Реферат по предмету "Менеджмент"


Анализ системы управления персоналом на примере предприятия ОАО ЗМЗ

--PAGE_BREAK--Таблица 1
Динамика численности состава кадров по категориям работающих по признаку участия в управленческом или производственном процессе



По результатам можно сделать следующие выводы:

Общая численность относительно стабильная, наблюдается уменьшение численности на 0,35 %. Данное уменьшение произошло из-за сокращения численности персонала.

Показатель численности по категориям недостаточен для полной характеристики трудового потенциала. Охарактеризуем его с качественной стороны: по полу, по возрасту, по стажу работы на предприятии, по уровню образования.

Таблица 2 Структура персонала цеха по половому признаку


2006г.

2007г.

Мужчины

108

38%

112

40%

Женщины

176

62%

171

60%

Всего:

284

100%

283

100%



В цехе преобладают женские рабочие места, их удельный вес составляет 60%. Относительные доли мужчин и женщин за последние 2 года немного изменились: доля мужских рабочих мест увеличилась на 5%, а женских уменьшилась соответственно.
Таблица 3

Структура персонала по возрасту

(количество человек и удельный вес в %)



Средний возраст работающих 37 лет. Наблюдается небольшое увеличение числа работников моложе 30-летнего возраста, а возрастная группа от 30 до 40 лет уменьшилась. Численность персонала от 30 до 50 лет стабильна.
Таблица 4
Структура персонала по стажу работы на предприятии

(количество человек и удельный вес в %)



73,5% от всего числа работающих имеют стаж от 1 до 15 лет. Стаж позволяющий говорить о профессиональном мастерстве работающих и о стабильности коллектива.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 5
Структура персонала по уровню образования

(количество человек и удельный вес в %)



2006г.

2007г.

Высшее

28

10%

33

12%

Средне-профессиональное

70

25%

71

25%

Начальное профессиональное

59

21%

50

18%

Среднее образование

96

34%

99

35%

Неполное среднее образование

31

10%

30

10%

Итого:

284

100%

283

100%



Анализируя структуру персонала Автоматного цеха по уровню образования можно сделать вывод о стремительном росте числа работников, имеющих высшее образование (на 5 %).

Следует отметить, что 33 работника цеха обучаются в высших учебных заведениях без отрыва от производства (на очно — заочных и заочных отделениях).

За 2007 год прошли обучение на курсах целевого назначения, повысили квалификацию, прошли обучение на вторую профессию, обучены вновь и прошли переподготовку 97 человек, что составляет 34% общего количества работающих цеха.

Данный анализ трудового потенциала позволяет сделать вывод о том, что руководство завода, цеха ориентировано, в основном, на интенсивный путь развития производства, поскольку руководствуется принципом наращивания мощностей производства при меньшей численности. Такой подход себя оправдывает, об этом можно судить из экономических показателей за последние два года.
Анкетирование
В производстве проводилось анкетирование на тему «Вовлеченность персонала в деятельность по улучшению». Вопросы анкеты были сформулированы таким образом, чтобы определить отношения работников по таким факторам, как морально-психологический климат в коллективе, наличие лишних рабочих на участке, причины конфликтных ситуаций.

Подготовка персонала (рабочих)

В производстве проводится обучение рабочих:

-         по безопасности труда;

-         обучение требуемой профессии для производства;

-         повышение квалификации;

-         поддержание необходимого уровня квалификации (курсы целевого назначения).

С учетом ротации руководителей проведено дополнительное обучение 3-х групп по изучению документации СМК.

Оценка знаний работников проводится как по экзаменационным билетам, так и по тестам.

Задачи на 2008 год. В плане подготовки персонала необходимо предусматривать опережающее обучение для замены работников, выработавших стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение. В настоящее время в производстве трудится 51 человек в возрасте от 50 до 60 лет.




4. Совершенствование системы управления человеческими ресурсами на ОАО «ЗМЗ»
4.1 SWOT-анализ управления человеческими ресурсами в ОАО «ЗМЗ»
C
ильные стороны

— Полная поддержка изменений со стороны директора завода

— Высокий уровень знаний и профессионализма ИТР

— Создание резерва молодых перспективных специалистов

Слабые стороны

-         Отсутствует программа адаптации новых сотрудников на рабочем месте

-         Отсутствует программа работников к пенсии

-         Недостаточная ротация и мобильность персонала

-         Сильно выражена корпоративная политика

Возможности

— Разработка и внедрение программы адаптации новых сотрудников на

предприятии

— Разработка и внедрение программы адаптации сотрудников к пенсии

— Разработка плана прохождения производственной практики на ОАО «ЗМЗ» студентами НГТУ и других учебных заведений

— Разработка системы эффективной мотивации работников ОАО «ЗМЗ»

Угрозы

— Возможность сопротивления части сотрудников нововведениям

— Конкуренция со стороны других возможных работодателей (других промышленных предприятий города

— Недостаточная мотивация персонала к труду и обучению




4.2 Разработка стратегии управления человеческими ресурсами
4.2.1 Разработка стратегии организационной культуры

Система отношений, лежащая в основе организационной культуры, — это те важнейшие отношения, которые формируют и определяют поведенческие нормы и рабочее поведение членов организации. Это, например, такие отношения, как отношение руководства к работникам, отношение работников к руководству, отношение персонала к работе, отношение работников к клиентам и т.п. Поведенческие нормы — это те требования (как зафиксированные в документах, так и негласные) к поведению работников, которые воспринимаются ими как некий свод правил, определяющих, каким должно быть «правильное», «должное» поведение членов организации в тех или иных стандартных ситуациях. Например, быстрое и качественное обслуживание клиентов, безоговорочное исполнение приказов и распоряжений руководства, помощь и сотрудничество в командной работе и т.п. Действия и поведение работников, направленные на достижение конкретных результатов или выполнение порученных заданий. Это наблюдаемые проявления организационной культуры, ее внешняя сторона, но именно по действиям и поведению работников мы можем судить о том, каково в целом состояние организационной культуры, способствует ли она эффективной работе организации, успешному проведению изменений, поддерживает ли выработанную стратегию развития или нет.

