Реферат по предмету "Литература"


В М Шукшин самородок земли алтайской

--PAGE_BREAK--Вывод: Изучая творческую деятельность Василия Макаровича, я пришел к выводу — все его произведения являются учебным пособием в жизни читателей. Писатель задает вопрос, озадачивает читателей, чтобы они нашли правильный ответ. Мы не только сопереживаем героям, но и думаем о том, как бы мы сами поступили в той или иной ситуации.
2.2 Кинематограф в жизни В.М.Шукшина
В литературу Шукшина привел именно кинематограф.
Студентом Василий Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М.Хуциева «Два Федора» (1958). Это – актерское начало Шукшина. Затем были главные роли в фильмах: «Золотой эшелон» (1959), «Простая история» (1960), «Аленка» (1961), «Когда деревья были большими», «Командировка», «Мишка, Серега и я», (1961), «Мы, двое мужчин», (1962), «Какое оно, море?» («Ваш сын и брат» (1965), «Журналист» (1967), «Комиссар», «Три дня Виктора Чернышова» (1967), «Мужской разговор» (1968), «Освобождение» 1968-1971, маршал Конев), «У озера» (приложение 4), «Эхо далеких снегов» (1969), «Любовь Яровая (1970), «Даурия» (1971), «Печки – лавочки» (1972, Иван Расторгуев), «Калина красная» (1973, Егор Прокудин), «Если хочешь быть счастливым» (1974), «Прошу слова», «Они сражались за Родину» (1975)
А.П.Чехов как-то сказал с горечью: «Никто не хочет любить в нас обыкновенных людей». Шукшин любил своих обыкновенных героев, причем любил их всех – добрых, заблудших, молодых и стариков, горожан и селян. Емкость повествования писателя во многом оттого, что герой в нем именно выговаривает себя через живое, народное слово и это стало основой шукшинских фильмов. Возникло поистине уникальное кино, поражающее, а порой и раздражающее киноведов своей предельной отдаленностью от мод и новаций. Все его фильмы — признание талантливости и оригинальности автора.
Шукшин в кинематографе, как и в литературе, оставался Шукшиным, рассматривая свои фильмы и книги, как равноправные части одного жизненного дела. По-видимому, в этом заключается одна из причин всенародного успеха кинофильма «Калина красная», который можно назвать вершиной творчества зрелого художника.
Шукшин окончил институт кинематографии и стал режиссером. Большую роль в его жизни сыграло кино. Но вот что интересно. В конце жизни произошел неожиданный поворот в отношении Шукшина к кинематографу. Он во все услышание заявляет, что собирается «порвать» с кино – «конец всему, что мешает писать!» Эта «возможность мгновенного разговора с миллионами» становится не нужной для Шукшина.
Он долгое время верил в способность кино повлиять сразу на многих. В последние годы жизни Василий Макакрович пришел к окончательному убеждению: «суть дела и правда жизни таковы, что книга работает медленно, но глубоко и долго». Кино – «искусство быстротечное, а литература – вечное».
Вывод: Несомненно, большую роль сыграл кинематограф в жизни Василия Макаровича. Он стал знаменитым актером, сценаристом, оставил после себя фильмы, у которых нет срока давности, они всегда актуальны и любимы зрителями. Актерский, режиссерский талант Василия Макаровича высоко отмечен:1964 год — «Живет такой парень» (приз «Золотой лев Святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции); 1965 год – «Ваш сын и брат» (Государственная премия РСФСР им. бр. Васильевых); 1972 год – «Калина красная» главная премия VІІ Всесоюзного фестиваля в Баку). Ленинская премия (1967, посмертно).
2.3 Герои произведений Шукшина
Шукшин пронес через всю свою жизнь и творчество главную мысль и идею – серьезное исследование народного характера. Все его герои –
простые люди, живущие своей жизнью, ищущие, жаждущие, творящие. «Редкого терпения люди! Я не склонен ни к преувеличениям, ни к преуменьшениям национальных достоинств русского человека, но то, что я видел, что привык видеть с малых лет, заставляет сказать: сколько сможет вынести русская женщина, сколько она вынесла, вряд ли кто сможет больше, и не приведи судьба никому на земле столько вынести. Не надо. Они не осознают этого. Да и сам я начал понимать это много лет спустя. И вот захотелось рассказать о них, о людях моей деревни».
