Реферат по предмету "Педагогика"


Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения

Содержание
Введение……………………………………………………………………….….3
ГлаваI.Теоретические основы педагогических технологий…………….12
1. Понятие «педагогическаятехнология»……………………………..12
2.Сущность и структура педагогической технологии………………..18
3.Особенности технологии обучения…………………………………24
Глава II. Методическая система В.Ф. Шаталова. Категории технологии интенсивногообучения………………………………………………..............31
1. Концептуальность образовательной модели В.Ф. Шаталова……...33
2.Системность учебно-воспитательного процесса…………………...35
3. Управляемость учебно-воспитательнымпроцессом ………………43
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы………..…………………………………………………..50
Введение
В настоящее время в Россииидётстановление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировоеобразовательное пространство. Этот процесс сопровождается существеннымиизменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитиемспособностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемыс акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способыинформации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают местокомпьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетейглобального масштаба. Намечается дальнейшая интеграция образовательныхфакторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Важнейшей составляющейпедагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействиеучителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности,становлению нравственного облика человека.В основу образовательной системы в качестве генеральной идеи положеногуманистическое мировоззрение, предусматривающее формирование таких качествличности, как осознание природы и человека в их един­стве, отказ отавторитарного, мифологи­ческого стиля мышления, терпимость, склонность ккомпромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам, ценностями верованиям. Решение этой задачи тесно свя­зано с проблемой технологизацииобразования. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий,адекватных уровню общественного знания. Вводитсяновое понимание «педагогической технологии» как не простоисследования в сфере использования ТСО (технических средств обучения иликомпьютеров), а исследования с целью выявить принципы и разработать приемыоптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающихобразовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов иматериалов, а также посредством оценки применяемых методов. Речь, такимобразом, идет об управляемости педагогического процесса и созданииинструментария для работы учителя – о педагогической технологии впедагогическом процессе.
Как известно, в российском образованиипровозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможностьпедагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструироватьпедагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направленииидет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания,использование возможностей современной дидактики в повышении эффективностиобразовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новыхидей и технологий.
Несмотря на значительное количество работ,появившихся в последние десятилетия, проблема далека от разрешения. Сегоднясуществует более 300 определений педагогической технологии. Нет единой точкизрения и на такие узловые и ключевые вопросы, как сущность, особенностипедагогической технологии, структура, технологические звенья и др.
Анализ исследований показал, что в педагогическойтеории сложилось объективно существующее противоречие: требования к качеству массовой подготовки учеников растут,диапазон индивидуальных различий широк, а обучение остаётся усреднённым и, всвязи с недостаточной разработанностью проблемы педагогический технологий, онине могут в полной мере повлиять на качество обучения и сам ход педагогическогопроцесса.
Идея технологизации педагогического процесса не являетсячем-то новым в педагогике. В практике обучения также имеют хождение следующиетермины: «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии вобразовании» и др. Впервые термин «педагогическая технология» появился в 20-егоды ХХ века. Однако наиболее полное, с нашей точки зрения, исследование поистории происхождения и становления понятия «технологий обучения», давшихнеожиданные результаты, проведены Н.П. Масловой (13). В своей работе«Ноосферное образование» она показала, что термин «технология» впервые вотечественной педагогической литературе был использован в 20-е годы ХVIII в.«справщиком», а позже директором Московского печатного двора, автором рядаучебных книг Федором Поликарповым. Среди них «Славяно-греко-латинский лексикон»(1704г.), «Технология» (1725 г.). Этот же термин он использует в приложении ктретьему изданию широко известной грамматики М. Смотритского (1721г.). Концепцияграмматики, как искусства и ремесла (технологии) подразумевала системуопределений, орудий, принципов и др.
Еще Ян Амос Коменский (1592-1670) стремился найти такой общий порядокобучения, при котором оно осуществлялось бы по законам человеческой природы. Видеале, при едином совершенном методе обучения, полагал великий педагог, «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часыс правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно ирадостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какуютолько можно достигнуть в подобном искусном инструменте» (11).  Он «желал, чтобы метод человеческогообразования стал механическим, т.е. предписывающим все столь определённо, чтобывсе, чему будут обучать … не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошосделанных часах, телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной длядвижения машине» (11). Стремясь найти общий порядок обучения, при котором оноосуществлялось бы по единым законам человеческой природы, Коменский пришёл к выводу,что всё можно было бы «преподавать единообразно».
