Реферат по предмету "Литература"


Образ родной земли в лирике А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой

Муниципальное Образовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа №4
Образродной земли в лирике А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой
Выполнил
Спиридонов Антон
ученик 11 А класса
Проверил
Федингина О. Н.
Учитель русского языка
 илитературы
Тобольск – 2006 г.ПланВведение…………………………………………………………..2
Раздел 1. Началотворческого пути…….…………………..41.1 Цветаева Марина Ивановна.……………………………..41.2 Ахматова Анна Андреевна.………………………………6Раздел 2.Развитие образа родины.………………………..72.1 Развитие традиций русскойлитературы…………62.2 Отражение трагичности личнойсудьбы поэтов.9Раздел 3.Образ родной земли……………………………...143.1 Неразрывность судьбы и Родины…………..……….143.2 Любовь кдому………..……...……………………………..20
Вывод………………..……………………………………….…..22
Списоклитературы……………………………………..……..25












Введение
Обычнонаиболее остро тема Родины встает в литературе в период войн, революций, тоесть тогда, когда человеку не­обходимо совершить нравственный выбор. В русскойлите­ратуре эта проблема стала наиболее актуальной в началеXX века. Новая идеология, которую принесла с собой рево­люция,была неприемлема для многих людей, как старого, так и нового поколения русскойинтеллигенции.
Мнеинтересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. – периода,обозначенного в истории русской литературы «серебряным веком». Этот периодотмечен именами таких поэтов, как А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, Н.Гумилёв,А.Ахматова, М.Цветаева и др.
Главное, что объединяло творчество этих поэтов и особеннопривлекает наше внимание их произведениям,- это глубокая любовь к Родине, кРосси и неизменная вера в её великое будущее.
Различна судьба названных поэтов, по-разному пережившиетрагический период  в истории России. Нокаждому из них пришлось испить из чаши страданий, выпавших в то время на долюРодины и народа.
Тема Родины — одна из традиционных тем русской поэзии,для которой характерны такие образные параллели: Россия — мать, Россия —невеста (жена), Россия — сфинкс, Россия — огневая стихия и т. д. Традиционнойявляется и связь образа России с образами дороги, дали, простора, ветра, песни.
Тема моего реферат: образ родной земли в лирике А. А.Ахматовой и М. И. Цветаевой.
Целью своего реферата ставлю: раскрыть образ родинойземли в поэзии Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.
Задачи: рассмотреть критические статьи, жизненные путипоэтесс и образ родной земли.
Значимость темы: эта тема позволяет глубже понять жизньлюдей того времени, их отношение к родине.
В своей работе я опирался на критические статьи разныхисследователей. Один из известнейших критиков Николай Гумилев говорил обАхматовой, что «Цветовых определений очень много в стихах Ахматовой и чащевсего для желтого и серого, до сих пор самых редких в поэзии. И, может быть,как подтверждение неслучайности этого ее вкуса, большинство Эпитетовподчеркивает именно бедность и неяркость предметов: «потертый коврик,стоптанные каблуки, выцветший флаг» и т. д. Ахматовой, чтобы полюбить мир,нужно видеть его милым и простым.
Ритмика Ахматовой служит могучим подспорьем ее стилистике.Пэоны и паузы помогают ей выделять самые нужные слова в строке, и я не нашел вовсей книге ни одного примера ударения, стоящего на неударяемом слове, или,наоборот, слова, по смыслу ударного, без ударения. Если кто-нибудь возьмет насебя труд с этой точки зрения просмотреть сборник любого современного поэта, тоубедится, что обыкновенно дело обстоит иначе. Для ритмики Ахматовой характернаслабость и прерывистость дыхания. Четырехстрочная строфа, а ею написана почтився книга, слишком длинна для нее. Ее периоды замыкаются чаще всего двумястроками, иногда тремя, иногда даже одной». (2; стр. 108).
