Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Основные понятия европейского права

--PAGE_BREAK--4. Юрисдикционная защита права Сообществ, осуществляемая судебными учреждениями Сообществ (Суд ЕС и СПИ) и государств-членов.
Под ней понимается  императивная обязательность для всех национальных судебных органов государств-членов и судебных учреждений Сообществ обеспечить применение права Сообществ и максимально эффективную защиту прав и интересов, возникающих на его  основе.   Одним  из  центральных  вопросов  обеспечения юрисдикционной защиты является установление ответственности государства за нарушение права ЕС. Ответственность государства наступает при наличии трех условий:
— норма права ЕС, применимая в данном случае, должна предполагать наделение правами частных лиц.
— соответствующее право поддается идентификации на основе права Сообществ.
— существует причинная связь между нарушением обязательства государством и ущербом, понесенным лицом, пострадавшим в результате противоправного деяния. Право Сообществ и международное право.[8]
Европейские сообщества наделены учредительными договорами статусом юридического лица, которым они должны пользоваться во всех государствах-членах в максимально полном объеме, предоставляемом национальным правом, и международной правосубьектностью. Последняя означает. В частности, что Сообщества вправе вести переговоры и заключать международные договоры и соглашения с третьими государствами как двустороннего, так и многостороннего характера; сотрудничать с международными организациями и даже входить в их состав; поддерживать как таковые являются обязательными для всех государств-членов Европейского Союза.
V.   Соглашения, заключенные Сообществами с третьими государствами и международными организациями, выступают в качестве внешних источников, правовой режим которых определяется в значительной мере нормами общего международного права. На них полностью распространяются  такие  принципы  права  международных договоров, как обязательность соблюдения, неизменяемость в одностороннем порядке, верховенство по отношению к внутренним источникам права, и другие. Специфика международных договоров, заключаемых Сообществами, состоит в том, что их постановления не должны противоречить учредительным договорам.[9]
2. Основы европейского правового пространства в области защиты прав и свобод человека Европейское правовое пространство в области защиты прав и свобод. человека рассмотрим на примере Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г. и Европейской социальной хартии 1961г.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была подписана 4 ноября 1950г. в Риме. Конвенция стала первым юридически обязательным нормативным актом, который детально кодифицировал основные права человека, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека. Эта Конвенция создала действенный международный контрольный механизм для рассмотрения межгосударственных и индивидуальных жалоб, Европейский Суд по правам человека, а также систему, которая должна контролировать осуществление принятых решений. Заметная слабость системы Конвенции состоит, прежде всего, в том, что, за исключением основ Конвенции. Государства-участники согласно ст15 могут принимать меры в отступление от своих обязательств по Конвенции и ограничивать гарантированные ею права.[10]
Из правовых принципов Конвенции нужно выделить следующие:
— Конвенция следует концепции изложения естественных, неотъемлемых прав и свобод согласно ст. 1 всеобщей декларации прав человека.
— Изложенные в Конвенции и дополнительных протоколах права и свободы гарантируются всем лицам, находящимся под юрисдикцией. государств-участников, в том числе лицам без гражданства или гражданам (подданным) других государств.
— Закрепляется принцип недискриминации в отношении прав и свобод, признанных в Конвенции (ст. 14).
— Ограничения, допускаемые в отношении указанных в Конвенции прав, не могут применяться для других целей, кроме предусмотренных (ст. 18). Существенные права и свободы — право на жизнь, запрет пыток, смертной казни, рабства или подневольного состояния, а также обратной силы закона (никакого наказания без закона) — нельзя отменять в случае войны или чрезвычайного положения.
— Сформулированные в конвенции права и свободы касаются отношений только между личностью и государством, при этом иск может быть предъявлен  только  государству.  Государственные  учреждения  и должностные лица обязаны соблюдать эти права и свободы.
