Министерство образования РФ
Костромской государственный университет имени Н. А.Некрасова
Кафедра журналистики
Общее и особенноев теории журналистики как важнейшей составляющей системы социальныхкоммуникаций
Выполнила студентка 1 курса
отделения журналистики
филологического факультета
Смирнова Елена Владимировна
Подпись ____________________
Домашний адрес:
г. Кострома, м/н. Давыдовский-2,
д.33,кв.224
Проверил: доцент кафедры
журналистики Невский А. В.
Кострома, 2005
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие «массовая информация» в журналистскойдеятельности и теории журналистки…………………………………………………………………………….6
Глава 2. Журналистика как фактор социальногоуправления………….….……15
Глава 3. Теория журналистики. Особенности ееосновных категорий…………22
Глава 4. Значение СМИ в «информационном поле»России……………………..29
Заключение………………………………………………………………………………33
Библиография………………………………………………………………..………….35
Приложения……………………………………………………………………………….
Введение.
Говоря о каком-то предмете, событии или явлении,необходимо знать историю его происхождения. Так и говоря о теории журналистики,нужно несколько слов сказать, прежде всего, о происхождении и развитии самойжурналистики.
Собственно журналистика появилась только послеизобретения книгопечатания. Причем в разных странах этот процесс зарождался вразное время. Например, в Китае книгопечатание появилось раньше, чем в странахЕвропе (в VIIвеке возникает ксилография,а в XIвеке – наборная печать). В Европе же предпосылки квозникновению книгопечатания и его развитию начали складываться только в 30 –40-е годы XVвека: в 1510 году ИоганнГутенберг изобрел первый книгопечатный станок. В России книгопечатаниевозникает и еще позднее, только через 50 лет после изобретения Гутенберга. И в1564 году выходит первая датированная книга «Апостол». Однако с того временипроходит еще примерно 150 лет до того момента, как типографская техниканачинает использоваться для выпуска и тиражирования журналистской периодики.
До возникновения собственно журналистикисуществовали различные формы пражурналистики. Так, например, на заречеловечества люди общались между собой и передавали информацию с помощьюспециальных условных сигналов, в том числе и звуковых, позже возникла ичленораздельная речь. А поскольку людям приходилось все больше и большеобщаться, способы общения и передачи информации совершенствовались.
С переходом от первобытно-общинного строя кгосударству усложнились и развернулись процессы разделения труда, началиформироваться политические институты и т.д. В распространении информации всебольшую роль начинают играть ораторы (Цицерон – в Риме, Демосфен – Греции). Ониуже передавали информацию массе людей с тем намерением, чтобы воздействовать наформирование их мнений, представлений, стремлений.
Одновременно с ораторским искусством и другимиустными формами распространения информации развивались и письменные формымассово-информационной деятельности. Это происходило в связи с тем, чтотерритории, на которые должна распространяться информация, становятсядостаточно обширными и устные формы передачи становятся уже недостаточными.Появляются листовки и некие подобия газет, которые представляли собой сводкиактуальных материалов.
Так, например, в Египте «выходила» «газета» напапирусных свитках, а в Риме по указанию Юлия Цезаря около ста лет «выходили» “ActaSenatus” и “ActadiurnapopuliRomani” – сводки новостей. В письменном виде онирассылались по всей территории страны военачальникам, чиновникам и т.д. А вРоссии при дворе в течение всего XIXвекавыходили рукописные «Куранты».
Так постепенно с изобретением и развитием техникипражурналистика перерастает в собственно журналистику. А в связи с развитиемжурналистики (появлением новых периодических изданий, изобретением радио ителевидения, а в XXвеке внедрением Интернета ицифровых технологий) требуются и люди, которые могли бы работать в даннойсфере. Это и те, кто отвечает за техническую сторону процесса, и те, кто творити представляет свое творчество на суд общества.
В данной ситуации встает вопрос о непосредственнойподготовке журналистов. Так как профессия журналиста насчитывает, примерно,пять столетий (а это небольшой срок по сравнению с мировой историей), тонекоторые считают, что и теории в этой профессии нет: всему следует учить сразуна практике. Но это не так. Главная задача теории журналистики заключается втом, чтобы ввести начинающего «в сферу научного знания о журналистике какбудущей области знания практической деятельности». И, не смотря на то, чтотеория журналистики постоянно изменяется, и в нее входят новые компоненты,основные и базисные понятия и составляющие структуры остаются неизменными.
