Введение.
Цель данной работы как можно точнее иразностороннее показать влияние усадьбы Шахматово на поэтический мир А.А.Блока.Также нужно осветить различные аспекты пребывания поэта в имении, выявитьглавные вехи в его жизни, произошедшие именно в Шахматово. С практическойстороны можно совершить экскурсию в усадьбу, которая поможет полнеевоспринимать произведения поэта и по-настоящему почувствовать атмосферуШахматова.
Для раскрытия темы были использованы книгиразличных авторов. Во-первых, произведения А.А.Блока в Шахматово и о нем,во-вторых, воспоминания М.Бекетовой, тети поэта, в-третьих, работа одного изисследователей поэзии Блока в Шахматово С.Лесневского. применялись также«Шахматовский вестник» — издание Государственного историко-литературного иприродного музея-заповедника А.П.Блока и материалы для выставки «Жизнь итворчество А.Блока» С.Т.Овчинниковой.
Усадьба Шахматово в поэтическом миреА.А.Блока.
Место,где я хотел бы жить – Шахматово.
А.Блок.(Анкета «Признания», 1897 г.)
Глава1.
§1. Появление Шахматова.
Есть в Росси два абсолютно непохожиедруг на друга места, и оба навсегда соединены с именем Александра Блока –Петербург и Шахматово…
«В сознании итворчестве Александра Блока тема и образ Петербурга сыграли исключительнуюважную роль, — утверждает Вл.Орлов. – для Блока Петербург был поистине«действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественноесознание. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить самое чувствоПетербурга».
Однако вместе с Петербургом в жизни ипоэзии Блока дышит Подмосковье.
Если город у Блока – это почти всегдаПетербург, то Россия полевая и лесная – это почти всегда Шахматово и егоокрестности. Шахматово растворено в стихах Блока, укрыто от взоров. Петербургзаметен и велик во всей русской литературе, а Шахматово только – в жизни Блока.Но от этого сияние «малой родины» не убывает. Шахматово в судьбе поэтавыдерживает сопоставление с Петербургом. Незримое, оно постоянно звучит в егопоэзии.
Все, кто был близок Блоку, по-блоковскиощущали Шахматово и его окрестности как поэтический прообраз Родин. «Тамширокие дороги, вокруг золотые леса. Очень чувствуется Россия…», «Вид… широкий,вольный и задумчивый. Русь настоящая» — так сказала об этих местах мать поэта,Александра Андреевна Кублицкая-Пиоттух.
Побывав в Шахматове, Андрей Белыйувидел его окрестности резко самобытными: «Здесь, в окрестностях Шахматова,что-то есть от поэзии Блока; и – даже: быть может, поэзия эта воистинушахматовская, взятая из окрестностей; встали горбины, зубчатые лесом;напружились почвы и врезались зори», «и веял ландшафт строчкой Блока» и точнорабочая комната – эти леса и поля…»
Как же появилось в его жизни имениеШахматово?
В 1874 году профессор Петербургскогоуниверситета знаменитый ученый-ботаник, дедушка поэта, А.Н.Бекетов по советусвоего друга и сослуживца Д.И.Менделеева, обосновавшегося девятью годами раньшесреди живописных холмов подмосковной Клинско-Дмитровской возвышенности вусадьбе Боблово, решил по соседству с ним приобрести себе имение. Так в родБекетовых вошло Шахматово, старинное поместье, известное с XVIIвека. Считают, чтовладельцем этих земель был воевода Дмитрия Донского Матвея Шаха, скорее всегоотсюда и пошло название имения.
§2. Детство поэта в Шахматово.
В 1881 году Александра Андреевна Блокпривезла шестимесячного сына Александра в Шахматово.
Навстречутройки запыленной
Старуха вышла накрыльцо,
От солнца заслонивлицо
(Раздался листьевшелест сонный),
Бастыльник покачнувкрылом,
Коляска подкатиласьк дому,
И сразу стало всёзнакомо,
Как будто длилосьмного лет, -
И серый дом, и вмезонине
Венецианское окно,
Цвет стекол –красный, желтый, синий,
Как будто так и бытьдолжно.
