«Передоваяфилософская мысль XIX века
и ее отражение в творчестве Ф. М. Достоевского»
работу выполнил:
руководитель:
Санкт-Петербург
2005 год
Содержание
TOC o «1-2» h z u Введение. PAGEREF _Toc101374302 h 2
«Мысль о человеке». PAGEREF _Toc101374303 h 5
«Мысль о красоте». PAGEREF _Toc101374304 h 10
«Историософия Достоевского». PAGEREF _Toc101374305 h 11
«Мысль о Боге». PAGEREF _Toc101374306 h 13
Заключение. PAGEREF _Toc101374307 h 19
Список использованной литературы… PAGEREF _Toc101374308 h 20
Введение
«Федор МихайловичДостоевский принадлежит столько же литературе, сколько ифилософии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что ондоныне вдохновляет философскую мысль. Комментаторы Достоевского продолжают реконструироватьего идеи — и самое разнообразие этих комментарийзависит не от какой-либо неясности у Достоевского в выражении его идеи, а,наоборот, от сложности и глубины их»[1].
Конечно, Достоевский неявляется философом в обычном смысле слова, — унего нет ни одного чисто философского сочинения. Он мыслит как художник, а этозначит, чтодиалектика идей воплощается вего произведениях, в столкновениях и встречах различных «героев». Высказыванияего героев, часто имеющие самостоятельную идейную ценность, не могут быть отрываемыот их личности.Так, например, Раскольников, независимо от его идеи, сам по себе,как личность, привлекает к себевнимание: его нельзя отделить от его идеи, а идеи нельзя отделить от того, чтоон переживает как человек.
«ТворчествоДостоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа, — это темы антропологии, философии истории,этики, философии религии. В этой области обилие и глубина идей у Достоевскогопоразительны,— он принадлежит к темтворческим умам, которые страдают от изобилия, а не от недостатка идей»[2]. Неполучив систематического философского образования, Достоевский, однако, оченьмного читал, впитывая в себя чужие идеи и откликаясь на них в своих размышлениях.Поскольку он пробовал выйти за пределы чисто художественного творчества изанимался публицистикой, он, все равно, оставался мыслителем и художникомодновременно.
Федор Михайлович Достоевскийродился в семье военного врача, жившего в Москве".Детство его протекало в благоприятной обстановке: «…Я происходил из семействарусского и благочестивого… Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть ли не спервого года; мне было всего лишь десять лет, когда я знал почти все главныеэпизоды русской истории»[3]. Поокончании «подготовительного» училища, Достоевский, вместе со старшим братом,поступил в Военно-Инженерное Училище (в Петербурге). В годы пребывания там Достоевскийсвел дружбу с неким И. Н. Шидловским",«романтиком, обратившимся (позже) на путь религиозных исканий» (похарактеристике его биографа), имевшим несомненное влияние на Достоевского.«Читая с ним (то есть с Шидловским) Шиллера,— писал Достоевский брату,— я поверял на нем и благородного, пламенногоДон-Карлоса, и маркиза Позу… имя Шиллера сталомне родным, каким-то волшебным звуком, вызывающим столько мечтаний...». В эти годы Достоевский жадно впитывает в себявлияния романтической поэзии.
В 1843-ем году Достоевскийокончил офицерские классы Инженерного Училища,получил место в инженерном ведомстве, но недолгооставался на службе и скоро вышел в отставку. В 1845-ом году он печатал своепервое произведение «Бедные люди», сразу выдвинувшее его в первоклассные писатели.С этого момента Достоевский с упоением отдается литературной деятельности.Однако после появления в печати «Бедных людей», у Достоевского его прежнийромантизм сильно накренился в сторону социализма; особенно сильно было в это время влияниеЖорж Cанд и французскогоутопического социализма. «Этотранний социализм Достоевского надо считать очень важным, а отчасти дажерешающим, фактором в его духовных исканиях:социализм этот был не чем иным, как тем самым «этическим имманентизмом», который лежал и лежит в основе всякойтеории прогресса, в том числе и той философии жизни, которую мы видели уТолстого. Это есть вера в основное и «естественное» добро человеческой природы,в «естественную» возможность подлинного и всецелого «счастья», устраиваемого«естественными» же путями. Это есть прямое и решительное отвержение учения о «радикальном зле» человеческой природы, говоря терминами Канта,— отвержениедоктрины первородного греха и доктрины искупления и спасения, во Христепринесенного людям»[4].
