Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Литература"


Поэзия С. Есенина и А.В. Кольцова

— 2 -

                           СОДЕРЖАНИЕ
                                                          Стр.

ВВЕДЕНИЕ..................................................   3
ГЛАВА I. С.ЕСЕНИН- ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
         КРЕСТЬЯНСКИХПОЭТОВ..............................   6
      1. Крестьянская поэзия начала XXвека.
          Проблемапреемственности........................  6
      2. Мотивы ранней лирикиС.Есенина..................   9
      3. Стилистические особенности поэзииС.Есенина.....  17
ГЛАВА II.ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА С.ЕСЕНИНА.........  27
      1. Народно-поэтические начала влирике С.Есенина...  27
      2. Традиции А.Кольцова вхудожественной
          интерпретации С.Есенина.........................  52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................  62
ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА................................. 65
.

                              — 3 -

                             2ВВЕДЕНИЕ

     В последние   годы  возрос   интерес   ученых к  проблемам
литературы началаXX века,  усилилось  стремление изучить  такие
моментылитературного процесса, которые раньше в силу сложившихся
социально-историческихусловий освещались частично или негативно.
В настоящее времяпересматриваются прежние концепции об отдельных
творческих  индивидуальностях  и о  соотношении   художественных
тенденций  разных направлений.  В числе художников,  чья личная и
поэтическая  судьба находится  в  центре внимания   российского
литературоведения,следует назвать С.А.Есенина.
     Интерес русского читателя к творчествуэтого  замечательного
мастераслова  не удалось  подорвать  даже массовыми запретами.
С.Есенин уже  давно  возвращен   в   отечественную   литературу.
Современныйчитатель с трудом представляет его в числе «закрытых»
авторов. Тем неменее не так просто разобраться в его творческом
пути, всвоеобразии художественной системы,  втворческих связях,
причинахразноречивого   восприятия   есенинских   стихов    его
современниками, иглавное — в истоках его таланта.  Это иявилось
главной причинойвыбора темы дипломной работы.
     В представленном    исследовании    рассматривается   поэзия
С.А.Есенина вконтексте народно-поэтических традиций. Есенин одно
время был    близок  к   поэтам,   образующим  новокрестьянское
направление. Осостоянии этого «вида» поэзии идет речь в одном из
разделов первойглавы.  Определяющей посылкой являетсяследующая:
с какой былитературной группой С.Есенин ни входил в контакт,  он
всегда настаивална независимости.  Так,  до конца дней оставаясь
поэтом«золотой  бревенчатой  избы», он  не   хотел  называться


                              — 4 -

крестьянскимпоэтом.  Подписывая декларацию имажинистов,  он тоже
не чувствовалсебя связанным их программой.
     Творческий путь  С.Есенина охватывает  полтора десятилетия.
Однако он   необычайно   насыщен    художественными    поисками,
экспериментами.Стремясь  к  максимальной адекватности воплощения
своих замыслов,С.Есенин обращается к разным литературным жанрам.
Песенностьего  лирики,  ее гармоничность сосуществовать с явными
диссонансами,сочетанием   несочетаемого   в  образах,   звуках,
красках.Исповедальность   не   исключала диалога,  столкновения
позиций.Пророчество и хулиганство  в стихахзвучали в унисон.
      _Материалом . для  данной дипломной  работы  послужила поэзия
С.Есениа,воспоминания современников о  нем,  литературоведческие
работы отворчестве поэта. Главный упор делается на анализ ранних
поэтическихпроизведений     С.Есенина.     При    необходимости
привлекаются егостихи 20-х годов.
      _Целью . настоящей   работы  является   освещение   творчества
С.Есенина вконтексте народно-поэтических традиций.
     Поскольку новокрестьянская лирика и раннийЕсенин  наследуют
художественно-эстетическиепринципы крестьянских поэтов, то линии
традицийсоотносительные   связи   установлены  с    творчеством
А.Кольцова.
     Достижение предполагаемой цели связано  с решением  частных
 _задач:
     1) показать влияние крестьянской поэзиина  новокрестьянскую
и определить ееместо в литературе начала XX века;
     2) рассмотреть мотивы  ранней лирики  С.Есенина  и выявить
стилистическиеособенности его поэзии;
     3) изучить фольклорные истоки творчестваС.Есенина (с опорой


                              — 5 -

на русскуюустно-поэтическую  традицию и лирикуА.Кольцова).
     Концепция дипломной работы строится наоснове  имеющихся  по
проблеме исследований  Е.Наумова, ­­­­Козловского,  Ю.Прокушева,
А.Марченко,В.Мусатова, Н.Шубниковой-Гусевой и др.
     Творчески осмыслены  и новые подходы к анализу произведений
Есенина, и егожизненным и философским ориентациям, предложенные
в исследованияхН.И.Неженца и А.В.Занковской.
      _Методы исследования .   опираются  на   принципы    историко-
функционального,сравнительно-сопоставительного,      семантико-
стилистическогоизучения литературных явлений.
     Дипломная работа состоит из введения, двухглав, заключения,
спискаиспользованной литературы.
.

