Реферат по предмету "Педагогика"


Использование игры в экологическом воспитании ребёнка

--PAGE_BREAK--  руководит  всей  игрой:  следит  за  развитием  сюжета,  исполнением  ролей  детьми,  ролевыми  взаимоотношениями;  насыщает  игру  ролевыми  диалогами  и  игровыми  действиями,  через   которые  и  осуществляется   дидактическая  цель.

Можно  выделить  несколько  видов  ИОС,  с  помощью  которых  успешно решаются  различные  программные  задачи  ознакомления  детей  с  природой  и  их  экологического  воспитания.

«Аналоги – это  такие  игрушки,  которые  изображают  объекты  природы:  конкретных  животных  или  растения»1.  Игрушечных  аналогов  животных  множество,  они  существуют  в  самом  различном  исполнении  (мягкие,  резиновые,  пластмассовые,  заводные  и  пр.).   Игрушечных  аналогов  растений  не  так  много – это  пластиковые  ёлочки  разного  размера,  деревья  и  кустарники  из  плоскостного  театра,  грибочки,  иногда  пенопластовые  фрукты  и  овощи,  фигурки  героев  сказки  Дж.  Родари  «Приключения  Чиполлино».

Игрушки – аналоги  замечательны  тем,  что  с  их  помощью  у  детей  начиная  с  2-3 лет  можно  формировать

________________________________________________

1Николаева  С.Н,  «Наглядные  пособия – важное  средство  ознакомления  детей  с  природой» стр. 38

  отчётливые  представления  о  специфических  особенностях  живых  существ  на  основе  ряда  существенных  признаков. « Маленьким  детям  можно  показать  главные  отличия  игрушки – предмета  от  живого  животного,  если  организовать  одновременное  их  восприятие  и  сопоставление.  С  помощью  таких  игрушек  легко  продемонстрировать:   что  можно  делать  с  предметом  и  что  можно  делать  с  живым  существом,  т.е.  показать  принципиально  разные  формы  деятельности  с  живыми  и  неживыми  объектами»1.

Рассмотрим  игровую  обучающую  ситуацию  сравнения  живых  и  игрушечных  рыбок.  Она  может  быть  использована  на  занятии  в  младшей  группе  после  цикла  наблюдений  за  аквариумными  рыбками.

Воспитатель  ставит  цель – закрепить  у  детей  представление  о  золотых  рыбках,  которые  живут  в  аквариуме  и  за  которыми  они наблюдали  достаточно  длительное  время.  Показать  отличие  игрушки  от  живых  рыб  по  следующим  признакам:  живые  рыбы  живут  в  воде,  из  которой  их  нельзя  вынимать,  сами  плавают,  едят,  за  ними  надо  ухаживать – ежедневно  кормить  специальным  кормом;  за  живыми  рыбками  надо  наблюдать – смотреть,  как  они  плавают,  как  едят;  игрушечные  рыбки – это  предметы,  с  которыми  можно  играть  (брать  в  руки,  изображать,  как  они  плавают,  понарошку  кормить,  укладывать  спать),  они  похожи  на  живых (у  них  есть  туловище,  голова,  хвост,  на  голове  рот  и  глаза).

Аналогичные ИОС  можно  использовать  в  ознакомлении  детей  с  птицами,  черепахой  и  любыми  другими  животными,  а  также  при  сопоставлении  игрушечной  и  живой  ёлки.  Это  может  быть  одно  из  наблюдений  цикла,  посвященного  хвойным  деревьям  и  проводимого  с  детьми  среднего  и  старшего  возраста  в  декабре  (перед  Новым  годом).  Воспитатель  выносит  на  улицу  пластиковую  ёлочку,  предназначенного  для

______________________________________________

1Букин А.П.  «В  дружбе с   людьми   и   природой».
кукольного  уголка,  и  проводит  сравнение.  Дети  уже  не  раз  наблюдали  за  елью  на  участке,  поэтому  сравнить  искусственное  и  живое  дерево  им  и  нетрудно,  и  интересно.

Воспитатель  обращает  внимание  на  то,  что  живое  дерево  стоит  на  одном  месте – оно  корнями  уходит  в  землю.  У  игрушечной  ёлки  есть  ствол,  ветки,  иголки,  но  нет  корней:  её  можно  носить  и  ставить  где  угодно,  с  ней  можно  играть.  Живое  дерево  растёт,  каждый  год  становиться  выше,  ветви  удлиняются.  Игрушка  остаётся  всегда  неизменной.  Живая  ель  пахнет  хвоей,  весной  у  неё  начинается  сокодвижение  в  стволе,  одни  иголки  отпадают,  а  новые  вырастают,  всё  лето  растут  и  созревают  шишки.  У  искусственной  ёлочки  ничего  не  меняется,  она  пахнет  пластмассой.  Живая  ель  очень  красива  тёмно – зелёной  упругой  хвоей,  покрытой  снегом  и  инеем,  она  величественна  и  стройна,  как  пирамида.  Искусственная  ёлочка  красива  по – другому:  её  сделали  умелые  люди,  она  очень  похожа  на  настоящую,  её  можно  наряжать,  с  ней  можно  играть.

