Реферат по предмету "Литература"


Пути поиска смысла жизни Пьером Безуховым и Андреем Болконским в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Рефератпо литературе
ученика 10 класса «Б»
825 школы
Олейникова Владимира
Тема работы:
«Пути поиска смысла жизни героями романа Л.Н. Толстого“Война и мир” на примере Пьера Безухова и князя Андрея Болконского»
Цель работы:
Проследить и проанализировать пути жизненных исканийПьера Безухова и Андрея Болконского
Ведущий учитель: ГотлибЛюдмила Романовна
План работы:
1.   Вступление. Мотивация выбора темы(с.3)
2.   Основная часть. Раскрытие темы (с.4)
а.    Путь поиска смысла жизни ПьераБезухова (с.4)
б.   Путь поиска смысла жизни АндреяБолконского (с.9)
3.   Заключение. Выводы (с.17)
4.   Список используемой литературы (с.18)Вступление
Изучение человеческогосознания,  подготовленноесамонаблюдением, позволило Толстому стать глубоким психологом. В созданных имобразах, особенно в образах
главных героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека — сложныйпротиворечивый процесс обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой, по словам
Н.Г. Чернышевского, раскрывает «диалектику человеческой души», т.е.«едва уловимые явления… внутренней жизни, сменяющиеся одно другим счрезвычайной быстротой». Духовная красота любимых героев Толстого — князяАндрея Болконского и Пьера Безухова — проявляется в неустанных поисках смыслажизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь — это путь исканий смысла жизни и смерти.
Я решил взять тему исследованияэтого поиска, потому что считаю это наиболее близким и интересным для себя.
Каждый мыслящий человекрано или поздно задает себе вопрос: “Что есть жизнь? Что есть смерть? Что естья в их бесконечном круговороте?”. Мне интересно, как ищут ответы на этиизвечные вопросы умнейшие люди своего времени – Андрей Болконский и Пьер Безухов.Путь поиска смысла жизни Пьера Безухова
В начале романа ПьерБезухов показан молодым, энергичным, абсолютно непохожим на всех тех, кто егоокружает. Только что приехавший из-за границы, он еще не умеет вести себя всветском окружении, и оттого все его слова и поступки кажутся лицемернымаристократам нелепыми и даже неприличными. Лишь один человек понимает Пьера ивсегда рад его обществу – князь Андрей Болконский. Он дает Пьеру наставления,советы – но тот забывает о данных советах и своих обещаниях уже при выходе откнязя Андрея. Под влиянием молодости Пьер ведет бесшабашную жизнь светскогокутилы и бездельника, совершая много ошибок –  в частности, вместе с «золотой молодежью» участвует в привязывании квартального кмедведю с дальнейшим спуском обоих на воду, едва не решается, сидя на карнизе и рискуя упасть, выпить одним махомбутылку рома. Став обладателем огромного состояния, женится на бездушной красавицеЭлен. Примечательно, что в один из самых лирических и счастливых длябольшинства людей моментов – признания в любви – Пьер забыл, что надо сказать. Здесьмы сталкиваемся с такими понятиями Толстого, как настоящее и ненастоящее.Если чувство настоящее, слова идут из самого сердца, из глубины души.Ненастоящее же чувство Безухова стало его большой ошибкой.
Пьер был несчастлив вбраке. В его жизни наступает кризис, он мучительно ищет выход из нравственноготупика. Положение усугубляют измены жены и такое потрясение для даже неумеющего держать пистолет Пьера, как дуэль с Долоховым, оскорбившим его. Витоге после дуэли всегда спокойный, уравновешенный Пьер в ответ на дерзостьжены срывается и чуть не убивает ее. Потрясенный своим поступком, Пьерпонимает, что не может больше оставаться в Москве, рядом с женой и с людьми,осуждающими его за дуэль. Он уезжает в Петербург, бежит от себя, от своейпрежней жизни, осознавая  необходимостьперемен.
Пьер находится нажизненном перепутье, он не знает, что делать, чем заняться теперь,освободившись от пут светского общества и порвав с прежней жизнью. На пути вПетербург Пьер задумывается над смыслом бытия, пытаясь найти себе место в этоммире и понять свое предназначение. И тут происходит одно из ключевых событий вжизни Безухова – он встречает масона Баздеева. Пользуясь тем, что Пьернаходится на жизненном перекрестке, Баздеев без труда завлекает его в масонское общество, якобыпроповедующее идеалы добра и религии и имеющее целью искоренение зла исовершенствование рода человеческого.