«Можно и нужно каждого учителя, — писал Я.А. Коменский, — научитьпользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будетвысоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем» (11).
В российской педагогике научно-техническийпрогресс к концу XXв. обусловил технологизацию не толь­комногочисленных отраслей производства, он неумолимо вторгся в сферу куль­туры,гуманитарных областей знаний. Сегодня мы уже говорим об информаци­онных,медицинских и других подобных технологиях, в том числе и в сфере образования.
Столь широкий интерес к проблеме вызван разнымимотивами: одни ученые традиционно следуют модному направле­нию; другиеозабочены состоянием обра­зования и видят в технологизации очеред­ную панацеюот всех бед, третьи (в том числе и автор данной работы) считают, чтотехнологизация – объективный процесс, подготовивший этап эволюции образова­ниядля решения качественно иных задач.
В 20-е годы XXв. термин «педагогиче­скаятехнология» используется в работах по педологии, основанных на трудах по реф­лексологии(И.П.  Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский,С.Т. Шацкий) (18). В это же время распространилось и другое понятие –«педагогическая техника», ко­торая в Педагогической энциклопедии 30-х гг. былаопределена как совокуп­ность приемов и средств, направленных на четкую иэффективную организацию учебных занятий. К педагогической тех­нологии былоотнесено также умение оперировать учебным и лабораторным обо­рудованием,использовать наглядные по­собия.
В 40-50-х гг., когда началось внедрение в учебныйпроцесс обучения технических средств, появился термин «технология образования»,который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различныхТСО, в частности кино, радио, средств контроля, модифици­ровался в «педагогическиетехнологии».
В середине 60-х гг. содержание этого понятияподверглось широкому обсужде­нию в педагогической печати за рубежом и намеждународных конференциях, где было определено два направления его толкованияв зависимости от уровня и результатов исследований в данной об­ласти вразличных странах (США, Англия, Япония, Франция, Италия, Венгрия).
Сторонники первого утверждали необхо­димостьприменения технических средств и средств программированного обучения (technologyineducation). Представители второгонаправления главное видели в том, чтобы повысить эффективность ор­ганизацииучебного процесса (technology  ofeducation) и преодолеть отставание педагогических идей от стремительногоразвития техники. Таким образом, первое направление было обозначено как «техни­ческиесредства в обучении», второе воз­никшее чуть позже, как «технология обу­чения»или «технология учебного процес­са».
К началу 70-х гг. была осознана необ­ходимость модернизацииразличных ви­дов учебного оборудования и учебных предметных сред как необходимогоусловия, без которого «не работали» прогрес­сивные методики и формы обучения, аследовательно, и не могли быть достигну­ты соответствующие качество и эффектив­ностьобучения. Подчеркнем особо, что к середине 60-х и началу 70-х гг. в высоко­развитыхкапиталистических странах – США, Англии, Испании, Японии – уже издавалисьжурналы по вопросам педаго­гической технологии, а в дальнейшем этой проблемойначинают заниматься специализированные учреждения (напри­мер, национальныесоветы по педагоги­ческой технологии в Великобритании и США).
В 1965 г. в АПН СССР был организо­ван НИИшкольного оборудования и технических средств обучения (понятие «технология» вэто время не было приня­то по идеологическим соображениям), а в 1973 г. вВенгрии – Государственный центр технологии обучения. В соглаше­нии, заключенномс ЮНЕСКО и Программой развития ООН, была опре­делена основная задача этогоцентра – изготовление новых современных матери­алов по технологии обучения исоздание системы подготовки специалистов, разви­тие необходимых научных исследований.
Таким образом, к концу 70-х – нача­лу 80-х гг.вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьюте­ризацииобучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чащестали осознаваться как система средств, методов организации и управле­нияучебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогическойтехнологии; применение системного знания для решения практи­ческих задача ииспользование  в учебномпроцессе технических устройств.
В 80-90-е гг. продолжаются попытки даль­нейшегоосмысления сущности современ­ного педагогического процесса, причемпрослеживаются две тенденции: одни ав­торы стремятся к дальнейшей детализа­циипонятия «педагогические технологии» и его усложнению, другие – к упроще­нию,прибегая при этом к слишком обоб­щенным формулировкам.
