Содержание
Введение.
Глава I. Теоретические основы рекламно-информационнойдеятельности библиотек.
1.1. Библиотечнаяреклама: определение, сущность, функции
1.2. Рекламнаядеятельность общедоступных библиотек: цели, задачи
1.3. Классификациясредств и форм рекламы
Глава II. Технология рекламно-информационной деятельности
2.1. Рекламная деятельность как средство формированияобщественного имиджа библиотеки.
2.2. Технология внешней и внутренней рекламы библиотеки.
2.3. Технология стендовой и постерной рекламы библиотеки.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Современное состояниебиблиотечного дела характеризуется тем, что для успешного выполнения задач, стоящихперед библиотеками, уже недостаточно широко использовать традиционные формы,методы и ресурсы библиотечного обслуживания. Значительные преобразованияполитических, экономических и социальных устоев общества оказали существенноевлияние на условия деятельности отечественных библиотек.
Изменившаясяэкономическая политика государства характеризуется принципиально новымиподходами к формированию и распределению бюджетных средств, становлением новогомеханизма финансирования бюджетных организаций, в том числе и библиотек.Согласно ему, жители населенного пункта выступают в двоякой роли — налогоплательщиков и потребителей библиотечных услуг. Именно от предпочтенияобщественности зависит доля финансирования библиотек в местном бюджете, и, вконечном итоге, их существование.
С другой стороны,библиотеки вынуждены работать в условиях возрастающей конкуренции скоммерческими организациями, постепенно вытесняющими их с рынка информационныхуслуг.
Вместе с тем, требованиясовременных пользователей, их отношение к библиотеке обусловлены не толькоинформационными услугами, которые она предоставляет, но и ее вкладом в жизньрегиона. И здесь особо значима роль общедоступных библиотек. Именно они,несмотря на серьезные финансовые трудности последних лет, ориентированы наобслуживание самых широких слоев населения и остаются для многих гражданединственно доступным информационным и досуговым центром. В связи с этимвозрастает важность общедоступных библиотек как социального института,способного стать центром региональной научной, культурной, деловой и прочейинформации и оказывать влияние на формирование культурной и интеллектуальнойсреды региона.
Переосмысление роли,значения, форм и методов деятельности библиотек в новых условиях требует болееактивного использования всех библиотечных ресурсов. Необходимы максимальнаяотдача сотрудников своей работе, взгляд на пользователей с гуманистическихпозиций, учет личностных мироощущений, запросов, нужд и т.д. Стремлениеиндивидуализировать библиотечную среду, поднять авторитет общедоступнойбиблиотеки в глазах общества и повысить ее популярность диктует необходимостьрасширения контактов с населением. Важное значение приобретает работа поформированию общественного мнения, участие в жизни региона, преодолениезамкнутости и оторванности библиотеки от общества.
Все перечисленные причинывызвали к жизни активное освоение общедоступными библиотеками рекламнойдеятельности. До недавнего времени применявшаяся в косвенных формах инезначительных объемах реклама в последние годы стремительно вошла в жизньбольшинства библиотек. Необходимость ее использования неоднократно отмечалась вспециальной печати Л.Н.Герасимовой, МЯ.Дворкиной, О.Н.Кокойкиной, С.Г.Матлиной,Е.М.Ястребовой и другими библиотековедами.
Задачи курсовойработы:
— изучение особенностейрекламной деятельности общедоступных библиотек в новых исторических условиях;
— выявить основные формыи особенности развития библиотечной рекламы;
— исследование технологийрекламно-информационной деятельности.
Объектом курсовой работы является рекламнаядеятельность отечественных общедоступных библиотек.
Предмет исследования составляет изучение теоретических,методических и организационных аспектов рекламной деятельности общедоступныхбиблиотек.
Структура курсовой работысостоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I.Теоретические основы рекламно-информационной деятельности библиотек
1.1Библиотечная реклама: определение, сущность, функции
Сегодня библиотечноеокружение, среда, в которой существуют библиотеки, претерпевает значительныеизменения. Документы, фонды и каталоги библиотек становятся электронными.Библиотечные пользователи выступают в качестве потребителей – со своимиожиданиями, разнообразными потребностями и свободой выбора. И мы, библиотекари,должны помочь им не только получить нужную им информацию, но и обучить ихработать с современными электронными базами данных. Эти и другие измененияпобуждают предпринимать усилия по информированию реальных и потенциальныхпользователей и общественности о новой миссии, новом облике и информационныхуслугах обслуживающих их библиотек.
Для этих целей вбиблиотеках создаются информационные службы и отделы рекламы и связи собщественностью, в задачи которых входит организация маркетинговых коммуникацийили продвижения библиотечных услуг. [Безносова, Эл.ресурс]
Подпродвижением понимаются различные формы информации, убеждения пользователей илинапоминания об услугах и продукции библиотеки.
Основные задачи продвижения библиотечных услуг – этоформирование престижного образа библиотеки, информирование пользователей оновых услугах, о времени, месте и условиях их предоставления.
Важнейшей формойпродвижения библиотечных услуг является библиотечная реклама какинформацияо библиотеке, ее услугах и продукции с целью оповещения о ней реальных ипотенциальных пользователей и стимулирования спроса на эти услуги и продукты.
Цельюбиблиотечной рекламы является повышениепопулярности библиотеки испрос на ее ресурсы и услуги.
Особенностьбиблиотечной рекламызаключается в том, что это, прежде всего, информация о фондах библиотеки, о еевозможностях удовлетворять информационные потребности различных групппользователей и требования для ее организации очень велики. Ведь библиотечнаяреклама одновременно обладает свойствами, присущими рекламе в целом, иреализует специфические задачи библиотечной политики. Соединение этих двухначал образует новое качество обслуживания.
Функции библиотечнойрекламы и еенаправления в сложной системе управления библиотекой рассчитаны на привлечениевнимания к услугам библиотеки и ее интеллектуальной продукции, заинтересоватьпользователей и убедить их воспользоваться рекламируемой услугой, стимулироватьиспользование библиотечных услуг. [Справочник библиотекаря, 2004; С.297-298]
Основной причинойвозникновения рекламы явилось общественное разделение труда и появление товарови услуг.
С изобретением печатногостанка, в Западной Европе возникает книгопечатание и формируется рынок печатнойпродукции. В результате сразу появляется необходимость в информации о печатникеи издателе, книгах.
Возникновение рекламногодела на Руси относится к X-XI столетиям. К середине XVI века к устной рекламе вРоссии добавилась рисованная реклама, роль которой выполняли лубки «потешныекартинки».
Во времена правленияПетра I основным носителем информации было устное слово. Существеннымновшеством стало создание общероссийской газеты, которая по указу Петра I,изданному 16 декабря 1702 года, должна была не только информировать обофициальных правительственных решениях и событиях в государстве, но и даватьразнообразную рекламную информацию. Газета явилась важным средствомраспространения рекламы через печатный орган.
К началу XIX столетияреклама становится явлением настолько заметным, что о нем не преминулиупомянуть в своих произведениях такие литераторы, как Н.В. Гоголь, и Н.А.Некрасов.
В дальнейшем в рекламеработали такие именитые писатели, художники, фотографы и композиторы, какВ.В.Маяковский, Э.А. Лисицкий, М.А. Родченко, С.С. Прокофьев.
Таким образом, рекламаразвивалась, утверждалась как неотъемлемая часть культуры. В процессенепрерывной дифференциации выделилась библиотечная реклама.
В профессиональной литературеконца 20-х годов довольно широко использовался термин «реклама» применительно кбиблиотечному делу. Так, в пособии Л.Б. Хавкиной есть раздел «Реклама», вкотором рассмотрены ее средства, методы (печатные, рукописные оповещения,объявления, световая реклама в общественных местах, по радио и в кино).
Л.Б. Хавкина давала такоеопределение рекламе: для привлечения читателей «библиотека прибегает к рекламев лучшем смысле этого слова, так как никаких корыстных целей она не преследуети никого не пытается вводить в заблуждение». Такое разъяснение потребовалосьпотому, что в конце 20-х годов возникло настороженное отношение кбиблиотековедам «старой школы», якобы не критически воспринимавшим зарубежныйопыт и проводившим идеи буржуазного библиотековедения.
