Образ Молчалина в комедии Александра Грибоедова Горе от ума
Персонажи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в полном соответствии с правилами классицизма, наделены «говорящими» фамилиями. Однако здесь совпадение бывает чисто внешним: Молчалин, конечно, бессловесный (Чацкий: «Еще ли не сломил безмолвие печати?..», «Вот он. На цыпочках и не богат словами»; Софья: «При батюшке три года служит, // Тот часто без толку сердит, // А он безмолвием его обезоружит»). Но молчание – это не столько черта его характера, сколько способ достижения целей («Ведь нынче любят бессловесных»). Молчалин легко и свободно разговаривает с Лизой, раскрывает систему своих взглядов перед Чацким. Следовательно, характер героя не исчерпывается «говорящей» фамилией полностью.
Говорит Молчалин совсем немного, но и тех немногих слов, которые он произносит в диалогах с другими героями, достаточно для того, чтобы раскрыть его характер. В диалоге с Фамусовым Молчалин предстает тихим, услужливым молодым человеком. Он осознает свою зависимость от Фамусова, поэтому ведет себя очень скромно. Его реплики в этом диалоге поражают вкрадчивостью: «Я слышал голос ваш», «Сейчас с прогулки», «С бумагами-с». Причем стоит обратить внимание на характерную частицу «с», которая появляется в речи Молчалина только тогда, когда он обращается к вышестоящими. В диалогах же с Лизой он гораздо многословнее. Здесь проявляются его чувства и эмоции («Веселое созданье ты! живое!», «Какое личико твое! Как я тебя люблю!»). Он действительно откровенен, здесь нет его показной скромности и угодливости.
Если диалоги с Лизой выявляют чувства Молчалина, то диалог с Чацким раскрывает его общественную позицию. Из их разговора мы узнаем, что Молчалин принадлежит к «веку минувшему»: он разделяет общественное мнение, не смеет иметь своего:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь,
он разносит сплетни:
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв…,
он карьерист, хочет, как и все представители фамусовского общества, сделать карьеру нечестным путем:
…Так, частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Каждый поступок Молчалина разоблачает в нем «низкопоклонника и дельца». Что бы он ни делал, он преследует одну цель: как можно лучше устроиться в жизни. Он всеми силами старается добиться расположения Фамусова, завоевать уважение Чацкого, услужить Хлестовой. Он всем хочет угодить, каждому сделать приятное, но все это только из корыстных побуждений.
При сравнении с Чацким, искренним в своих поступках и словах, Молчалин предстает притворщиком и лгуном. Он лжет всем (кроме Лизы): Фамусову, не знающему о романе с его дочерью, Софье, которую он совсем не любит, а лишь «по должности» разыгрывает роль любовника.
Молчалин и Софья совершенно разные люди, тем удивительнее то, что их «бог свел». Живой ум Софьи никак не сравнить с практическим умом Молчалина, а смелость и решительность ее поступков резко контрастирует с его лакейской покорностью и угодливостью.
В то же время Софья не замечает его недостатков. Она восторгается его душевными качествами, не замечая, что сама разоблачает в нем недалекого человека:
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит.
Конечно нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит.
Он наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких
Чужих и вкривь и вкось не рубит.
Чацкий же, напротив, с первой же встречи разгадал Молчалина и по прошествии времени все же не изменил своего мнения:
Ума в нем только мало…
Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Чацкий отказывает Молчалину в уме, да и вообще считает, что тот не заслуживает никакого внимания. Именно поэтому он так не хочет верить тому, что Софья полюбила этого человека. При этом Чацкий замечает умение Молчалина приспосабливаться, оказываться в нужное время в нужном месте:
Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет,
В нем Загорецкий не умрет!
Муж-мальчик, муж-слуга.
Фамусов, хотя и понимает, что Молчалин близок его обществу, видит сходство их взглядов, все же держит его в доме лишь «затем, что деловой». И эту «деловитость» с величайшим усердием он проявляет только для продвижения по служебной лестнице, он использует Фамусова.
Безусловно, оценка Грибоедовым этого персонажа категорически отрицательна. Автор ярко изображает явление «молчалинщины», а также объясняет сущность и причины этого явления. Очевидно, что по возрасту Молчалин принадлежит к поколению Чацкого. Но сознание в нем осталось от «века минувшего», и он стремится достичь цели наиболее простым способом; поскольку чацких пока единицы, то их способ существования, их желание утвердить себя не представляется легким, а значит, неприемлем для Молчалина.