Московскаяфинансово-юридическая академия
РЕФЕРАТ
По предмету: Русский язык и культураречи
Тема: Структураораторской речи
Выполнила:
студентка вечернегоотделения
5 курса гр.Ю-101-1В
Ефимова. Н.В.
Проверила:
Сюмкина. Л. Г.
Москва 2003г.
Содержание
Стр. Содержание---------------------------------2
Введение-------------------------------------3-4
Основнаячасть-----------------------------5-7
Ораторская речь-------------------------5-6
Структураораторской речи---------------6-7
Тезиснаяформа и план выступления ------7
Вывод----------------------------------------8
Литература----------------------------------9
Введение
Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась вIV веке до Р.Х. в Греции. Главным содержанием риторики уже в то время былатеория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученыйАристотель (384-322 до н. э.) определилэту науку как “способность находить возможные способы убеждения относительнокаждого данного предмета”
Наука подразделялась вантичности на три области:
физику — знание оприроде;
этику — знание обобщественных установлениях;
логику — знание ослове как инструменте мышления и деятельности.
Самым великим оратором Древней Грециипо праву считается афинянин Демосфен, родившийся и умерший год в год сАристотелем. Первые годы своих занятийпо ораторскому искусству Демосфен провел, тренируясь либо в полном одиночестве, либо под надзором одного лишь учителя. Поэтому, чувствуя,себя уязвимым перед более опытными в публичном красноречии оппонентами,Демосфен выработал у себя такую манеру выступления, при которой практически неоставалось места для импровизации, а выкрики и замечания противниковигнорировались или парировались заранее подготовленным текстом.
В своих речах Демосфен, в отличие отАристотеля, делал акцент на воздействие выступления на психику людей, их волю иэмоции. Чему способствовали отлично поставленный голос Демосфена и тщательнопроработанный им текст речи с опорными и кодовыми фразами. Что давало всочетании с отработанной мимикой и жестикуляцией, эффект трансформировалапсихики масс в нужном оратору направлении так, что люди сами не замечали момента, когда под воздействиемречи Демосфена переходили на его сторону, даже будучи изначально настроеннымипротив идей выступающего… На вопрос: что составляет самое существенное достоинство оратора, — Демосфеннеизменно отвечал: «Во-первых, произношение, во-вторых, произношение и,в-третьих, опять-таки произношение».
Следующий шаг в развитии искусства красноречия сделали специалистыДревнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатамисобственных изысканий. Дискуссии не получили в Римской империи столь широкогораспространения, как это было в греческих полисах. Для римлян было главнымпубличное выступление в режиме монолога. В римской школе слились воединориторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам пришли юмор,логика и приемы полемики. А от ораторского искусства - изящество компоновки текста речи, подгонка ишлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы,жесты и многое другое.
B ХVІІ-ХІХ векахриторику стали понимать как науку об аргументации в основном письменной речи:общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значениеписьменной литературы — богословия, религиозной и политической публицистики,философии, исторической прозы, документа — возрастает. А сама она прочно входитв повседневную жизнь европейцев. И к середине XIX-го века митинги и собрания — и соответственно красноречие — составляютуже часть мировой культуры, так же как театр или литература. А техника риторикии ораторского искусства входит в программы обучения крупнейшихуниверситетов.
Первая русская риторика, такназываемая риторика архиепископа Макария, появилась, очевидно, в Москве первойчетверти XVII века. Следующимважным этапом развития русской риторики стали грамматические и риторическиесочинения Μ. В. Ломоносова (1711-1765). В 1739 году выходят “Письмо оправилах российского стихотворства,” в 1748 году — “Краткое руководство ккрасноречию,” в 1757 году — “Российская грамматика,” около 1758 года написано“Предисловие о пользе книг церковных.” Главная особенность филологических работΜ. В. Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавалнорму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки деловой прозы,исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди. Егофилологические труды оказали значительное влияние на русскую словесность. Вначале XIXв. российская риторика переживает свой подъём, особе место играет в этом:учебники словесностиΗ. Φ. Кошанского, Α. Φ. Мерзлякова, А. И. Галича, И. И.Давыдова и других авторов сформировавшие поколения образованных русских людей,которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке. В XX веке с помощью техники ораторам становятсядоступны самые тонкие эмоциональные и интонационные акценты, а также воздействие на огромное количествослушателей, одномоментно, что привело к высочайшему взлету ораторскогоискусства. Сейчас же, в начале XXIв.Когда информационные технологии сделали просто огромный скачок вперёдораторское искусство снова на подъёме, так как не только увеличилась аудиторияслушателей, но и технические средства делают возможными показать самыемельчайшие детали или создать, что-то совершенно новое.
Основная часть
Ораторскаяречь
Посленебольшого экскурса в историю мы вплотную подходим к теме нашего реферата, тоесть к тому, что же собой представляет ораторскойречь и её структура. Конечно прежде всего, следует отметить, чтоораторская речь – речь подготовленная. Скорее искусство, чем наука. Речь неспособна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такаяречь будет действовать только на способность логического восприятия иоценки явлений.
