Реферат по предмету "Литература"


Тема памяти по стихотворениям Твардовского «Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и «В тот день, когда окончилась война»

Министерство науки и образования РФРЕФЕРАТ
по литературе:
Тема памяти постихотворениям Твардовского «Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и «В тот день, когда окончиласьвойна».
                                                                   Выполнил:  Морозов М.Н.
                                                                                                ученик 11 класса Б
                                                                                              МОУ «СОШ №9»
                                                                              Учитель:     Емельянова А.С
г. Новочебоксарск,2006 г.
План.
                                                                 I.                      Введение
                                                              II.                      Основнаячасть.
Темапамяти в стихотворениях Твардовского («Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и «Втот день, когда окончилась война».
                                                           III.                      Заключение.
                                                           IV.                      Библиография.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                           
Введение.
22 июня. Сорок первый год. Война. Великой и Отечественной назовет ее советскийнарод. Эту дату знают все. С тех пор прошло немало лет.
Все далее в историюуходят от нас эти героические и трагические годы, но время не властно надпамятью народа, передающего из поколения в поколение историческую значимость инравственную суть подвига, совершенного советскими людьми во имя спасениячеловечества от фашизма.
Проблема памяти о войне – важнейшая проблеманашей современности. Это будет волновать всегда, потому что война была слишкомбольшим испытанием для всей страны и для каждого человека. Проверялосьбуквально все: любовь к Родине, верность своим идеалам, своим друзьям – такоене может не волновать.
Сегодня хочется лучшепонять тех, кому мы обязаны своей жизнью, какие они были…. А я смог бы так?
Все от мало до великавстали на защиту Родины. 22 июня писатели Москвы тоже собрались, как по боевойтревоге, на митинг. Девиз один: «Уничтожить фашизм!» и каждый из них знал своеместо в этой решительной схватке: кто–то сражался с оружием в руках, кто-то –пером.
Да, перо было приравненок штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в горнило боя.
Это особенно понимаемтогда, когда обращаемся к книгам о войне: романам К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова, психологическойпрозе В. Быков, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина,художественно-документальным произведениям Д. Гранина,К. Воробьева,
С. Смирнова. Книги овойне неординарны по содержанию и необыкновенны по силе воздействия. Думать ипереживать заставляют сильнее, чем другие книги….
Особенно активноразвивалась в эти годы лирическая поэзия. В газетах военного времени труднонайти номер, в котором не было бы проникновенных и пламенных лирических стихов,написанных под свежим впечатлением, по следам недавних событий. В этих стихах сбольшой поэтической силой выражены думы и чаяния воинов в горькую минутуотступления, свежо и образно передано чувство Родины, ее година испытаний.Читая стихи А. Суркова, К. Симонова, М. Исаковского, М. Дудина чувствуешь, чтообжигает грудь, перехватывает горло.
Многим поэтам: М. Джалилю, П. Когану, М. Кульчицкому,                  Н. Майорову,И. Уткину — не довелось дожить до победы. Но о каждом из них можно сказатьсловами Георгия Суворова: «Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей».
А те, кто вернулись,помнили об этом всегда, ведь забыть об этом было невозможно, потому что бой шел«ради жизни на земле».
К поэтам, которые виделиэто, вернулись оттуда, где поистине каждый камень овеян дымом, которые словно«сфотографировали» все это и запечатлели в своей памяти навсегда, относитсяА.Т. Твардовский.
Работая над рефератом, яставил следующие задачи:
1. Анализируястихотворения Твардовского «Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и «В тотдень, когда окончилась война» воссоздатьто, что происходило на войне.
2.  Понять почему Твардовский писал на тему: память о войне.
 
 
                 
Тема памяти в стихотворенияхТвардовского
(«Двестрочки», «Я убит подо Ржевом» и «В тот день, когда окончилась война».
 
Александр ТрифоновичТвардовский родился в 1910 году в деревне  Загорье Починковского района Смоленской области в семье крестьянина,сельского кузнеца.
Долгими зимними вечерамив семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес клитературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. Втысяча девятьсот двадцать пятом году появляются первые стихи начинающего поэта.С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в Смоленскекорреспондентом, происходит его становление как поэта. Для стиля поэта сталохарактерным говорить просто, доступно, эмоционально и образно. Уже в 1931 годув Москве, в издательстве «Молодая гвардия»вышла поэма «Путь к социализму»,первое крупное произведение Твардовского.
