашениями.
Штаб-квартира ВОИС находится в Женеве (Швейцария).Генеральным директором Организации является Фрэнсис Гарри.
ВОИС определяет интеллектуальную собственность какрезультат конкретной творческой деятельности человека. Она охватывает дваосновных раздела – промышленную собственность и авторское право. Промышленнаясобственность – это не станки и не оборудование. Это изобретения, полезныемодели, промышленные образцы, товарные знаки, коллективные знаки, знакиобслуживания. По авторскому праву защищаются литературные, музыкальные,художественные, фотографические, кинематографические и другие произведения.
Основными целями, которые преследует создание ВОИС, являютсясодействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путемсотрудничества государств и, в соответствующих случаях, во взаимодействии слюбой другой международной организацией, обеспечение административногосотрудничества Парижского союза, специальных союзов и специальных соглашений,заключенных в связи с этим союзом, Бернского союза, а также любых другихмеждународных соглашений, призванных содействовать охране интеллектуальнойсобственности, администрирование которых ВОИС приняла на себя согласновозложенным на нее функциям.
Для достижения указанных целей ВОИС через своисоответствующие органы выполняет следующие функции:
— содействует разработке мероприятий, рассчитанных наулучшение охраны интеллектуальной собственности во всем мире и на гармонизациюнациональных законодательств в этой области;
— выполняет административные функции Парижского союза,специальных союзов, образованных в связи с этим союзом, и Бернского союза;
— может согласиться принять на себя администрирование поосуществлению любого другого международного соглашения, призванногосодействовать охране интеллектуальной собственности, или участвовать в такомадминистрировании;
— способствует заключению международных соглашений,призванных содействовать охране интеллектуальной собственности;
— предлагает свое сотрудничество государствам,запрашивающим юридико-техническую помощь в области интеллектуальнойсобственности;
— собирает и распространяет информацию, относящуюся кохране интеллектуальной собственности, осуществляет и поощряет исследования вэтой области и публикует результаты таких исследований;
— обеспечивает деятельность служб, осуществляющихмеждународную охрану интеллектуальной собственности, и, в соответствующихслучаях, осуществляет регистрацию в этой области, а также публикует сведения,касающиеся данной регистрации;
— предпринимает любые другие надлежащие действия.
В настоящее время ВОИС насчитывает 184 страны-участницы.
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) –международная межправительственная организация (также называемая картель),созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Всостав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла,Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартирарасположена в Вене. Генеральный секретарь (с 2007 г.) – Абдалла Салем аль-Бадри.
Целью ОПЕК является координация деятельности и выработкаобщей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации,поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефтипотребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.
Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК дваждыв год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза егоразвития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которыенеобходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объемадобычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференцияхОПЕК.
Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасовнефти. На их долю приходится 40% от всемирной добычи или половина мировогоэкспорта нефти. Из крупнейших производителей пик нефти еще не пройден толькостранами ОПЕК (за исключением Венесуэлы) и Канадой. В СССР пик нефти былпройден в 1988 году. В России с 1998 года наблюдается постоянный рост добычи,однако есть предположения, что в 2007-2008 был достигнут пик.
Таблица 4 – Квоты ОПЕК и добыча нефти по странам в 2007году, тысячи баррелей в деньСтрана Квота Добыча Возможность добычи Алжир 894 1360 1430 Ангола 1900 1700 1700 Эквадор 520 500 500 Иран 4110 3700 3750 Ирак - 1481 - Кувейт 2247 2500 2600 Ливия 1500 1650 1700 Нигерия 2306 2250 2250 Катар 726 810 850 Саудовская Аравия 10099 8800 10500 ОАЭ 2444 2500 2600 Венесуэла 3225 2340 2450 Всего 31422 30451 32230
Термин «корзина» ОПЕК был официально введен 1 января 1987года. Цена «корзины» определяется как средний арифметический показательфизических цен следующих сортов нефти: Arab Light (Саудовская Аравия), BasraLight (Ирак), Bonny Light (Нигерия), Es Sider (Ливия), Girassol (Ангола), IranHeavy (Иран), Kuwait Export (Кувейт), Merey (Венесуэла), Murban (ОАЭ), Oriente(Эквадор), Qatar Marine (Катар), Saharan Blend (Алжир).
