Стендаль
(1783 – 1842)
Один из самых выдающихся французскихписателей XIX века, Анри Бейль, писавший под псевдонимом«Стендаль», при жизни не пользовался ни признанием у критики, ни успехом уширокого читателя. Почти все его многочисленные произведения художественного,исторического и критического характера прошли незамеченными, лишь изредка вызывая рецензии, далеко невсегда благоприятные. Тем не менее Мериме, испытавший на себе влияние Стендаля,высоко ценил его, Бальзак им восхищался, Гете и Пушкин с удовольствием читалиего роман «Красное и Черное».
Уделом Стендаля была посмертная слава. Егодруг и душеприказчик Ромен Коломб в 1850-е годы предпринял полное издание егопроизведений, включая журнальные статьи и переписку. С этого времени Стендаль вошелво французскую литературу как один из самых крупных ее представителей.
Школа французских реалистов 50-х годовпризнала его вместе с Бальзаком своим учителем; И. Тэн, один из вдохновителейфранцузского натурализма, написал о нем восторженную статью (1864); Э. Золясчитал его представителем нового романа, в котором человек изучен в глубокойсвязи его с общественной средой. Началось научное изучение Стендаля, главнымобразом его биографии. В 1880-егоды появляются в свет его автобиографическиепроизведения, черновые наброски, незаконченные повести, которые Р. Коломб невключил в свое издание. Уже в XIX веке его романы переводятсяна многие языки.
В России Стендаля оценили очень рано,раньше, чем на его родине. На «Красное и черное» обратили внимание А. С. Пушкини некоторые его современники. Весьма положительно отозвался о нем Лев Толстой,которого особенно поразили военные сцены «Пармского монастыря». Горький считалего одним из крупнейших мастеров европейского романа. В Советской России былипереведены на русский язык все произведения Стендаля, вплоть до незаконченныхотрывков, а его романы и новеллы переиздавались десятки раз. Основные егопроизведения переведены на многие другие языки стран бывшего СССР. Стендаль унас, несомненно, является одним из самых любимых иностранных писателей.
1.
Мари – Анри Бейль родился на юге Франции, вгороде Гренобле. Отец Стендаля, Шерюбен Бейль, адвокат при местном парламенте,и дед, Анри Ганьон, врач и общественный деятель, как и большая частьфранцузской интеллигенции XVIII века, были увлечены идеямиПросвещения. Отец имел в своей библиотеке «большую энциклопедию наук иискусств» составленную Дидро и Д-Аламбером, и увлекался Жан – ЖакомРуссо. Дед был поклонником Вольтера и убежденным вольтерьянцем. Но с началомФранцузской революции (1789) их взгляды сильно изменились. Семья обладаладостатком, и углубления революции испугало ее. Отцу Стендаля пришлось дажескрываться, и он оказался на стороне старого режима.
После смерти матери Стендаля семья надолгооблеклась в траур. Отец и дед впали в набожность, и воспитание мальчика былопередано священнику, скрывавшемуся от под гостеприимной кровлей Бейлей. Этотсвященник, аббат Ральян, о котором Стендаль с возмущением вспоминал в своихмемуарах, тщетно старался привить своему воспитаннику религиозные взгляды.
В 1796 году Стендаль поступил в открывшуюсяв Гренобле Центральную школу. Задачей этих школ, учрежденных в некоторыхпровинциальных городах, было ввести в республике государственное и светскоеобучение, чтобы заменить им прежнее – частное и религиозное. Они должны быливооружить молодое поколение полезными знаниями и идеологией, соответствующейинтересам складывающегося буржуазного государства. В Центральной школе Стендальувлекся математикой и по окончании курсабал отправлен в Париж для поступления в Политехническую школу, готовившуювоенных инженеров и артиллерийских офицеров.
Но в Политехническую школу он так и непоступил. Он приехал в Париж через несколько дней после переворота 18 брюмера,когда молодой генерал Бонапарт захватил власть в свои руки и объявил себяпервым консулом. Тотчас же начались приготовления к походу в Италию, где вновьвосторжествовала реакция и установилось австрийское владычество. Стендаль былзачислен сублейтенантом в драгунский полк и отправился к месту службы в Италию.В армии он прослужил больше двух лет, однако, ему не пришлось участвовать ни водном сражении. Затем он подал в отставку и 1802 году вернулся в Париж с тайнымнамерением стать писателем.