— Устанавливается право индивидуума на эффективные средства правовой защиты в национальных инстанциях (ст. 13). Жалоба в Европейской Суд возможна только после исчерпания внутренних средств правовой защиты и обязательна для всех государств-участников только при вступлении в силу 1 ноября 1998г. Протокола № 11. каждому международному решению суда должна предшествовать попытка дружественного урегулирования дела на основе соблюдения прав человека.[11]
Права и свободы, установленные в Конвенции и протоколах, не расположены в каком-либо логическом порядке, что затрудняет их обзор. Очень условно их можно разделить на следующие группы:
— право на жизнь, запрет смертной казни, запрет пыток. Запрет рабства или подневольного состояния и принудительного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, запрет лишения свободы за долги.
— свобода мысли, совести и религии, свобода выражения мнения, свобода собраний, право на свободные выборы.
— право на свободное передвижение, запрет высылки собственных граждан.
— права на уважение личной и семейной жизни, право на бракосочетание, равноправие супругов.
— право на образование.
— право на справедливый судебный процесс, определение наказания только по закону, гарантии правовых средств в уголовных делах, право на компенсацию при судебных ошибках, право не быть повторно судимым или наказанным в уголовном порядке.                   
— запрет коллективной высылки иностранцев, правовая защита иностранцев в связи с высылкой.
— защита собственности.
В качестве дополнения к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 18 октября 1961 года в Турине была подписана Европейская социальная хартия. Социальные и экономические права — это, как правило, права, для реализации которых государство должно предпринять определенные усилия.
Европейская социальная хартия состоит из двух содержательных частей. В первой части закреплены 19 прав и принципов. Во второй содержатся соответствующие    обязательства государств-участников договора по осуществлению этих прав и принципов. Упомянутая первая часть Хартии рассматривается лишь в качестве декларации о намерениях. В противоположность этому права и принципы в части II действуют как обязательные. Государства должны считать имеющими для себя обязательную силу по меньшей мере пять из семи определенных статей (прав) части II. Кроме того, каждое государство может. Помимо статей, избранных им в соответствии с предыдущим правилом, считать имеющими для себя обязательную силу такое дополнительное число статей или пунктов Части II Хартии, которое оно изберет, при этом общее число обязательных норм должно составлять не менее 10 статей или 45 пунктов, имеющих цифровое обозначение.
Социальная Хартия не предусматривает судебных органов и подачи индивидуальных жалоб. В 1995 году был принят Дополнительный протокол к Европейской  социальной  хартии,  предусматривающий  систему коллективных жалоб. Протокол ратифицирован восемью государствами и еще шестью подписан.
При вступлении в Совет Европы Российская Федерация выразила намерение изучить в целях ратификации Социальную хартию и проводить национальную политику в соответствии с ее принципами. Социальные и экономические права, закрепленные в Конституции России 1993г., не вступают в противоречие с нормами Хартии. Вместе с тем пересмотренная Социальная Хартия содержит круг таких норм, которых нет в российском законодательстве, например:
— работники имеют право на информацию и на консультации в рамках предприятий;
— каждое пожилое лицо имеет право на социальную защиту;
— все работники имеют право на защиту при окончании найма;
— все работники именит право на защиту их претензий в случае неплатежеспособности предпринимателя;
— все работники имеют право на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности, в т.ч. защиту от сексуальных домогательств и другие.
С одной стороны — само внедрение этих норм в российскую правовую систему    сопряжено    со    значительной    законотворческой    и правоприменительной деятельностью,  и,  с другой — социально-экономическая ситуация в России не обеспечивает гарантий реализации таких прав.[12]                                                          
Думается, что обозначенные признаки сущности универсальной концепции прав человека заслуживают пристального внимания, поскольку они выражают современное формирование новой идеологии прав человека. Наше время — это время формирования широкого движения за новую идеологию прав человека. А потому важно подчеркнуть, что сегодня идея приоритета прав человека все более и более осознается и понимается в цивилизованном мире.
В современном мире проблема защиты прав и свобод личности перестала быть сугубо внутренним делом того или иного государства. Европейские стандарты не являются «конечными», ибо кроме региональных существуют также требования, закрепленные в универсальных международных документах по правам человека.
Отметим, что европейская система защиты прав и свобод личности построена по принципу субсидиарности (дополнительности) международно-правовых гарантий, а это означает, что основу правозащитного механизма составляют нормы внутригосударственного права. Европейское право образует дополнительный уровень гарантий, по которому выверяется и справедливость национального законодательства[13].