Тракторист Иван Сергеевич Расторгуев – главный киногерой знаменитой киноповести «Печки – лавочки»- житель наших с вами алтайских, сибирских мест. (приложение 5) Это, прежде всего человек, знающий себе цену, настоящий хозяин жизни. Он – передовой механизатор, грамотный и знающий свое дело хлебороб. Он – человек своего времени, именно 70-х годов. Он инициативен, напорист. Пускается сгоряча в свою необдуманную поездку, терпит вовсе незаслуженные им обиды…
Неважно, где черпал материал автор для своих произведений. Важно то, как он подавал это читателю, зрителю – нам с вами. (приложение 6) Раза два читал «Калину красную» и каждый раз заново волновала меня судьба вора – рецидивиста Егора Прокудина, который в сорок лет понял, что такое счастье. Не в набитом туго кармане, а в труде – честном, добросовестном. Испытав отторжение и одиночество, герой повести вернулся к людям, к жизни… Казалось бы обретена Егором наконец жизненная опора и перспектива нравственного исцеления. Однако его судьба трагична. «И лежал он, русский крестьянин в родной степи, вблизи дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что – то такое, одному ему слышное».
Автор отстаивает право человека на счастье, радость, но для этого каждый человек должен приложить максимум усилий. Я знаю, что многие люди, сравнивая свою жизнь с судьбами шукшинских героев, приходят к выводу, что, доведись увидеть эти фильмы раньше, возможно не совершили бы тех ошибок, за которые расплачиваются впоследствии всю свою жизнь.
Постоянная потребность общения с близкими людьми, земляками тянула
Шукшина на родину. Из воспоминаний односельчан: «Любил Василий Сростки. Приезжал часто. Любил смотреть на Катунь. Бродить по Поповскому саду. И особенно любил березки, называл их «невестушки вы мои». В произведении «Печки – лавочки» Шукшин не может воздержаться, чтобы не упомянуть о своих любимицах: «Выбежали к дороге белоногие березки – и такие они ясные, белые под луной, такие родные… И грустные». У его дома, где теперь музей, гора Пикет и на склоне – березки. Целый околок. Один из выступавших на чтениях сказал: «Березки будто к дому бежали с горы, а, узнав, что нет их хозяина, так и застыли на склоне холма».
В произведении «Брат мой…» автор противопоставляет жизнь городскую и деревенскую: на реплику Вали «Вот, думаешь, живут люди! Все нарядные
ходят, чистенькие… В комнатах все блестит, все под руками… Господи. Правда, что ли так живут?» Иван ответил: «По-разному живут, ребята. Бывает, как в кино, бывает похуже. Мне вот ночами часто деревня снится. Покос… Изба родительская…».
Образы главных героев братьев тоже не похожи: «Сеня – поджарый, вихрастый, обычно непоседа и говорун – выглядел сейчас много моложе своих двадцати пяти лет. Ивану – за тридцать, среднего роста, но широк и надежен в плечах, с открытым крепким лицом, взгляд спокойный, твердый, несколько угрюмый…». Читаешь и невольно представляешь себе: Ивана, Сеню, Валю… Иван – похож на Шукшина, который также приезжал в свою деревню, чтобы пообщаться с родственниками, соседями, друзьями, отдохнуть от городской суеты, он также боялся, что подумают «ты нас сюда жалеть приехал, болеть за нас». Кому, как ни Шукшину было знакомо это чувство.