Другой же критик Саакянц считал что «Главная чертаЦветаевой — бесстрашная искренность, во всем. …Все чувства у нее достигалимаксимума, абсолюта. «Единоличье» чувств было девизом, начертанным на ее щите. …СРеволюцией в ее поэзию проникла стихия русской народной «молви» — и в этом онапризнавалась сама, — и в этом смысле она не отвернулась от «громоноснойнародной стихии», как было принято писать прежде, а напротив, даже рвануласьнавстречу этой стихии.
…Творчество Цветаевой — поистине на все «возрасты души»,для всех поколений. Каждый найдет в ней своеи с годами, перечитывая, будетоткрывать все новое и новое — до такой степени многообразен и неисчерпаем ее страстныйтрагический дар. …Очень рано она ощутила в себе некий, говоря словами Блока, «сокрытыйдвигатель» жизни, «тайный жар» и назвала его: ЛЮБОВЬ. …Никогда, ни на однуминуту тайный жар не давал ей пребывать в покое: для нее это означало быравнодушие, которого она никогда не знала сама и не прощала никому. …Любовьбыла для нее действенным, активным чувством.
Как поэт она непрерывно росла и менялась — до неузнаваемости.Ее поэтический дар был поразительно многолик. Волошин считал, что еетворческого избытка хватило бы на несколько поэтов и каждый был бы оригинален.Она все могла: от романтических стихотворных пьес в духе Ростана и народныхрусских сказок-поэм до интимнейшей психологической лирики. …Она упорно,подвижнически трудилась — невзирая ни на какие обстоятельства. Она былавлюблена в работу над словом, в эту борьбу с ним, в поисках (часто очень долгие)единственного точного эпитета, в улавливание единственно верного ритма. …Онаникогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое ее произведениеподчинено только правде сердца…» (9; стр. 53)Раздел 1. Начало творческого пути1.1 Цветаева Марина Ивановна
МаринаИвановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Если влияние отца,Ивана Владимировича, университетского профессо­ра и создателя одного из лучшихмосковских музеев (ныне Музей изобра­зительных искусств), до поры до времениоставалось скрытым, подспуд­ным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурнозанималась вос­питанием детей до самой своей ранней смерти. «После такой материмне осталось только одно: стать поэтом», — вспоминала дочь. Характер у МариныЦветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Жила она сложно, не знала и неискала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности,искренне утверждала, что «чувство собствен­ности» у нее «ограничивается детьмии тетрадями».
Детство,юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковнойТарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейнымобстоятельствам, довольно бессистемно. Стихи Цве­таева начала писать с шестилет (не только по-русски, но и по-француз­ски, по-немецки). В 1910 году онавыпускает довольно объемный сборник «Вечерний альбом». Его заметили и одобриливлиятельные и взыска­тельные критики, поэты В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью,своеобразием и непосредственностью. И в первую очередь — безудерж­ная истрастная «Молитва», написанная поэтессой в день 17-летия, 26 сентября 1909года:
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!
Вследза «Вечерним альбомом» появилось еще два стихотворных сбор­ника Цветаевой:«Волшебный фонарь» (1912 год) и «Из двух книг» (1913 год) — оба под маркойиздательства «Оле-Лукойе», домашнего предпри­ятия Сергея Эфрона, друга юностиЦветаевой, за которого в 1912 году она выйдет замуж. В это время Цветаева —«великолепная и победонос­ная» — жила уже очень напряженной душевной жизнью,хорошо знала себе цену как поэту. «В своих стихах я уверена непоколебимо», —запи­сала она в дневнике в 1914 году. Жизнелюбие поэтессы воплощалось, преждевсего, в любви к России и к русской речи. Цветаева очень любила город, вкотором родилась; Москве она посвятила много стихов:
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы —
Неоспоримо первенство Москвы.
—И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Позднеев поэзии Цветаевой появится герой, который пройдет сквозь годы ее творчества,изменяясь во второстепенном и оставаясь неизмен­ным в главном: в своейслабости, нежности, зыбкости в чувствах. Лири­ческая героиня наделяется чертамикроткой богомольной женщины: «Пойду и встану в церкви и помолюсь угодникам олебеде молоденьком». В первые дни 1917 года у Цветаевой появляются стихи, вкоторых слышат­ся перепевы старых мотивов, говорится о последнем часе нераскаяв­шейся,истомленной страстями лирической героини.