Н.К. Крупская в 1931 годуписала, что «каждая библиотека, как бы мала она ни была, должна уметьрекламировать себя». Правда, в трудах Надежды Константиновны данное замечаниезатерялось среди терминов «пропаганда библиотеки», «агитация за библиотечноедело».
И как следствие впоследующие годы в публикациях утвердились понятия «пропаганда библиотеки», и«наглядная агитация», заменившие термины «реклама» и «оформление библиотеки».
Начиная с середины 80-хгодов в библиотечной печати вновь стали появляться статьи о рекламе.
В последние годы особенноактивно развивалась теория и практика библиотечной рекламы и деятельности PablicRelations. В качестве ведущих авторов можно назвать С.Г. Матлину, В.К. Клюева,О.О. Борисову, Б.Ашервуда. [Безносова, Эл.ресурс]
Сегодня, когда нашеобщество отказалось от многих принятых ранее понятий и представлений, новыйсмысл получила и реклама. Она стала необходимым атрибутом в деятельностикаждого культурного учреждения, отсюда проявился интерес специалистов к рекламекак средству раскрыть перед читателями возможности библиотек, привлечь всебольше пользователей.
1.2Рекламная деятельность общедоступных библиотек: цели, задачи
Один из основоположниковзарубежной рекламы – Г.Рафф, формируя ее цели и назначенение, писал: «Самоегениальное новаторское изобретение может умереть как идея, время которой еще непришло, только потому, что никому не пришло в голову это изобретениепрорекламировать»
Это применительно и крекламно—информационной деятельности библиотек по продвижению новых изданий,поступающих в их фонды. Новизна и обновляемость продукции — главный критерийобращения пользователей к информационно-библиографическим ресурсам библиотеки. Людейпривлекает все новое, ожидание появления новых дополнительных факторов, новоеизложение старых, при наличии выбора они просто предпочитают более свежееиздание. Потребность в обновлении — это экспериментально подтвержденный актповедения пользователя.
Многим людям импонируетто, что они могут быть лидерами чтения, иметь оперативную информацию о новинкахфонда, новых библиотечных услугах.[Головко, 2004; С.76]
Главная цель любойрекламной деятельности – информирование потенциального покупателя(пользователя) о продукции /услуге и побуждение к их приобретению.
Рекламная деятельность включает следующие этапы:
· постановка задачрекламной деятельности;
· определениебюджета на рекламу;
· созданиерекламного сообщения;
· выбор средствраспространения.
Возможно, задачирекламной деятельности библиотек различных категорий будут в чем-то отличаться, но основнымиостаются следующие:
· формирование унаселения определенного уровня знаний о библиотеке, ее ресурсах, услугах иинтеллектуальной продукции;
· определение видарекламного влияния на пользователей (сообщить о существовании услуги илистимулировать ее использование);
· определениеглавного потребителя рекламируемой услуги или продукции библиотеки;
· выделение сегментоврынка, которых необходимо охватить рекламой;
· изучениепотребительского поведения, ответной реакции на рекламу, осведомленностипользавателей о предлагаемых услугах.
Бюджет на рекламувключает использование бюджетных средств на рекламу бесплатных услуг и доходовот платных услуг, расходы на рекламу которых включаются в их цену и составляют,в среднем, 10% от реализации услуг.
В основе рекламнойдеятельности лежит создание рекламного сообщения – емкой, яркой и образнойинформации, побуждающей использовать библиотечные ресурсы и услуги. Созданиерекламного сообщения один из наиболее сложных этапов реализации маркетинговойстратегии.
Процесс созданиярекламного сообщения включаетформулировку его идеи, содержания и формы.
Известный специалист вобласти рекламного бизнеса Д. Огилви, придавая большое значение тексту рекламы,подчеркивает, что каждый должен почувствовать, что данное рекламное посланиеобращено именно к нему. Составляя рекламные тексты, следует избегать непонятныхслов, длинных выражений, указывать стоимость продукции или услуги. Большинствобиблиотечных услуг бесплатны и этот факт необходимо выделить в рекламномтексте.
Рекламное сообщениедолжно раскрыватьконкретные характеристики (качества) рекламируемого объекта (библиотек, еефондов, продукции, услуг) иотвечать определенным требованиям:
· информация,предоставляемая пользователям, должна быть новой;
· убеждать вполезности для пользователя рекламируемой услуги, давать ее характеристику;
· показыватьпреимущества и особенности рекламируемой услуги, отличающие ее от других услуг;
· раскрыватьусловия и правила пользования услугой;
· учитыватьособенности аудитории, к которой обращена реклама, уровень ее знаний обиблиотеке и ее возможностях.
Важно соединить в единое целоелогические и эмоциональные компоненты. То есть, передавая сведения об услугах ивозможностях библиотеки, стараться апеллировать к чувствам читателей текста:возбудить любопытство, вызвать удивление, улыбку. Например, рекламируя своиресурсы, мы напоминаем, что готовы предоставить полную (обширную) иодновременно полезную (необходимую) информацию.
Формулирование идеирекламного сообщения означает выбор подхода, который будет наиболее близокцелевой аудитории и воспринят потенциальными пользователями. Реклама одной итой же услуги может быть представлена и в серьезной и в юмористической форме, врациональном или эмоциональном подходе в зависимости от адресатов рекламы.
Содержание рекламного сообщения — должно дать ответы навопросы, что предлагается пользователю, какие преимущества онможет извлечь от предлагаемой услуги, где, когда и как он может этууслугу получить. От содержания рекламы зависит и выбор формы рекламногосообщения, внедрения определенного вида рекламы или совокупности рекламныхформ.[Справочник библиотекаря, 2004; С.298]
Организация рекламнойдеятельности библиотеки начинается с планирования рекламных мероприятий. Онопомогает библиотекам наиболее рационально и эффективно управлять всемипроцессами рекламной деятельности. Поэтому библиотека должна планировать рекламнуюдеятельность по трем направлениям. Стратегическое планирование рекламнойдеятельности (процесс создания и поддержания рекламной деятельности всоответствии с маркетинговыми целями библиотеки, ее возможностями на длительныйпериод от 3 лет). Текущее планирование рекламной деятельности библиотеки — этопланирование рекламной деятельности на год: конкретизация целей и задачрекламы, сроки ее выполнения, бюджет. Наконец, целевое планированиепредполагает разработку реальных планов достижения целей конкретной рекламнойакции, рекламной кампании, систематический контроль работы и результатов даннойрекламной акции, кампании и т.п.
Рассмотрим организациюрекламной деятельности библиотеки на примере проведения рекламной кампании,т.е. комплекса рекламных мероприятий, направленных на определенный сегментпользователей, с целью вызвать их реакцию, способствующую решению задачбиблиотеки. Первое и, на наш взгляд, главное в планировании рекламной кампаниибиблиотеки — это постановка главной цели рекламы и определение ее задач. Оттого, насколько четко и ясно определена цель рекламы, зависит дальнейшийпроцесс ее создания и действия. Например, если необходимо увеличить числопользователей какой-либо услуги библиотеки, то одним из рекламных мероприятийбудет увеличение числа рекламных публикаций. Определение целей рекламнойдеятельности зависит от ряда факторов: маркетинговых целей библиотеки, объектарекламирования и т.д.
Позиционирование товара исегментирование рынка — следующие этапы в планировании рекламной кампаниибиблиотеки. Библиотеке необходимо определить объект рекламирования. Это можетбыть: библиотечное обслуживание в целом, система обслуживания централизованнойбиблиотечной системы; конкретная библиотека, ее услуги, ресурсы и способы ихполучения; отдельные структурные подразделения библиотеки, способы ориентации вних, их услуги; отдельные услуги, продукция и товары библиотеки, и возможностиих использования; персонал библиотеки, профессия в целом. Так, если библиотекасобирается рекламировать какую-либо услугу, то необходимо проанализировать ее:изучить текущий спрос на рекламируемую услугу среди различных групппользователей; выделить функциональные свойства услуги, преимущества переддругими подобными услугами, определить эффект который получит пользователь,приобретая данную услугу.