Историческим максимумом для «корзины» ОПЕК являетсяценовая отметка $140,73 за баррель, зарегистрированная 3 июля 2008 года.
В марте 2008 года в корзину включили Oriente (Эквадор). Вянваре 2009 года из корзины была исключена Minas (Индонезия), а вместо BCF 17(Венесуэла) в корзину включили Merey (Венесуэла). На настоящий момент (октябрь2009) корзина включает в себя 12 сортов нефти. Таким образом, в настоящее времяцена корзины ОПЕК определяется как средний арифметический показатель физическихцен 12 вышеупомянутых сортов нефти, добываемой странами картеля.
2.3 Международные финансовыеорганизации
Всемирный банк (ВБ) – это многостороннее кредитноеучреждение, состоящее из шести тесно связанных между собой организаций,входящих в систему ООН, общей целью которых является оказание финансовой помощиразвивающимся странам за счет развитых стран.
В условиях глубоко взаимосвязанной и быстро изменяющейсяглобальной экономики Всемирный банк предоставляет займы, консультации и ряддругих стандартных ресурсов более чем 100 развивающимся странам и странам спереходной экономикой. Помощь осуществляется таким образом, чтобы максимальноувеличить пользу и смягчить влияние внешних факторов для более бедных стран,так как они принимают больше участия в мировой экономике. Основное вниманиеуделяется предоставлению помощи самым малоимущим слоям населения и самым беднымстранам, но для всех своих клиентов Всемирный банк подчеркивает необходимость:
— инвестиций в население, в особенности, через базовое здравоохранениеи образование
— охраны окружающей среды
— поддержки и стимулирования развития частного сектора
— усиления возможностей правительств в эффективном ипрозрачном предоставлении качественных услуг
— поддержки реформ с целью создания стабильной макроэкономическойсреды, способствующей инвестированию и долгосрочному планированию.
Всемирный банк является самой крупной организацией,оказывающей помощь в развитии, ежегодно принимая обязательства на сумму 20млрд. долл. США в виде новых займов. Тем не менее, он не является единственнымдонором, а также играет жизненно важную роль в проведении координационнойработы с другими организациями (частными, правительственными, многосторонними инеправительственными) для наиболее эффективного использования ресурсов вподдержку текущей программы развития страны.
Цель деятельности Всемирного банка заключается в сниженииуровня бедности и улучшении уровня жизни населения путем непрерывного роста иинвестирования в население.
Всемирный банк принадлежит более чем 180 странам-членам,мнения и интересы которых представлены Советом управляющих и Советом директоров,находящимся в Вашингтоне.
Страны-члены являются акционерами, наделенными властьюпринятия окончательных решений Всемирного банка в соответствии с их долями в уставномкапитале Всемирного банка.
Таблица 5 – Квоты в уставном капитале стран-участниц в 2008году, %Страна-участница Доля США 16,39 Япония 7,86 Германия 4,49 Франция 4,30 Великобритания 4,30 Китай 2,78 Индия 2,78 Италия 2,78 Канада 2,78 Россия 2,78 Саудовская Аравия 2,78 Нидерланды 2,21 Бразилия 2,07 Бельгия 1,81 Испания 1,75 Швейцария 1,66 Австралия 1,53 Иран 1,48 Венесуэла 1,27 Мексика 1,18 Аргентина 1,12 Остальные 163 страны 29,90 Всего 100,00
Вследствие того, что министры встречаются только раз вгод, основная доля власти управляющих делегирована Совету исполнительныхдиректоров. Каждое участвующее правительство Группы Всемирного банкапредставлено в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне (Округ Колумбия)исполнительным директором. Пять крупнейших акционеров – Франция, Германия,Япония, Великобритания и Соединенные Штаты Америки, каждый из них назначаетсвоего исполнительного директора, в то время как другие страны-членыпредставлены 19 исполнительными директорами, которые выбираются группой стран(или избирательных округов).
