Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире
У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом Н.В. Гоголя явилась поэма «Мертвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года. Из них около семнадцати лет были отданы работе над «Мертвыми душами». Белинский назвал поэму Гоголя «творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим». С потрясающей глубиной Гоголь изображает серую прозаическую обстановку помещичьей России, ее нищету и отсталость. Его образы отличаются глубокой типизацией и являются правдивым обобщением общественных и психологических пороков, заслуживающих разоблачения везде, где они только обнаруживаются. Вместе с тем Гоголь сам великолепно чувствовал общечеловеческую широту созданных им типов. Так, представив Ноздрева, он писал: «Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане».
Знакомство Чичикова с Ноздревым происходит на обеде у прокурора. Уже тогда Ноздрев поразил Чичикова своим фамильярным обращением, «в несколько минут сошелся с ним на такую короткую ногу, что начал говорить «ты», хотя, впрочем, он, со своей стороны, не подал к тому никакого повода». Возобновляется знакомство случайно — в трактире. Чичиков ненадолго задержался в трактире по дороге к помещику Собакевичу. Осмотревшись в трактире, Чичиков заказал себе на обед поросенка с хреном и сметаной. Во время трапезы он вел неторопливый разговор с прислуживавшей ему женщиной. Услышав стук колес подъехавшего экипажа, Чичиков выглянул в окно и увидел двух мужчин, вылезающих из экипажа. Один из них оказался знаком Чичикову. Это был местный помещик Ноздрев. Внешность его была примечательна: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Ноздрев обладает завидным здоровьем и поражает неудержимой энергией. Еще не успев войти в комнату, он сбросил с головы на стол свой картуз, молодцевато взъерошив рукой свои черные густые волосы. Все краски лица очень ярки, но Гоголь придает облику Ноздрева что-то ярмарочное, пестровато-наглое, хвастливое: «Смотрите, какой я молодец!» Безудержная энергия как бы «подстрекает» Ноздрева затевать «истории» и быть «многосторонним человеком, то есть человеком на все руки. В ту же минуту он предлагал вам ехать, куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Увидев Чичикова в трактире, Ноздрев обрадовался ему, стал называть его братом, подробно рассказывать о своих похождениях. Оказывается, он только что с ярмарки, где успел «продуться в прах». Поражает его невероятная болтливость, сумбурность мыслей. Задавая вопрос, он не выслушивает ответ и продолжает рассказывать о себе. Заметим, что в трактире Ноздрев почти все время говорит один, не давая слова вставить оглушенным потоком небылиц собеседникам. Так, поражает воображение количество выпитых им бутылок шампанского — их семнадцать. Все в нем сосредоточено на одном — привлечь к себе внимание собеседника, заставить восхищаться всем, что он говорит и делает. Но за этой неуемной энергией и псевдодеятельностью кроется безудержное мотовство, желание пожить в свое удовольствие. Вспоминая о том, как выгодно удалось ему продать все привезенное из деревни, он в то же время не может расплатиться в трактире за рюмку водки. Некоторая доля хвастовства звучит в его словах: «Ну, брат, если бы ты знал, как я продулся! Поверишь ли, что не только убухал четырех рысаков — просто все спустил». Всю свою поразительную энергию Ноздрев тратит на скандальные истории, на хвастливую болтовню, на игру с карты и плутовство, на «страстишку нагадить ближнему». Гоголь постоянно подчеркивает бесцельность всех его действий, пустоту и ограниченность интересов.
Желая убедить собеседника в правоте своих выдуманных историй, Ноздрев горячится, спорит, бьется об заклад. Так, своему зятю Мижуеву он предлагает отдать ружье, купленное в городе, если окажется, что он не выпьет семнадцать бутылок шампанского. Чичикову Ноздрев показывает щенка, заранее предупреждая, что не отдаст его за десять тысяч, хотя этот щенок и даром не нужен Чичикову.
Ноздрев любит прежде всего себя, а потому не разбирается в окружающих его людях. Его характеристики поверхностны и предвзяты. Собакевич для него — «жидомор», потому что у него не найдешь «банчишку и добрую бутылку какого-нибудь бонбона». А вот поручик Кувшинников — премилый человек, так как по всей форме кутила. Когда же Ноздреву приходится столкнуться с нежеланием разделить его вкус, он ужасно сердится. Вот почему от фамильярного «брат Чичиков» до презрительного «фитюк» у него недалеко.
Рисуя портреты и характеры своих героев, Гоголь в каждом подчеркивает какую-то черту внешнего облика и поведения, которая раскрывает внутреннее содержание. Бесхозяйственного помещика Данилова сменяет мелочная скопидомка Коробочка, безалаберного прожигателя жизни Ноздрева прижимистый Собакевич. Завершает эту галерею помещиков Плюшкин — скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения. Но есть и нечто общее, что роднит этих разных на первый взгляд людей. Это привычка жить за счет крепостного крестьянства, отсутствие каких-либо высоких идейных побуждений, ограниченность интересов, грубый эгоизм, отсутствие общественной деятельности. Так смотрел на них и сам Гоголь. «Будьте не мертвые, а живые души», — писал он помещикам-дворянам.
Мастерство Гоголя в поэме «Мертвые души» проявилось в богатстве языка. Одно из самых прекрасных достижений искусства Гоголя — слово. Мало кто из русских писателей владел столь совершенно магией слова, искусством словесной живописи, как Гоголь. Внутренний мир героев раскрывается не только в их внешнем портрете, в их образе мышления, в их отношении к людям и к самим себе, но и в языке. Характер Ноздрева будет обрисован неполно, если не сказать об особенностях его языка. Язык героя изобилует грубостями, засорен до чрезвычайности то искаженными иностранными словами (находишься в эмпиреях, бутылка бонбона), то придуманными, нелепыми выражениями и бранными словами, вроде фитюк, свинтус, жидомор, бестия и др.
Приобщение к художественному миру Гоголя — сложный процесс. Каждое поколение не только заново прочитывает классика, но и обогащает его своим непрерывно развивающимся историческим опытом. В этом состоит тайна неувядаемой силы и красоты художественного наследия. Художественный мир Гоголя — это живой родник поэзии, вот уже на протяжении более полуторастолетия двигающий вперед духовную жизнь многих людей.