                              — 6 -

 2ГЛАВА I.С.ЕСЕНИН — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
          2КРЕСТЬЯНСКИХ ПОЭТОВ

      1. Крестьянская поэзия начала XXвека.
          Проблема преемственности.

     Крестьянская поэзия -  исключительно самобытное  и  сложное
явление вотечественной литературе. Она возникла как одна из форм
сближенияустно-поэтической традиции с письменной.
     В XIX в. певцов из народа обычно называлисамоучками. Они не
всегдаполучали    школьное    образование,    грамоте   учились
самостоятельно.Условия  жизни затрудняли знакомствокрестьянских
поэтов с  большой литературой.  Круг  их чтения  был  ограничен
дешевыми«народными  книгами»,  сборниками песенной  и сказочной
поэзии,отдельными светскими и религиозными изданиями.
     И все же  в  прошлом столетии многие поэты из крестьян уже
приобщились ккнижной словесности.  Наиболееталантливые из них -
А.Кольцов,И.Никитин,  И.Суриков,  сочинения которых  не  только
остались вистории литературы как индивидуально-авторские, но  и
вошли всокровищницу национальной песенной культуры.
     Крестьянские поэты XIX в. были уже непевцами в традиционном
пониманиислова,   а   людьми,  хорошо  знакомыми  с настоящим
литературнымискусством.  Они не порывали  родственных связей  с
фольклором и  вместе с тем ориентировались в своем творчестве на
конкретныедостижения классической поэзии.
     Постепенно крестьянская поэзия все дальшеотходила от устной
традиции и   становилась  письменной    литературой.    Народные
стихотворцывсе   чаще  записывали свои  строки,  а реже  пели.


                              — 7 -

Изменилась игеография их поэтической деятельности: если в начале
и середине XIXвека они печатались преимущественно в Петербурге и
Москве, то впоследующие десятилетия в связи с развитием в стране
типографского  и газетного  дела  их произведения  стали широко
публиковаться настраницах местных, провинциальных изданий.
     1880-1900-е годы    не   выдвинули    из   среды  крестьян
сколько-нибудькрупных поэтов.  Однако авторы,  пришедшие тогда в
литературу,во  многом  подготовили почву  для  творчества своих
осободаровитых   последователей    -    Н.Клюева,   С.Клычкова,
А.Ширяевца,А.Орешина, С.Есенина. Идеи старой крестьянской лирики
возрождались наином, более высокохудожественном уровне. Любовь к
природе,внимание  к  народному быту и особенностям национального
характераопределили стиль и направление поэзии нового времени. В
ее песнях   чувствовались  и кольцовская  удаль,  и суриковская
задушевность, иникитинская боль...
     «Социальная базановокрестьянских  певцов  была значительно
шире   и демократичнее,  наследуемые  ими  поэтические  традиции
многообразнее,   хотя  грани,   разделяющие   их   со    своими
предшественниками,  не были особенно резкими. Как и прежде, поэты
из народа писалине столько о  своей  личной судьбе,  сколько  о
судьбе  крестьянства в  целом.  В  ихпроизведениях звучал живой
голосхлебопашца,  облекаемый  в традиционные  словесно-образные
формулы,   уходящие своими  истоками  в языческую  мифологию  и
апокрифическиепредания"[­­­­­].
     В то же время новые  художники стали  проявлять  интерес к
национально-историческойи     национально-эстетической    основе
русскойжизни.  Поэты  из народа  создали   в  начале   XX   в.
высокохудожественнуюлирику.   Переживания   ее  героев  нередко


                              — 8 -

поднимались дотой высоты  философско-образных  обобщений, какой
отличаласьклассическая  поэзия.  Тема любви  и  родной природы,
раздумья охарактере человеческого бытия сделались в этой лирике
ведущими.Авторы  не  только видели мир огромным,  но инаходили
яркие средствадля его изображения.
     Правда, общечеловеческое  в их  стихах и песнях непременно
преломлялосьсквозь   специфически   крестьянское.   Своеобразные
отношенияустановились  у  новокрестьянских  писателей с большой
литературой. Вотличие от суриковцев они  уже  не называли  себя
самоучками,наоборот,  их поэтическая мысль иархитектоника стиха
оказались науровне самых высоких достижений русской поэзии XX в.
В.Львов-Рогачевскийписал о поэтах есенинского круга так: «Они...
принесли намв  литературу  жемчужины природных  слов,  народных
песен,  сказаний, и  за  этот дорогой подарок должна сказать им
спасибо русскаялитература"[­­­­­].
     Творчество новокрестьянских  поэтов свидетельствует о росте
народного самосознания,  о желании социальных  «низов»  выразить
своеотношение  к современнымнационально-общественным проблемам.
Оно было одной изформ  приобщение  народа к  активной  духовной
жизни в новыхисторических условиях.
.

