Реферат по предмету "Литература"


Диалог автора и читателя в романе Умберто Эко Имя розы

Диалог автора и читателя в романе Умберто Эко Имя розы

Автор романа «Имя розы» Умберто Эко — известный итальянский ученый и публицист. Умберто Эко отдал много силы изучению вопросов художественного творчества. В своем постмодернистском романе «Имя розы» писатель не только выполнял художественные задачи, но и стремится написать произведение, которое бы сформировало активного, мыслящего читателя.

Постмодернизм стал мощным литературным направлением второй половины ХХ века, хотя его истоки просматриваются уже в модернистский период. В постмодернистской литературе изменяются не столько изобразительные средства и тематика, сколько глубинные художественные принципы. Это касается и отношения автора к своему произведению, и новому взаимодействию писателя с читателем. В период модерна читатель был объектом, на который направлялись определенные художественно-оформленные идеи писателя-драматурга. В новый период читатель становится соавтором, не объектом влияния, а равноправным субъектом, без существования которого не было бы ни писателя, ни его произведения.

«Имя розы» — постмодернистский роман, поэтому его нельзя воспринимать лишь как историко-детективное произведение. Впрочем, писатель предусматривал и такое прочтение своего произведения. Ведь особенность постмодернистской литературы в потому, что читатель может найти в произведении не один или несколько смыслов, заданных автором, а бесконечное множество значений, ассоциаций, отсыланий к другим произведениям.

Так, например, символический образ розы, данный уже в названии романа, принуждает читателя вспомнить и библейское значение розы, и розенкрейцеров, и розу как один из любимейший образов романтиков ХІХ века, и «Букет розы» Рильке… У каждого возникают собственные ассоциации, не только подсказанные текстом, но и зависимые от литературно-культурного опыта читателя. При этом он, читатель, становится будто соавтором писателя, и притом необходимым соавтором, так как без читателя произведения невозможное. Создание текста происходит не только тогда, когда он задумывается и пишется, но и когда он прочитывается.

Читатель может быть хорошо осведомленным и видеть в тексте романа множество значений или наивным.

В Записках на берегах «Имени розы» Умберто Эко писал, что каждое новое художественное произведение состоит из всех предыдущих. В эпоху постмодернизма, когда цивилизация уже накопила такой огромный исторический опыт, практически невозможно создать что-то новое. Ведь каждый писатель вместе с тем есть и читателем других произведений. Поэтому, например, в «Имени розы» образ англичанина Вильгема, который уже в начале романа демонстрирует чрезвычайное знание связей между частными явлениями мира, ассоциируется у автора и читателей с англичанином-детективом Шерлоком Холмсом. Постмодернистский роман превращается в общую игру автора и читателя, которые, будто мяч, перекидают друг другу свои значения и ассоциации.

Умберто Эко считал, что искусство является источником эстетичного удовлетворения, т.е. в определенном смысле, «развлекает». Однако одного может «развлечь» философский трактат, а другого — бульварный роман. Таким образом, существует два вида читателей: читатель массовой литературы относится к книге пассивно и потребительски, и авторы такой литературы подстраиваются под его вкусы. А читатель литературы серьезной, наоборот, является активным, старается постичь замысел автора, который нуждается в определенных усилиях и знаниях. Умберто Эко считает, что так книга сама формирует своего читателя, поэтому произведение должно быть таким, чтобы читатель каждый раз открывал в нем что-то новое.

Таким многозначным произведением со сложной структурой и есть «Имя розы». Роман напоминает коллаж из отдельных фрагментов знакомых нам произведений, но вместе с тем остается целостным, объединенным линией авторского замысла. Произведение завершено, но и открыто для безграничного количества новых значений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Очистка от пестицидов
Реферат Iii всероссийский национальный конгресс лучевых диагностов и терапевтов «Радиология-2009»
Реферат Пути соершенствования грузовых перевозок на разных видах транспорта
Реферат А. Т. Бронтвейн А. Ю. Васильев, доктор медицинских наук, профессор
Реферат Поэтичный мир образов и национальные мотивы в творчестве ВМ Васнецова
Реферат Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева "Отцы и Дети" и в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Реферат История города Волхова
Реферат Проблемы финансирования расходов на управление в Российской Федерации
Реферат «Уравнения с двумя неизвестными в целых числах»
Реферат Історія української літератури XIX століття: Євген Гребінка
Реферат Ложность и противоречия псевдохристианских культов
Реферат Реорганизация системы управления Нефтяными компаниями в условиях диверсификации рынка
Реферат взаимосвязь между экномическими фактами и государственной политикой
Реферат Основные положения консервативной модели общественного развития России
Реферат Администрация панинского муниципального района воронежской области