--PAGE_BREAK--1. Готическийроман
Представители: Гораций Уолпол, Клара Рив, Анна Летиция Барбальд, Мэри Шелли.
2. Роман напряжения и необъяснимой тревоги
Представители: Анна Радклиф
3. Романужаса
Представители: Мэтью Грегори Льюис, Чарлз Мэтьюрин
4. Восточнаяповестьужаса
Представители: Уильям Бекфорд
5. Сатиранароманужаса
Представители: Джейн Остин, Томас Лав Пикок
6. Короткаяповестьужаса
Представители: лорд Булвер-Литтон, Мэри Шелли.
Одной из следующих попыток классификации готических романов принадлежит профессору Девендре Варме в его работе «Готическое пламя».
В этой книге Девендра Варма выделяет уже три школы готического романа:
1. Историческая готическая литература
Представители: Клара Рив, София Ли, Вальтер Скотт,
2. Школа напряжения и необъяснимой тревоги
Представители: Анна Радклиф
3. Школа ужаса (или шауэр-романтик)
Представители: У. Годвин.
Многие исследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готических романов являются: замок, либо какие-либо старинные развалины (пассивный элемент, вокруг которого разворачивается действие романа); и готический злодей (активный элемент).
С позиции современной литературы именно готическая литература — важнейший источник сегодняшних детективов и ужастиков, один из первых и наиболее успешных массовых жанров.
Отдельно хочется сказать о произведениях Н. Карамзина, написанных в стиле предромантической литературы. Универсальные признаки героев романтизма и предшествующей ему литературы рубежа веков — разочарование и скепсис, порождавшие настроения безнадёжности, отчаяния, пессимизма, определяют характеры и судьбы многих героев повестей Карамзина. Различные сюжетные ситуации, демонстрирующие обоснованные разочарованием поступки и рефлексию героев, направлены на художественное постижение истоков явления.[21] Открывающий «Остров Борнгольм» рассказ повествователя о себе обусловлен событиями прошлого, воспоминания о которых составляют сюжет повести. Меланхолия, печаль, уход из мира «холодной зимы» в ограниченное пространство «тихого кабинета», трансформирующихся в развитии сюжета в ограниченное пространство острова и безбрежного моря, объясняются ужаснувшей героя тайной, скрывающей причину проклятия борнгольмским старцем любовников. Загадочность углубляется при каждой встрече с участниками преступления (гревзендским незнакомцем, узницей борнгольмского замка, стариком) и, наконец, раскрытая повествователю тайна остаётся недоступной читателю, в связи с чудовищностью злодеяния. Читателю остаётся только догадываться, что суть преступления — в противоречащей законам губительной страсти, осмысляемой и как «дар природы», и как преступление против добродетели. Трагическая ситуация Борнгольма — лишь гиперболизированное, сведённое в одну точку, сфокусированное отражение состояния и внешнего мира. Вызванные ужасом тайны и безысходностью обитателей Борнгольма печаль и близкое к скепсису разочарование повествователя, не случайно заставляют обратить его взор к небу: «Вздохи теснили мою грудь — наконец я взглянул на небо — и ветер свеял в море слезу мою».
продолжение
--PAGE_BREAK--