В группу Всемирного банка входят:
1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР),созданный в 1945 г. с целью предоставления кредитов относительно богатымразвивающимся странам.
2. Международная ассоциация развития (МАР), основанная в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях беднейшим развивающимся странам.
3. Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1856 г для содействия экономическому развитию в развивающихся странах путемоказания поддержки частному сектору.
4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям(МАИГ), основанное в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций вразвивающиеся страны путем предоставления гарантий иностранным инвесторам отпотерь, вызванных коммерческими рисками.
5. Международный центр по урегулированию инвестиционныхспоров (МЦУИС), созданный в 1966 г. в целях содействия увеличению потоковмеждународных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражномуразбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностраннымиинвесторами.
На долю группы ВБ приходится не менее половины общегогодового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными организациямиразвивающимся странам. ВБ призван способствовать интеграции экономики всехстран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.
Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельностьв 1946 г., после ратификации договоров, разработанных на Бреттон-вудскойконференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам (1944г.).
МВФ входит в систему Объединенных наций в качествеспециализированного учреждения. В настоящее время членами МВФ являются около 186стран, включая все бывшие союзные республики.
Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
Каждая страна-член имеет 250 голосов + 1 голос за каждуючасть квоты, равную 100 тыс. СДР (СДР – специальные права заимствования определяютсяна основе стоимости корзины из пяти ведущих мировых валют: доллара США,немецкой марки, французского франка, фунта стерлингов и японской йены).
Целями МВФ является:
поощрение международного сотрудничества в областивалютной политики;
содействие сбалансированному росту мировой торговли длястимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, дляразвития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономическойполитики;
поддержание стабильности валют и упорядочение валютныхотношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвациивалют из соображений конкуренции;
участие в создании многосторонней системы платежей,устранение ограничений на трансфер валюты;
предоставление средств для ликвидациинесбалансированности платежных балансов стран-членов.
Основные направления деятельности МВФ включают такжерегулирование платежных балансов стран-членов и внешней задолженности.Усиливается взаимодействие с МБРР, ОЭСР, Парижским и Лондонским клубами и т.д.
В области регулирования платежных балансов и внешнейзадолженности МВФ предоставляет кредиты странам-членам при условии проведенияими определенных изменений в своей экономической политике. Перед получениемкредитов страна-заемщик согласует с Фондом программу финансово- экономическойстабилизации. Предоставление валютных средств осуществляется в зависимости отвыполнения этой программы. Наличие подобной программы и соглашения с МВФ обычнорассматривается как международное свидетельство платежеспособности страны.
В сфере долгового регулирования МВФ активновзаимодействует с Всемирным банком.
Высшим руководящим органом МВФ является СоветУправляющих, состоящий их представителей стран-членов (обычно ответственного запроведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе сзаместителем). За исключением ряда полномочий (определение условий и приемновых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и т. п.) он можетделегировать исполнение своих задач Исполнительному Совету. Управляющиевстречаются раз в год на ежегодных сессиях.
Основными источниками финансирования МВФ являются взносы(квоты) государств-членов и займы МВФ у своих членов.
Как правило, МВФ предоставляет средства своим членамравными кредитными траншами, каждый из которых соответствует 25 процентам квотыгосударства-члена.
В рамках программы расширенного финансирования членам МВФможет предоставляться среднесрочный кредит (обычно на 3 года) для устранениявнутри- и внешнеэкономических перекосов.
/>
Рисунок 3 – Непогашенные обычные кредиты в 2000-2009 гг.,млрд. СДР
Институт МВФ, созданный в 1964 г. (Вашингтон, США), организует курсы и семинары по повышению квалификации государственныхслужащих из стран-членов МВФ.
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) былсоздан в 1991. ЕБРР насчитывает 60 членов (58 государств, ЕвропейскоеЭкономическое Сообщество и Европейский Инвестиционный банк), включая 26 странЦентральной и Восточной Европы и Содружества Независимых государств (СНГ).
Уставный капитал Банка составляет 20 миллиардов евро.
Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне.