Включение европейских стандартов по правам человека в российскую правовую систему существенно повышает меру ответственности всех правозащитных механизмов, включая, конечно, и органы правосудия.[14]
Российские граждане получили возможность свободно реализовывать свое право на обращение в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, где таких обращений насчитывается уже свыше семи тысяч. Наша страна в ходе глобальной правовой реформы бесповоротно входит в европейское правовое пространство.
Статья 19 Конституции РФ закрепила принципы равенства всех граждан перед законом и судом и равенства предоставленных прав и свобод человека и гражданина. [15]
За пять лет участия России в Конвенции на 1 июля 2004 г. от россиян в Европейский суд по правам человека поступило свыше 20000 жалоб. В день Секретариат Суда получает из России до 20 заявлений. Конечно, обращаясь в Суд, россияне рассчитывают на удовлетворение своей жалобы. Но многие из них испытали разочарование, получив из Страсбурга ответ, что их жалоба не может быть рассмотрена Судом или признана неприемлемой, т.е. отклонена по основаниям, предусмотренным Конвенцией и практикой Суда.
Известно число россиян, обратившихся в Суд. В 2001 году от них поступило 4490 жалоб, в 2002 г. — 4760, а в 2003 г. — 5338. После предварительного изучения референтами Суда были переданы в Суд в 2001 г. — 2105, в 2002 г. — 3989 и в 2003 г. — 4777 жалоб. Однако хорошо известно и то, что большинство российских жалоб были признаны неприемлемыми. В частности, на несовместимость жалобы с Конвенцией было указано в 2001 г. 1253, в 2002 г. — 2223 и в 2003 г. — 3207 российским заявителям.
Почему так? Статистика показывает, что большая часть российских жалоб отвергается Судом по самым разным причинам: в основном из-за несоблюдения заявителями установленных в Конвенции требований к жалобе, а также неумения правильно, со знанием дела, доказать факты нарушения государством-ответчиком прав, гарантированных Конвенцией.
Вот уже пять лет любой российский гражданин, любая частная коммерческая организация, любая группа частных лиц или любая общественная организации, а также иностранные граждане и иностранные юридические лица, имеющие законные основания пребывания в России, находятся под защитой международного правосудия в лице Европейского суда по правам человека. Прибегнуть к защите Суда вправе каждый, кто исчерпал все предоставляемые внутригосударственной правовой системой возможности отстоять и защитить свои права в спорах с государством. В соответствии с Конвенцией и на ее основании Европейский суд может дать совсем иную правовую оценку действиям государственных органов, нежели национальный суд. В этом состоит главный смысл создателей Конвенции — исправлять решениями Суда случаи попирания государственной властью прав и свобод, гарантированных Конвенцией.
Жить в соответствии с международным правом далеко не просто. Государства — разработчики Конвенции, ясно отдавали себе отчет в том, что европейское правосудие не является идеальным, что оно не всегда защищает права человека, нарушаемые государством. Они также понимали, что без учреждения специального судебного органа, уполномоченного принимать решения, заставляющие государство-ответчика исправлять нарушения прав человека, движение европейского правосудия в сторону совершенствования будет практически затруднено.
Вот почему на основе Конвенции был создан особый наднациональный механизм, основная задача которого состоит в судебной защите прав и свобод человека, гарантированных Конвенцией, в случае их нарушения государствами-участниками. Для этого в 1959 г. были созданы Европейский суд по правам человека и Европейская комиссия по правам человека. Комиссия решала вопрос о приемлемости жалобы и о передаче ее в Европейский суд на рассмотрение по существу.
В период с 1959 по 1998 г. Европейский суд рассмотрел свыше 1000 дел. Принятые Судом за пятьдесят лет решения имеют значение прецедентов и служат важными источниками, которые обязательно используются Судом при обосновании своих решений, а также заявителями при подготовке жалоб о нарушении прав и свобод, гарантированных Конвенцией.