Ключомстаринным дом открыли
(Ребенка внес тудастарик),
И тишины невозмутили
Собачий лай идетский крик.
Они умолкли – слышностало
Жужжанье мухи наокне,
И муха битьсяперестала,
И лишь по голубойстене
Бросает солнцелистьев тени,
Да ветер клонит заокном
Столетние кустысирени,
В которых тонетстарый дом.
Да звук какой-тозаглушенный –
Звук той же самойтишины,
Иль звон церковный,отдаленный,
Иль гул(неконченной) весны,
Ипотянулись вслед за звуком
(Который новый мирпринес)
Отец, и мать, идочка с внуком,
Иласковый дворовый пес…
Отсюда берет исток первообразы поэта,его позднейшие раздумья… Здесь совершилось открытие радости – родной земли:
И дверьзвенящая балкона
Открылась в липы и всирень,
И в синий куполнебосклона,
И в лень окрестныхдеревень.
Туда,где вьются пестрым лугом
Дороги узкой колея.
Где обвелась…
Усадьба чья-то иничья.
И по холмам и положбинам,
Меж полосами светлойржи
Бегут, сбегаются ковинам
Темнозеленые межи,
Стада белеют,серебрятся
Далекой речкирукава,
Телеги… катятся
В пыли, и виднаяедва
Белеет церковь надрекою.
За ней опять – леса,поля…
И всей весеннейкрасотою
Сияетрусская земля….
(Наброскипродолжения второй главы поэмы «Возмездие») С тех пор он каждое лето проводил вимении деда. В. Солоухин сказал «… в летнее тепло с его синим небом и белымиоблаками, с его розовым клевером и ярко-зелеными полянами ржи, с купами столетнейсирени и куртинами шиповника, в вечерние зори и душистую тишину, в гуденье пчели порханье бабочек – вовсе это Блок был погружен в середине России, как в купель, и это былоего как бы второе крещение – крещение Россией, русской природой, русскойдеревней, Русью».
ВШахматове было много друзей. Здесь и шахматовский возчик Гаврила, которогоА.Н.Бекетов называл «лириком»: Гаврила любил животных, на плече у него Сашачасто видел пригревшегося кота. Дорогу, по которой Гаврила возил воду, Сашаназывал Гаврилиной. Здесь и кухарка Ананьевна, говорившая какими-то необычайнояркими словами. «Вот когда цветы-то вспыхнут!» — повторяла она весной.
Саша дружил со сторожем казенного лесаи шахматовским приказчиком Иваном Николаевичем. Старик брал на весь день нарубку леса или посев шахматовских полей.
Хлеб в Шахматове в те годы молотилицепами приезжие рязанцы. В набросках продолжения второй главы поэмы «Возмездие»есть воспоминание, уходящее в пору самого раннего детства Блока:
Уж осень, хлебобмолотили,
И, к стенкеприслонив цепы,
Рязанцы к веялкесложили
(Уже последниеснопы).
Потом зерно в мешкиссыпают,
Белеющие от муки
В телегу валят исажают
Наверх ребенка намешки.
Мешков с десяток потри меры
Везет сгумна в амбар шажком
Почти тридцатилетнийсерый,
За ним рязанцывшестером,
Приказчик,бабушка с плетенной
Своей корзинкой длягрибов –
Следят,чтоб внук неугомонный
Не соскользнул… смешков.
А внук сидит,гордясь немного,
Что можно правитьсамому,
И по гумну на двордорога
Предлинной кажетсяему.
Маленький Саша любит стихи. Он слушаетпушкинские сказки. «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин», — скажет Блок в конце жизни. Нравятся стихи Жуковского: «Первым вдохновителеммоим был Жуковский», Полонского; ему читают детские книги. И мама, и бабушка, идедушка сочиняют для него разные истории, присказки, стихи.
