Реферат по предмету "Психология"


Индивидуально-психологические различия между людьми

Введение
Дифференциальная психология — это научнаядисциплины, находящаяся на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии.Дифференциальная психология — это раздел психологии, изучающийиндивидуально-психологические различия между людьми. Термин«дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В. Штерн в 1900году. Оформление дифференциальной психологии в отдельную науку стало возможнымблагодаря внедрению в психологию экспериментального метода (1879 год). Опытноеисследование психических явлений ориентировалось первоначально на понятия иметоды наук о физическом мире. Поэтому главным вектором экспериментальногопоиска являлись общие закономерности психических процессов. Ее предмет — индивидуальные различия между людьми или группами людей, обьединенных покакому-либо признаку ( либо совокупности признаков).
Здесь мы встречаемся еще с одним направлениемэволюционной теории. Принцип приспособления к среде был одним из аспектов этойтеории, но в ней имелся и другой аспект — принцип естественного отбора, в своюочередь предполагающий действие механизма наследственности. Приспособление видадостигается за счет генетически детерминированыых вариаций индивидуальных форм,образующих вид.

1. Влияние семейной среды на психическоеи личностное развитие
 
Семья есть необходимый социальный институт иподчинена тем же законам, что и государство, хозяйство и прочее. Семья оченьсвязана с хозяйственным строением и имеет мало отношения к любви, вернее, имеетотношение к каритативной любви и лишь косвенное отношение к полу. Элементырабства всегда были в семье, и они не исчезли и до настоящего времени. Семьяесть иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении. В ней социализациялюбви означает ее подавление.
Семья есть структура, состоящая из отношений:доминирования — подчинения (власти), ответственности и эмоциональной близости.
Социологические теории семьи, которые создавалисьсоветскими учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практикугосударства в отношении семьи. Если дети должны были воспитываться государством(ясли, детский сад, школа, пионерская и комсомольская организация и так далее),то на долю семьи остается лишь бытовая функция. Быт понимался как организацияпотребления в широком смысле этого слова. Из элементарной производящей ячейкиобщества, семья превращалась в элементарную потребляющую ячейку общества. А. Г.Харчев [3] считал семью основаннойформой социальной общности в сфере быта, «первоэлементом быта»,включая в нее не только экономические, но и этические отношения. Он полагал,что «детопроизводство» в интересах функционирования общества являетсяосновной функцией семьи.
Психологи обращают главное внимание на межличностноеобщение в семье. Что касается функций, которые выполняет семья, то сужденияпсихологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов.Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А. Н.Елизарова [4]. Анализируя весьсписок «функций семьи», он приходит к выводу, что здоровые отношенияв семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя«семья», порождает и воспитывает детей. Общение с детьми являетсяглавным среди форм досуга. Наличие детей положительно влияет на соматическое ипсихическое здоровье родителей, увеличивается время их жизни, повышаетсястойкость по отношению к стрессам. Даже одинокие матери счастливы, что имеютребенка (75%), и лишь 8 % отрицательно относятся к нему.
Ребенок лишается одного родителя. Если этопроисходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, но его судьбаменяет направление.
В первое время жизни чрезвычайно важна роль матери.Мать удовлетворяет первичные потребности ребенка, ласкает его, стимулирует,общается с ним, дает ощущение защищенности, эмоционального тепла и уюта. Отецвыступает в качестве авторитетного социального образца, примера поведения, егоналичие в семье придает ребенку уверенность и самостоятельность в принятиирешений.
Дети, лишившиеся одного или обеих родителей врезультате распада семьи, медленнее развиваются, чаще болеют соматическими ипсихическими заболеваниями. В раннем детстве мать удовлетворяет основныепотребности ребенка, поэтому ее смерть или уход из семьи вызывает кризисдоверия к окружающему миру, ощущение заброшенности, состояние тревоги. Самоеглавное — мужчина вводит ребенка в общество. Профессия отца является основойэкономического и социального статуса семьи.
Отчим и дедушка не могут полностью заменитьотсутствие отца.
Старшие и младшие братья и сестры оказывают неменьшее влияние на психическое развитие ребенка.
Дети разведенных родителей находятся в болееблагоприятной социально-психологической ситуации, чем дети матерей-одиночек илидети из семей, где умер один из родителей.
