Реферат по предмету "Литература"


Стилистические фигуры в художественных произведениях

Министерствообразования и науки Российской ФедерацииФедеральноеагентство по образованиюКубанскийгосударственный технологический университетФакультетСГФКафедрарусского языкаКурсовая работаподисциплине специальности«связис общественностью»натему «Стилистические фигуры в художественных произведениях»выполнила Руководитель курсовой работы: Допущен(а) к защите _________________Защищена_____________________2006г.План
1.     Ведение
2.     Теоретическаячасть
3.     Практическаячасть
4.     Заключение
5.     Список использованной  литературы  Введение
Стилистика является разделом языкознания,посвященным изучению выразительных средств языка, занимая тем самым особое место среди других дисциплин языкознания.В отличие от других дисциплин, анализирующих наличный состав единиц и категорийконкретного языка, систему их взаимосвязей и соотношений, то есть изучающих«что есть» в языке, стилистика отвечает на вопрос «как?»: как используютсяединицы и категории данного языка для выражения мысли. Стилистика исследуетпроблематику «языкового употребления». Это и есть предмет ее внимания. В этомее смысл и сущность как самостоятельной науки среди других отраслейлингвистики.
Известно,что многие писатели вводят в текст те или иные конструкции, руководствуясь своимиметодами, разобравшись в которых читатель способен лучше понимать творчествовеликих мастеров.
Синтаксические средства создания экспрессии  разнообразны. К ним относят стилистическиефигуры, представляющие собой сильные средства эмфатической интонации.
Стилистические  фигуры как важнейшие  способы  повышения выразительности речи  известны вязыкознании с  античных  времен, а к их  анализу и классификации обращались многочисленные исследователи на  протяжениимногих  столетий:  Квинтилиан, Аристотель, Цицерон, М.В.Ломоносов, Д.Э. Розенталь, И.И. Ковтунова и др.
Объектом данногоисследования являются стилистические фигуры.
         Предметом- стилистические фигуры в художественных произведениях.
Актуальность  данной темы  обусловлена необходимостьюизучения функционирования стилистических фигур в художественных произведениях, так как  они являются ярчайшими показателями  индивидуального  стиля поэта.
            Цель данного  исследования – дать  комплексную характеристику системы стилистических  фигур, которые  активно используются  поэтами, а также  выявить  специфику их функционирования  в поэтических  текстах  русских поэтов Целью данной работы являетсярассмотрение частотности употребления стилистических фигур А.С. Пушкиным и Ф.И.Тютчевым.
         Задачиисследования:
1. изучить функционированиестилистических  фигур в художественныхпроизведениях;
2. выявить  специфику их функционирования  в поэтических  текстах  русских поэтов.









Теоретическая часть
Современный русский язык состоит из 5 стилей:разговорного,  научного, официально-делового, публицистического и стиляхудожественной литературы.
К каждому из этих стилей присущи свои особенности,отличающие его от других стилей, так, например, для официально-делового стиляхарактерна стандартизация, включение в текст аббревиатур, сокращений, длянаучного – насыщенность терминологией (15%-25% текста, «сухость» языкаизложения и т.д.)
         В стилехудожественной литературы используются языковые средства, обладающие наравне слогическим смыслом ещё и экспрессивно-эмоциональным оттенком.
К таким средствам относятся, например, тропы,помимо тропов используются и другие конструкции: обращения, вводные и вставныеконструкции, прямая, несобственно-прямая речь, многие односоставные и неполныепредложения. Сильными средствами эмфатической*  интонации являютсястилистические фигуры.
 По мнению автора, поэзия не мыслима без стилистических фигур,которые позволяют оценить повышение и понижение голоса, темп речи, паузы,словом – все оттенки звучащей фразы.
Человек в процессе чтения, игнорирующийстилистические фигуры и ориентирующийся лишь по знакам препинания, лишает себявсех тонкостей поэзии и, следовательно, не понимает глубины произведения.
Стилистические фигуры представляют собой особыесинтаксические построения, служащие для усиления образно – выразительнойфункции речи.
Стилистические фигуры изучались такими филологами,как А.М. Веселовским, Б.В. Томашевским и др.
Эти синтаксические построения можно разделить на 2 группы:
1.  Конструктивные – фигуры, делающие синтаксические структурыболее сбалансированными.
2.  Деструктивные – фигуры, от которых идет обратный процесс(«раскол» структур).