Так, по воспоминаниям, М.А.Бекетовой,летом 1883 года в Шахматове «мать сочинила для Саши сказочку про девочкуПеструшку, которая ему очень нравилась».
Саша начал складывать какие-то строчкилет в пять-шесть. С ранних лет запомнил он «постоянно набегавшие» на него«лирические волны». Лет восьми он уже записывает свои небольшие сочинения –стихи и рассказы – в миниатюрные тетрадки, что-то вроде крошечных журналов,даже с оглавлением. Там же и его рисунки. На первой странице: «Моей милоймамочке!..» На второй: «Оглавление. Пожар. Зая. Зая. человек. Лопари».
В усадьбе он знакомился с жизньюприроды. Множество певчих птиц обитало в Шахматове. Соловьи заливались околодома в кустах шиповника; иволги сидели на липах, прилетали дрозды, дятлы,сороки, горлинки. Ночью слышались совы.
Саша пишет не только о животных. Есть унего сочинения о бурях, кораблях, войне («Ночь была темная и война былабольшая»). Всюду и везде рисует он корабли, мечтает стать матросом, юнгой.
В «издательских» занятиях Сашурыучаствовали и взрослые. Сашино стихотворение «Огромные скалы качает водой…»Александра Андреевна переписала на отдельный листок и внизу пометила: «25 июля,1888 г. Шахматово. Сашура».
Исследованию Шахматова и близлежащихдеревень помогли многочисленные поездки верхом. Через много лет Ф.А.Кублицкийвспоминал о совместных с Блоком поездках по окрестностям усадьбы: «Надеревенских лошадках изъездили мы все окрестности на расстоянии до 10-15 верст от Шахматова в разныхнаправлениях… Часто возвращались домой уже почти в темноте. Вставала краснаяполная луна, туман белой пеленой стлался вдоль реки и подбирался к усадьбе…
Эти поездки были открытием мира. Врассказе Блока «Исповедь язычника. Моя исповедь» (1918 г.) описаны и усадьба и,весенние просторы вокруг Шахматова, и нрав необычного коня и дорога…
«Сначала мы поехали по давно знакомойдороге, по которой я ходил в детстве с няней. Привычная скамеечка на пригорке,осиновые жерди прясла с отвисшей корой, считанные и пересчитанные поворотыдороги и кучки земли, выброшенный кротами, — на все это хорошо бегло взглянутьс высоты седла; пока ходишь по двору дома, среди родных и близких, пока ходишьпешком, все впечатления дробятся, все видишь и обо всем думаешь отдельно. Когдаже сядешь на высокую лошадь, которая слегка танцует под тобою и торопится наволю, бросается в глаза все зараз: и две смежные стены невысокого дома скрасной крышей, и круглая куртина перед ним, и перекладины открытых ворот междудвумя плакучими березами, до которых обыкновенно надо дойти, но за которыетеперь выносит в три прыжка застоявшаяся лошадь».
В набросках продолжения второй главыпоэмы «Возмездие» запечатлена та же картина:
И под палящимсолнцем дня
……………………… на коня
Высокий белый конь,почуя
Прикосновениехлыста,
Уже волнуясь итанцуя,
Его выносит вворота.
Стремянпоскрипывают…
Позвякивают удила,
Встречают жаднымиглазами
Мир, зримый с высотыседла.
Глава 2.
§ 1. Ранние произведенияА.Блока в Шахматово.
Блоковская тема России в полный голосвпервые прозвучала в Шахматове. В 1908 году осенью в Шахматове начатостихотворение «Россия», довершенное в Петербурге. Здесь звучит поэтическаяформула веры в народ и в страну:
И невозможноевозможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в далидорожной
Мгновенный взориз-под платка.
Когда звенит тоскойострожной
Глухая песняямщика!..