В наше время особенно в провинциальных городахредко встречаются журналисты, которые закончили факультет по специальности. Имприходится учиться всему сразу на практике. На факультетах и отделенияхжурналистики даются теоретические знания, помогающие реализовать возможностиучащегося на практических занятиях. Такие занятия в свою очередь выявляют«плюсы» и «минусы» творческих работ и уже в дальнейшем избежать неточностей иошибок непосредственно при работе в редакциях, на радио и телевидении. Об этомже говорится и Г. В. Лазутиной в своей книге «Основы творческой деятельностижурналиста»: «И пусть теоретическое знание не вечно во времени, пусть онотребует обновления и уточнения на каждом новом этапе, — обойтись без него всеравно нельзя, если мы хотим избежать постоянного воспроизведения тех «минусов»,которыми отмечен предшествующий день журналистики, в работе журналистов следующегодня».
Глава 1
Понятие «массоваяинформация» в журналистской деятельности.
Понятие «массовая информация» — одно из основных втеории журналистики, более того — оно базисное. Информация – посредник междужурналистом и аудиторией. Именно информация является тем основным инструментомработы, с помощью которого решаются многообразные задачи. «Перед теориейсовременной журналистики лежит огромный пласт проблем – стратегических,связанных в первую очередь с методологией, с новыми подходами к функционированиюпрессы, с локальными исследованиями текущей практики» [5;39].
Если раньшевся теория журналистики была основана на принципах марксизма – ленинизма(утверждение советского образа жизни, управление массовым сознанием и мышлениемс помощью внушения, основанного на штампах), то в теории современнойжурналистики наибольшее предпочтение отдается индивидуальным, новым способамвоздействия на аудиторию, штампы не признаются.
Теория средств массовой информации в Россиибазируется на осмыслении новой практики, на комплексных исследованиях жизнипрессы и общества. Информация, которую предоставляет журналист обществу, должнабыть востребованной. Важно определить, что понимать под термином «информация».
Вообще же внаше время данный термин следует понимать в широком смысле слова, то естьинформация – это вся совокупность сведений, которую несет журналистикааудитории. То, что в журналистике обычно называют «информацией», — это всеголишь часть понятия в широком смысле, а именно – это событийная информация, тоесть сведения о новых фактах. Однако СМИ никак не могут ограничивать своюработу только сообщением отдельных новостей. Необходимо не только даватьаудитории факты, но и комментировать происходящее. Нельзя забывать, что событиеотвечает на вопросы кто? что? где? когда? почему? что из этого следует? Ответына эти вопросы и должны содержаться в сообщении.
Для журналистики важно, чтобы любое, пусть даженебольшое по объему, сообщение было высоко информативно, чтобы каждый изаудитории находил в тексте что-то для себя. Однако журналист должен понимать,что не вся информация может быть воспринятой, а тем более осознаннойпотребителем. Поэтому важно налаживать связь «текст – аудитория», при которойпотенциальная информация максимально полно станет принятой, а затем – реальной,которая сможет воздействовать на потребителя. Это возможно при соблюдении трехправил:
1. отображениедействительности;
2. созданиетекста произведения;
3. освоениетекста аудиторией.
Неотъемлемой «чертой текста в журналистике должнабыть семантическая» (что и как отображено), «синтактическая» (как организовантекст) и «прагматическая» (как осваивается текст аудиторией)«адекватность…, – правильностьотображения действительности, точность организации, ценность для аудитории» [4;34].
Добиться этого можно лишь при соблюдении трехусловий информативности.
Первое – небанальность сведений, которые сообщаютсяаудитории. Это та информация, которая несет сведения неизвестные читателю,которая призвана возродить в памяти аудитории факты, сведения, доводы, идеи.Также небанальна и та информация, которая помогает четче и полнеесистематизировать сведения, полученные ранее, связывать отдельные звенья вцепочку, создавать целостную систему. Небанальностью обладает и информация,актуализирующая известные аудитории факты, помогающая использовать ранееполученные сведения для осмысления текущих событий и проблем.