Почти три года Стендаль прожил в Париже,упорно изучая философию, литературу и Английский язык. В сущности, только здесьон получает свое первое настоящее образование. Он знакомится с современнойфранцузской сенсуалистической и материалистической философией и становитсяубежденным врагом церкви и всякой мистике вообще. В то время когда Бонапартготовил себе императорский престол, Стендаль на всю жизнь возненавиделмонархию. В 1799 году, во время переворота 18 брюмера, он был доволен тем, чтогенерал Бонапарт «стал королем Франции»; в 1804 году коронация Наполеона, радикоторой в Париж прибыл папа римский, кажется Стендалю очевидным «союзом всехобманщиков».
Между тем приходилось думать о заработке.Множество начатых Стендалем комедий остались незаконченными, и он решил добыватьсредства к существованию коммерцией. Прослужив около года в каком-то торговомпредприятии в Марселе и почувствовав навсегда отвращение к торговле, он решилвернуться на военную службу. В 1805 году опять начались непрерывные войны севропейской коалицией, и Стендаль был зачислен в интендантство. С этого временион непрерывно разъезжает по Европе вслед за армией Наполеона. В 1806 году онвступает вместе с французскими войсками в Берлин, в 1809-м – в Вену. В1811 году он проводит отпуск в Италии, где задумывает свою книгу «Историяживописи в Италии». В 1812 году Стендаль по собственному желаниюотправляется в армию, уже вторгшуюся в Россию, вступает в Москву, видит пожардревней русской столицы и бежит вместе с остатками войска во Францию, надолгосохранив воспоминания о героическом сопротивлении русских войск и доблестирусского народа. 1814 году он присутствует при занятиях русскими войскамиПарижа и, получив отставку, уезжает в Италию, находившуюся тогда подавстрийским гнетом.
Онпоселяется в Милане, в городе, полюбившемся еще в 1800 году, и живет здесьпочти безвыездно около семи лет. Как наполеоновский офицер в отставке, получаетполовинную пенсию, которая позволяет ему кое-как просуществовать в Милане, нонедостаточна для жизни в Париже.
В Италии Стендаль печатает свое первоепроизведение – три биографии: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио»(1814)
В 1814 году Стендаль впервые знакомится сромантическим движением в Германии, главным образом по книге А. В. Шлегеля«Курс драматической литературы», только что переведенной на французский язык.Принимая мысль Шлегеля о необходимости решительной литературной реформы иборьбы с классицизмом ради более свободного и более современного искусства, он,однако, не сочувствует религиозно – мистическим тенденциям немецкогоромантизма и не может согласиться со Шлегелем в его критике всей французской литературы и просвещения.Уже с1816 года Стендаль увлекается поемами Байрона, в которых видит выражениесовременных общественных интересов и социального протеста. Итальянскийромантизм, возникающий приблизительно вэто же время и тесно связанный с итальянским национально – освободительнымдвижением, вызывает его горячие симпатии. Все это получило сое отражение в следующейкниге Стендаля – «История живописи в Италии» (1817), в которой оннаиболее полно изложил свои эстетические взгляды.
ОдновременноСтендаль печатает книгу «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817), в которой пытаетсяхарактеризовать Италию, ее политическое положение, нравы, культуру иитальянский национальный характер. Чтобы сделать эту картину целой страны яркойи убедительной, он набрасывает живые сценки современного быта и пересказываетисторические эпизоды, обнаруживая блестящий талант повествователя.
С 1820 года начались преследованиеитальянских карбонариев. Некоторые итальянские знакомые Стендаля былиарестованы и заключены в австрийские тюрьмы. В Милане царил террор. Стендальрешил вернуться в Париж. В июне 1821 года он прибил на родину и сразупогрузился в атмосферу бурной политической и литературной борьбы.
2.
В это время во Франции вновь с необычайнойсилой началась реакция. Преданное королю министерство Виллеля проводиломероприятия, глубоко возмущавшие либералов. Пользуясь куцыми «свободами»,представляемыми конституцией, либералы вели борьбу в палатах, в печатях, насценах театров. В оппозицию переходили деятели и органы печати, еще недавноверные королю. В 1827 году после выборов, давших большинство либералам,правительство Виллеля ушло в отставку. Но Карл X не хотел уступать и решилсовершить государственный переворот, чтобы полностью восстановить абсолютизм. Врезультате чего в Париже вспыхнула революция, сбросившая за три дня старуюмонархию.