При планированиирекламной кампании должен быть четко определен тот контингент пользователей,который объективно нуждается в рекламируемых услугах, продукции и которыйбиблиотека собирается завоевать. В основу сегментирования могут быть положеныгеографические, социодемографические, психографические и другие признаки,влияющие на поведение пользователей. Важным моментом является проведениеисследования рынка конкурентов, предлагающих такую же услугу. Для этогобиблиотека выявляет основных конкурентов (библиотеки, информационные центры,клубы и т.д.), анализирует их рекламные действия, рекламные материалы, есливозможно затраты по каждому средству распространения рекламы и делает выводы осложившейся ситуации на рынке. Это позволяет избежать ошибок и просчетов припроведении рекламной кампании, а также повторения методов рекламированияконкурентов.
Эффективность рекламнойкампании зависит и от того, насколько ясно и четко рекламная информацияотражает свойства услуги или продукции библиотеки. Реклама должна продаватьпользователю не продукцию или услугу библиотеки, а пользу, выгоду, которые онполучит, приобретая эту продукцию или воспользовавшись услугой. Рекламныеисследования давно подтверждают, что потребитель покупает не товар, а эффект отобладания им. Например, мы покупаем не крем для лица, а молодость и красотукожи. Таким образом, в упрощенном виде рекламное сообщение можно свести кформуле: «Если вы купите то-то и то-то, то получите такую-топользу...»[Борисова, 2001; С.56-64].
Следующий важный этаппланирования рекламной кампании библиотеки — выбор средств распространениярекламы. От выбора средств распространения рекламы зависит разработкарекламного обращения. На выбор средств распространения рекламы влияют факторы:цель рекламной кампании, основная тема рекламы, стоимость средства рекламы идр. Отметим, что этап выбора рекламного средства довольно трудоемкий и состоитиз ряда последовательных мероприятий. Менеджеру рекламы необходимо провестиподробный анализ средств распространения рекламы по ряду параметров, для тогочтобы выявить наиболее возможные средства, через которые эффективнее достичьнеобходимого сегмента. Это важно и потому, что на размещение рекламы в СМИрасходуется большая часть средств, выделенных на проведение рекламной кампании,т.к. стоимость подобного размещения очень высока. Поэтому для библиотекарейважно, чтобы финансовые ресурсы, потраченные на средства распространениярекламы, давали максимальную отдачу. Далее, располагая всеми показателями относительносредств распространения рекламы, библиотека выбирает рекламный носитель покаждому средству и принимает решение о графике использования рекламных средств.
Важная и наиболее труднаячасть планирования рекламной кампании -выделение бюджета на рекламную кампанию.Формирование бюджета рекламной деятельности библиотеки вообще, и рекламнойкампании в частности, зависит от следующих факторов: объекта рекламирования,этапов жизненного цикла объекта рекламирования, финансовых ресурсов, целейрекламирования, степени известности библиотеки на рынке, стоимости размещениярекламы в СМИ и других средств распространения рекламы и др. Все эти факторывзаимосвязаны, взаимозависимы. При разработке бюджета их необходиморассматривать в совокупности. Рекламный бюджет библиотеки предполагает:а) определение общего количества средств, выделяемых на рекламнуюдеятельность, б) распределение средств, выделяемых на рекламную кампанию.В свою очередь средства, выделяемые на рекламную кампанию, распределяются напокупку средств распространения рекламы, проведение исследований ипредварительную оценку результатов рекламной кампании, создание рекламногообращения, техническое изготовление рекламы, обращение к услугам рекламногоагентства и т.д. Таким образом, составляется полная смета расходов. Библиотекапри формировании бюджета должна четко определить цели и задачи рекламирования,оценить финансовые затраты, необходимые для их решения. Также необходимоучитывать расходы и прибыль от прошлой рекламной кампании. Наконец, библиотекампридется все-таки учитывать бюджет, который она может истратить на рекламнуюдеятельность.
Следующим этапомрекламной кампании является ее непосредственная организация или проведение.Отметим, что создание рекламы, проведение рекламной кампании — сложный процесс,в который вовлечены сразу несколько субъектов и объектов управления:библиотека, рекламное агентство, средства распространения рекламы,пользователи. Соответственно на всех этапах такого процесса наряду сорганизационными действиями и операциями будут иметь место и элементыкоординации и корректирования взаимодействия всех его участников. Такимобразом, при организации рекламной деятельности библиотека должна четконалаживать взаимодействие между всеми участниками рекламного процесса.
Итак, организациярекламной кампании включает в себя создание рекламной продукции (творческая ипроизводственная часть) и доведение созданных рекламных материалов допользователей, а также контроль за прохождением рекламной кампании и внесениенеобходимых изменений. Обозначим наиболее важные моменты этого этапа рекламнойкампании. Подготовка рекламного обращения, послания библиотеки требуеттворческого подхода. Сегодня специалисты в области рекламы привносят научныйподход в творческий процесс разработки рекламных обращений. В число наиболеераспространенных научных креативных технологий, получивших распространение впрактике отечественной рекламы входят: ТРИЗ (теория решения изобретательскихзадач), НЛП (нейролингвистическое программирование) и др. Поэтому использованиеновых технологий в практике рекламирования библиотеки будет способствовать ещеболее эффективному достижению целей библиотеки. Что касается техническогоисполнения рекламы, то на этом этапе организации рекламной кампании библиотекисоставляют эскизы, макеты печатной рекламы, звуковые или видеоролики и т.д.Например, для эффективного размещения рекламы в прессе, лучше иметь заранееприготовленный единый комплект макетов рекламных обращений (модулей) различныхнаиболее употребительных размеров. В этом случае, перед очередной публикациейбиблиотеке достаточно лишь уточнить текст, а все остальное уже сделано напрофессиональном уровне. Таким образом, единство стилей в публикации ведет к ихвысокой узнаваемости, к снижению денежных расходов, человеческих ресурсов ивремени.
Не менее важен в рекламе,как и в любой другой деятельности, контроль. Контроль целесообразнорассматривать во взаимосвязи с действиями оценки эффективности рекламнойкампании библиотеки. Эффективность – это тот фактор, ради чего и существует реклама.Она выражается в отношении результата, полученного от рекламы, к затраченнымсредствам, а также в достижении поставленных маркетинговых и рекламных целейбиблиотеки. Оценку рекламной деятельности библиотеки следует давать на основекоммуникативной и экономической функций рекламы. В первом случае, измерениеэффективности рекламы можно осуществить, оценив степень того влияния, котороеоказала реклама на потребителя, рассмотрев качественную и количественнуюстороны этого влияния. В основе второго подхода реклама рассматривается какинструмент маркетинговой деятельности. Главная цель рекламной кампании в этомслучае продать товар, услугу. Естественно, эффективность будет измерятьсяколичеством осуществленных после рекламы продаж, т.е. будет оцениваться ееэкономический эффект. Библиотека должна оценивать эффективность рекламнойкампании, используя эти два подхода. Поскольку реклама является одновременноинструментом коммуникации и частью маркетинговой деятельности, способствуетполучению прибыли от продаж услуг, товаров. Для определения коммуникативнойэффективности используются следующие методы: тесты на узнавание и запоминаниерекламы; опрос мнений и установление отношений к рекламному мероприятию; замерыколичества пользователей, появившихся в результате воздействия рекламы и т.д.Библиотеки также могут определять и экономический эффект рекламы. Например,сравнение объема платных услуг до и после проведения рекламной кампании.Библиотекам необходимо проводить исследования эффективности рекламы перед началомрекламной кампании, во время ее проведения, а также после ее завершения.
Эффективность нужнорассматривать и с точки зрения реализации целевых программ библиотеки. Анализпоявившихся в ходе кампании публикаций, содержащих информацию об отношениипотребителей к библиотеке, к товару, услуге дает сведения о результативностирекламной кампании. Библиотекарям необходимо знать, как именно пользователивоспринимают услуги, ресурсы, библиотеку в целом и почему отдают предпочтениеименно ей. Необходимо иметь полное представление о мотивах пользователей, чтобызнать какая реклама обеспечит приток новых читателей. Для этого необходимопроведение исследований. Так, рекламные исследования позволяют избежатьнапрасного расходования средств на неэффективные рекламные кампании иотслеживать эффективность уже запущенной рекламной кампании как входе еепроведения, так и после ее. [Борисова, 2001; С.56-64].