Шукшин описывает простых деревенских людей – трудяг. Они достойны уважения и восхищения: «Ели хозяева молча, с крестьянской сосредоточенностью. Натруженные за день руки аккуратно, неторопливо носили из общей большой чашки наваристую похлёбку…»
В произведении звучит тоска по родному селу, по дому. «…Иван оглянулся на родительскую избу. Она потемнела, слегка присела на один угол. Как будто ее придавило горе. Скорбно смотрели в улицу два маленьких оконца…»
Шукшин затронул острую и больную тему: село остается без помощи и поддержки, а она напрямую заключается в молодых людях. Автора интересует вопрос: почему же молодые люди навсегда уезжают и бросают свои родные места? И как будто отвечает сам себе словами Сени Громова: «От самих себя много зависит. Бежали – то когда? Когда действительно жрать нечего было, счас же нет этого. Так уж… разбаловались люди, от крестьянской работы отвыкли. Учиться многие едут. Вот и нет никого…»
Знать в далекий тот век жизнь не радость была,
Коль бежал человек из родного села…
Слова старика – отца Вали звучат горько, как приговор: «Уехать – дело нехитрое. А на кого землю – то оставили? Они уехали, ты уедешь, эти (в сторону младшей дочери) тоже уедут – им надо ниверситеты кончать. Кто же тут останется? Вот такие, как мы со старухой? А нам веку осталось – год да ишо неделя». Эти«слова старика нежданно вызвали в нем (Иване) чувство вины; когда шел по улице и поразился пустотой в деревне, почему – то не подумал о себе».
Горько осознавать то, что земля остается без хозяина. Если не мы, то кто же придет, и будет работать на полях, фермах, выращивать хлеб? Эта тема, как никогда актуальна в наши дни, потому, что на селе все меньше остается молодых людей, а которые и есть, страдают от безработицы, заливая горе водкой. В рассуждениях героя о жизни есть то, о чем думает каждый из нас: «Я не гоняюсь за богатством. Мне бы вот ребятишек выучить – больше ничего не надо. Ничего так – то все есть. Телевизор есть, корова есть. Свинья даже есть, хотя я их ненавижу, собак – прожорливые. Все есть, я не жалуюсь…» Как оказывается мало нужно человеку для счастья.
Русский человек может все: и работать, проливая семь потов, и любить, и веселиться до слез. «…Да повеселить маленько людей. Меня еще дед мой учил: как где трудно придется, Ванька, прикидывайся дурачком…» — говорит Иван.
Не случайна встреча Ивана и Нюры с профессором, собирателем русского народного творчества, Сергеем Федоровичем. «Богат народ! Ах, богат! Веками хранит свое богатство, а отдает даром – нате! Здесь, в этом чемодане,- пуд золота…» — с восхищением восклицает профессор. Золото – записанные частушки, песни, сказы… Им действительно нет цены! Очень точно автор заметил отношение к песне русского человека: «И запели «Рябинушку». И славно вышло… Песня даже вышагнула из дома и не испортила задумчивый хороший вечер – поплыла на улицу, достигла людского слуха, ее не обругали, песню…»
Автор как будто специально организует эту встречу с профессором, чтобы показать «живое общение»: «Поговорил бы с живыми людьми – это не социологические столбики с цифрами». Иван выступает в роли языкотворца, хранителя языка. Шукшин на примере одного глагола показывает, на сколько богат и разнообразен русский язык: ударил – взломил, жогнул, хряпнул, ломанул, врезал, смазал, пнул, взял на калган. «Житейский язык», на котором говорят жители алтайской деревни Сростки. Он сохранил в себе все разговорные особенности, все интонации этих мест, всегда при этом остается гармоничным и музыкальным, живым и художественноемким. В нем выражена та самая «мера» красоты и поэзии русского языка, которая даже не известно ведь даже чем мерится!
Вспоминаются финальные кадры фильма. Прекрасна земля. Прекрасна Россия. Прекрасна Сибирь, Иваном и всеми бесчисленными его родичами, всеми его земляками, короче всем народом здешним. Иван смотрит – и словно не может наглядеться на эту землю, как будто видит ее впервые, удивляется ее красоте, необъятности, величию…
Герой бодро и решительно заканчивает свою историю короткой фразой: «Все, ребята, конец…» Фильм закончился, а раздумья о нем остались.
В трудную минуту жизни герои, которые по разным причинам покинули свою «малую родину», всегда вспоминают свою деревеньку, березовый лес на берегу реки, саму реку… («Калина красная», «Человеку приснилась родная деревня»).
Так искренне, до глубины души затронув, мог написать человек, который сам пережил это и страдает вдали от дома, каждую минуту вспоминая «малую родину».
