Реферат по предмету "Литература"


Русский символизм: лекция из курса д-ра Валюлис

ЛЕКЦИЯ  ( д-р. C. Валюлис.)                                    РУССКИЙСИМВОЛИЗМФилософские и эстетические проблемы Старшие символисты (Дм. Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Вл. Соловьев, Валерий Брюсов)
Символизм зародился в 1894 году. С 94  по 95 появились три сборника под названием«Русские символисты». Автор в основном Брюсов. Появились первые манифестысимволистов.
Сим. объявил войну реализму и политике. Искусство должнобыть свободно от общественных проблем. Искусство – самоценная система.
Символизму характерно:
-         форма декаденства
-         поклонениеиндивидуализму
-           проповедь личности
Лекция Дм. Мережковского «О причинах упадка и новыхтечениях русской литературы». Основные принципы таковы:
-         мистическоесодержание
-         символичностьобразов
-         понятие одвоемирии (мир земной, эмпирический – реальность; мир иной –сверхреальность)          
 
Поэт должен стремиться изобразить путь восхождения в иныемиры.
Познание реалистов в эти миры не проникает. У нихрассудочное, горизонтальное понимание мира. Так называемые причинные связи.
У символистов происходит постижение мира иными,нерассудочными познаниями. (По Блоку)
Реалисты – наблюдатели.
Символисты – мыслители. (По Бальмонту)
Символисты отрешаются от действительности, уходят в сферуидеального, только там можно постичь очевидную красоту. Философы так определялиэту «красоту»:
-         «мировая воля» уШопенгауэра
-         «душа мира» у Вл.Соловьева
Само искусствозапечатлевает моменты вдохновения. (По Бальмонту)
Мережковскийопределил новое искусство как искусство художественного идеализма и вывел трипринципа:
-         мистическоесодержание
-         расширенное худ.впечатление
-         русский реализм
Понятиегрезы. Греза не существует в действительности, но навеяна ею. Это субъективноевосприятие мира и собственного «я», отвлеченная красота, особый стиль, создающийсяцелой системой символических образов. Греза – музыка стиха.
Символистыизвлекают символы из действительности: огонь, свет, роза, храм и т.д.
Символистыотносятся иронически к действительности. Мережковский считал, что мир земнойничего не отражает.
Символистысталкиваются с проблемой личности в этом земном мире. Они углубляют внутренниймир человека. Есть два плана существования личности, которые постояннопересекаются:
-         микрокосм личности
-         макрокосм бытия
Важнымявляется путь восхождения от макрокосма к микрокосму.
Влияние Ницше настарших символистов:
В человеке дваначала: дионистическое (природное) и аполлоническое (гармоническое).
 