1929-1933 годы былинаиболее трудными для поэта. Внутренние проблемы собственного становленияхудожника столкнулись с внешними обстоятельствами. Тяжелой была судьба егосемьи, раскулаченной в ходе одного из типичных “перегибов”. Душевныепереживания этого периода выльются много позже в поэму «По праву памяти» (1966—1969 гг.). А пока юный поэт отстаивает“завет первоначальных дней”, его ответом на жизненные испытания стала поэма «Страна Муравия». Она повествует обэпохе коллективизации на селе, о “великом переломе”, когда, преодолеваямучительные сомнения, в колхозы пошел середняк.
О чем бы ни писалТвардовский, в центре внимания поэта — образ простого человека-труженика.
В суровые годы ВеликойОтечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов:ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне отэтих событий. И эта тема одна из ведущих в лирике поэта. Стихи военных лет —это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но ииз армейского, фронтового быта. Например, стихотворение “Армейский сапожник”. Это лирические, взволнованные воспоминания ородной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами родной земле. Этоповествование близко к народной песне, написаны на мотив “Позарастали стежки-дорожки...”.
В стихах Твардовскоговоенных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в днивсенародной трагедии. Так, в 1943 годунаписано стихотворение “Две строчки”.Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки иззаписной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым,лежащим на льду еще в ту войну с Финляндией, что предшествовала ВеликойОтечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь емубыла дана одна-единственная. Через эту смерть постигает художник трагедиюВеликой Отечественной войны. Возникает пронзительное по силе лиризма ощущениеневозвратности потери:
Среди большой войныжестокой,
С чего — ума не приложу,—
Мне жалко той судьбыдалекой,
Как будто мертвый,одинокий,
Как будто это я лежу.
Примерзший, маленький,убитый
На той войненезнаменитой,
Забытый, маленький лежу.
В записной книжке поэтабыла сделана запись, которая состояла всего лишь из двух строк: «был в сороковом году убит в Финляндии нальду». Казалось бы, сколько смертей прошло перед глазами автора, и эти двестрочки в записной книжке могли бы затеряться, уйти из памяти…. Но нет, незатерялись ни в книге, ни в памяти поэта!
Две строчки – этомаленькая запись, но смотря о чем она. «Две строчки» Твардовского рассказываюточень много о тех юных, которые хотели жить, но никогда не вернутся. Смертьбойцов – парнишек не смог забыть Твардовский, это трагедия, это боль; посколькувыше жизни у человека ничего нет, а смерть обрывает все.
Время не терпит отсчета вобратном порядке, оно мчится вперед. Но в героическое прошлое можно войти исилой своего воображения. Когда прочитал стихотворение «Две строчки», то словноувидел того парнишку, представил себе, как это все было. Становитсяпронзительно страшно, больно. 
Боль поэта тоже вполнеобъяснима. Александр Трифонович прожил жизнь, полную испытаний, горькихвпечатлений и переживаний. Пройдя дорогами Великой Отечественной войны вкачестве сотрудника фронтовой газеты «Краснаязвезда», он видел все ужасы этой войны. Твардовский говорил, чтоавторы-фронтовики  “видели пот и кровь войны на своей гимнастерке”, “выше лейтенантов неподнимались и дальше командира полка не ходили”. Они выступали противидеологических стереотипов, псевдоромантических шаблонов. Они писали о войнекровавую правду, то, что они сами выстрадали. А «кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда». Так было и сТвардовским. Об этом он не забывал никогда. Свои военные впечатления АлександрТрифонович передал в стихах и рассказах. Рассказал о самом главном, чтоволновало человека, солдата в горькие минуты испытания. Строки о войне оченьпроникновенны, леденящие сердце, в них неприятие этого чудовищного явления:
Война – жесточе нетуслова,
Война – печальней нетуслова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Слова не может быть инет.
Великая Отечественнаявойна.… Сколько мальчишек унесла она? Трудно сосчитать, трудно назвать ихфамилии. Безымянные герои.… Но память о них не давала Твардовскому  покоя до конца жизни. Скорбью о погибшихпроникнуто знаменитое стихотворение «Яубит подо Ржевом», которое было написано в 1945 – 1946. И считается самым «сильным» о войне.