Сегодня в среде ученых-педагогов усиленно дебатируется вопросо правомерности употребления термина «технология» применительно кпреподаванию гуманитарных и социально-экономических наук. Это предубеждениесвязано с тем, что данное понятие принадлежало сфере материальногопроизводства. Исторически понятие технология возникло в связи с техническимпрогрессом и согласно словарным толкованиям (techne– искусство, ремесло, наука + logos– понятие, учение) есть совокупностьзнаний о способах и средствах обработки материалов. Технология включает также иискусство владения процессом, в результате чего персонализируется.Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательностьопераций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) иусловий. Технология в процессуальном смысле отвечает на вопрос: «Как сделать(из чего и какими средствами)?». Понятие технологии связано в большей степени спроизводством материальных ценностей. Действительно, в прошлом веке с развитиемкрупной промышленности и машинного производства возникла необходимость расчлененияэтого процесса на отдельные элементы, операции, этапы. Усложнение промышленногопроизводства потребовало осознанного использования научных рекомендаций впрактических целях, и эту миссию взяла на себя технология. Со временем термин«технология» стал широко применяться и в других сферах человеческойдеятельности, т.е. приобрел широкое философское толкование. Технология своимсодержанием может охватывать и духовное производство. При этом предварительноопределенный ряд операций, направленных на достижение некоторой цели или задачивне сферы материального производства стали называть социальной технологией. Пообразному выражению Э. Де Боно, «технология – это процесс производствачего-либо полезного на основе использования знаний, а основная функциятехнологии – внедрение теории в практику» (9).
На  протяжениичеловеческой цивилизации, наряду с промышленными технологиями, использовались исоциальные технологии, поскольку люди долгие века управляли своимиобщественными делами, передавали накапливаемые знания, информацию от поколенияк поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинствеслучаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и самисоциальные связи не требовали технологизации, так как могли быть освоеныинтуитивно, эмпирически. Социальный прогресс в то время был возможен на основепрошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, т. е. традиционныхпроцедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались инередко относились к числу рутинных.
Современные социально-экономические условия требуютразработки наукоемких социальных технологий, которые обеспечат передачу социальнойинформации в результате социального наследования не на уровне интуиции,прошлого опыта, а на прочной основе современных научных данных, технологизациии информатизации социального пространства.
Смысл и назначение любой социальной технологии –оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельностии операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата.Использование технологий – это главный ресурс, позволяющий снизить затраты науправление, повысить эффективность управленческого воздействия. Анализобразовательных процессов показывает, что педагогические  технологии являются составной частьюсоциальных технологий, поскольку протекают в системе образования, которая, всвою очередь, являющейся социальной системой.
В настоящее время, несмотря на различные подходы к этому явлению,педагогические технологии рассматривают­ся как один из видов человековедческихтехнологий и базируют­ся на теориях психодидактики, социальной психологии, кибер­нетики,управления и менеджмента.Таким образом, зарождение идеи технологии педагогическогопроцесса связа­но преждевсего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные областитеоретической и практической деятельности.
В последние десятилетия идетпостоянная полемика сторонников технологического подхода с их принципиальнымипротивниками — сторонниками гуманистической педагогики.
Сторонники гуманистическоговоспитания считают, что технологическое построение учебного процесса слишком отдаленнонапоминает насыщенную человеческими переживаниями жизнь, проходящую в стенахкласса. Они сомневаются в возможности детального прогнозирования результатовразвития и их точной реализации. Они призывают педагогов уйти от жесткогопроектирования образовательных ситуаций к вариативному спонтанному поведениюдля того, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность развития в соответствиис его потребностями и интересами.
В свою очередь, сторонникитехнологического подхода считают, что классической ошибкой гуманистов являетсяпредположение о том, что учащиеся начнут чуть ли не автоматически усваиватьполезные вещи, как только почувствуют себя свободными от педагогическихтребований.