                               — 9 -

      2. Мотивы ранней лирики С.Есенина.

     Всего 20 лет было Есенину,  когда появилась первая книга его
стихов.Сборник  «Радуница»  вышел в ноябре 1915 года с датой на
обложке — 1916год.  Как в геологическом разрезе видиммы в  этом
сборникеразличные  пласты,  резко очерченные,  не  перемешанные
между собой,соприкасающиеся лишь своими поверхностями: наслоения
впечатленийразличных периодов жизни, начиная с отроческих лет.
     Значительная часть  сборника «Радуница» — это стихи,  идущие
от жизни,  от знания крестьянского  быта. Главное  место  в  них
занимает  реалистическое изображение деревенскойжизни.  Наиболее
характерное изних — стихотворение «В хате»:
            Пахнет рыхлыми драчонами
            У порога в дежке квас,
            Над печурками точеными
            Тараканы лезут в паз.  [­­­­­]. [«В хате», 1914].
     Зарисовки крестьянского быта встречаются ив  других стихах
сборника.Старый  дед  беспрерывно хлопочет по хозяйству:  чистит
ток, убирает  сорную траву, роет канаву:
            Старый дед, согнувши спину,
            Чистит вытоптанный ток
            И подонную мякину
            Загребает в уголок. [­­­­­].[«Дед», 1915].
     Девушка собирается выходить замуж:
            Я надену красное  монисто,
            Сарафан запетлю синей рюшкой,
            Позовите, девки, гармониста,
            Попрощайтесь с ласковой подружкой.[­­­­].


                             — 10 -

                                              [«Девичник»,1915].
     На кладбище совершается поминальный обряд:
            Заслонили ветлы сиротливо
            Косниками мертвые жилища.
            Словно снег, белеется коливо -
            На помин небесным птахам пища. [­­­­].
                                        [«Поминки»,1915].
     Весенняя толчея    царит  на   ярмарке   («Базар»)...   Эти
стихотворенияотличаются правдивостью, точными бытовыми деталями.
Они  говорят о том,  что Есенин не проходилмимо реальной жизни,
любовался ее пестрымикартинами.
     С чем отлично был знаком Есенин с ранних лет, что навсегда
запало в его душу- это картины  родной  природы, среди  которой
провел он детствои юность:
            Край любимый! Сердцу снятся.
            Скирды солнца в водах лонных.
            Я хотел бы затеряться
            В зеленях твоих стозвонных.[­­­­­].[19   ]
     Самая сильная сторона сбоника«Радуница» как раз и  заключа-
лась в лирическомизображении русской природы, которую так хорошо
видел и глубокочувствовал поэт.
     Сила есенинской лирики заключается втом,  что в ней чувство
любви к родиневсегда выражается не  отвлеченно  и риторично,  а
конкретно, взримых образах, через картины родной природы.
     Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:
            Край ты мой заброшенный,
            Край ты мой, пустырь.
            Сенокос нескошенный,


                             — 11 -

            Лес да монастырь.[­­­­­]. [1914]
     У Есенина много  печальных  и безрадостных картин,  которые
правдивоотражали  состояние  деревни в  ту пору.  И тем сильнее
лювоь к этомубедному краю:
            Черная, потом пропахшая выть,
            Как мне тебя не ласкать, не любить?
            ..................................
           Оловом светится лужная голь...
            Грустная песня, ты — русская боль.[­­­­­].[1914]
     Но любовь Есенина к родине порождаласьне  только  грустными
картинами  нищей крестьянской  России.  Он видел ее и другой:  в
радостном  весеннем убранстве,  с  пахучими летними  цветами  и
травами,  с бездонной  синевой  небес, с прихотливо извилистыми
реками,  веселыми рощами,  с  малиновыми закатами  и  звездными
ночами.  И поэт не жалел красок,  чтобы ярче передать богатство и
красоту русскойприроды:
            Опять раскинулся узорно
            Над белый полем багрянец...[­­­­­].[1916]
     Или:
            В темной роще на зеленых елях
            Золотятся листья вялых ив. [­­­­][«Мечта», 1916]
     В разнообразные тона окутана Россия встихах Есенина:
            Ярче розовой рубахи
            Зори вешние горят.
            Позолоченные бляхи
            С бубенцами говорят. [­­­­­] [1915]
     Пейзаж Есенина  - не  мертвые безлюдныекартины.  Пользуясь
словамиГорького,  можно сказать,  что в него  всегда  «вкраплен