Руководство деятельность ЕБРР осуществляется СоветомУправляющих, в котором представлены все учредители Банка. Совет Управляющихделегирует полномочия к Совету Директоров, насчитывающему 23 члена, избираемомуУправляющими на 3 года. Совет Директоров отвечает за руководство основнымиоперациями Банка, включая принятие решений относительно проектов и одобрениябюджета. Президент избирается Советом Управляющих на 4-летний период.
Диапазон деятельности ЕБРР весьма широк. Он можетучаствовать в акционерном капитале, участвовать в кредитовании, выдаватьгарантии по проектам, привлекать сторонних инвесторов и т. д. До 60% инвестицийЕБРР осуществляет непосредственно в негосударственный сектор.
Основной задачей Банка является финансирование проектов,способствующих развитию экономики.
Всего за 1991—2008 банк выдал странам Восточной Европы 33млрд. евро для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9млрд. евро.
При осуществлении своих проектов ЕБРР координирует своюработу с МФК и Всемирным банком.
3. Перспективы развитиямеждународных экономических организаций и их связей с Россией
3.1 Взаимоотношения с Россией
Членами Всемирной торговой организации являются уже 148стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, чтопрактически всякое государство, претендующее на создание современной,эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремитсястать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Ихполучение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
— получение лучших в сравнении с существующими инедискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранныерынки;
— доступ к международному механизму разрешения торговыхспоров;
— создание более благоприятного климата для иностранныхинвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие снормами ВТО;
— расширение возможностей для российских инвесторов встранах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
— создание условий для повышения качества иконкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потокаиностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
— участие в выработке правил международной торговли сучетом своих национальных интересов;
— улучшение имиджа России в мире как полноправногоучастника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добитьсянаилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодногосоотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов иоткрытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономическогоразвития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России привступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
На сегодняшний момент российскими учеными и экспертамиподготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствийприсоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливались независимымиэкспертами по заказу Минэкономразвития России.
Общие выводы независимых экспертов показывают, чтосистемных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российскойэкономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельныхпредприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора натемпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным,часто не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие,как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры,инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо вбольшей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочнойперспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловноеположительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитиюторговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создаваячеткие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сферерегулирования внешней торговли.
Не менее чем вступление в ВТО, для России важны отношенияс ОПЕК.
Таблица 6 – Сравнительные данные о добыче нефти вРоссийской Федерации и ведущих странах-экспортерах нефти, тыс. баррелей в день Январь 2010 г. 2009 г. декабрь ноябрь Россия 9985 9968 9681 Страны ОПЕК — всего 29159 29084 28997
из них:
Ирак 2473 2489 2431 Саудовская Аравия 8159 8111 8129
Все страны ОПЕК находятся в глубокой зависимости отдоходов своей нефтяной промышленности. Из этого следует, что без внешнего рынкаговорить о развитии стран ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основнымисточником дохода стран, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из этогоследует, что экономика стран-участников картеля напрямую зависит от мировых ценна углеводородное сырье.
Ясно, что в общих интересах и России, и ОПЕК, поддержатьцены на нефть в заранее оговоренных пределах.
С одной стороны, цены на нефть должны покрыватьпроизводственные затраты и основные риски производителей. С другой стороны,цены не должны оказывать отрицательного влияния на развитие мировой экономикии, в частности, должны позволять осуществление инвестиций в развитие нефтянойпромышленности.
Решить эти проблемы можно только объединенными усилиямистран-членов ОПЕК и независимых производителей. Взвешенная и кропотливая работав этом направлении позволит добиться долгосрочного решения существующихпроблем.
В конце марта Всемирный банк улучшил ожидания ростароссийской экономики. Согласно данным последнего доклада международнойкредитной организации, ВВП России в 2010 году вырастет на 5−5,5%. Вянваре Всемирный банк прогнозировал 3,2% роста.
«В России ожидается уверенное восстановление экономики,при этом рост занятости, скорее всего, будет незначительным», — отмечалось вдокладе ВБ.
