--PAGE_BREAK--2.2 Хождение по мукам
В октябре 1941 года мобилизован в армию, вскоре попадает в офицерскую школу в Костроме. Летом 1942 года присваивают звание лейтенанта, а в 1943 году Солженицын уходит на войну. Он командует батареей звуковой разведки, награждается медалями и орденами, Солженицын прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, получил звание капитана. В конце января 1945 года он вывел батарею из окружения. Командование высоко ценило храбрость и воинское мастерство Александра Исаевича. Казалось, ничто в будущем не предвещает ему той страшной участи, которая выпала на его долю. Последние фронтовые впечатления — выход из окружения в Восточной Пруссии (январь 1945) — отразились в написанных в лагере поэме “Прусские ночи” и пьесе “Пир победителей”, а позднее были использованы в “Августе Четырнадцатого” при описании “самсоновской катастрофы” — гибели армии А. В. Самсонова, в рядах которой находился отец писателя.
Но 9 февраля 1945 года его арестовали, военная цензура обратила внимание на переписку Солженицына с его другом Николаем Виткевичем. Там содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературы. Александр Исаевич содержался в Лубянской и Бутырской тюрьмах (Москва); 27 июля осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Впечатления от лагеря, затем от работы заключенных в Москве (строительство дома у Калужской заставы) легли в основу пьесы «Республика труда» (первоначальное название «Олень и шалашовка», 1954 года). В июне 1947 году переведен в Марфинскую «шарашку», позднее описанную в романе «В круге первом». С 1950 года в экибастузском лагере (опыт «общих работ» воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»); здесь он заболевает раком (опухоль удалена в феврале 1952 г.). Дважды лечится в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге — будущий «Раковый корпус»
С февраля 1953 года Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан.). 6 февраля 1956 года Верховный суд Советского Союза освободил Александра Исаевича от ссылки, а через год его и Виткевича объявили полными невиновными: критика Сталина и литературных произведений была признана справедливой и не противоречащей социалистической идеологии, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор». С 1957 года Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это время идет потаенная писательская работа над романом «В круге первом», созревает замысел «Архипелага ГУЛАГ», но он и не надеется на их публикацию.
2.3 Начало славы «Один день Ивана Денисовича»
Зимой 1950/51 гг. писатель задумал рассказ об одном дне заключенного. В 1959 году практически за месяц была написана повесть и названа «Щ — 854 (один день одного зэка)». «Щ – 854» — лагерный номер главного героя, Ивана Денисовича Шухова, обычного узника сталинского лагеря. В этом рассказе автор от лица своего героя повествует о всего одном дне из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича. Но и этого дня хватит, чтобы понять то, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, узнать о жизни заключенных, ужаснуться этому. Лагерь — это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Здесь совсем другие законы, отличающиеся от привычных нам, каждый здесь выживает по-своему. Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри, человеком, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.
«Один день Ивана Денисовича» — произведение почти документальное. Перед нами описание одного дня одного зэка от подъема до отбоя. Мы как будто окунаемся в лагерный быт, когда все ценности человеческие как бы переворачиваются в сознании и главным становится только стремление выжить, выжить любой ценой: подработав ли, «закосив» ли лишнюю пайку, «подмазавшись» ли к начальству и тому подобное. Да, Шухов сохранил в себе искру человечности, но скольких его товарищей эта Система сломала, лишила человеческого достоинства!
Персонажи, за исключением главного героя, — реальные люди, с которыми Солженицын познакомился в лагере. Документальность — отличительная черта почти всех произведений писателя: он больше доверяет жизни и ее творцу — Богу, чем художественному вымыслу. Жизнь для него более симпатична, нежели художественный вымысел.
Осенью 1961 года с повестью познакомился главный редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твардовский. Разрешение на публикацию повести Твардовский лично добился у Первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Н. С. Хрущева. «Щ – 854» под измененным названием – «Один день Ивана Денисовича» был напечатан в одиннадцатом номере журнала «Новый мир» за 1962 год. Ради публикации повести Солженицын был вынужден смягчить некоторые детали жизни заключенных.
