Тема художника в романе М. Булгакова «Мастер иМаргарита»
«Из всех писателей 20-х — 30-хгг. XXвека, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российскомобщественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которойвспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор стираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых —»Мастер и Маргарита". Каждому следующему поколению читателей романоткрывается новыми гранями. Вспомним хотя бы «осетрину второйсвежести», и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второйсвежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал",— вот так в нескольких словах Борис Соколов, известный исследовательтворчества Булгакова, сумел показать, какой вклад внес писатель в русскую имировую литературу.
Слово«мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа«Мастер и Маргарита». Он действительно является одной из центральных фигурбулгаковского произведения. Мастер — историк, сделавшийся писателем. Мастер — человекталантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Оннаписал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будеткому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хорошийроман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когдаоказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты,что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для Мастера жизнь теряетвсякий смысл.
Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцативосьми лет») — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетнаякампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетнуюкампанию против Булгакова и его повести «Роковые яйца», пьес«Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира»,«Багровый остров» и роман «Белая гвардия».
СудьбаМастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил,каждая из которых пытается увлечь его за собой. Божественной волей ему дарованписательский талант, который делает безвестного сотрудника музея Мастером.Работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всадникеПонтийском Пилате», Мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живет он в мире,где злые, пошлые, скудоумные ничтожества пришли к власти, где, повеликолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет». В этоммире божественный дар Мастера оказывается под запретом как нечто оченьопасное. Мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, накоторую его обрекает общество. Он не понимает, что, став писателем, он темсамым превращается в конкурента латунских-берлиозов, бездарей и демагогов,захвативших “литературную ниву” и считающих её своей законной кормушкой, своейвотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента. Ониприспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человеквнутренне свободный, человек, который говорит только то, что думает. И онистараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, ноМастер этого не понимает. Он к этому не готов. Ненависть и злоба этих людей егоугнетает. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, егоромана. И Мастер отчаялся, сломался.
Однако Мастербыл единственным в Москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Онрешил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, отом, «что можно». Но егонеприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах.Неудивительно, что Мастер, ощутив безысходность и свою ненужность, пособственной воле приходит в клинику для душевнобольных.
“У меня большенет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — говорит он Воланду, — ничто менявокруг не интересует, кроме неё, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал”.“А ваш роман, Пилат?” — “Он мне ненавистен, этот роман, я слишком много испытализ-за него”.
Но возникаетвопрос: мог ли главный герой поступить по-другому? Безусловно, мог. Мастер могпродолжить свою борьбу или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другуюцель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, иМаргариты. Он возненавидел и роман, и себя самого.
Булгаков несоглашается с выбором Мастера и считает, что его герой не заслужил света. Новсе-таки после встречи с Воландом автор дает шанс своему герою завершить делосвоей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»
На примересудьбы Мастера Булгаков в своем романе помещает важнейшие для него мысли, сужденияи размышления о месте художника, творческой личности в обществе, в мире, о еговзаимоотношениях с властью и своей совестью. Булгаков приходит к выводу о том,что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжет,не в ладу со своей совестью, теряет всякое право на творчество.
В связи сэтим фигура Мастера в романе неоднозначна: он остается внутренне верен себе,но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь илинастойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчестволишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой». Иименно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению кМастеру, делая его рукописи «негорящими», что означает, по мысли самогоБулгакова, что только истинное творчество бессмертно!
Для писем:
katerina-post@yandex.ru