Доклад на тему: «Творчество Николая Клюева»
Докладподготовил:ученик 11 “А”классашколы-гимназии №5Дианов Владислав
г.Северобайкальск
План доклада:
1.Краткие биографические данные
2.Поэтическое течение предреволюционного десятилетия.
3. Особенности поэзии Николая Клюева.
4. Список литературы, использованной при составлениии доклада.
1.Краткая биография Николая Клюева(1884-1937).
Николай Алексеевич Клюевродился 10 октября 1884 года в деревне Коштуге Коштугской волостиВытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне Вытегорский район Вологодскойобласти). В разное время в автобиографических заметках, письмах, устных рассказахпоэт любил подчеркивать, что в роду его было немало людей недюжинных,даровитых, артистических от природы. Прасковья Дмитриевна – мать поэта – былародом изЗаонежья, из семьи старообрядцев. Его мать знала очень множествонародных песен, духовных стихов. В 1897 году заканчиваеи двухклассноеучилище и начинает странствия по старообрядческим скитам и монастырям. Каксвидетельствуют современники, он побывал в Иране, Китае и Индии. Клюевприобщается к огромному кладезю знаний, в том числе магических, ему приписывалигипнотическую силу. Поэт был универсальной личностью: умел играть на несколькихмузыкальных инструментах, прекрасно пел, обладал недюжинными актерскимиспособностями. В августе 1936 года поэта отправляют в ссылку. Начинающийпоэт активно сотрудничал с революционными организациями и в 1905 годуКлюев был привлечен Московским жандармским управлением к дознанию по делу ораспространении среди служащих станции желзной дороги прокламацийреволюцтонного содержания. Начало 1906 года. Поэта арестовыают заагитационную деятельность в Вытерге и окрестных селах. Сидел сначала вВытергской, а затем в Петроградской тюрьме.
Долгие годы жила легенда осмерти поэта на станции Тайга от сердечного приступа и пропаже его чемодана срукописями. В действительности же Николай Клюев был растрелян в Томске 23-25октября 1937 года.
2.Поэтическое течение предреволюционногодесятилетия.
В предреволюционное десятилетие в литературу входит новоепоколение поэтов из крестьянской среды. Выходят книги стихов С. Клычкова, сборникиН. Клюева, начинают печататься А. Ширяевец и П. Орешин. В 1916 г. выходитсборник стихов Сергея Есенина “Радуница”. Эти поэты были встречены критикой какпосланцы в литературу новой русской деревни, выразители ее поэтического самосознания.
Большое влияние накрестьянскую поэзию 1910-х годов оказали сложившиеся в литературе и оченьразличные традиции изображения деревни, русской национальной жизни. Отношениекрестьянских поэтов к национальным истокам народной жизни было сложным,противоречивым, во многом обусловленным сложными обстоятельствами русскойсоциальной жизни и идейной борьбы предреволюционного десятилетия.
Следует иметь в виду, чтов годы реакции и войны официальная печать, буржуазно-либеральная прессавыступила под знаменем “народности”, активного национализма. Эти настроениянашли свое отражение в буржуазном искусстве тех лет — поэзии, живописи,архитектуре. В среде либеральной художественной интеллигенции обострилсяинтерес к “исконным” началам русской национальной жизни, ее “народной стихии”.В декадентских литературно-художественных кружках и салонах обсуждались вопросыо национальных судьбах России. В этих кругах особое внимание привлекала сектантскаялитература и поэзия, древняя славянская и русская мифология.
3. Особенности поэзии Николая Клюева.
В этих условиях первыепубликации стихов Н. Клюева (1887— 1937) и появление поэта в литературныхкружках и собраниях сразу же вызвали сочувственные откликибуржуазно-либеральной и декадентской критики, которая усмотрела в еготворчестве выражение стихийно-религиозных начал народного сознания, глубиннационального духа.
В поэзии Клюева, каквообще в новокрестьянской поэзии, отразились объективные противоречиякрестьянского миропонимания, о которых писал, анализируя противоречиятворчества Льва Толстого, В. И. Ленин. Ленин указывал на наивность крестьянскоймассы, ее патриархальные настроения непротивления, желание уйти от мира,“бессильные проклятья по адресу капитализма”. Такие настроения были свойственныи творчеству Клюева, объективно отразившего эти черты крестьянского сознания.Религиозные мотивы поэзии Клюева и других новокрестьянских поэтов тоже имелиобъективное ос-нование в особенностях крестьянского патриархального пониманиямира, одной из черт которого, как указывал В. И. Ленин в той же статье о Л. Н.Толстом, был мистицизм. Но для Клюева, в отличие от других поэтов течения, былахарактерна и наигранная подчеркнутость “народности” поэтических произведений,рассчитанная на запросы тех литературных кругов, в которых Клюев оказался,попав в Петербург.
