Реферат по предмету "Литература"


Поэмы А. С. Пушкина в истории эволюции жанра поэмы в мировой литературе

ПОЭМЫ А. С. ПУШКИНА В ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ЖАНРА ПОЭМЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
 
 
В своем историческом развитии поэма предстала в различных и многообразных жанрах, дать её единое, общее определение крайне трудно. В большинстве случаев поэма представляет собой лиро-эпическое произведение, написанное как правило стихами и воспевающее какие-либо значительные события, выдающиеся характеры, прекрасные человеческие деяния.
«Поэма» в переводе с греческого языка значит творение. Поэмами на­зываются поэтические рассказы о замечательных событиях из жизни вы­дающихся личностей. Эпическая поэзия получила свое название от гре­ческого слова «эпос», что значит рассказ, так как всякое эпическое про­изведение есть рассказ о каком-либо событии или происшествии, совер­шившемся не в душе поэта, а в окружающем его мире.
Устный эпос составляют те эпические произведения, которые слага­ются неграмотным народом устно и устно же передаются от поколения к поколению. Народный эпос отличается двумя свойствами: 1) преоблада­нием фантастического вымысла, то есть созданием таких образов (чудо­вищ, богатырей), которым ничто не соответствует в действительном, ре­альном мире, и 2) строгой объективностью, то есть полным отсутствием лирического элемента: автор нигде ничего не говорит о самом себе, ниг­де не высказывает ни своих чувств, ни своих суждений, он в стороне, его не видно.
Главные виды народного эпоса: сказки, былины, исторические песни, пословицы и загадки.
Письменный эпос составляют те эпические произведения, которые со­здаются не безграмотным народом, а отдельными лицами — писателями.
Письменный эпос отличается от народного не только своим происхожде­нием, но и преобладанием естественного вымысла и нестрогой объектив­ностью, то есть писатели нередко прерывают рассказ своими замечания­ми, суждениями и выражением своих личных чувств.
Героическая поэма, или эпопея, представляет литературную обработ­ку героического (богатырского) эпоса. Лучшими образцами героических поэм считаются «Илиада» и «Одиссея». У греков первоначально существо­вали героические песни, или рапсодии, подобные нашим былинам, о под­вигах отдельных героев: Ахилла, Аякса, Одиссея, Гектора. Впоследствии рапсодии эти объединились в две поэмы: «Илиаду», в которой изображе­ны последние месяцы из десятилетней Троянской войны, и «Одиссею», в которой изображено десятилетнее странствование царя острова Итаки пос­ле этой войны. Создание этих поэм греки приписывали слепому певцу (рапсоду) Гомеру. Поэмы в течение нескольких веков передавались от одного поколения другому устно.
С распространением христианства в Римской империи языческая об­разованность подверглась гонению и пришла в полный упадок. Творения древних ученых и поэтов частью были забыты, а частью и совсем унич­тожены. Только с XVIвека у европейских народов пробуждается инте­рес к произведениям классической древности. Наступает так называемая эпоха возрождения классической образованности. Изучение «Илиады», «Одиссеи» и особенно «Энеиды», в которых с замечательным мастерством изображены все стороны древнегреческой и римской жизни, вызвало стрем­ление подражать этим произведениям. Почти у каждого народа явилась своя подражательная поэма.
Однако подражали во многом, но только не в самом существенном — в правдивом воспроизведении изображаемых событий. Такое подражание нельзя не назвать ложным, а потому и самые поэмы этого рода носят на­звание ложно-классических.
Поэма нового времени стремится к действительности и в этом отно­шении более приближается к классическим поэмам, чем поэмы подража­тельные
Виды поэм, встречающихся в новой литературе, следующие: истори­ческая, лиро-эпическая и романтическая.
В исторической поэме обыкновенно изображается какое-нибудь важ­ное историческое событие: Описывая его, поэт вместе с тем раскрывает свою идею. С этой целью он берет только те стороны изображаемого со­бытия, которые способствуют лучшему ее выяснению.
Образцом исторической поэмы служит поэма Пушкина «Полтава». Идея ее изложена в эпилоге (заключении). Задавшись вопросом: «Что ос­талось через сто лет от сильных, гордых сих мужей, столь полных волею страстей?» — поэт отвечает: Петр Великий создал себе огромный памят­ник — это вся Россия, просвещенная, устроенная и возвеличенная им; от подвигов Карла XIIне осталось ничего; и могила Мазепы давно забыта, и только церковь предает его анафеме (проклятию); к памяти Кочубея и Искры все относятся с уважением; имя Марии сохранилось только в не­многих украинских песнях. Таким образом, лица, которые ставили общественные интересы выше своих собственных, оставили о себе славную память. Те же, кто ставил личные интересы выше общественных, не ос­тавили по себе никакой памяти, а если и оставили, то позорную. В по­эме взяты те стороны изображаемого события, которые способствуют наи­лучшему выяснению этой идеи.