Многиеиз своих стихов Цветаева посвящает поэтам-современникам: Ахматовой, Блоку,Маяковскому, Эфрону.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий… —
И я дарю тебе свой колокольный град,
                            Ахматова!- и сердце свое в придачу.







1.2 Ахматова Анна Андреевна
К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех онапо­лучила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахма­товой. ТемаРодины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматоважила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Этотакже связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судь­бу России, каксвою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до концаверна своей Родине, не из­менив при этом и самой себе.
Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта.Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.
         Анна Андреевна родилась 11 (23) июня1889, Большой Фонтан, близ Одессы. Ее предки по линии матери, по семейномуприданию, восходили  к  татарскому хану Ахмату (отсюда и псевдоним).Отец – инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой.
         Тема Родины претерпевает в творчествеАх­матовой сложную эволюцию. Сначала родиной было Царское Село, где прошли еедетские и юношеские годы.
По аллее проводят лошадок,
Длинны волны расчесанных грив.
О пленительный город загадок,
Я печальна,тебя полюбив.
Потомродиной становится Петербург. Здесь проходит молодость, Любовь, встречи сдрузьями, поэтические вечера, первая известность — все это связано сПетербургом.
Был блаженной моей колыбелью
Темный город у грозной реки
И торжественной брачной постелью,
Н ад которой держали венки
Молодые твои серафимы, —
Город, горькой любовью любимый.
В годы народных бедствий Ахматова сливается с русскимнародом, считая своей Родиной всю страну. Анна Андреевна восприняла судьбу Рос­сии,как собственную судьбу. Вместе с Родиной она несла свой крест до кон­ца, неизменила ни ей, ни самой себе.




Раздел2. Развитие образа родины
2.1 Развитие традиций русской литературы
Всемирное и философское в творчестве, Ахматовой,органично слиты, как и у Пушкина, с национальным, русским. Лейтмотивдраматической любви-страдания, печали, тоски усиливается неяркой палитройкрасок, избираемых поэтессой.
Смерть же трактуется Ахматовойв христианских и пушкинских традициях: в христианских как закономерный актбытия, зарождения из земли и уход в землю:
Я молчу. Молчу,готовая
Снова стать тобой,земля
В пушкинских — как заключительныйакт творчества, а творчество для Ахматовой — это и ощущение единства с творцамипрошлого и современности, с Россией и судьбой народа. Уже много позже (1940,1961 гг.) Ахматова в посвящении Цветаевой так выразят эту, уже в «Вечере»зародившуюся мысль:
Мы сегодня с тобою,Марина,
По столицеполночной идем.
А за нами такихмиллионы
И безмолвнеешествия нет...
А вокругпогребальные звони
Да московскиехриплые стоны
Вьюги, вашзаметающей след.
Уже первый сборник поэтессыдает возможность почувствовать особый ахматовский стиль. Один из ведущихприемов писательницы — прерывистый диалог с частым перебоем ритма и реплик,разрыв реплик вокруг одного стихотворения, разрыв последовательной, логическивыстроенной мысли внутри одной строфы.
А талантливые стихи М.Цветаевой долго не публиковались. Акогда увидели свет, стало ясно, как горько переживала поэтесса судьбу своейродины и народа, втянутых в кровавую и бессмысленную войну. Жалость и печальпереполняли её сердце.
Бессонница меня толкнула в путь.
О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!-
Сегодня ночью я целую в грудь-
Всю круглую воюющую землю!…
Бедствия народа — вот что пронзило её душу.
Чем прогневали тебя эти серые хаты,-
Господи! — и для чего стольким простреливатьгрудь!
Поезд прошёл, и завыли, завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий в путь…
Вгоды народного горя, ещё не вполне понимала причины и масштабы его, поэтессавсем сердцем откликнулась на этот плач народный.
М.Цветаевавнимательно присматривалась к тем переменам, которые принесла стране революция.Ей всегда был чужд мир «сытых»; душа болела за врага.
Два на миру у меняврага,
Два близнеца — неразрывно — слитых:
Голод — голодных – исытость сытых!