В 1912 г. поэтвыпустил книгу стихов “Сосен перезвон”. Это были стихи о Руси, о русскомнароде, благостном и кротком. Русская деревня в стихах Клюева рисоваласьблагодатным “избяным раем”. Думы крестьян в его стихах — о нездешнем инеземном, в “перезвоне” сосен им слышатся перезвоны церковных колоколов,зовущие в “жилище ангелов”.
Мотивынародного гнева и горя, прозвучавшие в ранних стихах Клюева в 1905—1906 гг.(“Народное горе”, “Где вы, порывы кипучие”), исполненных демократическихнастроений, сменяются мотивами, заимствованными из религиознойстарообрядческой книжности, духовных стихов. Клюев резко противопоставляетсовременному “миру железа” патриархальную деревенскую “глухомань”,идеализирует вымышленную старую благостную, сытую деревню, ее “избяной” быт срасписными ендовами, бахромчатами платами селян, лаковыми праздничными санями.Для него “изба — святилище земли // с запечной тайною и раем”.
Стихи второй книги Клюева“Братские песни” (1912) построены на мотивах и образах, взятых из сектантскихдуховных песнопений. Это песни, сочиненные для “братьев по духу”.
В бытописи Клюева нетпримет реальной жизни новой деревни, разбуженной революцией 1905 г.,общественных помыслов и дум русского послереволюционного крестьянства. Описаниядеревенского быта, народных обрядов, обычаев, мифологические мотивы, часторазвернутые в тему целого стихотворения — все существует в его поэзии внесовременности. Защита национальных начал народной жизни от наступающей наРоссию бездушной “железной” городской культуры оборачивается у Клюева защитой“дремучих” вековых устоев, древнего религиозного миропонимания, в конечномсчете — неприятием социального прогресса:
… Чует древесная сила,
Провидя судьбу наперед,
Что скоро железная жила
Ей хвойную ризу прошьет.
Зовут эту жилу чугункой, —
С ней лихо и гибель во мгле...
Или:
… Заломила черемуха руки,
К норке путает следгорностай…
Сын железа и каменной скуки
Попирает берестяный рай.
По стилю, образности стихиКлюева этого периода близки духовным песням. Недаром Есенин назовет Клюева“ладожским дьячком”.
В историю русской поэзииначала века Клюев вошел, однако, прежде всего как поэт русской природы. Этистихи сам Клюев выделял в особые циклы, подчеркивая их связь с традициейнародной поэзии. (См., например, сб. “Мирские думы”, 1916). Цикл “Лесные были”открывается характерным в этом смысле стихотворением:
Пашни буры, межи зелены,
Спит за елями закат,
Камней мшистые расщелины
Влагу вешнюю таят.
Хороша лесная родина:
Глушь да поймища кругом!..
Прослезилася смородина
Травный слушая псалом...
В этих стихах Клюев виртуозно использует образы,приемы фольклорного творчества, богатство и многоцветно русского народногоязыка. Но примечательно, что в устном народном творчестве наиболее близкими емуоказываются самые древние традиции — народных поверий, обрядовой поэзии. В cтиxaxКлюева, опиравшихся на традиционную народную поэтику (в построении образов,композиции, широком использовании приема психологического параллелизма,песенной символике), всегда, однако, ощущался привкус нарочитости, стилизации.Часто поэт терял чувство меры, нагнетая “народные” элементы, диалектизмы.Кроме того, “социальные, трудовые и нравственные стороны жизни современнойдеревни Клюеву словно бы неизвестны. Многовековый патриархальный уклад”нашедший эстетическое выражение в народной поэзии, разрушался, сам Клюев был“продуктом” этого распада, а в поэзии его картинно пела, любила и страдаладревняя Русь, поэтизировались языческие поверья”.
Национальный колорит поэзии Клюева,богатство народных художественных элементов, рассыпанных в его стихах,привлекли внимание Есенина, который одно время принял позицию Клюева заподлинно народную.
4.Список литературы:
1. “История русской литературы конца XIXначала XXвека”
А. Г. Соколов.
2. “Русская литература ХХ века” — учебноепособие для учащихся 11 ___класса средней школы. Ф. Ф. Кузнецов.