Введение
Актуальностьвыбранной темы обуславливается тем, что НЛП все больше охватывает сферубизнеса. С самого возникновения, нейро-лингвистическое программированиеразвивалось в двух направлениях:
— изучениешаблонов мастерства во всех областях человеческой деятельности;
— овладениеэффективными мышлением и коммуникациями, которыми обладают выдающиеся люди.
Из вышеперечисленного видно, что НЛП имеют огромную важность в применении на практикеуправления.
Проблема,рассматриваемая в данной работе, касается всех руководителей и сотрудниковорганизации, которые хотят не просто работать, а получать прибыль. НЛП в данномслучае помогает ответить на множество вопросов, возникающих у управленцев.Например, такие как: — Почему одни способны продать дорогой автомобиль, адругие с тем же опытом, нет? Как правильно показать себя руководителю насобеседовании? Как правильно преодолеть непонимание между сотрудниками ислаженно работать?
Целью даннойработы является анализ применения НЛП в практике управления.
Исходя изпоставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Провестианализ литературы по данной тематике;
2. Выявитьпроблемы в практике управления, которые решаются с помощью НЛП;
3. Описатьметоды, с помощью которых решаются эти проблемы;
4.Рассмотреть критику НЛП.
1.Практические примеры влияния НЛП
Приведемпример возникшей проблемы. Автосалон, продававший автомобили за 15 тысячфунтов, переориентировал свои продажи и стал продавать автомобили в 4 разадороже. Но успехом это не обвенчалось. В чем же была проблема?[1]
В данномпримере с продажей автомобилей центральным вопросом стала необходимость быстройпереориентации персонала в работе с клиентами. Продавцам, для которыхпривычными стали модели стоимостью 15 тысяч фунтов, необходимо было научитьсясбывать более дорогие автомобили, чья цена была в четыре раза выше. Частьперсонала быстро адаптировалась к изменившимся условиям, причем для некоторыхсбыт роскошных экземпляров оказался легко выполнимой задачей. В отличие от них,другие продавцы чувствовали неуверенность в своих силах, прежде всего в областиобщения с более обеспеченными клиентами. Менеджерам компании стало ясно, что впервую очередь необходимо понять, как удачливым продавцам удается стольэффективно работать, в чем причины их успеха. Но самое важное, нужно былосформировать правильную модель поведения, позволявшую находить общий язык склиентами более высокого уровня и внедрить эту модель среди других сотрудниковавтосалонов. Для этого все действия персонала отслеживались и анализировались.
Чтобыулучшить результаты анализа, руководители помимо бесед и опросов работниковснимали их действия при работе с клиентами на видео, использовали подставныхпокупателей. Таким образом, удалось сформулировать определенную модель успешнойторговли. Как ни странно, но при продаже дорогих машин продавцы работалименьше. Их действия были неторопливыми и уверенными. Они старались большеслушать клиента, нежели говорить самим. На каждого клиента уходило большевремени. И хотя внешне казалось, что они не проявляют особенных усилий, на делекаждый продавец старался сформировать многосторонне отношение покупателя кавтомобилю путем воздействия на все каналы восприятия
Для началаиспользовался эффект от визуального восприятия объекта. Клиенту предоставляласьвозможность насладиться внешним видом автомобиля. Далее следовали элементыощущений и прикосновений. Клиенту предлагалось посидеть в салоне машины,почувствовать удобство и комфорт сидений. И в довершении при пробной ездепродавец обращал внимание на отсутствие шума внутри салона. Также он мог задатьвопрос, легко ли управлять машиной, как она слушается руля.
Итак, модельуспешного поведения была сформирована. Необходимо воздействовать на все органывосприятия – слух, осязание, зрение, чтобы у покупателя создалась полнаякартина ощущений и мысленный образ покупки. Важно было воздействовать на всечувственные каналы, так как каждый человек пользуется разными чувствами вразных пропорциях. В целом, компании удалось использовать полученный опыт,обучить оставшийся персонал и улучшить эффективность их работы и показателипродаж.