На деле масонская ложа –то же светское общество, и многие имели целью лишь завести выгодное знакомство,вступая в ее ряды, как это сделал Борис Друбецкой. Но Пьер серьезно увлексяидеями масонства, понимая его как учение о братстве и любви. Он открыт длядобра, ему не терпится сделать что-нибудь хорошее, и он направляет свои силы наблагоустройство крепостных, строительство школ, больниц. Но, как писал Толстой,«Пьер не имел той практической цепкости», и поэтому у него толком ничего неполучалось – старосты врали и обворовывали его, хотя сам он был уверен, что вседела отлично продвигаются.
Братья-масоны неразделяли энтузиазма Пьера. Они пользовались его щедростью и наивностью,прибирая к рукам деньги, выделяемые им на благотворительность. Пьер произноситв ложе речь, призывая своих “единомышленников” обратиться к изначальным идеаламмасонства и посвятить себя достижению тех целей, которые поставил перед собойПьер и к которым должен стремиться, по его мнению, каждый масон. Но он остался непонятым.
Начавшаяся война 1812года заставила Пьера оставить масонскую деятельность. Охваченныйпатриотическими чувствами,  он снаряжаетполк,  желая внести свою лепту в борьбу сНаполеоном. Острое желание быть причастным к святому делу освобождения Отчизныприводит Пьера на Бородинское поле. Общаясь с солдатами – простыми людьми – онпонял, что истинную историю творит самая могущественная сила в мире – народ. 
Вот его размышления послепережитого им кошмара бородинского сражения: «Слава Богу, что этого нет больше.О. как ужасен страх и позорно я отдался ему! А они … они все время, до конца были тверды, спокойны …». Они в понимании Пьера были простосолдаты – те,  которые находились рядом сним на поле боя и гибли за Россию.  Пьердумал: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем,   что делает их такими. Но как скинуть с себявсе это лишнее, дьявольское,  все бремяэтого внешнего человека? Одно время я мог быть этим. Я мог бежать от отца, какхотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом». В этих мыслях –желание  Пьера быть ближе к народу,проникнуться его мудростью и простотой.
В результате этихразмышлений и различных кабалистических вычислений он решает остаться в Москве,видя свое предназначение в убийстве Наполеона. Но судьба распоряжается иначе –он попадает в плен к французам.       
Для Пьера наступаетфинальный этап его пути поиска смысла жизни. Он встречает Платона Каратаева. Всознании Безухова он стал олицетворением всего русского народа – безграничномудрого, доброго, кроткого. В общении с Каратаевым Пьер обретает все этикачества и «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремилсяпрежде». Но главное – Пьер обрел Бога. «Он не мог  иметь цели, потому  что он теперь имел веру, — не     веру вкакие-нибудь  правила,  или слова, или  мысли, но  веру  в живого,  всегда ощущаемого бога …Он  в плену узнал,  что бог в Каратаеве более велик, бесконечен инепостижим,  чем в признаваемом масонами Архитектоне  вселенной … Прежде разрушавший все егоумственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него  не существовал.Теперь  на этот  вопрос — зачем? в  душе его всегда готов был простой  ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воликоторого не спадет волос с головы человека».
Пьер достиг гармонии ссамим собой, нашел ответы на мучившие его всю жизнь вопросы, он научился несмотреть на все мелочное, житейское, бытовое.Он «радостно  созерцал вокруг  себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».Путь поиска смысла жизни Андрея Болконского
Пьер Безухов и Андрей Болконскийвнутренне близки друг другу и чужды миру Курагиных и Шерер.  Они встречаются на разных этапах жизни: и впору счастливой любви князя  Андрея кНаташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И  каждый раз они оказываются друг для другасамыми близкими людьми, хотя каждый  изних идет к добру и правде своим путем.
Князь Андрей впервыепоявляется там же, где и Пьер – на светском вечере у Анны Павловны Шерер. Ноесли Безухов показан молодым, энергичным, на все имеющим свою точку зрения иготовым с жаром ее отстаивать, то князь Андрей имеет вид усталого, скучающего,пресыщенного жизнью человека. Ему надоела светская жизнь со всеми еебесконечными балами и раутами. Он несчастлив также и в семейной жизни, вкоторой отсутствует понимание.