Бои под Ржевом былисамыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей.Все стихотворение — это страстный монолог мертвого, его обращение к живым.Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый — таксудить о живых, так строго требовать от них ответа. Стихотворение завораживаетритмом своих анапестов, оно довольно велико по объему, но прочитывается наедином дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящеек глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традициихристианской.
В самом названиистихотворения скрыто глубокое значение. Оксюморон «я убит...» длячитателя как вызов, примерно то же, что и «мёртвые души». Привычно,нормально – «он убит» и «я живу». О себе несуществующем,выбывшем из числа живых в первом лице не скажешь. Но в этом «я убит»заключён огромный смысл, который и поясняется стихотворением.
Мы знаем о Бородинскомсражении, о битве на Мамаевом кургане, можем назвать их героев. А знаем ли мы,сколько было безымянных боев, негероических смертей (убит при бомбежке).Задумайтесь об этом, прочитав стихотворение Твардовского.
Я убит подо Ржевом.
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком начете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва—
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Похоронен в безымянномболоте  вместе с другими, такими жебезымянными солдатами.… От лица этого неизвестного солдата и говорит поэт. Прахэтих рядовых великой войны смешался с землей, которая дает жизнь будущему:
Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.
Они вопрошают живых: взятли Ржев, отстояли ли Москву, не допустили ли врага до Урала. И важнее этихвопросов, действительно, не было: победили ли мы?
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.
Спасена!– это самое главное для тех, кто сражался за нее, за каждую ее пять, ктоумер, как герой, в том безымянном болоте.
Вправе ли мы забывать оних? «Нет!» — отвечает Твардовский. Мертвые просят помнить о них, потому что впобеде – «наша кровная часть». Это стихотворение нужно воспринимать какзавещание всех павших, не доживших до Святой Победы, тем, кто дошел,осуществил, добил фашизм в его «логове». Это и предупреждение всем последующимпоколениям, чтобы не допустили повторения кровавой бойни, ибо остановить войнусложнее, чем не допустить ее. Из своего «далека» поэт говорит с потомками,чтобы помнили тех, кто заплатил за победу безмерную цену свою жизнь.
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать — горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое-
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
Читая, и не замечаешь,как повествование переходит от героя стихотворения к автору. Меняется будничныйритм на патетический, появляется пафос, оправданный великим подвигом народа,отстоявшего мир на земле.
В стихотворении интересноиспользованы местоимения. То же противопоставление: я, мы, наша – вы, ваше. Ноэто противопоставление замыкается, сменяется на понятия «своя земля»,«родимая отчизна». «Ваше», «наша» – земля«своя», «родимая». В состоянии высочайшего накалапатриотизма человек воспринимает себя и свой народ как единое «кровноесообщество» живых и павших, отошедших в прошлое поколений и потомков, какединое целое с родной землёй. А такое единение – своеобразное толкованиепонятия родины. Родина – это и пространственное, и нравственно-этическое, ивневременное понятие, и то, без чего нет жизни.
В послевоенные годыкритики твердили о том, что Твардовского необходимо отвлечь от военной темы –от жестокой памяти войны, но поэт говорил, что прекратить думать об этомнельзя, «об этом на всю жизнь хватит думать».
Теме памяти посвящено истихотворение «В тот день, когда окончиласьвойна», написанное в 1948 году. В нем он стремился передать драматизмвоенного времени и благодарность потомков тем, кто отстоял для них мир исвободу на земле. Стихотворение «В тотдень, когда окончилась война» удивительно тонко и поэтично раскрывает мыслиавтора о своем поколении, совершившем великий подвиг.
Что ж, мы трава? Что ж, иони трава?
Нет. Не избыть нам связиобоюдной.
Не мертвых власть, авласть того родства,
Что даже смерти сталонеподсудно.
К вам, павшие в той битвемировой
За наше счастье на землесуровой,
К вам, наравне с живыми,голос свой
Я обращаю в каждой песненовой.
Поэт «становится»несколько отстраненно от тех и других, павших и живых. Это не красивый прием, аубеждение человека, не заслужившего той памяти, на которую рассчитывают егогерои. Они выстрадали ее, он нет.
Я ваш, друзья, и я у васв долгу,
Как у живых, я так же вамобязан.