Из общей массы стилистических фигур автор выбрал 13 основных:анафора эпифора параллелизм антитеза градация инверсия эллипсис оксюморон умолчание риторический вопрос риторическое обращение (восклицание) многосоюзие бессоюзие ритм интонация
1.Анафора  (греч. anapherein – поднимать наверх), единоначатие  – являетсобой повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которыхсостоит высказывание. Фактически анафора открывает ряд повторов, которым в составе соседнихпредложений отводится совершенно определенное место. Расположение её в началеконструкций – единственный признак, отличающий её от повторов другого типа. Хотяэта фигура сравнительно не сложна, всё же она требует умелого использования,поскольку фрагмент, которым открывается предложение, должен ещё и «бытьдостойным» того, чтобы быть повторенным. Классическим примеров анафоры служатстроки Лермонтова:
Я тот, кому внимала ты вполночной тишине
Чья мысль душе моей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала
Чей образ видела во сне
Я тот, чей взор надежду губит
Я тот, кого никто не любит…
 Анафора бывает двух типов:
- лексическая
 Клянусь я первым днем творенья
Клянусь его последним днем
Клянусь позором преступленья… (Лермонтов)
 - синтаксическая (если в начале каждого предложения стоятоднотипные синтаксические конструкции).
 Я стою у высоких дверей
Я слежу за работой твоей… (Светлов)
         2. Эпифора (греч. Epipherein – дополнять,прибавлять), концовка – фигура, которую можно назвать «обратнойанафорой», так как она представляет собой тип того же повтора,  однако еёхарактерной чертой является расположенность в конце конструкции, т.е. эпифорапредставляет собой повтор последних слов предложений.  В силу того,что  повторы в конце смежных предложений могут производить впечатлениенеловкой и неуместной рифмы, эпифора в русскоязычной речевой практике неотносится к разряду самых употребительных фигур. Однако нельзя с уверенностьюговорить о том, что русские поэты её игнорировали.
Известно, что эпифора очень полюбилась Есенину:
Отцвела моябелая липа, отзвенел соловьиный рассвет.                          Ничего! Я споткнулсяо камень, это к завтрому всё заживет!               Глупое сердце не бейся; Залеглазабота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Прояснилась омуть в сердцемглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,оттого прослыл я скандалистом.
Из этого примера видно, что автор может отчастиобновлять лексику эпифоры, варьировать её содержание, сохраняя при этом внешнееподобие высказывания. 
3.Параллелизм(греч. Parallelos – соположенный, находящийся рядом) – считается одной из древнейших фигур, унаследованнойриторикой из фольклора, где параллелизм был представлен достаточно широко. Параллелизмоткрывает серию конструктивных фигур (фигур, делающих синтаксические структурыболее сбалансированными). В эту группу входят и две предыдущие фигуры. Практическипараллелизм представляет собой однотипность синтаксических конструкций,представленных в смежных или стоящих недалеко друг от друга частях сообщения,другими словами он представляет собой одинаковое построение соседнихпредложений или     отрывков речи.
Для построения данной фигуры можно использовать«ряды», что отлично видно на примере:

         Из данного примеравидно, что каждое из понятий имеет пару, в которой оно отражается, и котороеслужит «ключом»  к пониманию второго члена пары. Не редко синтаксическийпараллелизм усиливает риторический вопрос и обращение (восклицание)…
Бедная критика! Она любезностиучилась в девичьих,
А хорошего тона надралась вприхожих…(пример из учебника по литературе 9-го класса)
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут
Бочка по морю плывет,
Туча по морю идет. (Пушкин)
4.Антитеза –представляет собой оборот, в котором для усиления выразительности резкопротивопоставляются противоположные понятия. Т.е. классическим средствомвыражения данной фигуры является антоним. Как стилистический прием антитезашироко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах:
 Ученье – свет, а неученье – тьма. Мягко стелет, да жестко спать.
 
Классические примеры антитезы нам дает русская художественнаялитература:
Ты богат, я очень беден. Тыпрозаик, я поэт. Ты румян как маков цвет, я как смерть и тощ, и беден. (Пушкин)
 Антитеза бывает двух типов:  
- простая (членная). Например: Усильного всегда бессильный виноват (Крылов)
- сложная (многочленная). Например:  Ненавидим мы, и любим мы случайно, ни чем ни жертвуя, ни злобе, нилюбви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови…(Лермонтов)
Из последнего примера видно, что сложная антитезаможет включать в себя несколько антонимических пар.