Нанаш взгляд, сегодня стоит перейти от поисков негативного в разных подходах — кпоиску того, насколько приемлемо и возможно в практическом плане каждоетеоретическое направление: каковы его возможности; где они, эти возможности,заканчиваются; каковы условия их эффективного применения в практике обучения ивоспитания. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо хорошо ориентироваться всовременных образовательных моделях (образовательная модель — теоретическаяконструкция, которая воплощает понимание ее автором феномена образования, атакже практическое воплощение этой модели на практике).
Актуальность и недостаточная теоретическая ипрактическая разработанность проблемы определили тему дипломной работы:«Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения». Целью данного исследования является анализобразовательной модели В.Ф. Шаталова в соответствии с критериями технологииобучения. Для достижения этой цели автор решает следующие задачи:
·       раскрытие понятия, сущности и структуры педагогической технологии;
·       уточнение понятия, сущности и критериев «технологии обучения»;
·       анализ образовательной модели В.Ф. Шаталова с точки зрениятехнологии обучения.

Глава I. Теоретические основы педагогическихтехнологий
1. Понятие «педагогическая технология»
Понятие «Педагогическая технология» в последнеевремя вошло в оборот и употребляется широко, хотя неопределенно и неоднозначно.Обычно оно означает приемы работы учителя в сфере обучения и воспитания. Взарубежной педагогике значение этого понятия ограничено сферой обучения.
Рассмотримопределения и понятия, встречающиеся в педагогической литературе.
Термин «технология» стал утверждаться, когдавнимание педагогов и исследователей обратилось к особенностям педагогическоговоздействия на школьников (7). Воздействие осуществляется как момент раскрытия,демонстрации и передачи личностного ценностного отношения педагога к чему или ккому бы то ни было. От того, насколько ярко ему удается «выразить себя всодержании и форме» зависит ответная реакция воспитанника, внутреннепереживающего это отношение (сопереживание к человеку, ощущение радости от успехадругого).
Успех в реализации педагогического воздействия во многомзависит от умения организовать его, избрать целесообразный его вариант. Аумению этому надо педагога учить, о чем мечтал еще А.С. Макаренко.
Исходя из этого основания, один из авторов исследованияпроблемы В.Ю. Питюков понятие «педагогическая технология» трактуеткак научное обоснование выбора операционного воздействия педагога на ребенка вконтексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений кэтому миру, воздействия, гармонично сочетающего свободу личностного проявленияи социокультурную норму (8). Являясь компонентом профессионального мастерства,педагогическая технология всегда наличествовала в профессиональной деятельностивоспитателя, коль скоро момент воздействия не мог не присутствовать вовзаимоотношениях педагога с детьми
Из приведенных определений понятие «Педагогическаятехнология» наиболее «близко к истине» и научному его толкованиюдает Н. Е. Щуркова. В целом ряде монографий, научных статей ею раскрываетсясущность понятия «педтехнология», ее структура, слагаемые, принципы ипути применения в практической педагогической деятельности воспитателя,учителя, классного руководителя, логика изложения материала и его преподавания.
В монографии «Педагогическая технология» (педагогическоевоздействие в процессе воспитания школьника) и других своих работах (33, 34, 35)она раскрывает ее суть как «сумму и систему научно-обоснованных приемов иметодов педагогического воспитательного воздействия на человека или группулюдей». Воздействие осуществляется в процессе организации многообразных видовдеятельности и общения с целью формирования у школьников отношений к миру (кРодине, людям, труду, к себе).
Воздействие определяется педагогическими целями, обстоятельствами.Организация воздействия, отмечает автор, всегда творческий акт, потому чточисло переменных, подлежащих учету в момент воздействия, очень велико, ихсочетание бесконечно.
Педагогическое воздействие не допускает манипулированиясознанием и отношениями воспитанника.
Педагогическое воздействие предполагает предоставлениевоспитаннику возможности самостоятельно и осознанно производить выбор,становясь субъектом собственной жизни. Что для этого должен предпринятьпедагог?
В первую очередь необходимо разбудить активность детей, вооружитьих способами осуществления деятельности, так как только через интенсивноевзаимодействие с миром совершается развитие личности; отказаться от постояннойопеки воспитанников, от принятия ответственности на себя (учителей и родителей)за все, что бы ни совершали дети, предоставить им возможность самостоятельнопринимать решения.