Оказавшисьв 1922 г.в эмиграции, М.Цветаева оставалась верной своей любви к родной Москве, кРоссии, к русскому народу, к русской культуре. На всю жизнь сохранила онаострое ощущение, «что зарей в Кремле Легче дышится- чем на всей земле!»
Щемящейтоской проникнуты стихи, посвящённые разлуке с родиной, со многими близкими, с которыми«расстояние: версты, мили… расставили, рассудили… по двум разным концам земли…»
В1925г. с какой грустью пишет она:
Русскойржи от меня поклон,
Ниве,где баба застится.
Друг!Дожди за моим окном,
Бедыи блажи на сердце…
    Мотив «Россия, родина моя!», ностальгическиокрашенный, звучит и в стихотворении «Родина»(1932 г.). Здесь горькоесознание «разъединенности неразъединимого»: «родина моя» и одновременно«чужбине».













2.2 Отражение трагичности
Тема  «взыскания погибших» былапродолжена в «Реквиеме»  (30—60-е годы) и«Поэме без герою» (1940—1965). Каждая из поэм по-своему отражает обликАхматовой-поэта, двуединство ее внутреннего мира. Трагическая эпоха придаетголосу поэтессы новые обертоны, ее Муза воплощает теперь голос всех вдов, сироти матерей:
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне стоит.
Ахматова полностьюсливается с русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всегорепрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых пла­нов.Первый план представляет личное горе героини — арест сына. Но голос авторасливается с голосом тысяч российских женщин — сестер, жен, вдоврепрессированных — это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматоваговорит от лица своих «невольных подруг». Ахматова обращается к кро­вавымстраницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествованиясоотносится с историей России. Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки«Реквие­ма» до общечеловеческого масштаба.
«Реквием» — это не только самое личное, но и наиболеевсеобщее из произведений Ахматовой. «Реквием» — это ис­тинно народноепроизведение и по форме (Ахматова использу­ет фольклорные элементы), и посодержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.В поэтике Ахматовой властно набирает силумотив осиротевшей матери
Доля матери —светлая пытка,
Я достойна ее небыла.
В белый райрастворилась калитка,
Магдалина сыночкавзяла.
Этот мотив достигнет вершины в«Реквиеме» как христианский мотив вечной материнской участи — из эпохи в эпохуотдавать сыновей в жертву миру, а вечноженственное начало ахматовской поэзиинайдет высшее воплощение в образе Марии:
Магдалина билась ирыдала
Ученик любимыйкаменел
А туда, где молчамать стояла
Так никто взглянутьи не посмел.
И вновь личное (арест сына)сольется у Ахматовой с национальным, народным (трагическая история России) ивечным (Богородица).
Вечное и национальное началаахматовской поэзии часто подчеркиваются обращением к народно-песенной традиции,поэтому в ее богатой метрической палитре значительное место отводится дольнику,а в стихах (в том числе и в «Реквиеме») она неоднократно обращается к молитве,плачу, причитанию, песне, обогащая устоявшиеся жанры оттенками тончайшегопсихологизма.
Молитвенная тишина «Реквиема»,его сдержанные порой классические интонации, прерывающиеся плачами,контрастируют с трагическим вакхизмом «Поэмы без герою».
  Великий поэт России, Марина ИвановнаЦветаева вынуж­дена была в середине двадцатых годов уехать вслед за мужем вэмиграцию. Она не покидала родину по идейным соображе­ниям, как делали в товремя многие, а ехала к любимому, оказавшемуся вне России. Марина Ивановназнала, что ей бу­дет тяжело, но выбора не было.          
Так через радугу всех планет
Пропавших — считал-то кто их? —
Гляжу и вижу одно: конец.
Раскаиваться не стоит.
Заграницей Цветаеву приняли восторженно, но вскоре эмигрантские круги охладели кней, так как она не хотела пи­сать пасквилей на Россию даже ради заработка.Марина Ивановна всегда оставалась преданной дочерью страны, вырастив­шей ее,покинутой поневоле и всегда горячо любимой. Цветае­ва помнила каждый каменьмосковских мостовых, знакомые закоулки, страстно надеялась вернуться в роднойгород. Она не допускала мысли, что новая встреча с родиной не состоится.