Однако нельзя забывать и об оригинальностиинформации. Хотя неэффективна как абсолютно оригинальная, так и абсолютнобанальная информация. Журналисту важно найти середину между двумя этимикрайностями.
Вторым условием информативности являетсявозможность понимания текста аудиторией в соответствии с замыслом журналиста.
Важно помнить следующее:
1. текстдолжен быть создан на понятном аудитории языке. Но при необходимости следуетвводить новые для потребителя слова, поясняя их и делая это несколько раз,чтобы они лучше усвоились аудиторией;
2. журналистдолжен ориентироваться на эмоциональный опыт аудитории и соответствующийобразный язык. Необходимо понимать это, чтобы не вызвать нежелательную реакциюэмоционального характера;
3. журналистдолжен быть знаком с «кодом культуры» [4;36] аудитории. Если он будетиспользовать научные понятия, крылатые выражения, непонятные аудитории, то одекодируемости информации не может идти и речи;
4. чтобыдонести свою мысль адекватно, журналист должен знать образ мышления потребителя.В некоторых случаях необходимо развить мысль; в других – организовать полемикус широко распространенной точкой зрения; в следующих – вступить в дискуссию ит.д.
Несоблюдение правил доступности приводит кнепониманию аудиторией журналиста, что вызывает негативную реакцию напоставленную проблему. Таким образом, журналист начинает «работать» противсебя.
Третьим условием информативности являетсярелевантность (от английского «relevant» — «уместный, относящийся к делу»).Релевантностью обладают те произведения, которые соответствуют ее потребностями интересам. Журналисту важно и необходимо достичь в своем произведением тогопика, при котором потребности и интересы аудитории будут удовлетвореныодновременно. Также необходимо заботиться о передаче такой информации, котораяпомогает создать верную ориентацию аудитории в действительности. Важно, чтобыпри восприятии такой информации потребитель начинает действовать адекватно влюбой ситуации – от выбора товара до выборов президента.
Интересы и потребности аудитории могут расходиться.Потребителя может интересовать одно (интимная жизнь «звезд», бытовые проблемы ипроисшествия), а нужды жизни заставляют обращаться ее к проблемамэкономического, правового плана, к закономерностям развития общества. Из этогоследует, что журналист должен уметь так соединять одно с другим в своемматериале, чтобы удовлетворить одновременно и потребности, и интересы аудитории.Он должен направлять внимание аудитории на более важные стороны жизни общества,чем мелкие бытовые разборки или нечто подобное.
Рассмотренные выше требования относятся кпрагматике – первому аспекту к адекватности информации. Вторым аспектом являетсясемантическая адекватность. Она предполагает соответствие текста тойреальности, которую отражает журналист. Каким же с семантической точки зрениядолжен быть поток информации?
Это должна быть дескриптивная («описание»)информация, представляющая аудитории все богатство окружающего – принадлежащихмиру явлений, законов, событий, процессов и человеческих отношений, судеб,характеров. Опора на факты – это один из важнейших законов журналистики.
Вследствие подачи одних и тех же фактов каждымжурналистом со своей точки зрения, со своей оценкой появляется прескриптивная («предписание»)информация. Это информация, которая дает представление о «желаемом будущем»,разделяемом журналистом [4; 38].
Сопоставление и наложение прескриптивной идескриптивной информаций позволяют журналисту дать свою оценку происходящемусобытию, выявившейся закономерности или наметившейся тенденции. Вследствие этого возникает валюативнаяинформация («стоимость, ценность»). Оценка журналиста может быть высказанапрямо, может содержаться в характере передачи материала, а может и практическиотсутствовать. Однако уйти от оценочности журналист не может.
Возникает нормативная информация, которая отвечаетна вопрос «что делать?» в связи с определенно оцененными фактами жизни.
Таким образом, текст журналиста с точки зрениясемантико-информационного наполнения несет аудитории дескриптивную,прескриптивную, валюативную и нормированную информации. Их взаимоотношения исвязь смотреть в схеме №1.
В теории творчества этот каркас как бы обрастает«мясом», живой плотью содержания и формы. Но все же важно видеть его основу.