Основным фактором роста эксперты банка назвали ростпотребления, в частности домашних хозяйств. Дополнительным источником роста, поих мнению, может стать пополнение запасов материальных оборотных средств нароссийских предприятиях в течение первой половины 2010 года.
В то же время ВБ считает маловероятным значительноеувеличение инвестиций в основной капитал из-за избытка производственныхмощностей и жестких условий кредитования. «Темпы экономического роста в 2011году будут в значительной степени зависеть от способности банковского секторапредоставлять долгосрочные кредиты предприятиям для того, чтобы стимулировать ростинвестиций в основной капитал», — говорилось в документе.
3.2 Общемировые перспективыразвития международных экономических организаций
В начале XXI веке геополитические, да и экономическиепозиции развивающихся стран заметно укрепились. Среди них отчетливообозначились свои центры – Индия, Бразилия, Китай. Развивающиеся страны активноборются за то, чтобы их внешняя торговля и мировая торговля в целом в большеймере служили инструментами развития собственных экономик.
В полном объеме была поставлена задача борьбы с нищетой иэкономической отсталостью. Одним из инструментов решения данной проблемыпризнана внешняя торговля и ее правовая база (включая нормы ВТО).
Все это привело к формированию нового формата соотношениймировой торговли. В 2003 году США впервые импортировали из развивающихся странбольше товаров, чем из развитых. Постоянно расширяется номенклатура экспортаразвивающихся стран, в том числе и за счет наукоемкой продукции. В своюочередь, эти страны являются емкими рынками сбыта для развитых стран. Именнорост спроса со стороны развивающихся стран в значительной мере смягчилпоследствия экономического спада 2000-х годов и стал важным условием расширениямеждународной торговли.
Возросло влияние на мировой рынок торговлинепосредственно между развивающимися странами. Это направление – Юг-Юг занимаетоколо 40% экспорта развивающихся стран.
В связи с укреплением экономических позиций эти страныстали гораздо жестче отстаивать собственные интересы и в ВТО, и в других организацияхвсе чаще выступая, как это было в 70-80 годы XX века, с групповых позиций.
Участие в переговорах ВТО таких групп, как G20, G33, G90,позволило развивающимся странам добиваться все больших успехов, достигатьпоставленных ими целей или блокировать многосторонние переговоры в случае, еслиони развивались не в том направлении.
Можно констатировать, что групповая коммерческаядипломатия позволила развивающимся странам стать ключевыми участниками принятиярешений в рамках ВТО.
Ученые отмечают, что наиболее крупной по размерамэкономической коалицией будет Азиатско-тихоокеанское экономическоесотрудничество. Членами этого объединения станут три крупнейших экономическихдержавы мира – США, Китай и Япония. На долю этой коалиции будет приходиться неменее 60% мирового ВВП, а без учета США и других стран НАФТА – около 35%. Можнополагать, что в первой половине 21 в. АТЭС останется наиболее динамичноразвивающимся районом глобальной экономики.
На 20 встрече АТЭС на уровне министров, завершившейся 20ноября 2009 г., прозвучал призыв к членам организации объединиться длясовместного противодействия глобальному финансовому кризису.
На встрече представители членов организации подчеркнулироль информационных технологий в области торговли, инвестиций и экономическогоразвития, выразив готовность продолжать содействовать привлечениюинформационных технологий и снижать налоговую ставку на информационнуюпродукцию. Участники также согласились создать специальные ведомства дляповышения способности АТЭС к анализу и исследованию.
Председатель Делового консультативного совета АТЭС ХуанРаффо отметил необходимость усилить контакты между средним и малым бизнесом иповысить их собственную конкурентоспособность.
С начала года в рамках АТЭС прошли встречи на разныхуровнях в целях достижения общего процветания членов организации.
В совместном заявлении по итогам четвертой встречиминистров образования АТЭС подчеркивается, что интенсификация образования,профессиональной подготовки и освоения информационных технологий являютсяпервоначальными задачами для всех членов организации на пути достижениясовместного процветания.