Системныйподход к человеческим навыкам
Нейролингвистическоепрограммирование находит широкое практическое применение в различных сферахчеловеческой жизни. В приведенном примере использование этого метода нагляднопродемонстрирован в бизнес сфере. Именно при непосредственной работе склиентами они имеют решающее значение
Нейролингвистическоепрограммирование является системой различных идей и техник, которыеиспользуются и постоянно совершенствуются уже в течение 25 лет. Ихэффективность подтверждена в работе продавцов и консультантов во всем мире,также оно нашло широкое применение в практическом руководстве для тех, ктостремится к переменам. Таким образом, НЛП предоставляет эффективные методы ипути улучшения результатов вашей деятельности, будь то коммуникации, работа вкоманде, проявление творческих навыков и лидерских качеств
Случай второй
Штатныйадминистративный работник претендовал на повышение, чтобы иметь возможностьсотрудничать и взаимодействовать с инициативным, активным и деятельнымруководителем компании. Но на это место претендовали еще два его соперника,обладавших всеми данными для данной должности. По сути все трое идеальноподходили, но выбрать должны были одного. Когда работник постарался представитьсебя на месте босса и попытался рассмотреть кандидатов со стороны заказчика, онпонял, что особенных различий между ними нет и все неплохо бы выполняли даннуюработу.
Такимобразом, ему необходимо было определить то конкурентное преимущество переддругими кандидатами, которое позволило бы ему получиться данную должность. Дляначала приоритет был отдан опыту и профессионализму кандидатов. Но работникпонял, что уже обладает достаточным уровнем. Наиболее важным было установлениеотношений с руководителем, позволившим ему эффективно работать в паре со стольэнергичным человеком. Когда его спросили, как именно он собирался помогать иподдерживать своего босса в его работе по управлению фирмой, служащийнезамедлительно ответил, в первую очередь ему необходимо было научитьсявыражать свой энтузиазм и действовать столь же энергично, как и егоруководитель. проявлять свою энергию так, чтобы идти в ногу с руководителем. Втечение месяца с ним проводились различные занятия с целью раскрыть егопотенциал и сделать его менее замкнутым при беседе и быть более открытым. Онпонял, каким образом нужно вести себя, что казаться уверенным в себе человеком.Также проводилась работа по улучшению его ораторского мастерства и правильногоприменения жестов и мимики при общении. День собеседования становился все ближеи с его приближением нарастал энтузиазм работника в связи с новым повышением.При беседе он смог использовать все свои внутренние ресурсы, что показать себяволевым и энергичным человеком.
Послесобеседования работник был уверен, что его уровень вполне соответствует уровнюего руководителя, а через два дня его назначение было подтверждено. По егомнению он был принят лишь благодаря проведенным с ним тренингам. Позволившимему настроить гармоничные отношения со своим шефом, но это были лишьпредположения. Однажды он поинтересовался у шефа, по каким критериям был выбранименно он, на что президент улыбнулся и сказал, что с ним было легче всегоработать. Таким образом, для успешного руководителя важнейшим параметром приотборе кандидатов становиться не столько его профессионализм и навыки, сколькосложившиеся взаимоотношения. Ведь именно эффективная работа в команде позволяетсядобиваться поставленных целей в работе всей организации. Так, в наше времяпервостепенно значение приобрела сфера человеческих взаимоотношений.