Третьим аспектом рассмотрения информации являетсясинтаксическая адекватность, при которой текст произведения характеризуется состороны его структурной организации.
Набор элементов текста может быть полным – S (d, p,v, n), редуцированным – S (d) (обозначения смотри в примечании к схеме №1).
Интенсивность представления элементов в тексте также самая разнообразная: от сбалансированной S (d, p, v, n) до акцентированной S(d, d, d, p) и т. д.
Также и порядок, логика развертывания повествованиямогут иметь множество вариантов: S(d, p, v, n); S (p, d, v); S (d, v) и т. д.
Основанием для формирования той или иной структурытекста служит решение семантических и синтаксических вопросов в связи снайденным обоснованием прагматической адекватности текста.
Раскрытие сущности деятельности журналистов какмассово-коммуникативной, введение таких понятий, как «информационнаянасыщенность», «информативность», «информированность», описание условий ифакторов, определяющих высокую эффективность воздействия журналиста начитателя, дают в руки работниковжурналистики знания, позволяющие работать целенаправленно, активно и результативно.Но, однако, использование этого знания злонамеренно или неверно приводит кдезинформации. Этого в журналистике допустить никак нельзя, так как цель еедеятельности – информировать, а не дезинформировать.
Это все относительно понятия «информация» вцелом,теперь рассмотрим понятие «массовая информация». Это основное звено в теориижурналистики, так как вокруг него объединяются остальные составляющиеструктуры. Она помогает собрать вокруг себя цепочки, состоящие из категорийтеории журналистики и раскрыть взаимосвязь между ними (схема №2).
Принято считать, что прилагательное «массовый»несет некоторый негативный отпечаток. На самом же деле, словосочетание«массовая информация» определяет ту информацию, которая направлена на массовуюаудиторию, а не на одного конкретного индивида. Понятие «массовая информация»предполагает доступность информации, присутствующей в материале журналиста,быть понятной каждому отдельно взятому человеку из той или иной группы, длякоторой пишет журналист. Как бы не приходилось говорить о том, что нужнораспространять материалы на всю потребительскую аудиторию, не стоит забывать итого, что существуют органы массово-информационных средств, которые работают наопределенный круг потребителей (медицинские, детские, технические, мужские,женские и т.д. СМИ). Однако информация и в таких СМИ не перестает бытьмассовой, поскольку она затрагивает интересы одной группы, на которую ориентированкоммуникационный орган.
Г. В. Лазутина в своей книге «Основы творческойдеятельности журналиста» пишет, что существует два слоя массовой информации: первый– спонтанно порождают сами массы, второй – непосредственно производимыйспециалистами и распространяемый по каналам, специально созданными для этого.
К массовой информации она также относит иинформационные накопления общества: библиотеки, фонотеки, фильмотеки — все то,что когда-нибудь может быть использовано для обогащения настоящего,готовящегося в данный момент материала.
Лазутина говорит и о том, что массовая информациясуществует в трех формах:
1. информация «пассивная». Это та информация,которая ждет своего времени, определенной социальной ситуации, в которой онабудет актуальна;
2. форма непроизвольной активности, то естьсвободное обращение информации по неструктурированным каналам, в которые онапопадает от самих создателей. У такой формы информации есть способностьварьироваться в зависимости от конкретной ситуации;
3. форма произвольной активности, то естьпредложение информации потребителю специальными инстанциями. Такая информацияпопадает в общество по специальным каналам, открытым любому желающему.
Массовая информация также способна удовлетворитьнекоторые потребности человека, например:
1. прием и распространение сведений об общественнозначимых изменениях (сюда относятся тексты, оповещающие об измененияхдействительности и на очевидном уровне (события) и на неочевидном (проблемы));
2. поддержание такого состояния общества, прикотором в случае необходимости реализуется их готовность к определенным действиям(материалы, дающие возможность знакомиться с нормами, знаниями и ценностямиразличных социальных групп);
3. поддержание и повышение степени согласованностиобщественных интересов (рекреативные, развлекательные материалы);
4. формирование сознания (на него влияют тексты,стимулирующие духовные искания людей);
5. самоопределение общественного мнения –реагирования общества на изменение определенных условий существования общества(тексты, знакомящие с разными точками зрения на один и тот же вопрос);
6. выработка и распространение решений, принимаемыхразличными институтами для побуждения общества к практическим действиям(управленческие тексты, представляющие те или иные решения институтов власти);
7. помощь членам общества в затруднительных для нихситуациях, частных или деловых [2;41-44].