В 1998 году была проведена реформа системы защиты прав человека в рамках Европейской конвенции. К этому времени стало ясно, что Суд не справляется с потоком жалоб и чрезвычайно медленно их рассматривает. Чтобы ускорить процесс рассмотрения жалоб, Европейская комиссия по правам человека была упразднена, а ее функции переданы новому Европейскому суду по правам человека.
В том же году, 5 мая, участником Конвенции стала Российская Федерация. С этого момента у российских граждан появилась реальная возможность после исчерпания всех имеющихся внутренних средств правовой защиты и соблюдения других требований обращаться в Европейский суд с жалобой о нарушении прав и свобод, признанных в Конвенции.
Обращение с жалобой в Европейский суд по правам человека требует от ее составителя соблюдения процедурных требований к жалобе, правильного понимания и толкования Конвенции применительно к конкретным случаям ее нарушения, умения четко и ясно изложить факты, являющиеся предметом жалобы, а также использования прецедентной практики Суда, которая не всегда доступна на русском языке, в интересах заявителя.
Подготовка жалоб в Европейский суд — дело весьма непростое. Даже адвокатам, имеющим большой опыт ведения уголовных и гражданских дел в российских судах, не всегда удается успешно защитить права заявителя в Европейском суде.
Во-первых, правила процедуры судебного разбирательства, порядок рассмотрения жалоб Судом имеют свои особенности. Российскими заявителями это обстоятельство часто не учитывается, а в результате их жалобы признаются Судом неприемлемыми, т.е. не содержащими доказательств, свидетельствующих о нарушении Конвенции.
Во-вторых, жалоба должна содержать такую интерпретацию фактов, которая должна убедить Суд в нарушении Конвенции, а для этого необходимы специальные знания по международному и европейскому праву. Принципы, методы и способы толкования норм международного права совсем иные, чем они применяются во внутреннем праве. Поэтому факты нарушения прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, должны излагаться заявителем в жалобе в Суд с учетом международного и европейского права. Это не означает, что российский адвокат, защищавший права заявителя во внутреннем судебном процессе, становится лишним при подготовке жалобы и разбирательстве в Европейском суде. Напротив, только взаимное сотрудничество и союз адвоката и юриста-международника могут дать позитивные результаты в деле защиты прав и свобод заявителя в Европейском суде по правам человека.[16]

3. Основы европейского правового пространства в области образования Европа — это не только единая валюта, сотрудничество в экономической и банковской сферах, но также и сотрудничество в сфере образования.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Открытое европейское пространство для высшего образования несет в себе богатый источник возможных перспектив, учитывающих наше разнообразие, но, с другой стороны, вызывает необходимость приложения дальнейших усилий по устранению барьеров и обновлению систем преподавания и обучения, что будет способствовать развитию мобильности и тесного сотрудничества.
Точкой отсчета интеграции стал договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 года. Он предусматривал создание общего рынка и сближение экономической политики государств-членов, «устранение препятствий к свободному передвижению товаров, физических лиц, услуг и капитала между странами-членами». В рамках Совета Европы еще ранее, в 1953 году была принята Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, согласно которой «студентам, успешно завершившим обучение в средней школе в одной из стран Европейского сообщества, должны быть предоставлены все возможности для поступления в университет в другом государстве-члене». С целью обеспечения доступа в университеты, расположенные на их территории, все страны — члены Сообщества признавали эквивалентность дипломов, полученных на территории других стран, подтверждавших полученную квалификацию.
C начала создания общего европейского рынка страны — члены Европейского экономического сообщества придавали большое значение выработке общей эффективной политики в сфере образования. Несмотря на то, что на различных этапах развития Евросоюза приоритеты сотрудничества в области образования менялись, принципы, заложенные в основополагающих документах, до настоящего времени остаются залогом успеха продолжающейся интеграции.
Образовательная политика в Евросоюзе относится к компетенции государств-членов, а межгосударственное сотрудничество в сфере образования реализуется на основе принципа субсидиарности. Принцип субсидиарности предполагает первичность действий государств — членов Сообщества и допускает возможность достижения ими интеграционных целей и задач без принятия решений на уровне Европейского сообщества. Как инструмент интеграционной политики такой подход основывается на двух предпосылках: признании необходимости интеграции и невозможности ее одновременного и единообразного достижения. На практике подход, предусматривающий создание общего законодательства в сфере образования на основе единых приоритетов, целей и принципов, оставляющий пространство для обсуждения деталей и реализации их на национальном уровне, оказался наиболее эффективен для сотрудничества.