Последнийпример показывает, насколько важно в работе фирмы уметь правильно подбиратьперсонал и хорошо разбираться в людях. Здесь мы рассмотрим деятельностьруководительницы коллектива, чьем задачей стало установление взаимоотношениймежду летающими в облаках теоретиками и тщательными исполнителями. Ейнеобходимо было научиться передавать идеи от первых для реализации ихпоследними. Это сложная задача, ведь необходимо было установить связи ссовершенно разными по типу людьми и найти подход и к тем, и к другим, покаперсонал не станет сплоченной командой
Бизнес преждевсего зависит от людей. Именно они являются секретом успеха компании илипричиной ее провала. Важнейшая задача руководителя научиться устанавливатьсвязи между ними и налаживать гармоничные взаимоотношения. Для менеджеровнового поколения необходимо обладать лидерскими качествами, умением воздействоватьна персонал в правильном направлении, способность управлять не только внешними,но и своими внутренним ресурсами для достижения слаженной работы всей компании
Новыйруководитель
Если раньшедля руководителей важнейшей целью была сделанная персоналом работа, то современем на первый план вышло умение устанавливать и поддерживать гармоничныеотношения между всеми сотрудниками, начиная от подчиненных и руководителейотделов, а также с клиентами. Ведь имен корпоративная культура оказываетнаиболее заметное воздействие на показатели прибыли. Именно от слаженной работыв организации зависит е конкурентоспособность и положение на рынке. В подобныхситуациях навыки нейролингвистического программирования становятся весьмаактуальными и чрезвычайно важными.
Самым ценнымкачеством для управленца стало умение работать с людьми. Оно нуждается впостоянном совершенствовании путем улучшения навыком общения. Не стоит забыватьи о столь важном таланте, как умение воздействовать на персонал, умениемотивировать к достижению поставленных целей. Здесь не последнюю роль играетвнутренне обаяние руководителя, его харизма, а также те области налаживаниявзаимоотношений, которые нуждаются в постоянном совершенствовании.
Руководителинового поколения понимают, что их личный успех зависит от остальных, и именноих поддержка способствует достижению наилучших результатов. Ведь нельзяконтролировать и стимулировать подчиненных посредством страха и ненависти, этиметоды возможно и эффективны при коротких сроках работы, но в долгосрочнойперспективе они обречены на провал.
Новыеруководители понимают, что чем большими знаниями о поведении своих работниковони обладают, чем лучше умеют наладить общий язык, тем сильнее их сила влияния.Поэтому не стоит пренебрегать методиками, предлагаемыми НЛП, в целях достиженияэффективной работы и новых перспектив в развитии.
Подведем итогвышеизложенному:
— На ведениебизнеса влияет личностный фактор и это нельзя исключать;
— НЛПдействительно помогает в управлении. Во всех ли случаях – другой вопрос;
— Бизнес –это люди, а людям для эффективного взаимодействия необходимо правильно пониматьдруг друга, воспринимать чувства и невербальные сигналы;
— НЛП создает«новых» руководителей, которые умеют правильно управлять организацией и людьми.
2. ТеорияНЛП
Впервые НЛП,именно как отдельное понятие, возникло в начале 70-ых годов двадцатогостолетия.
Нейролингвистическоепрограммирование началось с того, что два американца – это ассистент профессорапо лингвистики Джон Гриндер, а также увлекавшийся психотерапией молодой студентРичард Бэндлер – задумались именно о том, есть ли что-то общее во всех методах,которые пользуются успешными психотерапевтами, можно ли это вычленить инепосредственно овладеть этим. Они проанализировали все принципы работы трехочень выдающихся психотерапевтов: это основоположника гештальт-терапии по имениФрица Перлза, а также талантливого семейного психотерапевта, которого величаютВирджинии Сатир и всемирно популярного и известного гипнотерапевта ЭриксонаМилтона. Несмотря на то, что они сильно отличались по личностным качествам, ипо профессиональным подходам, оказалось что, они использовали приблизительноодинаковые приемы. Итак, будущих основоположников НЛП не интересовало созданиесовсем новых теорий и интересных психотерапевтических практик; а как людирациональные, они надеялись обнаружить очень короткий путь к достижениюрезультата. Но, они создали и то, и другое – это новую теорию и конечно женовый психотерапевтический подход, являющийся на редкость результативным. Благодаряэтому, он и является исключительно популярным.