Таким образом,организация рекламной деятельности в библиотеке оказывает влияние наэффективность библиотечной рекламы как важного средства формированияобщественного имиджа библиотеки.
1.3Классификация средств и форм рекламы
В рекламной практикебиблиотек используются разнообразные средства наглядной, устной, печатной икомплексной рекламы, когда применяется набор ее различных средств. Их выборопределяется как с учетом целевой аудитории, на которую рассчитана реклама, таки финансовых возможностей библиотеки.
По отношению к целевойаудитории библиотечная реклама подразделяется на внутрибиблиотечную,предназначенную для читателей, и внешнюю, ориентированную на потенциальныхпользователей. Внутри этого основного деления можно выделить рекламу:
· Массовую,рассчитанную на широкие круги пользователей, на массовое использование ресурсови услуг библиотеки;
· Групповую, ориентированнуюна определенный сегмент потребительского рынка;
· Персональную,индивидуальную.
По содержанию рекламныхсообщений библиотечную рекламу можно подразделить на:
· Адресную, целькоторой информировать население о библиотеке и ее месте расположения. Основнойформой такой рекламы является вывеска, сообщающая, что в здании находитсябиблиотека.
· Престижную,которая направлена на создание у пользователей представления о библиотеке как онадежном, высококвалифицированном партнере. Престижная реклама является важнойсоставной частью еще одного направления продвижения услуг – паблисити, то естьдеятельности по популяризации библиотеки, создания известности о ней и еедеятельности, корректировки негативных и ошибочных представлений о библиотеке,о ее возможностях и ресурсах.[Справочник библиотекаря, 2004; С.300]
Рекламная деятельность библиотекосуществляется по следующим направлениям: почтовая реклама; реклама в средствахмассовой информации; реклама на радио и телевидении; видеореклама; выставки;печатная реклама; наружная реклама; фирменный стиль библиотеки; международнаяреклама; компьютерная реклама.
Среди средств рекламы,наиболее активно используемых библиотеками, можно назвать наружную рекламу:вывески на здании библиотеки и указатели, размещаемые в вестибюле ближайшихторговых центров, на перекрестке или в других оживленных местах. К средствампечатной рекламы можно отнести широко используемые и хорошо себязарекомендовавшие в библиотеках буклеты, закладки, флайерсы, листовки, афиши,плакаты. Научные и публичные библиотеки размещают печатную рекламу в помещениибиблиотек, вестибюлях учебных заведений, дворцов культуры и т.д.
Средства почтовой рекламыприменяют в определенных ситуациях. Они представляют собой рассылку рекламныхсообщений на адреса определенной группы потребителей или возможных деловыхпартнеров. Деловые письма рассылают в зависимости от целевого назначения вразные учреждения и организации: местные газеты, радио, ТВ, деятелям культуры инауки. Выполняя сугубо функциональные задачи, они, тем не менее, играют роль«скрытой» рекламы, поскольку содержат конкретные сведения о библиотеке.
Реклама в прессе включает в себя рекламные объявления, статьи, репортажи,обзоры, несущие прямую, а иногда и косвенную рекламу. Для публикацийиспользуются газеты и журналы, различные справочники.
Радио- и телерекламаявляется самой массовой по охвату потребителей. Библиотека готовит радиообъявления,радиоролики, различные радиожурналы и рекламные радиорепортажи в различных программах,в которых освещаются прошедшие или намечающиеся мероприятия в библиотеке, презентацииновых книг.
Печатная реклама(листовки, афиши, буклеты, проспекты, каталоги, справочники-путеводители,библиографические пособия) позволяют библиотеке изобретательно раскрытьинформационные и другие возможности, подчеркнув свою уникальность. Большоезначение играют плакаты и афиши, рекламирующие книгу, библиотеку и ее услуги,формы деятельности, оказывающие помощь в освоении информационных знаний.Буклеты, проспекты – распространенные средства печатной рекламы, используемыебиблиотекой.
Компьютерная реклама библиотеки – принципиально новое средство распространенияинформации о себе. Сегодня, когда большая часть информационной продукции ирекламных материалов создается и тиражируется с помощью персональногокомпьютера, это сделать несложно – достаточно разработать типовые бланки имакеты и с их помощью оформлять всю документацию, выходящую за стеныинформационной службы библиотеки. Важно, чтобы материалы были выполнены ссоблюдением языковых правил, сложившихся в пользовательской среде.
Так же в настоящее времявозрастает эффективность Интернета как коммуникационного канала – библиотекиразрабатывают собственные сайты или создают свои страницы на сайте организации,структурной единицей которой является библиотека; размещают информацию насайтах организаций, входящих в библиотечные консорциумы и др.
Фирменный стильбиблиотекиспособствует закреплению положительной установки на библиотеку, формирует ееимидж.
Специалисты в областирекламы определяют фирменный стиль как набор постоянно используемых цветовых,графических, словесных, типографических, дизайнерских элементов.Все этиэлементы-константы создают целостное представление о деятельности библиотеки.
Фирменный стильбиблиотеки складывается из ряда элементов:
· фирменного знака;
· логотипа;
· слогана.
Фирменный знак и логотипобразуют фирменный блок библиотеки, который помещается на всех изданиях,в рекламной продукции, на бланках, читательских билетах, конвертах, визитках,бэджах.
Слоган библиотеки – этократкая фраза, призыв, девиз, выражающий основную мысль предлагаемой услуги,фирменный лозунг библиотеки.
Логотип должен бытьлаконичным, восприниматься мгновенно. Для быстрого восприятия не следуетперегружать логотип текстом или графическими образами. Важны его эстетическиедостоинства: яркий, художественный образ, благозвучный слоган-лозунг, удачное,но без пестроты сочетание многоцветной гаммы.
Логотипы бывают разными.Многие библиотеки предпочитают графически оформленные аббревиатуры, размещенныена фоне книги.[Безносова, Эл.ресурс]
Такой логотип долженприсутствовать на всех документах, выпускаемых библиотекой. Вообще, фирменнаяатрибутика многообразна. Ведущее место в ней занимают официальные документы:бланки, читательские билеты, папки. Библиотека может использовать конверты,маркированные своим логотипом, почтовым адресом. Фирменный стиль предполагаетобеспечение ее сотрудников нагрудными значками, визитками.
На Западе реклама ужедавно является значительной частью не только торговли, но и всей экономики. Длятого чтобы рекламная кампания проходила достаточно успешно и имелаположительный эффект, разрабатывается все до мельчайших деталей. В американскихбиблиотеках организуются выставки с такими интересными названиями-слоганами,как «Брось все и… читай», «Ответ за 64 доллара», «Определи свое будущее».
Пытаясь привлечьнаселение, в витринах ближайших магазинов выставляются схемы и указатели,помогающие найти дорогу к библиотеке, а иногда и фотографии с изображениемздания, интерьеров отделов обслуживания.
Органы местной власти иправительство западных стран оказывают большую помощь в поддержании позитивногоимиджа публичных библиотек и библиотек учебных учреждений.
Глава IIТехнология рекламно-информационной деятельности
2.1Рекламная деятельность как средство формирования общественного имиджабиблиотеки
Огромное значение длябиблиотеки играет ее благоприятный образ -имидж. Имидж библиотеки можноопределить как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ,определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам, ресурсам, товарам. Образбиблиотеки постоянно меняется. Качество этих изменений зависит от деятельностиколлектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно,систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов. Рекламнаядеятельность как составная часть маркетинговой политики библиотеки способствуетутверждению имиджа, формирует общественное мнение путем реализации системымероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения и разных категорийнаселения, органов управления, власти. Реклама позволяет сделать библиотекудоступной для всех слоев и категорий населения, сформировать понимание ееособой роли в обществе.
Положительный облик(имидж) библиотеки формируется, прежде всего, качеством обслуживанияпользователей, качеством предоставляемых им услуг, своевременнымпредупреждением конфликтов между библиотекой и ее пользователями.