В то же лето в Шахматове начат цикл «На полеКуликовом». В Шахматове явились слова о подвиге Родины:
И вечный бой! покойнам только сниться
Сквозькровь и пыль…
Летит, летит степнаякобылица
И мнетковыль
В 1910 году в Шахматово написаностихотворение «На железной дороге». Оно проникнуто болью и состраданием кдевушке, чья «мчалась юность бесполезная», может быть, этот образ сложился приобщении с местными наивными девушками, которые ждут своих возлюбленных:
Да что – давно ужсердце вынуто!
Так много отданопоклонов,
Так много жадныхвзоров кинуто
В пустынные глазавагонов…
Далее следует своеобразный крик душипоэта:
Не подходите к ней свопросами,
Вам все равно, а ей– довольно:
Любовью, грязью ильколесами
Она раздавлена – всюбольно.
Первым из литераторов, побывавших послесмерти поэта в Шахматове, был П.А.Журов. Он показывает, что тяготея кШахматову, Блок и в других местах нередко любил то, что было похоже наШахматово, напоминало его. Причина такого тяготения, по словам Журова том, что «Шахматово и было второй – духовнойродиной Блока, родиной его поэтического самосознания. Здесь были определеныосновные линии миропонимания и личного пути. Здесь он имел «видение,непостижимое уму». Здесь он встретил свою Беатриче и соединился с ней, здесь жеон пережил свою утрату».
Прочтение шахматовского пейзажа, данноеП.А.Журовым, соединяет реальность с блоковскими образами, рельеф местности – срельефом поэзии. «Сама природа, — говорит П.А.Журов, — творила перед глазамиБлока. Она зарождала и живила его замыслы и формы поэтической мысли. Она быланеиссякаемой хранительницей образов и чувствований поэта, его поэтическогоязыка и вдохновения. Она помогала ему средствами и знаками в изъявлениилирического движения… Шахматовское накопление, шахматовский звук составляетосновной фонд, всегдашний, хотя бы и глубокий фон блоковской поэзии…»
§2. Увлечение театром. Влюбленность и её поэтическое отражение.
Одним из самых страстных увлеченийюноши был театр. Знаменательно, что на вопрос в семейной анкете: «Чем я хотелбы быть» — шестнадцатилетний Блок отвечает: «Артистом императорских театров».Увлекается декламацией, в Шахматове перед немногочисленными зрителями пылкопроизносит монологи Ромео и Гамлета. Благоговейное отношение к Шекспирупоявилось уже в эти годы, Блок сохранил на всю жизнь.
Летом 1898 года он участвует влюбительских спектаклях в имении Боблово. Эта усадьба, принадлежавшая другу иколлеге Д.И.Менделееву, находилась в нескольких верстах от Шахматова. Там онувидел шестнадцатилетнюю дочь Менделеева Любу и полюбил её на всю жизнь.
Первым спектаклем был «Гамлет». Блокиграл самого вечно печального принца, а Любовь Менделеева – Офелию.
И через многие, многие мятежные годы,несмотря на все свои увлечения другими женщинами, уставший и измученный жизньюБлок в минуты тоски и одиночества вновь и вновь будет звать на помощь своюЕдинственную, свою Милую, свою Офелию.
Я – Гамлет. Холодееткровь,
Когда плететковарство сети,
И в сердце – перваялюбовь
Жива – кединственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далеко жизнихолод,
И гибну, принц, вродном краю,
Клинком отравленнымзаколот.
С лета 1898 года начинается тотстихотворный поток, который дает начало циклу «Стихов о Прекрасной Даме» — этолирический взлет молодого Блока, океан любовных гимнов, обращенных к Л.Д.Менделеевой. Лейтмотивом звучит шахматовская природа:
Медлительной чредойнисходит лист осенний,
Медлительно крутитсяжелтый лист,
И день прозрачносвеж, и воздух дивно чист –
Душа не избежитневидимого тленья.
Так, каждый деньстареется она.
И каждый год, какжелтый лист кружится,
Всё кажется, ипомнится, и мниться,
Что осень прошлыхлет была не так грустна.