Дети из разведенных семей чаще бывают нелюдимыми,боязливыми; они агрессивны и склонны к ссорам, неаккуратны инедисциплинированны, склонны «витать в облаках» и плохо учатся.
Недоверие и страх по отношению к окружающим онииспытывают, поскольку у них нет психологической поддержки со стороны отца.
Но нет хуже, если ребенок нежеланный уматери-одиночки; мать испытывает к такому ребенку двойственные чувства: с ондойстороны, это ее ребенок и она — мать, с другой стороны, ребенок — помеха в еежизни.
Психологи выявили, что матери чаще видят в своемребенке плохие черты характера, чем хорошие. Эти дети хуже общаются сосверстниками, хуже успевают, они чаще имеют низкий статус в группе, не умеютпреодолевать стрессовые ситуации.
Чаще всего отец в семье выступает образцом интелектуальнойи профессиональной успешности.
Однако главный вклад в  общее интелектуальноеразвитие детей вносит так называемый климат семьи. Дети из многочисленных семейпоказывают более низкие результаты почти по всем интелектуальным тестам, чемдети, где было 1-2 ребенка. Наблюдается и другой эффект: зависимость уровняинтелекта от порядка рождения. У детей, родившихся позже, уровень интелектаниже, чем у старших братьев и сестер. Дети из многодетных семей отстают вшкольной успеваемости, у них хуже развиты навыки чтения, они делают большеошибок в вычислениях, хуже решают творческие задачи.
Чем меньше размер семьи, тем больше вероятности, чтодети будут учится на четверки, пятерки.
Разница в возрасте между детьми — фактор менеезначимый, чем порядок рождения детей и размер семьи. Наилучший интервалрождения детей 6-7 лет. Если эмоционально близкий родитель влияет на уровеньинтелекта ребенка, общаясь с ним, то их интелектуальные уровни должнысближаться. Проще говоря, уровень интелекта родителя должен быть ближе к уровнюинтелекта того из родителей, которые ему более эмоционально близок и с которымон чаще и интенсивнее общается.
Дискомфорт в супружеских отношениях приводит кзамедлению развития ребенка (не только личностного, но и интелектуального).Отношения между родителями особенно сильно влияет на умственное развитие детейот 3 до 4 лет.
Оказывание эмоциональной поддержки детям в ходевыполнения ими интелектуальной деятельности приводит к максимальному эффекту, авлияние контроля приводит к уменьшению эффекта.
2. Мужская и женская сексуальность
Для повышения сексуальности человека прежде всегоследует охарактеризовать его общественную сущность с позицией современнойнауки. В связи с этим напомним, что человек проложил себе путь из мира животнымтрудом в коллективе и что биологические закономерности продолжают в немдействовать.
Истоки сексуальности восходят к самим ранним формамсуществования живой материи, характерной особенностью которой являетсяпостоянный обмен веществ с окружающей средой. Постоянное взаимодействие живойматерии с окружающей средой привело к развитию многоклеточных живыхорганизмов, определенные клетки которых — зародышевые клетки (гаметы) — хранители наследственной информации.
Человек управляет сексуальным вожделением более илименее осознанно придавая ему тем самым индивидуальный характер.
Половая потребность, развившаяся в любовь,сопровождается чувством восторга, заботы, симпатии, умиления и многими другимиэмоциями, пронизывающими все наше существо.
В интимных отношениях отражаются путем воспитания(или, наоборот, не получавшие должного развития) качественные категориичеловеческого, а следовательно, социального способа существования.
Ключ к пониманию культурно-духовных влияний насексуальное поведение мужчины и женщины в уровне развития общественнойформации. В сознании многих людей понятие нравственности, морали ассоциируетсятолько с сексуальным поведением.
Сексуальность женщины больше, чем сексуальностьмужчины слита с ее личностью. Из числа опрошенных 81 % женщин и только 49 % мужчинотметили, что общение с нелюбимым человеком не приносит удовольсвия.
На мужчину формы тела при выборе партнерши оказываетбольшее влияние, чем на женщину; для женщины большее значение имеют личность иособые черты характера мужчины. Большинство женщин интересуются сексуальнымиотношениями меньше, чем мужчины. Стремление к прочной связи и созданию семьи уженщины также выражено сильнее и имеет большее значение. Смена партнера иневерность у них встречается реже.
Женщина жаждет внимания и нежности. В браке важнойчастью ее половой удовлетворенности являются согласие и взаимопонимание.