В исторической поэме М.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васи­льевича...» изображено вымышленное событие, но вымысел этот рисует верную картину нравов времен Ивана Грозного.
В лиро-эпической поэме обыкновенно изображается какое-нибудь за­мечательное событие из жизни частного, а не исторического лица. Глав­ная цель такой поэмы — изображение внутреннего мира героя. Изобра­жая внутренний мир своих героев, поэт сам как бы переживает те чув­ства, которые их волновали, и потому невольно проявляет свою личность в этом рассказе, вносит в него много лирического элемента, почему и по­эмы такого рода получили название лиро-эпических.
Английский поэт Байрон первый начал писать лиро-эпические поэмы (например, «Шильонский узник»). В подражание Байрону писали поэмы этого вида Пушкин («Кавказский пленник», «Цыганы»), Лермонтов («Мцы­ри», «Демон») и другие.
Романтическая поэма получила свое название оттого, что возникла первоначально у романских народов. Так называются народы, разрушив­шие Западную Римскую империю и смешавшиеся с римлянами. Францу­зы, итальянцы, испанцы, португальцы имеют романское происхождение.
Поэзия романских народов большого развития достигла в средние века. Особенность же средневековой жизни составляет рыцарство. Глав­ное внимание поэтов того времени было обращено на изображение под­вигов рыцарей, о которых в средневековом суеверном обществе ходило множество фантастических, легендарных сказаний. Главным предметом романтических поэм первоначально и служили рыцарские похождения.
В романтической поэме обыкновенно изображается какое-нибудь за­мечательное событие фантастического характера. В духе средневековых романтических поэм Пушкин написал свое первое крупное произведение — поэму «Руслан и Людмила». Событие, в ней изображаемое, происхо­дит при князе Владимире, во времена русского богатырства. В поэме мно­го чудесного, фантастического. Наряду с витязями действуют волшебни­ки (Финн, Наина, Черномор), русалки, живая голова; Руслан во время битвы с Черномором носится по воздуху; убитого Руслана Финн возвра­щает к жизни при помощи живой воды; возвратившись в Киев, Руслан убивает целое войско печенегов.
Для романтических поэм Пушкина характерно огромное влияние творчества Байрона, эта проблема рассмотрена литературоведом Г. М. Фридлендером в его научной работе «Поэмы Пушкина 1820-х годов в истории эволюции жанра поэмы в мировой литературе».
Он отмечает пять главных этапов в изучении проблемы «Пушкин-Байрон».
1) 1820-е годы. Основным вопросом, привлекающим внимание критики в эти годы, является понимаемая широко проблема жанра романтической поэмы как более свободной, новой поэтической формы, пришедшей на смену старым, традиционным формам героико-патриотической эпопеи, описательно-дидактической и шутливой, сказочно-богатырской поэмы. Инициатива создания этого жанра связывается с Байроном как первым поэтом, обеспечившим ему известность и прочный успех. Поэтому возникает закономерно для данного этапа и характеристика Пушкина как
 «русского Байрона», т. е. поэта, создавшего в русской поэзии аналог байроновской романтической поэмы, типологически родственное и близкое ей историческое явление.
2) 1830—1840-е годы. Эволюция Пушкина во второй половине 1820—1830-е годы, резко отклонявшаяся от традиционных путей развития романтической поэзии в этот период, настойчиво выдвигает перед критикой вопрос об индивидуально-творческом и национальном своеобразии поэзии Пушкина в целом и уже ранних его произведений. Это влечет за собой пересмотр представлений критики 1820-х годов о близости Пушкина и Байрона. Вместо прежнего их сближения возникает тезис о несходстве основного настроения поэзии Пушкина и Байрона. Как поэта, более родственного Байрону по своему внутреннему, мятежному пафосу, читающая масса склонна теперь рассматривать в противовес Пушкину Лермонтова. Эта переоценка позиций критики 1820-х годов в трактовке проблемы «Пушкин и Байрон» получает свое завершение в 1840-х годах в статьях Белинского о Пушкине, где в качестве одного из лейтмотивов настойчиво звучит мысль: «...трудно найти двух поэтов столь противоположных по своей натуре, а следовательно, и по пафосу своей поэзии, как Байрон и Пушкин».
3) Конец XIX—начало XX в. Под влиянием господства эклектизма в историко-литературной науке прежние ясные очертания проблемы «Пушкин и Байрон» затемняются. Благодаря расширению объема историко-литературной науки проблема эта приобретает ряд новых аспектов — биографический, психологический, историко-культурный и т. д. Но существующий методологический разброд приводит к беспорядочному смешению этих аспектов, причем доминирующее значение в глазах большей части литературоведов получает — в отличие от критики первой половины XIX в. — не проблема соотношения поэтических систем Байрона и Пушкина как широких и целостных явлений, но установление между ними отдельных — разнородных — связей, аналогий и параллелей, которые механически объединяются под общим понятием «влияний».