С началавозникновения, НЛП развивалось в двух взаимообогащающим направлениях. Первое –изучение шаблонов истинного мастерства в любой области деятельности человека.Второе – овладение тем способом мышления и коммуникации, который и сегодняпрактикуется выдающимися людьми.
В большомсловосочетании «нейролингвистическое программирование» скрыты три простые идеи.О том, что любое поведение зачастую базируется на достоверной информации оторганов чувств (отсюда и частица «нейро»). О том, что язык мы используем дляупорядочивания мыслей и чувств наших, а по речи человека можно определитьполную и внутреннюю картину мира в его в голове (отсюда «лингвистическое»). А отом, что возможно уложить свои мысли и поступки именно таким образом, чтобы вконце получить нужные результаты (вот и «программирование»).
Три основныхстолпа НЛП – это чувствительность, цель и гибкость. Если правильно ставитьцели, ты узнаешь, в каком именно направлении двигаться. При развитии сенсорнойчувствительности, наблюдательности и интуиции, получаешь информацию именно отом, адекватны ли применяемые тобой средства продвижения к конечной цели. Иочень важна способность грамотно отреагировать на изменение любых событий иправильно приспособиться к возникшей ситуации. На развитие этих знаний инаправлена тренинговая работа в НЛП. А тренер, работающий в рамкахнейролингвистического подхода, постоянно заинтересован в том, чтобы как следуетрасширить репертуар поведения любого человека, научив его воспринимать какминимум три способа выхода из ситуации. Ведь хорошая гибкость человеческогоповедения – залог владения любой ситуацией.
Итак, НЛП –это:[2]
— Способпринять у других людей всевозможные навыки и способности: убеждать, ставитьцели, организовывать– изучение совершенства человека;
— Образмысли, позволяющий добиваться поставленных целей;
— Техникаочень эффективной коммуникации;
— Возможностьв любой момент переосмыслить свой опыт.
Сегодня вбизнесе НЛП применимо во многих областях. Начиная от рекламы, заканчивая даженабором персонала и ведением любых переговоров. Очень сильный раздел в НЛПпосвящен постановке целей и стратегиям их реализации. Еще момент – этоподдержание себя в лучшей форме, в хорошем и работоспособном состоянии.
ПрименениеНЛП в бизнесе обусловлено имеющимися технологиями, которые позволяют полно иточно собирать информацию и качественно управлять ей, производя очень быстрыеизменения в мышлении человека, в том числе и без его участия – т.е. набессознательном уровне.
Красивоеприменение НЛП полезно совершенно в любом общении, но ведь очень важно добитьсяи большего в такой области как продажи. У продаж выделяют всего два параметра:качество и уровень. Уровень – это количество всех покупок, сделанных клиентами,качество – объем именно каждой покупки. Уровень продаж можно легко увеличить,проведя рекламную компанию. НЛП дает все инструменты, которые могут увеличитьэффективность рекламной компании.
Обычно врекламе технологии НЛП применяются для решения следующих задач:[3]
Первое, этоопределение аудитории – то есть определение объектов внимания и определенныхстратегий человеческого мышления, свойственных рассматриваемой аудитории. Этопозволяет создавать комфортные для целевой аудитории сообщения. Помимопопадания рекламной идеи в сознание любой целевой аудитории, это дает еще идостаточно высокий процент принятия данными людьми рекламной идеи, каксобственной, либо авторитетной для них же.
Второе, этоиспользование методик новизны для разработки самих рекламных идей, а такжеинструмент анализа эффективности этих рекламных идей. Второй параметр продажтакже важен, он позволяет увеличить качество каждой конкретной покупки, иувеличить объем прибыли, получаемый от каждой продажи. Огромную роль во всемиграет умение общаться сотрудников в отделе продаж. То как они могут легкозаинтересовать покупателя, и вызвать у него чувство полного доверия, перевестинедостатки именно в достоинства, оказывает влияние на расположение клиента.