«Июнь 1898. Шахматово» — датировано стихотворение, в котором юный Блоквспоминает о какой-то утраченной возможности счастья. «По темному саду брожу яв тоске…»
Через месяц — 21 июля 1898 А.Блок пишетстихотворение, в котором ярко прорисован шахматовский пейзаж, полный романтики:
Полныймесяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
Светит имолчит.
Бледный, бледный лугцветущий,
Мрак ночной, по немползущий,
Отдыхает,спит.
Жутко выйти надорогу:
Непонятнаятревога
Под лунойцарит.
Хоть и знаешь:утором рано
Солнце выйдет изтумана,
Поле озарит,
И тогда пройдешьтропинкой,
Где подкаждою былинкой
Жизнькипит.
«Непонятную тревогу», когда жутко вночи и в тумане, разгонит солнце; таинственное, смутное одолевается явным иясным.
27 июля Блок пишет стихотворение,посвященное недавней встрече:
Онамолода и прекрасна была
И чистой мадоннойосталась,
Как зеркало речкиспокойной, светла.
Как сердце моеразрывалось!..
Она беззаботна, каксиняя даль,
Как лебедьуснувший казалась;
Ктознает, быть может, была и печаль…
Как сердце моеразрывалось!..
Когда же мне пелаона про любовь,
То песня в душеотзывалась,
Нострасти не ведала пылкая кровь…
Как сердце моеразрывалось!..
§3. Прогулки вокруг имения. «Стихио Прекрасной Даме».
Поэт возвращается из Петербурга вместе с матерью 16 мая 1899 г… И сразу женачалось вдохновение, навеянное природой, особой атмосферой имения.
18 мая датировано стихотворение «Яшел к блаженству. Путь блестел…», гдедана потрясающая картина шахматовского заката:
Я шел к блаженству. Путь блестел
Росы вечернейкрасным светом,
А в сердце, замирая,пел
Рассвета песнь,когда заря
Стремились гаснуть,звезды рдели,
И небавышние моря
Вечерним пурпуромгорели!..
Душа горела, голоспел,
В вечерний час звучарассветом.
Я шел кблаженству. Путь блестел
Росы вечерней красным светом.
Летом 1899 года поездки в Бобловопродолжаются. «Помню ночные возвращенья шагом, осыпанные светляками кусты,темень непроглядную и суровость ко мне Любови Дмитриевной», — пишет поэт черезмного лет.
Когда ябыл ребенком, — лес ночной
Внушал мне страх; доболи я боялся
Ночных равнин,болот, одетых белой мглой.
Когда мой коньусталый спотыкался.
Теперь – прошлонемного лет с тех пор,
И жизнь сломила дух;я пережил довольно;
Когдаопять въезжаю в темный бор
Ночной порой — мнерадостно и больно.
(«Когдая был ребенком, — лес ночной…»)
Вокруг - и леса, и просторы, и деревни, а в усадьбе –свой мир, благоухающий, уютный.
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мнедышит ароматом…
Ещё трава полнапрозрачных слез,
И громвдали гремит раскатом.
Но к вечеру собираются тучи, в садутихо, с холма видны темнеющие просторы…
А там, в неведомойдали,
Где небо мрачно изловеще,
Немые грозы с вихремшли,
Блестя порой зеницейвещей.
Ночь бушевала грозой, ветер рвал крышу,стучал ставнями, лились потоки воды, а утором…
Сиренибледные дожем к земле прибиты…
Замолкла песнясоловья;
Немолчноговор слышится сердитый
Разлитого ручья.
Природа ждет лучейобетованных:
Цветы поднимутвлажный лик,
И вновьв моих садах благоуханных
Раздастся птичийкрик.
Часто по целым дням странствует Блок вокругШахматова. Просторы зовут, но неизбежно возвращение в Шахматово, где снова нетпокоя, — ведь с поэтом всегда просторы. Пропадая на целые дни – до заката, оночерчивает все большие и большие круги вокруг своей усадьбы. Все новые долины,болота и рощи, за болотами опять холмы, и со всех холмов, то в большем, то вменьшем удалении – высокая ель на гумне и шатер серебристого тополя над домом.