4) Начало 1920-х годов. В противовес эмпиризму позитивистски ориентированной историко-литературной науки конца XIX—начала XX в. возрождается идея рассмотрения творчества Байрона и Пушкина как двух целостных, несходных между собой (и в то же время имеющих определенные исторически обусловленные точки соприкосновения) художественных систем. Именно эта идея легла в основу недостаточно оцененного в свое время исследования В. М. Жирмунского «Байрон и Пушкин» (1924). Подготовленный к этой работе еще своими ранними трудами 1910-х—начала 1920-х годов («Преодолевшие символизм», 1916; «В. Брюсов и наследие Пушкина», 1922), которые на опыте современной русской поэзии привели его к постановке общей теоретической проблемы несходства «классической» и «романтической» поэзии как двух разных типов поэтического творчества (статья «О поэзии классической и романтической», 1920), В. М. Жирмунский положил выводы этой статьи в основу сравнительной характеристики романтических поэм Байрона и Пушкина. Намеренно сконцентрировавшись лишь на анализе композиции и вообще на вопросах внутренней, имманентной структуры поэм английского и русского поэтов (в чем сказалась известная методологическая скованность ученого идеями тогдашней формальной школы), В. М. Жирмунский тем не менее положил в основу своего анализа верную и плодотворную мысль о несходстве романтической поэзии Байрона и классической по общему своему духу поэзии Пушкина, определившем соответствующее различие в интерпретации ими жанра «лирической» (или, вернее,
лиро-эпической) поэмы. Эту свою общую идею, имеющую, на наш взгляд, принципиальное значение для дальнейшего изучения жанра романтической поэмы в творчестве Пушкина в современной историко-литературной науке, В. М. Жирмунский на позднейшем этапе своей научной биографии обосновал еще более широко. Не ограничиваясь теперь уже вопросами формально-композиционной структуры пушкинских южных поэм, он обогатил и дополнил свои прежние выводы данными художественно-идеологического и культурно-исторического порядка («Пушкин и западные литературы», 1937).
5) Современный этап. Он характеризуется значительным количеством работ, продолжающих плодотворную линию, намеченную Жирмунским, и развивающих анализ жанра романтической поэмы Пушкина в различных направлениях с учетом его художественной неповторимости и особого места в истории развития жанра романтической поэмы в русской и мировой литературе. Наряду с работами советских пушкинистов — М. П. Алексеева, Д. Д. Благого, Н. В. Измайлова, Б. С. Мейлаха, Б. В. Томашевского и историка русской поэмы А. Н. Соколова — особое значение для определения путей изучения жанра романтической поэмы в творчестве Пушкина на нынешнем этапе имеет в методологическом отношении, с нашей точки зрения, из работ последнего времени книга И. Г. Неупокоевой «Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра» (1971), работа В. М. Жирмунского.
Таким образом, поэма представляет собой лироэпическое произведение, написанное, как правило, стихами и воспевающее какие-либо значительные события, возвышенные характеры, прекрасные человеческие деяния. Этот жанр подразделяется на историческую поэму, в которой рассказывается о великом в прошлом, причем автор рассматривает изображаемое глазами народа, выражает народные взгляды и устремления. Создателем лироэпической поэмы был Д. Байрон. В ее основе лежит изображение внутреннего мира героев. В русскую литературу ввел этот жанр А. С. Пушкин, воспринявший традиции байронической поэмы и трансформировавший их на русской почве. Романтической поэме свойственен фантастический сюжет, ее прототипом служили богатырские былины.
Вопрос о взаимосвязи поэм Д. Байрона и А. С. Пушкина всегда интересовал исследователей-литературоведов. На протяжении истории изучения этой проблемы взгляды ученых менялись. В настоящее время продолжает свое развитие концепция В. М. Жирмунского, предполагающая несходство по общему духу поэзии Байрона и Пушкина.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Spo - Венецианский карнавал!
Реферат Three Goals Essay Research Paper Life is
Реферат Маркетингова цінова політика
Реферат Гиперсомния
Реферат Артур Шопенгауэр Афоризмы житейской мудрости
Реферат Social Media Conference Утверждена программа
Реферат Конверты: как выбрать то, что подходит именно Вам?
Реферат Методы психотерапии. Прорыв
Реферат для ТСУ Модемы
Реферат Бекет, Томас
Реферат 110 років від дня народження Павла Андрійовича Байдебури (1901–1985), українського письменника, прозаїка. Певний час працював завідуючим відділом культури газети “Харківський пролетар”, зав оргсектором Харківської організації спу
Реферат Александр Невский: парадоксы исторической памяти
Реферат Bad Tires Create Safety Problems Essay Research
Реферат The Bad Flag Essay Research Paper Some
Реферат Журнал господарських операцій. Шахова та сальдово-оборотна відомість. Баланс та звіт про фінансові результати