В отношении к духовным исканиям Достоевского, эту мысль следовало быназывать «христианским натурализмом», «… возлагающимвсе надежды на то христианское озарение человека,которое вошло в мир через Боговоплощение и нашлосвое высшее выражение в Преображении Спасителя. Это есть христианство безГолгофы, христианство лишь Вифлеема и Фавора.Конечно, это есть своеобразное, христиански отраженное сочетание руссоизма и шиллерианства,—это есть вера в «естество» и признание природного, хотя бы и скрытого подвнешними наслоениями благородства, скрытой «святыни» человеческой души или,как выражается Достоевский в статье, посвященной Жорж Санд,признание «совершенства души человеческой»[5].
Идеалистически окрашенныйсоциализм и связал Достоевского с «петрашевцами».«Я уже в 1846-ом году был посвящен (Белинским), — писал Достоевский в Дневнике,— во всю «правду» грядущего «обновленного мира»и во всю «святость будущего коммунистического общества». «Я страстно принялтогда все это учение»,— вспоминаетДостоевский.
В дальнейшем, Достоевскийвсю жизнь не отходил от этого «христианского натурализма» и веры в скрытое, неявленное, но подлинное «совершенство» человеческой натуры, — это один из двух центров его духовного мира.Во всяком случае, участие в кружке «петрашевцев» закончилось для Достоевского печально,— он был арестован, присужден к ссылке накаторгу на четыре года. Осужденных привезли на площадь, сделали все приготовленияк казни (расстрелу), но когда все было готово, тогда было объявлено, что всепомилованы, что смертная казнь заменена каторгой… Близость к смерти не моглане потрясти Достоевского, — но это потрясение было только вступлением ко всему томустрашному, что пришлось еще пережить на каторге. Здесь-то и совершился глубокийвнутренний и идейный перелом в Достоевском, который определил все его дальнейшие духовные искания.
После освобождения откаторги в 1861-ом году он вместе со старшим братом стал издавать журнал«Время», программа которого заключалась в развитии новой идеологии«почвенничества» и в упразднении распри западников и славянофилов. В объявлениио подписке на журнал было сказано: «Мы убедились,наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, ичто наша задача — создать себе форму,нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей». «Мы предугадываем, что…русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, какие развивает Европа»[6]. Главнымисотрудниками журнала «Время» были братья Достоевские, А.Григорьев, Н. Страхов. В1863-ем году за статью Страхова, посвященную польскому вопросу инаписанную в либеральном духе, журнал был закрыт, но через год братуДостоевского было разрешено издание журнала подновым названием. Действительно, в 1864-ом году Достоевские стали издаватьжурнал «Эпоха», но денежные затруднения, созданные раньше закрытием журнала«Время», были столь сильны, что пришлось прекратить издание «Эпохи». Значениеэтого периода в развитии творчества Достоевского заключалось в том, что в немпроявился вкус к публицистической форме творчества. Достоевский создал свойособенный стиль публицистики.
Но, конечно, главной формойтворчества оставалось литературное творчество.Начиная с «Преступления и наказания», Достоевский пишет романы один за другим:«Идиот», "Подросток»,«Бесы» и, наконец, «БратьяКарамазовы». «…Много раз уже указывалось, что под «эмпирической» тканью во всех этих произведениях естьеще иной план, который, вслед за Вячеславом Ивановым, часто называют «метафизическим»[7].Действительно, в главных «героях» Достоевского перед нами не только живая,конкретная личность, но в ее судьбе, во внутреннем логосе и диалектике ееразвития Достоевским прослеживается диалектика той или иной идеи. Философское,идейное творчество Достоевского искало своего выражения в художественномтворчестве, — имощь художественного дарования его в том и сказалась, что он в эмпирическомрисунке следует чисто художественному чутью и не подгоняет художественноготворчества под свои идеи. «Мысль о человеке»
Философское творчествоДостоевского имеет не одну, а несколько исходных точек, но наиболее важной идаже определяющей для него была тема о человеке. «Вместе со всей русскоймыслью того периода Достоевский —антропоцентричен, а его философскоемировоззрение есть прежде всего персонализм, окрашенный, правда, чистоэтически, но зато и достигающий в этой окраске необычайной силы и глубины. Нетдля Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нети ничего страшнее человека. Человек — загадочен,соткан из противоречий, но он является в то же время— в лице даже самого ничтожного человека— абсолютной ценностью. Поистине —не столько Бог мучил Достоевского, сколько мучил его человек, — в его реальности и в его глубине, в егороковых, преступных и в его светлых, добрых движениях»[8].Обычнои говорят о том, что Достоевский снепревзойденной силой раскрыл «темную» сторону в человеке, силы разрушения ибеспредельного эгоизма, его страшный аморализм, таящийся в глубине души. Да,это верно. Антропология Достоевского прежде всего посвящена «подполью» в человеке.Было бы, однако, очень односторонне не обращать внимания на то, с какойглубиной вскрывает Достоевский и светлые силы души,диалектику добра в ней. «…В этом отношении Достоевский, конечно, примыкает кисконной христианской (то есть святоотеческой) антропологии;Бердяев утверждал, что «антропология Достоевскогоотличается от антропологии святоотеческой»[9]. Не только грех, порочность, эгоизм,вообще «демоническая» стихия в человеке вскрыты у Достоевского с небывалой силой,но не менее глубоко вскрыты движения правды и добра в человеческой душе,«ангельское», «божье» начало в нем. «… В том-то и сила и значительностьантропологического антиномизма у Достоевского, чтооба члена актиномииданы у него в высшей своей форме»[10].