Андрей Болконский мечтаето славе, подобной наполеоновской, ему хочется скорей вырваться из привычногомира на военную службу. Он ждет своего часа, когда появится шанс воплотить вжизнь все мечты: «И ему  представилосьсражение,  потеря его, сосредоточение бояна одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот  та счастливая минута, тот Тулон, которого так  долго ждал  он, наконец, представляется  ему.  Он твердо  и ясно  говорит свое  мнение  и Кутузову, и   Вейротеру,   и  императорам.  Все  поражены верностью   его соображения,  но никто не  берется  исполнить его, и вот  он  берет полк, дивизию,  выговаривает  условие, чтобы  уже  никто  не  вмешивался  в  его распоряжения,и ведет свою дивизию  к решительномупункту  и один одерживает победу.  А смерть  и страдания? говоритдругой голос.  Но  князь Андрей не отвечает  этому  голосу и продолжает  свои  успехи. Диспозиция  следующего сраженияделается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но  делает все  он  один. Следующее сражение  выиграноим  одним.  Кутузов сменяется, назначается  он... Ну, а  потом? говорит опятьдругой  голос,  а потом, ежели  ты десять раз прежде этого не  будешь ранен, убит или обманут; ну, а потомчто ж? …Я никогда никому не скажу этого, но, Боже  мой! что же мне делать,  ежели я ничего не  люблю, как только  славу,  любовь людскую. Смерть, раны,  потерясемьи, ничто мне  не страшно. И как нидороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые   дорогие мне люди, — но, как ни страшно  и неестественно это кажется, я всех  их отдам сейчас за  минуту славы, торжестванад людьми,  за любовь к себе людей,которых я не знаю, и не буду знать, за любовь вот этих людей».
С моей точки зрения иточки зрения Толстого такие мысли неприемлемы. Людская слава – изменчивоеявление. Достаточно вспомнить французскую революцию – вчерашним кумирам наследующий день отрубают головы, чтобы уступить место новым идолам, которыевскоре также кончат свою жизнь под ножом гильотины. Но в сознании князя Андреяеще есть место внутреннему голосу, предупреждающему его о коварности людскойславы и о том страшном пути через смерть и страдания, который он вынужден будетпройти.
И вот на Аустерлицкомсражении появляется такой шанс. В решающий момент Болконский берет в руки знамяи с криком “Ура!” ведет за собой солдат – вперед, к подвигу и славе. Но волейсудьбы одна шальная пуля не дает князю Андрею завершить свое триумфальноешествие. Он падает на землю и видит небо– так, как его, наверное, никто никогда больше не увидит. «Как же я не видалпрежде этого высокого  неба?  И как я счастлив, я, что узнал его наконец.Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба.  Ничего, ничего нет, кроме него. Но и тогодаже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»
В этот момент князьАндрей понимает, насколько пустыми, бездушными были его мечты о славе. Онрешает обрести счастье в тихой семейной жизни, посвятив себя лишь узкому кругулюдей и забот.
Вернувшись в Лысые Горы,имение своего отца, князь Андрей застает момент рождения своего сына и смертижены. Мечты о семейном счастье рассыпались прахом, начался глубокий душевныйкризис.
Лишь встреча со старымдругом Безуховым, хоть и частично, но вернула князя Андрея к жизни. Слова Пьера«надо жить, надо любить, надо верить» заставляют Болконского снова задуматьсянад смыслом жизни, снова направить свое сознание на путь исканий. Как писалТолстой, «свидание  с  Пьером было для князя Андрея эпохой,  с которой началась хотяво внешности и та  же самая, но вовнутреннем мире его новая жизнь».
Но пока князь Андрейпродолжает жить в деревне, все так же не видя перед собой никаких целей ивозможностей. Это подтверждают его мысли при виде старого, сухого дуба, всемсвоим видом говорившего, в сознании Болконского, что не может быть ни весны, нилюбви, ни счастья: «Да,  он прав,  тысячу раз прав  этот дуб, — думал  князь Андрей,   — пускай другие,  молодые, вновь поддаются на этот  обман, амы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!».
Болконский проводит всвоих имениях те реформы, которые задумал провести у себя Пьер и которые тот,за неимением “практической цепкости”, не довел до конца. У князя Андрея же всеполучается, он переводит своих крестьян в вольные хлебопашцы, фактическиосвобождая их.
Приехав по делам к графуИлье Андреевичу Ростову,  князь Андрейвпервые видит Наташу, бегущую мимо него в толпе крестьянских девушек. И емустановится больно оттого, что она молода, счастлива, и ей дела нет до его существования.