Богатыйи в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица)
         5. Градация – представляетсобой стилистическую фигуру, стоящую в таком расположении слов, при которомкаждое последующее содержит усиливающиеся (реже уменьшающиеся) значения, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого имивпечатления, известный филолог И. Голуб даёт следующее определение градации: “Нанизывание однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов,придаточных предложений) часто создает градацию – то есть такое расположениеслов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждоепоследующее  усиливает значение предыдущего, благодаря чему создаетсянарастание интонации и эмоционального напряжения речи…”
 Частоградацию составляют синонимы, которые, выстраиваясь в ряд,  усиливают(система восходящей градации) либо ослабляют (система нисходящей градации)высказывание: Путеец подскакивает к немуи, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить. (Чехов).Для создания градации можно использовать не только синонимы, но и слова,связанные общностью значений, не доходящей до синонимии:
Настанет день – печальный,говорят! – Отцарствуют, отплачут, отгорят…(Цветаева)
Осенью ковыльные степи совершенноизменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не  сходныйвид. (Аксаков)
6. Инверсия (лат. Inversio– перестановка) – являетсятипичной фигурой-представительницей деструктивных фигур (фигур, ломающих синтаксическиеструктуры). Инверсия – это расположение членов предложения в особом порядке,нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи. Невсякий обратный порядок слов является инверсией. Цель инверсии – повышениеэкспрессивности речи, т.е. сама по себе инверсия есть такое преобразование всоставе предложения, при котором конструкция в целом оказывается перекошенной внужную говорящему сторону. Этот процесс образуется при перебрасываниисоставляющих высказываний с их «естественного» места в предложении на«неестественное». Существует понятие «глубина инверсии», то есть, на какоеколичество позиций та или иная составляющая предложения перемещается. Вывелилошадей. Не понравились они мне. (Тургенев)                                Победы,собственно, тогда у белого дома никто из нас не ожидал (Ельцын)С ужасом думала я: к чему все это ведет!                                                          И с отчаянием признавала власть его над моей душою. (Пушкин)
7.Эллипсис (греч. Elleipsis – нехватка, пропуск) —  относится к деструктивным фигурам, то естьразрушает синтаксические связи. Эта фигура предполагает «пропадание» целыхфрагментов высказываний,  при этом считается, что фрагменты могут бытьвосстановлены по смыслу целого. Обычная норма для пропусков слов – одно-дваслова, но в принципе за рамками предложения могут оставаться и более крупныесинтаксические блоки (особенно если эллипсис сопровождается параллелизмом).
 Начал во здравие,кончил за упокой (пословица)
Следует отметить, что сама конструкция требует ещёи ближайшего контекста, иначе читатель неадекватно поймет её, если вообщепоймет. Таким образом, эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся впропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.
Мы села — в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы иплуги. (Жуковский)
Использование данной фигуры придает высказываниюдинамичность, интонацию живой речи, повышает художественную выразительность.Чаще всего пропускается сказуемое для создания эллипсиса: Мир – людям  На письмеданная фигура отражается при помощи тире (-).  Как стилистический приемэллипсис получил широкое распространение в лозунгах.
8.Умолчание    - это оборот речи,  заключающийся в том, что авторсознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому дополнитьеё. На письме умолчание выражается многоточием (…), за которым скрывается«неожиданная» пауза, отражающая волнение говорящего. Как стилистический приемумолчание часто используется в разговорном стиле:
Ты не представляешь!…это такое известие!…какмне теперь?!… Что вы подумали, что почувствовали оба? Ктоузнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства…на них можнотолько указывать – и пройти мимо (Тургенев).
 
9.Оксюморон (греч. Oxymoron – остроумно-глупое) – яркий стилистический прием образования речи,состоящий в создании нового понятия с соединением контрастных по назначениюслов. Данная фигура подобно антитезе является «местом встречи» антонимов. Сочетаниеантонимов в «чистом виде»  в оксюмороне редко (Начало конца — заголовок), “Плохойхороший человек” – назв. Фильма.
В большинстве случаев слова, имеющиепротивоположное значение, соединяются как определяющие и определяемые [«Крупныемелочи», «Дорогая дешевизна» — заголовки] (прилагательное – существительное),поэтому  их нельзя  считать стопроцентными антонимами, так какпоследние должны принадлежать одной части речи. Яркие оксюмороны были созданырусскими поэтами.
Люблю я пышное природы увяданье.(Пушкин)
Смотри, ей весело грустить такойнарядно обнаженной (Ахматова)
Оксюморон часто встречается в названиях художественных произведений: “Оптимистическая трагедия”, “Живые мощи” Также данная фигура используется в публицистическом стиле (часто в заголовках для привлечениявнимания читателей): “Холода –сезон жаркий”  “Отступление вперед ”
         10. Риторическое обращение (риторическоевосклицание) – подчеркнутое обращение к кому-либо (чему-либо). Даннаястилистическая фигура заключает в себе особую экспрессию, усиливаянапряженность речи
О ты, чьих писем много, много вмоем портфеле берегу. (Некрасов)
Риторическое обращение (восклицание) служит не только для названияадресата речи, но и для того, чтобы выразить отношение к тому или иномуобъекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи
Цветы,  любовь, деревня, праздность,поле!