Важность сотрудничества в сфере образования для достижения целей интеграции европейских стран не нашло отражения в Римском договоре. Однако в этом документе было сформулировано право Совета министров принять в будущем соответствующие решения, а также предусматривалось право работников свободно передвигаться и трудоустраиваться на территории государств — членов Европейского сообщества для свободного «осуществления предпринимательской деятельности». Декларировалось, что впоследствии Совет министров издаст директивы о взаимном признании дипломов, сертификатов и других свидетельств о формальных квалификациях". Одновременно с этим в разделе «Социальная политика» договор формулировал задачу Европейской комиссии: «Содействовать тесному сотрудничеству между странами-членами в социальной сфере, особенно в вопросах, касающихся начальной и высшей профессиональной подготовки», а также призывал к межгосударственному сотрудничеству в области повышения качества образования.
Таким образом, признание эквивалент­­­ности квалификаций рассматривается в Римском договоре как предпосылка свободы передвижения граждан, предпринимательской деятельности и предоставления услуг, как основы формирования общего рынка труда на территории Сообщества. На том этапе развития Европейская комиссия не располагала собственным бюджетом и, следовательно, средствами на поддержку сотрудничества в сфере образования между государствами Сообщества.
Страны — члены Европейского экономического сообщества активно работали над документами, сформировавшими основу академического сотрудничества и повышения мобильности студентов и преподавателей. В первое десятилетие своей деятельности Совет Европы принял четыре конвенции, которые заложили правовую базу сотрудничества между государствами Европы в сфере высшего образования. Первым документом стала уже упоминавшаяся Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, дающая студентам право поступать в университеты других стран (Россия также присоединилась к этой конвенции, ратифицировав ее в 1999 году).
В декабре 1954 го­да была подписана Европейская культурная конвенция, одной из целей которой стало содействие «мобильности и обмену». Следующим шагом в развитии правовой основы академической мобильности стало подписание 15 декабря 1956 года в Париже Европейской конвенции об эквивалентности периодов обучения в университетах. Целью этого документа было содействие общеевропейским интеграционным процессам и решение проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов. Согласно конвенции стороны принимали на себя обязательства «признавать период обучения, проведенный студентом в университете другой страны — участницы Совета Европы, как эквивалентный аналогичному периоду обучения в национальном университете при условии, что руководство первого выдаст студенту сертификат, подтверждающий его успешное завершение данного периода обучения». Предусматривалось и взаимное признание успешно сданных экзаменов. Ответственность за добросовестное выполнение положений конвенции возлагалась на государства — участники Совета Европы и университеты (последние несли взаимную ответственность за качество результатов обучения).
Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций стала следующим этапом развития сотрудничества. Не случайно, что она была подписана на следующий год после вхождения в силу Римского договора. Положение о взаимном признании квалификаций, полученных в университете одной страны-участника, предусматривало возможность обладателя квалификации продолжать обучение на следующей ступени образования в университете любой другой страны — участника Совета Европы (также взаимно признавались и академические степени). Вместе с тем университеты имели право самостоятельно определять требования к уровню владения языком обучения кандидата и «в случае, если экзаменационные требования зарубежного университета не включали предметы, предписанные национальными квалификационными стандартами, отказывать в признании до момента сдачи дополнительного экзамена по требуемому предмету».[17]
Конвенция о признании квалификаций высшего образования в академической Европе была подписана в 1997 году в Лиссабоне. Конвенция устанавливает ряд базовых требований, ее осуществление предполагает вовлечение отдельных стран в более прогрессивную схему международного признания. Это открывает прекрасные возможности для будущего развития. Немало сделано для взаимного признания степеней высшего образования в профессиональных целях посредством применения соответствующих директив Европейского союза.[18]
Болонская декларация о зоне европейского высшего образования 1999г.