Никуда не уехали — ты да я —
Обернулись прорехами — все моря!
Совладельцам пятерки рваной —
Океаны не по карману!
Всето время, пока Марина Ивановна Цветаева жила за границей, она много писала,осмысливала свое положение. Ее творческая душа жила плодотворно и напряженно.Поэзия, к сожалению, не стала для автора источником безбедного суще­ствования,но она явилась единственным способом выжить в тяжелых условиях чужбины. Тоскуяпо родине, Цветаева счи­тала себя временно выехавшей, и стихи помогали ейдуховно приобщиться к великому сообществу россиян, которых она не переставаласчитать соотечественниками.
О неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик.
Пойми, певал и до меня! —
Россия, родина моя!
Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Даль — тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
Ты! Сей руки своей лишусь —
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!
Находясьза границей, Цветаева очень реально оценивала достоинства тех мест, которые ееокружали. Она всегда умела оставаться патриоткой, чтя красоту России, запавшуюс де­тства в душу. Марина Ивановна нередко писала, что местные красоты незатмят в ней образ прекрасной и желанной Рос­сии. Это не было бездумнымнеприятием чужой земли, просто Цветаевой хотелось на родину, и ничто не моглозаменить зна­комых и любимых с детства пейзажей.
До Эйфелевой — рукой Подать!
Подавай и лезь. Но каждый из нас — такое
 Зрел, зрит,говорю, и днесь,
Что скушным и некрасивым
Нам кажется ваш Париж.
«Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?»
Этоне чрезмерная гордыня избранной одиночки, а естест­венные любовь и тоска породине, которые заставили Цветае­ву вернуться домой. Но это была уже другаяРоссия, погряз­шая в страхе всеобщей подозрительности и поиска врагов на­рода.Марина Ивановна столкнулась с препятствиями и го­рем, которые ей казалисьнепреодолимыми, и она предпочла уйти из жизни, нежели страдать и роптать.Слишком тяже­лой оказалась эта долгожданная встреча с Россией.
Ипророчески звучат строки ее стихотворения, написанно­го еще в 1934 году:
Уединение: уйди
В себя, как прадеды в феоды.
Уединение: в груди
Ищи и находи свободу.
Уединение вгруди Уединение: уйди, Жизнь!

Мнеголос был. Он звал утешно,
Онговорил: «Иди сюда,
Оставьсвой край глухой и грешный,
ОставьРоссию навсегда.
Якровь от рук твоих отмою,
Изсердца выну черный стыд,
Яновым именем покрою
Больпоражений и обид».
Норавнодушно и спокойно
Рукамия замкнула слух,
Чтобэтой речью недостойной
Неосквернился скорбный дух.
«Родная земля» — одно из стихотворений А. Ахматовой, объединенныхтемой Родины.
Образ родной земли, созданный ею, привлекает своей необычностью:поэт написала о земле в буквальном смысле этого слова, придав, однако, емуфилософский смысл. Проследим, как проявляется это в стихотворении. Эпиграфом в«Родной земле» послужила строка известного ахматовского стихотворения «Не стеми я, кто бросил землю», в котором сжато, но метко описаны характерные чертырусского национального характера:
И в мире нет людей бесслезной, надменнее и проще нас. Отсюда вытекает иотношение русского человека к родной земле:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Нам горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Каждый день мы ходим по земле, мы на ней строим, но практическиникогда не отождествляем ее с понятием «Родина» в высоком смысле этого слова,да и вообще достаточно редко употребляем это слово в повседневной жизни. Роднаяземля стала для нас чем-то обыденным, досконально известным («грязью накалошах», «хрустом на зубах»). Живя на своей земле, трудясь на ней, человекподчас не замечает ее красот: для него это привычные картины, созерцаемые напротяжении всей жизни. «Хворая, бедствуя» на родной земле, русский человек «оней не вспоминает даже». Редко кто ощущает свою родственную, кровную близость кземле, которую ежедневно «мелит, и месит, и крошит». Но мы «ложимся в нее истановимся ею, оттого и зовем так свободно — своею». Поэтому так дорог нам «нис чем не замешанный прах», но чувство это живет в глубине души каждого русскогочеловека, редко проявляясь во внешних поступках. Таким образом, Родинавыступает здесь как неотъемлемая часть нашего существа, понятие, впитываемоерусским человеком вместе с молоком матери. В этом и заключается тот глубокийфилософский смысл, который Ахматова вкладывает в слова «родная земля».