«Персонализм Достоевскогоэтический,— и это значит, прежде всего,что ценность и неразложимость человеческого существа связаны не с его «цветением»,не с его высшими творческими достижениями, — ониприсущи и маленькому ребенку, еще беспомощному и бессильному, еще не могущему ничем себя проявить. Персонализм Достоевского относится к онтологии, а нек психологии человека, к его существу, а не к эмпирическойреальности. Но само восприятие человека у Достоевского внутренне пронизано этической категорией, он нетолько описывает борьбу добра и зла в человеке, но он ищет ее в нем»[11].Человек, конечно, включен в порядок природы, подчинен ее законам, но он может идолжен быть независим от природы. Как раз в«Записках из подполья» с поразительной силой высказана эта независимость духачеловеческого от природы, — и там же провозглашается, что подлинная суть человека— в его свободе и только в ней. «Все-то делочеловеческое, кажется, действительно в том только и состоит, чтобы человек поминутнодоказывал себе, что он — человек, а нештифтик». Это самоутверждение есть утверждение своей независимости от природы, и все достоинство человека в этом как раз и состоит.
Но именно потому подлинное вчеловеке и состоит лишь в его этической жизни. «…В этом смысле уже в «Запискахиз подполья» представлен апофеоз человека, которыйпревращает его если не в центр мира, то в важнейшее и «драгоценнейшее» явление»[12].
«…Достоевскому совершенночужд «антропологизм», который появился раньше у русских позитивистов и полупозитивистов(Чернышевский, Лавров, Кавелин, даже Михайловский),—он ближе всех к Герцену с его патетическим утверждением независимостичеловеческого духа от природы. Натурализм в антропологии высмеян беспощадноДостоевским в «Записках из подполья»,—и поэтому все его дальнейшее учение о человеке так глубоко отлично от тех(более поздних) учений, которые, сходясь с Достоевским в учении об аморальностив человеке, трактуют это в духе примитивного натурализма»[13]. ДляДостоевского аморальность, скрытая в глубине человека, есть тоже апофеозчеловека. Это явление духовного порядка, ононе связано с биологическими процессами в человеке.
И чем категоричнее этопревознесение человека, тем беспощаднее вскрывает Достоевский роковуюнеустроенность духа человеческого, его темные движения. Основная тайна человекав том и состоит, по Достоевскому, что он есть существо этическое, что оннеизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от которой онне может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо становится напуть зла. Эта этическая сущность человека, основная его этическая направленностьесть не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его наблюдений над людьми.
Но здесь начинаютсяпарадоксы, в которых раскрывается уже не только эта основная этическая сущностьчеловека, но и вся проблематика человека. Представление о человеке, каксуществе рассудочном, а потому и благоразумном, есть чистая фикция,— «так как натура человеческая действует всяцеликом,— всем, что в ней есть — сознательно и бессознательно». «Хотеньеможет, конечно, сходиться с рассудком, но оченьчасто и даже большей частью совершенно и упрямо разногласитс рассудком». «Я хочу жить, — продолжаетсвои замечания человек из подполья, — длятого, чтобы удовлетворить всей моей способности жить,— а не для того, чтобы удовлетворить одной только моей рассудочнойспособности. Рассудок удовлетворяет толькорассудочной способности человека, а хотение есть проявление всей человеческойжизни»[14].Самое дорогое для человека— «своесобственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы и дикий,каприз»; самое дорогое и важное для человека—«по своей глупой воле пожить», и потому «человек всегда и везде, где бы он нибыл, любит действовать так, как он хочет, а вовсе не так, как повелевает емуразум и совесть».
