Реферат по предмету "Литература"


П.Я. Чаадаев Философская концепция

ФИЛОСОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧААДАЕВА П.Я.


     Петр Яковлевич Чаадаев является одним изярких представи-
телей филосовскоймысли Росии западнического направления.Он
всегда привлекалвнимание историков руской мысли. Правда ранее
интерес этотвызывался больше одной стороной его творчества, -
его скептицизмомв отношении России, как это выразилось в
единственном из«филосифических писем» напечатанном при жизни
автора.Мировойчитатель долгое время был лишен возможности уз-
нать развитие исуть филоствской концепции Чаадаева, так как
опубликовано былотолько одно письмо при жизни.Кроме того,
сами писемасчитались утерянными и найдены были только в 1935г.
несколько писемне было опубликовано, так как в них Чаадаев по-
ложительноотзывается о религии.
     Перейдем к изучению концепции Чаадаева.
     Чаадаев является ярко выраженнымрелигиозным философом,
поэтому войти всистему Чаадаева можно, поставив центре всего
его религиознуюустановку.Не смотря на религиозность, Чаадаев
не являетсябогословом, он сам говорит:" Я, благодарение Богу,
не богослов и незаконник, а просто христианский философ".
     У Чаадаева была натура страстная исосредоточенная, нату-
ра искавшаядеятельности, — но не внешней, не мелочной, не
случайной авсецело и до конца воодушевленной христианством.
Если один извеличайшихмистиков христианского Востока(св. Иса-
ак Сирианин)глубоко чувствовал «пламень вещей», то к Чаадаеву
можно применитьэти замечательные слова так: он глубоко чувс-
твовал «пламеньистории», ее священное течение, ее мистическую
сферу. Втеургическом восприятии и понимании истории — все
своеобразие иособенность Чаадаева.По теургической установке,
Царство Божиестроится при живом участии людей.Основная богос-
Царства Божия,понятого не в отрыве от земной жизни, а в исто-
рическомвоплощении, как Церковь.Действие христианства в исто-
рии во многомостается таинственным, по мысти Чаадаева, ибо
действующая силахристианства заключена в «таинственном его


                             — 2 -
единстве"(т.е.в Церкви).
     Исходя из теургической оновы сыоейконцепции, Чаадаев ре-
шительно защищаетсвободу человека, ответственности его за ис-
торию(хотяисторический процесс таинствено и движется Промыс-
лом), и поэтомурешительно выражает против «суеверной идеи
повседневноговмешательства Бога". Чем сильнее чувствует Чаа-
даев религиозныйсмысл истории, тем настойчивее утверждает от-
ветственность исвободу человека.Но здесь его философские пос-
троения опираютсяна его антропологию, к краткому изложению
которой мы сейчаси перейдем.
     «Жизнь (человека, как) духовногосущества,- писал Чаадаев
в одном из своих«Философических писем»,- обнимает собой два
мира, из которыходин только нам ведом".Одной стороной челов-
век принадлежитприроде, но другой возвышается над ней, — но
от«животного» начала к «разумному не может быть эволюции».
     Высшее начало в человеке, прежде всего,формируется бла-
годаря социальнойсреде.Человек глубочаеше связан с обществом
бесчисленныминитями, живет обной жизнью с ним.Без сляния и
общения с другимилюдьми мы были бы с дества лишены разумности
и не отличалисьбы от животных. Из этого признания существен-
ной и глубокойсоциальности человека Чаадаев делает чрезвычай-
но важные выводы.Преждевсего,«происхождение» человеческого
разума не можетбыть понято иначе, как только в признании, что
социальноеобщение уже заключает в себе духовное начало, -
иначе говоря, неколлективность сама по себе созидает разум в
новыхчеловеческих существах, но свет разумности хранится и
передается черезсоциальную среду.С одной стороны, индивиду-
альноеэмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально
входит в человекаот общения с людьми, с существе своем исходит
от того, что вышелюдей — от Бога.
     Из этой двойной зависимости человека(отсоциальной среды,
отБога)происходит не только пробуждение разума в человеке, но
здесь женаходятся и корни его морального сознания.«Все бдаго,
которое мысовершаем, есть следствие присущей нам способности
подчинятьсяневедомой силе".Этот супра-натурализм не переходит
в окказионализм уЧаадаеваили какую-то бпредопределенность, -
наоборот, Чаадаеввсячески утверждает реальность свободы чело-