И если я, по слабости,солгу,
Вступлю в тот след,который мне заказан.
Свое творчество поэтмерит самой высокой планкой, ему нельзя иначе, он остался жив после кровавойбойни и должен жить так, чтобы быть достойным памяти павших. По ним он сверяетсвою судьбу и творчество, их суда ждет, поэтому пишет сердцем и душой, а когдане остается сил, тогда…
Скажу слова без прежнейверы в них,
То, не успев их выдатьповсеместно,
Еще не зная откликаживых,
Я ваш укор услышубессловесный.
Суда живых не меньшепавших суд.
И пусть в душе до днеймоих скончанья
Живет, гремитторжественный салют
Победы и великогопрощанья.
В небольшое по объемустихотворении вместилась целая гамма чувств: признательности за самоотверженностьи храбрость; благодарности, что отстояли страну; и непреходящее чувство вины«невиноватого». Так повернулась судьба: у одних погибнуть, у других жить иподнимать страну.
Мы с ними шли дорогоювойны
В едином братствевоинском до срока,
Суровой славой ихозарены,
От их судьбы всегданеподалеку.
И только здесь, в особыйэтот миг.
Исполненный величья ипечали,
Мы отделялись навсегда отних:
Нас эти залпы с нимиразлучали.
Это не придумать ни вкаком воображении, а надо понять сердцем, как сказал поэт, почувствовать тукровную связь с народом-победителем, которая всегда была у Александра Трифоновича Твардовского. Данное стихотворение учитчуткому, внимательному, доброму отношению к людям.
Твардовским были созданыи другие замечательные стихи, посвященные «жесткой памяти войны», как «22 июня 1941», «9 мая», «Сыну погибшеговоина» и другие. В этих стихах поэт отдает дань уважения доле погибшихсолдат, помнит о них и о тех, кто выстрадал своей жизнью и подвигом эту труднуюпобеду. Его поэзия открыта всем, его стихи доступны и легки. В них нет ничегонаносного, лживого, путаного, лукавого. В них народная простота, мудрость,красота. Это искусство в самом высоком смысле этого слова.
Если сопоставить егопрозу, стихи и поэмы, то можно прийти к таким выводам: в прозе он почти такжесилен, как в поэзии; его поэмы несколько слабее, чем лирические стихи.Существенность содержания, ясность и прозрачность формы, красота меткого иумного русского слова—в этих постоянных свойствах лирики Твардовского легкоувидеть продолжение тех традиций, что утвердились в нашей поэзии со временПушкина и Некрасова.
Лирика Твардовского — этопо преимуществу выражение самых простых, доступных любому труженику, но вместес тем наиболее глубоких и общих человеческих чувств. Она открывает душе такиеосновы человеческой жизни, как труд, родина, любовь, земля...
Мы, молодое поколение, сбольшим интересом и пониманием читаем эти стихи, написанные Александром Трифоновичем в 20 веке. Перед глазами зримо встают эпизодыбоя, ночлега, танковой атаки те, что убиты «в пятой роте, на левом, при жесткомналете», тот «маленький… примерзший… на той войне незнаменитой», и он «кто всержанты выйти не успел – такой был срок отпущен малый». Разве можно всезабыть? Нельзя! – говорит Твардовский. И хочется крикнуть всем: «Люди! Помнитеобо всех и обо всем! Не забывайте этого!».
В нашем городе есть Аллея Славы. Это место известно каждомугорожанину, так как оно достойно особого уважения, всеобщей памяти. Есть о чемподумать, глядя на памятник павшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945годов. Смотришь на вылитого из бронзы солдата – героя, и в памяти вновь и вновьвсплывают чеканные строки из стихотворения             А. Твардовского:               И у мертвых, безгласных,               Есть отрада одна:               Мы за родину пали,
                                    Но она — спасена.
  Наши земляки героически сражались и ценойсобственной жизни завоевали счастье для нас. Горькое и славное время не забыто.Оно в нашей памяти, в нашем сегодняшнем дне. К сожалению, войны идут и сейчас.Льется кровь, погибают люди, плачут матери, жены. На Алее Славы есть еще одинпамятник погибшим воинам – интернационалистам. На гранитных плитах пикообразной формы написаны фамилии ребят – новочебоксарцев, не вернувшихся с афганской и чеченскойвойны.