Суть человека определяетсяэтой жаждой свободы, жаждой быть «самим собой», но именно потому, чтоДостоевский видит в свободе сокровенную суть человека, никто глубже его незаглядывал в тайну свободы, никто ярче его не вскрывал всю ее проблематику, ее«неустроенность». Бердяев справедливо подметил, что для Достоевского «всвободе подпольного человека заложено семя смерти»[15].Если человеку свобода дороже всего, если в ней последняя его «суть», то она жеоказывается бременем, снести которое слишком трудно. А, с другой стороны, внашем подполье,а «…подпольный» человеки есть как раз «естественный» человек, освободившийся от всякой традиции иусловности,— в подполье нашем, по выражениюДостоевского, ощущается смрад, обнажается внутренний хаос, злые, дажепреступные, во всяком случае постыдные, ничтожные движения»[16].Вот, например, Раскольников: разложив в работе разумавсе предписания традиционной морали, он стал вплотную перед соблазном, что«все позволено», и пошел на преступление. Моральоказалась лишенной основания в глубине души, свобода оборачивается аморальностью,и на каторге Раскольников долго не чувствовал никакого раскаяния. Поворотпришел позже, когда в нем расцвела любовь к Соне, а до этого в его свободе онне находил никакого вдохновения к моральному раздумью. Это вскрывает какую-тозагадку в душе человека, вскрывает слепоту нашейсвободы, поскольку она соединена только с голым разумом. Путь к добру неопределяется одной свободой; он, конечно, иррационален, нотолько в том смысле, что не разум движет к добру, аволя, сила духа. «…Оттого-то в свободе, оторванной от живых движений любви, иесть семя смерти. Почему именно смерти? Да потому, что человек не может по существуотойти от Добра, и, если, отдаваясь свободной игре страстей, он отходит отдобра, то у него начинается мучительная болезнь души. Раскольников, Ставрогин, Иван Карамазов по-разному, но все страдаютот того, что заглушили в себе живое чувство Добра (то есть Бога), что осталисьсами с собой. Свобода, если она оставляет нас с самими собой, раскрывает лишьхаос в душе, обнажает темные и низшие движения, то есть превращает нас в рабовстрастей, заставляет мучительно страдать...»[17]
Это значит,что человек создан этическим существом и не может перестать быть им. Сособенной силой и болью говорит Достоевский о том, что преступление совсем неозначает природной аморальности, а, наоборот, свидетельствует о том, что,отходя от добра, человек теряет нечто, без чего ему жить нельзя. Еще в«Записках из Мертвого дома» он писал: «сколько великих сил погибло здесь даром.Ведь надо уже все сказать: да, это был необыкновенный народ, может быть, самыедаровитые, самые сильные из народа»[18].
Несомненно, что это былилюди, наделенные не только большой силой, но и свободой, и свобода-то их и сорвала с путей «традиционной» морали и толкнулана преступление. Вот и семя смерти! В «Дневникеписателя» за последние годы Достоевский писал:«зло таится в человеке глубже, чем предполагают обычно». Шестов напрасно видитв этом «реабилитацию подпольного человека»,и, наоборот,подчеркивая всю таинственность зла в человеческой душе, Достоевский показываетнеустроенность человеческого духа или лучше—расстройство его, а вместе с тем и невозможность для человеческого духа отойтиот этической установки. «Семя смерти», заложенное в свободе, означает, чторасстройство духа имеет корень не на поверхности, а именно в последней глубинедуха, ибо нет ничего глубже в человеке его свободы. «Проблематика свободы вчеловеке есть вершина идей Достоевского в антропологии; свобода не естьпоследняя правда о человеке — эта правдаопределяется этическим началом в человеке, тем, к добру или злу идет человек всвоей свободе. Оттого в свободе есть, может быть, «семя смерти» и саморазрушения,но она же может вознести человека на высоты преображения. Свобода открываетпростор для демонизма в человеке, но она же может возвысить ангельское начало внем. Есть диалектика зла в движениях свободы, но есть и диалектика добра в них.Не в том ли заключается смысл той потребности страдания, о которой любил говоритьДостоевский, что через страдания (часто через грех) приходит в движение этадиалектика добра?»[19]
Все его сомнения в человеке,все обнажение хаоса и «семени смерти» в нем нейтрализуются у Достоевскогоубеждением, что в человеке таится великая сила, спасающая его и мир, и горе лишь в том, что человечество не умеетиспользовать эту силу. Достоевский написал однажды: «величайшая красота человека,величайшая чистота его… обращаются ни во что, проходят без пользычеловечеству единственно потому, что всем этим дарам не хватило гения, чтобы управлять этим богатством»[20].