В формировании надежнойрепутации и доброжелательного мнения о библиотеке, ее возможностях и услугах унаселения, органов местной власти, общественных организаций, СМИ, партнеров иконкурентов библиотеки важную роль играет деятельность библиотеки поустановлению связей с общественностью – public relations.
В дореволюционной Россиив библиотечной практике привлечением симпатии общества к библиотеке и развитиемее популярности занимались достаточно серьезно. Так, в практическом пособии поуправлению библиотеками В.Н. Васильева (1912г.) в общих вопросах выделенспециальный подраздел «Гласность», где указано: «Библиотеки должны обратитьбольшое внимание на распространение сведений об их деятельности, пользуясьвсяким поводом, чтобы заговорить о ней».[Борисова, Эл.ресурс]
Сегодня деятельность ПР –это успешно зарекомендовавшее себя средство создания доверительного и уважительногоотношения окружающих к библиотеке, предполагающее пропаганду ее деятельности вцелом.
К средствам PR относятсямероприятия, всегда имевшиеся в арсенале библиотек – выставки, конференции,презентации, публикации в периодических изданиях, выступления на радио ителевидении и т.д.
Имиджевая реклама находитсяна стыке рекламы и PR. Ее созданию библиотеки уделяют все большее внимание –издание на высоком полиграфическом уровне путеводителей, подготовка сувенирнойпродукции, которая чаще всего изготавливается к различным юбилейным датам исобытиям в жизни библиотеки и распространяется среди реальных и потенциальныхпользователей, как правило, бесплатно, но может и продаваться. Среди видовтакой продукции – фирменные значки, ручки, пакеты, настенные и карманныекалендари, спичечные этикетки, наклейки с символикой библиотеки и т.д.
Читательские билеты, фирменные бланки, книжные формуляры (такназываемая библиотечная техника) тоже играет роль в создании имиджа библиотеки.Если они оформлены неряшливо, старомодно, то такое же впечатление можетсложиться и о библиотечном обслуживании. И наоборот, красиво, элегантноизданные, они закрепят соответствующий образ библиотеки.
Созданию положительногообраза библиотеки и поддержанию фирменного стиля способствует также ее внешнийи внутренний вид. Особое внимание при этом обращается на оборудование, такназываемых «контактных зон» и обучение сотрудников. Под «контактными зонами»понимают те места, на которых происходит непосредственное общение потребителейи производителей услуг. Сфера сервиса разнообразна, какие-то услуги не требуютпосещения библиотеки, например, работа удаленного пользователя с электроннымкаталогом. В этом случае имиджевую нагрузку несет дизайн сайта: удобствоиспользования, полнота самого каталога. Другие услуги оказываются непосредственнов помещении библиотеки – работа в читальном зале, обслуживание на абонементе,участие в комплексных информационных мероприятиях (выставках, презентациях,конференциях). И в этом случае оформление «контактных зон» может оказатьрешающее влияние на общую оценку пользователем качества услуг.
Таким образом,коммуникационные усилия библиотек направляются на формирование имиджа,повышение статуса, создание репутации, определение и упрочнение своей роли вэкономическом и социальном развитии города, учреждения. Очень важно заявить освоей библиотеке как о надежном и перспективном деловом партнере, готовомучаствовать в реализации комплексных программ и инновационных проектов.
2.2Технология внешней и внутренней рекламы библиотеки
Наружная реклама.
Из форм наружной рекламыв библиотеке чаще всего применяют щиты или стенды (биллборды), вывески,витрины, указатели. Удачно расположенная и умело оформленная наружная рекламабросается в глаза, т.к. рассчитана, прежде всего, на непроизвольное внимание,которое, как известно, связано с лучшей запоминаемостью. Исходя из этойособенности наружной рекламы, ее расположению и оформлению дизайнеры придают ейбольшое значение.
Для наружной рекламытщательно подбирается место, учитывая при этом такие факторы, как:
— расстояние до входа илиподъезда (чем больше это расстояние, позволяющее хорошо увидеть наружнуюрекламу, тем эффективнее она работает);
— скорость проезжающегомимо транспорта (в данном случае более высокая скорость обратно пропорциональнажелаемому эффекту);
— угол установки плаката(щита) по отношению к направлению уличного движения (прямая проекция болеевыгодна);
— реклама наиболеевыгодна в случае, если расположена одиноко и никакие другие средства неотвлекают потенциального потребителя.
Рекламные щиты.
Они чаще всего бываютстационарные, реже – навесные. Они привлекают взгляды проезжающих и проходящихмимо людей. Чаще всего, к поверхности щита прикрепляют отпечатаннуютипографским способом афишу или же на окрашенную поверхность щита маслом илиакрилом наносят основные сведения о библиотеке: ее адрес, часы работы, переченьоказываемых услуг, рекламируя деятельность библиотеки и давая потенциальнымпосетителям представление о ней. Психологи называют такое воздействие «эффектомпойманной аудитории».
Вывески, как и витрины, создают первоначальное представление обиблиотеке, ее статусе. В последнее время библиотеки все чаще задумываются освоем лице — вывеске, делая его привлекательным, индивидуальным, используя нетолько свет, цвет, но и объем.
Обычно библиотека использует не одну, а несколько вывесокодновременно. Первая, прежде всего, дает представление о функциональномназначении учреждения, размещенного в здании. Другие конкретизируют сведения:сообщают о часах работы, перечне услуг. Постоянные вывески дополняютсявременными, используемыми периодически. По сути своей они близки к объявлениям:о переходе на летний режим работы, закрытии библиотеки на санитарный день илипо техническим причинам. Желательно, чтобы постоянные и временные вывески быливыполнены в одном цветовом и графическом стилях, сочетающихся со всей наружнойрекламой. Хранят «временные» вывески в библиотеке, а не пишут каждый раз отруки.
К сожалению,в большинстве случаев библиотечные вывески представляют собой обычную плоскуюдоску с наименованием, номером библиотеки, ее принадлежностью к определеннойЦБС и муниципалитету или округу, району. Вывеска может быть расположена подлине, высоте здания или на фасаде, а если буквы еще и светящиеся, то вывескапривлекает к себе внимание издалека. Вывеска, наряду с сообщением о названии библиотеки можетсодержать информацию и о режиме ее работы. На фасадах зданий лучше использоватьобъемные вывески со световой подсветкой и вывески из светящихся букв (неоновоеосвещение), преимущество которых заключается в том, что они не только болеепривлекательны, но и хорошо видны в темное время суток. Внутри зданиярекомендуется использовать вывески, не выделяющиеся из общей цветовой гаммыпомещения, но и в то же время четко указывающие на наличие библиотеки.
Содержаниевывески, рассчитанное на мгновенный охват взглядом, должно включать самуюнеобходимую информацию. Например: «Центральная районная библиотека имени...».Этих сведений, как считают многие практики, вполне достаточно для оформлениявывески. Дополнительные сведения уместнее давать в официальной документации, втом числе в читательском билете, в вывеске же они сыграют, скорее, негативнуюроль, обезличивая ее, лишая индивидуальности. Причем, местному жителюинформация о том, что библиотека находится в районе или городе таком-то ненужна, а приезжим достаточно надписи «Центральная районная библиотека» или ееаналога.
Привлекательныйобраз библиотеки создают ее витрины. При этом учитывается, что витрина(сквозная) соединяет внешнюю среду с внутренним пространством библиотеки.Именно двустороннее восприятие продиктовало способы ее оформления.Профессионалы рекламного дела любят сравнивать витрину с визитной карточкойучреждения, т.к. умело оформленная витрина дает сведения прохожим о том,открыта ли библиотека, какова специфика ее деятельности, какие услуги онапредлагает и т.п. К сожалению лишь немногие библиотеки используют уникальныевозможности этого вида наружной рекламы. А ведь даже небольшая глубинапростенка позволяет использовать его в качестве своеобразного просцениума, накотором, по законам сценографии, можно выстроить спектакль. Взависимости от специфики библиотеки действующими лицами могут быть:нарисованные герои детских сказок с соответствующими книжками в руках; в библиотеке,специализирующейся на экологических проблемах, витрину можно оформить в видезелено-голубого подводного царства, на скалах которого размещены популярныекниги о природе, или же создать зимний сад из живых и искусственных растений;иногда витрина представляет собой регулярно меняемую выставку книжных новинок.