Очень страшно, горько….Им бы жить да жить. Но они самые лучшие, самые смелые, самые достойные. Пустьпройдет еще пять, десять, пятьдесят лет – не забывайте о них, помните всегда!
Еще я хочу сказать, чтосвоим творчеством Александр Трифонович Твардовский даёт нам всем урокответственности и памяти. О нашем долге перед Александром Трифоновичемразмышляет Андрей Турков в конце упомянутой статьи «Я не ранен. Я – убит»:«На нынешнем этапе нашей жизни нет недостатка в критике минувших десятилетий.Не щадят и Твардовского… и его журнал, который, дескать, был недостаточносмел и последователен в анализе и критике прошлого режима. А мне всёвспоминается сказанное некогда Герценом об отношении современного ему поколенияк предшественникам, «выбившимся из сил, усиливаясь стащить с мели глубоковрезавшуюся в песок барку нашу»: «Оно их не знает, забыло, не любит, отрекаетсяот них, как от людей менее практических, дельных, менее знавших, куда идут; онона них сердится и огулом отбрасывает их как отсталых… Мне ужасно хотелось быспасти молодое поколение от исторической неблагодарности и даже от историческойошибки». Какие верные и злободневные слова!
Мир не должен забыватьужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление передпавшими, преступление перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме имужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих наЗемле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига ипамяти.
Эта тема сложна,многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне — огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизмасоветских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданностьРодине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувстваи мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критическихпериодов в жизни страны и их собственной жизни.
                                              
                                  
                                       
Заключение.
 
… Еслизвезды зажигают,
Значит,это кому-нибудь
нужно…-
читаем мы у Маяковского.Конечно, нужно. Звезды нам освещают путь, их загадочное мерцание заставляетзадуматься над смыслом бытия человеческого. Это нужно не «кому-нибудь», а всем.Я думаю, стихи Твардовского тоже нужны всем. Они как звезды того военноговремени. Человек, я считаю, только тогда состоит, как человек, когда в егосердце живет любовь к Родине, и героические страницы ее истории для негосвященны, — об этом нас заставляют задуматься стихи Твардовского. Помните обэтом, храните в своей памяти, передавайте из поколения в поколение. Память –животворящая святыня, без нее земля была бы мертва. Помнят о погибших ветераны,помнят вдовы, взрослые дети, выросшие без отцов. Долго смотрели на дорогуматери, которые ждали своих не вернувшихся с войны сыновей….
Вот почему тема памяти недавала покоя Твардовскому.  
Читая и перечитывая егостихи, хочется напомнить всем: «Люди! Памяти павших будьте достойны».
БИБЛИОГРАФИЯ:
1)     Шанский Н. М. «Олирике А. Т. Твардовского». -  РЯШ.-  №3. — 1980
2)     Паперный З. «Поэтическое слово уТвардовского». — Вопросы литературы. — №7. – 1979.
3)     Кондратович А. «Уроки Твардовского». — Молодаягвардия. -  №2 —  1979
4)     Е. П. Пронина «Произведения о ВеликойОтечественной войне». — М. - «Просвещение» — 1985г.
5)    И. Бахатка«До последнего дыхания. Стихи советских поэтов, павших в Великой ОтечественнойВойне». -  М. -  «Правда» — 1985 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Принцип динамичесого баланса - философская основа мировоззрения, способ повышения эффективности научных исследований
Реферат Подготовка и проведение презентаций
Реферат Война в романе Война и мир
Реферат Соя
Реферат Последнии достижения в области генетики
Реферат Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики
Реферат Тема моральных обязательств в драме Ф Шиллера Разбойники
Реферат Экзаменационные билеты по теории организации за второй семестр 2000 г
Реферат A Comparison Of Early American Texts Essay
Реферат Революция Мэйдзи исин в Японии как предпосылка к становлению капиталистической экономики
Реферат What Sports Mean To Me Essay Research
Реферат «Она была одним из благодетельных существ для души моей» (О переписке Н.М. Карамзина с Великой Княгиней Екатериной Павловной)
Реферат Основное преимущество программных продуктов Альт-Инвест, Альт-Инвест-Прим, Альт-Инвест-Сумм
Реферат Информационные технологии в экономике. Средства организации экономико-информационных систем.
Реферат Candide By Voltaire 1694