И, наконец, финальнымэтапом возвращения Болконского к жизни стала повторная встреча с дубом. Этодерево, прежде символизирующее для него безысходность, конец жизненного пути,теперь расцвело и гармонично влилось в тот мир любви, весны и счастья,  которому прежде было антонимом в сознаниикнязя Андрея. «Нет, жизнь не кончена в 31 год, —  вдруг окончательно, беспеременно решил князьАндрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть  во мне, надо, чтобы и все знали это … надо, чтобы все знали меня,  чтобы не дляодного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от  моей жизни,чтоб на всех она отражалась и чтобы  все онижили со мною вместе!»
Деятельная личностьБолконского не могла, конечно, оставаться без какого-либо занятия. Князь Андрейпоступает на государственную службу и работает вместе со Сперанским надразличными законопроектами. Но все новаторские идеи, предложенные им, не прошлив жизнь, так как они были слишком смелыми для того времени. Не найдя поддержкив продвижении своих реформ, Болконский прекращает свою государственнуюдеятельность.
Одновременно наступаетважный период в жизни князя Андрея – роман с Наташей Ростовой. Болконский,впервые встретив Ростову на балу, был сразу же очарован ее прелестью. Любовькнязя Андрея была взаимной, и он делает Наташе предложение и получает согласие.Но отец Болконского поставил условие – свадьба может состояться не менее чемчерез год. И этот год князь Андрей решает провести  за границей, в частности, чтобы поправитьздоровье.
Однако чувство НаташиРостовой за этот год охладело настолько, что она влюбилась в Анатоля Курагина ирешила бежать вместе с ним из России. Но побег не состоялся.
И снова мечты князяАндрея о счастливой семейной жизни не воплощаются в жизнь. Как будто неумолимыйрок преследует его, заставляя через боль утрат снова прийти на путь исканий.
Вернувшись из-за границынакануне Отечественной войны, Болконский вновь вступает в ряды армии и ищет тамАнатоля, чтобы потребовать сатисфакции. Князь Андрей был ранен на Бородинскомполе. В перевязочном пункте ему открывается истина вечной любви: «Да, любовь, — думал он опять с совершенной ясностью, — но не та любовь, которая  любит за что-нибудь,  для  чего-нибудь или почему-нибудь,  но  та любовь, которую я испытал в первый раз,когда, умирая, я увидал своего врага и все-таки полюбил  его.  Я испытал то  чувство  любви, которая есть самая сущность души и длякоторой  не нужно  предмета. Я и теперь  испытываю  это блаженное чувство. Любить ближних, любитьврагов своих. Все любить  — любить бога  во всех  проявлениях.  Любить человека  дорогого можно  человеческой любовью; но только врага  можно любить любовью божеской».
Князь Андрей завершаетсвой путь жизненных исканий открытием в себе этого удивительного,всеобъемлющего и воистину божественного  чувства.Но также он завершает и свой жизненный путь, «он был слишком хорош, чтобыжить». Толстой даровал своему герою возможность понять основу мироздания –любовь, возможность стать, пусть ненадолго, но совершенным человеком, и взаменотобрал жизнь.
Последняя истина,открывшаяся ему — «Смерть – это пробуждение!» — стерла в душе Болконского страхк неизвестности по ту сторону жизни. «И князь Андрей умер». Заключение
Предметомего исследований Л.Н. Толстого был человек, его душа.  Для него человек – часть Вселенной. Ему интересенпуть, который проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, встремлении познать самое себя.
Главнаяпроблема, которую ставит в своем романе писатель, – проблема человеческогосчастья, проблема поисков смысла жизни. Его герои – Андрей Болконский, ПьерБезухов – герои ищущие, мучающиеся, страдающие.
Проследивжизненный путь князя Андрея и Пьера, мы можем понять, какое мировоззрениенаиболее близко автору, и, следовательно, каков образ идеального человека сточки зрения Толстого.
Пройтивместе с героями “Войны и мира” их жизненный путь, видеть, как они ошибаются,ищут, страдают, попадают в тупик и выходят из него, анализировать выбранную имидорогу на жизненном перекрестке – вот что, по моему мнению, наиболеепривлекательно и интересно в бессмертном романе Л.Н. Толстого. Список используемой литературы
·     Л.Н. Толстой. “Война и мир”.                                             М.:Просвещение, 1995 г.
·     Лебединская Л.Е. “Живые герои”.                                    М.:Просвещение, 1991 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.