Чтобы воспитательный процесс был успешным, отмечает Н.Е.Щуркова, необходимо профессиональное освоение педагогом всех трех блоков:теоретического, методического и технологического в их органическом единстве инерасторжимости.
М.В.Кларин рассматривает педагогические технологии как системную совокупность ипорядок функционирования всехличностных, инструментальных и методологических средств, используемых длядостижения педагогических целей (10).
Отличительнопо своей структуре и частично содержанию определение В.П. Беспалько:«Педагогические технологии – содержательная техника реализации учебного процесса» (2).
Несколькопо-иному педагогические технологии определяет В.М. Монахов:«Педагогические технологии — это продуманная во всех деталях модель совместнойпедагогической деятельности по проектированию, организации и проведениюучебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя иученика» (14).
Дефиниция,предложенная Б.Т. Лихачёвым следующая: «Педагогические технологии –совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набори компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств;это есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса»(12).
Индивидуальнаи формулировка ЮНЕСКО: «Педагогические технологии  – системный метод создания, применения иопределения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом техническихи человеческих ресурсов и их взаимодействия; ставящий своей задачей оптимизациюформ образования» (9).
Педагогическая технология — это описание процесса достижения плани­руемых результатов обучения (И.П.Волков) (5).
Ф. А. Фрадкин определяет педагогические технологии, как«системное, концептуальное, нормативное, объектированное, инвариантное описаниедеятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательныхцели» (25).
Т.А. Стефановская,рассматривая сущность педагогических технологий, исходит из следующихположений: «Педагогика – это наука о воспитании и обучении, составляющих единыйпедагогический процесс. Слагаемые педагогического искусства – это знания опедагогическом процессе + педагогические умения +педагогическаятехника при грамотноорганизованном общении, соединенном спрофессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией.
Еслипедагогический процесс рассматривать как совокупность последовательных действийучителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развитияи формирования личности последнего; организацию педагогического процесса каксовокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязеймежду компонентами педагогического процесса, помня, что действие предполагаетне только ответ на вопрос «что», но и «как наиболее эффективно», то вполнелогично под педагогической технологией понимать организацию педагогическогопроцесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой» (23).
Перечислимосновные определения педагогической технологии:
·       это описание педагогического процесса,неизбежно ведущего к запланированному результату;
·       это систематический  метод  планирования, применения и оценивания всегопроцесса  обучения и усвоения знаний путемучета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия  между  ними для достижения более эффективной формы образования;
·       это алгоритмизация деятельностипреподавателей и учащихся на  основе  проектирования  всех учебных  ситуаций;
·       это описание,  проект  процесса формирования личности;
·       это научно обоснованное предписание эффективного осуществленияпедагогического процесса;
·       это комплексный, интегративный процесс,включающий людей,  идеи,  средства и способы организации деятельностидля  анализа проблем и планирования,обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих  все аспекты  усвоения  и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.
Такимобразом, в результате изучения педагогической литературы по данной проблемеможно сделать следующий вывод.
Понятие педагогической технологии многозначно. В конкретных исследованиях она рассматривается и какинструментарий педагогического процесса, и как техника реализации учебногопроцесса, и как модель, и как системный метод или совокупность средств для достижения педагогических целей. Множествомнений в терминологии, многогранность понятия с точки зрения теории говорят отом, что разрешение проблемы зависит от будущего развития педагогической науки.
Несмотря на разнообразие взглядов на понятие педагогической технологии,большинством ученых педагогическая технология рассматривается какпедагогический феномен, который сосредоточивает в себе возможность решениятриединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-методологическими,методическими, психолого-педагогическими и операционными основамиучебно-воспитательного процесса, учебно-воспитательного воздействия ивзаимодействия, передать эти знания и умения своим воспитанникам, а главное –помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формированиив нем таких качеств, как гуманность, толерантность, искренность, креативность(творчество), которые востребованы сегодня в деятельности педагога.
Автор (вслед за Т.А. Стефановской) определяет педагогическуютехнологию как совокупность, систему последовательных, взаимосвязанных действийпедагога, направленных на воплощение на практике заранее спроектированного педагогическогопроцесса.

2. Сущность и структура педагогическойтехнологии
Воснове педагогической технологии лежит идея полной управляемости педагогическимпроцессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапноговоспроизведения. Сущностьпедагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратнуюсвязь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Поэтому технологияпостановки целей становится важнейшим исходным условием педагогическойтехнологии.