                             — 12 -

человек".  Этот человек  -  сам поэт, влюбленный в родной край.
Есенин приближаетк нам природу,  олицетворяя ее:«Черемуха машет
рукавом",  а в  зимнюю  стужу «Словно белой косынкой подвязалася
сосна". Онпишет:
            Я навек за туманы и росы
            Полюбил  у березки стан,
            И ее золотистые косы,
            И холщевый ее сарафан.  [­­­­­]. [19..]
     В то же время Есенин переносит явленияприроды на  человека,
широко пользуетсяэтим приемом для его характеристики.
            … С алым соком ягоды на коже,
            Нежная, красивая, была
            На закат ты розовый похожа
            И, как снег, лучиста и светла. [­­­­­].[19..]
     Изображение человека в  общении с  природой  дополняется у
Есенина еще однойвесьма заметной особенностью — любовью ко всему
живому.  В стихах  Есенина   животные  наделены   человеческими
чувствами.  Они как бы «родня» человека:  «И зверье,  как братьев
нашихменьших,  Никогда не бил по  голове", -  писал  Есенин. С
необычайнойлюбовью и жалостью писал он о животных. Его «Песнь о
собаке",  которую он читал Горькому,  глубоко тронула писателя. В
очерке«Сергей Есенин» Горький вспоминал: «Я сказал ему, что, на
мой взгляд,  он первый в русской литературе так умелои  с такой
искренней  любовью пишет  о  животных"[С.63-64].  Об этом можно
судить и постихотворению «Корова»:
            … Сердце неласково к шуму,
            Мыши скребут в уголке.
            Думает грустную думу


                             — 13 -

            О белоногом телке [­­­­­].[«Корова», 1915]
     Это стихи человека,  любящего все живое,  смотрящего на мир,
как  на единое целое.
     В таком взгляде были отголоски очень древнего представления
о  человеке и  природе,   надолго  удержавшегося   в   сознании
крестьянства.    Эти   традиционные    представления   оказались
непреходящими посвоей этической значимости.
     Таковы наиболее   характерные  мотивы   раннего  творчества
Есенина,  прозвучавшие в его первом сборнике«Радуница» и  других
стихотворениях   1910-х  годов.   Многие  из  них  получат свое
дальнейшееразвитие в последующем творчестве поэта.
     Есенин выступил с лирикой,  в которой звучали  крестьянские
мотивы,  тогда, когда  в  русской поэзии уже существовала давно
сложившаясятрадиция выражения крестьянского самосознания. Тяжкий
труд, горькаяжизнь и надежда на счастье многократно отозвались в
стихах русскихпоэтов.
     Значимость произведений   Есенина  определяется    позицией
лирического   «я»,   его соотнесенностью  с  природой, со  всей
окружающейстихией бытия.  С другой стороны,природная сущность -
не  фон, не  второстепенный  элемент общей  композиции.  Она  -
последнеедуховное пристанище поэта.
     Природа в стихах Есенина живее,  сочнее, многокрасочней, чем
она теперь,  настоящая. У него она не обессилена, необескровлена
и  не отравлена,  горло  ее  еще  не  сдавили  каменными,  т.е.
бесчувственнымируками.  Есенин,  как никто, пристально разглядел
этот момент еедоживания,  ее предсмертного яркогопылания  и  со
всею  страстью запечатлел  его,  потому что знал:  завтра будет
совсем иное,  завтра из нее выбьют душу, живой огонь,впрягут его