Мужчина гораздо чаще берет на себя активную иведущую роль при выборе партнера, установлении сексуальных контактов, затем ипри пробуждении к половому сношению, при его подготовке и осуществлении.Женщина же предпочитает, чтобы ею руководили, но в этом предоставлении ведущейроли другому нет пассивности.
Склонность женщин к сексуальной активности только поотношению к любимому партнеру можно, очевидно, объяснить, почему многие их нихлегко соблюдают супружескую верность даже при длительном отсутствии мужа.Женщина возбуждается только преимущественно только сексуальной активностьюмужчины. Женщины желают разнообразных и продолжительных ласк определенногопартнера; мужчины часто не справляются с этим требованием и поэтому меняютспособ удовлетворения или партнершу.
Сексуальное общение может привести к глубокомуудовлетворению и гармонии, если оно не тормозит развития личности какого-либоиз партнеров.
С первого дня жизни человек — это существоопределенного пола. Родители и воспитатели формируют у ребенка стиль поведения,соответствующий полу и содействующий его социальной адаптации. Одеждой ивыбором игрушек родители также способствуют формированию специфических вполовом отношении черт. Итак, насколько родители, следуя социальным привычкам,воспитывая ребенка, готовя его к жизни, учитывая его пол, настолько женеудовлетворительно знакомят его с половыми различиями между мужчиной иженщиной. Предоставленные самим себе, опираясь на собственные наблюдения, онивынуждены самостоятельно познавать различия между мальчиком и девочкой,женщиной и мужчиной.
В первые годы жизни дети охотно играют ссобственными руками, ногами, гениталиями; девочки, подражая матерям, пользуютсякосметикой и прочее. Неверно усматривать в этом сексуальные мотивы. Позднеевнимание детей переключается с собственного тела на другие предметы окружающегомира. До 10-11 лет интересы детей в половом отношении относительно нейтральны.В этот период половые органы растут незначительно.
Для периода полового созревания характерно ужеосознанное понимание физической и психической принадлежности к определенномуполу. Жизнь, заполненная только сексуальностью, настолько же неудачна,насколько она несовершенна при полном ее отсутствии. Гармоничный половой союзнельзя рассматривать как подарок. Он ставит перед партнерами постоянные задачи,решения которых зависит от воспитания, общества и, конечно же, от тех людей,которые вместе хотят быть счастливы. Удается им это легче, чем ближе они другдругу и во всех остальных сферах жизни, чем больше уважают и любят друг друга.Таким образом, в сексуальность привносится культура, и она помогает человекубыть счастливее.
3. Методикавлияния перспективной жизненной стратегии
Сейчас уже не приходится сомневаться в том, чтоуспеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а нетолько от природных способностей. Между этими двумя факторами существуетсложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, привысоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться такназываемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этомвосполняется развитием мотивационной сферы (интересу к предмету, осознанностьвыбора профессии и другое), и школьник или студент добивается больших успехов.
Однако дело не в том, что способности и мотивациянаходятся в динамическом единстве, и каждый из них определенным образом влияетна уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильныеи слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а потому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, изэтого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебнойдеятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая системаконкурсного отбора в вузы, так или иначе проводит селекцию абитуриентов науровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор ипопадает в отбор первокурсников, в целом обладают примерно одинаковымиспособностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональноймотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и«троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности кучебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональноймотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, посколькуэтот мотив связан с конкретными целями обучения.
Если студент разбирается в том, что за профессию онвыбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияетна то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системеначального профессионального образования и в высшей школе, полностьюподтверждают это положение.
Комплексные исследования, посвященные проблемеотчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев ввузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилосьтакже, что причина не только в трудности усвоения указанных дисциплин. Огромноезначение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этихдисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, чтоуспеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к егоузкоспециальной квалификации.
Таким образом, формирование положительного отношенияк профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов.Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения,если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии и плохосвязано со способностями овладению ею.
Другой фактор связан с мотивом творчества в будущейпрофессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которыепредставляет для него работа по специальности. Ожидание и поиск творческих элементовв будущей профессии порождает особое отношение  к ней, существенно влияют на еевыбор. Приобретает ли профессиональная деятельность оттенок творчества, вомногом зависит от самой личности.
Правильное выявление профессиональных интересов исклонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенностипрофессией в будущем. Причиной неадекватноговыбора профессии могут быть каквнешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществитьпрофессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические)факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональныхсклонностей или с неадекватным представлением о содержании будущейпрофессиональной деятельности.
Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждениеличности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение),связанное с удовлетворением определенной потребности. В каченстве мотивов могутвыступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки,ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности вовсем их разнообразии: от виртуальных, биологических до высших социальных.
4. Подход к интеллекту
Три аспекта интеллекта. В теоретическом планенаиболее последовательную позицию здесь занимает Г. Айзенк [10].Он выделяет три разновидности интеллекта: биологический, психометрический исоциальный.
Первый из них представляет собой генетическидетерминированную биологическую базу когнитивного функционирования и всех егоиндивидуальных различий. Биологический интеллект, возникая на основенейрофизиологических и биохимических факторов, непосредственно связан сдеятельностью коры больших полушарий. Психиметрический интеллект измеряетсятестами интеллекта и зависит как от биологического интелекта, так и отсоциокультурных факторов.
Социальный интелект представляет собойинтелектуальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он зависит отпсихометрического интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения,социо-экономического статуса.
Концепция Айзенка в значительной мереопирается на труды предшественников. Представления о существованиифизиологических факторов, определяющих индивидуальные различия в умственнойдеятельности людей, имеют достаточно длительную историю изучения.
Кроме временных характеристик, для сопоставленияс показателями IQ привлекаются и многие другиепараметры: различные варианты амплитудных оценок, вариативность, ассиметрия.
Иследование мозга людей, которыеобладали выдающимися способностями, демонстрирует связь между спецификой иходаренности и морфологоческими особенностями мозга, в первую очередь размераминейронов в так называемом рецептивном слое коры. Аналих мозга показал, чтоименнов тех областях, где следовало ожидать максимальных изменений рецептивныйслой коры был в два раза толще обычного. Исходно предполагалось, что условиемвысоких достижений в умственной деятельности является преимущественное развитиефункций доминантного левого полушария, однако в настоящее время все большеезначение в этом плане придается функциям субдоминантного правого полушария. Чембольше праворукий человек использует возможности своего субдоминантного правогополушария, тем больше он способен одновременно обдумывать разные вопросы;привлекать больше ресурсов для решения интересующей проблемы; одновременно сравниватьи противопоставлять свойства обьектов, вычленяемые познавательными стратегиямикаждого из полушарий.
5. Роль наследственности в жизничеловека
Психогенетика — это область знаний, находящаяся напересечении генетики и психофизиологии и изучающая взаимодействие генетических( наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной имежгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторыхповеденческих свойств личности.
Феномену наследственности неизменно сопутствует феноменизменчивости, отражающий индивидуальные, семейные и иные различия между особямиодного вида.
Человеческое разнообразие появляется появление сдвойной детеринацией последовательных признаков. В период развитиячеловеческого плода, речь может идти, лишь о специфики органическихрасхождений. Многие физические расхождения создают основу для личности.
Фенотип — это совокупность внешних и внутреннихорганизмов. Фенотип является результатом взаимодействия генотипа и условийокружающей среды. Генотип — это совокупность генов организма. Высказатьпредположение о своем генотипе можно, если узнать свою родословную и какиепризнаки определяются доминантно, а также рецессивно. Более точно можносказать, если привлечь к анализу фенотипы родителей. Зная генетическую природупризнака, фенотип родителей и детей, можно определить генотип. Отличиенаследственных признаков, но и у потомков одной родительской пары. Отличиенаследственных признаков имеет большее значение в процессе борьбы засуществование. У человека типы наследованиях признаков устанавливаются приизучении семейных родословных с помощью клинико-генеалогического метода. Дляопределения характерна наследственности того или иного заболевания необходимоответить на вопросы: проявляется ли данный признак в каждом поколении, содинаковой ли частотой данная болезнь встречается у мужчин и у женщин и

Вывод:
Опытное исследование психических явленийориентировалось первоначально на понятия и методы наук о физическом мире.
Поэтому главным вектором экспериментального поискаявлялись общие закономерности психических процессов. Между тем с древнейшихвремен социальная практика заставляла человеческий ум выделять впсихологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которыеотличаются один индивида от другого. Переход от эмпирического решения этогожизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных иматематических методов привел к образованию специальной отрасли знания — дифференциальной психологии. Ее предмет — индивидуальные различия между людьмиили группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупностипризнаков).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.