Незадолго до своей смерти Шукшин пересмотрел многое в своем творческом сосуществовании, к нему пришла зрелость. Последняя роль в кино и в жизни – солдат Лопахин в фильме «Они сражались за Родину». Создавая этот образ, Шукшин – артист воплотил в нем дорогое для всех нас качество: чистейший, предельно скромный героизм человека – борца, сознающего себя частью народа, Родины, а поэтому идущего на подвиг.
Вывод: В.М.Шукшин – художник решительный, мужественный. Мы восхищаемся его смелость, когда он высмеивает хамов, бюрократов, людей бесчестных, наглых. В его произведениях мало положительных героев, с которых можно брать пример. Шукшин предлагает нам задуматься о самих себе, правильно ли мы живем, какие поступки совершаем, достойны ли мы этого гордого звания — человек
2.4 Жанр деревенской прозы
В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой. В зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа. Значительно больше их в нашей стране. Такая ситуация объясняется не только особенностями формирования государств, регионов, их национальной и экономической спецификой, но и характером, «портретом» каждого народа, населяющего данную местность. В странах Западной Европы, крестьянство играло незначительную роль, а вся народная жизнь кипела в городах. В России издревле крестьянство играло самую главную роль в истории. Не по силе власти (наоборот — крестьяне были самыми бесправными), а по духу – крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории. Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и поэты, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему, занимают особое место в литературе.
Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают такие писатели, как Виктор Петрович Астафьев («Царь-рыба», «Пастух и пастушка»), Валентин Григорьевич Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матерой»).
Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин («Сельские жители», «Любавины», «Я пришел дать вам волю» и другие). Его своеобразное творчество привлекало, и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель. Читаешь рассказы Василия Макаровича, его романы, смотришь фильмы и постоянно встречаешь народную песню, частушку. Музыка к его фильмам создана на мелодии песен, звучавших на его родине, в Сростках. Все шукшинские герои очень песенные люди. А разве может быть иначе? Какие только песни они не поют! И торжественные: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»…» И народные, грустные, задумчивые: «По диким степям Забайкалья», «Не вейтеся, чайки, над морем, вам некуда, бедненьким, сесть…», «Сронила колечко со правой руки», «То не ветер ветку клонит», «Отец мой был природный пахарь» и многие другие. А уж, какие частушки веселые да залихватские:
Истопила мама баню,
Посылает париться.
Мне, мамаша, не до бани –
Миленький венчается…
Шукшин употребляет просторечные слова, которые вроде бы и известны, но очень жаль, что мы почти не помним их смысл: шайка, горница, охламон, полати. В тексте можно найти выражения, фразы, которые присущи письму Шукшина: «хочу крестьянствую, хочу хвост дудкой», «наговорил сорок бочек», «дым коромыслом», «е-мое», «ни сном, ни духом», «хоть матушку – репку пой», «ядрена мать», «шел я лесом – просекой», «пятый угол искать», «как собаке пятая нога», «елкина мать», «чудак человек», «пришей – пристебай», « даю голову на отсечение», « кишмя кишело», «рубаха – перемываха», «баш на баш», «хватил лишка», взятки гладки», «ушки топориком», «кудыкина гора» и многие другие.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Решение дифференциального уравнения с последующей аппроксимацией
Реферат Video Recorder Essay Research Paper Camcorders And
Реферат Современная психология и правоохранительная практика
Реферат Азия для тебя! Составитель Антон Кротов Внимание! Предупреждение!
Реферат Военная экспансия гуннов в центральной Азии
Реферат Сравнительный анализ Silentium Ф Тютчева и Silentium О Мандельштама
Реферат «Явления природы»
Реферат Страховое возмещение
Реферат Система автосервиса как объект экспертизы
Реферат Media Code Of Ethics Essay Research Paper
Реферат Решение систем нелинейных уравнений методом Бройдена
Реферат Толпа как социальное явление
Реферат Слова-сорняки в современной русской речи
Реферат Философские взгляды H. Бердяева. Н. Бердяев о "российской душе
Реферат 1. Предпосылки и необходимость маркетинговой деятельности в современных условиях