Стендаль остро интересовался происходившейво Франции политической борьбой. Реставрация Бурбонов вызвала его негодование.Приехав в Париж, он открыто принял участие в борьбе либералов с реакцией.
В Париже жизнь была дороже, чем в Милане, иСтендаль должен был раде заработка заниматься поденной литературой: писатьмелкие статьи для французских и английских журналов. Он едва находил время длятого, чтобы писать роман.
Первым его произведением, напечатанным послевозвращения в Париж, была книга «О любви» (1822). Книга этапредставляет собою психологический трактат, в котором Стендаль пыталсяхарактеризовать различные виды любви, распространенные в тех или иных классахобщества и в различные исторические эпохи.
Во время реставрации во Франции шел спормежду классиками и романтиками. Стендаль принимал участие в этих спорах,напечатав две брошюры «Расин и Шекспир» (1823 и 1825). Брошюры обратили на себявнимание литературных кругов и сыграли свою роль в борьбе двух литературныхнаправлений.
В 1826 году Стендаль писал свой первый роман– «Арманс»(1827) где изображает современную Францию, ее «высший свет»,праздную, ограниченную в интересах, думающую только о своих выгодахаристократию. Однако и это произведение Стендаля несмотря на своихудожественные достоинства, не привлекло внимание читателей.
То был один из самых трудных периодов вжизни Стендаля. Политическое состояние страны повергло его в уныние,материальное положение весьма трудное: работа в английских журналахпрекратилась, а книги не давали почти никакого заработка. Личные дела приводилиего в отчаяние. В это время ему предложили составить путеводитель по Риму.Стендаль с радостью согласился и за короткий срок написал книгу «Прогулки поРиму» (1829) – в форме рассказа о путешествии в Италию небольшой группыфранцузских туристов.
Впечатления от современного Рима легли воснову повести Стендаля «Ванина Ванини, или некоторые подробности относительнопоследней венты карбонариев, раскрытой в Папской области». Повесть вышла в светв 1829 году.
В том же году Стендаль начал писать свойроман «Красное и черное», который сделал его имя бессмертным. Романвышел в свет в ноябре 1830 года с датой «1831». В это время Стендаля уже небыло во Франции.
В среде зажиточной буржуазии господствуеткорысть и желание подражать высшим классам, — самобытные и политические нравыможно найти только среди народа. Страсти можно заметить, только когда онипрорываются в каком либо поступке, караемом законом. Вот почему в глазахСтендаля «Судебная газета» является важным документом для изучения современногообщества. Интересующую его проблему он нашел в этой газете. Так возникло одноиз лучших произведений Стендаля: «Красное и черное». В подзаголовке романастоит «Хроника XIX века». Под этим «веком» следует понимать периодРеставрации, так как роман был начат и в основном написан до Июльскойреволюции. Термин «Хроника» обозначает здесь правдивое повествование обобществе эпохи Реставрации.
Замечательно характеризовал этот роман М.Горький: «Стендаль был первым литератором, который почти на другой день послепобеды буржуазии начал проницательно и ярко изображать признаки неизбежностивнутреннего социального разложения буржуазии и ее туповатую близорукость».
28 июля 1830 года, в день Июльскойреволюции, Стендаль с восторгом увидел на улицах Парижа трехцветное знамя. Вистории Франции наступила новая эра: к власти пришла крупная финансоваябуржуазия. Стендаль быстро разгадал в новом короле Луи – Филиппе обманщика идушителя свободы, а прежних либералов примкнувшим к Июльской монархии, считалренегатами. Тем не менее, он стал хлопотать государственной службе и вскорестал консулом Франции в Италии, сперва в Триест, а потом в Чивита-Веккию,морской порт поблизости с Римом. В этой должности Стендаль оставался вплоть досвоей смерти. Большую часть года он проводил в Риме и часто уезжал в Париж.
В 1832 году он начал свои мемуары опребывании в Париже с 1821 по 1830 год – «Воспоминание эготиста», в 1835 –1836-м – обширную автобиографию, доведенную только до 1800 года – «Жизнь АнриБрюлара». В 1834 году Стендаль написал несколько глав романа «Люсьен Левен», которыйтакже остался незаконченным. В это же время он заинтересовался случайнонайденными им старыми итальянским хрониками, которые решил обработать внебольшие повести. Но и этот замысел получил осуществление только черезнесколько лет: первая хроника «Виттория Аккорамбони», появилась в 1837 году.