Список некоторых рычагов улучшения организационной культуры

— Эффективность – схемы оплаты на основе результатов труда или уровня компетентности; процессы управления эффективностью; участие в доходах; совершенствование лидерских качеств; развитие навыков.

— Приверженность – программа по улучшению системы коммуникации, повышения уровня участия и вовлеченности работников в процесс; создание климата сотрудничества и доверия; прояснение психологического контракта.

— Качество – программы всеобщего качества.

— Обслуживание потребителей – программы заботы о потребителях.

— Командная работа – построение команды, управление ее эффективностью, командное вознаграждение.

— Организационно обучение – шаги по приумножению интеллектуального капитала и организационной ресурсной способности путем развития обучающейся организации.

— Ценности – усвоение, принятие и приверженность ценностям через вовлеченность в их формулирование, процессы управления эффективностью и способы развития работников; при этом нельзя забывать о том, что не редко ценности укореняются вследствие изменений в поведении, а не наоборот.
4.2.2 Разработка программ адаптации

Рекомендации по внедрению мероприятий по адаптации персонала к завершению профессиональной деятельности

Основная цель: достойная старость работникам ОАО «ЗМЗ».

Основные направления в работе:

1.                 Социальная адаптация работников предпенсионного возраста:

-                     анализ наличия пенсионеров в структурных подразделениях;

-                     установление правил и норм поведения для работающих пенсионеров;

-                     организация и проведение анкетирования работников по вопросам социальной адаптации;

-                     создание службы психологов;

-                     организация работы курсов для работников предпенсионного возраста;

-                     организация наставничества с целью передачи опыта ветеранов молодым работникам;

-                     привлечение пенсионеров к консультативной работе;

-                     привлечение пенсионеров к преподавательской работе;

-                     заключение договоров с пенсионерами, оставленными на работе по инициативе администрации;

-                     изготовление буклетов о действующих на заводе Положениях и пенсионном законодательстве.

2.                 Пропаганда и сохранение духовного наследия машиностроителей.

3.                 Привлечение пенсионеров к активной работе по воссозданию и пропаганде истории завода, его подразделений, города:

-                     привлечение пенсионеров к патриотическому воспитанию молодежи;

-                     организация работы с трудовыми династиями.

4.                 Формирование и внедрение «пакета гибких льгот» для работников предпенсионного возраста и пенсионеров:

-                     организация торжественных проводов на заслуженный отдых;

-                     вручение благодарственных писем;

-                     заключение договоров о добровольном пенсионном обеспечении за 1-5 лет до наступления пенсионного возраста;

-                     дополнительное пенсионное обеспечение работников за счет средств ОАО “ЗМЗ";

-                     дополнительное медицинское обслуживание:

5.                 Взаимодействие трудовых коллективов и общественных организаций:

— организация клубов по интересам

— проведение ярмарок – продаж

— организация экскурсий «Нижегородский край»

— организация работы по предоставлению дополнительных услуг: ремонт одежды, обуви, часов и т.д.,

— совместно с администрацией города разработать и ввести в действие Программу «чистый и зеленый город», привлекая к ее реализации пенсионеров и молодежь.

Разработка программы адаптации сотрудника на рабочем месте

Основные направления программы адаптации

Традиционно в программе адаптации работников выделяют три основных направления:

1.                  введение в организацию

2.                  введение в подразделение

3.                  введение в должность

Введение в организацию

Мной разработан семинар для введения в организацию, который посещают все новые сотрудники по определенному графику.

В процессе введения в организацию обеспечивается не только положительное отношение работников к новому месту работы, но и понимание принципов функционирования организации, прояснение требований и ожиданий со стороны организации.

Семинар для новых сотрудников

Перед началом семинара менеджер по персоналу проводит экскурсию по предприятию. Семинар для новичков организуется в их первый рабочий день. Формируется группа новых сотрудников, с которыми проводится семинар. В семинаре участвуют: менеджер по персоналу – ведущий, юрист, специалист отдела оплаты труда, инженер по охране труда, инженер по технике безопасности, врач, представитель профкома, специалист службы охраны (см. Таблицу 6).




Таблица 6

Программа семинара включает следующие блоки:



Введение в подразделение

Основная нагрузка ложится здесь на руководителя подразделения, хотя и не уменьшает работу менеджера по персоналу. Для нового работника очень важно, как пройдет его первый день. Руководителю подразделения следует представить нового работника коллегам, уделить внимание в конце рабочего дня, сказать, что работник может рассчитывать на помощь и поддержку руководителя. Постепенно следует вводить нового работника в систему неформальных отношений, поручать разовые общественные поручения, что способствует установлению межличностных контактов и помогает ему адаптироваться в новом социуме. Новичка знакомят с работниками данного подразделения, а также прикрепляют наставника, который будет нести ответственность за прохождение адаптации данного работника.

Ведение в должность

Непосредственный руководитель нового работника начинает свое общение с новичком после того, как с ним побеседовал руководитель подразделения. Он отвечает за его ознакомление с работой и с его основными функциональными обязанностями.

Необходимо прописать функции непосредственного руководителя при проведении адаптации сотрудника. К ним относятся:

·                     назначить наставника (консультанта), ответственного за «новичка», или взять эту работу на себя;

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.