Таким образом, видно, что функция массовойинформации состоит не только в том, чтобы информировать общество, но и в том,чтобы сформировать общественное мнение, выработать некоторые жизненныепринципы, оказать воздействие на принятие решений и т.д.
Глава 2
Журналистика какфактор социального управления
И так, журналистиканесет аудитории информацию, с помощью которой создает информационную картинумира, способствующую регулированию отношений реальной действительности сносителями этой картины мира. Отсюда следует, что журналистика управляетпотребителем информации, воздействует на формирование его сознания и мненияименно при помощи создания картины будущего.
Вообще, процесс управления – это такой процесс,который приводит к некоторым изменениям в структуре, деятельности и состояниисамого объекта, на которого непосредственно направлен этот процесс. Управлениеможет быть целенаправленным с ярко выраженными и поставленными целями изадачами. Такое управление наиболее четко прослеживается в журналистскомматериале. Однако даже если кажется, что материал не несет в себе ярковыраженной управленческой функции, то не стоит говорить о том, что ее вовсенет. Управленческий процесс рождается в результате возникновения новых задачжурналистики. Это же в свою очередь происходит за счет их неизбежноговозникновения после осуществления какой-либо одной задачи. Таким образом,получается, что процесс управления массовой аудиторией является неминуемым инепосредственным спутником журналистской деятельности и движения общества вцелом.
Однако не стоит думать, что журналистика всесильнав своем управляющем воздействии на аудиторию. И это зависит не только от того,что журналисты не обладают полнотой знаний о нуждах, потребностях общества илиони не обладают достаточно развитыми творческими способностями. Многое, авозможно и большая часть управленческого процесса, зависит от того, насколькоактивно ведет себя аудитория. Не стоит забывать и о том, что общество самоспособно формировать систему представлений об окружающем его мире идействительности. Оно может просто не принять поступающую от журналистовинформацию об изменениях во внешней и внутренней обстановках, или отнестись кней крайне критически. Тем более следует принимать во внимание и то, чторазличные СМИ по-разному преподносят одну и ту же информацию, расставляяакценты на различные компоненты материала. Отсюда видно, что процесс управления не несет жесткого назидательногохарактера. Это происходит в том случае, если органы СМИ лишь частично учитываютдействительные потребности, интересы и запросы аудитории. Если жемассово-информационный орган действует высокоэффективно, то есть учитывает вышеперечисленные факторы и действует слаженно и едино направленно, то сила еговлияния на потребителя может оказаться высокой и вероятность добитьсяуправления сознанием аудитории также возрастает.
Однако такая способность журналистикивоздействовать на аудиторию заставляет журналиста особенно важно отнестись кпроцессу подготовки материалов, потому как именно на нем лежит ответственностьза то, как будет формироваться сознание общества, по какому именно пути пойдетпоток информации, направляемой к нему.
Управленческие возможности журналистики делают ее«четвертой властью» (помимо властей судебной, законодательной иисполнительной). Проявление журналистики в этом обличии можно проследить в еевозможности принимать участие в социально-политической жизни общества(например, воздействие на принятие решений социальными институтами) ихарактерных особенностей влияния на сознание и направленность поведенияобщества в целом.
В связи с тем, что роль журналистики вобщественно-социальной жизни общества все возрастает и возрастает, возникаеттребование информационной прозрачности, то есть наибольшей доступности ипонятности информации каждому члену массовой аудитории. Также возникает ипотребность в расширении возможностей доступа журналистов к источникаминформации, так как если журналист как информатор не обладает полным спектромматериала по тому или иному вопросу, то аудитория получает информационный потокнесколько искаженным, кривым и неполным. Однако не стоит в этих случаяхзабывать и о том, что журналист не должен нарушать юридические иморально-этические нормы. Говоря о нравственной стороне проблемы, следуетобращать внимание не только на прописанные законом требования, но и, преждевсего, на собственные моральные устои. И, скорее, личностные качестважурналиста играют большую роль в формировании его социальной позиции. Взависимости от того, какой путь выбирает журналист, какой позиции онпридерживается, интересы какой социальной группы он защищает, меняется истепень влияния выдаваемой им информации на потребительские массы, деятельностьсоциальных институтов и их активность.