Я предан вам душою. (Пушкин)
11.Риторический вопрос – этостилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получитьответ, а только для того, что бы привлечь внимание читателя (слушателя) к томуили иному явлению, то есть риторический вопрос содержит утверждение(отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа
Не вы ль сперва так  злобногнали Его свободный, смелый дар
И для потех раздували чутьзатопившийся пожар?…(Литература 9)
Риторические вопросы, совпадающие пограмматическому оформлению с обычными вопросительными предложениями, отличаютсяот последних яркой восклицательной интонацией, выражающей изумление, крайнеенапряжение чувств ;  не случайно авторы иногда в конце риторическихвопросов ставят 2 знака: восклицательный и вопросительный
Её ли женскому уму, воспитанному в затворничестве,обращенному на отчуждение от действительной жизни, ей ли не знать, как опаснытакие стремления и чем оканчиваются они!? (Белинский)
Иль нам с Европой спорить ново, иль русский от боевотвык (Пушкин)
         12. Многосоюзие(полисийдетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном использованииповторяющихся союзов для логического и  интонационного подчеркиваниясоединяемых союзами членов предложения (сочинительных предложений) для усилениявыразительности речи. Обычно повторяются сочинительные и соединительные союзы(и, ни)
Перед глазами ходил океан и колыхался, и гремел, исверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Короленко)
Хоть не являла книга эта ни сладких вымыслов поэта,ни мудрых истин, ни картин; но ни Вергилий, ни Расин, ни Скотт, ни Байрон, ниСенека…(Пушкин)
Среди писателей очень популярным считается  использование наряду сданной фигурой фигуры ей противоположной
13. Бессоюзие(асийдетон) –стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзовмежду членами предложений (предложениями); отсутствие союзов придаетвысказыванию стремительность.
Мелькают мимо будни, бабы, мальчишки, лавки,фонари, дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки,мужики…(Пушкин)

 Практическая часть
Стилистическим  особенностям тютчевских  стихотворений исследователи  уделяли мало  внимания. Между  тем мастерство  Ф.И. Тютчева в  создании образов, передаче  настроения,психического  состояния в полной  мере проявились в  его  стихотворениях. В частности, привлекает  внимание обилие  фигур в чрезвычайно экспрессивных описаниях природы и  в  любовной лирике. В  поэтических  текстах русского  поэта, развиваются двеглавные  темы  его творчества — это  темы  природы и  любви.
    Исследование  тютчевской  поэтической речи  позволяет  сделать следующие  выводы :
1. Наиболеехарактерные  стилистические  фигуры для стихотворений                пейзажнойи любовной  лирики  Ф.И. Тютчева являются: анафора (День- сей  блистательныйпокров- День, земнородных  оживленье), стык (Давно ли  грезилось весной, Весной и летом золотым), градация (И бунтует и клокочет, Хлещет, свищет и ревет; Но  что же вдруг тебя  волнует, Твой сон ласкает и целует, И золотиттвои  мечты), синтаксический  параллелизм и ассиметричный  параллелизм (Словно, ввек ненарушимый, Был нарушен вечныйстрой И любившей и любимой Человеческой душой. В этом  ласковом  сиянье, В этом небе  голубом Есть улыбка, есть сознанье, Естьсочувственный  прием), хиазм (И роковое их слиянье, И  поединок роковой; День  вечереет,ночь  близка, Уж поздно. Вечереет день),риторическое  восклицание (О, как тогда с  земного круга Душой к бессмертному  летим !). Излюбленным  приемом  Ф.И. Тютчева – является  повтор. Виды их очень  разнообразны – от  повторения одних и тех же  слов, корней  слов, слов- синонимов и функциональных  синонимов, до повторения общего  смыслового содержания  строф; они то риторически  приподняты, то эмоционально  снижены.
2. Гораздо  беднее представлены  стилистические  фигуры добавления – эпифора (Яркий снег сиял  в  долине,- Снег растаял и ушел; Вечный знак блестит в долине,- Знак увянет и уйдет),тавтология (Чей это праздник так  празднуешь ты), оксюморон (Я был  при ней, убитый, но живой).
3.  В пейзажной лирике  Тютчева имеется  значительная часть  безответных, медитативныхвопросов, которые выполняют познавательную  функцию. Это  вопросы о глубинной сути  вещей, об отдаленном  пространстве и времени ( О чем ты  воешь, ветр ночной?О чем так сетуешь безумно ?).  