                             — 14 -

в оглобли бытовыхнадобностей и удобств. Как безутешно рыдало его
сердце,  когда он видел, как несут топить в прорубьлишних щенят,
как  на глазах  коровы треплется по ветру шкураее теленка,  как
режут подгорло  лебединые  шеи колосьев  и  от живых  растений
остаютсяизбитые,  искромсанные кости,  как тысячи пудов конского
мяса (когда-топрекрасных скакунов) отдают за железное чудовище -
паровоз.  Расчет и  алчность  побеждает стихию,  буйство  сил и
яркость цветениясковывает железобетонная необходимость.
     Одна-единственная и  последняя отрада для Есенина — природа.
Кажется,  он не предъявил ей ни одной претензии,  не высказал ни
одного   осуждающего слова.  Она  для него  осталась  последним
прибежищем,  храмом, за порогом которого он оставлял  все  свои
раздражения,  слепой гнев и горькие обиды.  Самаприрода — нечто
бессловесное ибез расчета прекрасное, что не может нанести обид,
что  ничего не требует взамен за любовь кней.  Природа стала для
него материнскимдомом,  она заменила все остальное,  к чему  не
лежала  душа -  и  прежде всего  город.  Но природа — это и не
деревня,  к которой он тоже в общем посторонен. Деревнявначале у
Есенинанеприглядная,  бедная:  ветхая избенка,  бедность, горе и
гнет,  нужда и голод,  не слышно веселых песен,  плачет вьюга  у
ворот и т.д.Самая светлая картина деревни — стихотворение «Село»
(из ТарасаШевченко) 1914 года:  тут белеют  хаты, цветут  сады,
кругом  поля  илес,  «полный сказок ичудес»,  на горе красуются
палаты,  а «в небе  темно-голубом  Сам бог  витает  над селом»
Характерно,  что село это не рязанское, не реальное, аукраинское
и дажелитературное,  по памяти взятое из Шевченко.  А потом  он
часто  видит деревню издали,  извлекает ее приметы из собственных
ностальгическихвоспоминаний,  она является  ему как  бы  сквозь


                             — 15 -

дымку,  сквозь пелену отработанных книжных слов. Еслигород — это
каменнаяпещера,  капилище соблазнов, зла ипороков («Забудь, что
видел,  и беги!"), то перед деревней он шапкуснимает с поклоном,
он будто вмолитве обращается к ней:
     О будь мне матерью напутною
     В моем паденье роковом      [­­­­­­].
     «Природа, деревня, Русь — на этойосевой линии выстраиваются
лучшие,  цветные чувства Есенина, из них,  как из мрака, возникает
его  утопическая Ирония.  Однако после возвращенияиз Америки он
снова,  как и в ранних  стихах, видит  свою  неприглядную, свою
обиженную  и обманутую деревню.  Поднимая в праздник 1 Мая первый
бокал заСовнарком, второй — за рабочих, третий бокал он пьет «За
то,   чтоб  не  сгибалась  в хрипе  Судьба  крестьян".  Свобода
обернуласьудушием, песня радости — хрипом. Приехали… «Душа моя
устала  и смущена  от  самого себя и происходящего,  — пишет он
Клюеву.  — Нет тех знаков,  которыми бы можно было передать  все,
чем   мыслю  и  отчего  болею". Опьянение  революцией,  Инонией
оборачивлосьтяжким похмельем реального социализма" [­­­­­­­]
     Есенин всегда  находит такое  слово,  которое погружает нас
внутрь природныхстихий  - полыхающая  заря,  напористый ветер,
бескрайняявесна,  самозабвенное пенье соловья,бушующее цветенье
и т.п.  Он не живописует природу,  глядя на нее со  стороны,  на
расстоянии, авесь растворяется в красках и звуках, увлекая и нас
за  собой в  эти  стихии: «Сад  полышет,  как пенный   пожар»,
«Рыдалистая  дрожь неотлетевших журавлей»,  «Несказанное,  синее,
нежное",  «отговорила роща золотая» и т.д. Онлюбит не статичные,
отвердевшие  краски, а  как бы всполохи,  текучесть всего и вся,
живую природнуюдинамику,  выражая через нее  этапы человеческой


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ и повышение эффективности производственной деятельности Богородского почтамта УФПС Нижегородской
Реферат Организация страхового дела в России и проблемы его развития
Реферат Система осморегуляции и интегральная оценка функционального состояния
Реферат Общая теория относительности и способы ее подтверждения
Реферат Мудрость в деньгах и в отношениях с людьми
Реферат Проектирование учебно-воспитательного процесса в контексте современной казахстанской модели образования
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины методы разделения и концентрирования место дисциплины в структуре ооп
Реферат Социально-экономическое развитие России в XV веке
Реферат Отчет по практике в Государственном образовательном учреждение высшего профессионального образов
Реферат "Зачем нужны знаки препинания?" Прочитайте их внимательно. Обратите внимание на вступление, аргументы, заключение. Как говорят, лучше один раз увидеть
Реферат Айзаксон, Джонни
Реферат Схема автоматического регулирования продолжительности выпечки с коррекцией по температуре во второй зоне пекарной камеры
Реферат Объекты труда на уроках технологии (Обработка на токарных станках по металлу и фрезерных станках)
Реферат Использование шпаргалок
Реферат Преступления против порядка управления