В теории журналистики выделяют три типа социальнойпозиции журналиста (схема №3):
1) консервативная;
2) реакционная;
3) прогрессивная.
Консервативная позиция журналиста нацелена наукрепление уже существующего порядка вещей и поддержания в обществе тех настроений,которые присутствуют на данный момент. Данная позиция не предполагает какихбы-то ни было изменений в общественной жизни. Она не требует от аудитории«побега» от разрешения наличествующих проблем или, наоборот, как можно скорееразъяснить все «висячие» вопросы. Если же у журналиста сформироваласьреакционная социальная позиция, то его задачей становится направлениепотребительских масс общества на попятное движение, на регресс, а не наразвитие общественного сознания. А вот журналисты, обладающие прогрессивнойсоциальной позицией, всегда будут стремиться к борьбе за лучшее будущее. Ониставят перед собой задачи, которые бы способствовали развитию и большемупроявления творческих способностей, как личности, так и человеческого обществав целом. И это не только творческое развитие, но и экономическое, социальное,политическое и культурное. Однако в данном случае не стоит забывать и о том,что журналист, стремясь к благородным целям, может забыть реальную картину мираи представить аудитории модель «желаемого будущего», отвлеченную от реальности.Поэтому журналисту необходимо выбирать путь информационного воздействия нааудиторию и помнить о том, что на нем лежит ответственность за формированиеобщественного мнения и сознания.
Необходимо также отметить и то, на чем же непосредственно основывается та или инаясоциальная позиция журналиста. Во-первых, на согласованности общечеловеческихценностей с интересами различных социальных групп. Во-вторых, на самосознаниижурналиста, на понимании того, какое место он занимает в социальной структуреобщества. Именно через ясное представление журналистом своей социальной позициии через последовательное проведение ее в жизнь формируются и принципыжурналистской деятельности, соответствующие морально-этическим нормам:
— правдивость;
— достоверность;
— патриотизм;
— национальная гордость;
— интернационализм;
— демократизм;
— гуманизм;
-объективность (схема №4).
Соблюдениепринципов журналистики во многом позволяет добиться в большей степени влиянияна сознание массовой аудитории и на формирование ее мнения путем управления.
Вообще же, массовая информация на протяжении многихстолетий играла важнейшую роль в обеспечении успеха деятельности тех или иныхсоциально-политических сил. Во все времена была, есть и будет информационнаяборьба общественно-политических сил, так как это неизменный спутник ихстолкновений в борьбе за «победу». «Информационные войны» ведутся всегда междутеми или иными социальными силами, при чем с применением различных сомнительныхсредств, порой нарушающих морально-этические нормы и устои. Во времена«железного занавеса» глушились все иностранные передачи, проводиласьконтрпропаганда. Для воздействия на население применяли дезинформацию. Это неотсутствие информации вообще, а подача заведомо ложной информации. Цель такогопоступка в том, чтобы создать в обществе ложную систему ориентаций имировоззрения, сформировать искаженную картину мира, действительности,поставить перед аудиторией ложные цели и ценности. Происходит своего родаинформационная агрессия, отчуждающая определенные слои общества. Средства, припомощи которых осуществляется проникновение дезинформации вобщественно-социальную среду, весьма разнообразны: это может быть как прямаяложь, так и «полуправда», и распространение слухов, которые в некоторых случаяхоказываются верными, и утаивание сведений, и неверная расстановка акцентов всообщаемой информации и т.д. Проникновение такой информации в обществоформирует неадекватную реакцию на мировые проблемы.
Для создания единого информационного пространства,которое могло бы в дальнейшем развиваться и прогрессировать, необходимо единоевзаимодействие коммуникационных систем. Действия же разнонаправленныхобщественно-политических и массово-информационных органов порождают новые иновые конфликты, которые требуют как юридического вмешательства, так исаморегулирования морально-этических норм у участников этих конфликтов.
