НиколайГумилев:
судьба, биография, творчество.
Золотоесердце России
Мирнобьется в груди моей.
Николай Гумилев.
В истории отечественной словесности есть
имена камертоны, самозвучание которых
призывает думать о явленияхкуда более ши-
роких, чем конкретноетворчество. Одно из
таких имен – Николай Гумилев.
Почти семь десятилетий читателя испыты-
вали Гумилевым. Его книг небыло в библиотеках (понятное дело враг советской власти!), но они, эти книги,чудом уцелев-
шие в чьих-то домах,переписывались от
руки, перепечатывались намашинке; их
тайком давали почитать наодну ночь, а о
самом поэте говорили едва лине полушепо-
том.
Обычно говорят: в день, когда он родился…Николай Степанович Гумилев
роился ночью, в Кронштадте,сотрясаемом
именно в эти часыштормом. Старая нянька,
глядя на разыгравшуюся 3(15)апреля 1886
года бурю, простодушноувидела в этом
некий своеобразный знак,сказав, что у
родившегося “ будет бурная жизнь”.
Впрочем, “простодушно” ли? Ведь,
в сущности, она оказаласьправа.
Отчасти было предопределено и место
рождения будущего поэта –морская кре-
пость; это связано с родомдеятельности
его отца, корабельного врачаСтепана
Яковлевича Гумилева, окотором следует сказать несколько слов отдельно, так как
основные черты – упорство вдостижении
цели и трудолюбие – перешли ксыну,
видимо, от него.
В 1861 году Степан Яковлевич едет в
Кронштадт. Там он познакомилсяс сестрой
адмирала Л.И.Львова, АннойИвановной,
которая и стала в 1876 годуего женой.
Спустя десять лет, когда до выходаСтепана Яковлевича в отставку – с мундиром и пенсионом – оставалось менее
года, в доме на кронштадтской
Екатерининской улице иродился Николай
(до него были Дмитрий и дочьС.Я.Гумилева
от первого брака Александра).
К пяти годам Николай умел читать и
писать, чему его обучали всемье, перебравшейся из Кронштадта в Царское Село, в уютный дом на Московскойулице.
Любил рисовать и сочинять,мечтал о путешествиях.
8 сентября 1902 года в “Тифлисском
листке”появилась первая публикация
Николая Гумилева –стихотворение “Я в
лес бежал из городов…”. Тифлисским
периодом принято считать дажене
ученическим – доученическим,а стихи,
написанные за эти два года, — подражатель-
ными.
Учился на историко-филологическом
факультете Петербургскогоуниверситета.
Затем слушал лекции вСорбонне.
Он тайком от родителей, отложив деньги
из ежемесячной родительскойпомощи,
совершил первое путешествие вАфрику. Эта поездка под бесспорным влиянием путешествия в 1891 годуфранцузского
художника Поля Гогена наостров Таити (возле Австралии), была окружена
атмосферой тайны: юный хитрецзаранее
написал письма родителям, идрузья
аккуратно каждые десять днейотправляли
их из Парижа.
В1911 г. вместе с С. Городецким создал
“Цех поэтов”, вокруг которогообъединились
А.Ахматова, О.Мандельштам идр., называв-
шие себя акмеистами ивыступавшие против
эстетики и поэтикисимволистов в стремлении утвердить ясность и четкость
художественного образа иязыка.
Да, Гумилев создал акмеизм, призывая
воспринимать мирбезоговорочно, но как раз
акмеистом он и не стал, ибобыл больше,
значительней этогонаправления.
Вдальнейшем он, выпустивший в 1908
году в Париже книгу “Романтическиецветы”, еще трижды посетит Африку:
в 1909-1910, в 1910-1911годах и в апреле –
августе 1913 года – в составесерьезной
научной экспедиции Российскойакадемии
наук. Духом путешествий,экзотики отмечены даже названия книг Гумилева –
“Жемчуга”(1910), “Чужоенебо”(1912),
“Колчан” (1916), “Костер”(1918), “Шатер”
(1918), “Огненный столп”(1921).