   Для  тютчевской  поэзии характерны ряды  альтернативных  вопросов, которые  не предполагают  ни ответа, ни выбора (Иль ятобою  околдован? Иль в самом деле яприкован К гранитной полосе твоей?). Такие ряды выполняют сложные поэтические  функции: рисуют  картины, с разных  сторон освещающие  предмет речи, намечают переходные  грани  между внешним и  внутренним миром,  выражают неуловимые  переходы между  явлениями, совмещение  в явлениях  противоположных  понятий.
4.  Любовная лирика Ф.И. Тютчева ориентируется  на  разговорность, что определяет  простоту, безыскусственность и  глубину ее эмоционального воздействия. И хотя количественно эти  средства не носят подавляющего характера,однако  стилистическая и  эмоциональная роль их  очень велика: они  определяютхарактерную  для  него интонацию  беседы. Живую  непосредственность  разговорной речи  несут повторы таких  усилительных  местоимений и наречий, как весь(вся,все, всё) при  указании наабсолютную  исчерпанность  чего-нибудь (всю  свою  душу, всю себя), такой (такое  горе, такая страсти  глубина), так (так пламенно, так горячо любившей).
5.   Характерным приемом  для  любовной лирики  Ф.И. Тютчева — является  кольцо, выполняющее  не только мелодическую  функцию, но илогическую: тема, введенная первой строфой  без  объяснения, получат  свое объяснение в  последней  строфе, обогащенная, мотивированная образно-эмоциональным  содержанием всего  стихотворения.
6.    Каждый стихотворный  текст заключает  некоторое сообщение. Слова посредством которых  оно осуществляется,определенным  образом  организованные. Отбор их  подчинен установке  поэта на наиболее  впечатляющее выражение  мысли и образа,формированию  того впечатления,переживания, настроения, которое испытывает  поэт и, к  которому он стремится  приобщить  читателя.
         Таким образом, как показало исследование, стилистические фигуры  выполняют важные  грамматические  функции связи предикативных единиц вструктуре  стиха, строфы и стихотворения,а также  являются средством  связи предложений в  структуре сложного  поэтического целого. Организуя связь  микроконтекста с окружающим  контекстом, стилистические  фигуры выполняют текстообразующую  функцию, способствуют  повышению общей экспрессивности  поэтического текста, организации его особойритмомелодики. Стилистические фигуры, искусно примененные  в поэзии Ф.И. Тютчева,  помогаютпоэту максимально  воздействовать  на чувства и эмоции  читателя.   
В этой части работы автор также   рассмотрит стилистические фигурына примере пушкинского произведения «Руслан и Людмила»…
1.Анафоры в тексте Лексические:
Там чудеса:там леший бродит,… там на неведомых дорожках, там пес и дол видений полны;                                                                                                             Там о заре прихлынут волны…Там королевич мимоходом…; Там в облаках переднародом…Там ступа с Бабаю-Ягой…
Там царь Кощей над златом чахнет
Там русский дух…Там Русью пахнет!
Не скоро ели предки наши Не скоро двигались кругом;
Тому – терзайся, плачь, злодей !…
Тому я дам её в супруги.
«Я!» — молвил горестный жених
«Я! я!» — воскликнул за Рогдаем Фарлафи радостный Ратмир.
Уж тото крови будет течь, уж то-то жертв любвиревнивой!
Повеселись мой верный меч! Повеселись мой конь ретивый!
Он звезды сводит с небосклона,
Он свиснет – задрожит луна…
Сбылись давнишние мечты,
Сбылися пылкие желанья!
С её небесною отрадой
С её мучительной тоской
И между тем она, Руслану Мигала томными глазами
И между тем за мой кафтан держалась тощими руками
И между тем – я обмирал…
Никто о вас не пожалеет,
Никто не помешает вам
Ещё при мне мой верный меч,
Ещё глава не спала с плеч…
Княжне явились, подошли…
Княжне воздушными перстами
Уж копья брошены далеко
Уже мечи раздроблены…
Никто из витязей лихих, никто из смертных не погубит.
«Погибнет он! Погибнет он!»
Сюда, невольные, бегите!
Сюда, надеюсь я на вас!
Невольно кудри золотые, невольно волосы густые
Людмила в зеркале пропала… 
Людмила прежняя предстала
Теперь мне здесь уж безопасно;
Теперь избавлюсь от хлопот!
Где сбруя, где заржавевший щит
Быть может нет и мне спасенья!
Быть может, на холме немом…
Вновь обратиться витязь хочет –
Вновь отражен, надежды нет…
Их тихий сон, их тихий плен…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.