                            — 3 -
века.Однакосвобода человека несет в себе разрушительную силу
и, чтобыподействовала ее разрушительная сила, она(свобода)
нуждается впостоянном воздействии свыше.
     Это учение о 2страшной" силе свободыу Чаадаева стоит в
теснейшей связи сучением о поврежденности человека и всей
природы, — учением о первородном грехе.Для Чаадаева «Субъек-
тивных"разум полон «обманчивой самонадеянности»; идеология
индивидуализмаложна по существу, и поэтому Чаадаев без коле-
бания заявляет:«Назначение человека — уничтожение личного бы-
тия и замена егобытием вполне социальным или безличным".
     Гносеологические взгляды Чаадаева, которыеон выразил
лишб попутно,определялись его критикой кантинеанства, с олной
стороны, а,сдругой стороны, критикой Декертовской остановки
на эмпирическомсознании, которое, по Чаадаеву, есть «начало
искаженное, искалеченное, изврещенноепроизволом человека". Для
Чаадаева источникзнания — «столкновение сознаний», иначе гово-
ря,взаимодействие людей.Чаадаев, конечно, не отвергает опыт-
ного знания, новесь чувственный материал руководствуется иде-
ями разума.
     Если реальность «высшегосознания» стоит над сознанием
одельногочеловека, — то ключ к этому, крома самой матафизики
человека, дан веаличности исторического бытия, как особой фо-
рме бытия.Чаадаевподчеркивал, что хричтианстово раскрывается
лишь висторическом (а не личном) бытии, но он делает и обрат-
ный вывод — самоисторическое бытие не может быть понято вне
христианства.
     Смысл истории осуществляется«божественной волей, власт-
вующей в веках иведущей род человеческий к его конечным це-
лям".Этоесть концепция проведенциализма.По Чаадаеву творит-
ся Царство Божееи поэтому исторический процесс может быть
понят лишь влиниях проведенциализма.Но Царство Божие для него
творится наземле, — оттого христианство и исторично по су-
ществу, — егонельзя понимать «потусторонне».Для чаадаева
(этого требовалалогика его историософии) религиозное единство
историипредполагает единство Церкви: раз через Церковь входит
божественная силав историческое Бытие, то, тем самым, уста-
навливаетсяединство самой Церкви.Отсюда высокая оценка Запа-
да. «НаЗападе все создано христианством».
     Высокая оценка западного христианстваопределяется у
Чаадаева всецелоисторисофскими, а не догматическими соображе-
ниями.
     Горячие и страстные обличения России уЧаадаева имеют
много корней, — вних нет какой-либо одной руководящей идеи.
Чаадаев не смогвключить Россию в ту схему проведенциализма,
какуб навевалаистория Запада.Чаадаев откровенно признает ка-
който странныйущерб в самой идее провиденциализма: «Провиде-
ние исключило насиз своего благодетельного действия на чело-
веческийразум..., всецело предоставив нас самим себе".
     В развитии своего филосовского мировозренияЧаадаев
по-разному решалэту «загадку» России.В начале Он пришед к вы-
воду, что Россияпредназначена для того, что-бы послужить уро-
ком дляостального человечества.Именно эта позиция варажна в
первом из«Философических писем»(которе было опубликовано).
Дальше эти мыслиу Чаадаева приобретают большую определен-
ность, онприходит к убеждению, что очередь для России еще
выступить напоприще исторического действия еще не наступила.
     Дальше он развивает мысль:«Провидение сделало нас слиш-
ком великими,чтобы быть эгоистами. Оно поставило нас вне ин-
тересовнационильностей и поручило наминтересы человечества".
     Вся значительность (для русской мысли)построений Чаадае-
ва в том исостоит, что целый ряд крупных мыслителей России
возвращался ктемам Чаадаева, Хотя его решения этих тем имели
сравнительно малосторонников.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бюджетирование в бухгалтерском управленческом учете
Реферат Бюджетирование и контроль затрат
Реферат Проблема отцов и детей
Реферат Вартість об'єкта інвестиційної власності
Реферат Ведение бухгалтерской отчетности в торговой организации
Реферат Відповідальність аудитора
Реферат Вдосконалення організації бухгалтерського обліку на ТОВ "СКОП"
Реферат Відображення в балансі витрат і доходів майбутніх періодів
Реферат "Люди и звери". Человек и природа в романе Ч.Айтматова "Плаха"
Реферат Взаимосвязь отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств
Реферат Взносы в соцстрах и по земельному налогу по новым правилам
Реферат Відтворення господарських операцій у бухгалтерському балансі підприємства
Реферат Ведение бухгалтерского учёта в акционерных обществах
Реферат Вибір форми організації бухгалтерського обліку
Реферат Русская культура 17 века