Занавеси, прикрывающие витрины. Плотные витрины позволяют изолироватьпосетителей от уличного шума, создают благоприятные условия для работы скнигой, особенно в читальном зале. На абонементе же выигрышней будет смотретьсялегкий ажурный тюль. С улицы такие витрины выглядят не только уютно, но инарядно, как при дневном свете, так и в темноте. Это привлекает в библиотекупосетителей.
Реклама в витринах имеет свои особенности, т.к. взгляд стоящихперед ней фиксируется на середине ее нижней части. И предметы, размещенныевнизу, в середине витрины, рассматриваются в 10 раз интенсивнее, чем в верхней.
Фотографии в рекламе привлекают больше внимания, чем рисунки.
Иллюстрации, изображающие людей, привлекают внимание на 23 %больше, нежели иллюстрации, изображающие неодушевленные предметы.
Оформляя витрину, желательно предусмотреть регулярную замену ееотдельных элементов или сюжета в целом. Иначе, она через определенное времяпримелькается, не говоря уже о том, что просто выгорит на солнце, запылится ит.п. К тому же, сменяемость наружной рекламы, особенно витрин, дает населениювозможность визуально наблюдать за динамикой развития библиотеки, освоениемновых направлений и форм работы.[Борисова, 2003; С.30-35]
2.3 Технологиястендовой и постерной рекламы библиотеки
Стендовые библиотечныевыставки имеют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяютнаглядно представить основные компоненты библиотечно-библиографическойдеятельности, логику их развития, а также выявить социальный эффектбиблиотечно-информационной деятельности. Благодаря стендам можно получитьобъективное, многогранное, «голографическое» представление о реальносуществующих направлениях деятельности библиотечно-библиографическихучреждений, их подразделений в наглядной, легко воспринимаемой форме.
На стендах бываютпредставлены не просто таблицы, диаграммы, графики,- статистические показатели.Создается информация-метафора, подразумевающая глубокие пластыбиблиотечно-информационной, библиографической деятельности. [Борисова, 2003; С.30-35]
На стендах помещаютсяразнообразные текстовые материалы: книги, распечатки текстов из массивов электроннойинформации, диски, дискеты, схемы, таблицы, слайды, магнитные ленты, фильмы ит. д. При помощи досок-блокнотов удобно демонстрировать материалы, содержащиесведения о библиотечно-библиографическом учреждении, его продуктах и услугах.
Планирование стендовойпрезентации начинается с принятия решения о ее проведении, затем следуютизучение темы, подготовка материала, экспонирование, организация встреч, бесед,обзоров.
Стендовая презентациядолжна представлять собой не случайный набор, а целостную систему логическивыстроенных актуальных, социально и профессионально ориентированных документов.Композиция призвана быть привлекательной по своей цветовой гамме, шрифтам,организации материалов.
Эффективной формойрекламы в библиотеке является стенд с плакатами (постерами). Постерноенаправление библиотечно-библиографической, рекламно-информационной деятельностисчитается весьма перспективным, особенно в связи с возможностями, которыеоткрывают компьютерная графика и другие новейшие электронные технологии.
Наиболее апробированнымиформами стендовой рекламы являются библиотечные (книжные) иллюстративные выставкилитературы, — практикуемые в отечественных библиотечно-библиографических икниготорговых учреждениях с середины XIXв. До настоящего времени они пользуютсянеизменным успехом у читателей. Виды выставок разнообразны как по содержанию,так и по оформлению. Выделим основные группы:
Первая группа— книжные выставкиинформационного характера. К ним относятся выставка новинок и выставка«забытых», редко или совсем не спрашиваемых книг.
Выставка новиноклитературы (новые поступления). Экспонируемые книги объединяются по чисто формальномупризнаку — времени выхода в свет и поступления в библиотечно-библиографическоеучреждение. Для удобства пользования выставкой литература группируется поотраслям знания. На одну полку выставляются новинки социально-экономическойлитературы, на другую — естественнонаучной, далее — технической,сельскохозяйственной и т. д.
Выставка новинок можетпроводиться и в такой форме, как открытый просмотр. Она концентрируетвнимание читателей на крупных массивах документов разных типов и видов по однойили нескольким проблемам, темам, отраслям знания. Они могут охватыватьнесколько сот названий. Цель открытых просмотров — познакомить читателей сновой литературой в условиях доступности и комфорта. Посетителюпредоставляются по возможности удобные условия для работы, он может сесть застол, почитать заинтересовавшую его книгу, сделать выписки, в том числебиблиографические, получить ксерокопию.
Широко практикуются«открытые просмотры» при проведении дней информации, дней специалистаи других подобных мероприятий. Открытый просмотр дает возможность фронтального,комплексного ознакомления с литературой. Не только с ограниченным числомновинок, но и всей коллекцией
Столы новинок —разновидность выставки новых поступлений, которую организуют многие публичные библиотеки. На особыхстолах в удобных для экспонирования пространствах библиотеки выставляют 30—40новых изданий.
Настенные (стендовые)постоянные выставки оформляются по наиболее важным,«вечным» темам или в целях непрерывного мониторинга новых поступленийлитературы.
Выставка новыхжурналов —распространенная и эффективная разновидность экспозиций, не требующая серьезнойтехнологической подготовки. Новые журналы, как и книги, группируются поотраслям знания.
Выставки-просмотры призваны знакомить читателей с новойлитературой по универсуму человеческой деятельности или по определенномувопросу в условиях доступности, открытости, комфортности.
Особые функции выполняют выставки-книжныеразвалы, выставки-аукционы и т. д.
Выставка«забытых» книг — экспонирование литературы, которая по тем или иным причинам совсем илипочти совсем не пользуется спросом у читателей, хотя по своему содержаниюпредставляет значительную ценность и требует актуализации. Выставка«забытых» книг напоминает о произведениях, которые по каким-либопричинам неизвестны или малоизвестны широким кругам читателей и поэтому стоятна полках без движения. Такие выставки обогащают представление читателя олитературе, способствуют повышению культурного и профессионального уровня, возобновляют«связь времен», содействуют сохранению социальной памяти. Навыставках этого типа могут быть представлены книги по различным отраслямзнания, не связанные друг с другом по содержанию, тематике или временинаписания. В то же время практикуются и тематические выставки«забытых» книг определенного содержания. Эффективность подобныхэкспозиций во многих случаях не ниже, а даже выше, чем у выставок новинок.
Особая разновидностьбиблиотечных экспозиций — выставки книжных памятников — редких и ценных изданийиз коллекций библиотек, музеев книги или частных собраний. При подготовкетаких выставок, имеющих значительное популярно-просветительское,историко-культурное, учебно-вспомогательное значение, проводится большаяисследовательская историко-книжная, источниковедческая работа. Обосновываютсянаучные принципы экспозиций, определяются понятие «книжный памятник»и круг книг, которые относятся к этому понятию.
Второй видбиблиотечных экспозиций — тематические выставки, включающие документы и материалы поопределенной теме.
Это основной и наиболеераспространенный вид библиотечно-библиографической рекламы. Тематическиевыставки помогают читателям в приобретении или углублении знаний по какому-либовопросу путем рекомендации специально подобранной литературы. Экспонируемыетексты последовательно раскрывают тему выставки, каждый экспонат так или иначесвязан с окружающими его материалами, что детализирует освещение темы. Каждаякнига и статья, помещенные на выставке, имеют свое, строго определенное место.Для более живого и убедительного показа широко используются иллюстративныематериалы, «вещественные» экспонаты, например воинские каски, погоны,награды, муляжи оружия на выставках, посвященных военной тематике.
Тематические выставкиразличаются следующим образом.
Выставка, посвященнаяактуальным проблемам современности. Тематика ее может быть чрезвычайно разнообразной и отражатьактуальную панораму универсума человеческой деятельности — все отрасли знания,политики, экономики, культуры, литературы и искусства. Подобные экспозицииможно выстроить как серию выставок, имеющих общий заголовок, например«Книги о природе и ее законах», и частные заголовки —«Законы экологии», «Планета Земля и проблема глобальногопотепления», «Экологическое движение в России» и др.