В первую очередь целью этой декларации является повышение международной конкурентноспособности европейской системы высшего образования. Составители выразили согласие с общими принципами, изложенными в Сорбоннской декларации (от 25 мая 1998г.), считая необходимым скоординировать образовательную политику для достижения в кратчайшие сроки, по крайней мере, в пределах первого десятилетия нового 21 века, следующих целей, представляющих первостепенную важность для формирования Европейского пространства высшего образования и продвижения европейского образования в мире:
• Принятие системы четких и сопоставимых степеней, в том числе путем внедрения Приложения к диплому, в целях расширения возможностей для трудоустройства европейских граждан, а также повышения конкурентноспособности европейского высшего образования;
• Принятие системы, в основе которой лежат два цикла высшего образования: дипломный и последипломный. Доступ ко второму циклу должен быть разрешен лишь при успешном завершении программ первого цикла с продолжительностью обучения не менее 3-х лет. Степень, присуждаемая по завершении первого цикла, должна быть востребована европейским рынком труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и докторской степени согласно практике, существующей во многих европейских странах;
• Введение Европейской системы переводных зачетных единиц как инструмента, необходимого для всемерного расширения студенческой мобильности;
• Расширение академической мобильности путем преодоления ныне существующих преград свободному передвижению, в первую очередь:
— для студентов, для которых должен быть открыт доступ к учебным программам и сопутствующим услугам;
— для преподавателей, научных сотрудников и административного аппарата с признанием и оценкой значимости периодов, проведенных ими в других странах, т.е. научной деятельности, преподавания и стажировки, без ущемления их законных прав;
• Осуществление европейского сотрудничества в обеспечении качества образования, разработка системы сопоставимых критериев и методологий;
• Развитие и внедрение необходимых европейских измерений в области   высшего   образования,   особенно   в   отношении формирования учебных программ, межвузовского сотрудничества, схем академической мобильных и интегрированных программ обучения, подготовки кадров и проведении научных исследований.[19]
Заключения совета европейского союза о важности и влиянии качества профессионального образования и подготовки (24 июля 1995).
Все государства-участники выражают обеспокоенность по следующим вопросам, связанным с качеством профессионального образования и подготовки:
I.    Эффективное использование общественных/частных финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий и частных лиц в профессиональном образовании и подготовке;
П.   Создание соответствующих рамок для предлагаемых на данный момент программ профессионального образования и подготовки;
III.  Оценка   предлагаемых   на   данный   момент   программ профессионального образования и подготовки и их результатов, удостоверяющая их соответствие современным требованиям со стороны предприятий и частных лиц.
Государствами-участниками были предприняты различные инициативы, в том числе:
— организация взаимоотношений с учреждениями профессионального образования и подготовки по принципу заказчик/поставщик;
— разработка учреждениями профессионального образования и подготовки критериев качества и/или уставных положений с учетом тех обязательств, которые они взяли на себя перед клиентами;
— введение критериев качества и подготовки органами государственной власти и/или работниками и предпринимателями и/или другими партнерами.
Совет заявляет, что качество профессионального образования и подготовки является результатом целого ряда действий, начиная с анализа потребностей в подготовке, продолжая разработкой содержания и организации образования и заканчивая оценкой результатов.
Совет  Европейского  Союза  предлагает  государствам-участникам поддержать меры по:
— облегчению доступа к информации о современном профессиональном образовании и подготовке;
— увеличению спроса на профессиональное образование и подготовку;
— поощрению учреждений профессионального образования улучшать качество предоставляемых ими услуг;
разработке методов и инструментов оценки профессионального образования и подготовки.