Солженицын стал известен всей стране. Чтобы прочитать его повесть, за номером «Нового мира» в библиотеках записывались в огромные очереди. Текст повести передавали из рук в руки, перепечатывали на пишущей машинке, «Один день Ивана Денисовича» стал для многих откровением. Впервые о лагерном мире была сказана неприкрытая правда. Автор и редакция «Нового мира» получали множество писем. Одни читатели благодарили за честное изображение быта политических заключенных, восхищались сочным, красочным языком с лагерными словечками и выражениями. Другие клеймили Солженицына как «врага» и «клеветника». Появились публикации, в которых утверждалось, что писатель сгущает краски. Но преобладало восторженное восприятие рассказа. Солженицын на короткое время был признан официально.
«Матренин двор»
Спустя несколько месяцев после «Одного дня Ивана Денисовича», в первом номере «Нового мира» за 1963 год был напечатан еще один рассказ Солженицына – «Матренин двор». Он, как замечал сам автор, полностью автобиографичен и достоверен. Прототип главной героини — знакомая Солженицына, владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель. Повествование ведется от первого лица — Игнатича, который возвращается в Европейскую Россию из дальней ссылки: «Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России — если такая где-то была, жила [№6, с.118].
Рассказчик, казалось бы, находит эту патриархальную, нетронутую Россию в деревне Тальново. Неприглядная правда жизни разрушает его надежды: колхозники недоброжелательны друг к другу и корыстны. Их убогая жизнь и несчастная судьба мало чем отличается от существования лагерных узников. Но в этом беспросветном, постылом мире Игнатич находит праведницу — крестьянку Матрену. Она человек не от сего мира. Ее имущество — колченогая кошка и коза. Ее дети умерли в младенчестве. В Великую Отечественную войну без вести пропал муж. Ей долго не оформляют за него пенсию. И все же Матрена не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрена напоминает библейскую героиню Марию, чуждую земных забот.
Матрена у Солженицына — воплощение идеала русской крестьянки. Ее облик подобен иконе, жизнь — житию святой.
Произведение А.И. Солженицына «Матренин Двор»(первоначальное название «Не стоит село без праведника») дает яркое представление о выдающемся художественном таланте писателя, его верности правде в литературе. Сквозная тема рассказа «Матренин Двор» — сохранение человеческой души в условиях тяжелой жизни простых деревенских людей.
В эти годы Солженицын в основном пишет рассказы, которые критика иногда называет повестями, — «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела». В 1962 году его принимают в Союз писателей и даже выдвигают на Ленинскую премию. Однако сказывается энергичное противодействие защитников коммунизма, верно понявших, что имеют дело с настоящим противником системы, — премии Солженицын не получает, исподволь начинается кампания клеветы. Борьба с писателем нарастает после падения Хрущева: в сентябре 1965 г. КГБ захватывает архив Солженицына; перекрываются возможности публикаций, напечатать удается лишь рассказ «Захар-Калита». Триумфальное обсуждение «Ракового корпуса» в секции прозы Московского отделения Союза писателей не приносит главного результата — повесть по-прежнему под запретом. В мае 1967 г. Солженицын в Открытом письме делегатам Четвертого съезда писателей требует отмены цензуры. Работа над «Архипелагом...» (закончена в 1968г.) и книгой о революции перемежается борьбой с писательским руководством, поиском контактов с Западом. Публикация за границей его романов «В круге первом» (1968г.) и «Раковый корпус» (1968-1969г.), причём без ведома самого Солженицына. Но это уже не имело никакого значения. На публикацию произведений писателя в СССР уже давно существовал негласный запрет, и, как тогда было принято, советские люди осудили писателя, не зная его произведений. В ноябре 1969 г. Солженицын исключен из Союза писателей.
продолжение
--PAGE_BREAK--