Критика российскойдействительности в пьесе А.М.Горького “На дне”
Хорошо, когдапрочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемсянад тем,
какое значение имеет для нас это произведение, что оно далонам.
Современи создания пьес Горького прошломного лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо,
им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это — энциклопедия предреволюционной России,история,
запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не
только к прошлой, но и к нынешней жизни.
“Человек — этовеликолепно! Это звучит… гордо!” Этислова, сказанные на заре ХХ века, определяли твор-
ческую линию писателя.Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой овели-ком призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко.
Но он жевыступал и со страстным, горячимпротестом против всего, что принижало человека, против всех
“свинцовых мерзостей жизни”.
В пьесе “Надне” с большой силой и непревзойденным художественным мастерствомпоказаны те ужасные
условия жизни,которые толкают на “дно” ее, в “яму”. Итогда человек перестает быть человеком. Да разве ж
это люди обитают вомерзительной ночлежке Костылева ? Они утратили все человеческое, потеряли даже об-лик человека, превратились в жалких, никому не нужныхсуществователей.
Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватилотвердости или уме-ния бороться с судьбой, желания трудиться, преодолеватьтрудности. Но виноваты и социальныеусловия. Это
была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других,эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В
каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных иличных проблем.
Но даже издесь, “на дне” жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. Здесьсвои “короли” и под-
властные, эксплуататоры и эксплуатируемые,хозяева и работники. Законыобщества преследуют человека от
рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки.Только в последних все гораздо обнаженнее, а
отношения более дикие. И в этом обвинение строю иобществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже
каторги. Она толкаетлюдей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает встраш-
ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя,окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.
А ведь этолюди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтанийо будущем
Наташа, думает осветлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. Уних только и
осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” - с горьким чувством вос-
клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обидачеловека, выброшенного за борт жизни. Уних отняли все, у этих забытыхлюдей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький,
наделял он им и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искрунадежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников.Люди эти так изломаны, что им уж нечегождать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник,а дороги не показал.
Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и врезультате мы видим его падшим
крайне низко:“Никогда уже он не выберется отсюда”. И читателю становится не по себеот этих слов.
Пьесаутверждает: так большежить невозможно !
Многие своимысли вкладывает автор в уста Сатина.Порой странно слышать такие высокие слова от ка-
торжника и шулера. Мы понимаем, что вСатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые сло-
ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, чтолюди достойны лучшей участи.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстнымпризывом любить человека, сделать так, чтобы имя это
действительно звучало гордо. Пьеса имела огромныйполитический резонанс, звала к переустройству общества,
выбрасывающего людей“на дно”. Нет и не может быть счастья,пока человек несвободен, пока несправедли-
вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья исвободы потому уже, что он Человек !
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии,когда призываем “милость к пад-
шим”, пьеса Горькогообретает иное значение. Это не только исторический документ, не просто выдающееся
творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей квечным
проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.