Чемвыше умение использования обеих форм человеческого мышления: логическойи образной, тем выше мастерство публичной речи. Оратор должен бытьубежден в той идее, с которой он выступает перед аудиторией, долженбыть хорошим актером. Готовясь к выступлению первое, что он долженсделать – определить свою основную задачу и средства, которые помогутее осуществить. После разработки задач надо создать образ, в котороморатор предстанет перед аудиторией: манеры говорить, жесты, мимику,характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну изавершаться намного позже ухода с нее. К выступлению перед любой аудиториейоратор должен подготовиться. Процесс подготовки можно разделить на два этапа.1 этап можно назвать временем замысла, его вынашивания,продумывания идеи и темы, а так же конкретного содержания предстоящеговыступления, его конспектирования. 2 этап — это ужереальное воплощение замысла и темы ораторской речи — ее публичное исполнение.Как на первом, так и на втором этапах оратор полностью самостоятелен, иего труд составляет совокупность обоих этапов. Материал для выступлениянеобходимо подбирать, исходя из общего образовательного уровня аудитории,возраста слушателей и места проведения выступления. Неверно думать, чтоинтересной может быть речь, содержащая только новые для аудитории сведения.Такую речь люди слушать не будут — при всем желании просто не смогут.Необходимо, чтобы новое перемежалось и сочеталось с уже известным, а трудное слегким. Трудно удерживать внимание слушателей дольше, чем на три четверти часа.Называют и еще одну временную величину — 5-10 минут — естественный период, втечение которого человек может слушать не отвлекаясь
Когда публичная речь прочитана должным образом, она волнует и возбуждает не только мысли, но ичувства человека. Оратор не должен говорить монотонно. Фразы желательнопроизносить с разной интонацией. Между ними необходимо делать небольшие паузы.Более длительная пауза делается, например, при смысловом переходе, дляэмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующейфразы. Необходимо оратору как можно больше силы и энергии вливать буквальнов каждое слово своей речи.
Однимиз важнейших условий ораторского искусства является умение пользоватьсяобразами и картинами. Без этого речь всегда будет бледна и скучна, а главное —не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Также и речь,состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, онапросто быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины иобразы, тогда эта речь запомнится надолго. Всегда краски и образыпривносят живую струю в речь. Тогда на слушателей производится болеесильное впечатление.
Структураораторской речи
Классическаяструктура речи состоит из: вступления, доказательства изаключения. У каждой из этих частей — свои функции. Увступления — привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всюсерьезность, важность и сенсационностьдальнейшего изложения. У доказательства — обосновать идеи, сжато высказанные вовступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построенияи хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения –закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора,подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.
Теперьпоговорим конкретно о частях нашей публичной речи, что они из себяпредставляют.
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ
1. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же даетсяглавная концепция в доходчивом, новесьма декларативном можно сказать плакатном виде.
2. Негативное. Опровергает какую-либомысль, идею или концепцию без альтернативно
3.Аналитическое. Ненавязывает слушателям, какую то конкретную позицию, а предлагает вместеисследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобрантак, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное,выступающему, мнение
4.Парадоксальное. Озадачиваетаудиторию. Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит квосприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы востросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье опозитивном предложении оратора.
5.Эмоциональное. Самоеаморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообщеобходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), нов содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека.
ВИДЫДОКАЗАТЕЛЬСТВА
1. Логическое. Опирается нарациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи
2.Информационное. Приводитсясправочный материал, статистические данные, факты.
3.Эмоциональное. требуетот оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеиудобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказываетсяимперативно.
4.Отсылочное. Опытный оратор при публичном выступлении, какправило, опирается на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтвержденияценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетныхличностей или организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершить свою речь оратор может как угоднои чем угодно, но важно помнить, что хорошеезаключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументацииа, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.
По классической схеме ораторскогоискусства:
1. Ораторподводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.
2. Краткоповторяет основные мысли своей речи.
3. Призываетпублику к конкретным действиям пореализации своей идеи.
4. Еще раз нанаивысшем эмоциональном накале кратко (возможно использовать шутку цитатуафоризм) излагает главную идею выступления.
Структураречи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но впринципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов иподведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будетзабыть.
Тезисная форма и план выступления
Тезисная форма – скелет выступления, егократкий сюжет, в котором фиксируются основные мысли оратора, подлежащие вдальнейшем более полному раскрытию уже во время произнесения речи. Тезис — совокупность коротких предложений, отражающих основные смысловые моменты тойили иной идеи оратора. Тезисы образуют тезисную форму в соответствии соструктурой речи. Вывод
Слово – мощное орудие, с которым следуетобращаться очень бережно, так как оно может не только вдохновлять на великие делаи поступки, но и привести к гибели целые народы, что к сожалению нам хорошоизвестно на примере фашистской Германии.
Не возможно построить процветающее идостойное общество, опираясь только на материальные блага.
Культуры речи, даёт возможность обществу гармонично развиваться.
Культура речи позволяет сохранить своюсамобытность, но вместе с тем способствует рождению диалога между различнымикультурами.
Литература
1. Волков. А. А.Курс современной риторики – М. 2001г.
2. Апресян Г. З.Ораторское искусство, – М., 1978г.
3. Аннушкин. В. А.Первая русская риторика – М 1999г.
4. Аристотель. Античные риторики, — М. 1978г.