Педагогическая технологияпредполагает точность и предсказуемость результата, осознание путей егодостижения. Ясно, что педагогические технологии не могут быть чем-то принципиальноиным по сущности, чем другие технологии. Как и любые иные, они имеют своиотрасле­вые (клановые, профессиональные) осо­бенности и в том, какими методамии средствами оперируют, и в том, с каким «материалом» имеют дело.
Их специфика проявляется и в наличии воспитательного компонента (а отсюдаих отчасти вероятностный харак­тер), и в необходимости учета философ­ского,психологического, медицинского и экологического аспектов проблемы.
Приведем наиболее существенные признаки педагогических технологий:
1.          Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел,в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора.
2.          Технологическая цепочкапедагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками,имеющими форму конкретного ожидаемого резуль­тата.
3.          Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учи­теля иучащихся (на договорной основе) с учетом принципов ин­дивидуализации идифференциации, оптимальной реализации че­ловеческих и технических возможностей,диалогического общения.
4.          Элементы педагогической технологии должны, с одной сторо­ны, бытьвоспроизводимы любым учителем, а с другой — гаран­тировать достижение планируемыхрезультатов (государственно­го стандарта) всеми школьниками.
5.          Органической частью педагогической технологии являются диа­гностическиепроцедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерениярезультатов деятельности (В.В. Пикан).
Подобно тому, что в педагогической теории несуществует единого и устоявшегося определения педагогическойтехнологии, т.е. нет общепринятого понятия, так и не существует единого мнения поповоду сущности и структуры педагогическойтехнологии. Разные авторы по-своему рассматривают данную проблему, поэтому и изучать ее следует в соответствиис различными мнениями. Автор данной работырассматривает точки зрения на проблему ведущих специалистов: Т.А. Стефановской, Г.К. Селевко и В.А.Сластёнина.
Итак, Г.К. Селевко (20)полагает, что педагогическая технология в максимальной степени связана с учебным процессом –деятельностью ученика и учителя, еёструктурой, средствами, методами и формами. Поэтому, согласно его теории, в структуру педагогической технологиивходят:
1.     Концептуальная основа;
2.    Содержательнаячасть (цели обучения – общие и конкретные, содержание учебногоматериала);
3.    Процессуальная часть – технологический процесс(организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников,методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебногопроцесса).
Таким образом, Г.К. Селевко разбиваетструктуру педагогической технологии на 3 компонента:концептуальную основу, содержательную   часть и процессуальную часть.
Рассмотрим ещё одну точку зрения на сущностьпедагогической технологии – это точка зрения В.А. Сластёнина. (21). В своёмучебном пособии он говорит о том, что одним из решающих условийуспешного протекания педагогического процесса является егоконструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определениепрогноза и разработку проекта деятельности. Таким образом, В.А. Сластёнинвыделяет следующие компоненты педагогической технологии:
1.     Аналитическаядеятельность (завершающаяся постановкой диагноза).
2.     Прогностическаяи проективная творческая мыслительная деятельность.
3.     Анализ, прогноз и проект- «неразрывная» триада при решении любой педагогическойзадачи.
Как уже было сказано выше, первый компонентв структуре — аналитическая деятельность – должна заканчиватьсяпостановкой педагогического диагноза. В практической педагогике термин «педагогическийдиагноз» означает оценку общего состоянияпедагогического процесса или его отдельных компонентов в процессе обучения.
Технологияобучения педагогики в вузе Т.А. Стефановской базируется на следующих ведущихидеях: интеграция педагогических дисциплин; интенсификация процесса обучениячерез использование мнемосхем; диагностическая основа и содержание учебныхдисциплин, детерминированное взаимосвязью объективных и субъективных условий.Автор в качестве основных компонентов педагогической технологии выделяет:
*                   целевую установку;
*                   содержательный компонент;
*                   собственно технологический (организационный)компонент;
*                   экспертно-оценочный компонент.
Целеваяустановка подготовки специалиста определена государственным стандартом;выражается она не только объемом необходимых знаний и  умений, но и набором личностных качестввыпускника вуза. Примечательно, что описание целевой уста


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.