Блок рисует Шахматово. К 1898 годуотносится его набросок, запечатлевший дом в Шахматове. Также есть рисункидороги меж пашен, полей, дома с жасминовыми кустами.
«В седую древность я ушел, мудрец», — признается поэт. Это первая строка стихотворения, датированного: «27 августа1900, Шахматово». Блок утверждает в нем, что отвлеченные умозрения «седеющихвеков» все-таки не оторвут его от «песни одинокой»: «Но жизнь души свободной неуйму – затем, что я – певец природы». Однако характер поэзии Блока меняется.Редки этим летом светлые, радостные описания природы, как в стихотворении«После грозы». Возникают и повторяются мотивы гибели жизни, земли, вселенной:«В моих глазах все будет погибать».
Образ возлюбленной возникает ввоспоминании как утраченное «лучезарное виденье» («Не призывай и не сули…»),как нечто воздушное, небесное:
То бесконечностьпронесла
Над падшим духомураганы.
То Вечно-Юная прошла
В неозаренныетуманы.
Душа поэта исполнена «страха имолчанья». В полях, лесах и вокруг Шахматова, над холмами «звучала песняиздалека». Она не приносили умиротворения:
Все упованья юныхлет
Восстали ярче ичудесней,
Но скорбью полниласьв ответ
Душа, истерзаннаяпесней.
То старый богблеснул вдали,
И над зловещеюзарницей
Взлетели к югужуравли
Протяжно плачущейстаницей.
В 1901 году Александр Блок приезжает вШахматово в конце мая.
«29 мая 1901. С. Шахматово» — датировано первое стихотворение этого лета – «Небесное умом не измеримо…»,которым открывается и лирическая рукописная тетрадь «Мистическое лето», ивторая глава «Стихов о Прекрасной Даме». Это глава «С. Шахматово. Лето и осень1901 года».
Шахматовская глава 1901 года «Стихов оПрекрасной Даме» завершается стихотворением «Нет конца лесным тропинкам…»,которое датировано «2 сентября 1901. Церковный лес» — место многих прогулокпоэта:
Нет конца леснымтропинкам.
Тольковстретить до звезды
Чутьзаметные следы…
Внемлет слух леснымбылинкам.
Всюдуясная молва
Об утраченных иблизких…
По верхушкам елокнизких
Перелетныеслова…
Не замечу ль побылинкам
Потаенногоследа…
Вот она –зажглась звезда!
Нет конца леснымтропинкам.
В тот же день сочинено стихотворение,навеянное поляной в Прасоловском лесу:
Синие горы вдали –
Память горячего дня.
В теплой дорожнойпыли –
Призрак бегущийконя.
Церковь в лесистойглуши –
Только листышелестят,
Стоны ли бедной души
Успокоенья хотят?..
Осень откликнулась в стихотворении,помеченном: «5 сентября 1901. Шахматово», где чувствуется что-то необъяснимо тоскливое:
Глушь родного леса,
Желтые листы.
Яркая завеса
Поздней красоты.
Замерли далече
Поздние слова.
Отзвучали речи —
Память все жива.
Глухо долетают
Звуки топора,
Листья облетают,
И пора, пора…
Последние шахматовские строки этоголета, подводят его итог и ждут с нетерпением шахматовскую осень:
Золотистою долиной
Ты уходишь, нем идик,
Тает в небежуравлиный
Удаляющийся крик.
За нарядные одежды
Осень солнцу отдала
Улетевшие надежды
Вдохновенного тепла.
1 сентября 1902 года Блок вернулся вПетербург. 6 сентября написано стихотворение «Я вышел в ночь – узнать, понять…»,которым открывается шестая и последняя глава «Стихов о Прекрасной Даме». Этостихотворение навеяно Шахматовом:
Я вышел в ночь –узнать, понять
Далекий шорох,близкий ропот,
Несуществующихпр