         Марина Цветаева пишет не толькостихи, но и прозу. Проза Цветае­вой тесно связана с ее поэзией. В ней, как и встихах, важен был не только смысл, но и звучание, ритмика, гармония частей.Проза Цветае­вой создает впечатление большой масштабности, весомости, значи­тельности.Мелочи как таковые у Цветаевой просто перестают существо­вать; люди, события,факты всегда объемны.
Октябрьскуюреволюцию Марина Цветаева не приняла и не поняла. Казалось бы, именно она сбунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрестив революции источник творческо­го воодушевления. Пусть она не сумела бы понятьправильно револю­цию, ее цели и задачи, но она должна была ощутить ее какмогучую и безграничную стихию. В литературном мире Цветаева по-прежнему дер­жаласьособняком. В мае 1922 года со своей дочерью она уезжает за границу.
Впервые годы эмиграции Цветаева активно участвует в русской куль­турной жизни.Но год от года по разным причинам оказывается все в большей изоляции.Новаторство ее поэзии не получило должной оценки эмигрантской критики. Болееохотно издатели брали ее прозу. Цветаева публикует небольшие рассказы (как нарусском, так и на французском языке), воспоминания о поэтах-современниках(Волошине, Брюсове, Бальмонте, Кузмине, Маяковском, Пастернаке),литературно-критиче­ские статьи. Решительно отказавшись от своих былых иллюзий,она ни­чего уже не оплакивала и не предавалась никаким умилительным воспо­минаниямо том, что ушло в прошлое. В ее творчестве крепнут сатириче­ские ноты. В то жевремя в Цветаевой все более растет и укрепляется живой интерес к тому, чтопроисходит на покинутой родине.
С течением временипонятие «родина» для нее наполняется новым содержанием. Поэтесса начинаетпонимать размах русской революции («лавина из лавин»), она начинает чуткоприслушиваться к «новому зву­чанию воздуха». Тоска по России проявляется втаких лирических стихо­творениях, как «Рассвет на рельсах», «Лучина», и др.







Раздел 3. Образ родной земли 3.1 Неразрывность судьбыи Родины
Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, онисвязаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.
Стихотворение «Ты отступник...» адресовано конкретномучеловеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой.Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрекчеловеку, предав­шему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба ге­роинистихотворения сливается с судьбой России. Примеча­тельно, что для Ахматовойтеперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:
Ты — отступник: за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну,
Наши песни, и наши иконы,
И над озером тихим сосну.
Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное.Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глассвыше» (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает обиблейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа идрузей-эмигрантов Ахматовой.
Героиня этого стихотворения поставлена перед нравствен­нымвыбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не оскорбился скорбный дух...
Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто...», вошедшее втретий сборник «Anno Domini»,опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяетсебя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». В первых двух строфахстихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух пос­ледних — о тех, ктоостался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение ипренебрежение. Остав­шиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу «бес­слезно»,«надменно» и «просто», поэтому они намного выше уехавших.
Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:
Никто нам не хотел помочь
За то, что, город сво


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Советский театр
Реферат Кожинов В.В.
Реферат Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере
Реферат Образ жизни и питание профессиональных футболистов
Реферат «Обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства»
Реферат Аеродинаміка літаючої моделі
Реферат В силовом поле Тихого дона М Шолохов и послевоенная проза сближения и несходства
Реферат Концепция мира и человека в творчестве Генриха фон Клейста
Реферат Проблемы образования в канун XXI века
Реферат Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства
Реферат Загадки "массового сознания"
Реферат Разработка технологических стадий для создания антоциан-содержащей биологически активной добавки
Реферат Производственная практика на предприятии ЛОЗНА 2
Реферат Римское право полный курс
Реферат Вероятностные сетевые модели в средней школе