Во времядлительного отпуска в Париже Стендаль напечатал «Записки туриста» – книгу освоих путешествия по Франции, а еще через год вышел в свет роман «Пармскиймонастырь», в котором отразилось его великолепное знание Италии (1839). Этобыло последнее напечатанное им произведение. Роман, над которым он работалпоследние годы своей жизни, «Ламьель», остался незаконченным и был издан черезмного лет после его смерти.
III
Мировоззрение Стендаля.
МировоззрениеСтендаля в общих своих чертах сложилось уже в 1802 –1805 годы, когда он свеликим увлечением читал французских философов XVIII века – Гельвеция, Гольбаха,Монтескье, а также их более или менее последовательных преемников – философаДестюта де Траси, создателя науки о происхождении понятий, и Кабаниса, врача,доказывавшего, что психические процессы зависят от процессов физиологических.
Стендаль не верит в существование бога, врелигиозные запреты и в загробную жизнь, отвергает аскетическую мораль и моральпокорности. Он стремится каждое понятие, которое встречает в жизни и в книгах,проверять данными опыта, личным анализом. На основе сенсуалистической философиион строит и свою этику, вернее, он заимствует ее у Гальвенция. Если существуетлишь один источник познания – наши ощущения, то следует отвергнуть всякуюмораль, не связанную с ощущением, не выросшую из него. Желание славы,заслуженного одобрения других, по мнению Стендаля, — один из самых сильныхстимулов поведения человека.
Впоследствии взгляды Стендаля эволюционировали: некоторое безразличие к общественнымвопросам, характерное для него в эпоху Империи, сменилось пылким интересом кним. Под влиянием политических событий и либеральных теорий во времяРеставрации Стендаль стал думать, что конституционная монархия являетсянеизбежным этапом на пути от деспотизма Империи к Республике и т.д. Но при всемтом политические взгляды Стендаля оставались неизменными.
Характерная особенность современногофранцузского общества, полагал Стендаль, — лицемерие. В этом винаправительства. Это оно принуждает французов к лицемерию. Никто во Франции ужене верит в догмы католицизма, но всякий должен принимать вид верующего. Никтоне сочувствует реакционной политике Бурбонов, но все должны ее приветствовать.Со школьной скамьи приучается лицемерить и видит в этом единственное средствосуществования и единственную возможность спокойно заниматься своим делом.
Стендаль был страстным ненавистником религиии особенно духовенства. Власть церкви над умами ему казалось самой страшнойформой деспотизма. В своем романе «Красное и черное» он изобразил духовенствокак общественную силу, борющуюся на стороне реакции. Он показал, каквоспитывают будущих священников в семинарии, прививая им грубо утилитарные иэгоистические идеи и всеми средствами привлекая их на сторону правительства.
*
Воздействие творчества Стендаля надальнейшее развитие литературы было широко и много образно. Причина этоймировой славы заключается в том, что Стендаль с необычайным проникновениемвскрыл основные, ведущие черты современности, раздирающие его противоречия,борющиеся в ней силы, психологию сложного и беспокойного XIXстолетия, все те особенности взаимоотношений человека и общества, которые былихарактерны не для одной только Франции.
С глубокой правдивостью, делающей его однимиз крупнейших реалистов, он показал движение своей эпохи, освобождающейся от узфеодализма, от господства капиталистической верхушки, пробивающейся к ещесмутным, но неизбежно влекущим демократическим идеалам. С каждым романомвозрастал размах его изображений, и общественные противоречия представали вбольшой сложности и непримиримости.
Излюбленные герои Стендаля не могут принятьте формы жизни, которые сложились в XIX веке в результате революции,приведшей к господству буржуазии. Они не могут примирится с тем обществом, вкотором феодальные традиции уродливо сосчитались с восторжествовавшим «чистоганом».Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые запреты и традиции,героического начала, которое пытается пробиться к действию в косной и грубойсреде, скрыто присутствует в этом революционном по своей природе, захватывающеправдивом творчестве.
Вот почему и теперь, через столько лет послесмерти Стендаля, его произведения читают во всех странах миллионы людей, которымон помогает понимать жизнь, ценить правду и бороться за лучшее будущее. Вот почемуи нашим читателем он признан как один из крупнейших художников XIXвека, внесшим неоценимый вклад в мировую литературу.