Младшие символисты(А. Блок, А. Белый) испытывали влияние Вл. Соловьева.
По Соловьеву,земная жизнь – лишь отсвет, искаженное представление бытия. Постичь высший мирможно верой, через религию. Соловьев высказывает это в работе «Идеи и смыслбогочеловечества». Он считал, что наступит время разрешения проблем,восторжествует справедливость. Так возникает его понятие соборности –объединение всех вер и религий. Соборность – это еще и соединение веры икультуры.
«Мировая душа»,сама женственность, мудрость – все это заключается у Соловьева в образе Софии.Именно София спасет мир.
В самом человекезаключается и божеское, и дьявольское. Чем больше человек будет проникать ввысшие миры, тем меньше в нем будет дьявольского.
 Соловьев говорит, что именно в мировомпроцессе строительства космоса обнаруживается сила основной идеи. Божественныйлогос (или разум) рождает Софию. «Мировая душа» воспринимает божественноеначало, она дает толчок к развитию. Задача человека – воплощать духовнуюполноту в действительность. Искусство играет большую роль в создании великого.Искусство – высшая сфера культуры, которая может изменить земную жизнь.Искусство – религия, способная создать новый мир. Сам поэт приравнивается кбогу. Например, Веч. Иванов определяет поэта теургом (творцом).
Символистыотказывались от понятийного мышления. Они по-новому определяли слово.
Изстатьи Иванова «Кормчие звезды»: «… слово стало только указанием, тольконамеком, только символом, ибо только такое слово не было ложью». Ложью былослово у реалистов. 
Особенности«магии» слов:
-         Алогизмассоциаций («Тень несозданных созданий» Брюсов)
-         Туманно-мистическиевидения
-         Звуковая игра
-         Музыкальностьстиха (музыка служит основанием мировой воли по Шопенгауэру)
                        Основным образомявляется символ. Это может быть одно слово, метафора, образ в рамках всегостихотворения.
            Мережковский: Идею символистовникакими словами передать нельзя. Символы выражают безграничную сторону мысли.
            Символ – это намёк на то, чтоненазвано. Символ может передать тёмное в нашей чувствительности. Символ – этоопределённый приём, он рассчитан на возникновение ассоциаций, ощущений (страх).
            Символизм – это элитарное искусство.Читатель должен принимать систему намёков. Символисты сталкивают слова. ПоМережковскому, символ исполняет роль сверхчувственной интуиции. Это нечтоидеальное, что дано поэту. Он посредник между миром трансценденции и миромреальным. Символ является тогда символом, когда он неисчерпаем, когда онпередаёт что-то неадекватное внешнему миру (Вяч. Иванов). У Сологуба «я»художника – исходный момент творчества: «Я бог таинственного мира». Подтексттаков: я бог (поэт равен богу), потому что есть мир в его мечтах. Появляютсятакие силы, как пустынная душа, душа как единственное отечество.
            Не все символисты соглашаются с тем,что символ должен быть неисчерпаем до бесконечности. У Брюсова в символе нетничего мистического. Блок и Брюсов тяготеют к школе французского символизма,где символ рассматривается как художественное средство, расширяющее нашепредставление о мире.
            Для Бальмонта символ являетсяосновным образом. Главное в образе – картина души. Скрытая духовная идеальностьможет быть передана с помощью символа. Нужно найти миг и описать этот миг спомощью символа. Тогда нужна музыкальность.
            Предтечи символистов: Фет, Тютчев,ближе к ним Случевский, Минский.
            Несколько этапов:
1.    Начало в 90-хгодах. Особое выражение. Старшие символисты – индивидуалисты и мистики. Они всеразные. Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Сологуб, отчасти Брюсов.
2.    1900-е годы.Поколение молодых символистов: Белый, Вяч. Иванов, Блок, Балтрушайтис,Анненский, отчасти Боюсов. Издательства: «Скорпион», «Сириус»; журналы:«Весы», «Новый путь», «Золотое руно», «Аполлон». Символизм в живописи:Врубель, Борисов-Мусатов, группа художников «Мир искусства» (Сомов, Бенуа). Вмузыке – Скрябин, он соединял разные виды искусства в одно. Вообще характеренсинкретизм. Белый писал литературные симфонии. Появление циклов и книг стихов.У Фета уже было стремление выразить поэтическую мысль в цикле. У символистовцикличность – это форма мышления. Так как мир многомерен, то и человек тоже. Имнедостаточно выразить всё в одном стихотворении. У Блока – «Стихи о прекраснойдаме». Эти циклы объединяются потом в книги.
3.    В 1910 –кризис.Первый кризис – в 1905 году. Революция расколола символистов. Блок и Белыйприняли революцию как неизбежное. Мережковский и Гиппиус эмигрировали. Во времявторого кризиса 1910 г. символизм распадается как единое течение. Раньше всеиздавались в одном журнале. Но создан уже новый цех поэтов.
Дм. Мережковский был не толькотеоретиком, но и поэтом и писателем (трилогия Христа и Антихриста). Некотороевремя Мережковский исполнял роль центра. Человек высокой культуры. Разработалновую религию третьего завета. Традиционно религия уповает на Троицу. Но никтоиз них не спас человечество. Но придёт новый Спаситель – Богородица. Онавоплощает суть мира, дионисийство. Эта религия была популярна средиписателей-символистов.
            Символистысобирались у Мережковского. Читали стихи у Иванова на башне. Башня – это 9 этажв петербургской квартире. В Москве – у Юргиса Балтрушайтиса.
            Поэзия уМережковского – это церковь. Она мост к мистике. Всё определялось отражениембога. Сам мир – отсвет высшего. Воспевание земного одиночества. Поэтпровозглашает новое и неведомое. Сама жизнь – это символ. «Дети ночи» — программное стихотворение. Присутствует символ кольца, то есть жизненногокруга. Живая сущность для Мережковского – бог, но не человек. Стихи воплощаютего теоретические познания. Стихи далеки от совершенства.
            ЗинаидаГиппиус, в отличие от супруга, более многосоставна как личность. Её называлидекадентской мадонной, петербургской Сапфо, считали, что она немножко того.Гиппиус не желала быть поэтессой, она писала от мужского имени, раскрывалапроблемы мужского характера. Она высокомерна, заносчива. Поэтический мирГиппиус подвижен, своеобразен. Она сталкивает разные полюса: дерзость исмирение, религиозность и легкомыслие. Прославляет смерть и стремится к жизни,осознаёт греховность телесной любви, одновременно желает её. Интересуетсяметафизикой. Символические образы: душа живёт во власти страха, раненая душа,образ лестницы, ступеней.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения
Реферат Изменение восприятия в процессе обучения
Реферат Теорія і технологія розливки електросталі та спеціальних сплавів
Реферат К вопросу о роли идеологии в современном государстве
Реферат Экзаменационные билеты по предмету Экономические последствия чрезвычайных ситуаций - весенний се
Реферат Великий князь Святослав
Реферат «Роль интегрированных уроков в системе обучения русскому языку и литературе»
Реферат Понятие предмет метод система и задачи уголовного права
Реферат А. Н. Некрасова с использованием технологии мастерских Цели урок
Реферат Расчёт гидропривода тормоза однобарабанной шахтной подъемной машины
Реферат Налог ЕНВД
Реферат Blood Essay Research Paper The average
Реферат Релігії
Реферат Alchemy In The Middle Ages Essay Research
Реферат Безопасность жизнедеятельности на производстве 3