Выставки к памятным изнаменательным датам (Календарь знаменательных и памятных дат). Представленная литература дает общуюхарактеристику юбилейного (знаменательного) события и содержит минимумнеобходимой фактографической информации.
Постоянно действующиевыставки-календарипосвящаются памятным юбилейным датам и сменяются через определенные периодывремени, приуроченные к очередному историческому событию.
Выставки-персоналии,выставки-портреты, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей. На этих выставках представляетсялитература о деятелях мировой и отечественной культуры, книжного дела, науки,техники и т. д.
На выставках,посвященных одному произведению, экспонируются его публикации, переиздания, факсимильныевоспроизведения, подготовительные материалы, литература, раскрывающая историю,значение и обстоятельства подготовки к изданию, критические статьи,методические материалы в помощь изучению. В частности, подобные выставки уместнопосвящать книгам, удостоенным нобелевских, государственных и иных премий,выдающимся классическим произведениям, в частности, изучаемым в учебныхзаведениях.
Жанровые выставки акцентируют внимание читателя напроизведениях одного литературного жанра (повести, любовные (дамские) романы,фантастика, фэнтези, детективы и пр.).
Особые разновидностивыставок носят преимущественно досуговый развлекательно-просветительныйхарактер. В основе выставки-кроссворда небольшой кроссворд,«ключ» к разгадываю которого можно найти в приведенной здесьлитературе. Выставки-викторины предполагают наличие вопросов иотвечающей на эти вопросы литературы.
Подготовка иорганизация выставкиначинаются с четкого определения рекламно-информационной задачи, группировкиосновных и иллюстративных материалов, объекта выставки (проблемной области),аудитории выставочной рекламы, целевого и читательского назначения экспозиции.В соответствии со всем этим производится подбор литературы, продумываетсяспособ ее расположения на стенде.
Первый этап — выбор иизучение темы — социально значимой, злободневной, актуальной, оперативнооткликающейся на требования времени. Изучая тему, библиотекарь-библиографвыясняет уровень обеспеченности ее литературой, возможность с помощью наличногодокументного массива познакомиться с работами, дающими общее представление овыбранной предметно-проблемной области: энциклопедиями и другой справочнойлитературой, учебниками, учебными программами, основными монографиями истатьями, информационно-библиографическими изданиями. На этом этапе происходятконкретизация, уточнение темы выставки. Составляется ее тематический план,включающий определение ее заглавия и подзаголовков, эпиграфов, цитат,иллюстраций, структуры разделов и подразделов.
Компоновка материаладолжна быть логичной. Литература располагается на стенде согласно тематическомуплану, по значимости. На первое место выставляются основные, важнейшиепроизведения, охватывающие все проблемное поле в целом, затем идут тексты,менее значимые, тематически локальные, посвященные различным аспектам темы.Зачастую в конце раздела дается художественная литература, чтобы полнеераскрыть содержание темы. Цитаты, иллюстрации, рецензии помещают рядом ссоответствующим изданием.
Материально-техническоеоснащение выставки представляетсобой сочетание традиционных и новейших средств библиотечной экспозиции. Длядемонстрации книг используются витрины горизонтальные и вертикальные, открытыеи застекленные, стенды, представляющие собой комбинацию из различных витрин ищитов для демонстрации иллюстративного материала, и турникеты, а также боковыестенки стеллажей, столы и прилавки выдачи литературы, щиты, удобные дляпереноски. Популярны выставки-витрины, где демонстрируются предметныеаксессуары и книжные материалы в едином комплексе.
Выставочныестенды-витрины желательно оформлять просто, но оригинально, с творческойвыдумкой. Практикой установлено, что на стендовой рекламе, плакате больше всегобросается в глаза правый верхний угол. Именно там надо помещать значимыйслоган, наиболее существенную информацию. Заголовок выставки должен легковосприниматься. Задача библиотекаря-библиографа — привлечь внимание к выставкесамыми разнообразными художественно-графическими средствами (включая богатыеэлектронно-технологические возможности). Особенно важно умение выделятьосновное, учитывать психологические особенности читателей.
Стендовая библиотечнаявыставка теснейшим образом связана с другими видами рекламы, средствамивоздействия на читателей. Значительно повышают эффективность библиотечнойвыставки проводимые рядом с ней беседы и обзоры, привлечение аудиовидеоматериаловс записями обращений авторов и т. д. Устные обзоры и беседы у выставокзначительно повышают уровень раскрытия библиотечных ресурсов и престижбиблиотеки как социокультурного и информационного центра. Беседы назлободневные темы целесообразно проводить в дни установки выставочного стенда,а затем регулярно, до тех пор, пока экспозиция сохраняет актуальность.Библиотечная выставка — жанр библиотечно-библиографической рекламы, но и онануждается в специальной рекламе, в частности — в информационных сообщениях оней в периодических изданиях, на сайтах в Интернете, в передачах по радио. [Борисова, 2003; С.30-35]
Заключение
Таким образом, в курсовойработе мы выяснили, что организация рекламной деятельности в библиотекеоказывает влияние на эффективность библиотечной рекламы как важного средстваформирования общественного имиджа библиотеки. Чем выше развитие общества, темактивней используется реклама. И хотя разработкой библиотечной рекламы стализаниматься только в последние годы, можно утверждать, что реклама сталанеотъемлемой частью библиотечной деятельности.
Но не стоит забывать, чтокак бы хорошо ни была организована работа по продвижению, в основе успеха лежиткачество самой продукции и услуг, качество обслуживания пользователей исвоевременное предупреждение конфликтов между библиотекой и ее пользователями. Поэтомубиблиотекам важно ориентироваться на изучение информационных потребностейпользователей. Постоянно совершенствовать свою деятельность, повышатьквалификацию, осваивая новые программные средства. Расширять номенклатуруинформационных продуктов и услуг, разрабатывая новые дополнительные услуги,повышая тем самым комфортность обслуживания. И, может быть, когда-нибудь самымнадежным средством продвижения, не требующим дополнительных финансовых затрат,станет устная реклама – рекомендации постоянных клиентов.
Списоклитературы
1. Закон РФ «Обавторском праве и смежных правах» [Текст] // Рос. Вести. – 1993. — № 152 (321).– С. 4-6
2. Закон РФ «Обиблиотечном деле» [Текст] // Библиотековедение. – 1995. — № 1. – С. 3-17
3. Федеральный закон«О рекламе» [Текст] // Библиотека и закон: Юрид. Журнал-справочник. – Вып. 3. –М., 1997. – С. 14-27
4. Кодекс рекламнойпрактики [Текст] // Маркетинг. – 1993. — № 2. – С. 33-36
5. Нормативные акты,касающиеся вопросов рекламной деятельности [Текст] // Реклама. – 1995. — № 1-2.– С. 26-27
6. Александрова. «Ялюблю читать» — конкурс детского плаката [Текст] / Александрова //Библиотека, — 1999. — № 4. — С. 20 — 21.
7. Ашервуд, Б.Видимая библиотека [Текст]: Практическое руководство по паблик рилейшен(связям с общественностью) для работников публичных библиотек/ Б.Фшервуд, Пер.с англ. И.П. Осипова, Ред. Л.М. Инькова. – London, 1981. – 51с.
8. Бабенко, С. Нужнареклама, которая воспитывает [Текст] / С. Бабенко // Библиотека. — 2001. — N11.— С.17-18.
9. Баукова, Н.И.Роль рекламы и PR библиотеки в продвижении чтения [Электронный ресурс] / Н.И.Баукова / Режим доступа: www.rgbs.ru/ru/std/info/doklad
10. Безносова, О.В.Реклама в библиотеке [Электронный ресурс] / О.В. Безносова. – www.microsoft.com \ isapi\ redir
11. Библиотечнаяреклама: Лекция / Челяб. гос. ин-т искусства и культуры; Сост.: З.В.Руссак,И.Ю.Окольнишникова; Отв. ред. М.Я.Соболь; Рец. Л.В.Солоненко.- Челябинск,1995.-23 с.
