Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Н. Островский — крупнейший драматург второйполовины 19 века. «Гроза” — одно из его ярчайшихпроизведений.Оно было написано в 1859 году,во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. Он один из первыхдал широкое описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением отпутешествия по Волге. И не случайно онизбрал именно такое названиедля своей пьесы.
В слове “гроза”заключен огромный смысл.Гроза— это не только природное явление, но это и символ перемен в “темномцарстве”, в том жизненном укладе, который существовал втечение нескольких веков в русской жизни.
В центре пьесы — конфликт представителей “темногоцарства” с их жертвами.На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. Иглавная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческогодостоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются,надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все этоявляется предвестием каких-то грозных событий.
Впервые слово “гроза”звучит в сцене прощания сТихоном. Он говорит: “… Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихонуочень хочется хоть ненадолго вырваться из атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменькиКабанихи, почувствовать себя свободным,“навесь год отгуляться”. Под “грозой”он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, атакже страх перед возмездием за совершенные грехи. “Грозанам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Иэта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведьрелигиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собойничего не может.
Единственный, кто не стал бояться грозы, — так это механик-самоучка Кулигин. Ондаже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод.Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силыи мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Нучего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка,каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас всегроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? Тамтоже не все спокойно — назревают какие-то перемены. Грозав этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения.Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, ноу нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появлениесумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Онапредсказывает главной героине близкую гибель.
Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина оченьиспугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтомупросто не смогла жить с грехом на душе — грехом любви к чужому человеку.Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого,подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, несмирившись с лицемерной моралью самодуров “темногоцарства”. Вот такие последствия имела гроза для Катерины.
Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису,племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и вгрозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни еевозлюбленному. Катерина — замужняя женщина, она не имеет права изменять своемумужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и какни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который небыл способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. НоКатерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности кБорису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем.Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понималКатерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. Очевидно, этобыло не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляетКатерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, чтоона погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого онникогда не получит. Тем самым Борис также является частью калиновского мира.
Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русскомобществе во второй половине XIX века. Обэтом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозы воздух становится чище, происходитразрядка, то в жизни после “грозы”вряд ли что изменится,скорее всего, все останется на своих местах.