1Новосёлова  С.Л.  «Игра  в  развитии  ребёнка»

 самым  косвенно  и  незаметно – через  игру – обучает  дошкольников. «Игрушки – аналоги  могут  быть  включены  в  любые ИОС,  в  любую  форму  экологического  воспитания  детей:  наблюдения,  занятия,  труд  в  природе.  Их  можно  взять  на  экскурсию  в  ближайшее  природное  окружение,  сочетать  с  чтением  познавательной  литературы,  просмотром  слайдов,  видеофильмов.  Во  всех  случаях  они  помогут  в  формировании  у  ребят  отчётливых  реалистических  представлений  о  природе»1.  В  отдельных  случаях  игрушку – аналог  целесообразно  демонстрировать  до  знакомства  с  животным.  Это  относится  к  некоторым  млекопитающим (кошка,  собака,  кролик  и  др.),  которые  вызывают  у  детей  яркие  и  сильные  эмоции,  желание  общаться  с  ними – обычная  игрушка  на  их  фоне  блекнет.  Соперничать  с  ними  может  только  интересно  сконструированная  заводная  игрушка,  которая  воспроизводит  элементы  поведения   (например,  собака,  которая  продвигается  вперёд,  виляет  хвостом,  лает,  поднимается  на  задние  лапы).  Анализ  такого  сопоставления,  несомненно, вызовет  интерес  у  старших  дошкольников,  поможет  им  глубже  понять  специфику  живого.

«Второй  тип  ИОС  связан  с  использованием  кукол,  изображающих  персонажей  произведений,  хорошо  знакомых  детям.  Герои  полюбившихся  сказок,  рассказов,  диафильмов,  мультфильмов  воспринимаются  детьми  эмоционально,  будоражат  воображение,  становятся  объектами  подражания.  В  экологическом  воспитании  дошкольников  с  успехом  используются  различные  персонажи  на  основе  их литературной  биографии – главных  событий,  характерных  ситуаций,  ярких  особенностей  поведения.  В  ИОС  сказочные  герои  «выходят»  за  пределы  сюжета  произведения,  действуют  в  новых, но  аналогичных  ситуациях  и  обязательно  продолжают  характерную  для  них  линию  поведения»2.

________________________________________________

1Компанцев Л.В.  «Поэтический  образ  природы  в  детском  рисунке» стр. 46

2Букин А.П.  «В  дружбе с   людьми   и   природой».

стр.73

Для  реализации  целей  экологического  воспитания  подходят  такие  литературные  произведения,  содержание  которых  так  или  иначе  связано  с  природой,  а  герои  имеют  кукольное  воплощение.  В  детском  литературном  репертуаре  таких   произведений  много – это,  прежде  всего  народные  и  авторские  сказки  «Репка»,  «Курочка  Ряба»,  «Красная  Шапочка»,  «Доктор  Айболит».  С  куклами,  изображающими  главных  героев  сказок,  можно  построить  много  различных  ИОС,  которые  помогут  решить  разные  программные  задачи  ознакомления  детей  с  природой,  выработки  у  них  необходимых  навыков.

«Каждая  отдельно  взятая  ИОС  решает  небольшую  дидактическую   задачу  с  помощью  литературного  персонажа – его  вопросов,  высказываний,  советов,  предложений   и  различных  игровых  действий.  Все  слова и  действия  куклы  должны  соответствовать  её  литературной  биографии:  в  новой  ситуации  она  должна  проявлять  себя  так  же,  как  и  в  произведении»1.  Рассмотрим  некоторых  персонажей  сказок,  которых  можно  использовать  для  построения  ИОС.

Чипполино  дети  симпатизируют,  он  нравится  им  за  смелость,  находчивость.  Его  сходство  с  луковицей  помогает  им  глубже  осознать  разницу  между  натуральным  овощем  и  его  игрушечным  изображением.  Главная  особенность  Чипполино:  он  много  знает  об  овощах  и  фруктах,  так  как  живёт  во  фруктово – огородной  стране.  Он  сообщает  новые  сведения  о  плодах,  даёт  советы  по  их  выращиванию,  уходу  за  огородными  растениями.  Игрушка  может  быть  использована  во  всех  занятиях  фруктово–овощной  тематики,  при  выращивании  лука  на  окне  и  создании  календаря  наблюдений  за  ним,  во  время  беседы  по  календарю.

Таким  образом, « литературный  герой,  привнесённый  в  педагогический  процесс,  — это  не  просто  симпатичная  игрушка,  которая  развлекает  детей,  а  персонаж  с  определённым  характером  и  формой  выражения,

_________________________________________________

1Николаева С.Н.  «Методика  экологического  воспитания  дошкольников»  стр.52

 решающий  дидактические  задачи»1.  Детям  он  интересен  тем,  что  в  совершенно  новой  ситуации  проявляет  свои  типичные  особенности,  т.е.   действует  в  своём  «амплуа»,  и  взаимодействует    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.