Говоря об «информационных войнах», необходимоотметить то, что они возникают не только в период мировой нестабильности и нетолько на мировой арене, но и в самом информационном поле одной страны.Особенно остро это чувствуется в те моменты, когда идет предвыборная борьба.Противники в таких случаях стараются любыми способами, даже противоречащими нравственнымустоям, добиться власти. В связи с этим возникает вопрос об информационнойбезопасности страны применительно к деятельности СМИ. Информационнаябезопасность предполагает выдачу объективной и проверенной информации одействительности, а также независимость массово-информационных органов. Апоскольку практически все СМИ зависят от политических структур, то,соответственно, в большей степени будут выдавать те информационные потоки иматериалы, которые удобны данной политической структуре или другому органу, откоторого они зависят. Несомненно, они учитывают и интересы массовой аудитории,поскольку все-таки журналист несет ответственность за формированиеобщественного мировоззрения и мнения.
Глава 3
Теория журналистики. Особенности ее основных категорий
Теория журналистики – это важнейшая частьпрограммы, готовящей журналистов. Однако поскольку журналистика – это такоеявление в жизни общества, которое постоянно подвергается изменениям, то итеория журналистики не может быть константной. Она должна включать в себя, какнепосредственно теоретическую основу, так и обучение некоторым основампрактической деятельности журналиста. Однако, как пишет В. В. Смирнов в своейкниге «Актуальные проблемы журналистики», «учебная литература по теориижурналистики больше теоретическая, чем практическая. (…) Изучению практическихоснов профессии, специфике журналистского труда в печати, на радио ителевидении, его психологии уделяется гораздо меньше времени» [5;14].
Теория журналистики в большей степени изучаетисторию развития самой журналистики, ее массово-информационную природу,функции, изучает социальную позицию журналиста, свободу печати и журналистскойдеятельности, место журналистики в системе социальных институтов, винформационном пространстве, а также самого журналиста как субъектадеятельности СМИ и т.д.
История развития журналистики показывает, каксформировались и развивались средства массовой коммуникации, а также усилениеих воздействия и влияния на мировоззрение человеческого общества. Из историижурналистики мы видим, что это явление возникает не спонтанно, а развиваетсявместе с развитием общества, оно приобретает новые формы и возможности. Видим, какона прогрессирует от ораторского искусства и распространения листовок досложнейших социальных связей между всеми составляющими общества, осуществляемыхпри помощи новейших компьютерных разработок.
Все та же история развития помогает понять основныезадачи журналистики и увидеть взаимосвязь между отдельными компонентами,составляющими журналистскую деятельность. Прохоров представляет схему взаимодействия составляющих системы журналистики(схема №5). Он показывает, что взаимодействие функционирует на основе прямых иобратных связей и дает разъяснения каждому компоненту представленной им системы(учредитель (У), руководящие органы (РО), непосредственно журналисты (Ж),журналистские тексты (ЖТ), каналы (К), массовая аудитория (МА), социальныеинституты (СИ), действительность (Д)). Также он дает несколько определенийсамой журналистике:
—«журналистика как особый социальный институт»,включающий в себя различные газетные, книжные, журнальные редакции, а такжетеле- и радиокомпании и т.д.;
—«журналистика как система видовдеятельности, необходимых для нормального функционирования этого социальногоинститута». Деятельность по созданию журналов, газет, теле- и радиопрограмм;организаторская работа по созданию коллективов, налаживанию связей междусоциальными институтами, проведение научных исследований и т.д.;
—«журналистика как совокупностьпрофессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности», ведь вжурналистике работают не только одни корреспонденты, редакторы, но испециалисты по маркетингу, менеджменту, рекламному и инженерному обеспечению;
—«журналистика как системапроизведений», под которой следует понимать не только те авторскиепроизведения, которые вышли в печать, но и непубликуемые произведенияжурналистики (программные сетки, сценарные и режиссерские планы),внутриредакционные материалы, а также ответы на письма читателей и т.д.;
—«журналистика как комплекс каналовпередачи массовой информации» [4;12-13].
Таким образом, видно, что журналистика – явлениеразностороннее и взаимосвязанное. А это значит, что и вся теория журналистикисостоит из компонентов, которы