Европейский Совет рекомендует государствам-участникам создать прозрачные системы обеспечения и оценки качества в области высшего образования. Целью этих рекомендаций является сохранение и улучшение качества высшего образования с учетом национальных особенностей, европейских измерений и международных требований. Система обеспечения и оценки качества должна основываться на следующих принципах:
— автономия и независимость организаций, отвечающих за обеспечение и оценку качества;
— соотнесение процедур оценки с тем, как оценивают себя учебные заведения;
— внутренняя (самостоятельная) и внешняя (экспертная) оценка;
вовлеченность   в   оценку   всех   участников   (преподавателей, административного персонала, студентов, выпускников, профессиональных ассоциаций), включение иностранных экспертов;
— публикация результатов оценки.[20]
Государства Европы осознали, что задача создания процветающего и безопасного сообщества не может быть реализована без объединения усилий по сотрудничеству в сфере образования. Осуществление такого сотрудничества становится неотъемлемой частью кооперации государств, объединенных в рамках разных организаций, для достижения целей экономической интеграции, социального единства и политической безопасности.
Выбор направлений и механизмов организации сотрудничества в сфере образования зависит от приоритетов организации. Так, в рамках Европейского экономического сообщества формирование общего рынка, в том числе и общего рынка труда, потребовало создания системы взаимного признания профессиональных квалификаций и разработки соответствующей нормативной и методологической базы. Для «достижения большего единства между участниками …лучшего взаимопонимания между народами Европы…»в Совете создается нормативная и методологическая база академической мобильности, взаимного признания периодов обучения и академических квалификаций. Между этими направлениями развития сотрудничества нет противоречий, они развиваются одновременно, взаимно обогащая друг друга.
Экономическая интеграция сопровождается повышением уровня сотрудничества в сфере образования. На всех этапах интеграции образовательная политика остается сферой ответственности государства и реализуется на межгосударственном уровне, на основе принципа субсидиарности.
Наличие наднационального института (Европейская комиссия), в компетенцию которого входит осуществление «поддерживающих, координирующих и дополняющих» политику государств-членов действий — важный фактор успеха формирования общего образовательного пространства.
Единая нормативная база создает возможность, но не заменяет необходимости сотрудничества субъектов всех уровней: университетов, профессиональных организаций, министерств и ведомств. В результате были выработаны общие подходы и ценности, которые впоследствии оформляются в нормы, а также созданы инструменты и технологии.
Для успешного сотрудничества в сфере образования необходима постоянно действующая специализированная информационная сеть, предоставляющая достоверную и полную информацию всем участников процесса, служащая делу интеграции. По мере усложнения информационного пространства ее значение возрастает.
Несмотря на эволюцию задач общей образовательной политики, главной целью стран — членов Сообщества всегда было «гармоничное развитие экономической деятельности, достижение стабильности, ускоренное повышение уровня жизни и более тесные отношения между странами-членами» Достижение этой цели — краеугольный камень Болонского процесса, участники которого считают высшее образование «ключом к конкурентоспособности Европы». [21]
Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы – это один из принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированный законом (ст.2, п.1, п/п.3 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).
Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений в академических обменах с университетами европейских стран.
В настоящее время Минобрнауки России совместно с Евросоюзом формирует «Общее пространство Россия-ЕС в области науки и образования». Начавшийся с присоединения России к Болонской декларации процесс интеграции российской и европейской систем образования является одним из важных элементов формируемого пространства.
На современном этапе модернизации российского образования реализация положений Болонской декларации в контексте приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных на заседании коллегии Минобрнауки России 4 ноября 2004 г., является одним из направлений государственной политики в сфере высшего профессионального образования.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Великая Отечественная Война - вторая мировая война
Реферат Дуалистическая монархия Австро-Венгрии Государственный строй империи
Реферат Велика Британія та Німеччиниа у міжвоєнний період 1918-1939 рр
Реферат Цилиндр и конус
Реферат I вся входящая почта должна проверяться антивирусной программой
Реферат Promote Malaysia On A Shoestring Budget Essay
Реферат Задачи и функции закупочной логистики
Реферат V. Обучение сочинению-характеристике героя произведения
Реферат Рунические камни U 410 и U 411, Норртиль
Реферат Разработка региональной справочной общегеографической карты Смоленской области для Атласа Центра РФ
Реферат Атомна енергетика України і РПС
Реферат Контроль и управление качеством
Реферат Karl Marx And Marxism Essay Research Paper
Реферат Cols=4 gutter=47> Предмет и задачи курса. Специфика. Понятие «круг дет чтен-я»
Реферат Актуальность идей младолатышского движения