Безусловно, в его поэзиимного мужества,
заявленного в акмеистическихпрограммах.
Его стихи, открытые, прямые,полны изя-
щества и конкретных деталей.Он сам гордился этим мужеством перед читателями.
Вся история взаимоотношений с
А.А. Ахматовой – ухаживания,женитьба,
рождение сына Льва, распадсемьи и развод-
говорит о том, что Гумилевпри внешней
решительности, смелости “рыцаряв латах”,
“поэта-воина” был скореевсего мечтателем,
близким А.А. Блоку, тоскующимстранником. В 1909 году между ним и Ахматовой, согласившейся выйти замуж,
состоялся беглый разговор. Навопрос
“любит ли она его”, Ахматовав 1909 году
ответит весьма своеобразно: “Нелюблю,
но считаю Вас выдающимсячеловеком”.
В годы первой мировой войны Гумилевпоступит добровольцем в уланский полк. За участие в боях (смертельно опасных)он будет награжден двумя Георгиевскими крестами.
В стихах этих лет “Война”, “Солнце духа”и др., в военной прозе Гумилев остался
верен себе: и на фронте онищет
невероятного преодолениястраданий, тягот,
голода, ищет так, как инойфанатик-монах
исступленно ищет изнурениятела. “Нас
принуждает к этому дух,который так же
реален, как наше тело, толькобесконечно
сильнее его”, — запишет онсвои состояния
в “Записках кавалериста”.
Замечательный поэт, известный
путешественник, профессорНиколай Гумилев был арестован 3августа 1921 года
по подозрению в участии втаганцевском
(по фамилии якобы руководителя
В.Н. Таганцева) заговоре.
24 августа Петроградская Губчека
примет постановление орасстреле 61 человека, проходившего по этому “делу”.
1 сентября “Петроградская правда”
опубликует сообщение “Ораскрытии в
Петрограде заговора против Советскойвласти…”.
Заговора, которого не было, ибо никто
пока не доказал, что онсуществовал, не привел документальных свидетельств. Можно привести добрыйдесяток “за”
невиновность Гумилева, но ниу кого нет
документальных улик. Домыслы,вымыслы.
Юрист Г.А. Терехов, изучив “материалы”дела, скажет, что не принимал
Гумилев участия в заговоре(Новый мир.
1987. №12).
А писатель Константин Симонов все же
был против реабилитации.
Еще в 1968 году П.Н. Лукницкий писал
генеральному прокурору СССР онеобходи-
мости реабилитироватьГумилева, и только
в 1989 году по ходатайствуакадемика
Д.С. Лихачева прокуратуравновь вернулась
к этой донельзя странной и постыдно
затянувшейся истории сустановлением
истины.
Уже изданы его стихи, поэмы, “Записки
кавалериста”, письма, статьииз “Писем о
русской поэзии”, одно задругим выходят
“Избранные”. Кого – врагаСоветской власти? Заговорщика? Уж кого только,
кажется, в наше-то время нереабилитируют!
Кого? Поэта… Не потому ли,что для этого
следует признать, что уже в1921 году без
суда, по одному росчерку пераследователя
Якобсона можно было поставитьк стенке
десятки людей? А затем – надесятилетия
изъять из культурного обиходакниги поэта.
Никому не дано сказать опоэте больше, чем
говорит он сам в своихстихах. И никому не
дано знать о нем больше,нежели сам он знает.
Литература:
1) Николай Гумилев.
Стихотворения и поэмы.
Профиздат, 1991, 1996.
И.А. Панкеев.
2) Русская литература ХХвека. 11 класс.
В. Чалмаев, С. Зинин. 2003
3) Мир Русской культуры.
Энциклопедический справочник.
Вече, 1997.
А.Н. Мячин.