При помощиневербальной коммуникации передается около 93 процентов информации, большаячасть ее воспринимается бессознательно. Невербальная коммуникация – этоэффективный способ бессознательного влияния, который особенно легкоиспользовать в процессе продаж. Порой так хочется, чтобы клиент полностьюдоверял! Управление состоянием клиента, вызов состояния полного доверия,интереса, уважения, желания – всё это инструменты НЛП, они позволяют весомоподнять качество всех продаж.
Давноизвестно, какую роль играет общение в деловом взаимодействии. Многочисленныеисследования показали, что успех человека, работающего в сфере постоянного иделового взаимодействия, на 80-85 процентов зависит именно от егокоммуникативной компетентности и на 15-20 процентов определяется уровнемпрофессиональной подготовки. Во многих фирмах при подборе кадров важнымкритерием считается умение человека согласовывать действия и решения с другими.[4]
НЛПрассматривалось как инструмент для науки у других эффективным стратегиямповедения, и в переговорах, НЛП приносит инструменты установления контакта впереговорном процессе.
Достижениецели при помощи техник НЛП
Очень важныйраздел НЛП посвящен постановке целей и стратегиям ее реализации. Как правило,на тренинге по НЛП этому разделу посвящают несколько дней, но он, так илииначе, присутствует постоянно. Ведь каждому человеку хочется, чтобы именно егоцели и мечты реализовались.
Всеинструменты, а также стратегии достаточно просты. Мы искренне верим, многие воскликнут:«Я всегда именно так делаю!», но для многих эти инструменты могут стать полнымоткрытием: «Оказывается вот так можно делать!». Примером может статьспецификация любой цели: если как следует разобраться с ее задачей, точнорешить что хочешь, что может потребоваться, что может помешать и конечно как сэтим справиться, цель будет достигнута.
Несмотря на простотутехники достижения любой цели весьма эффективны и очень разнообразны: их можнолегко подобрать под каждую задачу и конечно под каждого человека, ведь этоприятно пользоваться тем, что удобно и эффективно.
НЛП уже сконца 70-ых годов активно применяется во все бизнес-задачах в США и Европе.Крупные российские компании также давно пользуются НЛП, порой сами того неосознавая. Все элементы в НЛП так или иначе увеличивают эффективностькоммуникации. Она становиться очень быстрой, красивой и достаточно изящной. Ипотому тренинг НЛП в России становится все более популярным.
3. КритикаНЛП
Первая группаоппонентов
Признаетдействие методов в НЛП на психику и поведение любого человека, но считает, чтов этом кроется основная опасность. Само название, теории, уже включает «опасный»компонент – это программирование. НЛП с его разрывами шаблона, с егопроникновением в бессознательное к человеку является близким родственникомгипноза. В гипнотическом состоянии любой человек беспомощен, контроль сознанияполностью отсутствует, а бессознательному можно внушить почти все, что угодно.Таким образом, НЛП приравняли к полному открытию ядерной физики – это и полезно,и опасно.
Гипноз –метод древний. Его применяли еще шаманы для обезболивания и изгнания всехдемонов. С конца XIX века гипноз практикуют психоаналитики и психиатры мира.Для «опасного оружия» вырабатывается кодекс, который строго настрого запрещаетиспользовать метод в других целях, кроме как в научной и конечнотерапевтической.
У НЛП такогокодекса совсем нет. При отсутствии данного закона логичен страх именноцеленаправленного программирования поведения всех людей. Ужасные цели, окоторых говорят все оппоненты НЛП, это не только программирование науничтожение подобных себе и т.п. Это могут быть совсем мирные цели полученияприбыли при помощи программирования. Кстати, специалисты по нашей рекламеодними из первых обратили свой взор именно к НЛП.