«Мысль о красоте»
«Эта сторона в антропологииДостоевского часто забывается или недостаточно оценивается,— между тем в ней лежит ключ к объяснению тойсистемы идей, которую мы характеризовали выше как «христианский натурализм» у Достоевского. Приведенные мельком (в «Идиоте»)слова о том, что «красота спасет мир», вскрывают эту своеобразную эстетическуюутопию Достоевского. Значит, ключ к преображению, к устроению человека в неместь, и мы только не умеем овладеть этим ключом. Старец Зосима высказал такую мысль: «мы не понимаем, чтожизнь есть рай (уже ныне, В.3.),ибо стоит только нам захотеть понять, и тотчас же он предстанет перед нами вовсей своей красоте». В замечательных словах Версилова(«Подросток») по поводу картины Лоррена выражена таже мысль о том, что свет и правда уже есть в мире, но остаются наминезамеченными. «Ощущение счастья, мне еще неизвестное, прошло сквозь сердце моедаже до боли». В чудной форме это ощущение святыни в человеке передано в гениальном «Сне смешного человека»[21].
Оказывается, основное учениеДостоевского о человеке ближе к антропологии Руссо(с его основным принципом о радикальном добре в человеке), чем к антропологииКанта (с его учением о «радикальном зле в человеке»).
«…Но у него же очень ранопробиваются и сомнения в том, что «красота спасет мир». Он сам говорит, что«эстетическая идея помутилась в человечестве». УжеВерховенский младший говорит: «я нигилист, но люблю красоту» и этим подчеркиваетдвусмысленность красоты. А в «Братьях Карамазовых»в известных словах Дмитрия Карамазова эти сомнения в творческой силе красотывыражены уже с чрезвычайной силой. «Красота, — говоритон, — это страшная и ужасная вещь...тут берега сходятся, тут все противоречия вместеживут… Страшно то, что то, что уму представляется позором, то сердцу — сплошь красотой». Эта моральнаядвусмысленность красоты, это отсутствие внутренней связи красоты с добром естьв то же время «таинственная» вещь, ибо тут «дьяволс Богом борется, а поле битвы — сердцечеловека». Борьба идет под прикрытием красоты. Ужпоистине можно сказать: не красота спасет мир, но красотув мире нужно спасать»[22].Красоту не только в мире, но и в самой ее сокровищнице – человеческой душе, гдеона подчас пребывает в забвении.«Историософия Достоевского»
«Мысли Достоевского чрезвычайноприсуща диалектическая сила — он вскрывает антиномичностьтам, где другие успокаиваются на незаконном расширении какого-либо одностороннегопредположения. Лишь уяснив антиномии, заключенныев реальности, даже заострив их, он подымается над ними.И везде этой высшей сферой, где «примиряются» противоречия,является «горняя сфера», область религии. Это постоянное восхождение к религиозным высотам и делает Достоевскоговдохновителем русской религиозной философии в дальнейших поколениях (Бердяев, Булгаков и др.). Но у самого Достоевскогоего религиозные искания достигают наибольшейостроты в его историософии»[23].
Народы движутся силой«эстетической» или «нравственной», что в последнем счете это есть «исканиеБога». Каждый народ жив именно этим «исканием Бога» (притом «своего» Бога).«Почвенничество» у Достоевского есть — это своеобразная форма народничества, ноеще более оно связано с идеями Гердера, Шеллинга (в их русской интерпретации), о том, чтокаждый народ имеет свою особую «историческую миссию».