Обобщая все вышесказанное, нужно отметить, чтодолгосрочные перспективы развития любой экономической организации достаточнотуманны. Экономики многих стран сильно пострадали от мирового финансовогокризиса. Одни из них не продвигаются вперед, а других кризис «отбросил» поэкономическому развитию на несколько лет назад. Также в связи с этимобостряются конфликты внутри интеграционных группировок. Так, например,развитые страны ЕС отказываются финансировать экономику стран-новичковЕвросоюза, поскольку их собственная экономика находится под ударом.
Заключение
Рассмотрев международные организации с момента их созданияи поняв принципы, на которых они создаются, необходимо отметить, чтомеждународные организации представляют собой определенную систему, котораяоснована как на договорных, так и на юридических нормах.
Все отношения, которые существуют между государствамирегулируются самими государствами через созданные ими международныеорганизации. Эти международные организации возникли на определенной ступениразвития человеческого общества.
Появление государств, а затем системы государствосуществление ими не только внутренних, но и внешних функций привело квозникновению международного права и созданию международных организаций. Средисистем международных организаций главное место занимают государства, каждое изкоторых обладает суверенитетом. Государства путем соглашений между собойсоздают нормы международного права и образуют различные межправительственныеорганизации. Именно от государств зависит стабильное функционированиемеждународной системы в целом. Поскольку государства во всех созданныхмеждународных организациях обладают реальной силой, то они сами и черезсозданные организации обеспечивают соблюдение и выполнение международныхобязательств. Через созданные международные организации регулируются: политические,экономические, научно-технические и культурные отношения. Наличие созданныхмеждународных организаций дают определённые гарантии в решении международныхконфликтов т.к. их нормы определяют нормы поведения государств в отношенияхмежду собой. Являясь самостоятельной системой, международные организации незаключают в себе нормы внутригосударственного права, но при этом могутиспытывать на себе известное влияние норм внутригосударственного права.Создание международных организаций основано, прежде всего, на основе свободногосогласования и волей суверенных государств. Выражение своего согласия насоздания тех или иных международных организаций является заключение конкретныхмеждународных договоров.
Разрешая те или иные вопросы, заговаривающиеся стороны надобровольной и равноправной основе вырабатывают возможные решения с учетомзаконных интересов всех участником. На этой же основе создаются и международныеорганизации, т. е. на принципе равноправного представительства всех участников.Характерной особенностью развития человечества является постоянное совершенствованиетехнического прогресса, хозяйственной и культурной жизни всех народов, отсюдапроисходит повышение удельное веса международных отношений. Отсюда возникаетнеобходимость решения международных проблем, но не с помощью военной силы, ачерез созданные международные организации. Повышение роли международныхорганизаций создает для государств определенные гарантии, как в решенииразличных споров, так и в предотвращении военных конфликтов. Существование исоздание международных организаций раскрывает более широкие возможностисближение всего человечества и способствует наиболее быстрому развитиюцивилизации. Необходимо отметить, что на современном уровне отношенийчеловечество все больше стало сообща решать вопросы не только ростатехнического прогресса, но и об экологии нашей Земли. Решая вопросы экологииЗемли на международном уровне, – это означает, что человечество решает вопросыбудущего существования нашей планеты.
Список использованной литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения:Учебник. – М.: Экономистъ, 2004.
2. Герчикова И.Н. Международные экономические отношения:регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. –М.: АО «Консалтбанкир», 2008.
3. Глинкин А.Н. Интеграция в Западном полушарии. – М.:ИЛА РАН, 2006.
4. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. –М.: ЮНИТИ, 2003.
5. Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина.– М., 2005 г.
6. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова.– М.: Юристъ, 2007.
7. Паньков В.А. Общеевропейское экономическоепространство: возможности и перспективы // Мировая экономика и международныеотношения, 2007, №3.
8. Раджакова З.К. Мировая Экономика: Учебник. – М.:Инфра-М, 2004.
9. Халевинская Е.Д. Международные экономическиеорганизации (учебное пособие). – М., 2005.
10. Чекурова М.В. Международные экономические отношения.– М.: МИНХ, 2005.
11. www.ec.europa.eu/eurostat
12. www.wto.org
13. www.oecd.org
14. www.gks.ru
15. www.quote.rbc.ru