Вторая жегруппа оппонентов НЛП сомневается уже именно в самом воздействии этого методана поведение группы людей. Свою позицию они объясняют именно тем, что методы вНЛП достаточно универсальны, и созданы для общего применения, а ведь каждыйчеловек это уникальный, присущий только ему, набор свойств. Учет модальностидругого человека – это поверхностный подход.
Помните, мыговорили о психодиагностики группы перед тренингом? Именно благодаря ей тренингстановится индивидуальным, направленным именно на данных людей. Видимо, курсНЛП нуждается в предварительной психодиагностике для большей индивидуализацииметодов.
Следующейгруппе оппонентов
Совсемнезачем сомневаться в НЛП – они опровергли его с помощью разных научныхметодов. Экспериментально проверено, соответствие ожиданий НЛП-тренера ирезультатов, которые получены испытуемым после прохождения всего курса НЛП.Оказалось, что совсем никакого соответствия нет. То есть, тренер попросту незнает, на что в этот момент направлено упражнение.
Такжепроверялось соответствие методов НЛП тем методам психотерапии, на которых ониоснованы. Совсем нетрудно догадаться, что это соответствие не подтвердилось.
Плохими дляНЛП оказались результаты исследования модальностей восприятия. В ходе неговыявились взаимные корреляции поведения субъекта в разных модальностях. Этоозначает крушение основ НЛП – рассмотрение поведения любого человека с точкизрения модальностей восприятия.
Проверялась инадежность НЛП, результаты данного эксперимента также не радуют создателей.
НЛП в ответзаявляет о том, что создание методов никогда не предполагало их проверки, чтоНЛП проверяется в жизни. Тогда о какой научности этого подхода вообще можноговорить?
Вот некоторыеразличия, согласно которым НЛП нельзя считать именно наукой:
Социальнаяпсихология очень четко определяет свой предмет, она опирается на эмпиризм, сбори анализ данных, включающий математико-статистическую обработку всехрезультатов. НЛП предпочитает интуитивный и достаточно философский подход визучении поведения любого человека.
Социальныепсихологи-теоретики состоят в едином научном сообществе, а любое открытие всоциальной психологии обязательно должно быть научно доказано и рассмотренокритериям оценки открытий. НЛП имеет собственную сеть специалистов исобственный грамотный порядок сертификации.
Еще однаважная группа оппонентов cчитает НЛП бездейственным. Они полагают, что НЛП – это хорошораскрученная торговая марка, приносящая немалый доход. Это, крайность, хотядоля правды есть. Но тогда стоит обвинить всех продавцов. Разве, психоаналитики,растягивающие курсы на годы и берущие за один сеанс крупные суммы, извлекают изэтого процесса хорошую прибыль не сознательно?
Важнопомнить, недостатки есть у любой теории. Главное для тех, кто уже решилсявзаимодействовать с НЛП– найти «золотую середину» – те методы, эффективностькоторых уже подтверждена психологическими теориями.
В течениеочень многих лет проводились исследования НЛП в ходе которых было достоверноустановлено, что НЛП практические не имеет положительных результатов.
То, чтокасается понимания неврологии и восприятия в НЛП, то они ошибочны. Вместо того,чтобы опираться на научную теорию, НЛП основывается на очень устарелыхметафорах функционирования человеческого головного мозга, к чему примешиваютсяошибки. Нет доказательств в пользу предположений НЛП, и в пользу эффективностиНЛП.
В 1988 году вобъявлении Национального Комитета США повествовалось, что «Индивидуально и вгруппе, научные исследования НЛП не могут обеспечить эмпирическую основу дляподдержки НЛП гипотез, и эффективности методов. Комитет совсем не можетрекомендовать использование именно таких техник». В дополнение ко всему, ЭдгарДжонсон, технический директор, руководящий проектом по НЛП, утверждал, именночто «Большинство данных указывают именно на то, что НЛП совсем не работает». [5]
НЛП не всостоянии привести доказательства в пользу моделей и их эффективности. Личноемнение о НЛП у Д. Моргана: «методы НЛП очень уклончивы и вызывают большиесомнения».