Тайна этой миссиисокрыта в глубинах народного духа, и отсюда тот мотив «самобытности», которыйтак настойчиво проводился так наз. «молодой редакцией»журнала «Москвитянин» и который был близок Достоевскому через АпполонаГригорьева. Но почвенничество у Достоевского, каксправедливо подчеркнул Бердяев, гораздо глубже — ононе пленено эмпирическойисторией, но идет дальше — в глубь народногодуха.
Для России предопределенаособая задача в истории,— в это верилиуже славянофилы и Герцен, в это верил и Достоевский,— и высшей точкой в развитии егомыслей о России была его знаменитая «Пушкинскаяречь». Но и через все произведения Достоевского проходит идея всеохватывающего синтезазападного и русского духа, идея о том, что «…у нас, русских, две родины — Европа и наша Русь…»[24].
Это не исключало того, чтоЕвропа была для Достоевского, говоря словами Ивана Карамазова, лишь «дорогимкладбищем», что критика Европы занимает оченьбольшое место у Достоевского. Россия же сильна своим Православием,и отсюда историософскиетемы у Достоевского сразу поднимаются до религиозного понимания истории.
Особенно много и глубоко наэти темы писал Достоевский в своем «Дневнике Писателя», но вершиной его историософских размышлений бесспорно является «Легендао Великом Инквизиторе». Это есть исключительныйопыт вскрытия проблематики истории с христианской точки зрения. Если русская историософия начинается с Герцена, обнаруживает вообщебольшую склонность к алогизму, то в то же времяона признает, как это ярче других выразил Михайловский,что смысл вносится в историю лишь человеком. Не только Гегелевскийпанлогизм, но и христианский провиденциализм отбрасываются здесь категорически.
У Достоевского русская историософская мысль возвращается к религиозномупониманию истории, но так, что свобода человека является, по божественномузамыслу, как раз основой исторической диалектики. Внесение человеческогосмысла в историю представлено в грандиозном замысле Великого Инквизитора. «Достоевскийздесь с особенной остротой подчеркивает то, чтогармонизация исторического процесса непременновключает в себя подавление человеческой свободы, иэто он считает глубочайше связанным со всяким историософскимрационализмом. Неприемлемость такогоподхода к человеку, глубокая защита христианского благовестия о свободе не бросают Достоевского в объятияхристианского иррационализма. Для него выход (как и для Владимира Соловьева) заключался в свободном движениинародов к «оцерковлению» всего земного порядка. Гессен справедливо критикует эту схему Достоевскогокак форму утопизма, но особенность Достоевского (в отличие от историософии марксизма, аотчасти и софиологического детерминизма) заключаетсяв том, что в его утопии нет ссылки на то, что идеал по исторической необходимостиосуществится в истории»[25].
Наоборот, Достоевский оченьглубоко и остро вскрывает диалектику идеи свободы; фигуры Ставрогина, Кириллова зловеще освещают эту диалектику.Утопизм у Достоевского сохраняется не в элементах философского рационализма(как в указанных построениях), а в том, что он не считается с проблемой искупления;его концепция «спасения», как мы не раз подчеркивали, проходит мимо тайныГолгофы. Тем не менее, грандиозная и величавая картина, которую набрасываетВеликий Инквизитор, является непревзойденной доныне по глубине попыткой понять«тайну истории». Правда, насколько силен Достоевскийв критике «католической идеи»,всяческого историософского рационализма, настолько же расплывчаты его указания на положительныепути «православной культуры», но надо признать, что «метафизика истории» освещенаДостоевским с такой гениальной силой, как ни у кого другого.«Мысль о Боге»
Испытав в молодостивлияние социалистических идей, пройдя через каторгу и пережив глубокую мировоззренческуюэволюцию, Достоевский как художник и мыслитель в своих романах и публицистике будетследовать тем идеям, в которых он видел суть философии христианства,христианской метафизики. «Его христианское миросозерцание воспринималось далеконе однозначно: имели место как резко критические (например, со стороныК.Н.Леонтьева), так и исключительно позитивные характеристики (например, уН.О.Лосского в книге Достоевский и его христианское миропонимание)»[26].
Но одно бесспорно:изображая в своих произведениях взлеты и падения человека, «подполье» его души,безграничность человеческой свободы и ее соблазны; отстаивая абсолютноезначение нравственных идеалов и онтологическую реальность красоты в мире ичеловеке; обличая пошлость в ее европейском и российском вариантах;противопоставляя материализму современной ц