12. Библиотечнаяреклама / Челяб. гос. ин-т искусства и культуры, Челяб. обл. универс. науч.б-ка, ЦБС г.Челябинска; Сост.: З.В.Руссак, Л.В.Солоненко, И.Ю.Окольнишникова;Рец.: В.Н.Штыхван, С.В.Онищенко.- Челябинск, 1997.- 92 с.
13. Борисова, О. О.Технология стендовой рекламы в библиотеке [Текст] / О.О. Борисова // Мирбиблиографии. — 2003. — N 5. — С. 30-35
14. Борисова, О.О.Библиотечно-библиографическая реклама: гл. 2. Реклама как средствоформирования имиджа современной библиотеки [Текст] / О.О.Борисова // Библиография.— 2003. — N 3. — С.101-105
15. Борисова, О.О.Рекламная кампания библиотек [Текст] / О.О.Борисова // Библиография. — 2001. —N6. — С.56-64. — Библиогр.: с.63-64
16. Борисова, О.О.Реклама в библиотеке [Текст]: Учебно-практическое пособие / О.О. Борисова. –М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 216с. ISBN 5-85129-175-3
17. Бугрова Т. Чтоможет кабинет деловой книги [Текст] / Т. Бугрова //Библиотека. — 1997. — № 12.- С. 13 — 16.
18. Ванеев, А.Н.Библиотечное дело. Теория, методика, практика: избранные труды А.Н. Ванеев. –СПб, 2004. – 380с. (Серия «Библиотека»)
19. Власова, Н.М.Психология в рекламе [Текст]: Методическое пособие. – Кемерово, 2000. – 28с.
20. Гавриленко, О. Л.Реклама в системе информационно-образовательной деятельности библиотек вузов:автореф. дис. [Текст] / канд. пед. наук Гавриленко Ольга Леонидовна;[С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств]. — СПб., 2004. — 17 с. — Библиогр.:с. 17
21. Галамага Т.«Чудное мгновенье, запечатленное в веках» [Текст] / Т. Галамага //Библиотека. — 1999. — № 4. — С. 62 — 63.
22. Гермогенова Л.Ю.Эффективная реклама России: практика и рекомендации [Текст] / Л.Ю. Гермогенова.- М.: Партнер Лтд, 1994. — 252 с.
23. Герасимова, Л.Н.,Кокойкина, О.Н. Маркетинг в библиотеке: Учебное пособие для вузов [Текст] /Л.Н. Герасимова, Л.Н.Кокойкина. – М.: Издательство Московского государственногоинститута культуры, 1993. – 64с.
24. Глазков, М.Н.Реклама как двигатель библиотечно-библиографического дела [Текст] / М.Н.Глазков// Библиография. — 2003. — N3. — С.100-101
25. Головко, С. И.«Реклама — предмет увлекательный» [Текст] / С.И.Головко //Библиотека. — 2004. — N 6. — С. 76-79
26. Горбунова, Н. К.Реклама в сфере деятельности вузовской библиотеки [Электронный ресурс] / Н.К.Горбунова // Университетская библиотека: выбор пути: материалы ЧетвертойВсерос. науч.-практ. конф. — Екатеринбург, 2002. —
27. Данилова, М.«Поставить всех в известность о… себе» [Текст] / М. Данилова // Библиотека. –2006. — № 2. – С. 71-72
28. Зайцева, Н. Эффективностьрекламы и особенности рекламной коммуникации [Электронный ресурс] /Н. Зайцева.– Режим доступа: psyfactor.org/lib/recl8.htm
29. Зуева, О. И.,Рекламно — имиджевая деятельность библиотек [Электронный ресурс] / О.И. Зуева.– Режим доступа: www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=1381&r=4
30. Клюев, В.К.Научные основы рекламной деятельности библиотеки [Текст] / В.К.Клюев //Библиография. — 2003. — N3. — С.97-100
31. Кохтев, И.Н.,Розенталь, Д.Э. Слово в рекламе [Текст] / И.Н. Кохтев, Д.Э. Розенталь. – М.:Экономика, 1978. – 72с.
32. Матлина, С. Г.Привлекательная библиотека, или Что может реклама: практ. Пособие [Текст] /С.Г. Матлина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Либерея, 2000. — 127 с. — (Альманах «Приложение к журналу „Библиотека“; 1 полугодие 2000).- Библиогр.: с. 122-126
33. Мильчакова, С.«Фирменные» цвета для малышей [Текст] / С. Мильчакова // Библиотека. – 2006. — № 4. – С.41-42 (Рекламные технологии: дизайн)
34. Минкина, В.А.,Брежнева, В.В. Информационное обслуживание. Продукты и услуги, предоставляемыебиблиотеками и службами информации [Текст] / В.А. Минкина, В.В. Брежнева. –СПб., 2004. — 320с. – (Серия «Библиотека»)
35. Михнева, И. Б.Цесарская Г. Л. Как сделать рекламу библиотек [Текст]: Теория. Методика.Практика / И.Б. Михнева, Г.Л. Цесарская – М.: НВЦ „Библиомаркет“,1996. – 220 с.
36. Мужикова, Е.Выставка – это всегда интересно [Текст] / Е. Мужикова // Библиополе. – 2009. — № 1. – С.31
37. Немировский, К.Дизайн рекламных материалов [Электронный ресурс] / К. Немировский. – Режимдоступа: psyfactor.org/lib/recl6.htm
38. Окольнишникова,И.Ю. Рекламная деятельность отечественных общедоступных библиотек: история,теория, методика: автореф. дис. [Текст] / канд. пед. Наук И.Ю.Окольнишникова;Челяб. гос. ин-т искусства и культуры, Тюмен. гос. ин-т искусства и культуры. —СПб., 1998. — 15 с.
39. Осипова О.Современный дизайн, или новый взгляд на старые проблемы [Текст] / О. Осипова//Библиотека. – 1998. — № 10. — С. 77 — 79.
40. Петреева, С.В.Рекламная деятельность как средство формирования общественного имиджабиблиотеки [Электронный ресурс] // Менеджмент библиотек учреждений образования: IV Международная конференция / ВГУ им. П.М. Машерова. — Витебск, 2003.
41. Подшивайлова, О.Служба «Библиосервис» [Текст] / О. ПОдшивайлова // Библиотека. – 2006. — № 1. –С. 58-59
42. Рекламнаядеятельность: Учебник для вузов [Текст] / Ф.Г.Панкратов, Ю.К.Баженов,Т.К.Серегина, В.Г.Шахурин.-2-е изд., перераб.и доп.-М., 2000.-С.42
43. Реклама впрактике работы отечественных библиотек: историч. аспект // Библиотека.Общество. Читатель: Межвуз. сб. науч. ст.- Челябинск, 1996.- С. 30 — 39.
44. Рейнш, А. PR-акции приобщают к прекрасному[Текст] / А. Рейнш // Библиотека. – 2009. — № 5. – С. 39
45. Рудич, Л.И.Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии [Текст]: Учебноепособие / Л.И. Рудич. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 268с. ISBN 5-202-00156-8
46. Руссак З.В.,Окольнишникова И.Ю. Рекламная деятельность библиотек: Лекция/ Челяб. гос. ин-тискусства и культуры; Рец.: Л.В.Солоненко, В.Н.Штыхван.- Челябинск, 1996.-64 с:ил.
47. Справочникбиблиотекаря [Текст] / Науч.ред.А.Н.Ванеев, В.А.Минкина.-2-е изд., испр. и доп.-СПб., 2001.-448с.
48. Теория и практикабиблиотечной рекламы: Прогр. курса по выбору для студ. III курса дневного изаочного отд-ний. — Челябинск, 1995.- 10 с.
49. Теория и практикабиблиотечной рекламы: Материалы к изучению курсов по выбору „Библиотечныйменеджер“ и „Библиотекарь — организатор досуга“ для студентовдневного и заочного отд-ний информ.-библ. фак.- Челябинск, 1995.- 17 с.
50. Цесарская, Г. Офирменном стиле [Текст] / Г.О. Цесарская //Библиотека.-1997.-№1.-С.32-33
51. Чрелашвили, О. А.Реклама в библиотеке и реклама библиотек [Текст] / О.А.Чрелашвили //Библиотечное дело. — 2004. — N 8. — С. 31-34