Предполагаемаясвязь именно между направлением любого движения глаз и предпочитаемымисистемами непосредственного восприятия не соответствует результатам, которыеполучены в ходе научных исследований НЛП.
НЛП совсем,научно не обосновано и потому считается не подходящим для дальнейшихисследований. Из-за того, что многие люди разочаровались в нем, упоминания оНЛП в журналах и книгах сегодня становится все реже. Именно таким образом, НЛПне прошло испытание долгим временем. В настоящее время в США НЛП короткоупоминается в теоретических исследованиях по бизнесу.
Существуетобъяснение того, почему именно некоторые люди считают, что методы НЛП являютсяэффективными. Это может объясняться эффектом плацебо, социальным давлением, чемглавным лечением и искажением фактов путем изменения всех представлений,изменением ценности в течении процессе лечения и переоценивая успех, игнорируя,преуменьшая или объясняя все неудачи.
Подведем итогвышеизложенному:
— Теория НЛПговорит о совершенности применяемых методов;
— НЛПприменяется практически во всех сферах бизнеса;
— Экспериментально положительное влияние НЛП доказано не во вех случаях;
— ДействиеНЛП опровергнуто научными методами;
— Естьвероятность того, что действие НЛП имеет негативный эффект.
Заключение
В даннойработе рассмотрено применение НЛП в практике управление. Выяснилось, что НЛПшироко применяется, существует множество практических пособий, помогающихправильно использовать методы НЛП. В некоторых отдельных случаях НЛП действительнопомогает. Однако, некоторые аспекты обнаружили свою крайнюю неэффективность.Доказана ненаучность методов НЛП, оппонентов у НЛП становится все больше ибольше. Рассуждая в этом ключе, автор приходит к выводу, что нельзя на полномсерьезе воспринимать НЛП и внедрять методы НЛП в практику управления.
НЛП – это ненаука, а значит это лженаука.
Лженаукеприсущи определенные заблуждения и отличительные черты. Они могут бытьследующими:
- Использование«туманной» терминологии, которая понятна не всем. То есть придумывание новыхсвоих терминов.
- - Отсутствиевзаимосвязи между отдельными положениями.
- Переоценказначения несистематизированных свидетельств и примеров.
— Злоупотребление сфабрикованными гипотезами и искаженным принципом «бремядоказательств», чтобы защититься от обвинений в фальсификации.
— Главенствопрактики подтверждения, а не опровержения (например, задаваться вопросом«как?», а не «почему?»).
- Искажениепринципа «бремени доказательства» (уже не сторонники НЛП, а его противники,ученые, должны в первую очередь доказать свою правоту).
Но все-таки,вопрос остается очень спорным, потому как случаи положительного влияния НЛПсуществуют.
Основныевыводы:
— НЛПэффективен только в отдельных случаях;
— Существуетогромное количество противников НЛП, и в основном, это ученые;
— Необходимодальнейшее изучение НЛП, экспериментальная проверка.
Список используемой литературы
1. АндреасК, Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшиесубмодальные вмешательства НЛП. – СПб.: Ювента, 2002.
2. БэндлерР. Используйте свой мозг для изменения. – СПб.: Ювента, 2001.
3. ДилтсМоделирование с помощью НЛП. –СПб.: Питер 2000.
4. Люис Б.,Пуселик Ф. Магия нейролингвистического программирования без тайн: пер. с англ. СПб:«Петербург — ХХI век», 2002.
5. О'Коннор Джозеф, Сеймор Джон. Что такое нейролингвистическое программирование?М., 2001.
6. О’КоннорДж., Сеймор Дж. «Введение в нейролингвистическое программирование»Челябинск, «Версия», 2001.
7. Пиз А.«Язык жестов» пер. с англ. Котляра Н.Е., Островского Л., «Парадокс»,2004.
8. ТиуновС. Нейролингвистическое программирование: поиск оптимума М., 2001.